УДК 316.47
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-3-93-102
ГАРМОНИЗАЦИЯ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
HARMONIZATION OF GENDER RELATIONS AS A COMPONENT OF DEMOCRATIC TRANSFORMATION PROCESS
В настоящее время демократические преобразования общества проходят под знаком утверждения принципов тендерной демократии. Достижение тендерного равенства становится важнейшим показателем развития стран. Проблемная ситуация, обсуждаемая в статье, состоит в существовании противоречий между законодательно закрепленными принципами тендерного равенства и реальной социальной ситуацией. Принципы тендерного равенства автором толкуются более широко и рассматриваются в контексте развития демократического общества и трансформации его в гармоничное гражданское общество. Тендерное неравенство в современном мире понимается как проблема, затрагивающая как женщин, так и мужчин. Исто-рико-сопоставительный анализ гендерных отношений, как ведущий методологический прием, позволил проследить историческую трансформацию взглядов на социальный аспект взаимоотношений полов. Сделан вывод, что гендерные исследования в этой сфере очень важны для выработки этических норм представления образов мужчины и женщины, лишенных дискриминации по признаку пола, построенных на основе партнерства между мужчинами и женщинами и обретения гармонии в общественной и частной жизни
Ключевые слова: демократические преобразования; гендерная демократия; гармоничное гражданское общество; социальное неравенство; маскулинность; феминностъ, гендерные стереотипы; социальные роли; па-триархатная идеология
At the present time, democratic transformations of society are under the sign of affirming the principles of gender democracy. Achieving gender equality is becoming an important indicator of countries' development. The problematic situation discussed in the article is the existence of contradictions between the legislatively fixed principles of gender equality and the real social situation. Principles of gender equality are interpreted more widely by the author and are considered in the context of a democratic society development and its transformation into a harmonious civil society. Gender inequality in the modern world is understood as a problem, affecting both women and men. The historical and comparative analysis of gender relations, as the leading methodological device, made it possible to trace the historical transformation of views on the social aspect of the relationship between the sexes. It is concluded that gender studies in this area are very important for the development of ethical standards for the representation of images of men and women that are not discriminated against on the basis of gender, built on the basis of partnership between men and women and gaining harmony in public and private life
Key words: democratic transformation; gender democracy; harmonious civil society; social inequality; masculinity; femininity, gender stereotypes; social roles; patriarchal ideology
H. П. Романова, Забайкальский государственный университет, г. Чита
vgromanow@yandex.ru
N. Romanova, Transbaikal State University, Chita
93
© H. П. Романова, 2018
ведение. В современном мировом сообществе процессы демократических преобразований и развития гражданского общества не теряют своей актуальности, а международный статус государства зависит и определяется их результатами. Демократические преобразования считаются в настоящее время самой востребованной моделью развития общества. Многие политики и руководители государств рассматривают демократические преобразования как панацею от большинства назревших и долго не решавшихся проблем. Однако в то же время они отдают себе отчет, что сами по себе принципы демократии не могут разрешить назревшие социально-экономические проблемы, а лишь создают «...необходимые политические институты и практики, при применении которых возможны наименее болезненные для общества пути решения накопившихся задач в интересах широких социальных слоев» [2. С. 179].
На протяжении нескольких последних десятилетий эти процессы проходят под знаком утверждения принципов гендер-ной демократии. В одном из руководящих международных документов — Программе развития ООН — гендерная демократия трактуется как система волеизъявления мужчин и женщин в гражданском обществе как равных в правах и возможностях, что законодательно закреплено и реально обеспечено политико-правовыми принципами и действиями при формировании общественных и государственных структур.
Тендерная демократия трактуется как принцип, обеспечивающий женщинам равные условия с мужчинами, в правах [3]:
— голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться во все публично избираемые органы;
— участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные должности, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления;
— участвовать в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций,
занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.
Достижение гендерного равенства становится важнейшим показателем развития каждой страны. Организация Объединенных Наций относит эту проблему к разряду глобальных и рекомендует государствам изменять существующие гендерные модели, сохраняющие систему неравных ценностей и двойных стандартов. Большинство международных документов, касающихся прав и свобод человека, провозглашают принципы гендерного равенства (Декларация прав человека (1948), Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин (1993).
Нами принципы гендерного равенства понимаются более широко и рассматриваются в контексте развития демократического общества и трансформации его в гармоничное гражданское общество. Исходя из понимания гармонии как нечто целостного, согласованного, непротиворечивого, слаженного, мы рассматриваем гармоничное общество, в котором отношения его членов основаны на уважении, корректности и других факторах, обеспечивающих бесконфликтность и комфортность его существования.
Гармоничное гражданское общество базируется на высокой степени развития общей и политической культуры каждого из его членов, а следовательно, и общества в целом. В таком обществе неприемлемы негативная личностная критика, т.е. нападки на личность партнера, вместо позитивной критики того, что он делает. Также неприемлемы демонстрация презрительного отношения к человеку, игнорирование его мнения, выраженные в любой форме [6; 7; 8].
Проблемная ситуация, обсуждаемая в статье, состоит в существовании противоречий между законодательно закрепленными принципами гендерного равенства и реальной социальной ситуацией. Статусные и ценностные соотношения женской и мужской групп общества практически во
всех сферах общественной жизни находятся в дисбалансе, полны противоречий, что приводит к сохранению гендерного неравенства.
Материалы и методы решения проблемы. Общее понимание гендерного неравенства основано на характеристике социального устройства, согласно которой мужчины и женщины обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе.
Нами разделяется понимание гендер-ного неравенства, приведенное в работе Е. А. Стрельник [10]: «как расхождение статусных позиций женщин и мужчин в различных сферах жизнедеятельности общества, обусловленное воздействием гендерного фактора (гендерной социализации, гендерных ролей, гендерных стереотипов, дискриминационных практик) на возможности формирования и реализации социального потенциала индивида».
Тендерное неравенство — составляющая более общей проблемы — социального неравенства, продуцирующего условия, когда люди не имеют одинакового доступа к социальным благам, что обуславливает возникновение противоречий между возможностями личности и возможностью их реализовать.
Как пишет И. Р. Чикалова, «.В обществе никогда не бывает полного гендер-ного согласия или абсолютного гендерного конфликта. Согласие и конфликт — неизбежные атрибуты социальной реальности» [11].
Неравенство в обществе существовало всегда, начиная с первых ступеней истории. В «примитивных обществах» (эпоха дописьменной культуры) главными ценностями выступали сила, мужество, красота, религиозные познания, практические умения, которые реализовывались в возможности участия в принятии решений, распределении ресурсов и прочее. В силу врожденных особенностей эти ценности принадлежали мужчинам и способствовали возникновению социальных ролей, норм поведения, формированию и закреплению мужских гендерных стереотипов. В со-
временном мире гендерные предрассудки и стереотипы ослабевают и уходят в прошлое, однако латентная предубежденность остается, что часто является препятствием в достижении подлинного равноправия мужчин и женщин в обществе.
Тендерное неравенство в современном мире не следует рассматривать только как сугубо женскую проблему. Женская проблематика проявляется в оправдании изначального неравенства статусов мужчин и женщин, навязывании зависимости от мужчин, в несоблюдении политических прав женщин, при вхождении женщин в науку, сложностях участия в бизнесе, особенно крупном, при найме и увольнении, затрагивает дискриминацию женщин в оплате труда. Мужчины сталкиваются с дискриминацией, когда пытаются исполнять традиционно женские роли, такие как, например, ведение домашнего хозяйства, ухаживание за детьми, их воспитание и т.п.
Тендерные отношения, понимаемые как отношения между мужчинами и женщинами в обществе, рассматриваются на двух уровнях: макро- (гендерные группы) и микро- (индивид, личность).
В настоящей статье мы сосредоточим внимание на рассмотрении макроуровня гендерных отношений, оставив вне поля рассмотрения гармонизирующие взаимоотношения между мужчинами и женщинами, как индивидами, т.е. не будем касаться таких духовных категорий, как любовь, уважение, симпатия, доверие, сопереживание и т.п.
Ведущим методологическим приемом является историко-сопоставительный анализ этого уровня гендерных отношений.
Результаты. Эмансипаторский пафос XX в. изменил положение женщины во всех сферах ее жизнедеятельности, выдвинув ценность автономии в разряд практически абсолютных. Свобода в определении жизненных стратегий женщин надломила дискриминационные стереотипы. Результатом практического опыта стала трансформация представлений о взаимоотношениях мужчин и женщин.
Положение женщины существенно изменилось как в семье, так и в социуме. П. Сорокин усматривал в этом эволюционный процесс развития человеческого общежития. Ученые не оставили без внимания новации, проявляющиеся в жизни мужчины и женщины. В поиске ответов на проблему взаимоотношений полов активизировались гендерные исследования, в основе которых лежит понятие «гендер», введенный в оборот феминистками для обозначения социальных различий между мужчинами и женщинами.
Разграничение пола и гендера явилось фундаментальным основанием и стало платформой для дискуссий и выработки научных концепций. Ранее в отечественной исследовательской литературе предпринимались попытки анализа гендерной перспективы в целом, при этом термин «ген-дер» либо не использовался вообще, либо им обозначались исключительно женские исследования [12].
На Западе гендерные исследования лишь в 80-е гг. XX в. отделились от женских исследований. Предметом гендерных исследований явились существующие в данном обществе представления о различиях между мужчинами и женщинами. Благодаря гендерным исследованиям, в научный оборот вошли такие понятия, как «маскулинность» (мужественность) и «фе-минность» (женственность). Гендерные исследования занимаются стереотипами поведения людей, принадлежащими к тому или другому полу. Гендерные стереотипы формируются с детства на основе господствующих в данной культурной среде норм о поведении мужчины и женщины. Традиционное их понимание сводится к противопоставлению мужских качеств (сила, мужество, рассудительность) женским (слабость, капризность, рассудительность, дисциплинированность ). Однако гендер-ные исследования рассматривают социальные роли безотносительно к мужчинам и женщинам, т.е. безотносительно к половой принадлежности.
На разных этапах исторического развития и в разных социальных условиях
мужчины и женщины определялись настолько своеобразно, что объяснить это только биологическими различиями было невозможно. Разброс в социальных ролях значительно обширнее, чем физиологические различия. Мужские и женские роли конструируются и определяются социально. Социальные отношения между полами обуславливаются не только биологическими различиями. Гендерные отношения пронизывают все общественное устройство. Они накладывают отпечаток на язык, обычаи, домоустройство.
В гендерных исследованиях отражается анализ не только женских проблем (в отличие от феминистских), но и мужских. Прошедший этап женской эмансипации выдвинул необходимость изучения «мужского вопроса». Процесс гармонизации гендерных отношений является частью демократического процесса. В связи с этим в настоящее время актуальной проблемой является достижение равенства полов как одного из универсальных принципов в области прав человека. Универсальное неравенство в понимании проблем различия полов предполагает изживание стереотипов. Речь идет о принципиальном изменении понимания взаимоотношения мужчин и женщин в современном обществе. Однако общественное сознание далеко не всегда готово к отказу от традиционных стереотипов. В этом отношении российская история являет уникальный пример регресса общественно значимых ценностей к откровенно патриархатным, к возрождению «биологической» аргументации в определении социальных ролей. Основой этого традиционализма считают общественное мнение.
В течение длительного периода общественная и научная мысль прошла несколько этапов развития представлений о сути половых различий между мужчиной и женщиной.
Для античности характерно иерархическое восприятие мира: боги, люди, животные, растения. В этой иерархии люди не считаются равными между собой. Неравноценность мужчин и женщин мотивировалась их «различной природой». Женщины
считались низшими по природе. Происходит всплеск широкого интереса к проблеме равенства полов.
Аристотель считал, что единственным смыслом разделения полов является природное предназначение женщины — рождение детей [1]. Отношение Платона к проблеме пола было нетипичным для античности. Он выдвинул идею «разделения» изначально целостной природы человека на два пола и вплотную подошел к идее равенства полов. Иногда Платона называют «первым античным феминистом» [5].
С появлением христианства выработался иной взгляд на разделение полов. Высокое отношение к женщине (в лице Девы Марии) — это отчасти новационный взгляд на разделение полов. Основываясь на христианской точке зрения, Кристина Пизан-ская писала, что «Бог сотворил совершенно одинаковые, равноблагие и благородные души и для мужского, и для женского тела», хотя при этом «повелел, чтобы мужчина и женщина служили ему, выполняя разные обязанности, но при этом помогали и поддерживали друг друга. Каждому полу он дал особые способности и наклонности, соответствующие их предназначению» [4].
В этот период возникают первые научные теории равенства полов, а также появляются различные утопические трактаты («Золотая книга» английского мыслителя Томаса Мора; «Тород Солнца» итальянца Томмазо Кампанеллы).
Философов Нового времени также занимает проблема пола. Ж.-Ж. Руссо не считал женщину неполноценным существом. В романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» он писал, что человеческая природа едина и «во всем, что не относится к полу, женщина равна мужчине» [9]. При этом Ж.-Ж Руссо утверждал, что у женщины и мужчин разные добродетели: женщине следует быть стыдливой, кокетливой, хитрой, мужчине — добросовестным, прямым.
Средневековое понимание женственности и мужественности было продолжено романтиками. В частности, Ф. Шлегель считал, что женственность и мужественность представляют собой не характери-
стики отдельных полов, а два принципа, которые вместе образуют целостную человеческую личность. Интерес к проблемам пола издавна проявляли и русские мыслители. В 60-х гг. XIX в. началось активное обсуждение этой темы в России. В отечественном научном дискурсе нашли отражение подходы, которые ранее разрабатывались на Западе. Тема пола нашла отражение в русской публицистике. Всю историю человечества Н. Г. Чернышевский рассматривал с позиции равенства полов. Русская журналистика в лице, например, Марии Цебриковой также обращалась к тематике равноправия мужчин и женщин. Не только в научном дискурсе, но и в журналистике осмысление гендерных отношений становится чрезвычайно важным элементом социальных преобразований в российском обществе. Устойчивый интерес исследователей и дискурсивная открытость позволяют легитимизировать столь актуальную в современном социуме проблему. Наука обогатилась работами, анализирующими взаимоотношения мужчин и женщин, придала импульс данной проблеме.
Социально-экономические преобразования в России радикально изменили все стороны человеческого общежития и в первую очередь создали новации в отношениях мужчин и женщин. Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993) впервые в истории человечества провозгласила полное и равное участие как мужчин, так и женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях. В Конституции РФ 1993 г. правам, свободам посвящена целая глава. При этом конституция провозглашает, что права и свободы человека и гражданина в нашей стране являются правами прямого действия.
Согласно ст. 19-й Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, национальности, расы, языка, имущественного и должностного положения, отношения человека к религии. Применительно к проблемам гендерного равноправия в третьей части
ст. 19-й Конституции РФ это положение получило свою конкретизацию, где указывается, что как мужчины, так и женщины имеют не только равные права и свободы, но и равные возможности их реализации. Несмотря на то, что названные нормы не отражают истинного положения мужчин и женщин в нашей стране, она может служить руководством к действию для государственных структур, обязанных выполнять свою социальную функцию.
Нормотворческая деятельность по защите прав и свобод женщины развивалась постепенно. Важное место среди международных документов, касающихся прав женщин, занимают Конвенции и Рекомендации Международной организации труда. Подавляющая часть Конвенций МОТ о труде женщин ратифицирована нашей страной.
Четыре Женевских Конвенции по гуманитарному праву заслуживают особого упоминания. Конвенции запрещают какую-либо дискриминацию по мотивам пола и провозглашают гармонизацию отношений между мужчинами и женщинами как часть демократического процесса. Равенство между мужчинами и женщинами предполагает учет интересов обоих социально-демократических групп общества. В то же время оно вовсе не означает их идентичность или уподобление друг другу. Суть равенства между мужчинами и женщинами заключается в двух аспектах [13]:
1) социальная сущность рода (мужского или женского);
2) отношения между полами.
Разделение человечества на мужской
и женский род обусловлено полом и распределением характерных для каждого пола функций, ролей, задач в общественной и частной жизни. Оно носит, прежде всего, культурный характер и имеет свои особенности в зависимости от времени, места и заключает как индивидуальное, так и социальное измерение. Важную роль в моделировании условий жизни играют общественно-политические структуры. Часто они воспроизводят явное неравенство между полами. Проблема кроется в иерархии,
которая ставит мужчин на более высокий уровень по отношению к женщинам.
Принцип равноправия полов предполагает и право на различия, необходимость учитывать характерные для мужчин и женщин отличительные черты, отражающие принадлежность к иному социальному классу, религии, этносу, расе.
Изменение подхода к равенству полов тех общественных структур, которые моделируют несбалансированные властные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, возможно, позволит добиться ощутимого успеха в становлении сложившейся ситуации, добиться большего равновесия между приоритетами и ценностями, свойственными каждому из полов. Необходимы новые дефиниции, которые дали бы основу для создания отношений партнерства между мужчинами и женщинами, равновесия в общественной и частной жизни. Обществу в своем развитии необходимо учитывать личностные ресурсы всех его членов. Ведь во всех древнейших пантеонах богов мужские и женские божества действовали на паритетных началах, в гармонии друг с другом.
Силой творческого прозрения мыслителям удается увидеть в обществе то, что назрело и нуждается в преобразовании, чтобы выйти из тупиковой ситуации. Со временем великие идеи становятся основой мировоззрения. Видные теоретики (Тейлор, Тард, Леббок, Летурно, Фрезер) вынуждены признать, что в истории человечества женщине чаще всего отводилась роль самки, в лучшем случае красивой и привлекательной. Однако за последние десятилетия наметился определенный прогресс в достижении равенства полов. Движения женщин за равенство преследовали цель — улучшить положение женщин, гармоними-зировать их отношения с мужчинами и тем самым обеспечить общественный прогресс.
На первых порах, благодаря движению суфражисток, женщины получили юридические права: на гражданство, на доступ к здравоохранению, образованию, на участие в голосовании и т.п. Женщины расширили масштаб социальных и полити-
ческих преобразований. Они преодолевали препятствия к продвижению на уровень принятия экономических решений. Активное движение женщин явилось способом достижения подлинной гармонии и обеспечения прав человека. Названное явление объединяется понятием «феминизм». Однако в советском государстве это движение получило название «женский вопрос». Были созданы комитеты женщин; изданы законы, позволяющие женщинам иметь равные права с мужчинами. Поэтому «женский вопрос» в советское время был объявлен решенным.
Когда на Западе была разработана концепция гендера, в нашей стране она автоматически была перенесена в разряд «женских проблем». Однако следует настоятельно уточнить, что гендерные проблемы — это, прежде всего, проблемы не только женщин, но и мужчин, проблемы всего общества. Они не сводятся к физиологическим взаимоотношениям и распределению ролей в воспроизводстве населения. Гендерные отношения пронизывают все общественное устройство. Прошедший этап женской эмансипации поставил на авансцену необходимость изучения и «мужского вопроса». Процесс гармонизации гендерных отношений является частью общедемократического процесса. Однако демократизация автоматически не приведет к решению гендерных проблем.
В контексте сказанного следует полагать, что гендерные исследования в этой сфере очень важны для выработки этических норм представления образов мужчины и женщины, лишенных дискриминации по признаку пола, построенных на основе партнерства между мужчинами и женщинами и обретения равновесия в общественной и частной жизни. Равенство между мужчинами и женщинами — существенная составляющая прав человека. Право человека — это принцип, который следует формировать и постоянно укреплять, особенно это актуально в условиях рынка и гражданского общества, где прогресс измеряется не гуманитарными, а экономическими понятиями.
В 1995 г. в ходе IV Всемирной конференции ООН по проблемам женщин, которая состоялась в Пекине, в Программе действий одобрена концепция комплексного подхода к гармонизации отношений между полами. Комплексный подход предполагает организацию гендерной политики таковой, чтобы тема равенства между мужчинами и женщинами была инкорпорирована во все области и на все уровни. Действующие лица, осуществляющие комплексный подход к решению проблемы равенства полов, определяют приоритеты, в которых равенство между мужчинами и женщинами выступает как основа демократических процессов в России и улучшения качества жизни.
Достижение полного гендерного равенства возможно лишь при наличии определенных механизмов реализации прав и свобод человека. В реализации прав и свобод женского населения доминирующую роль играет интеграция интересов женщин, учет их интересов во всех стадиях выработки конкретных направлений государственной политики. Однако данная задача представителями государственных структур реализуется слабо. Выдвижение новых идей в реализации социальных и иных прав женщин в России принадлежит пока неправительственным организациям и научным работникам.
В странах устоявшейся демократии женщины активно интегрируются в институты власти и политический процесс. Основываясь на мировом опыте, можно выделить факторы, способствующие решению рассматриваемой проблемы:
1) неотъемлемым приоритетом партийной политики является политическая партийная квота;
2) издание законов, регламентирующих соотношение полов в стране соотношению представительства в списках кандидатов от партий;
3) корректировка электоральной системы мажоритарного на пропорциональное представительство.
По мнению многих ученых, пропорциональное представительство женщин в
различных структурах — это шаг к гармонизации гендерных отношений и объективно необходимое условие ликвидации гендер-ной дискриминации. Достижение равенства партнеров, возможностей мужчины и женщины — проблема государственная. Женщины пока еще не освоили широкое социальное пространство. Адаптация к современным условиям, обеспечение равных шансов для мужчины и женщины связано с большими социальными издержками. Существующие механизмы пока не способны обеспечить абсолютно равные возможности для мужчин и женщин. Асимметричность гендерной системы в России обусловлена все еще патриархатной идеологией, а последняя приходит в противоречие с основными принципами демократии, где чрезвычайно важное место занимает самореализация личности. Возрождение гуманизма и духовности общества и человека напрямую связано с реализацией прогрессивных идей смягчения деструктивных общественных явлений.
В советский период государственная политика в отношении женщин была направлена на вовлечение женщин в политическую и общественную жизнь. Новое законодательство декларировало полное отсутствие дискриминации. Однако законодательные акты сами по себе не способны обеспечить реализацию вопросов равенства полов. Для этого нужны объективные условия и эффективные механизмы контроля за исполнением принимаемых решений. Утверждение, что «женский вопрос» решен, не соответствовало истинному положению дел. В период перестроечных процессов перспектива создания общества равных возможностей в нашей стране была предана забвению. Документы, принятые международным сообществом, касающиеся положения трудящихся женщин; трудящихся женщин с семейными обязанностями; дискриминации женщин в области занятости; равного вознаграждения за равный труд побуждают к принятию таких мер, которые позволили бы женщинам и мужчинам иметь равные возможности.
Для решения поставленных задач Европейский союз разработал программы
действий, где национальная и региональная политика в решении данного вопроса названа приоритетной.
Их деятельность включала:
— внедрение в политику новых методов управления практическими действиями в этой области;
— улучшение условий для образования и профессиональной подготовки женщин;
— определение и учет перспектив их занятости и влияния на нее новых технологий;
— расширение социальной деятельности государств и корпораций по адаптации системы социального обеспечения к происходящим изменениям в трудовых, общественных и семейных отношениях.
В постперестроечный период Правительство РФ приняло ряд законов, указов, постановлений, гарантирующих гендерное равноправие. Однако целостная система повышения роли женщин в России пока не сложилась.
Устранение гендерной асимметрии должно осуществляться Правительством РФ; Комиссией по вопросам улучшения положения женщины при Правительстве РФ; Департаментом по проблемам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития РФ; Управлением охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения; Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи при Государственной Думе, региональными комитетами и комиссиями по делам женщин, семьи и детей. Однако реальных результатов пока недостаточно, ибо документы, в которых предлагаются конкретные меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин, носят рекомендательный характер. Объективное общественное положение женщин изменилось мало: дискриминация из открытой стала скрытой, что следует из многочисленных докладов по гендерным исследованиям.
Выводы. Целью гендерных исследований является углубленное понимание роли женщины на мировой арене. Внимание ученых и общественности открывает перспективу равноправия граждан обоего
пола. В ряде стран уже выработаны механизмы регулирования гендерного равенства. Найти грамотные решения для того, чтобы законы были работающим инструментом обеспечения гендерного равенства — не простая задача.
С наступлением XXI в. связаны надежды на лучшее будущее граждан, испытыва-
Список литературы_
ющих притеснения и ущемления в правах. О третьем тысячелетии говорят как о грядущей эпохе гендерного равноправия, когда женщины смогут полностью реализовать свои возможности. Это эпоха позитивных процессов, где будет достигнута гармонизация гендерных отношений как часть демократического процесса России.
1. Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
2. Баранов Н. А. Об эффективности демократии / / Актуальные проблемы современного политического процесса: материалы междунар. науч. конф. (15 февр. 2007 г.). СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2007. Ч. 1. С.179-185.
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс ] / / Конвенции и соглашения ООН. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cedaw.shtml (дата обращения: 10.12.2017).
4. Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде Женском» / / Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV вв. / под ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: АСТ, 1991. С. 223-224.
5. Платон. Государство / / Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 654 с.
6. Романова И. В. Адаптация одиноких женщин к посттрудовому периоду жизни. Чита: ЧитГУ, 2004. 189 с.
7. Романова И. В., Романова Н. П., Шарова Т. В. Адаптационные ресурсы женщин: структура, объем, дифференциация // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2012. № 7. С. 73—83.
8. Романова И. В. Категория «образ жизни» в отечественной и зарубежной научной литературе // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2012. № 10. С. 63—79.
9. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litlife. club/bd/?b=157478 (дата обращения: 12.12.2017).
10. Стрельник Е. А. Гендерное неравенство: теоретико-методологические подходы к интерпретации / / Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. № 4. С. 147—154.
11. Чикалова И. Р. Гендерный подход в науках о человеке и обществе: смещение исследовательских парадигм // Крынщазнауства i спецыяльныя пстарычныя дысцыплшы: навук. зб. — Мшск: БДУ, 2007. Вып. 3. С. 89-100.
12. Чикалова И. Р. Политические стратегии современных женских исследований / / Женщина. Образование. Демократия: сб. ст. Минск, 1999. С. 14-26.
13. Шведова Н. А. Интеграция женщин в социально-политический процесс. Опыт США. Опыт Канады // Интеграция женщин в процесс общественного развития. М., 1994. Ч. 1, 11. С. 106-191.
References_
1. Aristotle. Sochineniya: v 4 t. (Written works: in 4 vol). Moscow: Mysl, 1983. Vol. 4. 830 p.
2. Baranov N. A. Aktualnye problemy sovremennogo politicheskogo protsessa: materialy mezhdunar. nauch. konf. (15 fevr. 2007 g.) (Actual problems of the modern political process: materials of the international. scien. conf. (Feb. 15, 2007)). St. Petersburg: Balt. state. tech. University, 2007. Part 1. P. 179-185.
3. Konventsii i soglasheniya OON (Conventions and UN agreements). Available at: http://www.un.org/ en/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (Date of access: 10.12.2017).
4. Christina of Pisa. Pyatnadtsat radostey braka i drugie sochineniya francuzskih avtorov XIV—XV vv. / pod red. Yu. L. Bessmertnogo (Fifteen joys of marriage and other works of French authors XIV-XV centuries / Ed. Yu. L. Bessmertny). Moscow: AST, 1991. P. 223-224.
5. Plato. Sobr. soch.: v 4-h t. (Collected edition in the 4 vol.). Moscow: Mysl, 1994. Vol. 3. 654 p.
6. Romanova I. V. Adaptatsiya odinokih zhenshchin k posttrudovomu periodu zhizni (Adaptation of single women to the post-labor period of life). Chita: State University, 2004. 189 p.
7. Romanova I. V., Romanova N. P., Sharova T. V. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2012, no. 7, pp. 73-83.
8. Romanova I. V. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2012, no. 10, pp.
9. Rousseau J.-J. Ehmil, ili o vospitanii (Emil, or about education). Available at: http://www.litlife.club/ bd/?b=157478 (Date of access: 12.12.2017).
10. Strelnik E. A. (Sociology: theory, methods, marketing), 2005, no. 4, pp. 147—154.
11. Chikalova I. R. A source study and special historical disciplines: science. Sat. Vol. 3 (Krynitsavnazstva i spetsyyalnyaya gistarychnyya dyscytspliny: navuk. zb.). Minsk: BSU, 2007. Issue. 3. P. 89—100.
12. Chikalova I. R. Zhenshchina. Obrazovanie. Demokratiya: sb. st. (Woman. Education. Democracy: Collected Art.). Minsk, 1999. P. 14-26.
13. Shvedova N. A. Integratsiya zhenshchin v process obshchestvennogo razvitiya (Integration of women in the process of public development). Moscow, 1994. Part 1, 11. P. 106-191.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Романова Нелли Петровна, д-р социол. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: гендерная социология, философия одиночества, деловые коммуникации, управление персоналом vgromanow@yandex.ru
Nelly Romanova, doctor of sociological sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: gender sociology, loneliness philosophy, business communications, personnel management
Образец цитирования_
Романова Н. П. Гармонизация гендерных отношений как составляющая процесса демократических преобразований // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 3. С. 93-102. DOI: 10.21209/22279245-2018-24-3-93-102.
Romanova N. Harmonization of gender relations as a component of democratic transformation process // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 3, pp. 93-102. DOI: 10.21209/2227-9245-201824-3-93-102.
63-79.
Статья поступила в редакцию: 02.03.2018 г. Статья принята к публикации: 16.03.2018 г.