1УДК 372.857.4 ББК74.262.0
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина
Цель исследования - разработка оптимальной модели школьной эколого-образовательной среды для выработки экологически грамотного поведения в быстро меняющейся социоприродной среде, создание условий для самореализации и развития всех субъектов образовательного процесса. Задача исследования - создание универсального педагогического инструментария, направленного на освоение экологического содержания; вовлечение учителей, учащихся и их родителей в социально значимую деятельность; контроль и измерение результатов образования. Школьная эколого-образовательная среда представляет собой совокупность не только материальных факторов, но и межличностных отношений, которые устанавливаются в образовательном учреждении. В ходе исследования для оценки образовательной среды были выявлены следующие параметры: широта охвата, интенсивность воздействия на обучающихся, технологичность, восприятие в обществе, позиционирование в социуме, а также определены этапы вовлечения учащихся в социально значимую деятельность.
Ключевые слова: экологическое образование для устойчивого развития, эколого-образова-тельная среда, социально значимая деятельность, экологическая компетентность, педагогический инструментарий.
TOPICAL ISSUES OF MODERN ENVIRONMENTAL EDUCATION
G. A. Yagodin, M. V. Argunova, T. A. Plyusnina
The objective of the research is the development of optimal model of school ecological and educational environment for development of ecologically competent behavior in rapidly changing socio-natural environment as well as the creation of conditions for self-realization and development of all subjects of educational process. The research task is to create universal pedagogical tools directed on ecological contents acquisition; involvement of teachers, pupils and their parents in socially significant activities; control and assessment of educational results. School ecological and educational environment represents the combination of not only material factors, but also of interpersonal relations which are established at educational institution. During the research the following parameters were revealed for an assessment of the educational environment: coverage width, intensity of influence on pupils, technological effectiveness, appreciation in the society as well as positioning in the society. The stages of involvement of pupils in socially significant activities are also defined in the article.
Keywords: environmental education for sustainable development, ecological and educational environment, socially significant activities, ecological competence, pedagogical tools.
Сегодня приоритетом для Российской Федерации, как и для большинства стран мира, является преодоление последствий экономического кризиса, создание конкурентоспособной, инновационной экономики, способствующей росту благосостояния граждан. Утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г. исходят из того, что
экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности [1]. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружа-
ющей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Образование представляет собой важнейший инструмент устойчивого развития и призвано способствовать повышению осведомленности общества в вопросах состояния окружающей среды, осознанию того, что каждый член общества может сделать для ее благополучия; пониманию широкой общественностью принципов и перспектив реализации устойчивого развития; практической подготовке специалистов в области устойчивого управления территориями, ресурсами, отраслями хозяйства.
57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (2002 г.), выполняя положения «Повестки 21», объявила десятилетие 2005-2014 гг. Декадой образования для устойчивого развития. Целью декады является продвижение общественного понимания важности обучения и подготовки кадров для устойчивого развития [2].
Современный этап экологического образования в Российской Федерации характеризуется как экологическое образование для устойчивого развития (Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, 2010) [3]. Образование для устойчивого развития (ОУР) расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска. Ценностное содержание экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) основано на биосферосовместимых принципах деятельности человека, заботе о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращении потребительского отношения к природе. ЭОУР имеет мировоззренческий характер и выступает в качестве методологической основы познания окружающего мира, определяет изменение методов обучения от передачи и усвоения готовых знаний к формированию способностей решать познавательные, личностные, профессиональные и социально-экологические проблемы. Экологическое образование для устойчивого развития в школе уже не сводится только к охране при-
роды и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов [4].
В соответствии с ФГОС главным требованием к результатам освоения основной образовательной программы всех ступеней обучения является достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов, связанных с формированием универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, получать и применять новые знания на практике.
В образовательных стандартах заложены требования к результатам экологической подготовки учащихся [5].
В стандартах начального общего образования в предметной области «Окружающий мир» (обществознание и естествознание) предусматривается:
• воспитание уважительного отношения к природе страны;
• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни предусматривает решение следующих задач: обеспечение системности как экологического, так и здоровьесберегающего образования, а также их взаимодействия между собой. Программа предполагает обобщить и систематизировать разрозненные знания учащихся по различным школьным дисциплинам, преемственность и взаимодополняемость урочной и внеурочной деятельности для обеспечения целостности и завершенности экологического и здо-ровьесберегающего образования.
В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается:
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
• овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза эко-
логических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
• осознание значимости концепции устойчивого развития.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования», предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» включает учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень), «Экология» (базовый уровень) - по выбору учащихся, «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень). В соответствии с ФГОС в учебные планы образовательных учреждений могут быть также включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением, в число которых входит «Экология моего края» в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.
Требования к результатам экологической подготовки учащихся заключаются:
• в сформированности представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек - общество - природа»;
• в развитости экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
• во владении умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
• во владении знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
• в сформированности личностного отношения к экологическим ценностям; моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
• в сформированности способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
В связи с вышесказанным, целью экологического образования на современном этапе
является создание условий для самореализации и развития всех субъектов образовательного процесса, выработки экологически грамотного поведения в быстро меняющейся со-циоприродной среде в рамках экологической емкости естественных экосистем.
Улучшение состояния окружающей среды на всех уровнях (от локального до глобального) является одной из ключевых задач экологического образования. Ожидаемый результат в обучении решению экологических проблем может быть представлен в следующем виде:
• способности творчески подходить к принятию решения, используя различные приемы и способы их решения, самоопределяться, делать выбор, беря на себя ответственность за решение социально-экологических проблем;
• получении практического опыта в решении местных экологических проблем, участия в экологических акциях.
Содействию решению социально-экологических проблем способствует единая эколого-образовательная среда, охватывающая все ступени обучения. Развивающая эколого-образова-тельная среда представляет собой систему условий для формирования социально активной личности. Элементами образовательной среды являются учебное содержание, школьное здание и учебные кабинеты, снабженные фоновой информацией, находящейся в поле зрения детей, формирующей основы экологически грамотного поведения (слоганы, плакаты, стенды, памятки, баннеры), а также специализированные кабинеты, лаборатории и музеи (кабинет устойчивого развития, лаборатория школьного мониторинга, музей природы), эколого-образо-вательные тропы, пришкольный участок с элементами ландшафтного дизайна (рис. 1).
Школьная эколого-образовательная среда представляет собой совокупность не только материальных факторов, но и межличностных отношений, которые устанавливаются в образовательном учреждении [6]. Эколого-образо-вательная среда направлена на удовлетворение потребностей в личностном росте и развитии всех субъектов образовательного процесса, связанных с созданием условий для адаптации личности в современных быстро изменяющихся условиях, требующих специальных знаний и умений в области ЭОУР для безопасного
Рис. 1. Кластер «Школьная эколого-образовательная среда»
взаимодействия в природном и социальном окружении.
Условием личностного роста и развития является социально значимая деятельность (в условиях социального партнерства с привлечением муниципальных органов власти, общественности, СМИ) по изучению и содействию улучшению состояния окружающей среды, получение положительных результатов при решении местных экологических проблем, жизненно важных как для каждого человека, так и для всего общества в целом. Сплоченность всех субъектов образовательного процесса в условиях социально значимой деятельности является необходимым условием для раскрытия их творческого потенциала. При этом учащиеся и учителя ориентируются на общие цели, совместно выполняют определенные действия. Успех совместной деятельности будет зависеть от распределения обязанностей между участниками образовательного процесса, коллективного обсуждения целей, задач и плана действий, уровня развития коммуникативных качеств, способности к адекватной само и взаимооценке собственных действий и поступков.
Уникальной особенностью ЭОУР является возможность включения в социально значимую деятельность по содействию решению экологических проблем родителей. Это создает условия для получения жизненно важных знаний и умений в области безопасного взаимодействия с окружающей средой, информации о деятельности школы, возможность участия в совместных мероприятиях вместе с детьми, способствующих сплочению семьи, что, в свою очередь, по-
ложительно влияет на восприятие в социуме образовательного учреждения. При этом формируется детско-взрослое сообщество, связанное едиными целями, задачами, направленными на личностный рост и развитие всех субъектов образовательного процесса.
Для активной деятельности в социуме необходимо обладать определенными умениями и личностными качествами, которые должны быть сформированы в условиях школьной развивающей эколого-образовательной среды. Поэтому школьная развивающая эколого-образователь-ная среда должна быть использована учащимися и учителями для овладения знаниями по экологии и устойчивому развитию, методиками исследовательской и природоохранной деятельности, выработки собственной жизненной позиции в отношении личной безопасности и охраны окружающей среды на основе ценностно-смысловых ориентиров. Результатом воздействия эколого-образовательной среды на субъектов образовательного процесса является формирование экологической компетентности (табл. 1).
Для оценки эффективности школьной образовательной седы нами были выбраны [6] следующие параметры: широта охвата, интенсивность воздействия на обучающихся, технологичность, восприятие в обществе, позиционирование в социуме и активность в социально-природном окружении. При этом каждый из параметров среды способствует развитию одной из ключевых образовательных компетентностей. Оценка качества образовательной среды может быть произведена по каждому из параметров, исходя из
Таблица 1
Результат воздействия эколого-образовательной среды на субъектов образовательного процесса
Учащиеся Учителя Родители
Экологическая компетентность как интегральная составляющая ключевых образовательных компетентностей Экологическая компетентность как результат повышения профессиональной компетентности, связанный с получением жизненно важных знаний в области экологии и устойчивого развития, овладение технологиями организации учебной и социально значимой деятельности по содействию решению экологических проблем Экологическая компетентность как результат совместной деятельности в условиях социального партнерства
уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей учащихся (табл. 2).
Параметр «широта охвата» развивающей образовательной среды показывает, какие структуры и объекты включены в данную среду. Максимально высокий показатель этого параметра может быть достигнут в условиях социального партнерства с другими образовательными учреждениями, органами местной власти, представителями общественности СМИ. При этом создаются условия для активной и продуктивной деятельности учащихся, учителей и родителей в природном и социально-экономическом окружении для содействия решению местных экологических проблем.
Интенсивность воздействия образовательной среды на учащихся определяется структурно-содержательным наполнением, включающим элементы образовательной среды, а так-
же интегративное содержание экологического образования. Насыщенность развивающей среды образовательными ресурсами, а также тесное взаимодействие и сотрудничество между субъектами образовательной деятельности позволяет достичь максимально высоких показателей воздействия данной среды на становление личности ученика в соответствии с эко-лого-ориентированными ценностями. Показателем технологичности образовательной среды является трехстадийная технология ЭОУР, являющаяся универсальным педагогическим инструментарием, направленным на освоение экологического содержания, вовлечения в социально значимую деятельность, контроль и измерение результатов образования.
Важным параметром развивающей эколо-го-образовательной среды является восприятие ее в социуме, что непосредственно связано
Таблица 2
Параметры оценки развивающей эколого-образовательной среды
Параметры (компоненты) Характеристика Ключевые образовательные компетентности
Широта охвата (социальное партнерство) Взаимосвязь с местными органами власти, общественными экологическими и другими организациями Социально-гражданская Экологическая
Интенсивность воздействия Насыщенность образовательной среды, связанная с наличием специализированных кабинетов, фоновой информации экологического характера, телекоммуникационной техники Информационная Экологическая
Технологичность Качество образования, связанное с использованием технологии ЭОУР Учебно-познавательная Экологическая
Восприятие в обществе Отношение к эколого-образовательной среде учащихся, учителей, родителей с точки зрения природоохранной деятельности, сохранения здоровья, безопасности школьников Общекультурная Экологическая
Позиционирование в социуме Осведомленность учащихся о целях и задачах, стоящих перед обучающимися применительно к экологическому образованию для устойчивого развития. Наличие системы само- и взаимооценки учебной деятельности Личностного роста и развития Экологическая
Активность в социально-природном окружении Участие школьников, родителей и учителей школы в социально-значимой деятельности по содействию решению экологических проблем Коммуникативная Экологическая
с имиджем образовательного учреждения, его ролью в образовательном пространстве района, города. Данный параметр среды тесно связан с позиционированием развивающей эколо-го-образовательной среды в социуме. Сплоченность всех участников образовательного процесса, единство целей и задач способствуют восприятию образовательного процесса как результата совместной деятельности. При этом создаются условия для оценки последствий собственных действий и поступков по отношению к социально-природному окружению на основе ценностно-смысловых ориентиров.
Активность развивающей эколого-образова-тельной среды определяется включенностью учащихся, учителей и родителей в социально значимую деятельность по содействию улучшению местной экологической обстановки. Все параметры среды способствуют формированию экологической компетентности как одной из ключевых образовательных компетентностей, являющейся также их интегральной составляющей.
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность базируется на гуманистической модели экологического образования для устойчивого развития. Активная деятельность в социуме по выявлению и содействию решению экологических проблем позволяет учащимся не только достичь конкретного положительного изменения в состоянии окружающей среды, но способствует их личностному росту и самосовершенствованию. Создание условий для самореализации и развития учащихся в условиях социально значимой деятельности является мотивирующим фактором, позволяющим учащимся овладеть знаниями и умениями, необходимыми для эколого-ори-ентированного образа деятельности.
Трехстадийная технология ЭОУР представляет собой последовательность взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач, планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса, что предполагает возможность выбора педагогических подходов, их адаптацию и включение в базовую модель [7]. Проектируя технологические подходы, необходимо опираться на следующие теоретические положения [8]:
• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее
лежит определенная методологическая, философская позиция;
• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации имеющихся возможностей;
• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Поэтому методы и приемы обучения должны быть направлены на осознание комплексного характера современных проблем окружающей среды, изучение основных типов проблем и возможности их решения, использование коммуникационных технологий для поиска и анализа информации, развитие навыков улучшения состояния окружающей среды. В таких условиях учащиеся проявляют интерес к познанию окружающего мира, пытаются выработать свое собственное отношение к природе. При этом важна поддержка взрослых, утверждение положительной самооценки, уверенности в решении экологических проблем.
Среди мероприятий по содействию решению местных экологических проблем, доступных для школьников, можно выделить следующие:
• проведение экологического мониторинга;
• сбор и распространение информации об экологических проблемах;
• выступление в средствах массовой информации;
• привлечение внимание населения, местной администрации к экологическим проблемам территории;
• участие в природоохранных акциях по очистке и благоустройству территорий;
• изменение своего образа жизни в отношении окружающей среды и природы.
При рассмотрении технологии ЭОУР как педагогического инструментария можно выделить три стадии. Первая стадия направлена на выявление первоначальной осведомленности по теме обсуждения и предполагает обязательную опору на первоначальные экологические знания, имеющиеся у школьников по естественнонаучным, гуманитарных и техническим дисциплинам, а также создание условий для активной образовательной и социально значимой деятельности. На второй стадии происходит соотнесение имеющихся знаний с новым экологическим содержанием, осмысление и представление их в индивидуальном для каждого ученика переработанном виде. На третьей стадии осуществляется творческое переосмысление новых знаний, применение их в новой ситуации (исследовательской, природоохранной и социально значимой деятельности, направленной на содействие решению социально-экологических проблем), выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка.
В рамках технологии ЭОУР нами были выделены три стадии вовлечения учащихся в социально значимую деятельность по содействию решению экологических проблем.
Первая стадия предполагает овладение учащимися методиками исследовательской и проектной деятельности по изучению состояния окружающей среды, а также проведение мониторинговых исследований. Данная стадия направлена на формирования экологических знаний, умений, навыков на базе практической деятельности учащихся, включающей наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности. Практическая деятельность в рамках школьного экологического мониторинга направлена на выработку умений и навыков работы с оборудованием, овладение умениями исследовательской работы по оценке состояния окружающей среды. При этом могут быть проведены работы по оценке экологического состояния местных водоемов, почвы, атмосферы, изменения биоразнообразия. Это позволяет более целостно оценить основные характеристики микрорайона как среды обитания не только людей, но и других живых существ. Данные работы могут быть проведены как в системе урочной деятельности, так и в дополнительном образовании. Данный этап является подго-
товительным для активной деятельности в социуме, поскольку на данном этапе происходит самоопределение школьников, формирование личностных качеств, необходимых для активной и продуктивной деятельности вне школы.
Вторая стадия предполагает анализ результатов исследований, постановку проблемы и поиск возможных вариантов ее решения. В процессе работы учащиеся учатся планировать свою деятельность, прогнозировать возможные результаты, анализировать отобранный материал, сопоставлять факты, овладевают умениями и навыками оценки экологической ситуации. Анализируя результаты исследований, школьники приобретают навыки работы с литературными источниками, современными информационно-техническими средствами, учатся представлять результаты исследования перед аудиторией, защищать свою позицию, оценивать себя и других, пропагандировать экологические знания.
Отправными точками для выявления экологических проблем могут стать:
• результаты собственных исследований;
• анализ местной печати;
• опрос мнения специалистов;
• администрации района;
• местного населения, от которого в первую очередь зависит экологическое состояние той или иной территории.
На данном этапе происходит овладение умениями обрабатывать информацию, формулировать выводы, применять полученные знания на практике для поиска решения социально-экологических проблем, выработки экологически грамотного поведения, здорового и безопасного образа жизни.
Третья стадия заключается в разработке и проведении социально-значимых проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Проектная деятельность включает планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения конкретной проблемы, четкое распределение (в групповой работе) обязанностей, заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Проектная деятельность используется в том случае, когда возникает творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских
Таблица 3
Формы, методы и приемы в рамках трехстадийной технологии ЭОУР для вовлечения учащихся
в социально значимую деятельность
Стадии Методы и приемы
Первая стадия Школьный экологический мониторинг, приемы вдумчивого, осмысленного чтения (чтение с пометками и остановками, графические организаторы учебного материал (кластер, карта познания, бортовой журнал) для осмысления информации и представления в индивидуальном переработанном виде
Вторая стадия Мозговой штурм, аквариум, шесть шляп мышления, шесть пар обуви, имитационные и ролевые игры на экологическую тематику, дискуссии, дебаты, CORT, дерево решения, моделирование социально-экологических ситуаций, прием «Идеал», имитационные и ролевые игры на экологическую тематику, моделирование социально-экологических ситуаций
Третья стадия Проектная деятельность по содействию решению социально-экологических проблем в условиях социального партнерства. Взаимодействие с местными органами власти при содействии решению экологических проблем. Приемы творческой рефлексии, само и взаимооценка результатов
методик. При реализации проектов существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Проект ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В процессе проектной деятельности формируются навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального или коллективного проекта, направленного на решение социально значимой проблемы.
Данный этап связан с активной деятельностью в социуме, где закладываются основы профессионального самоопределения, происходит знакомство с деятельностью будущего эколога, определяется значимость экологических знаний в выборе будущей профессии и в повседневной жизни.
Формы, методы и приемы, используемые на каждой стадии для вовлечения учащихся в социально-значимую деятельность, адаптированы под экологическое содержание, включены в базовую модель технологии ЭОУР и представлены в табл. 3.
Многообразие форм, методов направлено на овладение школьниками приемами обучения с целью выработки индивидуального стиля познания, а также измерения и контроля результатов образования. Развивающий характер ЭОУР заключается в формировании универсальных учебных действий и ключевых образовательных компетентностей школьников, в том числе и экологической компетентности как интегральной составляющей ключевых образовательных компетентностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/ 15177 (дата обращения: 24.09.2014).
2. UN Decade of Education for Sustainable Development [Electronic resource]. - URL: http://www. gdrc.org/sustdev/un-desd (accessed: 24.09.2014).
3. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития (2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29. Spravka.1.pdf (дата обращения: 13.11.2014).
4. Захлебный, А. Н. О надпредметной функции экологического образования [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2008. - № 1. - С. 3-8.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (ФГОС) от 17 мая 2012 г. № 413.
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
7. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования [Текст] / Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун. - М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. - 336 с.
8. Агапов, И. Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / И. Г. Агапов . - М., 2001.
REFERENCES
1. Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti eko-logicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda (Principles of State Policy of Russia in the field of ecological development for the period up to 2030). Available at: http://www.kremlin. ru/news/15177 (accessed 24.09.2014).
2. UN Decade of Education for Sustainable Development. Available at: http://www.gdrc.org/ sustdev/un-desd (accessed 24.09.2014).
3. Kontseptsiya obshchego ekologicheskogo obra-zovaniya dlya ustoychivogo razvitiya (2010) (Concept of general environmental education for sustainable development(2010)). Available at: http://www.raop.ru/content/Prezidium.2010. 09.29.Spravka.1.pdf (accessed 13.11.2014).
4. Zakhlebnyy A. N., Dzyatkovskaya E. N. O nad-predmetnoy funktsii ekologicheskogo obra-zovaniya (About super-subject function of environmental education). Ekologicheskoe obra-zovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly (Environmental education: before school, at school, out of school), 2008, No. 1, pp. 3-8.
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossi-yskoy Federatsii «Ob utverzhdenii federalnogo
gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya» (FGOS) ot 17 maya 2012 g. № 413. [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On approval of the Federal State Educational Standard of secondary (complete) general education" of May 17, 2012. No. 413].
6. Yasvin V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot mode-lirovaniya k proektirovaniyu (Educational environment: from modelling to designing). Moscow: Smysl, 2001. 365 p.
7. Yagodin G. A., Argunova M. V., Plyusnina T. A., Morgun D. V. Ekologicheskoe obrazovanie v in-teresakh ustoychivogo razvitiya kak nadpredmet-noe napravlenie modernizatsii shkolnogo obrazovaniya (Environmental education for sustainable development as a super-subject direction of modernization of school education). Moscow: GAOU VPO MIOO, 2012. 336 p.
8. Agapov I. G. Teoreticheskie osnovy tekhno-logicheskogo obespecheniya razvitiya obsh-chikh kompetentsiy obuchayushchikhsya v shkole (Theoretical foundations of technological support of pupils' general competences development). Moscow, 2001.
Ягодин Геннадий Алексеевич, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик РАО, научный руководитель кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования e-mail: eomioo@mail.ru
Yagodin Gennady A., Dr. Habil. in Chemistry, Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Sciences, Member of Russian Academy of Education, Research Advisor of Department of Environmental Education and Sustainable Development, Moscow Institute of Open Education e-mail: eomioo@mail.ru
Аргунова Марина Вячеславовна, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, заведующая кафедрой экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования e-mail: eomioo@mail.ru
Argunova Marina V., PhD in Biology, Dr. Habil. in Education, Professor, Honoured Teacher of the Russian Federation, Head of Department of Environmental Education and Sustainable Development, Moscow Institute of Open Education
e-mail: eomioo@mail.ru
Плюснина Татьяна Анатольевна, кандидат химических наук, доцент кафедры экологического образования и устойчивого развитиям Московского институт открытого образования e-mail: eomioo@mail.ru
Plyusnina Tatiana A., PhD in Chemistry, Associate Professor, Department of Environmental Education and Sustainable Development, Moscow Institute of Open Education e-mail: eomioo@mail.ru