М. В. Майборода
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАЗДНИКА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматриваются социальные функции праздника и их трансформационные изменения в современных условиях, выявляются взаимосвязи и взаимодействия функций праздника, обосновывается просветительная функция и предназначение праздника в обществе. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социальные функции праздника; интеграционное взаимодействие; функция свободного времени; темпоритм; педагогическое управление; развивающая функция; просветительная функция; рекреационная функция; гедонистическая функция; функция отталкивания, праздничный акт; понятие «праздник»; масштабируемость праздника.
The article deals with the social functions of holidays and their transformations in modern contingences, interrelations and interactions of holiday functions, enlighten functions and the importance of holiday in socially Keywords: social-cultural activity, social functions of holiday integration interaction, function of free time, temporythms, pedagogical control, developing function, enlighten function, recreation function, gedonimist function, avoiding function, holiday art, meaning of, holiday, holiday scale.
В праздничном и производственном циклах мы находим много общего. Во-первых, ритмичность. Празднование, как и производство, всегда подчинено определенному темпоритму. Темпоритм праздника варьируется от медленного, соразмеренного до строго ритмизированного, маршевого ритма, например, парада. Во-вторых, ориентация участников процесса в производстве и празднике общая — это сотрудничество и соучастие, формирование доброжелательности и активности в общении. Наконец, в-третьих, наличие сходной системы стимулирования: в производственном цикле — стимулирование активности в труде, а в празднике — стимулирование социально-культурной активности (праздничной активности).
Видимо, не случайно среди факторов, обосновывающих социальное предназначение праздника, с древних времен выделяют темпоритмические проявления социальной действительности. Первоначально выделялись земледельческие и солнечные календари, затем календари годового цикла, времена года, ритмический «рисунок» суток — утро, полдень, вечер, ночь и т.п. Влияет на технологическое построение праздников и цикличность жизни самого человека, отмечающая фазы его жизни, включая и время человеческой жизнедеятельности: доисторическое, мифическое, историческое, прошедшее, настоящее, будущее и т.д. Важно учитывать в этом и изменчивость отрезков времени в природных циклах.
Кроме темпоритмических проявлений, для выявления социального предназначения праздника, определения его социально-педагогического статуса значение имеет рассмотрение и обоснование его социальных функций. Вопрос о функциях праздника, несомненно, имеет методологическое значение. Становление и развитие функций праздника являются результатом многолетнего социально-педагогического опыта празднования, результатом его теоретического осмысления. К тому же социально-педагогический опыт базируется на социально-ориентированном подходе к культур-но-досуговой практике и ее анализу.
А. Д. Жарков отмечает, что социальные функции учеными определяются по-разному, и приводит следующую классификацию социальных функций культурно-досу-говой деятельности: «а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое вза-
имодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере» (6, с. 80-81).
Помимо этого, А. Д. Жарков выделяет внутреннюю структуру функций: «Они подразделяются на целевые организационно-методические функции; на функции-средства; функции, согласованные с функциональными потребностями людей в культурно-досуговой деятельности и обеспечивающие непосредственное педагогическое управление деятельностью учреждений - функции-условия» (6, с. 83-84).
В представленной классификации социальных функций А. Д. Жаркова выделим следующие логические конструкты: «производство новых знаний», «накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний», «коммуникативная функция», «воспроизводство духовного процесса», наконец, «социализирующая» и «рекреационная» функции. Выстроенные в логическую линию они раскрывают социально-педагогическое предназначение праздника и культурно-досуговой практики в контексте процессов просвещения.
Не трудно выделить и заметить в представленных конструктах элементы воспитательного процесса («воспроизводство духовного процесса», «коммуникативная функция»), а также процесса обучения (функции «социализирующая» и «культура, действующая в отведенной для нее сфере», - культурологическая и культуротворчес-кая функции). По-новому рассматриваемая совокупность логических конструктов расставляет акценты и в процессах, которые протекают в праздничных эпизодах, процедурах, ситуациях и действиях. Основным среди них опять же становится процесс просвещения, базирующийся на трех его составляющих. Во-первых, образовательном процессе, включающем передачу и трансляцию знаний. Во-вторых, воспитательном, предполагающем формирование у человека определенных качеств и свойств. В-третьих, обучающем, направленном на развитие навыков и умений человека, способствующих его правильной ориентации и поведения в социальной действительности.
В своей сущности все эти процессы носят педагогический характер и связаны с педагогическим управлением праздником. Просветительная функция в празднике проявляется в сочетании с воспитательной, образовательной и обучающей сторонами праздничного процесса. Такое сочетание обусловлено строением педагогического процесса, кстати, сходного с просветительным. Педагогический процесс в структуре праздника также включает в себя обучение (научение) (трансляцию норм и правил социального поведения), образование (передачу систем дисциплинарного и функционального знания, знаний о системах ценностей), а также процесс воспитания (наделение личности определенными качествами и свойствами).
На значение воспитательной функции указывал Д. М. Генкин, который отмечал следующее: «Многообразные воспитательные функции массового праздника обуславливают целесообразность широкого использования этой формы идейно-нравственного и эстетического воздействия в системе воспитания трудящихся. Совершенно закономерным представляется создание на местах системы массовых праздников трудящихся и включение ее в комплексные планы социального развития предприятий, учреждений, учебных заведений, городов и областей и даже республик» (3, с. 60).
Несмотря на некоторый идеологический пафос, Дмитрий Михайлович в данном утверждении акцент ставит на воспитательной функции праздника, правомерно связывая с ней социально-педагогическое назначение праздника в социуме на достаточно высоких уровнях - от предприятия до республики. В современной практике воспитательная функция, как отмечается в работе Г. А. Веденеева, «не только игнорируется, но и исключается в связи с перемещением акцентов на другие функции, в частности, на рекреационную, способствующую восстановлению психофизических сил
человека и гедонистическую, направленную на формирование у человека чувств и эмоций, связанных с получением наслаждения» (2, с. 28).
Это практическое обстоятельство не умоляет значения просветительной функции и ее составляющих - воспитательной, обучающей и образовательной сторон праздника. Оно свидетельствует о том, что функции в социокультурной практике подвижны, динамичны, а их назначение и содержательное наполнение во многом обусловлено потребностями и интересами как отдельных индивидов, «творящих» праздники, так социальных групп, страт, их «потребляющих». В качестве теоретического обоснования просветительной функции праздника представим следующие умозаключения.
Во-первых, акцентируем наше внимание на функции социализации. Благодаря тому, что праздник представляет собой емкое текстовое образование, которое создает достаточно обширное коммуникативное пространство, содержащее в себе множество смыслов и значений, способных преобразовать социальную действительность, он наполняется носителями культуры, новыми элементами, совершенствующими социум и человека. Таким элементом выступает, прежде всего, знание, которое в условиях праздничной ситуации, на фоне высокого эмоционального подъема усваивается в празднике предельно ясно и четко. Другими словами, знание аккумулируется не только в содержании праздника, но и в головах его участников.
Во-вторых, любой праздничный акт несет в себе знание, поскольку содержание любого праздника представляет собой различные его интерпретации, которые осваиваются участниками праздника через его коммуникативную функцию. Коммуникация в празднике - это наиболее общая универсальная категория общества, способствующая связи индивидов и их включению в социальный контекст, то есть в реальную социальную действительность. Универсальность коммуникационных каналов, способствует эффективности связей праздника и обеспечивает его взаимодействие с социальной системой и природой. Коммуникации в празднике таковы, что они способны передавать не только фрагменты знания, но и целостное представление, отражающее истинное знание.
В-третьих, функции праздника реализуются в целостности. Они, как отмечает А. Д. Жарков, «составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе» (6, с. 85). Праздник одновременно воспитывает, обучает и социализирует человека, который как показывает социально-педагогическая практика, не формируется по частям. С одной стороны, праздник формирует отношение человека к происходящим на празднике событиям, действиям, а с другой - человек, усваивая содержательный контекст праздника (по существу, знания, заложенные в его сценарий), формирует свое отношение к празднику. В этом смысле праздник - это процесс интенсивной культурно-образовательной инициации и социализации человека.
О просветительных потенциях праздника свидетельствует характер социализации в празднике детей. В детском возрасте, особенно в раннем, ребенок, вовлекаясь в праздничный круговорот, осваивает культурные нормы, содержание ритуалов и обычаев, фольклор, народный эпос, народные пословицы, участвуя в подготовке праздника, получает уникальную возможность увидеть его «изнутри». В последующем необычайная зрелищность, веселье и изобилие праздника предоставляют возможность ребенку пользоваться всеми благами празднества, что оказывает на ребенка сильное впечатление, которое он иногда сохраняет на всю оставшуюся жизнь.
Хорошо выполненные и оформленные режиссером и художником элементы праздника - ритуал, обряд, церемониал, получившие эмоционально-чувственную окраску в праздничных действах, превращают праздник в своеобразную культурологическую школу. Каждый человек, начиная с раннего, а затем и последующих периодов своей жизни, проходит «обучение» в этой школе и получает «жизненное» образование.
Исследователи праздника подчеркивают, что потребность в праздновании может реализовываться и в послепраздничный период, но уже в виде обращения человека к знаниям о празднике (2, с. 27).
Такого рода обращение к знаниям о празднике является естественным, поскольку потребность в празднике, даже удовлетворенная, еще сохраняется какое-то время. Как отмечает Г. А. Веденеев: «Полученные знания о праздничном обряде или ритуале выступают, с одной стороны, как условие непосредственного участия индивида в празднике, а с другой - как характерная черта, свидетельствующая о его принадлежности к определенной национальной группе и ее культуре» (2, с. 28).
Исследователь указывает на полученные знания как условие непосредственного участия в празднике (знания получены только в момент участия в празднике), а будучи усвоенными человеком, они становятся его характерологической чертой, способствующей его национальной идентификации. Другими словами, человек через полученные в праздничных эпизодах и его событийном ряде знания идентифицирует себя через них в национальном плане. Процесс идентификации по своему содержанию сходен с образовательным процессом, поскольку оба процесса объединяют одно - знания.
Интересную характеристику функций праздника предлагает И. В. Гужова, выстраивая целостную модель праздника как феномена культуры (4, с. 92). Функции праздника раскрываются ею в двух аспектах: праздник как полифункциональная система и праздник как монофункциональная система. Полифункциональность праздника она сводит «к взаимодополнительности компенсаторной функции (праздник существует как контраст повседневной психофизической умеренности и социальной регламентации); коммуникативной функции (праздник является формой социальной памяти, транслирующей опыт обретения мирочеловеческой гармонии и эмоционально-аксиологическую оценку этого события обществом; хранение и адекватная трансляция этой информации осуществляется посредством символов и ритуала, а также благодаря цикличности праздника в культуре); консолидирующей функции (праздник объединяет общество вокруг единой идеи, способствует социализации индивидов и служит "барометром" социальной аутичности культуры); ценностно-ориентацион-ной функции (праздник актуализирует ценностно-смысловой горизонт культуры); жизнеутверждающей функции (праздник сконцентрирован на ценности жизни, способствует расширению экзистенционального горизонта, направлен на поиск экзис-тенционального смысла); функции темпорализации культуры (праздник влияет на исчисление, понимание и ощущение времени людьми одной культурной традиции, противодействует тенденции времени к линейности и необратимости, связывает в едином смысловом контексте важные этапы человеческой экзистенции, значимые вехи жизни социума и циклы природы)» (4, с. 93).
Как считает И. В. Гужова, в роли монофункции может выступать «эстетическая мера целостности праздника как события культуры, имеющая эмоционально-рефлективную и творческо-игровую природу» (4, с. 93). В связи с этим праздник рассматривается ею как феномен культуры, основной функцией которого, является моделирование эстетического отношения к миру. Выявляя сущностную сторону понятия «праздник», И. В. Гужова пишет: «Как эстетический феномен культуры праздник есть символико-ритуальная форма выражения человеком (обществом) эстетического отношения к культуре как способу обретения гармонии с миром» (4, с. 93).
Несомненно, праздник полифункционален. Полифункциональность (многофункциональность) праздника обусловлена его природной сущностью как многовариативного, многопланового и многозначного социально-культурного явления, рассматриваемого с позиций диалектики и материализма. Безусловно, представляется возможным выделение основных и вспомогательных функций, при этом понимание праздника как целостного явления не будет разрушаться. Несомненно и то, что в
ния искусства и культуры, промышленные и транспортные предприятия, предприятия ресторанного, туристического и гостиничного сервиса, которые в празднике находят и реализуют свой экономический интерес.
Кроме того, Г. А. Веденеев отмечает, что экономическая функция праздника наиболее рельефно проявляется через праздничные обычаи выставлять на показ, раздавать и потреблять большое количество ценных продуктов. Это обстоятельство приводит к тому, что в преддверии праздников в сфере бизнеса и предпринимательства проводятся ярмарки, выставки, организуется массовая распродажа продуктов и товаров по сниженным ценам. «Все это, — отмечает Г. А. Веденеев, — свидетельствует о том, что с праздником связана определенная сторона рыночной и хозяйственно-производственной жизни общества, которая имеет под собой важные экономические основания» (2, с. 24).
Развитию экономической функции в XXI веке будет способствовать создание организаций, которые будут ее реализовывать «в виде веера праздничных ситуаций». К таким организациям Г. А. Веденеев относит интеллектуальные организации (орга-низации-знание), которые будут формироваться из числа мелких, но интенсивно взаимодействующих предприятий. Существенным следует считать вывод исследователя относительно развития праздничного бизнеса в различных его фазах. Следует согласиться с ним в том, что сегодня бизнес развивается только в предпраздничной и праздничной фазах. На очереди развитие бизнеса в постпраздничной фазе, которая является менее освоенной предпринимателями и бизнесменами, несмотря на то, что в ней заложены большие экономические потенции.
В заключение статьи приведем отдельные доводы относительно интеграционных процессов в празднике. Современные исследователи подчеркивают его интегрирующее значение. Это утверждение во многих случаях приводится однозначно, что вряд ли правомерно. Например, советский праздник всегда имел противоположную функцию - функцию отталкивания, не включения, отторжения от празднества недостойных, провинившихся. Это обстоятельство отслеживается и в современных празднествах. Безусловно, предназначение советского праздника в большей степени было обосновано функцией укрепления власти, придание ей легитимности. Праздник выступал как подтверждение лояльности граждан к власти в период идеологических изменений. Праздничные мероприятия представляли собой средство идеологизации общества, его советизации и политизации. В связи с этим роль и социальное предназначение праздника постепенно сводилась к культурному стандарту и последующей стандартизации и унификации как эпизодов и событийного ряда праздника и праздничного действа, так и стандартизации повседневности и быта.
Кроме того, выявляя социально-педагогическое предназначение праздника, следует всегда учитывать уровни периферийности праздничного пространства, в котором он проводится. Можно констатировать, что маштабируемость праздника разительно изменяется, варьируется от центра к периферии. При этом изменяются не только масштабы, но и содержательные интенции, которые на периферии теряют свою однозначность, а в ряде случаев становятся поводом для множества разночтений и многопланового понимания и интерпретации. Праздник столичного и регионального уровня существенно отличается от праздника в малом российском поселении, что не может не изменять его социальную роль, совокупность соответствующих ему функций, а следовательно, социальную предназначенность.
Примечания
1. Булычев И. И. Алгоритмические основы классификации философских школ и направлений: монография / И. И. Булычев. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. 2004. - 456 с.
2. Веденеев Г. А. Массовые российские праздники: состояние и тенденции развития: учеб. пособие / Г. А. Веденеев. - Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2008. - 134 с.
наше время и в будущем человек будет отражать мир не только с позиций материализма и диалектики, но также и с позиций идеализма и метафизики. Однако мы при познании действительности всегда должны учитывать: «всякое мышление — вольное или невольное преувеличение» (Х. Ортега-Гассет) (цит. по: 7, с. 227).
С преувеличением связано и построение модели праздника И. В. Гужовой. Во-первых, любая модель не может быть одновременно полифункциональной и монофункциональной, поскольку в этом случае возникает диалектическое противоречие. Во-вторых, в качестве второго аргумента приведем следующее утверждение: «Субъект никогда не сможет отобразить истину мира в ее подлинной целостности и аутентичности ввиду ограниченности собственных познавательных и практических возможностей и постоянного изменения самого объективного бытия (движущейся материи). Всякий же не полный охват сознанием внешнего мира является метафизикой. Одновременно абстрагирование общих черт мира от его конкретного строения содержит в себе возможность "отлета" мысли от действительности и приводит к ошибочным и неточным представлениям» (1, с. 17).
С ошибочными и неточными логическими представлениями связано определение понятия «праздник», которое приводит И. В. Гужова. Суть этих неточностей заключается в следующем. В ее представлении праздник рассматривается как «...форма выражения человеком (обществом) эстетического отношения к культуре.» (4, с. 93). К такому определению праздника возникает ряд вопросов. Возможно ли эстетическое отношение к культуре, в которой категории «красивое» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и пр. формируются, фиксируются, многократно транслируются? Наконец, разве возможно к культуре относиться не эстетически? Тогда как, в этом случае, будет определяться понятие «праздник»? Изменится ли оно или останется в прежнем авторском варианте?
Поиск ответов на поставленные вопросы и обнаруживает несуразности и неточности в анализируемом определении. Праздник, прежде всего, социально-культурное, социально-педагогическое явление, а эстетическое — это всего лишь одна из сторон этого многообразного, разнопланового феномена. Обнаруживается несуразность анализируемого определения, когда И. В. Гужова «отношения к культуре» рассматривает как «способ обретения гармонии с миром». Дело здесь в том, что способ (метод) больше связан с действием или воздействием, осуществлением каких-либо процедур, мер и соблюдением через них норм и принципов, влияющих на отношения людей.
В последнее десятилетие исследователи выделяют экономическую функцию праздника и социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в нем (2, с. 24; 5, с. 102).
В представлении Т. Г. Киселевой экономическая функция — это есть «участие в создании необходимых условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума» (5, с. 102). Исследователь считает, что данная функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Ее содержательный контекст связывается с решением проблем социально-культурного менеджмента и маркетинга, а эффективность ее реализации Т. Г. Киселева видит в способностях специалистов культуры к прогнозированию, выработке конструктивных решений, эффективном взаимодействии между людьми, в выработке навыков руководства малыми группами, стихийно складывающимися неформальными общностями. Как мы видим, Т. Г. Киселева реализацию экономической функции поручает, в первую очередь, субъектам социально-культурного процесса.
Г. А. Веденеев считает, что праздник предоставляет исключительные возможности для расширения рыночной торговли и связанной с ней рекламой. Он выделяет «обслуживающий сектор праздника», в котором заняты тысячи людей различных специальностей. Также в обслуживающий сектор исследователь включает учрежде-
3. Генкин Д. М. Массовые праздники: [учеб. пос. для студ. ин-тов культуры] / Д. М. Ген-кин. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.
4. Гужова И. В. Целостная модель праздника как феномена культуры / И. В. Гужова // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Томск. 2006. - Вып. 7 (58). -С. 92-95.
5. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ. 2004. - 539 с.
6. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - С. 80-81.
7. Психология масс: хрестоматия. - Самара, 1988.
Чан Тху Хыонг
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ВЬЕТНАМА КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ РЕЖИССЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА
Статья посвящена вьетнамскому народному празднику, поискам путей совершенствования организации и постановки народного праздника, что требует от режиссера глубоких знаний об истории и культуре своего народа, своей страны и сел (место, где обычно проводят вьетнамские праздники). Делается вывод, что в художественно-творческой деятельности режиссер отвечает за соединение всех художественных структур праздника с целью создания единого, творчески целостного художественного произведения. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, народный праздник, культурная традиция, художественно-творческая режиссерская деятельность, режиссерский замысел, единое и целостное процесс.
This article says, that Vietnamese folk festival may not be genuine if it is not established on the basis of their cultural traditions. On the way to improvement in the organization and staging of folk festival director must have extensive knowledge of the history and culture of his people, his country and villages (the place where you would normally spend Vietnamese festivals). In art and creative activities, the director is responsible for the connection of all structures for the purpose of creating a single, integrated creative artwork. Keywords: social-cultural activity, folk festival, cultural traditions, artistic and creative activities director, conception of director, unified and integrated process.
Режиссерское искусство — это сложная и увлекательная деятельность. Быть режиссером любого постановочного жанра нелегко. Эта профессия требует от художника не только умения наблюдать за жизнью, но и обладания максимальным количеством знаний во всех областях науки и искусства. Для режиссера вьетнамского народного праздника существует еще одно необходимое условие - наличие знаний, которые являются основой художественно-творческого процесса: глубокие знания истории и культуры своего народа, своей страны и сел (место, где обычно проводят вьетнамские праздники). Иными словами, никакой народный праздник не может создаваться вне культурных традиций.
Культурные традиции являются важной частью жизни общества. Они развиваются под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе нравственных и художественных норм, ценностей, идеалов любого народа. Естественно, культурные традиции тесно связаны с колоритом национальной культуры данного народа. Куль-