Научная статья на тему 'Гармонизация как психологическая стратегия в контексте межличностных отношений'

Гармонизация как психологическая стратегия в контексте межличностных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1007
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ / HARMONIZATION / PSYCHOLOGICAL STRATEGY / INTERPERSONAL RELATIONS / PERSONAL DEVELOPMENT IN A TEAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко М. А., Нургалеев В. С.

В работе описана гармонизация как психологическая стратегия в контексте межличностных отношений в высокоорганизованной группе, представлены этапы гармонизации, характеристика которых дана с учетом трех компонентов психологической системы человека: когнитивного; эмотивно-аксиологического, поведенческо-деятельностного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бондаренко М. А., Нургалеев В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION AS PSYCHOLOGICAL STRATEGY IN THE CONTEXT OF INTERPERSONAL RELATIONS

This work describes harmonization as psychological strategy in a context of interpersonal relations a highly organized group, represents stages of harmonization which characteristic is given in view of three components person psychological system: cognitive, emotivno-axiological, behavioural and activity.

Текст научной работы на тему «Гармонизация как психологическая стратегия в контексте межличностных отношений»

Bibliography

1. Asmolov, A.G. Strategiya i metodologiya sociokuljturnoyj modernizacii obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://www.firo.ru/

2. Asmolov, A.G. Kuljturno-istoricheskaya sistemno-deyateljnostnaya paradigma proektirovaniya standartov shkoljnogo obrazovaniya / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya, O.A. Karabanova, N.G. Salmina // Voprosih psikhologii. - 2007. - № 4.

3. Razvitie sferih obrazovaniya i socializacii v Rossiyjskoyj federacii v srednesrochnoyj perspektive: doklad ehkspertnoyj gruppih // Voprosih obrazovaniya. - 2012. - №1.

4. Formirovanie universaljnihkh uchebnihkh deyjstviyj v osnovnoyj shkole: ot deyjstviya k mihsli. Sistema zadaniyj. Posobie dlya uchitelya / A.G. Asmolov [i dr.]. - M., 2011.

5. FGOS obthego obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru/

6. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii. - M., 1998.

7. Babanskiyj, Yu.K.Racionaljnaya organizaciya uchebnoyj deyateljnosti. Izbrannihe pedagogicheskie trudih. - M., 1990.

8. Zhukova, N.N. Formirovanie i razvitie obtheuchebnihkh umeniyj i navihkov uchathikhsya kak sposob povihsheniya kachestva obucheniya biologii // Spravochnik zamestitelya direktora shkolih. - 2011. - № 6.

9. Centr ocenki kachestva obrazovaniya ISMO RAO [Eh/r]. - R/d: http://www.centeroko.ru

10. Koroleva, M.A. Formirovanie universaljnihkh uchebnihkh deyjstviyj pri obuchenii biologii // Razvitie pedagogicheskoyj nauki v sovremennoyj Rossii. Rezuljtatih issledovaniyj aspirantskikh shkol: materialih Internet-konferencii. - SPb., 2013.

Статья поступила в редакцию 10.09.13

УДК 199.9

Bondarenko М.А. Nurgaleev V.S. HARMONIZATION AS PSYCHOLOGICAL STRATEGY IN THE CONTEXT OF INTERPERSONAL RELATIONS. This work describes harmonization as psychological strategy in a context of interpersonal relations a highly organized group, represents stages of harmonization which characteristic is given in view of three components person psychological system: cognitive, emotivno-axiological, behavioural and activity.

Key words: harmonization, psychological strategy, interpersonal relations, personal development in a team.

М.А. Бондаренко, соискатель каф. педагоги и психологии профессиональной деятельности Сибирского

гос. технологического университета (СибГТУ), г. Красноярск, E-mail: [email protected];

В.С. Нургалеев, д-р. психол. наук, проф. кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Российский гос. университет

физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: [email protected]

ГАРМОНИЗАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В работе описана гармонизация как психологическая стратегия в контексте межличностных отношений в высокоорганизованной группе, представлены этапы гармонизации, характеристика которых дана с учетом трех компонентов психологической системы человека: когнитивного; эмотивно-аксиологического, поведенчес-ко-деятельностного.

Ключевые слова: гармонизация, психологическая стратегия, межличностные отношения, развитие личности в коллективе.

Принимая во внимание двойное происхождение человека (биологическое и социальное), можно сделать вывод о том, что социальный аспект происхождения имеет важное значение, особенно в контексте межличностных отношений. Под межличностными отношениями, с точки зрения Я.Л. Коломенского, понимается «...личностно значимое образное эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние» [1, с. 110].

В современной психологической науке выделяется ряд стратегий психолого-педагогического плана, к которым относятся оптимизация, обогащение, инициирование и другие. В контексте межличностных отношений наиболее интересной стратегией, на наш взгляд, является гармонизация, а именно, гармонизация отношений, под которой мы будем понимать процесс достижения их равновесия за счет снижения конфликтной напряженности в когнитивном, эмотивно-аксиологическом, поведенческо-дея-тельностном компонентах, выполняющих функции: перцептивную, коммуникативную, интерактивную.

Остановимся на существенных признаках, отраженных в содержании данного понятия: равновесие; конфликтная напряженность; компоненты (когнитивный, эмотивно-аксиологичес-кий, поведенческо-деятельностный); функции (перцептивная, коммуникативная, интерактивная).

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «равновесие» определяется как состояние спокойствия, уравновешенности в настроении, в каких-нибудь отношениях [2]. Под конфликтной напряженностью понимается психосоциальное состояние субъектов в конфликтной (стрессовой ситуации).

В любой психологической системе у современного человека можно выделить три компонента: когнитивный (познавательный); эмотивно-аксиологический, поведенческо-деятельностный.

Когнитивный компонент выступает совокупностью образов, понятий и суждений (в том числе умозаключений). При этом образы являются представлениями об идеальных отношениях. А понятия - отражение этих отношений в существенных признаках (человек уже может объяснить их при помощи, как правило, родного языка). Суждения, в том числе, умозаключения, являются выражением правил гармоничного общения.

Эмотивно-аксиологичекая сфера реализуется посредством мотивов, эмоций и ценностей.

Под мотивом понимается побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и в разной степени им осознаваемое [3]. В процессе реализации поведения мотивы, как динамические образования, могут изменяться (трансформироваться) на всех этапах деятельности личности. Процесс образования, формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность личности на определенном уровне, называют мотивацией.

Как указывает Л.Д. Столяренко, под мотивацией в психологии также понимают совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность личности, то есть система факторов, детерминирующих поведение. В связи с этим следует отметить, что мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К ним можно отнести мотив избегания неудач в общении деятельности и мотив достижения успеха в общении и деятельности [3].

Мотив достижения успеха - это мотив, отражающий стремление человека добиваться успехов в различных видах общения и деятельности. Впервые это мотивационное свойство было выделено в классификации Г. Мюррея, который понимал ее как устойчивую потребность в достижения результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня

в каком-либо деле» [4]. Эта потребность, как указывает Е.П. Ильин в своей работе «Мотивация и мотивы», носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания [4]. Таким образом, личности, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность. При этом большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышают после успеха и снижают после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных заданий -велика вероятность неуспеха. Поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновозможными и исход становится зависимым от собственных усилий человека. Следовательно, с мотивом достижения связаны и такие свойства личности, как настойчивость и упорство.

Мотив избегания неудачи - это мотив, отражающий относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его общения и деятельности [5].

Р Бирни с коллегами выделяют три типа боязни неудачи и соответствующие им защитные стратегии: боязнь обесценивания себя в собственном мнении, боязнь обесценивания себя в глазах окружающих и боязнь не затрагивающих «Я» последствий [4]. Следовательно, в мотиве избегания неудач открыто выражается желание личности избежать неудачи в каком-то действии, нежелание при этом выходить из зоны комфорта, нежелание прилагать усилия вообще к выполнению трудной задачи и к работе над собой в частности. Если человек ставит перед собой цель, то не очень высокую и при первых же трудностях бросает это занятие. Он не хочет иметь неприятностей. Пытается не сделать ошибок в работе, с тревогой думает о том, что скажут обо всем этом окружающие, со страхом надеется, что все будет хорошо, вдруг все получится; рассчитывает на помощь, что он сделает все так, как ему сказали и при неудаче виноват будет не он.

Таким образом, результат общения и деятельности, их качество зависит и от силы мотива достижения и избегания неудач.

Эмоции выполняют регулирующую функцию во взаимоотношениях людей благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Выражение эмоционального состояния либо облегчает, либо осложняет межличностные отношения. То есть, эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на личность явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности личности, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения [6].

Ценности - существенно важные, значимые для духовной жизни личности, общества предметы и явления. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов [6].

Ценности представляют собой особые психологические образования, имеющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность, относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

В классификации ценностей выделяют следующие их группы: традиционные (ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни); современные (возникают под влиянием изменений в общественной жизни); базовые (характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности); терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы смысла жизни); инструментальные (одобряемые в данном обществе средства достижения целей) [7].

Все ценности делят на две группы: материальные (ценности, которые существуют в форме вещей - одежда, продукты питания, техника, храм, картина и др.) и духовные (моральные, религиозные, художественные, политические и др.). Кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют еще психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта являются душевными, а не духовными, ценностями. Социальная защищенность, занятость, принадлежность к профсоюзам, вероисповедание, членство в партии и т.п. удовлетворяются определенными социальными ценностями. Для гармонизации межличностных отношений эти две группы ценностей очень значимы.

Поведенческо-деятельностная сфера личности реализуется посредством действий, поступков и волевых актов.

Действие (в психологии) - произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т.е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели [6]. Действие имеет следующую структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта); моторные (двигательные действия); волевые; мыслительные; мнемические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира); умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания) [8].

Поступок - это акт поведения, который имеет нравственную мотивацию и общественный результат; в нем проявляется отношение человека к действительности, к окружающим людям и к самому себе. В силу этого поступок всегда выражает (с большей или меньшей полнотой) нравственную сущность личности, а оценка поступка раскрывает нравственную сторону личности того, кто дает оценку. Цели, мотивы, последствия поступка зависят от внешних и внутренних условий поведения [9].

Как указывал Л.С. Рубинштейн, между действием и поступком имеется психологически значимое различие в характере и источнике мотивации. То или иное общественное содержание объективно имеет каждое человеческое действие, но вопрос заключается в том, осознается ли оно, отражается ли оно в сознании действующего субъекта и является ли сознательным мотивом действия; в зависимости от этого и различаются действие и поступок как особая форма его [10].

Волевой акт - одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности [6]. Источник волевого акта всегда связан с какими-то актуальными потребностями человека как субъективным фактором и непосредственной ситуацией волеизъявления - как объективным.

Поведение, состоящее из волевых актов, называют волевым поведением. Волевые акты имеют свои характеристики и стадии. С.Л. Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта: возникновение побуждения и предварительная постановка цели (стремление сделать нечто), стадия обсуждение и борьбы мотивов, решение, выполнение [10].

Принимая во внимание все вышеизложенное, мы сочли необходимым выделить три этапа гармонизации межличностных отношений в высокоорганизованной группе: первый - пропедевтический; второй - основной; третий - рефлексивный. Характеристика каждого этапа приведена в таблице и дана с учетом трех компонентов психологической системы человека: когнитивного; эмотивно-аксиологического, поведенческо-деятель-ностного.

Первый этап - пропедевтический. Когнитивный компонент - человек имеет недостаточное представление об образах, понятиях, суждениях о межличностных отношениях, о стилях руководства; особенностях межличностных отношений в коллективе; конфликтах и оптимальных способах их разрешения; гармонизации межличностных отношений, редко способен определить их уровень в зависимости от эмоционального состояния личности. Эмотивно-аксиологический компонент - человек редко способен сопереживать своему коллективу, принимать его ценности, формировать эти ценности у себя и других членов коллектива; редко отождествляет себя с коллективом, коллектив с собой. Поведенческо-деятельностный компонент - человек слабо владеет способами гармонизации межличностных отношений в коллективе, способами оптимального взаимодействия в конфликтах; проявляет слабые навыки руководства своим участком работы.

Второй этап - основной. Когнитивный компонент - человек имеет достаточное представление об образах, понятиях, суждениях о межличностных отношениях, о стилях руководства; особенностях межличностных отношений в коллективе; конфликтах и оптимальных способах их разрешения; гармонизации межличностных отношений; иногда способен определить их уровень в зависимости от эмоционального состояния личности. Эмотивно-аксиологический компонент - человек иногда способен сопереживать своему коллективу, принимать его ценности, формировать эти ценности у себя и других членов коллектива; не часто отождествляет себя с коллективом, коллектив с собой. Поведенческо-деятельностный копонент - человек в некоторой мере владеет способами гармонизации межличностных отношений в коллективе, способами оптимального взаимодействия в конфликтах; иногда проявляет навыки руководства своим участком работы.

Третий этап - рефлексивный. Когнитивный компонент - человек имеет хорошее представление об образах, понятиях, суждениях о межличностных отношениях, о стилях руководства;

Библиографический список

особенностях межличностных отношений в коллективе; конфликтах и оптимальных способах их разрешения; гармонизации межличностных отношений, почти всегда способен определить их уровень в зависимости от эмоционального состояния личности. Эмотивно-аксиологический компонент - человек почти всегда способен сопереживать своему коллективу, принимать его ценности, формировать эти ценности у себя и других членов коллектива; всегда отождествляет себя с коллективом, коллектив с собой. Поведенческо-деятельностный компонент - человек хорошо владеет способами гармонизации межличностных отношений в коллективе, способами оптимального взаимодействия в конфликтах; часто проявляет хорошие навыки руководства своим участком работы.

Таким образом, в результате гармонизации межличностных отношений в высокоорганизованной группе достигается равновесие во всех личностных сферах, что способствует осознанию, принятию как ценностей этих отношений, действий и поступков в соответствии с пониманием и ценностями.

1. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности. - Минск, 2000.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1996.

3. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов. - СПб., 2005.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы - СПб., 2000.

5. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М., 2011.

6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко - СПб., 2006.

7. Хлебодарова, О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. - 2012. - № 6.

8. Петренко, М.В. Психология и Педагогика: справочное издание [Э/Р]. - Р/д: http:// metropolys.ru/artic/11/01/h-0091-04022.html

9. Вопросы психологии личности школьника / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежино. - М., 1961.

10. Рубинштей, Л.С. Основы общей психологии. - СПб., 2002.

Bibliography

1. Kolomenskiyj, Ya.L. Psikhologiya vzaimootnosheniyj v malihkh gruppakh: obthenie i vozrastnihe osobennosti. - Minsk, 2000.

2. Ozhegov, S.l. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.l. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1996.

3. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. - SPb., 2005.

4. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih - SPb., 2000.

5. Psikhologiya obtheniya. Ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.A. Bodaleva. - M., 2011.

6. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / pod red. B.G. Metheryakovoyj, V.P. Zinchenko - SPb., 2006.

7. Khlebodarova, O.B. Obthaya kharakteristika cennosteyj cheloveka, ikh rolj i mesto v strukture lichnosti // Molodoyj uchenihyj. - 2012. - № 6.

8. Petrenko, M.V. Psikhologiya i Pedagogika: spravochnoe izdanie [Eh/R]. - R/d: http:// metropolys.ru/artic/11/01/h-0091-04022.html

9. Voprosih psikhologii lichnosti shkoljnika / pod red. L.l. Bozhovich, L.V. Blagonadezhino. - M., 1961.

10. Rubinshteyj, L.S. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2002.

Статья поступила в редакцию 10.09.13

УДК 37.013.77

Vanskova E.L. THE EXTREME FACTORS INFLUENCING QUALITY OF PERFORMING ACTIVITY OF THE MUSICIAN. In article the objective and subjective factors influencing workmanship by musicians of the concert program are analyzed. Public statements of musicians are considered as an activity version in the extreme conditions showing increased requirements to the psychological organization of the person.

Key words: musical and performing activity, concert performance, extreme factors.

Е.Л. Ванскова, ст. преп. каф. культурологии и искусств Северо-Кавказского федерального университета,

г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА

В статье анализируются объективные и субъективные факторы, влияющие на качество исполнения музыкантами концертной программы. Публичные выступления музыкантов рассматриваются как разновидность деятельности в экстремальных условиях, предъявляющих повышенные требования к нервно-психической организации человека.

Ключевые слова: музыкально-исполнительская деятельность, концертное выступление, экстремальные факторы.

В современных условиях особую актуальность среди проблем психологии приобретает проблема готовности человека к различным видам деятельности. Зачастую деятельность человека протекает в измененных, отличающихся от обычных, условиях. Публичное исполнение музыкального произведения осуществляется именно в условиях, отличных от обычных репетиционных условий.

Как известно, в любой сфере человеческой деятельности, предназначенной для публики, в том числе и в музыкально-исполнительской, перед выступающим возникают трудности психологического порядка.

Зачастую публичные выступления становятся настоящим испытанием «на прочность» даже для концертирующих исполнителей, признанных мастеров сцены, не говоря уже об учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.