Список использованной литературы:
1. Алисов Е. А., Подымова Л. С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности / Е. А. Алисов, Л. С. Подымова // СПО. - 2001. - № 1. - С.61-63.
2. Ефимов П.П. Сущность инновационной образовательной среды вуза [Текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 502-506.
3. Кутейницина Т. Г. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. - 2009. - №6 - С.53-56.
4. Покушалова Л. В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. - 2011. - № 2. Т.2. - С. 107-109.
5. Резник С. Д. Пути повышения конкурентоспособности студентов и выпускников высших учебных заведений на рынке труда // http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990199_West_innov_2006_1(7)/27.pdf
6. Шишкина Е.С., Аветисян В.П. Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов: Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 5 (11).
© Коноплянский Д.А., 2015
Рябков В. М.
доктор пед. наук профессор ЧГАКИ, Челябинск, РФ.
E-mail: [email protected]
ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В МЕТОДОЛОГИИ БИОГРАФИКИ СОЦИАЛЬНО-
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена новому направлению в социально-культурной деятельности - биографике. Автор исследует функцию социальной памяти в методологии биографики социально-культурной деятельности. Давая определение понятия «биографика социально-культурной деятельности, учёный обосновывает понятие «функция биографики социально-культурной деятельности», называет её основные функции и раскрывает функцию социальной памяти, определяя её особенности.
Ключевые слова
Биографика. Социально-культурная деятельность. Функция. Методология. Социальная память.
Понятиебиографики и функции. Учёные социально-культурной деятельности.
Цель биографики. Анатомия биографики.
Биографика социально-культурной деятельности, как научная отрасль педагогической науки делает свои первые шаги. Имеются пока единичные работы, посвящённые исследуемой проблеме. Это биографические работы доктора педагогических наук, профессора В.Е. Триодина: «Мастодонты кафедры социально-культурной деятельности» о жизни и деятельности, заведующих кафедрами культурно -просветительной, а позднее социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств - Г.Г. Карпова, А.Г. Соломоника, Д, М. Генкина, М. А. Ариарского: В.Е. Триодин. О М. А. Ариарском; Триодин В. Е. Соколов А. В. - Книжник-интеллигент всея Руси Библиотечной; Триодин В. Е. - А. С. Запесоцкий - ««Духовной жаждою томим» (7) Исследование доктора педагогических наук, профессора Н. Н. Ярошенко. Деятели внешкольного образования (конца XIX начала ХХ века) (10). А так же исследование профессора В.М. Рябкова - Биографика социально-культурной деятельности в России в 2-х томах (5).
В истории социально-культурной деятельности и на современном этапе много известных учёных, которые внесли значительный вклад в развитие методологических и теоретических основ социально-культурной деятельности. Это - Л. С. Фрид, А.Г. Соломоник, Д.М. Генкин, Ю. А. Стрельцов, Н.Ф.Максютин, В. В. Туев, ушедшие из жизни и наши современники: В.Е. Триодин, М.А. Ариарский, Н.Н. Ярошенко, А.С. Запесоцкий, А.П. Марков. Сохранение памяти об этих учёных, рассказ о учёных-современниках социально-культурной деятельности, о их творческом пути, их научных открытиях, овладение их достижениями учёными современниками, аспирантами, студентами - задача биографики социально-культурной деятельности.
«Биографика, писала И.Ф. Пиотровская, — специальная историческая наука (4., с.9). Биографика социально-культурной деятельности - это наука о теоретиках и практиках социально-культурной деятельности исследующая через биографии учёных развитие истории, теории, методологии, историографии и практики социально-культурной деятельности на различных этапах её развития. Наука о постижении жизни конкретных людей, изучающая непосредственно человека во всех проявлениях его существования в системе социально-культурной деятельности.
Цель биографики социально-культурной деятельности является сбор и обобщение биографических сведений об ведущих учёных, представление библиографической информации об их трудах и вкладе в развитие теории и практики социально-культурной деятельности, овладение этими знаниями учёными современности.
Каковы социальные функции биографики социально-культурной деятельности, как понимать эти функции в исследуемой науке? Область биографики социально-культурной деятельности является крайне важной и значительной для всей социально-культурной деятельности и её теории в частности. Именно, здесь рельефно выступает борьба различных научных направлений, взгляды ученых и их концепции.
Анатомия биографики социально-культурной деятельности тесно связана с её функциями. Раскрывая основные направления и тенденции развития социально-культурной деятельности, она показывает, каким образом можно сделать их наиболее рациональными. Это становится очевидным, прежде всего, благодаря анализу законов, существенных связей с действительностью - это и есть универсальная функция биографики социально-культурной деятельности.
Обращение к биографике социально-культурной деятельности на современном этапе социально мотивировано, направлено на удовлетворение тех или иных общественных потребностей. В категории «социальные функции» и воплощается ответ биографики как науки на эти потребности. А поскольку интерес общества к своему прошлому и настоящему всегда стимулировался определенными вопросами к нему, порождаемыми настоящим, и изучение биографики призвано давать ответы на эти вопросы, постольку социальные функции оказываются имманентно присущими историческому познанию с глубокой древности. Собственно, в эффективности выполнения биографической наукой своих социальных функций и заключается ее актуальность.
Вопрос о функциях биографики социально-культурной деятельности и их классификации имеет, несомненно, методологическое значение, так как через функции проявляется её социальная сущность.
Слово «функция» фигурирует во многих науках и отраслях знаний, но все оттенки и значения связаны с родовым смыслом — «исполнение», «совершение». В философии под функциями понимаются «внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» (9., с. 401). Как отмечает Л. Н. Столович, «прежде всего "функция" предполагает наличие системы и ее элементов, компонентов, проявлением активности которых она является» (6., с. 105).
По определению В. Г. Афанасьева, «функция системы является проявлением свойств, качеств, системы во взаимодействии с другими объектами системного и несистемного порядка, выражением определенной, относительно устойчивой реакции системы на изменение ее внутреннего состояния и её внешней среды, реакцией на возмущающее воздействие изнутри и извне, своеобразным специфическим способом поведения системы... Функции системы как целого определяют функции, которые выполняет в системе каждый из ее компонентов» (1., с. 133).
Т. Г Киселёва пишет: "Слово "функция" фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения, в конечном счёте, связаны с родовым смыслом - "отправление", "деятельность". Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приёмы, методы и т. п.). Во-вторых, эти компоненты взаимодействуют друг с другом в достижении конкретных и определённых целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного результата". (2., с. 96). Автор утверждает, что "функции в своём содержании отражают определённые направления и стороны деятельности, как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определённое различие между функциями профессиональной и непрофессиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности" (2., с. 96).
Далее Т. Г. Киселёва раскрывает элементы и компоненты, а также содержание функций социально-культурной деятельности. "Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приёмы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определённые направления и стороны жизнедеятельности людей" (2., с. 96).
Доктор исторических наук, профессор А. И. Уваров, исследуя структуру теории в исторической науке, отмечал, что основным фактором, определяющим структуру теории в исторической науке, в конечном счете, служат ее функции, которые она выполняет в самом историческом познании. В этом отношении историческая теория не отличается от теорий в других науках. Она разнится с ними спецификой функции — отсюда наличие особенностей в ее строении. (8., С. 51).
Б.Г. Могильницкий, исследуя функции, отмечает, что по мере развития исторической науки и самого общества ее функции усложняются, становятся все более многообразными. Пытаясь удовлетворить усиливающиеся потребности общества в осмыслении настоящего и предвидении будущего, история все активнее вторгается в его жизнь. Все более настоятельными делаются запросы общества, и все более широкие сферы его жизни становятся объектом изучения и прямого воздействия исторической науки. Прогрессирующее усиление социальной активности исторического познания, таким образом, неизбежно ведет к расширению социальных функций исторической науки (3., С. 140).
Функции биографики социально-культурной деятельности - это свойства системы социально-культурной деятельности, выявляющиеся в процессе сбора и обобщения биографических сведений о теоретиках и практиках, об их трудах и вкладе в развитие теории и практики социально-культурной деятельности.
Это находит свое отражение и в теории биографики социально-культурной деятельности. Вопрос о функциях биографики социально-культурной деятельности и их классификации имеет, несомненно, методологическое значение, так как через функции проявляется социальная сущность биографики социально-культурной деятельности.
Определив, таким образом, подходы к классификации функций мы можем выделить и назвать постоянные функции биографики социально-культурной деятельности: 1) социальной памяти; 2) информационно-просветительную; 3) научно-познавательную; 4) воспитательную; 5) прогнозирующая.
Функция социальной памяти является ведущей в биографике социально-культурной деятельности, определяющей её методологические основы. Запечатленный на страницах истории опыт социально-культурной деятельности во всей его грандиозности и противоречивости имеет также самостоятельное значение, которое не может быть сведено к выяснению закономерностей её развития и прогнозированию её тенденций. Воссоздавая величественную картину развития различных этапов внешкольного образования, политико-просветительной, культурно-просветительной, культурно-досуговой деятельности во всем их многообразии, бесчисленных красок и оттенков, биографика социально-культурной деятельности выполняет функцию социальной памяти.
Ни одно поколение работников социально-культурной сферы не начинает с нуля, каждое выступает на арену исторической деятельности, усвоив в той или иной степени опыт прошлого, опираясь на него в своей социальной практике. Историческая наука — великая посредница между прошлым и настоящим. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, образуя в структуре последней тот отправной пункт, без которого невозможно ее поступательное движение.
Не случайно в подготовке кадров по специальности «социально-культурная деятельность» в Челябинской государственной академии культуры и искусств, большое значение придается изучению истории, историографии, теории и биографики социально-культурной деятельности, поскольку педагогами ставится задача насытить память каждого поколения культпросветработников знаниями и опытом ее истории, теории и практикиучёных прошлого и настоящего.
Вот почему историческим знаниям принадлежит столь значительное место во всей системе просвещения и культуры. Они составляют необходимый элемент общего и вузовского образования, давая каждому вступающему в жизнь поколению не только известную сумму знаний об историческом прошлом человечества, но и определенную систему ценностных суждений для ориентации в настоящем. Они присутствуют в каждой науке, в каждой отрасли культуры, воплощая момент преемственности в ее развитии. Историческое в жизни человеческого общества сообщает ему необходимую устойчивость, а запечатленные на страницах истории «преданья старины глубокой» служат неиссякаемым источником его самоутверждения.
Доктор исторических наук, профессор Борис Георгиевич Могильницкий, исследуя функцию социальной памяти, особое внимание обращает на то, что она меняет свое содержание на разных этапах развития исторической науки не только вследствие избирательного подхода к явлениям прошлого, но и не меньшей степени в силу их оценки. Запечатлеть в памяти людской деяния прошлого — значит в то же время оценить их в свете господствующих в данном обществе идейно-теоретических и общеисторических представлений. Одни и те же явления прошлого нередко получают в разных системах исторических представлений разную оценку, порой диаметрально противоположную, что опред еляет их неодинаковое звучание в памяти различных общественных классов. Не вызывает удивления поэтому тот факт, что функция социальной памяти имеет выраженный мировоззренческий характер (3., с. 158-159).
Продолжая свои рассуждения о функции социальной памяти, профессор Б. Г. Могильницкий справедливо утверждает, что вследствие всепроникающего присутствия прошлого в настоящем исторической памяти принадлежит одно из ключевых мест в духовной жизни общества, в самом его функционировании как жизнеспособного организма. Не является преувеличением распространенное сравнение его с местом, которое занимает в жизни каждого человека его индивидуальная память. Потерявший память человек, даже если во всем остальном он абсолютно здоров, по существу, перестает быть человеком, поскольку он перестает ощущать себя личностью, утрачивая свое «Я» (3, с. 155).
Эффект биографики и её функции социальной памяти состоит в том, что она сближает теоретиков и практиков социально-культурной деятельности, раскрывает их творческий и научный путь, сокращает между ними расстояния, утепляя отношения между учёными.
Список использованной литературы: 1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. — М.: Мысль, 1980.
2. Киселёва, Т. Г. Функции и принципы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселёва // Социально-культурная деятельность / Т.Г.
3. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории / Б. Г. Могильницкий. - М.: Высш. шк., 1989. - 175 с.
4. Пиотровская, И. Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801 - 1917 годов. - изд. Второе, исправленное и доп. / И. Ф. Пиотровская. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2010. - 384 с
5. Рябков, В. М. Биографика социально-культурной деятельности в России (начало ХХ - начало XXI вв.): учебное пособие. - Т. I / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2015. - 265 с.; Рябков, В. М. Биографика социально-культурной деятельности в России (вторая
половина XX - начало XXI века): учебное пособие. - Том II. / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2015. - 439 с.
6. Столович, Л. Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с. 7. Триодин В. Е. Мастодонты кафедры социально-культурной деятельности / В. Е. Триодин // История. Воспоминания. Документы: К 85-летию Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / Отв. ред. П. А. Подболотов. - СПб.: СПбГУКИ, 2003. - С. 118-145.;
Триодин, В. Е. О Марке Ариевиче Ариарском // Рябков В. М. Антология научно-педагогической работы ведущих учёных социально-культурной деятельности России (конец XIX - начало XXI вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2014. - Т. 10. -с. 193 - 201.; Триодин В. Е. Соколов А. В. - Книжник-интеллигент всея Руси Библиотечной // Рябков, В. М. Антология научно-педагогической работы ведущих учёных социально-культурной деятельности России (конец XIX - начало XXI вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2014. - Т. 10. - с. 219 - 230; Триодин, В. Е. Запесоцкий А. С. // Рябков В. М. Антология научно-педагогической работы ведущих учёных социально-культурной деятельности России (вторая половина XX - начало XXI вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2014. - Т. 11. - с. 270 - 286.
8. Уваров, А. И. Структура теории в исторической науке (продолжение) / А. И. Уваров// Методологические и историографические вопросы истории науки: Тр. / Томск. гос. ун-та. - Томск: Изд. ТГУ, 1965. - Т. 178. -Вып. 5. - С. 35 - 65.
9. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
10. Ярошенко, Н. Н. Деятели внешкольного образования (конца XIX начала XX века) // Ярошенко, Н.Н. Теория внешкольного образования (конец XIX века - первая треть XX века): Xрестоматия. - Москва, 2000.
© Рябков В. М., 2015
Трибулькевич Екатерина Георгиевна
к.пед.наук, доцент, докторант Института высшего образования Национальной академии педагогических наук, Украина,
E-mail: [email protected]
ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается проблема разработки и использования общей методики исследования феномена студенческого самоуправления. Основное внимание направлено на определение ключевых принципов, методов исследования, обозначение методологических подходов к изучению проблемы. Обоснованы логические этапы проведения научного поиска и выявлены необходимые задачи каждого из них, что позволяет учёному достичь цели.
Ключевые слова
Методика исследования, методология, принципы научно-педагогического исследования, методы научно-педагогического исследования, методологические подходы к исследованию.
Научно-педагогическое знание требует всестороннего анализа педагогических, психологических, философских и социологических работ, раскрывающих суть общих принципов, структуры, методов и форм исследуемого явления. Общая педагогика и история педагогики тесно связаны с социально-культурным, психологическим и философским пониманием концепций, являющихся предметом научного анализа.