ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 151.8 ББК 88.56
Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева, Т.А. Бахман
гармонизация детско-родительских
отношений в аспекте тьюторского сопровождения семьи
В статье представлена авторская программа гармонизации детско-родительских отношений, реализация которой направлена на развитие психологической готовности тьюторов к оздоровительной деятельности. Приведены результаты психолого-педагогического исследования, подтверждающие улучшение физического и психического состояния детей, у которых родители систематически занимались по программе гармонизации детско-родительских отношений при сопровождении тьютора по здоровьесбережению.
Ключевые слова: возрастные кризисы, детско-родительские отношения, здоровье, моделирование образа жизни, семья, система отношений, стили отношений, со-зависимые и партнерские отношения, технологии взаимодействия, «Я - концепция», циклы развития.
G.V. Valeeva, Z.I. Tyumaseva, T.A. Bachmann harmonization of child-parent relationships
in the aspect of tutor support in the family
The article presents the author's program of harmonization of parent-child relationships, the implementation of which is aimed at the development of psychological readiness of tutors to health improving activities. The author gives the results of psychological and pedagogical research, confirming the improvement of the physical and mental state of the children whose parents regularly attended the program of harmonization of parent-child relationships classes accompanied by the tutor of health safety support.
Key words: age crises, parent-child relationships, health, modeling lifestyle, family, system of relations, relationship styles, co-dependent and partnership relations, technologies of interaction, «Self concept», development cycles.
Реальное ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения привело к появлению запроса общества на оздоровление. Однако до сих пор остается недооцененной роль системы образования в формировании здоровья населения, несмотря на накопленный опыт и на существенное количество успешных практик здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, в том числе на уровне муниципальных систем образования и целых регионов.
В настоящее время особую роль в решении данной проблемы должна играть
система образования. Это подтверждено рядом стратегических документов государственного значения: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и др.
Реализовать идею формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся достаточно трудно из-за отсутствия соответствующих специалистов и многообразия подходов и трактовок здоровьесберегающей, здоровьеориен-
I ^ ф -0
зщ
х
ф
о са
о ^
2§ ¿2
I- о Ф о.
чо
и
го н
СО ф
ISz
о <и
о го
.
.го
со
тированнои деятельности, часто не имеющих прямого отношения к педагогике и психологии.
В современных исследованиях здоровье рассматривается как многомерный феномен, имеющий объектно-субъектную структуру и сочетающий в себе физические, психические и социальные компоненты [2]. Для создания программы гармонизации детско-родительских отношений основным является понятие «здоровье», в котором выражена закономерная зависимость достижения благополучия человека от его адаптационных возможностей и условий среды жизнедеятельности, в частности, семейной среды [2]. Отношения с родителями могут оказывать на ребенка как положительное, так и негативное влияние. Наблюдаемый регресс здоровья школьников продолжает вызывать тревогу, о чем свидетельствуют и многочисленные статистические данные. Количество здоровых детей едва достигает одной пятой от их общего числа. Около одной трети детей, поступающих в школу, уже имеют хроническую патологию (Д.И. Зелинская). За последние годы доля родившихся физиологически незрелых детей увеличилась почти в 5 раз, с выраженной патологией рождаются уже 11% детей (И.А. Аршавский, Э.Н. Вайнер), а 20-27% детей относятся к категории часто болеющих (С.М. Мартынов). С 2012 по 2014 гг. нами проводился педагогический эксперимент, в котором принимали участие 50 педагогов и 120 школьников образовательных организаций Копей-ского городского округа г. Копейска Челябинской области. Анализ исследования показал, что все педагоги понимают важность и необходимость преемственности в работе педагога и семьи по сохранению и укреплению здоровья школьников, однако, на практике такая работа почти не осуществляется; 85% школьников считают себя здоровыми, хотя из них есть часто болеющие или имеющие хронические заболевания. 75% детей понимают, что следить за своим здоровьем они должны сами. Однако на вопрос: «Каким образом это надо делать?», школьники затруднились ответить. Большинство де-
тей считает, что им необходима помощь родителей, педагога или психолога.
Из обзора психолого-педагогической и валеологической литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для психического развития ребенка. Роль семейного фактора по сравнению с остальными, на наш взгляд, вызывает наибольший интерес, так как он является системообразующим, это и определило актуальность проблемы и темы нашего исследования.
Гармонизация детско-родительских отношений, таким образом, оказывает прямое влияние на оздоровление ребенка и семьи в целом и является важным этапом педагогической поддержки и тьюторского сопровождения, направленного на развитие тьютурируемого. Понимание этого и послужило мотивом создания модульной программы «Гармонизация детско-родительских отношений в аспекте тьюторского сопровождения семьи». Наша программа разработана в контексте системно-целостной концепции (Н.М. Борытко, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров, З.И. Тюмасева) воспитания и развития здорового образа жизни, рассматриваемой человека с точки зрения природного и социального единства, взаимосвязи физического (телесного), духовного (психического) и социального развития; целостности и гармонии. Содержание программы отражает типы отношений родителей к ребенку, их влияния на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Д. Боулби, 1953, 1988; Гарбу-зов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963, 1964; И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981); стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями (А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980).
Реализация программы осуществлялась на семинарах-тренингах для тьюторов по здоровьесбережению, построенных по алгоритму: упражнение «Согласование ожиданий»; беседа по теме программы; упражнение, тест и тренинг на тему занятия; методика проведения; рефлексия; упражнение «Благодарность»; просмотр и анализ кинофильма по теме занятия [2].
Программа состоит из шести модулей. Кратко охарактеризуем их.
Модуль 1. «Роль семьи в воспитании ребенка». У детей наблюдаются качественно различающиеся представления о здоровье и болезни, каждому из которых соответствует определенное эмоциональное отношение и определенный поведенческий стереотип, формирующийся на основе психического образования - ва-леоустановки.
Выделяют четыре типа валеоустано-вок, которым соответствует один из четырех типов семьи.
Самодостаточный (ресурсный) тип - направленность на самостоятельное поддержание здоровья. Наблюдался у детей из полных гармоничных семей. Когнитивный компонент установки характеризуется равной сформированностью представлений о здоровье и болезни. Эмоциональному компоненту соответствует позитивный эмоциональный настрой, относительно независимый от поведения значимых других, поскольку обусловливается внутриличностными ресурсами ребенка. В поведенческом плане эти дети отличаются активностью в преодолении болезни и поддержании (укреплении) своего здоровья.
Поддерживающий тип - здоровый образ жизни основан на принципе помощи и поддержки, наблюдается в неполных гармоничных семьях, при ее сформи-рованности позитивный эмоциональный настрой зависит от позитивного эмоционального состояния значимого «другого» (по отношению к которому ребенок испытывает эмоциональную зависимость или привязанность), а не от позитивного подкрепления или отсутствия негативных действий со стороны других. Наблюдается пассивность по от-
ношению к своему здоровью и несформирован-ность представлений о здоровом образе жизни. Можно допустить, что необходимость заботиться о «другом» становится в данном случае основным условием активизации ресурсов.
Дефицитарный тип - субъективная недостаточность собственных ресурсов здорового образа жизни; обращение за помощью к «другому» или обвинение «другого», что характерно для детей из неполных дисгармоничных семей.
Манипулятивный тип - самочувствие выступает как инструмент манипуляции по типу: «Я болен, потому что хочу заставить заботиться обо мне», что характерно для полных дисгармоничных семей. Пассивное отношение к своему здоровью и болезни. Характерные личностные особенности: наличие защитных реакций, агрессивных тенденций, демонстративно-истероидная манера поведения.
В результате изучение этого модуля участники программы (тьюторы, родители) осознают семью как систему отношений, а ребенка начинают воспринимать как результат этой работы данной системы.
Модуль 2. «Моделирование здорового об раза жизни семьи». Прогнозирование и моделирование здорового образа жизни, будучи этапом тьюторского консультирования, начинается с выстраивания иерархии приоритетов развития как основного условия личностного самоуправления. На этом этапе мы используем авторскую методику «Иерархия приоритетов личного развития: моделирование и эффективное планирование жизни». Первый блок методики «Иерархия приоритетов личного развития» «Хочу» позволяет человеку осознать истинный (экзистенциальный) смысл его действий, осознать переживание истинной исполненности либо его отсутствие. Результатом анализа второй стадии «Делаю» обычно бывает осознание бесцельности и безрезультатности потраченного в течение дня времени, либо люди осознают свои приоритеты и тот факт, что их развитие идет в желаемом направлении. На стадии «Могу» часто осознается глубокий кри-
а о .0
I-
X
ф
о ш
о ^
р
¿2 чо
СО ф
о <и
.ГО
ей
зис отношений человека с миром и возникает необходимость изменения всей системы его жизни. Вновь осознанная и сформированная человеком система отношения с миром - четвертый этап методики, который является переходом к моделированию здорового образа жизни.
Использование данной методики дало следующие результаты: 85% будущих тьюторов пересмотрели организацию своей жизни, причем оптимизировали управление своей жизнью и те, кто осознал, что развивается в желаемом для него направлении; 12% будущих тьюторов, осмыслив причины возникающих проблем, пока не предприняли каких-либо действий по их устранению; 13% тьюторов осознали необходимость глубинной психологической работы и проходят индивидуальное консультирование, направленное на изменение установок, выстраивание желаемой иерархии приоритетов с последующим планом их конкретной реализации в жизни. Согласование «исходного» и «желаемого» определяет проведение тьюторского сопровождения, направленного на формирование новых стереотипов восприятия, мышления и поведения, что способствует развитию тьютурируемого.
Модуль 3. «Развитие человека в едином жизненном цикле». На каждом возрастном отрезке жизни человек создает систему отношений с миром, которая и определяет его развитие. Возрастные кризисы определяются принципиальным изменением системы мотивов, изменением их иерархии, рождением новых целей. Поэтому кризис переходного периода, при условии неполноценной реализации целей и творческих потенциалов предыдущего возрастного периода, приводит к максимальному росту депрессий, нервных срывов, а в крайних проявлениях -самоубийств. Это происходит из-за непонимания человеком смысла его жизни, незнания задач данного возрастного этапа, ограниченности в творческом проявлении человека, его закрытости от мира, нарушении основ здорового образа жизни и универсальных закономерностей развития и взаимодействия. Понимание тьютором универсальных закономерно-
стей развития, задач и актуальных потребностей каждого возрастного этапа, позволяет ему осуществлять эффективное сопровождение и поддержку тьюту-рируемого, а родителям формировать реальные ожидания по отношению к своим детям.
Целью четвертого модуля «Стили взаимодействия» является содействие в развитии навыка субъект-субъектных отношений, которые являются основой благоприятного психологического климата, необходимого для тьюторской поддержки. В этом модуле мы показываем решения, которые позволяют трансформировать со-зависимые отношения в партнерские, сформированные по универсальным законам построения и развития мира [2; 3].
Использованные при проведении тренингов упражнения относятся к паре стилей взаимодействия (со-зависимый и партнерский) выполняются подряд, без прерывания на рефлексию и смену партнеров. Непрерывность тренингового процесса позволяет достичь непрерывности процесса трансформации а, следовательно, повысить эффективность психологического воздействия [3].
Модуль 5. «Способы взаимодействия». Непонимание между людьми рождает конфликт. Результатом душевной дисгармонии является одиночество. Даже если мы любим друг друга, но не можем донести эту информацию до другого, а также не можем понять, о чём он «говорит» нам, при этом мы будем чувствовать себя в одиночестве. Язык общения включает в себя как вербальные, языковые (знаки), так и невербальные (мимика, жесты) традиции общения. Освоение тьютором различных языков общения и гибкое использование их в жизни, а также умение использовать систему каналов восприятия и технологии эффективной беседы (подстройка - ведение, активное, эмпатическое слушание и т.п.) поможет значительно улучшить качество тьюторской поддержки семьи [7].
Модуль 6. «Исследование психологиче-сски особенностей и их проявления в отношениях». В этом модуле нами используется
технология личностного развития «Психология образа», которая заключается в рефлексии «Я - концепции» и ее влияния на индивидуальный образ жизни [1; 2; 3; 5], а также углубляет доверие между субъектами оздоровительной деятельности. Для диагностики коррекции индивидуального образа жизни тьюторы учатся использовать методику «Технология взаимодействия», позволяющую определить по какому типу нарушено взаимодействие; метод фрактального рисунка, при помощи специальной техники рисунка фиксирующего бессознательные сигналы личности; сказкоте-рапии. Многие психологи, которые занимаются данным методом коррекции (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнез-дилов, С.А. Черняева), определяют сказ-котерапию как процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Метафорические образы являются проекцией «Я-концепции» человека, а сказка, сочиненная на основе этих образов, отражает сценарий жизни человека. Использование данной методики дает тьютору информацию по глубокой рефлексии, прогнозированию и моделированию здорового образа жизни при индивидуальном консультировании.
Дальнейшее наше исследование было направлено на экспериментальный анализ влияния содержания программы на готовность тьюторов к гармонизации детско-родительских отношений. В нем приняли участие 30 тьюторов по здоровьесбережению (возраст от 30 до 47 лет) и 27 учащихся (7-11 лет) школ Копейского городского округа г. Копейска Челябинской области. Результаты сравнительного анализа данного влияния оценивались по критерию
Т-Вилкоксона, критерию Спирмана.
Для оценки готовности тьюторов к гармонизации детско-родительских отношений была использована авторская комплексная диагностическая программа «Гармония» (субъективная составляющая здоровья), получившая государственное свидетельство № 2014661107, 2014 г.
Объективная и субъективная составляющая здоровья детей, родители которых прошли обучение по разработанной нами программе, определялись по методикам: «Индекс оценки функционального состояния сердечно сосудистой системы» Руфье-Диксона; тест «Оценка уровня тревожности» Тейлора».
Таким образом, по психоэмоциональному компоненту (показатели «тревожность, фрустрационная напряженность, «истощаемость») дезадаптация статистически значимо снижается (p < 0,03(0,023); p < 0,02(0,013); p < 0,01(0,001)); по когнитивному компоненту статистически значимо повышается уровень сформированности представления о своих возможностях в гармонизации детско-родительских отношений (p < 0,01(0,000); по психофизическому компоненту («уровень неудовлетворенности состоянием сердечнососудистой системы» и «уровень неудовлетворенности состоянием костно-мышечной системы») дезадаптация статистически значимо снижается (p < 0,01(0,000;0,002)); по ценностно-мотивационному компоненту происходят следующие изменения: выраженность дезадаптации по показателю «агрессия» статистически значимо снижается (p < 0,01(0,001)), а уровень сфор-мированности «ценностей-средств», соответствующих сформированной готовности к партнерским отношениям, статистически значимо повышается (p < 0,03 (0,027). Изменения функционального и психического состояния обучающегося в экспериментальной группе представлены в таблице 1.
X
ф
3
о
X I-
о
X s
О -Û
л
Табл. 1
Экспериментальная группа M ± m M ± m P
Индекс Руфье 7.91 ± 0.41 5.09 ± 0.47 4.52 (р<0,05)
Уровень тревожности 24.13 ± 1.92 16.58 ± 1.85 2.83 (р<0,05)
о
CÛ
о
ё§ ¿2
н о
Ф о.
чо
H 2
го ь
СО ф ХЁ
о <и & §
CÛ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Отмечается положительная динамика психофизического, психоэмоционального, когнитивного и ценностного компонентов, что говорит о развитии психологической готовности тьюторов по здоровьесбережению к гармонизации детско-родительских отношений.
Проведенная тьюторами работа по гармонизации детско-родитель-ских отношений способствовала повышению интереса родителей к физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни школьников.
Родители, которые участвовали в педагогическом эксперименте стали принимать активное участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятиях, оздоровительных тренингах, проводимых в школе, руководить самостоятельной двигательной активностью своих детей в условиях семьи, что благотворно сказалось на физическом и психическом состоянии их детей.
Увеличилось в два раза количество детей с улучшенной работоспособностью сердца (коэффициент Руфье-Диксона).
Количество детей с высоким уровнем тревожности в экспериментальной группе не выявлено.
Количество детей, у которых тревожность отмечалась, как норма, в течение проведенного исследования увеличилась в четыре с половиной раза.
Средний бал успеваемости поднялся с 3,5 до 4,2 баллов, пропуски по болезни в течение всего эксперимента отсутствовали.
Библиографический список
1. Берне, Р. Что такое «Я - концепция» [Электронный ресурс] / Р. Берне. - Режим доступа: URL: http//daz.su/nash-otvet/bez-kategorii/11/index.aspx.
2. Валеева, Г.В. Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности [Текст]: монография / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 140 с.
3. Валеева, Г.В. Стили взаимодействия [Текст] / Г.В. Валеева, Г.Ф. Дедова // Психологический практикум. - Челябинск, 2014. - 80 с.
4. Васильева, О.С. Зерно здоровья: Концепция первичной валеоустановки [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 3. - С. 36-47.
5. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: СВ-96, 2011. - 160 с.
6. Поляков, В.А. Психосистемное консультирование [Текст] / В.А. Поляков, И.Ю. Полякова, О.И. Панова, А.Ю. Меньшова. - М., 2006. - 160 с.
7. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия [Текст]: пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной / К. Роджерс. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСПО-Пресс, 2002. - 512 с.
References
1. Burns R. What is the «I - concept». Available at: http://www.daz.su/nash-otvet/bez-kategorii/11/ index.aspx. [in Russian].
2. Valeeva G.V. Psychological readiness of thefuture teachersfor health improving activity. Chelyabinsk:. Cicero, 2014. P. 140. [in Russian].
3. Valeeva G.V. Styles of interaction. Psikhologicheskijj praktikum. Chelyabinsk, 2014. P. 80. [in Russian].
4. Vasil'eva O.S. Seed of health: The concept of primary valeo-attitude. Semejjnaja psikhologija i semejjnaja terapija. 1999. - № 3. - Pp. 36-47. [in Russian].
5. Korotaeva E.V. Basics of pedagogical interactions. Ekaterinburg: SV-96, 2011. P. 160. [in Russian].
6. Polyakov V.A. Psycho systemic consulting. M., 2006. P. 160. [in Russian].
7. Rodzhers K. Client-centered therapy: transl. from English by Rozhkova T., Yu. Ovchinnikova, G. Pimochkina. M.: Aprel' Press, Izd-vo EKSPO-Press, 2002. P. 512. [in Russian].
Сведения об авторах: Валеева Галина Валерьевна,
кандидат психологических наук, кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Ктай: [email protected]
Тюмасева Зоя Нвановна,
доктор педагогических наук, профессор,
кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск. Ктай: [email protected]
Бахман Татьяна Александровна,
магистр - тьютор по здоровьесбережению, Институт здоровья и экологии человека, г. Челябинск.
Information about the authors: Valeeva Galina Valer'evna,
Candidate of Sciences (Psychology),
Department of Life Safety
and Basic Medical Knowledge,
Chelyabinsk State Pedagogical
University,
Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
Tyumaseva Zoya Ivanovna,
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor,
Department of Life Safety
and Basic Medical Knowledge,
Chelyabinsk State Pedagogical
University,
Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
Bachmann Tatiana Aleksandrovna,
Master - tutor for health safety, Institute of Health and Human Ecology, Chelyabinsk.
УДК 151.8 ББК 88.54
В.И. Долгова
обобщение сопоставляемых критериев успешности групповой тренинговой рефлексии магистрантов психолого-педагогического направления
В статье проведено обобщение сопоставляемых критериев изучения групповой тренинговой рефлексии как инновационной технологии подготовки магистров психолого-педагогического направления. В состав названных сопоставляемых критериев входят: направленность групповой деятельности на социально-значимые цели, групповой ценностный стандарт, совместимость членов группы, сплоченность, конструктивные межличностные отношения в группе, организованность, стимулирование творческой деятельности членов группы.
Ключевые слова: рефлексия, личностная рефлексия, групповая рефлексия, тренинг, групповая тренинговая рефлексия, направленность групповой деятельности на социально-значимые цели, групповой ценностный стандарт, совместимость членов группы, сплоченность, конструктивные межличностные отношения в группе, организованность, стимулирование творческой деятельности членов группы.