Научная статья на тему 'Экономическая целесообразность применения ускоренной амортизации основных средств на железнодорожном транспорте'

Экономическая целесообразность применения ускоренной амортизации основных средств на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / АМОРТИЗАЦИЯ / УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / INVESTMENTS / FINANCING SOURCES FOR INVESTMENTS / DEPRECIATION / ACCELERATED DEPRECIATION / ECONOMIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журкина А. А.

Рассматривается роль ускоренной амортизации в процессе быстрой замены основных фондов железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic viability of accelerated depreciation of railway assets

Accelerated depreciation makes it possible to get supplementary funds and spend them on investment needs. It’s an urgent problem because of high rates of deterioration of railway assets quality and needs offast replacements of them.

Текст научной работы на тему «Экономическая целесообразность применения ускоренной амортизации основных средств на железнодорожном транспорте»

УДК 656.2

А.А. Журкина, аспирант, (916)395-00-93, [email protected], (Россия, Москва, МИИТ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УСКОРЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Рассматривается роль ускоренной амортизации в процессе быстрой

замены основных фондов железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: инвестиции, источники финансирования инвестиций,

амортизация, ускоренная амортизация, экономический эффект.

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р определены основные проблемы железнодорожного транспорта, являющиеся критическими на сегодняшний момент:

- необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;

- преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;

- необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железных дорог;

- необходимость снятия ограничений для роста объема транзитных грузовых перевозок;

- необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;

- недостаточность инвестиционных ресурсов.

Решение вышеперечисленных проблем требует крупных инвестиционных вложений, общий объем которых по минимальному варианту в период с 2008-2030 гг. составит 11 447,8 млрд руб., а по максимальному варианту — 13 812,4 млрд руб. Финансирование столь крупных инвестиционных проектов планируется за счет средств федерального бюджета, бюд-

жетов субъектов РФ, финансовых ресурсов ОАО «РЖД» и других частных инвесторов.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Финансирование капитальных вложений, осуществляемое частными инвесторами, в том числе ОАО «РЖД», может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним (собственным) источникам финансирования инвестиций относят амортизационные накопления, нераспределенную прибыль организации, внутрихозяйственные резервы и другие собственные источники. Внешними источниками финансирования инвестиций признано считать заемные: государственные и банковские кредиты, лизинг и другие — и привлеченные: взносы сторонних инвесторов, в том числе иностранных и другие привлеченные источники.

Ведущее место среди всех источников финансирования инвестиций в экономической практике отводится амортизации, так как она по своей природе призвана обеспечивать простое воспроизводство основных производственных фондов компании, а в условиях научно-технического прогресса — и расширенное воспроизводство основного капитала. Однако амортизацию нельзя рассматривать только с точки зрения финансового ресурса, так как, с одной стороны, она представляет собой часть выручки организации, а с другой стороны, часть стоимости основного средства, перенесенную на конечный продукт и включаемую в его себестоимость, т. е. элемент расхода.

По российским стандартам бухгалтерского учета компаниям разрешено начислять амортизацию несколькими методами, которые можно разделить на равномерный способ, ускоренные методы и начисление амортизации пропорционально объему продукции (работ, услуг). Последний метод нерационально рекомендовать компаниям по причине необходимости точного расчета большого количества производственных показателей, а также появления больших расхождений в бухгалтерском и налоговом учете в силу того, что налоговым законодательством РФ не предусмотрено начисление амортизации таким образом.

К равномерному методу начисления амортизации относится линейный способ, при котором амортизация начисляется исходя из первоначальной (текущей (восстановительной)) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования.

При линейном методе амортизация начисляется каждый год в течение всего срока службы объекта равными отчислениями, уменьшение остаточной (балансовой) стоимости происходит одинаковыми долями, а экономический износ носит равномерный характер.

Метод основан на зависимости амортизации только от сроков эксплуатации объектов основных средств. Его достоинством является простота, высокая точность, стабильность формирования амортизационного фонда, равномерное включение в себестоимость продукции (работ, услуг), не приводящее к ее увеличению. Главными недостатками такого способа начисления амортизации является несоответствие экономического износа фактическому материальному, а также нехватка средств в амортизационном фонде для быстрой замены полностью изношенных объектов основных средств.

Для быстрого обновления таких фондов российским законодательством разрешено начислять амортизацию ускоренными методами, при которых на ранних сроках использования объекта основных средств величина амортизационных отчислений, относящихся на себестоимость продукции (работ, услуг) и включаемых в амортизационный фонд, больше, чем в последующие периоды эксплуатации. Компании, таким образом, получают дополнительный финансовый ресурс, направляемый на финансирование капитальных вложений, и создают условия для ускоренного обновления основных фондов. В основу ускоренной амортизации положено мнение о том, что многие виды основных средств имеют более высокий производственный потенциал и действуют эффективнее на раннем этапе эксплуатации объектов. Ускоренная амортизация широко применяется в экономиках развитых капиталистических стран, в том числе США, Японии, Великобритании и ряде других, так как является гарантией быстрого обновления основного капитала и обеспечения прибыли. Однако при ускоренной амортизации расчет амортизационных отчислений становится более сложным. Законодательно ускоренную амортизацию разрешено применять в разных случаях, в том числе при финансовой аренде — лизинге. К методам ускоренной амортизации на сегодняшний день относится метод уменьшаемого остатка и способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования объектов основных средств.

При способе уменьшаемого остатка — амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше трех установленного организацией.

Данный способ не позволяет списать стоимость объекта полностью, поэтому логично было бы за несколько последних лет начислять амортизацию линейно. Однако по российским установленным стандартам бухгалтерского учета применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, таким образом, изменять способ для уже используемых объектов нельзя, что создает определенные неудобства компаниям.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования, или кумулятивном методе, — амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости в случае проведения переоценки объекта основных средств и соотношения, в числителе которого — число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта. Однако этот метод требует больших вычислений и не разрешен налоговым законодательством РФ.

Налоговый кодекс РФ устанавливает начисление амортизации только линейным и нелинейным методом, схожим по алгоритму расчетов ежегодных амортизационных отчислений с методом уменьшаемого остатка, рассмотренным ранее. Ограничения в применении нелинейной амортизации действуют для зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую-десятую амортизационные группы. Поэтому дальнейший выбор применения равномерной и ускоренной амортизации в условиях необходимости быстрой замены основных фондов логично свести к сравнительному анализу линейного метода начисления амортизации и способа уменьшаемого остатка, приводимому на примере некоторого нового локомотива, потребность в обновлении которого в соответствии со стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 г. составляет: 23 397 единиц по максимальному варианту развития и 21 753 единицы по минимальному варианту. По данным Федеральной службы государственной статистики, средние цены производителей на конец 2009 г. на тепловозы магистральные за секцию составляют 51 628,4 тыс. руб., а на электровозы магистральные — 42 090,8 тыс. руб. Средние сроки полезного использования, разрешенные устанавливать компания в РФ, для тепловозов составляют 15-20 лет, электровозов магистральных

25-30 лет. Начисление амортизации линейным способом в таком случае происходит исходя из годовой нормы амортизации:

- для тепловозов 1/20;

- для электровозов магистральных 1/30.

При использовании метода уменьшаемого остатка нормы амортизации разрешено корректировать на коэффициент не выше трех, точная величина которого устанавливается компанией.

Метод уменьшаемого остатка при амортизации вновь введенных в эксплуатацию объектов основных средств позволяет на ранних сроках их эксплуатации высвободить дополнительные денежные средства, которые должны быть направлены на обновление других изношенных основных фондов. На примере некоторого нового тепловоза за первые семь лет эксплуатации высвобождаются 17 008 тыс. руб., нового электровоза за первые 11 лет — 13 449 тыс. руб.

Главным недостатком ускоренной амортизации является постоянное изменение себестоимости продукции и остаток несписанной стоимости объекта по окончании срока его полезного использования. Однако в первую половину срока эксплуатации основного средства наблюдается рост расходов в части амортизации, но затем их величина снижается (таблица).

Экономический эффект, полученный при применении ускоренной амортизации (повышающий коэффициент 3)

Электровоз магистральный Тепловоз

Величина годовых Величина годовых

Год использования объекта амортизационных отчислений, тыс. руб. Экономический эффект амортизационных отчислений, тыс. руб. Экономический эффект

Линейный метод Метод уменьшаемого остатка (+), убыток (-), тыс. руб. Линейный метод Метод уменьшаемого остатка (+), убыток (-), тыс. руб.

1 2 3 4 5 6 7

1 1 403 4 209 2 806 2 581 7 744 5 163

2 1 403 3 788 2 385 2 581 6 583 4 001

3 1 403 3 409 2 006 2 581 5 595 3 014

4 1 403 3 068 1 665 2 581 4 756 2 175

5 1 403 2 762 1 359 2 581 4 043 1 461

6 1 403 2 485 1 082 2 581 3 436 855

7 1 403 2 237 834 2 581 2 921 339

1 2 3 4 5 6 7

8 1 403 2 013 610 2 581 2 483 -99

9 1 403 1 812 409 2 581 2 110 -471

10 1 403 1 631 228 2 581 1 794 -788

11 1 403 1 468 65 2 581 1 525 -1 057

12 1 403 1 321 -82 2 581 1 296 -1 285

13 1 403 1 189 -214 2 581 1 102 -1 480

14 1 403 1 070 -333 2 581 936 -1 645

15 1 403 963 -440 2 581 796 -1 786

16 1 403 867 -536 2 581 676 -1 905

17 1 403 780 -623 2 581 575 -2 006

18 1 403 702 -701 2 581 489 -2 093

19 1 403 632 -771 2 581 415 -2 166

20 1 403 569 -834 2 581 353 -2 228

21 1 403 512 -891 Х Х Х

22 1 403 461 -942 Х Х Х

23 1 403 414 -989 Х Х Х

24 1 403 373 -1 030 Х Х Х

25 1 403 336 -1 067 Х Х Х

26 1 403 302 -1 101 Х Х Х

27 1 403 272 -1 131 Х Х Х

28 1 403 245 -1 158 Х Х Х

29 1 403 220 -1 183 Х Х Х

30 1 403 198 -1 205 Х Х Х

Компании, работающие на рынке железнодорожных перевозок не первый год и имеющие долгосрочные перспективы, могут позволить увеличение и снижение себестоимости для достижения стратегических инвестиционных целей и поддержания финансовой независимости.

С точки зрения налогообложения компания может отказаться от ускорения амортизации в налоговом учете и начислять амортизацию линейно, в таком случае расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в части амортизации, будут постоянны. В части уплаты налога на имущество налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Поэтому расходы компании в части уплаты налога на имущество

при использовании метода уменьшаемого остатка по сравнению с линейным способом снизятся в первую половину срока использования объекта, но компенсируются в последующие периоды. Таким образом, налоговое законодательство не создает препятствий для внедрения ускоренных методов начисления амортизации в практику российских железнодорожных компаний.

Однако такие крупные российские железнодорожные компании, как ОАО «РЖД», Железнодорожные дороги Якутии, ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Новая перевозочная компания» и другие отказываются от ускоренной амортизации и применяют только линейный метод, несмотря на экономический выигрыш от ускорения амортизации.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01 января 2002 г. № 1.

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н.

4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 887-р.

5. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ.

6. Цены в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 2006 с.

A.A. Zhurkina

Economic viability of accelerated depreciation of railway assets

Accelerated depreciation makes it possible to get supplementary funds and spend them on investment needs. It's an urgent problem because of high rates of deterioration of railway assets quality and needs offast replacements of them.

Key words: investments, financing sources for investments, depreciation, accelerated depreciation, economic effect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.