Научная статья на тему 'Влияние кризисных явлений на кредитование субъектов малого предпринимательства'

Влияние кризисных явлений на кредитование субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРЕДИТОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карцев Дмитрий Витальевич

Проанализирована текущая ситуация на рынке кредитования субъектов малого предпринимательства. Выделены основные негативные факторы кризисных явлений. В качестве перспективного направления в борьбе с влиянием кризисных явлений на кредитование субъектов малого предпринимательства предложено совершенствование методологического сопровождения деятельности банков в финансировании малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current situation on the market of crediting the small business entities is analysed. The basis negative factors of recessionary events are evolved. As a perspective direction in the struggle against influence of recessionary events on crediting of small business entities is proposed the perfection of methodological support of banking activity in financing of small business.

Текст научной работы на тему «Влияние кризисных явлений на кредитование субъектов малого предпринимательства»

УДК 336.64

Карцев Д.В.

влияние кризисных явлений на кредитование субъектов малого предпринимательства

Малое предпринимательство продолжает играть значительную социально-экономическую роль в развитии страны, влияя в заметной мере, в частности, на трудовую занятость активного населения. Неслучайно в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации последних лет большое внимание обращается на необходимость увеличения занятости населения в сфере малого предпринимательства. Поставлена задача к 2020 г. довести уровень занятости активного населения предпринимательством до 60-70 %. По прогнозам Минэкономразвития России уже к 2010 г. количество малых предпринимателей увеличится до 12,7 на 1000 жителей. Для сравнения, в странах Западной Европы количество малых предпринимателей составляет около 30 предпринимателей на 1000 жителей [1, стр. 64]. Малое предпринимательство оперативно решает целый комплекс практических задач, опираясь при этом во многом лишь на свои собственные средства и возможности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений экономической политики российского государства должно стать создание и поддержание максимально благоприятного климата для функционирования малых предприятий.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей — 3,4 млн. человек. Кроме того, в последние годы была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровнях. Однако, указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике Российской Федерации.

Сегодня одно из первых мест по значимости для развития малого предпринимательства занимают проблемы финансирования, в частности кредитования. Проблема финансирова-

ния является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45 % владельцев малых предприятий. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60 % предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года [6, стр. 130]. Безусловно, в поддержке малого предпринимательства важен комплекс мер — административных, законодательных, налоговых и иных. Но особое место, как уже отмечалось, должны занимать меры финансовой поддержки, способные вовлечь в процесс поддержки малых предприятий профильные институты различных уровней — как крупные государственные банки, так и систему региональных банков. При этом, на данном этапе едва ли не самой важной задачей является активное привлечение к поддержке малого предпринимательства именно региональных кредитных организаций. Такой акцент в поддержке малого предпринимательства важен в первую очередь потому, что такие организации в силу своей ограниченной капитализации имеют дело непосредственно с "целевым" потребителем кредитных ресурсов, лучше других участников рынка кредитования знают специфику и потребности этого вида бизнеса. И, по нашему мнению, в условиях финансового кризиса именно региональные банки являются и в перспективе могут стать еще в большей степени решением многих негативным явлений в сложившихся реалиях.

Для тех малых предприятий, которые функционируют на рынке более десяти лет — это уже второй масштабный кризис в экономике Российской Федерации, для всех других — первый. И не известно, насколько успешно смогут первые и вторые пережить его. Ясно лишь то, что успех будет зависеть не только от способностей самих предпринимателей, но и от возможности привлечения заемных средств в условиях кризиса ликвидности.

Обращаясь к фактам, интересно заметить, что еще в 2007 г. темпы роста кредитов малым предпри-

нимателям обогнали и корпоративное, и розничное кредитование. Банковский портфель кредитов малому и среднему бизнесу увеличился на 62 %, достигнув 54,1 млрд. долл. США [2, стр. 48].

Так, согласно источнику РБК.Рейтинг, лидирующую позицию среди банков по объемам выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2008 году занимает Банк "Уралсиб" с объемом выданных кредитов 373 031 787 тыс. руб. В табл. 1 приведен рейтинг ТОП-10 крупнейших банков по объемам выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2008 году.

На первый взгляд может показаться, что проблемы финансирования субъектов малого предпринимательства в России нет. Согласно заявленным программам масштабным кредитованием малого предпринимательства сегодня занимаются около 30 банков. К тому же, практически ежеквартально на протяжении последних лет какой-либо банк заявлял об открытии целенаправленной программы кредитования малого предпринимательства.

С другой стороны, существует целый ряд фактов, свидетельствующих об обратном. Замминистра экономического развития, статс-секретарь Минэкономики Анна Попова называет сложной ситуацию с кредитованием малого бизнеса: во второй половине 2008 г. рост объемов кредитования составил 2 %, тогда как в первом полугодии — 31 %. При этом средневзвешенная ставка по кредитам выросла с 13 до 20 % на 1 января 2009 года [7, стр. 6].

Если в экономически развитых странах основным видом финансирования малого предпринимательства является именно бан-

ковское кредитование, то в нашей стране несколько иная ситуация. По данным опроса, проведенного Общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", основными источниками финансирования малого предпринимательства являются следующие (табл. 2).

Как видно далеко не каждому малому предпринимателю доступны кредиты финансовых учреждений и банков. Зачастую им приходится рассчитывать лишь на собственные силы, а также обращаться за помощью к родственникам или друзьям. В условиях продолжающегося глобального финансового кризиса ситуация с кредитованием субъектов малого предпринимательства может усугубиться еще больше.

Состояние финансового рынка сегодня таково, что имеет место не только снижение темпов роста объемов финансирования малого предпринимательства, но и рост процентных ставок, и ужесточение требований банков к обеспечению кредита. Сегодня, по разным данным, ставки кредитования субъектов малого предпринимательства увеличились до 20-28 % годовых (по сравнению с 14-17 % годовых в первом полугодии 2008 г.), а требования к обеспечению кредита возросли до 120-140 % от суммы предоставленного его объема [4, стр. 23].

По нашему мнению, которое совпадает с мнением ряда экспертов, среди которых Мак-симчук Е.И., кредитованию малых предприятий препятствует недостаточная ресурсная база, так как активы отечественных банков составляют примерно 40 % ВВП, что является одним из самых низких показателей в мире [5, стр. 5].

Таблица 1

Крупнейшие банки по объемам выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2008 г. [3]

№ Банк Объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2008 году (тыс. руб.) Количество выданных кредитов в 2008 году (шт.) Портфель выданных кредитов малому и среднему бизнесу на 1 января 2009 г. (тыс. руб.)

1 Уралсиб 373 031 787 49 032 88 296 812

2 Возрождение 144 349 000 1 335 48 040 925

3 ВТБ 24 53 931 890 15 778 74 299 074

4 КМБ-Банк 41 261 298 34 414 51 779 749

5 Собинбанк 21 490 018 641 5 041 420

6 Инвестторгбанк 20 512 987 1 246 15 712 800

7 Промсвязьбанк 20 088 706 5 768 18 163 447

8 НТБ 19 237 539 1 692 11 756 672

9 Центр-Инвест 17 529 000 7 668 12 735 515

10 Примсоцбанк 15 350 862 16 463 3 384 997

Таблица 2

Основные источники финансирования субъектов малого предпринимательства (% от числа опрошенных) [6, стр. 133-134]

Источники финансирования (не более трех источников) Для пополнения оборотных средств Для инвестиций в развитие фирмы

Доходы от деятельности предприятия 92 84

Личные средства учредителей 24 33

Кредиты финансовых учреждений, банков 24 21

Заемные средства у родственников и друзей 33 17

Финансовая поддержка местных властей и фондов предпринимательства 8 11

Имущество физических и юридических лиц 9 9

Ссуды других организаций и предприятий 9 5

Гранты 2 3

Займы кредитных кооперативов и союзов 1 1

В процессе исследования можно выделить три основных сценария развития рынка кредитования малого предпринимательства:

1. Оптимистичный, в условиях которого будет создан эффективный нормативно-правовой механизм, бизнес станет "белым", и рост малого предпринимательства будет иметь большой масштаб, что позволит увеличить рынок кредитования до 300 млрд. долл. США.

2. Стабильный, т. е. будет создан механизм субсидирования процентных ставок и осуществлена государственная поддержка малого предпринимательства, решены проблемы с залоговым обеспечением предприятий, что позволит увеличить рынок кредитования до 200-500 млрд. долл.

3. Негативный—произойдет изменение кредитной политики коммерческими банками, будут разработаны собственные методики оценки кредитоспособности малых предприятий, будут иметь место разногласия в законодательном обеспечении функционирования малых предприятий, при этом объем рынка кредитования составит 150 млрд. долл. США [1, стр. 62].

На текущий год мы придерживаемся скорее негативного сценария, поскольку не ожидаем значительного роста объемов кредитования субъектов малого предпринимательства. С другой стороны должно иметь место внедрение действенных методов решения проблем кредитования малого предпринимательства ввиду их актуальности и своевременности:

— во-первых, это создание механизма субсидирования процентных ставок, которое будет

осуществляться фондами поддержки малого предпринимательства и фондами содействия его кредитования, что позволит разрешить проблему высоких процентных ставок;

— во-вторых, предоставление в качестве обеспечения по кредитам гарантий и поручительств региональных гарантийных фондов и фондов поручительств, что позволит разрешить проблему отсутствия обеспечения у малых предприятий.

Малым предприятиям сейчас приходится очень нелегко: кризис застал их врасплох, а финансирование от государства планируется предоставить только крупным предприятиям. Субъектам малого предпринимательства предстоит пройти путь оптимизации издержек, так же как и крупным предприятиям, но возможностей для этого у них значительно меньше. В течение 2009 года не должно произойти полного сокращения программ кредитования малых предприятий, но, несомненно, число игроков на этом рынке уменьшится.

Проведя мониторинг банковского сектора, можно сделать определенные выводы: с начала кризиса многие банки значительно ужесточили требования к заемщикам — субъектам малого предпринимательства. Например, БТА-Банком в качестве антикризисной меры было принято решение приостановить кредитные программы, направленные на инвестиционные цели (приобретение нового оборудования, недвижимости и т. п.) и ограничиться предоставлением кредитов на пополнение оборотных средств, сократив при этом сроки кредитования и ужесточив

требования к обеспечению. И если столичному малому бизнесу помощь продолжает оказывать Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБМ), который выступает поручителем по кредитам, что позволяет предпринимателям получать ссуды при недостатке обеспечения, то малому бизнесу в регионах стоит ориентироваться на другие способы привлечения заемных средств.

Попытаемся выделить основные негативные факторы кризисных явлений, препятствующие дальнейшему развитию кредитования субъектов малого предпринимательства.

Во-первых, стоит отметить кризис ликвидности в банковском секторе, который несомненно сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными предприятиями) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля и потребность краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Кроме того, в условиях дефицита средств банки с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на кредитование малого бизнеса. Так, сокращение спроса несомненно приведет к сокращению оборотных средств.

В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию — отгрузка продукции"), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

Сегодня очень мало шансов получить кредит у малых предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами,

ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющих залога или поручителя. В значительной мере затруднено кредитование предприятий, занятых в отраслях, на которых кризис отразился наиболее существенно, например, в строительстве.

Тем не менее, для процветания экономики нашей страны необходимо бороться со всеми трудностями, в том числе и с влиянием кризисных явлений на кредитование субъектов малого

предпринимательства. Одним из перспективных направлений в этом представляется совершенствование методологического сопровождения деятельности банков в финансировании малых предприятий. Эта деятельность должна быть направлена на разработку рекомендаций по вопросам технологии кредитования, которые позволяли бы снижать издержки по финансированию субъектов малого предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власов И.П. Кредитование малого и среднего бизнеса: перспективы развития // Финансы и кредит. 2009. № 3 (339). С. 62-67.

2. Картуесов А. Малый и средний бизнес: путь наверх // Банки и деловой мир. 2008. № 4. С. 48-50.

3. Крупнейшие банки по объемам выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2008 г. URL: http://rating.rbc.ru/articles/2009/03/23/32342523_ tbl.shtml?2009/03/23/32342516 (дата обращения 28.04.2009).

4. Крюков С.П. О новых тенденциях в кредито-

вании малого и среднего бизнеса // Финансы. 2009. № 2. С. 19-23.

5. Максимчук Е.И. Банковские кредиты в развитии малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. 2008. № 12 (2). С. 4-8.

6. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИНФРА-М, 2009. 480 с. (Высшее образование).

7. Обзор новостей. Микропомощь малому бизнесу // Деньги. 2009. № 6 (717). С. 6.

УДК 336.64

Савруков А. Н.

к ВОПРОСУ о СТРАХОВАНИИ Рисков в ПРОЦЕССЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Вопросам выявления, классификации и оценки уровня рисков, присущих процессу ипотечного кредитования посвящены работы многих исследователей. Тем не менее, проблема диверсификации и снижения уровня ипотечных рисков, обусловленная увеличением объемов ипотечного кредитования в РФ, является актуальной.

Проведенное исследование показало, что источниками рисков являются, в основном, состояние макроэкономики, уровень жизни населения, кредитно-финансовая политика государства, применяемые инвестиционно-кредитные технологии и инструменты, ипотечные стандарты, динамика стоимости недвижимости и т. д.

В ходе исследования состояния ипотечного рынка РФ, выявлено, что рискам в основном подвержены ипотечные кредиторы, что обусловлено значительными сроками кредитования, большими объемами выдаваемых кредитов и недостаточной практикой кредитования. Характеризуя основные риски, с которыми сталкиваются банки при долгосрочном ипотечном жилищном кредитовании населения, можно выделить основные:

1) кредитный риск — риск неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору. Потери в случае невозврата могут быть вызваны как системными причинами (несовершенство законодательной базы, социально-политическая ситуация), так и субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.