УДК 374
В. М. Рябков
доктор лед. наук, профессор, Челябинская государственная академия культуры и искусств
E-mail: [email protected]
БИОГРАФИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Биографика - новое научное направление социально-культурной деятельности. До настоящего времени биографика в истории, историографии и теории социально-культурной деятельности не исследовалась. Данная статья - это фактически первая публикация, задача ее - привлечь внимание ученых к разработке и исследованию биографики социально-культурной деятельности с последующим введением ее как нового учебного предмета в вузах культуры и искусств.
Теоретические основы биографики заложены в работе И. Ф. Пиотровской «Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 гг.». На нее опирались ученые, рассматривая биографику культурологии, журналистики, библиотековедения. Биографика социально-культурной деятельности - это наука о теоретиках и практиках социально-культурной деятельности, исследующая через биографии ученых развитие истории, теории, методологии социально-культурной деятельности на различных этапах. Наука о постижении жизни конкретных людей, изучающая непосредственно человека во всех проявлениях его существования в системе социально-культурной деятельности. Раскрываются не все стороны биографики, а лишь ее методологические основы - методы биографики социально-культурной деятельности. Биографика социально-культурной деятельности как историческая вспомогательная наука опирается на общенаучные исторические методы. Общенаучные методы исторического исследования лежат в основе и методологии биографики социально-культурной деятельности. Раскрыты такие методы, как исторический и метод описания, хронологический, биографический, актуализации, сравнительно-исторический, сравнительный контент-анализ, потекстовое ретроспективное интервью, дано их обоснование как методов исследования биографики социально-культурной деятельности, а также приведена их схема субординации и использование в биографике социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: биографика, социально-культурная деятельность, методология, методы, исторический, хронологический, биографический, актуализации, сравнительно-исторический, сравнительный кон-тент-анализ, метод описания, потекстовое ретроспективное интервью, биография, научная дисциплина
Для цитирования: Рябков, В. М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и методы исследования / В. М. Рябков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№2 (42). - С. 63-70
Биографика социально-культурной деятельности - это наука о теоретиках и практиках социально-культурной деятельности, исследующая через биографии ученых историю, развитие теории, методологии, историографии и практики социально-культурной деятельности на различных этапах ее развития, наука о постижении жизни конкретных людей, изучающая непосредственно человека во всех про-
явлениях его существования в системе социально-культурной деятельности.
И. Ф. Пиотровская, исследуя биографику, в фундаментальной работе «Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 гг.» пишет, что «биографика рассматривается как специальная наука системы исторических наук. Подобно другим историческим наукам, она изучает
63
прошлое человечества и имеет много общего с ними в основе методов исследования. Значимое отличие - в объекте изучения. Другие исторические науки изучают результаты деятельности людей и "общественное сознание", а биографика - непосредственно человека в истории, во всех проявлениях его существования, в том числе его психический мир. Это наука о постижении жизни конкретных людей, причастных ко всем областям человеческой деятельности. Подобно науке истории, которую составляет прежде всего историческое знание и лишь кроме него - теория и методика исторических исследований, биографика как специальная историческая наука включает не только разработку теоретических проблем самой науки и закономерностей человеческой жизни, но и собственно биографическое знание: составление биографий» [8, с. 12-13].
Одна из важных задач методологии биографики социально-культурной деятельности выявление природы, назначения и специфики методов биографики. Достижение этой цели возможно на пути понимания содержания метода в целом, метода науки в том числе. Вопрос о методах исторического исследования имеет теоретическое и практическое значение.
Роль метода в научном исследовании чрезвычайно велика. Для того чтобы метод с наибольшей полнотой выявил свою плодотворность, необходимо соблюдать правила его применения. Более того, сложность исторического процесса предполагает использование исследовательских приемов. Значение метода для биографики социально-культурной деятельности возрастает вследствие того, что она дает известный материал для совершенствования и обогащения методологии.
Особое внимание на изучение методологии социально-культурной деятельности обращает доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Ярошенко в работе «История и методология теории социально-культурной деятельности» [10].
А. И. Зевелев, давая определение понятия метода, указывает, что «научные методы... это творчески осмысленные способы и приемы познавательной деятельности... направленные
на установление и выработку в русле методологического анализа на основе... объективной истины развития этой отрасли исторического знания» [2, с. 32]. Выявление новых путей исследования предполагает разработку теории самих методов биографического жанра, как отмечает Д. А. Жуйков, что в свою очередь требует интеграции методов различных научных дисциплин, таких как история, социология, психология [1, с. 136].
Е. В. Медведева, исследуя биографику, считает, что «биографика, как и любая научная дисциплина, имеет общенаучные и специфические методы... основные из них -исторический и метод описания. К специфическим методам можно отнести биографический, потекстовое ретроспективное интервью, сравнительный контент-анализ биографий» [6, с. 48].
В настоящее время в истории используется система методов, включающая методы общие для всех общественных наук, применяемые с учетом своеобразия и задач биографики, и специфические, свойственные именно биографическому познанию, заимствованные из других, прежде всего смежных, наук и ставшие междисциплинарными методами.
Первое место среди других занимает сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить исторические сравнения, сопоставления, устанавливать параллели. В биографике применение этого метода дает возможность изучить биографические факты как в тесной связи с исторической обстановкой, в которой они возникли и действуют, так и в качественном изменении на различных этапах развития. Следует заметить, что использование этого метода возможно лишь тогда, когда уже накоплено определенное количество знаний. Данный метод применяли и применяют практически все историки. Использование оптимальных методов зависит от следующих факторов: уровня развития науки, квалификации исследователя, его социальной позиции, традиций и др. В историографии большое значение приобретают исторические сравнения, сопоставления, параллели, т. е. все то, что
64
включает в себя, как утверждает А. И. Зевелев, сравнительно-исторический метод. Делая такое заключение, автор указывает, что данный метод занимает первое место среди других, применяемых в историографии, так как объединяет универсальные потенции, заложенные в историзме, и способствует прогнозированию будущего исторической науки. В историографии этот метод, исходя из ее целей и задач, дает возможность изучить историографические факты как в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли и действуют, так и в их качественном изменении на различных этапах развития [2, с. 35-36].
К. Д. Петряев, рассматривая сравнительно-исторический метод, считает, что он применяется и может дать плодотворные результаты при соблюдении ряда условий. Одно из важных методологических требований, обеспечивающих эффективность сравнительно-исторического метода, состоит в том, чтобы сравнивать сопоставимые данные, факты в одних и тех же исторических условиях. Такое сравнение имеет целью выявить единичное, особенное, всеобщее в однородных, однопо-рядковых явлениях, событиях, процессах. Необходимо учитывать пространственно временные рамки рассматриваемых процессов. В таком случае сравнительно-исторический метод облегчает анализ событий через призму категорий единичного, особенного, всеобщего, наполняя эти категории богатым, конкретным содержанием исторического процесса. Создается важная основа для аргументированных выводов частного и обобщенного характера [7, с. 116-118].
Данный метод необходим в биографике социально-культурной деятельности, так как позволяет охарактеризовать многие явления как повторяющиеся, несмотря на новые задачи и условия их развития, выяснить причины и обстоятельства их возникновения в социально-культурной деятельности. Речь идет о таких явлениях, как формы, направления деятельности, отдельные теоретические положения и взгляды в теории и практике социально-культурной деятельности на ее различных ис-
торических этапах. Это повторение не случайно. Оно вызвано, как правило, выяснением причин и обстоятельств повторяемости биографических фактов, так как биограф обращает внимание на впервые обнаруженную интерпретацию сравниваемого явления. Метод применим и для сравнения фактов, имеющих генетическое родство, но не связанных прямо по происхождению, однако действующих в единой историографической ситуации. При этом сопоставляемые явления должны быть соизмеримы в плане их доступности к сравнению. Это тем более важно, так как применение сравнительно-исторического метода на практике предостерегает биографа от вульгаризации и попыток искажения биографии в истории.
Таким образом, сравнительно-исторический метод позволяет биографике социально-культурной деятельности глубже и ярче раскрыть богатство накопленных исторической наукой знаний и отчетливее выяснить теоретико-педагогические основы их развития в социально-культурной деятельности, преодолеть узость суждений, способствовать предвидению направлений дальнейшего развития биографики.
Как мы видим, биографика социально-культурной деятельности как историческая научная дисциплина использует методы других исторических наук, такие как исторический, биографический, подгекстовое ретроспективное интервью, сравнительно-исторический, сравнительный контент-анализ биографий, актуализации хронологический.
С помощью исторического метода можно проследить этапы зарождения, становления и развития изучаемого объекта, так как вариантов биографий о жизни одного человека может быть большое количество. Данный метод позволяет выявить существующие интерпретации, показать то, чего не увидели предшественники.
Метод же описания способствует воссозданию образа объекта. Описание может быть непосредственным, когда исследователь воспринимает и указывает признаки, характеристики объекта, а также опосредованным, когда
65
отмечаются признаки объекта, которые воспринимались другими лицами [6, с. 48].
Одним из основополагающих методов в биографике является биографический. Данный метод, как считает Е. В. Медведева, важен, поскольку применяется по отношению к биографическому материалу (биографии, автобиографии, дневники, записки, мемуары, воспоминания и т. д.), который подвергается тщательному анализу на основе заранее составленной схемы. Метод может быть использован для получения информации не только об изучаемом объекте, но и о его семье, связях с родным краем, а также мотивов и интересов личности [Там же].
С. Н. Иконникова, исследуя биографику как часть исторической культурологии, отмечает, что специфика биографического метода в исторической культурологии заключается в том, что в центре внимания находится конкретная личность. Она кристаллизует вокруг себя социальные, экономические, политические, этнические, художественные особенности реальной жизни. Биография человека содержит некий «эффект реальности», в отличие от общих, хотя включающих тоже весьма конкретные сведения об эпохе, документов (статистических, социологических, этнографических, политических и иных). Однако для биографа существует иная опасность. Она связана с идеологическими позициями исследователя, когда на оценку жизненного пути и творчества личности оказывают влияние стереотипы общественного мнения, распространенные представления о достоинствах и пороках. Биографический жанр иногда называют «нарративной», т. е. рассказывающей, повествующей, житийной историей, в отличие от социологической, структуралистской, институциональной истории. Рассказ о жизни человека всегда основан не столько на последовательном описании событий, сколько на интерпретации, объяснении и понимании истории личности. Но именно поэтому любая интерпретация содержит опасность преувеличения роли тех или иных событий, влияния отдельных лиц на судьбу личности. Кроме того, существует риск рас-
смотрения эволюции жизни сквозь призму альтернативных возможностей, «что было бы, если бы», роли случайностей, ведущих к внезапным переменам и решениям. Человек в течение своей жизни многократно стоит перед выбором, оказывающим необратимые последствия на дальнейшие этапы его пути. О некоторых решениях он вспоминает с благодарностью, о других с сожалением, но ни одно из них не оставляет его равнодушным, безразличным [3, с. 8].
Исследуя биографику, С. Н. Иконникова опирается на виды ее развития и рассматривает четыре типа биографического метода [Там же].
Первый тип - модальная биография. На основании многочисленных биографических исследований типичных представителей различных социальных групп выявляются наиболее распространенные формы поведения и оценки событий. В этом случае биографии используются как статистические сведения, полученная версия есть анонимная история, лишенная личной конкретности. К исторической культурологии модальную биографию можно отнести условно. Этот тип исследований чаще всего используется в социологии, социальной антропологии [Там же].
Второй тип - контекстуальная биография. В нем ведущее значение имеют атмосфера и исторические события конкретной общественной эпохи, в которой реализует себя личность. Жизнь человека является своеобразной иллюстрацией культурно-исто-рических обстоятельств, а общественные условия предопределяют его жизненный путь. В связи с этим задача биографа - реконструировать социальный контекст и вписать в него особенности сознания, поведения, творческие достижения личности, сохранить равновесие между спецификой частной судьбы и совокупностью общественных условий. Данный тип используется в социологических, историко-антропологических исследованиях [Там же, с. 9].
Третий тип биографического метода характеризует жизнь личности на грани нормы или нарушения распространенных
66
форм поведения, выявляет скрытые причины девиантного поведения, показывает судьбы людей, преступивших закон или расположенных к правонарушениям. Описание истории человека позволяет найти исходную точку, «момент судьбы», который изменил обычное течение его жизни. «Пограничные ситуации» в биографиях дают материал для понимания скрытых причин отклоняющегося от нормы поведения, что важно для таких областей исследований, как криминалистика, социология преступности, социальная антропология [Там же].
Четвертый тип биографического жанра -герменевтический, ориентирует исследователя на понимание жизни личности, особенностей черт характера, мотивов поведения, намерений и замыслов, степени их реализации. Этот тип характерен для исторической культурологии, социальной психологии, философской и культурной антропологии. На первый план выходит духовный мир личности, отношение к другим людям, подчеркивается роль диалога, коммуникации между людьми и культурами. Особое внимание уделяется свободе выбора, самостоятельности принятия решений, выявлению индивидуальных стратегий и практик, которые являются внутренней причиной происходящих в обществе перемен. Если в предыдущих названных вариантах биографических описаний личность лишь достаточно пассивно отражала общественные условия, была своеобразным зеркалом, то здесь она обладает способностью менять ход истории, создавать беспрецедентные, ранее неизвестные произведения, совершать открытия. Именно в этом проявляется роль личности в истории культуры. Из биографий складывается портретная галерея эпохи, своеобразное культурное пространство, в котором люди действуют, размышляют, дружат, ссорятся, а главное - создают художественные, научные, политические труды. «Биографический жанр представляет особую оптику описания многих обстоятельств жизни то в максимальном приближении к повседневному бытию, раскрывая драмы и коллизии личной жизни, трудности и переживания, ра-
дости и обиды, то рассматривая гениальность творца в общей картине исторического пейзажа» [Там же].
Рассмотренные типы являются важными элементами в использовании биографического метода в исследовании биографики социально-культурной деятельности.
Еще один основной метод в биографике -потекстовое ретроспективное интервью, т. е. опрос респондентов с целью выяснить их прошлое (действия, мнения, отношение, оценку к какому-либо предмету), но не посредством личной беседы, а из их текстов (как правило, это относится к людям, знавшим каких-либо исторических деятелей). Такой вариант интервью крайне необходим тогда, когда с респондентами нельзя провести беседу по объективным причинам (например, их нет в живых). Данный метод подробно раскрывает В. С. Крейденко в статье «Потекстовое ретроспективное интервью: к конструированию специального метода для изучения библиотечной отрасли» [5, с. 241].
Такой важный метод биографики, как сравнительный контент-анализ, рассмотрен Е. В. Медведевой. Она считает, что с его помощью можно определить связь и выявить особенности представителей одной или похожих профессий, например, в разных странах. Самое простое определение контент-анализа -качественно-количественный анализ содержания документов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Особенность метода в том, что он изучает документы в социальном контексте [6, с. 48].
В биографике социально-культурной деятельности широко применяется метод актуализации, что на деле означает определение ценности научных знаний для нынешнего, а также будущего времени, их роли в идеологической и политической жизни партии и народа. В ходе практического применения метода актуализации в историографии открывается возможность определить актуальное значение исторических знаний для современной историографии, непосредственно использовать их
67
результаты и выводы как в теоретической, так и в практической деятельности.
Г. А. Подкорытов, исследуя метод актуализации, констатирует, что «определение актуальный (от лат. асШаНя) означает настоящий, современный, существующий в действительности, имеющий отношение к нашим непосредственным интересам, важный в настоящее время. Производный от него термин актуализм означает метод познания, заключающийся в использовании современных знаний для изучения прошлого или для предсказания будущего» [9, с. 143].
И. Д. Ковальченко, рассматривая методы исторического исследования, указывает, что «актуальность исторического знания определяется его практической полезностью. Поэтому совершенно верно, что в целом можно определить актуальность в истории как свойство прошлого быть полезным в решении насущных проблем, выдвигаемых настоящим» [4, с. 57].
Метод актуализации позволяет строить научные прогнозы будущего развития бигра-фики социально-культурной деятельности как науки на основе выявления ее ведущих тенденций и их изменения от прошлого к настоящему. Одновременно он дает возможность разрабатывать практические рекомендации для дальнейшего развития указанного направления.
В биографике социально-культурной деятельности действует и широко используется хронологический метод. Он способствует изучению исторических фактов биографии с позиций их взаимосвязанного процесса, в котором отдельные этапы и периоды сравниваются с целью вскрыть объективные закономерности накопления и углубления биографических знаний. В этом заключено шавное значение хронологического изложения для биографики социально-культурной деятельности. Исходя из предмета отрасли биографического знания, в этом же ключе рассматривается движение научной мысли с точки зрения смены концепций, взглядов, идей в их хронологической последовательности. В результате образуется цепь биографических фактов как генетически связанных друг с другом, так и тех, которые повторяются.
Раскрывая цели и задачи изложенного выше хронологического метода, А. И. Зевелев отмечает, что данный метод порой оказывается неприемлемым для аналитического изучения историографии. В связи с этим историограф часто применяет проблемно-хронологический метод, являющийся разновидностью хронологического метода. Проблемно-хронологический метод предполагает расчленение более или менее широкой темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности относящихся к ней историографических фактов. Изучение истории исторической науки в таком разрезе имеет как свои преимущества, так и известные слабости. Положительным является возможность глубже понять, освоить особенности действия отдельных историографических фактов. Но такой подход чреват недостаточным выявлением закономерностей развития и движения истории исторической науки [2, с. 40-41].
Исследовав методы биографики социально-культурной деятельности, мы можем выстроить схему в порядке их субординации.
Схема методов биографики социально-культурной деятельности и их субординация будет выглядеть следующим образом: биографический —> исторический —> хронологический —> актуализации —» сравнительный —> контент-анализ биографий —> подтекстовое ретроспективное интервью.
Вышеназванные методы, включенные в схему, не исчерпывают все научные методы исследования, применяемые в биографике социально-культурной деятельности, однако в своей совокупности они смогут составить фундамент успешного исторического творчества в социально-культурной деятельности.
Исследование и развитие биографики социально-культурной деятельности как исторической науки и научной дисциплины, ее методов даст возможность глубже понять генезис биографий ученых, разрабатывавших и разрабатывающих сегодня теоретические, методологические и историографические основы социально-культурной деятельности.
68
Введение в учебные планы вузов культуры и искусств такой научной дисциплины, как биографика социально-культурной деятельности, позволит студентам и аспирантам
не только знать биографии ученых, изучать их научные труды, но и гордиться их вкладом в создание фундаментальных теоретических основ социально-культурной деятельности.
1. Жуйков, Д. А. Основные методологические проблемы биографического исследования в современной историографии / Д. А. Жуйков // Вестник Челяб. гос. ун-та. История. - 2012. - № 25 (279). - Вып. 52. - С. 133-136.
2. Зевелев, А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты / А. И. Зевелев. - Москва: Высш. шк., 1987. - 169 с.
3. Иконникова, С. Н. Биографика как часть исторической культурологии / С. Н. Иконникова // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 2 [11], июнь. - С. 6-10.
4. Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. - Москва: Наука, 1987. - 440 с.
5. Крейденко, В. С. Потекстовое ретроспективное интервью: к конструированию специального метода для изучения библиотечной отрасли / В. С. Крейденко // Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения: сб. науч. тр. - Новосибирск, 2010. - С. 241-249.
6. Медведева, Е. В. Биографика в контексте региональных и библиотековедческих исследований / Е. В. Медведева // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2013. - № 3 [11]. — С. 46-49.
7. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К Д. Петряев. - Киев: Высш. шк., 1976. -177 с.
8. Пиотровская, И. Ф. Биографика: введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801-1917 гг. / И. Ф. Пиотровская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2010.-384 с.
9. Подкорытов, Г. А. Историзм как метод научного знания / Г. А. Подкорытов. - Ленинград, 1967. - 190 с. Ю.Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. -
Москва: МГУКИ, 2007. - 360 с.
Получено: 13.05.2015
V. Ryabkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: [email protected]
BIOGRAPHY SCIENCE OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES: METHODOLOGY AND METHODS
Abstract Biography science is new scientific direction of socio-cultural activities. Hitherto Biography science of history, historiography and the theory of socio-cultural activities are not investigated. This article - it's actually the first publication. Its task - to attract the attention of scientists to the development and research of biography and so-cial-cultural activities followed by introducing as a new subject in high schools of culture and arts. Theoretical bases of biography science laid down in the work I. Piotrovskaya "Biography science: Introduction to the Science and Review Sources of Biographical Information on the Activities of Russia 1801—1917". It relied scientists examining Biography science of cultural studies, journalism, library science. Biography science of socio-cultural activities is the science of theorists and practitioners, activities through biographies of scientists exploring the development of the history, theory, methodology of social and cultural activities at different stages. The science of comprehension of specific people life that studies the human in all aspects of its existence in the system of socio-cultural activities. Consider not all parties of biography, but only its methodological basis - methods of biography and social-cultural activities. Biographyscience of social and cultural activities as a historical ancillary science is based on general scientific historical methods. Scientific methods of historical research are the basis and methods of biography and social-cultural activities. Are disclosed a method of describing historical and chronological, biographical, updating, comparative-historical, comparative content analysis, potekstovoe retrospective interview given as the justification for their meth-
69
odological research methods of biography socio-cultural activities and shows their scheme of subordination and the use of biography science in the social and cultural activities.
Keywords: biography science, socio-cultural activitie, methodology, methods, historical, chronological, biographical, updating, comparative-historical, comparative content analysis method description potekstovoe retrospective interviews, biography, scientific discipline
For citing: Ryabkov, V. Biography Science of Social and Cultural Activities: Methodology and Methods / V. Ryabkov // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], - 2015. - № 2 (42). - P. 63-70.
Reference
1. Zhuykov, D. Main Methodological Problems of Biographical Research in Modern Historiography / D. Zhuykov // Bulletin of Chelyabinsk State University. History. - 2012. -25 (279). - Vol. 52. - P. 133-136.
2. Zevelev, A. Istoriograficheskoe issledovanie: metodologicheskie aspekty [Historiographical Research: Methodological Aspects] / A. Zevelev. - Moscow: Vysshaya shkola, 1987. - 169 p.
3. Ikonnikova, S. Biography Science of as Part of the Historic Cultural Studies / S. Ikonnikova // Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture and Arts. - 2012. - 2 [11], June. - P. 6-10.
4. Kovalchenko, I. Metody istoricheskogo issledovaniya [Methods of Historical Research] /1. Koval'chenko. -Moscow: Nauka, 1987. - 440 p.
5. Kreydenko, V The Implied Retrospective Interview to the Construction of a Special Method for the Study of the Library Industry / V. Kreydenko // Sovremennoe sostoyanie metodologii nauchnykh issledovaniy v oblasti bibliotekovedeniya [The Current State of Sientific Research Methodology in the Field of Library Science]. -Novosibirsk, 2010. - P. 241-249.
6. Medvedeva, E. Biography Science of in the Context of Regional Research and Library Science / E. Medvedeva // Tomsk State University Journal. Cultural and Art History. - 2013. - № 3 [11]. - P. 46^9.
7. Petryaev, K. Voprosy metodologii istoricheskoy nauki [Questions Methodology of Historical Science] / K. Petryaev. - Kiev: Vysshaya shkola, 1976. - 177 p.
8. Piotrovskaya, I. Biografika: wedenie v nauku i obozrenie istochnikov biograficheskikh svedeniy o deyatelyakh Rossii 1801-1917 godov [Biography Science: an Introduction to the Science and Review Sources of Biographical Information on the Activities of Russia 1801-1917 years] /1. Piotrovskaya. - St/ Petersburg: Petropolis, 2010.-384 p.
9. Podkorytov, G. Istorizm kak metod nauchnogo znaniya [Historicism as a Method of Scientific Knowledge] / G. Podkorytov. - Leningrad, 1967. - 190 p.
10. Yaroshenko, N. Istoriya i metodologiya teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [History and Methodology of the Theory of Socio-Cultural Activities] / N. Yaroshenko. - Moscow: Moscow State University of Culture and Art, 2007.-360 p.
Received 13.05.2015
70