Научная статья на тему 'Г. А. Ягодин - ведущий Российский ученый в области образования для устойчивого развития'

Г. А. Ягодин - ведущий Российский ученый в области образования для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФОРМЛЕНИЕ / СТАТЬЯ / SCIENCE HISTORY / GENNADI ALEKSEEVICH YAGODIN / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савёлова Диана Дионисовна, Мустафин Дмитрий Исхакович

Геннадий Алексеевич Ягодин является реформатором системы народного образования в стране, он заложил основы школьного курса экологии для устойчивого развития, стал признанным лидером в области образования для устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савёлова Диана Дионисовна, Мустафин Дмитрий Исхакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. A. YAGODIN - THE LEADING RUSSIAN SCIENTIST IN THE FIELD OF EDUCATION FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

G. A. Yagodin made much for reforming and promotion of the course of ecology for a sustainable development. His textbook "Ecology of Moscow and a Sustainable Development" differs from other textbooks thanks to the memorable, interesting and actual information which has to be in an arsenal of knowledge of each person. In the textbook besides the offered unusual group methods of work with pupils at a lesson, there is the whole set of practical tasks by means of which pupils have opportunity to examine material visually, to put the knowledge into practice. The school textbook of Yagodin with brightly issued paragraphs and curious tasks, could be called one of the most successfully made textbooks used at Russia.

Текст научной работы на тему «Г. А. Ягодин - ведущий Российский ученый в области образования для устойчивого развития»

УДК 37:502.131.1(09)

Д. Д. Савёлова, Д. И. Мустафин*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 125047, Москва, Миусская площадь, дом 9

* e-mail: [email protected]

Г. А. ЯГОДИН - ВЕДУЩИЙ РОССИЙСКИЙ УЧЕНЫЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Геннадий Алексеевич Ягодин является реформатором системы народного образования в стране, он заложил основы школьного курса экологии для устойчивого развития, стал признанным лидером в области образования для устойчивого развития.

Ключевые слова: оформление, статья.

Геннадий Алексеевич Ягодин является признанным учёным в области химии и химической технологии редких металлов, основоположником экологического образования для устойчивого развития в нашей стране, автором более 600 научных публикаций, нескольких учебников, учебных пособий и монографий, более 90 авторских свидетельств, обладателем множества премий за заслуги в области образования, химии, защиты окружающей среды и т.д. Он стал реформатором системы народного образования в стране, а также заложил основы школьного курса экологии для устойчивого развития [1].

В 1991 году на VII Международной конференции по профессиональной ориентации в университете Асия (Япония) Г. А. Ягодин заявил: «История развития образования и история развития общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлеты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам столь необъяснимыми чудесами» [2]. В своем докладе [2] Г.А. Ягодин рассуждает над вопросом о том, как отсталая послевоенная Япония смогла стать одной из самых успешных стран своего времени. По мнению Ягодина ключом к разгадке феномена «японского чуда» являются резкие изменения в системе японского образования. В России вскоре также произойдут колоссальные изменения в области среднего и высшего образования благодаря деятельности Г. А. Ягодина.

1 июня 1988 года приказом председателя Госкомитета СССР по народному образованию Г. А. Ягодина при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) "Школа", в который вошли все «думающие» педагоги и психологи страны, а также философы, социологи, экономисты, юристы, практические работники народного образования, учителя и директора школ.

Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества.

В декабре 1988 года были разработаны и одобрены Всесоюзным съездом работников

образования следующие основные принципы, разработанные коллективом ВНИКа:

демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация

образования; гуманизация образования;

дифференциация образования; непрерывность образования. В течение полутора лет реализация новой реформы задерживалась и только в 1992 году был принят закон РФ "Об образовании" (новая редакция - в 1996 г.). И только в 2007-2008 учебном году, в соответствии с Московским базисным учебным планом, во всех общеобразовательных учреждениях столицы был введён обязательный предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10-11 классов.

В статье для журнала «На пути к устойчивому развитию» Г. А. Ягодин с соавторами пишет, что «стратегия формирования экологической культуры учащихся напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать будущий выпускник: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий» [6].

Также, по мнению авторов статьи, важную роль играют открытые рамочные педагогические технологии, воспроизводимые на любых предметах, ориентированные на индивидуальные способности и потребности учащихся; ролевые игры; школьный экологический мониторинг и общественно значимая деятельность, направленная на содействие решению экологических проблем московского региона.

Изучая рабочую книгу учителя к учебному пособию «Экология Москвы и устойчивое развитие» [4], можно отметить, что помимо типичного плана изучения предмета, практических работ, рефератов и докладов, описаны различные интересные формы, методы и приёмы усвоения курса.

Учебник Ягодина «Экология Москвы и устойчивое развитие» принципиально отличается от других школьных учебников запоминающейся,

интересной и актуальной информацией, которая должна быть в арсенале знаний каждого человека. В учебнике помимо предложенных необычных групповых методов работы с учениками на уроке, имеется целый набор практических заданий, с помощью которых школьники имеют возможность наглядно ознакомиться с материалом, применить

свои знания на практике. Для практических работ отведен целый раздел под названием «экологический мониторинг». Школьный учебник Ягодина с ярко оформленными параграфами и любопытными заданиями, можно назвать одним из самых удачно учебных пособий, используемых в российских школах.

Савёлова Диана Дионисовна - студентка Высшего колледжа рационального природопользования РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Мустафин Дмитрий Исхакович - д.х.н.,профессор кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008. - 480 с.

2. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора — к диагностике развития). Доклад к VII Международной конференции по профессиональной ориентации в университете Асия (Япония) 9-11 мая 1991 г. //Вопросы психологии. - Г. 1992. - № 1.

3. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Формирование экологической культуры в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие».// На пути к устойчивому развитию России. М.: Изд-во Экологическая культура. - 2008. - №44. - С. 29.;

4. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина. — М.: МИОО , 2008.

SavelovaDiana Dionisovna, Mustafin Dmitry Ishakovich*

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

* e-mail: [email protected]

G. A. YAGODIN - THE LEADING RUSSIAN SCIENTIST IN THE FIELD OF EDUCATION FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Abstract

G. A. Yagodin made much for reforming and promotion of the course of ecology for a sustainable development. His textbook "Ecology of Moscow and a Sustainable Development" differs from other textbooks thanks to the memorable, interesting and actual information which has to be in an arsenal of knowledge of each person. In the textbook besides the offered unusual group methods of work with pupils at a lesson, there is the whole set of practical tasks by means of which pupils have opportunity to examine material visually, to put the knowledge into practice. The school textbook of Yagodin with brightly issued paragraphs and curious tasks, could be called one of the most successfully made textbooks used at Russia.

Key words: Science History, Gennadi Alekseevich Yagodin, Sustainable Development, Education for Sustainable Development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.