Сведения об авторах: Валеева Галина Валерьевна,
кандидат психологических наук, кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Ктай: [email protected]
Тюмасева Зоя Нвановна,
доктор педагогических наук, профессор,
кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск. Ктай: [email protected]
Бахман Татьяна Александровна,
магистр - тьютор по здоровьесбережению, Институт здоровья и экологии человека, г. Челябинск.
Information about the authors: Valeeva Galina Valer'evna,
Candidate of Sciences (Psychology),
Department of Life Safety
and Basic Medical Knowledge,
Chelyabinsk State Pedagogical
University,
Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
Tyumaseva Zoya Ivanovna,
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor,
Department of Life Safety
and Basic Medical Knowledge,
Chelyabinsk State Pedagogical
University,
Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
Bachmann Tatiana Aleksandrovna,
Master - tutor for health safety, Institute of Health and Human Ecology, Chelyabinsk.
УДК 151.8 ББК 88.54
В.И. Долгова
обобщение сопоставляемых критериев успешности групповой тренинговой рефлексии магистрантов психолого-педагогического направления
В статье проведено обобщение сопоставляемых критериев изучения групповой тренинговой рефлексии как инновационной технологии подготовки магистров психолого-педагогического направления. В состав названных сопоставляемых критериев входят: направленность групповой деятельности на социально-значимые цели, групповой ценностный стандарт, совместимость членов группы, сплоченность, конструктивные межличностные отношения в группе, организованность, стимулирование творческой деятельности членов группы.
Ключевые слова: рефлексия, личностная рефлексия, групповая рефлексия, тренинг, групповая тренинговая рефлексия, направленность групповой деятельности на социально-значимые цели, групповой ценностный стандарт, совместимость членов группы, сплоченность, конструктивные межличностные отношения в группе, организованность, стимулирование творческой деятельности членов группы.
V.I. Dolgova
generalization of the matching criteria of group training reflection success of undergraduates, majoring
in psychological pedagogy
In the article the generalization of the matching criteria for the study group training reflection as innovative technologies of training of masters of psycho-pedagogical directions. In the composition matching criteria included: focus group activities for socially important goals, group value standard, compatible members of the group, cohesion, constructive interpersonal relationships within the group, organization, stimulation of creative activity of the members of the group.
Key words: reflection, personal reflection, group reflex SIA, training, group training, reflection, focus group activities for socially important goals, group value standard, compatible members of the group, cohesion, constructive milicent-ing the relations in the group, organization, stimulation of creative activity of the members of the group.
Рефлексия - (от лат. гвАвхго - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия (англ. reflectiori) -мыслительный (рациональный) процесс. В результате групповой рефлексии первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и приобретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения - групповой нормализации. Этот эффект особенно ценен в процессе формирования единого отношения группы к тренинговой рефлексии.
В процессе подготовки магистров психолого-педагогического направления групповая тренинговая рефлексия выступает в качестве интегративного метода образования. Интегративность обсуждаемых критериев проявляется у нас в содержании дисциплины «Инновационные технологии деятельности педагога-психолога» Б3.Б.ОД.21, представленной в базовой части образовательной программы по направлению: 050400 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования. Трудоемкость дисциплины «Инновационные технологии деятельности педагога-психолога» составляет 4 за-| четные единицы - 144 часа. Изучается дисциплина на 3-м курсе в 6-м семестре. Форма отчетности - экзамен в 6-м се-^ местре.
В задачу групповой тренинговой рефлексии как инновационной технологии подготовки магистров психолого-педагогического направления в процессе реализации названного курса входит не только психологическая поддержка студентов в отреагировании чувств, но и успешное решение проблемы, что именно должен знать, уметь и чем владеть выпускник такой магистратуры. По нашему мнению, в результате изучения дисциплины «Инновационные технологии деятельности педагога-психолога» студент должен быть способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4; ФГОС ВПО 050400).
Знать:
3.1. Знать технологии рефлексии способов и результатов профессиональных действий по признакам инновационной деятельности педагога-психолога.
3.2. Знать технологии рефлексии способов и результатов профессиональных действий по развитию инновационной культуры педагога-психолога.
3.3. Знать технологии рефлексии способов и результатов профессиональных действий по использованию инновационных технологий деятельности педагога-психолога.
Уметь:
У.1. Уметь применять технологии рефлексии способов и результатов про-
фессиональных действий по признакам инновационной деятельности педагога-психолога.
У.2. Уметь применять технологии рефлексии способов и результатов профессиональных действий по развитию инновационной культуры педагога-психолога.
У.3. Уметь применять технологии рефлексии способов и результатов профессиональных действий по использованию инновационных технологий деятельности педагога-психолога.
Владеть:
В.1. Владеть технологиями рефлексии способов и результатов профессиональных действий по признакам инновационной деятельности педагога-психолога.
В.2. Владеть технологиями рефлексии способов и результатов профессиональных действий по развитию инновационной культуры педагога-психолога.
В.3. Владеть технологиями рефлексии способов и результатов профессиональных действий по использованию инновационных технологий деятельности педагога-психолога.
Стимульным материалом для проведения групповой тренинговой рефлексии может выступать обсуждение профессиональных качеств психолога образования по предложенной про-фессиограмме, которая объединяет профессиональные качества личности (сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в профессиональной среде).
В профессиограмме эти качества выпускника магистратуры психолого-педагогического направления распределены по четырем блокам: профессиональные знания, умения и навыки; деловые качества; морально-психологические качества; интегральные качества.
Назовем далее только четыре качества из блока профессионально-значимых морально-психологических качеств. Это гуманность, способность
к самооценке, этика поведения, коммуникативность.
Гуманность: высоко развито чувство уважительного отношения к человеку; отзывчив, заботлив, доброжелателен (5 баллов); уважительно относится к человеку, способен проявлять заботу, отзывчив, не лишен сочувствия и сопереживания (4 балла); способен к проявлению уважительного отношения к человеку, но не всегда и не по отношению ко всем; заботу о других проявляет не постоянно, допускает элементы бездушия, черствости (3 балла); часто проявляет элементы неуважительного отношения к человеку; заботой о других не выделяется, не отзывчив (2 балла).
Способность к самооценке: высоко развиты способности оценивать свои действия и результаты деятельности, в разумной степени самокритичен (5 баллов); способен к адекватной самооценке, самокритичен (4 балла); свои действия и результаты деятельности оценивает не всегда адекватно, способности к самокритике ограничены (3 балла); к адекватной оценке своих действий и результатам деятельности критически относиться не способен, не самокритичен (2 балла).
Этика поведения: обладает высоким уровнем культуры и демократичным стилем поведения и общения, отличается гибкостью в использовании стилей общения и поведения (5 баллов); культурен в поведении и обращении с людьми; владеет демократичным стилем общения, но эпизодически использует элементы авторитарного стиля (4 балла); присущи элементы культуры поведения, стиль общения не всегда адекватен ситуации (3 балла); уровень культуры поведения и общения с людьми низкий, отношение к окружающим грубое (2 балла).
Коммуникативность: в общении с людьми доступен, легко устанавливает контакт, обладает высоким чувством такта в общении, доброжелателен и чуток, не лишен чувства юмора (5 баллов); способен устанавливать контакт с окружающими, в общении тактичен, проявляет элементы чуткости и доброжелательности; способен расположить к себе (4 балла); при необходимости способен уста-
CÛ
s g
¡е ü
о Р
* rö
* 5 I
È ф Li
Ф ао
к Ü
m о Ф
m т
Р s
I о
а® I- с
? >s о Эо g
ю с о
5§и
навливать контакт с окружающими; такт проявляет в общении не всегда, чуткость и доброжелательность проявляет редко, в общении бывает несдержан и не всегда доступен (3 балла); устанавливает контакт с окружающими с трудом, чуткость и доброжелательность проявляет редко, в общении бывает несдержан и не всегда доступен (2 балла); замкнут, к контактам с окружающими не стремится, не способен к проявлению доброжелательности и чуткости (1 балл).
Предлагаемый стимульный материал позволяет провести тренинг групповой рефлексии состава профессионально-важных качеств, показателей, самооценки, экспертной оценки, уровня профессионально важных качеств, проекта и программы их совершенствования.
Проведенный нами анализ работ специалистов [1-11] и соответствующее эмпирическое исследование привели к следующему обобщению сопоставляемых критериев изучения групповой тренинговой рефлексии как инновационной технологии подготовки магистров психолого-педагогического направления.
Таких сопоставляемых критериальных групп семь.
1. Направленность групповой деятельности на социально-значимые цели (сходство интериоризации социальной значимости образовательной деятельности).
2. Групповой ценностный стандарт (приближение индивидуального решения к групповому ценностному стандарту; ориентация группового ценностного стандарта на образовательную деятельность).
3. Совместимость членов группы (толерантность, согласованность действий).
4. Сплоченность (приверженность к группе ее членов, кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности).
5. Конструктивные межличностные отношения в группе (удовлетворенность результатом и процессом взаимодействия; уверенность в благоприятном исходе профессиональных контактов).
6. Организованность (способность группы в неординарных условиях самостоятельно планировать этапы осуществления поставленной цели и распределять предстоящую работу среди членов группы; степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных функций; способность группы к эффективному контролю и коррекции действий членов группы и подавлению действий дезорганизаторов; умение группы оптимально синтезировать выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия).
7. Стимулирование творческой деятельности членов группы (согласованность первичных индивидуальных решений с групповыми, согласованность группового решения с вторичными индивидуальными).
Обобщение же количественной информации, собранной по этим сопоставляемым критериям, позволило нам далее вычислить для них значения коэффициента корреляции Пирсона.
Табл. 1. Значения коэффициента корреляции Пирсона N=87; число степеней свободы (к = N-2, 87-2 = 85); гкр = 0,22 для <0,05; гкр = 0,28 для <0,01
го ш
е
о
ш
№ п/п Сопоставляемые критерии Направленность групповой деятельности на социально-значимые цели Групповой ценностный стандарт Совместимость Сплоченность Конструктивные межличностные отношения Организованность
1 2 3 4 5 6 7 8
Направленность
1 групповой деятельности на социально-значимые цели - 0,728 0,408 0,583 0,570 0,376
1 2 3 4 5 6 7 8
2 Групповой ценностный стандарт 0,728 - 0,560 0,606 0,742 0,539
3 Совместимость членов группы 0,408 0,560 - 0,706 0,620 0,680
4 Сплоченность 0,583 0,606 0,706 - 0,682 0,703
5 Конструктивные межличностные отношения в группе 0,570 0,742 0,620 0,682 - 0,611
6 Организованность 0,376 0,539 0,680 0,703 0,611 -
Стимулирование
7 творческой деятельности членов группы 0,438 0,703 0,728 0,662 0,678 0,708
Значения коэффициента корреляции положительные, корреляционная связь прямая, т.е. высоким значениям одного признака соответствуют высокие значения другого, а низким значениям - низкие. Следовательно, обсуждаемые критерии групповой тренинговой рефлексии подобраны верно.
Изучение результатов групповой
тренинговой рефлексии по названным критериям показывает, что эта инновационная технология обладает преимуществами по сравнению с индивидуальной рефлексией благодаря более широким возможностям коллективного анализа и разноплановому моделированию результатов рефлексии, которые дает группа.
Библиографический список
1. Алтыникова, Н.В. Обсуждение вопросов педагогического профессионализма: актуальные тенденции [Текст] / Н.В. Алтыникова, Е.В. Андириенко // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 2. - С. 209-212.
2. Аникина, В. Философские традиции изучения рефлексии в контексте решения проблемы самопознания [Текст] / В. Аникина // Развитие личности. - 2010. - № 3. - С. 127-138.
3. Аникина, В.Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций [Текст] / В.Г. Аникина // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 3. - С. 72-80.
4. Днепрова, Т.П. Формирование межличностной толерантности у студентов педагогического колледжа посредством рефлексивного тренинга [Текст] / Т.П. Днепрова, О.А. Каргополова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 200-206.
5. Краснокутский, П.Н. Роль рефлексии в профессиональном становлении личности будущего специалиста [Текст] / П.Н. Краснокутский // Вестник Орловского государственного университета. - Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 4 (18). - С. 265-267.
6. Манохина, М.М. Рефлексивный тренинг - способ оптимизации профессионально-личностного самоопределения [Текст] / М.М. Манохина // Среднее профессиональное образование. - 2007. -№ 8. - С. 13-15.
7. Орлова, О.М. Возможности рефлексивного тренинга в профилактике профессионального выгорания и повышении трудовой мотивации у учителей начальных классов [Текст] / О.М. Орлова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Серия: Социальные науки. - 2014. -№ 3(35). - С. 242-249.
8. Раевская, Е.А. Тренинг как средство реализации компетентностного подхода [Текст] / Е.А. Раевская, Ю.Ю. Терюшкова // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: сборник научных статей VI Региональной научно-методической конференции. -Петрозаводск, 2013. - С. 113-118.
9. Рубцова, Л.В. Анализ факторов переноса результатов тренинга в профессиональную реальность [Текст] / Л.В. Рубцова // В сборнике: Педагогический профессионализм в современном об-
разовании материалы IV Международной научно-практической конференции; под научной редакцией Е.В. Андриенко; Совет по психолого-педагогическому образованию, Кафедра педагогики и психологии математического факультета. - 2008. - С. 611-618.
10. Стариченко, О.Н. Психолого-образовательные возможности технологии «актуализации потенциала достижений» у молодых людей, обучающихся в магистратуре [Текст] / О.Н. Стариченко, О.Н. Чучалова, М.А. Швырева // Вестник Томского государственного университета. - 2013. -№ 375.- С. 163-164.
11. Стеценко, И.А. Формирование педагогической рефлексии в системе высшего педагогического образования [Текст] / И.А. Стеценко // Инновационные проекты и программы в образовании. -2014. - Т. 4. - С. 37-40.
References
1. Altynikova N.V., Andrienko E.V. Discussion of pedagogical excellence: current trends. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2014. - № 2. - P. 209-212.
2. Anikina V. Philosophical tradition of reflection study in the context of self-knowledge problem solution. Razvitie lichnosti. 2010. - № 3. - P. 127-138.
3. Anikina V.G. Reflexive training as a means of conflict solving. Kul'turno-istoricheskajapsihologija. 2009. № 3. - P. 72-80.
4. Dneprova T.P., Kargopolova O.A. Interpersonal tolerance formation among students of Pedagogical College through reflexive training. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. - № 5. - P. 200-206.
5. Krasnokutskii P.N. The role of reflection in the professional development of future specialist. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. - № 4 (18). - P. 265-267.
6. Manohina M.M. Reflexive training as a method of optimization of professional and personal self-determination. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2007. - № 8. - P. 13-15.
7. Orlova O.M. Possibilities of reflexive training in the prevention of professional burnout and higher job motivation among elementary school teachers. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2014. - № 3(35). - P. 242-249.
8. Raevskaya E.A., Terjushkova Ju.Ju. Training as a tool of realization of the competence approach: Universitety v obrazovatel'nom prostranstve regiona: opyt, tradicii i innovacii. Petrozavodsk, 2013. - P. 113-118.
9. Rubtsova, L.V. Analysis of the factors of transfer of training results into professional reality. Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii. 2008. - P. 611-618.
10. Starichenko O.N., Chuchalova O.N., Shmyreva M.A. Psycho-educational possibilities of technology of "actualization of the potential achievements" of Master's program students. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta. 2013. - No. 375. - P. 163-164.
11. Stetsenko I.A. Formation of pedagogical reflection in the system of higher pedagogical education. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2014. - Vol. 4. - P. 37-40.
Сведения об авторе: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор кафедры
теоретической и прикладной психологии, декан факультета психологии Челябинского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology),
Professor, Department of Theoretical
and Applied Psychology
Chelyabinsk State Pedagogical
University,
Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
ro m
e
о
m