НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2013, №3
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
История
УДК 398.2(=512.157)
К 125-летию со дня рождения Г.В. Ксенофонтова
Г.В. Ксенофонтов и политическая обстановка в Якутии в начале ХХ в.
А.Н. Дьячкова
Г.В. Ксенофонтов является крупным, талантливым исследователем традиционной культуры народов Сибири и Якутии в первой половине ХХ в. В данной статье рассматривается его малоизвестная деятельность, связанная с общественно-политической жизнью Якутии в начале ХХ столетия.
Ключевые слова: Февральская революция, сибирское областничество, якутские федералисты, национально-освободительное движение.
G.V. Ksenofontov is an outstanding talented researcher of traditional culture of the peoples of Siberia and Yakutia at the first half of the XX century.This article examines the little-known activities of G.V. Ksenofontov related to the political life of Yakutia in the early twentieth century.
Key words: February Revolution, Siberian regionalism, Yakut federalists, national liberation movement.
Г.В. Ксенофонтову выдающемуся ученому, мыслителю, признанному либеральному деятелю и политику в 2013 г. исполняется 125 лет со дня рождения. Он был детищем своего исторического времени, жил в противоречивое, переходное время, время «демократического транзита».
После Февральской революции он стал одним из лидеров и идеологов либерально-освободительного движения в Якутии. В числе многих национальных представителей он воспринял и глубоко впитал в себя идеи либеральной демократии: защиту прав и свобод человека; демократическую организацию общества с народным суверенитетом и представительством, конституционным и федеральным устройством, местным самоуправлением и свободно развивающейся экономикой1.
Длительное время политическая ангажированность советской исторической науки не позволяла в полной мере изучать живую нить истории - жизнь и судьбы отдельных людей, прежде всего, людей одаренных, неординарных, отмеченных особой печатью истории. Во все времена в истории всех народов они составляли духовную элиту общества, его социальный по-
ДЬЯЧКОВА Альбина Николаевна - к.и.н., доцент СВФУ, р.т. (4112)36-03-42.
тенциал, «активное творческое меньшинство» цивилизации, как писал А. Тойнби. Именно такие знаковые фигуры становились духовными лидерами народов, выразителями национального сознания, чаяний и нужд народных масс. Одной из таких личностей, как отмечено выше, являлся Г.В. Ксенофонтов, человек яркой и трагической судьбы.
В официальной советской исторической науке имя Ксенофонтова либо предавалось забвению, либо получало одностороннюю оценку. О его общественно-политической деятельности замалчивалось, а о вкладе в науку, поскольку он был неоспорим, писали скромно: известный фольклорист-этнограф. В настоящее время при изучении истории всё большее значение приобретает личностно-психологический аспект, связанный с человеческим духовно-нравственным фактором истории. С именем Г.В. Ксенофонто-ва связано становление исторической науки в Якутии, начало научной разработки вопросов этнографии, фольклора народов Восточной Сибири. В современном обществе всё более отчетливо осознается необходимость изучения наследия творческих индивидуальностей, принимавших участие в формировании исторических знаний у прошлых, нынешних и последующих поколений.
Время, когда жил Г.В. Ксенофонтов - это период колоссальных сдвигов в российском обществе, перемен в области идеологии и общественных отношений. Как активный участник политических событий в Якутии он оставил глубокий след в общественно-политической жизни якутского общества начала ХХ в. В данной статье основное внимание уделяется его общественной и политической деятельности, начало которой было связано с Томским университетом.
Томск того времени - небольшой провинциальный город, но в отличие от других сибирских городов здесь находилось единственное на всю Сибирь высшее учебное заведение, куда съезжалась на учебу способная и талантливая молодежь со всей Сибири. В стенах университета были широко распространены идеи сибирского областничества. Известно, что основоположниками этого либерального общественного движения в Сибири были Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев. Взгляды областников строились на признании особенностей развития Сибири и противопоставлении Сибири России. Они рассматривали Сибирь как колонию Российской империи и считали, что Сибирь обладает гораздо большим потенциалом для более ускоренного капиталистического развития, нежели Россия. Исторически и географически в Сибири складывались иные общественно-экономические условия: наличие неосвоенных огромных территорий, богатый и разнообразный растительный мир, громадный потенциал природных запасов, наличие различных природно-климатических зон, отсутствие помещичьего землевладения - всё это создавало возможность для успешного самостоятельного развития. Поэтому сторонники идей сибирского областничества стали последовательно отстаивать областную автономию для Сибири в рамках Российской империи. Эти идеи Ксенофонтову были близки и понятны и он их всецело разделял. Следует признать, что его мировоззрение формировалось под сильным воздействием идей сибирского областничества2.
В 1912 г. он успешно окончил университет и получил диплом II степени. На молодого талантливого выпускника-юриста, в совершенстве владевшего русским языком, сразу же обратили внимание. Профессор уголовного права Н.Н. Ро-зин предложил ему остаться на кафедре для подготовки к научной деятельности по праву. Однако Ксенофонтов отказался. Его тянуло домой и он понимал, что нужен, прежде всего, здесь на родине, где остро ощущалась потребность в образованных людях. В общей сложности ему удалось проработать в области юриспруденции свыше семи лет. Он работал адвока-
том в Якутском окружном суде и доверенным лицом нескольких крупных торговых и финансовых фирм, чьи торговые дома находились в Иркутске и Москве.
По приезду из Томска Г.В. Ксенофонтов окунулся в самую гущу событий общественной жизни области: участвовал в работе якутского отдела Императорского русского географического общества, культурно-просветительской работе, а также в организации сбора денежных средств для оказания материальной помощи раненым и семьям погибших солдат русской армии. В Якутске он тесно сблизился с группой интеллигентов во главе с В.В. Никифоровым, который в течение ряда лет «стойко, упорно целеустремленно агитировал и пропагандировал одни и те же идеи: представительство в Думе, самоуправление ..., подушное землепользование, самостоятельность»3. С отроческих лет Гавриил подпитывался этими идеями. В отцовском доме, в окружении друзей отца - передовых людей своего времени - нередко обсуждались вопросы, связанные с улучшением благосостояния общества, распространением просвещения; поднимались и вопросы местного самоуправления.
В 28-летнем одаренном молодом человеке Гаврииле Ксенофонтове Василий Васильевич Никифоров видел своего единомышленника, продолжателя своего дела. Из основной массы молодых людей он выделялся энергией, страстностью натуры, решительностью, целеустремленностью и, главное, профессиональными взглядами. Все эти качества в сочетании с тонким умом и образованностью позволяли думать о нем как о будущем лидере национально-освободительного движения.
Национальная интеллигенция с начала ХХ в. возглавила это движение в крае и смогла приступить к созданию своих общественно-политических структур. Первой крупной вехой на пути национального возрождения стала организация «Союз якутов». Она выдвинула требование о равноправии якутов с русскими в рамках едино-
4
го территориального пространства .
Эхо бурных событий Февральской, а затем и Октябрьской революций докатилось и до Якутии, взбудоражив все силы якутского общества. Под влиянием Февральской демократической революции образовался Якутский комитет общественной безопасности как временный орган власти в области. При нем было создано Исполнительное бюро, куда был включен и Г.В. Ксе-нофонтов. В состав бюро входила большая группа политссыльных - представителей отдельных партий. Таким образом, была создана коалиционная власть.
Г.В. КСЕНОФОНТОВ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЯКУТИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.
Г.В. Ксенофонтов связывал с Февральской революцией процесс демократизации страны, прежде всего либерализации её политической системы. Возлагая большие надежды на переустройство и обновление России, он выразил уверенность в том, что совместные усилия двух народов в ходе этой революции дадут поразительные результаты. «Перед нами теперь новая Россия... теперь при строительстве нового общественного строя наряду с великим русским народом на историческую авансцену вступают большие и малые племена, населяющие обширную территорию России - его меньшие братья. Возможно, при создании нового строя придется для этих братьев создавать особые порядки по их масштабу, по их росту, может быть старшему брату случается иногда брать меньших на руки. Всё это возможно. Но одно для нас ясно никакого национального угнетения и подчинения одного народа другому. - всему этому не может быть места в обновленной России»5. Эти замечательные слова были произнесены Г.В. Ксенофонтовым 26 марта 1917 г. на Первом съезде якутских и русских крестьян. На этом же съезде по инициативе Г.В. Ксенофонтова, В.В. Никифорова создается демократический союз «Свобода», объединивший в своих рядах сторонников земского самоуправления. Основную свою задачу союз видел в претворении в жизнь земского самоуправления внутри предполагаемой автономной Сибири, входящей на суверенных началах в Российскую федерацию. Земство рассматривалось как первый шаг к последующей национально-территориальной автономии Якутской области6.
25 июня 1917 г. на учредительной конференции создается партия «Якутский трудовой союз федералистов». В неё вошли юристы, деятели культуры и образования. В числе её создателей были многие известные личности: В.В. Никифоров, Г.В. Ксенофонтов, С.А. Новгородов, А.И. Софронов, А.Д. Широких, А.И. Гаврилов и др. Всего в партийном списке значилось порядка 400 имен7. Был избран центральный комитет, занимавшийся выработкой стратегии и тактики, определением задач партии в ходе революционных преобразований на отдельных этапах национально-освободительного движения8.
Якутские федералисты выступали последовательными сторонниками национально-государственной федерации, основанной на признании суверенных прав народов России на самоопределение. Рассматривая суверенитет как абсолютный источник власти и совокупность неотъемлемых, естественных прав и свобод любого народа, федералисты понимали, что только суверенность этноса дает основание самоопределиться.
В программе федералистов, в основном составленной Г.В. Ксенофонтовым на основе идей сибирского областничества, фактически были заложены основы государственного суверенитета Сибири, как субъекта федерации с широкими экономическими и политическими правами. Впервые предлагается демократическое решение непростого вопроса федеративного государства, как разграничение предметов ведения и полномочий между регионами и федеративным центром. Важное место в этой программе занимал основной экономический вопрос - вопрос о земле; она объявлялась общенародной национальной собственностью всех трудящихся на уравнительных началах9.
Партия федералистов положила начало предвыборной кампании по выдвижению кандидатов по выборам во Всероссийское Учредительное собрание. 9 сентября 1917 г. Ксенофонтов дал согласие баллотироваться по списку от «Якутского трудового союза федералистов». И на выборах, состоявшихся в ноябре-декабре того же года, набрал наибольшее количество голосов избирателей, став обладателем одного из двух мандатов от Якутии во Всероссийское Учредительное собрание. Несмотря на его роспуск, это свидетельствовало о серьёзной поддержке якутским обществом программных документов «Союза федералистов». О росте влияния «Якутского трудового союза федералистов» в Якутской области говорило и увеличение числа его членов: к началу ноября 1917 г. их стало 1198 чел.10.
В связи с Октябрьским переворотом 6 декабря 1917 г. в Томске был созван Чрезвычайный общесибирский областной съезд, на который съехались делегаты со всех регионов Сибири. Делегаты от Якутии, в том числе и Г.В. Ксено-фонтов, принять участие в работе съезда не смогли. Съезд однозначно осудил действия большевиков по захвату власти. Делегаты приняли решение о непризнании советской власти и отделении Сибири от Российской Советской республики. После срыва большевиками Всероссийского Учредительного собрания съезд счёл необходимым объявить о созыве Сибирского Учредительного собрания и Сибирской Областной Думы. Дума, по мнению областников, явилась бы единственным законным государственным органом, способным защитить Сибирь от большевиков. В Сибирскую Областную Думу от Якутии вошли представители различных партий. От «Союза федералистов» в Думу вошёл Г.В. Ксенофонтов. Однако открытие Думы постоянно откладывалось, а приход к власти большевиков в Томске сделал это невозможным. Роспуск Сибирской Думы в очередной
раз заставил Г.В. Ксенофонтова усомниться в возможности осуществления решений, принятых на Чрезвычайном общесибирском областном съезде. «Эти постоянные неудачи со всякими эфемерными думами, которые были подобны мыльным пузырям, - писал он впоследствии, - совершенно разочаровали меня в возможности какой-либо политической работы и я решил превратиться в частного гражданина»11. Это означало, по сути, отход его от активной политической деятельности. Для него и той части якутской интеллигенции, которая ставила победу демократических сил в Якутии в зависимость от победы общедемократических сил в России и Сибири и связывала борьбу за национально-территориальную автономию с образованием Сибирской республики, дальнейшая борьба за национальное самоопределение после окончательного роспуска Сибирской Думы осенью 1918 г. потеряла всякий смысл.
В политической деятельности Г.В. Ксенофонтова с марта 1917 г. по декабрь 1919 г. можно условно выделить два периода. Это период с марта по декабрь 1917 г. и с декабря 1917 г. по декабрь 1919 г. Первый период - это время его активной политической деятельности, борьба за демократизацию общества, за введение земского самоуправления в Якутии, за Сибирскую областную автономию в составе Российской республики. Это был период борьбы за российский парламент.
Второй период связан с избранием Ксено-фонтова делегатом в Сибирскую Областную Думу, когда в декабре 1917 г. Чрезвычайным общесибирским областным съездом был взят курс на отделение Сибири от России и созыв Сибирской Областной Думы. Это был период борьбы за Сибирский парламент.
Г.В. Ксенофонтов был убежденным представителем либерального движения в Якутии начала ХХ в. Он был уверен в том, что путь к спасению и возрождению якутского народа, к созданию условий для его экономического, политического, социально-культурного развития лежит только через борьбу за демократизацию всего российского общества, за создание подлинно федеративного государства. Его политическая деятельность в течение 1917-1918 гг. протекала в русле национально-освободительного движения, а в широком смысле - в борьбе за демократические процессы, начатые Февральской революцией.
Г.В. Ксенофонтов стал создателем и идеологом крупной и влиятельной либерально-национальной партии в Якутии «Якутский трудовой союз федералистов» и активно участвовал в выработке её программы. Идеи федеративного устройства Российского государства и нацио-
нально-государственного суверенитета, получившие в программе приоритетное развитие, основывались на либерально-демократических принципах
Взгляды Г.В. Ксенофонтова четко укладывались в рамках идей демократического федерализма. Место Якутии воспринималось им в модификациях национально-культурной, а затем территориально-национальной автономии. К сожалению, как и по всей России, у якутских федералистов эти идеи не успели сложиться в четко разработанную концепцию. А их распространению помешали Октябрьские события 1917 г.
Завершился первый важный период в жизни Г.В. Ксенофонтова (1913-1918 гг.). Он состоялся как юрист-профессионал, как политик, внесший свой весомый вклад в теоретическую разработку проблем федерализма в России с позиций её национальных окраин. Но в силу объективных причин он не смог до конца реализовать себя как политический деятель, т.к. Россия оказалась не готовой ни политически, ни экономически, ни социально закрепить завоевания Февральской революции. При таких условиях установление диктатуры одной власти оказалось неизбежным.
Г.В. Ксенофонтов принадлежал к тем политическим лидерам национальных окраин России, которым были чужды и не понятны идеи пролетарской диктатуры. Поэтому Октябрьская революция, затем колчаковский переворот в Сибири в ноябре 1918 г. и ликвидация завоеваний Февральской революции привели его к полному разочарованию в своих демократических и федералистских устремлениях и отходу от политической деятельности.
Но и в новых условиях Г.В. Ксенофонтов был готов стать полезным своему народу. Нашел сферу приложения своего труда и таланта в научно-исследовательской деятельности. Начался новый этап в его жизни не менее ответственный, чем первый. Он оставался человеком высоких гражданских позиций и этим оставался опасным для крепнувшего режима. Опасность представлял его растущий авторитет в обществе и влияние, которое он оказывал на интеллигенцию 1920-1930-х гг. и её выдающихся представителей: П.А. Ойунского, М.К. Аммосова, С.М. Аржакова и др. Большое влияние он оказал и на своего брата, Павла Васильевича, организатора новой партии конфедералистов. Вскоре после выхода 1-го тома «Урангхай-сахалар» в апреле 1938 г. Г.В. Ксенофонтов был арестован, а 28 августа расстрелян. Так в самом расцвете своего таланта, творческих и духовных сил была прервана жизнь великого сына народа саха.
ЗНАЧЕНИЕ АРХЕОЛОГИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Примечания
1. Иванова Л.Т. Предисловие // А.Н. Дьячкова. Г.В. Ксенофонтов: учёный, политик, юрист. -Якутск, 2008. - С. 4.
2. Дьячкова А.Н. Г.В. Ксенофонтов: учёный, политик, юрист. - Якутск, 2008. - С. 25-26.
3. Малькова А. Василий Никифоров. События, судьбы, воспоминания. - Якутск, 1994. - С. 256.
4. Дьяконова Н.Н., Романова Е.Н., Покатилова Н.В. Национальное движение в Якутии: идея, образ, символ // Традиции, обычаи и нравы народов России. - СПб., 1997. - С 134.
5. См.: Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Ч. 1. Яку-
тия накануне и в период Февральской революции. -Якутск, 1979. - С. 237-238.
6. Вольная Сибирь. - 1918. - 7 апреля.
7. Национальный архив РС (Я). - Ф.397. - Оп.1. -Ед.хр. 1. - Л. 1-3.
8. Малькова А. Указ. соч. - С. 263.
9. Национальный архив РС (Я). - Ф.1. - Оп.1. -Ед.хр.115. - Л.2-2 обор.
10. Вольная Сибирь. - 1918. - 1 апреля.
11. Архив ЯНЦ СО РАН. - Ф.4. - Оп.1. -Ед.хр.133. - Л.6 обор.
Поступила в редакцию 04.08.2013
УДК 575.1/4
Значение археологии для изучения проблемы происхождения
и эволюции человечества
Ю.А. Мочанов, С.А. Федосеева
Проводится обзор изучения одного из главных вопросов классической первобытности - проблемы происхождения человека (антропогенеза). Дается оценка вклада гуманитарно-естественных наук в данной области. Наряду с этим обращается внимание на значимость концепции внетропического происхождения человека и заселения неоантропами территории Америки.
Ключевые слова: палеолит, антропогенез, внетропическое происхождение человека, заселение Америки, археология.
The review of studying of one of the main issues of classical primitiveness - a problem of an origin of man (anthropogenesis) is carried out. The assessment of a contribution of humanitarian and natural sciences in the field is given. Along with it the attention to a significance of the concept of an extra tropical origin of man and a settling of the territory of America with neoanthropes is paid.
Key words: paleolith, anthropogenesis, extra tropical origin of man, settling of America, archaeology.
Многие любознательные люди, интересующиеся научными исследованиями, и даже ученые, в том числе немало археологов, очень слабо осознают, что же представляет собой археология и какое место она занимает в системе остальных наук. Определяя ее место в системе наук, необходимо учитывать вывод М. Планка о «единстве всех наук» [1].
В нашем понимании археология является одной из фундаментальных наук. Она имеет не меньшее значение, чем астрономия, физика, химия, геология и биология для получения новых знаний об основных закономерностях строения
МОЧАНОВ Юрий Алексеевич - д.и.н., зам. директора по науке ГБУ ЦААПЧ АН РС (Я), акад. АН РС(Я); ФЕДОСЕЕВА Светлана Александровна -д.и.н., директор ГБУ ЦААПЧ АН РС (Я), почетный акад. АН РС(Я), [email protected].
и функционирования изучаемых объектов, ориентированных прежде всего на создание картины мира или ее фрагментов и познание законов ее развития. Не случайно, даже казалось бы самые далекие от археологии представители таких наук, как физика и химия, проводят национальные и международные конференции на тему «Проблема поиска жизни и разума во Вселенной», где обсуждают «проблему возникновения звезд и планет около них, закономерностей возникновения жизни на планетах и ее эволюции к разуму и цивилизации...» [2].
Однако для того, чтобы проводить поиски жизни и разума во Вселенной, вероятно, сначала желательно познать, как появились жизнь и разум на нашей планете Земля и как они эволюционировали здесь. На сегодня можно совершенно категорично утверждать, что наука на эти вопросы не имеет однозначных ответов. В