Научная статья на тему 'Функционирование внутрипроизводственной системы управления воспроизводством основных фондов на предприятиях железнодорожного транспорта'

Функционирование внутрипроизводственной системы управления воспроизводством основных фондов на предприятиях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратова Елена Петровна

В связи с тем, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение физического и морального износа основных фондов на предприятиях железнодорожного транспорта, вопросы оптимизации и повышения эффективности управления воспроизводственным процессом имеют высокую степень актуальности. В статье рассматриваются основные положения по управлению воспроизводственным процессом основных фондов, разработаны и представлены внутрипроизводственная система управления воспроизводством основных фондов железнодорожного транспорта, а также алгоритм планирования амортизационных отчислений как основного источника воспроизводственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование внутрипроизводственной системы управления воспроизводством основных фондов на предприятиях железнодорожного транспорта»

Функционирование внутрипроизводственной системы управления воспроизводством основных фондов на предприятиях железнодорожного транспорта

Е.П. Коыдратова

В связи с тем, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение физического и морального износа основных фондов на предприятиях железнодорожного транспорта, вопросы оптимизации и повышения эффективности управления воспроизводственным процессом имеют высокую степень актуальности. В статье рассматриваются основные положения по управлению воспроизводственным процессом основных фондов, разработаны и представлены внутрипроизводственная система управления воспроизводством основных фондов железнодорожного транспорта, а также алгоритм планирования амортизационных отчислений как основного источника воспроизводственного процесса.

Main funds of railway transport enterprises being wear and tear, the questions of optimizing and increasing efficiency of managing reproduction process are very important nowadays. The author suggests principal steps in the system of managing reproduction of the main funds of railway transport and algorithm of planning amortization deductions that are the basic source of reproduction process.

В современных условиях для предприятий железнодорожного транспорта как и для многих других российских производственных предприятий и компаний инфраструктурных отраслей основной проблемой является стареющая инфраструктура, постоянная необходимость обновления выработавших свой ресурс объектов основных производственных фондов, высокие затра-

ты на поддержание их работоспособности. При этом, рыночные условия становятся все более жесткими, требования потребителей растут, и компаниям приходится уделять внимание, прежде всего, ассортименту и качеству своей продукции или услуг, а на железнодорожном транспорте еще и безопасности и своевременности перевозок, и одновременно - оптимизации инвестиций в основные фонды и снижению производственных затрат.

В связи с чем, возрастающая роль основных фондов и их состояния для производственных предприятий предопределила повышенное внимание к проблемам их воспроизводства. Исследованием проблем эффективности использования, состояния и источников воспроизводства основных фондов (далее - ОФ) занимались такие известные ученые и экономисты, как А.М. Кантор, Ю.И. Любимцев, Я.Б. Кваша, А. Паламарчук, А. Кайгородов, А.Д. Шеремет, П.М. Павлов, Л.М. Чистов, Б.М. Лапидус, B.C. Лосев и другие. Однако область разработки и формирования эффективных систем управления воспроизводством основных фондов в конкретных отраслях, и, в частности, на железнодорожном транспор-

Кондратова Елена Петровна - аспирант Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск)

те, остается малоизученной и нуждается в углубленном исследовании.

В Хабаровском крае на долю железнодорожного транспорта приходится более 85% грузовых перевозок, что определяет ведущую роль железнодорожного транспорта в

ным фондам ДВЖД в 1996 году составлял 33,3%, в 2002 году - 52,7%, а на начало 2007 года данный показатель достиг уже 68,4%, т. е. за последние 10 лет износ, в делом, увеличился более чем в 2 раза. Причем, наибольший уровень изношенности

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на эффективность управления воспроизводственным процессом ОФ

обеспечении жизнедеятельности экономики и социальной сферы не только Дальневосточного региона, но и страны в целом. Кроме того, здесь сосредоточена значительная доля производственных мощностей и объектов инфраструктуры дороги. Протяженность сети составляет 2150,1 км (36% от общей длины дороги).

На сегодняшний день для всех структурных подразделений Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - ДВЖД) - характерна высокая доля морально устаревших фондов, спроектированных в соответствии с требованиями сорокалетней давности и ориентированных на низкую стоимость производства и высокие эксплуатационные затраты. Как показывают результаты анализа, проведённого на основе данных статистической отчётности ДВЖД (форма №11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов»), коэффициент износа по всем основ-

имеют объекты ОФ локомотивного хозяйства (56,3%), сигнализации и связи (54,7%), электрификации (53,2%). При этом, дальнейшие исследования свидетельствуют о том, что темпы роста износа ОФ намного опережают темпы их воспроизводства.

В сложившейся ситуации важной составляющей успеха становится эффективное управление основными фондами: снижение времени простоев объектов ОФ и издержек на их обслуживание и ремонт; сокращение общих затрат на эксплуатацию, в том числе своевременное выведение нерентабельных активов; предотвращение аварий и т. д. В связи с тем, что процесс воспроизводства основных производственных фондов в большинстве случаев носит преимущественно стихийный характер, поэтому до недавнего времени ни доля оборудования, подлежащего замене, ни доля его ресурсов, выделяемых на возмещение выбытия, ни рост производительности новой техники не были объектами

Рис. 2. Внутрипроизводственная система управления процессом воспроизводства ОФДВЖД - филиала ОАО •РЖД» (управляющая подсистема)

Амортизационная

политика

■ оценка и переоценка основных фондов

- определение сроков полезного

использования основных фондов выбор и обоснование методов начисления ам ортизации

- обеспечение

целевого

использования

амортизационных

отчислений

- предотвращение

чрезмерного морального и физического износа основных фондов

- выбор наиболее эффективных форм

воспроизводства основных фондов

- планирование и

оптим из ация амортизационных отчислений

Управляемая подсистема (объект управления)

г

Налоговая политика Инвестиционная политика Ор ганиз ацио нно-производственная подсистема

- отражение и

формирование - выявление и - ликвидация

стоимости основных удовлетворение бездействующих объектов

фондов в целях потребности в ОФ (сдача в аренду,

налогообложения; конкретных лизинг, реализация и

- формирование объектах основных проч.);

амортизационных фондов; - сокращение сроков

отчислений в - выбор и ремонта оборудования;

соответствии с обоснование - снижение простоев:

действующим источника целосменных и

налоговым финансирования для внутрисменных;

законодательством; обновления - ускорение достижения

- оптимизация основных фондов; проектной

налоговых - определение производительности вновь

платежей; объемов и введенных

- формирование эффективности производственных систем;

налогооблагаемой использования - внедрение научной

базы по налогу на отдельных видов организации труда и

имущество и налогу источников производства;

на прибыль; финансирования - улучшение обеспечения

- анализ и оценка - оценка материально-

действующего эффективности техническими ресурсами;

налогового привлечения - совершенствование

законодательства; инвестиций; управления производством

- разработка схемы - контроль за на базе ЭВМ;

по использованию целевым - развитие материальных

налоговых льгот расходованием стимулов у работников,

инвестируемых способствующих

средств; повышению

- проведение эффективности

тендера при производства.

реализации

инвестиционных

проектов

00

4^

Инновационнотехнологическая подсистем а

- техническое перевооружение на

базе комплексной автоматизации и инновационных технологий;

- замена устаревшей техники, модернизация подвижного состава;

- ликвидация узких мест и диспропорции в производственных мощностях предприятия;

- механизация вспомогательных и

обслуживающих

производств;

- внедрение прогрессивной технологии спецоснасгки;

- развитие изобретательства и рационализации;

- применение ресурсосберегающих

технологий

Рис. 3. Внутрипроизводственная система управления процессом воспроизводства основных фондов ДВЖД

(управляемая подсистема)

Власть и управление на Востоке России. 2008. №1 (42)

планирования и управления.

Политика управления воспроизводством основных фондов представляет собой часть финансовой стратегии предприятия, заключающуюся в формировании его необходимого объема и состава, рационализации и оптимизации структуры и источников его покрытия. Исследование процесса воспроизводства основных фондов позволило выявить основные факторы, оказывающие влияние на достижение эффективности его управления (рис. 1).

Внутрипроизводственная система управления воспроизводством основных фондов на предприятиях железнодорожного транспорта состоит из управляющей и управляемой подсистем и выглядит следующим образом (рис. 2, 3).

Если говорить об управляющей подсистеме, то, в широком смысле, она представляет собой полную, функционирующую в настоящее время организационную структуру ОАО «РЖД», т. к. на всех уровнях управления, абсолютно каждое звено в той или иной степени участвует в процессе управления воспроизводством ОФ. Как ОАО «РЖД» в целом, так и его филиалы (в том числе и ДВЖД), являясь прямым наследником традиций управления железнодорожным транспортом в условиях монопольно-ориентированной отраслевой деятельности, в результате реформирования получили в наследство сложную многоуровневую, разветвлённую организационную структуру. Наряду с этим, одним из результатов реформирования стал переход от, преимущественно, территориальноотраслевого принципа управления (основные структурные подразделения - железные дороги и их отделения) к управлению, преимущественно, по видам деятельности (пассажирские и грузовые перевозки, эксплуатация инфраструктуры и т. д.) [1].

Однако необходимо отметить, что внутри общей организационной структуры на основе анализа функций подразделений можно выделить основные звенья, структурные единицы, которые непосредственно участвуют в процессе управления воспроизводством ОФ (рис. 2). Причем, рассматривается управляющая подсистема на уровне ОАО «РЖД» и в рамках одного из филиалов (на примере ДВЖД). Это необходимо, в первую очередь, потому, что формирование и утверждение всех программ, планов в области воспроизводства и инвестиционного процесса, а также раз-

работка и регулирование основных положений амортизационной, налоговой, инновационной, инвестиционной политики осуществляется непосредственно на уровне ОАО «РЖД», а затем уже реализуется в филиалах.

Управляемая подсистема, на наш взгляд, состоит из пяти основных элементов (рис. 3). Изменение параметров одной из подсистем (положений политики) соответственно отразится и на других составляющих данной системы, а, следовательно, повлечет за собой соответствующие изменения. Главенствующую роль, как нам видится, в формировании управляемой подсистемы должна занимать амортизационная политика предприятия, т. к. амортизационные отчисления остаются основным источником воспроизводства и составляют приблизительно 60-65% от общего объёма финансирования.

Амортизационная политика - это управление процессом воспроизводства ОФ, направленное на повышение технического уровня производства, предотвращение чрезмерного износа активной части ОФ, совершенствование их видовой, технологической и возрастной структур, наращивание инфраструктуры и объема выпуска продукции, повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, максимизацию прибыли и активизацию инвестиционной и инновационной деятельности компании.

Одним из эффективных путей решения исследовательской задачи в части совершенствования амортизационной политики как на ДВЖД, так и в ОАО «РЖД», всей отрасли в целом, является целевое и эффективное использование средств амортизационного фонда. Это, в первую очередь, необходимо по следующим причинам:

- во-первых, качественное состояние ОФ и их расширенное воспроизводство на основе внедрения научно-технических достижений являются важнейшими условиями повышения конкурентоспособности каждого предприятия и всего железнодорожного транспорта в целом;

- во-вторых, ОФ большинства предприятий составляют основную часть всех активов, поэтому от их характеристик и рационального использования зависит эффективность функционирования всей организации;

- в-третьих, как показывают результаты анализа, из собственных средств ком-

Рис. 4. Алгоритм планирования амортизационных отчислений

пании, направляемых на воспроизводство ОФ, наиболее реальными, постоянными, занимающими значительную долю, являются именно амортизационные отчисления. Поэтому их планирование и оптимизация имеют большое значение не только с точки зрения конкретного предприятия, но и для всей отрасли в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим, актуальной является разработка алгоритма планирования амортизационных отчислений в качестве инвестиционного ресурса в рамках оптимизации функционирования внутрипроизводственной системы управления воспроизводством (рис. 4.).

Данный алгоритм по каждому конкретному этапу предполагает использование конкретной методики или информационного источника, что позволит оптимизировать и чётко определить границы каждого шага планирования, проконтролировать его, и, в конечном итоге, повысить эффективность планирования.

Необходимым условием взаимодействия управляющей и управляемой подсистем является информационно-аналитическое обеспечение, т. е. обмен необходимой информацией [5].

С целью повышения эффективности воспроизводства основных фондов на железнодорожном транспорте необходима оптимизация функционирования представленной ранее системы на основе информационных потоков (рис. 5).

Функционирование внутрипроизводственной системы управления воспроизводством основных фондов на основе информационных потоков представляет собой процесс упорядочения данной системы путем достижения оптимального уровня эффективности использования и восстановления основных фондов в производственных условиях во всех структурных подразделениях управляющей подсистемы на основании информации о фактическом состоянии основных фондов.

На рис. 5 показано, что управление осуществляется по замкнутой схеме информационного воздействия управляющей и управляемой подсистем. Исходная программа управления определяется заданным уровнем обеспечения, структуры и эффективности основных фондов на плановый период, где УЭ(1:) - уровень обеспечения эффективности ОФ на плановый период Ь. Расчётный выход показателя УЭ^) управляемой подсистемы воспринимается

регулирующими звеньями управляющей подсистемы, которые расшифровывают её как исполнители.

Информационные потоки (ИП), необходимые для управления управляемой подсистемой представлены следующим образом: ИПО - количество информации, определённое для функционирования системы при её проектировании; ИПп - количество информации, необходимое для перевода системы в заданное состояние. При этом, изменение уровня эффективности ОФ (обозначим ДуЭДО) зависит от объема и качества информации, которая имеется от системы и от того, насколько эффективны те управляющие воздействия, которые были предприняты.

Регулирующие звенья представляют собой производственные подразделения, в задачу которых входит выработка управленческих решений относительно того, каким образом вести процедуры управления каждой стадией воспроизводственного процесса (проектирование, производство, распределение, обмен, эксплуатация, ремонт, амортизация основных фондов).

Для обеспечения стабильного уровня производства решение каждой конкретной производственной задачи закрепляется за определёнными функциональными и производственными подразделениями. На ДВЖД к ним относятся: отдел капитального строительства, служба электрификации и электроснабжения, служба технической политики, отдел организации труда, экономическая и финансовая службы и др. Планово-экономический отдел, отдел снабжения, финансовый отдел, бухгалтерия и функционально подчинённые им звенья непосредственно в структурных подразделениях.

Так, в частности, ведущим звеном по задачам воспроизводства основных производственных фондов являются отделы и службы, находящиеся в подчинении главного инженера (служба информатизации и связи; отдел капстроительства; служба сигнализации, централизации и блокировки и др.).

В системе также обязательно должен быть единый распорядительный центр. В лице единого распорядительного центра может выступать либо один работник, либо группа лиц. На практике в исследуемой системе имеется несколько распорядителей. Это вызывает отрицательные результаты в управлении системой в силу того, что рас-

Рис. 5. Схема функционирования внутрипроизводственной системы управления воспроизводством основных фондов на основе информационных потоков

порядители отличаются своими установками и мотивами к действию.

Поэтому роль распорядителя должен играть один работник, находящийся непосредственно в подчинении начальника дороги, а именно - его заместитель по конкретному направлению. Он, в свою очередь, будет главным специалистом, осуществляющим методическое руководство по системе, координацию и контроль действий подчинённых ему функциональных отделов и служб.

К исполнителям управляющей подсистемы относятся подразделения, непосредственно участвующие в подготовке и проведении процедур управления. Эти органы осуществляют управляющие воздействия на объект управления с интенсивностью ИДО, величина которого колеблется от ИОДО

до ИпДО, ИОДО - управляющего воздействия на управляемую подсистему при проектировании системы; Ип^) - управляющее воздействие на управляемую подсистему по результатам функционирования системы.

В результате воздействия случайных неучтенных факторов на эффективность воспроизводства и использование основных фондов, фактические показатели УЭДО будут отличаться от расчётных на величину ДУЭ(Ц.

ДУЭ(1)=УЭ0(Т)-УЭп(1), (1)

где, УЭ0(Т) - расчётный выход системы, заложенный при её проектировании;

УЭпДО - фактический выход системы в результате её функционирования.

Кроме того, в данной схеме обязательно присутствует обратная связь (обозначим как ОС, рис. 5). По каналу обратной связи информация о фактических показателях эффективности воспроизводства и использования основных фондов поступает к регулирующим звеньям, которые по отклонениям ДУЭДО вырабатывают управляющие воздействия ИДО с целью ликвидации отклонений в плановом периоде.

Эти воздействия, по существу, представляют собой проведение мероприятий по наращиванию производственной мощности, ликвидации и замене морально, физически изношенных основных фондов, улучшению качественных характеристик объектов, применению прогрессивных технологий в области ремонта и модернизации, а также других мероприятий, повышающих эффективность воспроизводства и уровень использования основных фондов в современных условиях.

Таким образом, все перечисленные элементы объединяются в управляющую подсистему.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее:

1. Уровень воспроизводства оказывает огромное влияние на состояние основных фондов, а это, в свою очередь, сказывается на эффективности работы и результатах финансово-хозяйственной деятельности как отдельных предприятий, так и всего железнодорожного транспорта в целом. Однако процесс обновления основных фондов ОАО «РЖД», и, в частности, по филиалам (как например ДВЖД), все ещё остается недостаточным. В связи с этим, высокий уровень износа основных фондов железнодорожного транспорта требует управления его воспроизводством посредством грамотно выстроенной амортизационной политики.

2. Исследование процесса воспроизводства основных фондов позволило выявить и сформулировать ряд особенностей, оказывающих влияние на достижение эффективности его управления. А именно - влияние основных фондов в большей степени на техническую сторону производства предприятий, завершенность и пропорциональность цикла воспроизводства, использование дифференцированной системы стоимостных оценок основных фондов; распределение затрат по приобретению, эксплуатации и восстановлению по этапам воспроизвод-

ственного процесса и во времени; разноплановая оценка использования основных средств в зависимости от их вида, принадлежности, характера участия в производственном процессе, а также назначения.

3. В силу того, что предприятия стали отдавать приоритет краткосрочным интересам в ущерб стратегическим задачам, не обеспечивается нормальное воспроизводство основных фондов. Поэтому в рамках данной работы была разработана и представлена внутрипроизводственная система управления воспроизводством основных фондов. Как основной элемент данной системы наиболее подробно была рассмотрена амортизационная политика, т. к. амортизационные отчисления, полученные в ходе грамотной амортизационной политики, являются наиболее реальным, постоянным, занимающим значительную долю в затратах на производство и реализацию продукции, источником воспроизводства основных фондов.

4. Планирование и оптимизация амортизационных отчислений как основного источника воспроизводства основных фондов, имеют большое значение не только с точки зрения конкретного предприятия, но и всего железнодорожного транспорта, в целом. Разработанный и представленный алгоритм планирования амортизационных отчислений на практике позволит оптимизировать и чётко определить границы каждого шага планирования, проконтролировать его и, в конечном итоге, повысить эффективность планирования, а, следовательно, впоследствии эффективно и целенаправленно использовать амортизационные отчисления на воспроизводство основных фондов железнодорожного транспорта.

5. Оптимизация функционирования внутрипроизводственной системы управления воспроизводством основных фондов является основным направлением в повышении эффективности управления данным процессом. В связи с тем, что ни одна система не может функционировать и невозможно управление этой системы без информационного обеспечения, то нами была представлена схема функционирования внутрипроизводственной системы управления воспроизводством ОФ на основе информационных потоков. В данной схеме по информационным по-

токам представлены определенные параметры (расчётный и фактический уровни функционирования системы, интенсивность управляющих воздействий на управляемый объект, количественные характеристики необходимых информационных потоков).

6. Представленные в данной статье разработки, при использовании их на практике, позволят оптимизировать существующую систему управления воспроизводственным процессом ОФ, улучшить

систему информационно-аналитического обеспечения процесса управления воспроизводством ОФ на предприятиях железнодорожного транспорта, повысить эффективность процесса воспроизводства и уровень использования основных фондов.

Литература и источники:

1. Лосев, B.C. Управление эффективным развитием предприятий железнодорожного транспорта: Монография / B.C. Лосев, П.М. Сабитова. - Хабаровск: Изд-во чРИОТИП» краевой типографии, 2004. -198 с.

2. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 *0 классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы*.

3. 22 положения по бухгалтерскому учёту: Сб. док. 3-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007. - 356 с. - (Нормативный портфель бухгалтера).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Официальный текст. Часть 2. -М.: НОРМА, 2000. -144 с.

5. Лосев, В. С. Производственный потенциал железнодорожного транспорта / В. С. Лосев, З.М. Бурдюг. - Хабаровск: ДВИМБП, 1999.-115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.