УДК 94
Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2012. Вып. 2
Ю. С. Мыльникова
«ФУНЮЙ ШИ ЯНЬЦЗЮ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЖАНРА
Изучение «женской истории» (англ. — women's history; кит. — фунюй ши яньцзю Й ^^ВДЙ) представляет собой относительно новое направление в исторической науке. «Женская история» относится к категории гендерных исследований (англ. — gender studies; кит. — синбе яньцзю tt^'JЩ^) — междисциплинарных исследовательских практик, в которых используется понятие социального пола — гендера (шэхуй синбе tt^tt^'J) — для анализа общественных явлений и их изменений. Стоит сразу отметить , что после того как библиотекарь Королевской библиотеки в Копенгагене Нин Коч в 1971 г. ввела в обиход термин «феминология» (англ. — feminology; кит. — фунюй-сюэ Й^^), наряду с устоявшимся понятием «женская история» появляется не получивший большого распространения термин «историческая феминология» [1, с. 489].
Рост интереса к «женской теме» в современном западном гуманитарном знании наметился к концу 1960-х гг. Социально-политический контекст появления женских исследований был создан либеральными идеями (эмансипации, равенства, автономии, прогресса), нашедшими отражение в молодежных движениях конца 1960-х гг., сексуальной революции и дальнейшем развитии феминизма. На 1970-е гг. приходится начальный этап становления женских исследований, которые в то время могли называться по-разному1. В конечном итоге общепринятым термином западной науки становится словосочетание women's studies.
К началу 1970-х гг. в рамках многих традиционных академических дисциплин уже в десятках университетов США и Европы появилось «изучение женщин». Историки, как правило, анализировали проявления гендерного неравенства, а также возвращали несправедливо забытые имена женщин, внесших вклад в развитие культуры. Литературоведы рассматривали своеобразие образного и речевого стилей женщин-писательниц; педагоги ставили вопрос об особенностях воспитания мальчиков и девочек; психологи обращались к ранее известным, но несколько подзабытым классическим трудам по женской психологии; социологи пытались показать неодинаковость социальных ролей мужчин и женщин.
Гендерные исследования в эпоху глобализации стали признанным направлением развития гуманитарного знания не только в США и Западной Европе, но и в странах Африки, Азии, Восточной Европы, России, на постсоветском пространстве.
На этом фоне возникает и формируется как самостоятельная дисциплина изучение «женской истории» (англ. — women's history; кит. — фунюй ши яньцзю Й^
1 Например: 1. «женские исследования» (female studies), что казалось ученым-феминисткам слишком биологизированным; 2. «феминистские исследования» (feminist studies), что отвергалось многими по причине идеологизированности (так как не все желающие примкнуть к новому направлению причисляли себя к феминисткам/феминистам); 3. «изучение женщин» (women's studies), что некоторыми считалось не слишком политкорректным, так как подчеркивало «объектность» женщины или женщин как предмета изучения; 4. «женские исследования» (women studies) — так определялись исследования любой проблемы, написанной на «женскую тему», причем чаще всего самими женщинами.
© Ю. С. Мыльникова, 2012
^ВДЙ), чему в немалой степени способствовали появление в мировой историографии новых концепций и подходов, выделение в отдельные направления исторического знания истории ментальностей, истории повседневности, истории сексуальности, повышение значимости проблем исторической психологии и исторической демографии. Кроме этого появляется также интерес к проблемам массовых движений, в том числе женского движения.
Остановимся кратко на некоторых поворотных моментах в изучении «женской истории».
В 1986 г. Джоан Скотт выдвинула тезис о том, что понятие социального пола (ген-дера) является важной категорией исторического анализа. Гендер непосредственно связан с существовавшими на различных этапах истории нормативными концепциями, которые отражены в религии, политике, образовании, науке и праве. С другой стороны, гендер имеет отношение к общественным институтам и организациям, находит выражение в культурных символах и знаках, а также самоидентификации. По мнению Д. Скотт, изучение истории через призму гендера и связанных с ним понятий открывает новые перспективы в исследовании старых вопросов, позволяет выработать новые определения для конкретных исторических реалий [2].
С конца XX в. изучение «женской истории» вышло на качественно новый уровень: цель исследований перестала сводиться лишь к отысканию женских имен в источниках. Исследования стали фокусироваться на поисках, осмыслении и объяснении того, как гендерные институты (такие как модель брака, семейная организация, система родства и т. д.) влияли на жизнь женщин, опосредовали положение и статус женщины в семье и обществе. Кроме того, стали анализироваться причины существования данных институтов и создаваемая ими обстановка в обществе. В современных исследованиях женщина не рассматривается более как пассивный персонаж истории, ее позиционируют как активного участника исторического процесса. В методологии гендер-ных исследований наметилась новая тенденция. Ученые подчеркивают, что у каждого отдельного общества определение гендера не является неизменным или единственно существующим. Соответственно, и в изучении «женской истории» следует обращать внимание на реинтерпретацию гендерных понятий, которые возникали на различных исторических этапах и в различном историческом окружении [3].
Активно занимающиеся изучением «женской истории» китайские историки как на материке, так и в Гонконге и на Тайване неплохо осведомлены в отношении указанных тенденций. К сожалению, в силу различных причин отечественное китаеведение по-прежнему недооценивает значимость и перспективность разработки самых разных аспектов, связанных с жизнью женщин в многовековой истории Китая. Учитывая определенное «отставание» отечественной науки в этом направлении, данный обзор исследований на китайском языке призван хотя бы отчасти заполнить существующий вакуум.
• Публикации первой половины XX в.
Начало изучению «женской истории» было положено в первые десятилетия XX в. китайскими исследователями. В 1909 г. цинскими историками Цзинь Бин-линем и Ван И-цюанем была составлена «История женщин Китая» [4]. После Синьхайской революции и движения за новую культуру в Китае развернулось женское движение, давшее мощный импульс первым историческим исследованиям по данной теме. Изучение «жен-
ского вопроса» на материковом Китае пережило два всплеска: один пришелся на первую половину XX в., второй, который продолжается и поныне, начался в 1980-е гг.
Книга «Новая история китайских женщин», написанная в 1913 г. писателем Сюй Тянь-сяо, судя по всему, была самой первой попыткой проведения системного анализа в отношении жизни китаянок [5]. Это произведение стало своего рода прорывом, ведь вся написанная ранее литература о женщинах и для женщин преимущественно описывала женские добродетели и носила назидательный характер. Работу Сюй Тянь-сяо отличают революционная тональность, пропаганда женских прав. Повествование состоит из глав и параграфов, а не следует традиционной биографической форме (леч-жуань
В 1920-е гг. было издано несколько знаковых трудов. Монографии Чэнь Гу-юаня «История брака в древнем Китае» [6] и Чэнь Дун-юаня «История жизни китайских женщин» [7], опубликованные в 1925 и 1928 гг. соответственно, оказали значительное влияние на становление «женской истории» в Китае. Повествование в «Истории жизни китайских женщин» построено по династийному принципу и заканчивается описанием жизни женщин в республиканском Китае. Внутри глав отдельные параграфы посвящены вопросам брака, морали, образования, женского целомудрия, бинтования ног, также в книге содержится материал о наложницах и дамах свободного поведения (называемых в источниках и китайскими авторами «певички»), женском движении. Вопросы замужества и семейной жизни женщин традиционного китайского общества были детально освещены в работе «Брак и семья» историка и личного секретаря Чан Кай-ши Тао Си-шэна [8].
В конце 1920-х гг. Чжао Фэн-цзе была опубликована первая в Китае монография о правовом положении женщин [9]. В книге представлена характеристика гражданских прав и свобод женщины республиканского Китая, причем правовое положение женщины автор рассматривает с точки зрения исполняемых ею трех основных внутрисемейных ролей — ролей незамужней дочери, жены и матери. Книга Цюй Тун-цзу «Китайское право и китайское общество» [10], переведенная в 1961 г. на английский язык, всецело посвящена традиционному китайскому праву и, в частности, правовому аспекту положения женщины в императорском Китае. В поле зрения исследователей оказалась также и история проституции, в этой связи можно упомянуть работу Ван Шу-ну «История певичек в Китае» [11], опубликованную впервые в 1934 г.
• Работы 1980-1990-х гг. XX в.
Антияпонская война, годы гражданской войны, перипетии внутриполитической обстановки в первые годы существования КНР негативно сказались на научной жизни Китая: многие исторические проблемы потеряли свою актуальность, марксистко-ле-нинская парадигма диктовала выбор вопросов для исторических исследований.
Лишь спустя свыше тридцати лет научный мир Китая начал переживать вторую волну интереса к изучению вопросов «женской истории». Некоторые историки резонно полагают, что прошедшая в сентябре 1995 г. в Пекине IV Всемирная конференция ООН по положению женщин стала импульсом к дальнейшему развитию исторических исследований по «женскому вопросу» в Китае. С начала 1980-х по 1990-е гг. историки занимались восстановлением утраченных позиций.
По спектру рассматриваемых вопросов исследования этого периода можно разделить на несколько блоков. Первый блок работ посвящен институту семьи и брака
в Китае, положению женщины в системе традиционных семейных отношений. Так, например, можно упомянуть труды Ван Юй-бо «История института патриархальной семьи в Китае» [12]; Сюй Ян-цзе «История института семьи в Китае» [13]; Сунь Сяо «Исторические рассказы о браке в Китае» [14]; Ши Фэн-и «Брак и семья в древнем Китае» [15]; Тао И, Мин Синь «История института семьи и брака в Китае» [16]; Го Син-вэнь «Традиционные обычаи заключения брака в Китае» [17]; Цзян Юэ-бинь «Китайские жены и наложницы» [18]. Стоит особо выделить монографию Чэнь Пэна «Очерки истории брака в Китае» (публикация рукописи 1957 г.) [19], до сих пор не утратившую своей актуальности.
Отдельную категорию публикаций составляют работы о взаимоотношениях двух полов, о месте женщины в культурной традиции Китая. В сочинении под редакцией Минь Цзя-инь «Вариации маскулинности-фемининности: взаимоотношения двух полов и модель общества» [20] с точки зрения социального пола представлена всесторонняя характеристика взаимоотношений двух полов. В коллективной монографии «Женские табу: анализ места женщины в системе ритуальных норм древнего Китая» историки Чжао Цзянь-вэй и Чжан Чжэнь-цзюнь проводят анализ существовавших этико-ритуальных запретов в отношении женщин с точки зрения деторождения, брака, пола, религии и норм ношения траура [21]. Системное описание воспитания и образования женщин предпринял Цао Да-вэй в работе «Женское образование в древнем Китае» [22].
«Наряды женщин в истории Китая» [23] и «Украшения и макияж женщин древнего Китая» [24] — пример работ историко-этнографического плана, посвященных женским ювелирным украшениям, головным уборам, прическам, макияжу и аксессуарам.
Также исследователей стали привлекать знаменитые и талантливые женщины Китая, придворные дамы и певички. Такие публикации, как «100 женщин, повлиявших на историю Китая» [25] или «Знаменитые женщины в истории Китая» [26], ежегодно появляются на прилавках книжных магазинов КНР.
В рассматриваемый период было опубликовано немало исследований, ограниченных изучением положения вдов и повторно вышедших замуж женщин. Как бы хороши ни были эти работы, стоит понимать, что составить целостную картину положения женщин, опираясь лишь на материал о вдовах, разведенных женщинах и вступивших в брак повторно, невозможно.
Нельзя не упомянуть выход в свет первого системного библиографического труда «Аннотированный каталог публикаций о китайских женщинах за последние сто лет» под редакцией Цзан Цзяня и Дун Най-цяна [27].
Тогда же появляются первые результаты исследований, ограниченных правлением конкретной династии. В 1988 г. была издана монография Гао Ши-юя «Женщины эпохи Тан», в которой была предпринята попытка всесторонне осветить жизнь женщин различного происхождения и социального статуса в танскую эпоху [28]. Перечислим и ряд других подобных изданий: Чжэн Хуй-шэн «Женщина и брак в древнем Китае» [29], Пэн Вэй «Формы брачного союза в ханьское время» [30], Дэн Вэй-чжи «Брак в дотанское время» [31], Ся Сяо-хун «Представления о женщине учеными эпохи поздней Цин» [32], Ли Цзи-пин «Система рабства эпохи Тан» [33].
• Исследования рубежа ХХ-ХХ1 вв.
С конца 1990-х гг. XX в. по настоящее время вслед за превращением феминизма в явление глобального масштаба и дальнейшим развитием научных гендерных иссле-
дований фунюй ши яньцзю получило дополнительный стимул к дальнейшему развитию. Исследованиям нового этапа присущи некоторые особенности.
Во-первых, происходит расширение объектов изучения. В связи с этим стоит выделить работы по изучению женщин из числа нацменьшинств или проживающих на территории национальных автономий. Так, например, в монографии Дин И-чжуан «Жизнь женщин и институт брака у маньчжур» анализируется взаимосвязь брачных обычаев маньчжур с восьмизнаменной системой, представлена всесторонняя характеристика института брака и жизни женщин у маньчжур [34]. В книге Шэнь Хай-мэй «Изучение жизни женщин провинции Юньнань в эпохи Мин и Цин», опубликованной на основе кандидатской диссертации, проведен всесторонний анализ общественной жизни женщин различных национальностей, проживавших на территории провинции Юньнань во времена правления династий Мин и Цин [35].
Второй особенностью современного этапа становится разнообразие исследуемых проблем. Исследователи стали отходить от освещения традиционных достаточно хорошо изученных вопросов об институте брака и традициях заключения брачного союза в Китае, начав разработку таких проблем, как возраст вступления в брак, матримониальные конфликты и т. д. В этой связи необходимо назвать несколько ключевых монографий. В публикации Го Сун-и «Моральные нормы и жизнь: супружеские отношения в цинском Китае» проведен глубокий анализ локальных обычаев заключения брака, особенностей брака среди различных слоев общества, обычая воспитания малолетних девочек в качестве будущих невесток (тунянси Ш^Ш), брачного возраста; в ней также содержится информация о наложницах, примаках, целомудренных вдовах и повторно вышедших замуж женщинах [36].
Комплексное исследование на основе архивных материалов представлено в монографиях «Изучение семьи и брака в Китае в XVIII в. на основе анализа судебных дел за период 1781-1791 гг.» историка Ван Юэ-шэна [37] и «Положение и права женщин династий Мин и Цин: на основе казенных бумаг и судебных дел» А Фэн [38]. Еще одну работу Ван Юэ-шэна «Анализ матримониальных конфликтов в середине правления династии Цин» отличают оригинальный подход и основательная аргументированность выводов [39].
Со временем изучение проституции, сексуальной теории и практики традиционного Китая, роли женщины в китайской эротологии становится отдельным направлением в мировой синологии. В этой связи можно упомянуть публикацию Лю Да-линя «Секс и китайская культура» [40] и работу У Цунь-цуня «Любовные нравы обществ Мин и Цин» [41].
Обновление методов исследования и расширение круга используемых источников. Под этим аспектом подразумевается, прежде всего, использование теории социального пола (гендера) применительно к изучению «женской истории» — историки стали осознанно применять понятие гендера в научных исследованиях. Публикации последних лет отличают плюрализм, детальность, научная обоснованность, отход от стереотипных суждений; то, что целью исследований становится воссоздание подлинной картины исторических событий. Наиболее значимые научные достижения новейшего периода содержатся в работах по истории женщин отдельных династий. Приведем несколько примеров.
Одной из ключевых работ начала 2000-х гг. стала монография профессора калифорнийского университета Яо Пин «Жизненный путь женщин династии Тан» [42].
На основе широкого круга источников, прежде всего текстов танских надгробий, Яо Пин проводит комплексное исследование брачной обрядности, аспектов супружеских отношений, положения матерей, мачех и наложниц. В книге также представлена характеристика женщин, находящихся вне традиционной системы семейных отношений (монахини, певички).
Концептуально новым исследованием является монография Те Ай-хуа «Изучение женщин ученого сословия эпохи Сун» [43]. Те Ай-хуа оставила в стороне неплохо проработанные вопросы заключения брака и имущественных прав женщин и сконцентрировалась на менее изученных аспектах жизни женщин, таких как, например, участие женщины в общественной жизни, проведение досуга, правовое положение женщины сквозь призму законодательства о сексуальных преступлениях, общественное мнение о взаимоотношениях полов, круг чтения женщин, их роль в обучении детей и т. д.
Самого серьезного внимания заслуживает сборник «Женщины и общество династий Тан и Сун», изданный в 2003 г. в книжной серии Пекинского университета «Изучение периода расцвета Тан» [44]. В двух томах собраны статьи выдающихся китайских, японских и западных историков.
Несмотря на развитие новых тенденций в изучении истории женщин, многие исследователи по-прежнему следуют традиционной историографии, занимаются вопросами семьи и брака, используя наработки предыдущих историков. В этой связи можно назвать монографии Ван Бинь-лина «История брака в Китае» [45] и Ван Шао-си «История наложниц» [46].
Стоит особо отметить пятитомник под редакцией Чжан Го-гана «История семьи в Китае» [47]. Это первое в своем роде многотомное сочинение, в котором освещены особенности заключения брака и показано все многообразие семейной жизни китайского общества, начиная от правления династии Цинь и до республиканского периода.
Работы гонконгских и тайваньских авторов представляют отдельный блок исследований по данной теме. Изучение «женской истории» в Гонконге и на Тайване проходило целенаправленно и продуктивно, в этих регионах к настоящему времени сформирована полноценная комплексная научная база исследований по «женской истории». Основными направлениями специализированных работ становятся брак, деторождение, повседневная жизнь и общественное положение женщин.
Гонконгский историк Пан Дэ-синь в работе «Жизнь горожан двух сунских столиц» [48] посвятил отдельную главу социальному статусу женщин, представлениям о женском целомудрии, судьбам наложниц, проституток и рабынь, а также профессиям горожанок. В 1993 г. Лю Юн-цун опубликовал результаты своего исследования в книге «Слабый пол и история: новый взгляд на традиционную концепцию» [49]. Другие гонконгские исследователи Май Мэй-шэн (^Ш^) и Е Хань-мин (И^ЖВД) также внесли существенный вклад в продвижение изучения «женской истории».
Начиная с 1979 г. на Тайване под редакцией Бао Цзя-линь непрерывно публиковались сборники статей, посвященные жизни женщин в Китае. В них собраны исторические статьи, на основе которых можно проследить путь становления «женской истории». Бао Цзя-линь знаменита и как автор единственной в своем роде публикации «Учение инь-ян и положение женщины» [50]. Уже стали классическими монографии тайваньских историков старшего поколения Ли Цзя-фу «Жизнь китайских женщин в древности» [51] и Гао Да-гуаня «Эволюция семьи и общества в Китае» [52]. Не менее содержательны также коллективная монография «Трагические судьбы женщин в исто-
рии Китая» [53] и сочинение Сян Шу-юня «Танский закон о браке и истинное положение дел» [54].
В научной литературе положение женщины в истории Китая традиционно рассматривается сквозь призму модели семейного уклада. В последние годы китайские исследователи, как и их западные и японские коллеги, исходят из того, что брак и семья не являются единственными критериями определения статуса и положения женщины, поскольку на разных этапах многовековой истории Китая женщины принимали активное участие в общественной жизни, культуре, образовании и религиозной деятельности.
Литература
1. Tierney H. Women's Studies Encyclopedia. Vol. 1-3. New York: Greenwood Press, 1999. Vol. 1. 560 p.
2. Scott Joan W. Gender: a useful category of historical analysis // American Historical Review. 1986. Vol. 91. P. 1053-1075.
3. Tosh J. The pursuit of history: aims, methods, and new directions in the study of modern history. London; New York: Longman, 1991. 243 p.
4. ФД^^ / ^ЙШ, Чжунго нюй ши. (История женщин Китая) / сост. Цзинь Бин-линь, Ван И-цюань. Ханчжоу, 1909.
5. iWH^^^i. Сюй Тянь-сяо. Шэньчжоу нюйцзы синьши. (Новая история китайских женщин). Тайбэй, 1993. 116 с.
6. I^Mfe. Чэнь Гу-юань. Чжунго гудай хуньинь ши. (История брака в древнем Китае). Шанхай, 1925. 148 с.
7. ФДЙ^^Й^. Чэнь Дун-юань. Чжунго фунюй шэнхо ши. (История жизни китайских женщин). Шанхай, 1928. 440 с.
8. ШШ-ЩШШ. Тао Си-шэн. Хуньинь юй цзяцзу. (Брак и семья). Шанхай, 1931. 111с.
9. ЙДЖ- ФДЙ^^Й^^^ЙЛЙ. Чжао Фэн-цзе. Чжунго фунюй цзай фалюй шан чжи дивэй. (Правовое положение женщин в Китае). Шанхай, 1928. 152 с.
10. ЩШ. ФДй^^ФД^^. Цюй Тун-цзу. Чжунго фалюй юй чжунго шэхуй. (Китайское право и китайское общество). Шанхай, 1947. 259 с.
11. ФДШЙ^. Ван Шу-ну. Чжунго чанцзи ши. (История певичек в Китае). Пекин, 2004. 344 с.
12. ФД Ш^МШШМШ^. Ван Юй-бо. Чжунго цзячжанчжи цзятин чжиду ши. (История института патриархальной семьи в Китае). Тяньцзинь, 1989. 317 с.
13. ШШ^. ФДЖ^ЯЖ^. Сюй Ян-цзе. Чжунго цзяцзу чжиду ши. (История института семьи в Китае). Пекин, 1992. 478 с.
14. ФД^^В^^. Сунь Сяо. Чжунго хуньинь сяоши. (Исторические рассказы о браке в Китае). Пекин, 1988. 289 с.
15. ^М^. ФД^^^Ш^Ж®. Ши Фэн-и. Чжунго гудай дэ хуньинь юй цзятин. (Брак и семья в древнем Китае). Ухань, 1987. 284 с.
16. шш, ШШ,- ФДШШЖЖФШ^. Тао И, Мин Синь. Чжунго хуньинь цзятин чжиду ши. (История института семьи и брака в Китае). Пекин, 1994. 356 с.
17. ФД 'ШШШШ^Ш. Го Син-вэнь. Чжунго чуаньтун хуньинь фэнсу. (Традиционные обычаи заключения брака в Китае). Сиань, 1994. 288 с.
18. ФД®^. Цзян Юэ-бинь. Чжунго ци це. (Китайские жены и наложницы). Шиц-зячжуан, 1991. 302 с.
19. ШШ. Чэнь Пэн. Чжунго хуньинь ши гао. (Очерки истории брака в Китае). Пекин, 1990. 788 с.
20. ШШЖ. Минь Цзя-инь.Янтанюйнньжоудэ бяньцзоу: лянсин гуаньси хэ шэхуй моши. (Вариации маскулинности — фемининности: взаимоотношения двух полов и модель общества). Пекин, 1995. 446 с.
21. Чжао Цзянь-вэй, Чжан Чжэнь-цзюнь. Нюйсин дэ цзиньцзи: Чжунго гудай фунюй ли и дэ вэньхуа шэньши. (Женские табу: анализ места женщины в системе ритуальных норм древнего Китая). Пекин, 1996. 181 с.
22. ША^. ФД^^^^Й^. Цао Да-вэй. Чжунго гудай нюйцзы цзяоюй. (Женское образование в древнем Китае). Пекин, 1996. 578 с.
23. М^, Й^ВД. Чжоу Сюнь, Гао Чунь-мин. Чжунго лидай фунюй чжу-анши. (Наряды женщин в истории Китая). Шанхай, 1988. 319 с.
24. ^Ш^ч, ФД^^Й^^Й. Ван Вэй-лин, Ван Дин-сян. Чжунго гудай фунюй ху-ачжуан. (Украшения и макияж женщин древнего Китая). Сиань, 1991. 229 с.
25. /ШШ, Инсян Чжунго лиши дэ 100 гэ нюйжэнь. (100 женщин, повлиявших на историю Китая) / сост. Сяо Ли, Ма Бао-чжу, Люй Янь-тао. Гуандун жэньминь чубаньшэ, 2000. 475 с.
26. ЩШШ. ФДЙ^^Й^^Й^. Шао Гуй-чжэнь. Чжунго лиши дэ чжумин фунюй. (Знаменитые женщины в истории Китая). Шанхай, 1988. 253 с.
27. / Цзинь бай нянь Чжунго фунюй луньчжу цзунму тияо. (Аннотированный каталог публикаций о китайских женщинах за последние 100 лет) / под ред. Цзан Цзянь, Дун Най-цян. Чанчунь, 1995. 668 с.
28. ЙЧ^Й^. Гао Ши-юй. Тан дай фунюй. (Женщины эпохи Тан). Сиань, 1988.176 с.
29. ^Ш^. ^'^^■Ж.Ш'^ЩШШ. Чжэн Хуй-шэн. Шангу хуася фунюй юй хуньинь. (Женщина и брак в древнем Китае). Чжэнчжоу, 1988. 251 с.
30. 0Ж. Пэн Вэй. Ханьдай хуньинь синтай. (Формы брачного союза в хань-ское время). Сиань, 1988. 425 с.
31. Дэн Вэй-чжи. Тан цянь хуньинь. (Брак в дотанское время). Шанхай, 1988. 178 с.
32. ЖШШ.. ЙЖ^АЙ^Ш. Ся Сяо-хун. Вань Цин вэньжэнь фунюйгуань. (Представления о женщине учеными эпохи поздней Цин). Пекин, 1995. 198 с.
33. Ли Цзи-пин. Тан дай нуби чжиду. (Система рабства эпохи Тан). Шанхай, 1986. 269 с.
34. Дин И-чжуан. Маньцзу фунюй шэнхо юй хуньинь чжиду яньцзю. (Жизнь женщин и институт брака у маньчжур). Пекин, 1999. 384 с.
35. ЖШШ. ЩЖ^ШЙ^^Й^Й. Шэнь Хай-мэй. Мин-Цин Юньнань фунюй шэнхо яньцзю. (Изучение жизни женщин провинции Юньнань в эпохи Мин и Цин). Куньмин, 2001. 284 с.
36. — Щ^'ШШМ^Ж- Го Сун-и. Луньли юй шэнхо — Цин дай дэ хуньинь гуаньси. (Моральные нормы и жизнь: супружеские отношения в цинском Китае). Пекин, 2000. 646 с.
37. гк^. +ЛШЙФДШШШШЩ%: Ван Юэ-шэн. Ши ба шицзи Чжунго хуньинь цзятин яньцзю: цзяньли цзай 1781-1791 нянь гэань цзичу шан дэ фэньси. (Изучение семьи и брака в Китае в XVIII в. на основе анализа судебных дел за период 1781-1791 гг.). Пекин, 2000. 346 с.
38. им. А Фэн. Мин Цин шидай фунюй дэ дивэй юй цюаньли: и Мин Цин циюэ вэньшу, сусун дан ань вэй чжунсинь. (Положение и права женщин династий Мин и Цин: на основе казенных бумаг и судебных дел). Пекин, 2009. 311 с.
39. ^К^. Щ^ФЖ^^В^^Й^Я. Ван Юэ-шэн. Цин дай чжунци хуньинь чунту тоуси. (Анализ матримониальных конфликтов в середине правления династии Цин). Пекин, 2003. 338 с.
40. Й-^ФД^^. Лю Да-линь. Син юй Чжунго вэньхуа. (Секс и китайская культура). Пекин, 1999. 620 с.
41. ЩУи^^ЙЙМ^. У Цунь-цунь. Мин-Цин шэхуй син ай фэн ци. (Любовные нравы обществ Мин и Цин). Пекин, 2000. 294 с.
42. М^. Яо Пин. Тан дай фунюй дэ шэнмин личэн. (Жизненный путь женщин династии Тан). Шанхай, 2004. 367 с.
43. ^ШФ. Те Ай-хуа. Сун-дай шижэнь цзе цэн нюйсин яньцзю. (Изучение женщин ученого сословия эпохи Сун). Пекин, 2011. 384 с.
44. / Тан-Сун нюйсин юй шэхуэй. (Женщины и общество династий Тан и Сун) / под ред. Дэн Сяо-нань. Шанхай, 2003. 918 с.
45. Д®^. Ван Бинь-лин. Чжунго хуньинь ши. (История брака в Китае). Шанхай, 2001. 571 с.
46. ^ЩШ. Ван Шао-си. Сяо це ши. (История наложниц). Шанхай, 2008. 166 с.
47. ФДШШ^ / Ж ДйО^^. Чжунго цзятин ши. (История семьи в Китае): в 5 т. / под ред. Чжан Го-ган. Гуанчжоу, 2007.
48. ШШШ. ^^МмШй^й. ПанДэ-синь. Сун дай лян цзин шиминь шэнхо. (Жизнь горожан двух сунских столиц). Гонконг, 1974. 512 с.
49. ФД ^ШШ^ШШ. Лю Юн-цун. Нюй син юй лиши: Чжунго чуань-тун гуаньнянь синьтань. (Слабый пол и история: новый взгляд на традиционную концепцию). Гонконг, 1993. 145 с.
50. ШШШ. ЙРН^^^Й^ЩЙ. Бао Цзя-линь. Инь-ян сюэшо юй фунюй дивэй. (Учение инь-ян и положение женщины) // Продолжение сборника статей по истории китайских женщин / сост. Бао Цзя-линь. Тайбэй, 1991. С. 37-54.
51. ФД^^ЙЙ^^Й. Ли Цзя-фу. Чжунго гудай дэ фунюй шэнхо. (Жизнь китайских женщин в древности). Тайбэй, 1978. 202 с.
52. ДЙЩ. Ф ШШШ^-^'^.Ш^.. Гао Да-гуань. Чжунго цзяцзу шэхуй чжи яньбянь. (Эволюция семьи и общества в Китае). Тайбэй, 1978. 146 с.
53. Ш^Щ. ФДШ^^йЖШАШ. Чжао Юань-синь, Хэ Си-жун. Чжунго лидай нюйсин бэйцзюй дагуань. (Трагические судьбы женщин в истории Китая). Тайбэй, 1995. 278 с.
54. Сян Шу-юнь. Тан дай хуньинь фа юй хуньинь шитай. (Танский закон о браке и истинное положение дел). Тайбэй, 1991. 232 с.
Статья поступила в редакцию 1 декабря 2011 г.