МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 616.12-008.3-073.96:3+8.172
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В. О. Ананьевская, О. В. Чудинова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Представлены результаты изучения функциональных резервов кардиореспираторной системы девушек-студентов в период адаптации к обучению в вузе. Выявлена тенденция к повышению адаптационных возможностей преимущественно сердечно-сосудистой системы студенток II курса в сравнении со студентками I курса. Функциональные резервы дыхательной системы девушек-студентов 1—11 курсов оставались на низком уровне. В конце второго года обучения резервные возможности кардиореспираторной системы испытуемых обеспечивают переходный этап к устойчивой фазе адаптации.
Ключевые слова: функциональные резервы, кардиореспираторная система, адаптация, студенты.
Введение. Здоровье человека можно определить как процесс непрерывного приспособления организма к условиям окружающей среды. Мерой здоровья являются адаптационные возможности организма [1], то есть запас функциональных резервов, расходуемый для поддержания равновесия между организмом и средой. Чем выше функциональные резервы организма, тем меньше адаптационные затраты [2].
В связи с кризисом здоровья учащейся молодёжи России [3] особую актуальность приобретает изучение закономерностей адаптации человека к учебной деятельности, результатом которой должно являться не только успешное окончание образовательного учреждения, но и сохранение здоровья индивида [4]. Традиционная российская школа не только не обеспечивает компенсацию типичного для современного школьника низкого уровня здоровья, но и усугубляет ситуацию, оказывая негативное влияние на состояние здоровья учащихся [3]. Сказанное обусловливает необходимость комплексного подхода к решению проблемы по сохранению здоровья учащихся на разных уровнях их обучения в образовательных учреждениях, в том числе в высших учебных заведениях [3].
Формирование здоровья обучающихся сопровождается увеличением социально-психологических возмущающих факторов, что приводит к возрастанию на каждом последующем временном этапе числа людей со срывом адаптации, иначе говоря, с резким снижением функциональных возможностей организма, нарушением гомеостаза, развитием специфических патологических изменений и уменьшению числа людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды [1; 3; 5]. Однако следует отметить, что приспособительные возможности человека зависят от его индивидуальных особенностей, следовательно, показатели устойчивости организма к разнообразным внешним воздействиям и его способности адекватно реагировать на эти воздействия также индивидуальны [3].
Переход от здоровья к болезни - это процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды [5]. Донозологические состояния развиваются в результате снижения функциональных резервов и роста напряжения регуляторных систем [1]. Одним из критериев снижения резервных возможностей организма является пониженная переносимость функциональных нагрузочных проб [2].
Измерение адаптационных возможностей чаще проводят через исследование системы кровообращения, так как сердечно-сосудистая система является индикатором адаптационных реакций всего организма [6]. Показатели функционирования дыхательной системы также применяются для оценки адаптационных возможностей организма [7].
Исследование адаптивных возможностей кардиореспираторной системы студенческой молодёжи актуально в связи с тем, что в первые годы обучения в вузе происходит окончательное формирование важнейших физиологических функций организма [8]. В то же время для первого и второго года обучения в вузе характерна нестабильная адаптация [9], обусловленная изменениями образовательной среды и микросоциальных условий.
Цель данной работы - исследование функциональных резервов кардиореспираторной системы девушек-студентов I и II курсов.
Материал и методы исследования. В одномоментном поперечном исследовании участвовали 30 девушек 18-21 года, обучающихся по специальности «Лечебное дело» d ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Исследуемые были поделены на две группы: первую группу составили студентки 18-19 лет (I курс), вторую - испытуемые 20-21 года (II курс). В каждую группу включены 15 человек. Исследования проводили во второй половине учебного года, а именно в марте. Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы и пробы на стрессо-устойчивость определяли с помощью пробы Мартине-Кушелевского, а дыхательной системы - с помощью пробы Генчи и Штанге. Результаты исследования статистически обрабатывались с помощью пакета прикладных программ Statistica 8.0.
Результаты исследования. У всех студенток II курса выявлен нормотонический тип реакции сердечнососудистой системы (далее - ССС) на физическую нагрузку, что было статистически незначимо больше в сравнении со студентками I курса. Атипический (гиперреактивный) тип реакции выявлен только у студенток I курса
(см. табл. 1). Восстановительный процесс сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки у большинства испытуемых являлся удовлетворительным и не имел отличий среди студенток I и II курсов.
Таблица 1
Реакция сердечно-сосудистой системы студенток I и II курсов на физическую нагрузку
Груп Тип реакции ССС на физическую нагрузку (количество студентов, %) Восстановительный процесс ССС при физической нагрузке (количество студентов, %) Уровень физических возможностей (количество студентов, %)
па нормотони-ческий атипический удовлетворительный неудовлетворительный высокий выше среднего средний ниже среднего низкий неудовлетворительный
1 93 7* 93 7** 0 0 20 20 53 72
2 100 0 93 7** 0 0 53 0 40 71
р 0,55 0,51 0,60 0,75 - - 0,17 0,15 0,45 0,76
Примечание: * - сравнение с нормотоническим типом реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку, р < 0,05; ** - сравнение с удовлетворительным восстановительным процессом сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке , р < 0,05; 1 - сравнение со средним уровнем физических возможностей, р < 0,05; 2 - сравнение с низким уровнем физических возможностей, р < 0,05.
По времени восстановления частоты сердечных сокращений (далее - ЧСС) после физической нагрузки студентки I и II курсов, в соответствии со шкалой физических возможностей, распределились по следующим уровням: средний (61-120 с), ниже среднего (121-150 с), низкий (151-180 с) и неудовлетворительный (> 180 с). Студенток, имеющих высокий (1-30 с) и выше среднего (от 31 до 60 с) уровни физических возможностей, не выявлено. На II курсе в сравнении с I курсом оказалось больше студенток, имеющих средний уровень физических возможностей, и меньше студенток, имеющих уровень физических возможностей ниже среднего, а также низкий и неудовлетворительный уровни. Полученные данные сопоставимы с аналогичными исследованиями [10] и свидетельствуют о повышении адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы обучающихся.
Величина показателя стрессоустойчивости у девушек обеих групп статистически значимо не отличалась и свидетельствовала о резистентности сердечно-сосудистой системы к психоэмоциональному стрессу (табл. 2). Полученные результаты, вероятно, можно объяснить хорошей устойчивостью сердечно-сосудистой системы девушек-студентов к психоэмоциональному стрессу.
Таблица 2
Реакция сердечно-сосудистой системы студенток I и II курсов на психоэмоциональный стресс
Группа Показатель стрессоустойчивости, у.е.
1 0,98 (0,90-1,08)*
2 1,07 (0,92-1,12)
р 0,27
Примечание: * - медиана (25 квартиль - 75 квартиль).
Наряду с этим выявлена разнонаправленность характера изменения ЧСС после психоэмоциального стресса, выражающаяся у большинства студенток в виде уменьшения или увеличения ЧСС. На II курсе статистически незначимо было больше студенток, у которых психоэмоциональный стресс вызывал урежение сердечных сокращений, что свидетельствовало об активизации парасимпатической системы. В то же время было зафиксировано, что у студенток I курса реакция на психоэмоциональный стресс преимущественно проявлялась в виде учащения сердечных сокращений вследствие усиления симпатических регуляторных механизмов (табл. 3).
Таблица 3
Варианты реакции сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс студенток
I и II курсов
Группа Увеличение ЧСС Понижение ЧСС Отсутствие изменения ЧСС
(количество студентов, %) (количество студентов, %) (количество студентов, %)
1 531 40 7
2 40 531 7
Р 0,45 0,45 0,76
Примечание: 1 - сравнение с отсутствием изменения ЧСС, р < 0,05.
Проба Генчи с задержкой дыхания после форсированного выдоха позволяет судить об устойчивости организма к гипоксии. Время задержки дыхания у студентов I и II курсов не отличалось (см. табл. 4). При этом на II курсе студенток, обладающих устойчивостью к недостатку кислорода в пробе Генчи в пределах и выше нормы, было меньше, чем на I курсе (табл. 5).
Проба Штанге также основана на определении толерантности к дефициту кислорода, но после немаксимального вдоха. Продолжительность задержки дыхания у студенток I и II курсов не отличалась (табл. 4). В то же время реакция дыхательной системы на гипоксию в пробе Штанге у студенток II курса чаще соответствовала норме в сравнении со студентками I курса (табл. 6).
Таблица 4
Реакция дыхательной системы студенток I и II курсов на гипоксию
Группа Проба Генчи, с Проба Штанге, с
1 22(19-29)* 31 (28-37)
2 21(19-25) 33 (28-39)
р 0,28 0,86
Примечание: * - медиана (25 квартиль - 75 квартиль).
Таблица 5
Индивидуальные варианты реакции дыхательной системы студенток I и II курсов на гипоксию
(функциональная проба Генчи)
Группа Выше нормы (количество студентов, %) Соответствует норме (количество студентов, %) Ниже нормы (количество студентов, %)
1 14 27 61
2 7 20 741
Р 0,52 0,53 0,48
Примечание: 1 - сравнение с результатом выше нормы, р < 0,05.
Таблица 6
Индивидуальные варианты реакции дыхательной системы студенток 1 и 2 курсов на гипоксию
(функциональная проба Штанге)
В границах нормы Ниже нормы
(количество студентов, %) (количество студентов, %)
1 14 861
2 21 791
Р 0,53 0,55
Примечание: 1 - сравнение с результатом, соответствующим норме, р < 0,05.
Полученные данные указывают на асинхронное включение сердечно-сосудистого и дыхательного компонентов кардиореспираторной системы в процесс адаптации испытуемых в период их обучения в вузе.
Статистически значимой зависимости показателей, отражающих функциональные резервы кардиореспираторной системы, от возраста в исследованных группах не выявлено (табл. 7). Отсутствие возрастных изменений в исследуемых группах, вероятно, связано с завершением созревания регуляторных механизмов в возрасте от 18 лет до 21 года [11]. В то же время отсутствие достоверных различий между уровнем функциональных резервов студенток исследуемых групп свидетельствует о незавершённости адаптивных процессов во второй половине второго года обучения в вузе [9]. Однако выявлена прямая зависимость уровня физических возможностей от типа реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку и характера восстановительного процесса сердечно-сосудистой системы (табл. 8). Зависимость между реакцй^ сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и реакцией сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс у студенток I и II курсов не установлена.
Таблица 7
Взаимосвязь функциональных показателей кардиореспираторной системы с возрастом обследованных
Показатели Возраст
г Р
Восстановительный процесс ССС при физической нагрузке, у. 1. 0,00* 1,00
Проба Мартине- Кушелевского Уровень физических возможностей, у. е. 0,34* 0,11
Учащение пульса после нагрузки, % 0,14** 0,46
Изменение систолического артериального давления после нагрузки, мм рт. ст. 0,03** 0,89
Изменение диастолического артериального давления после нагрузки, мм рт. ст. 0,24** 0,21
Время восстановления, с -0,25** 0,19
Показатель стрессоустойчивости, у. е. 0,20** 0,28
Проба Генчи, с -0,20** 0,28
Проба Штанге, с 0,03** 0,87
Примечание: * - коэффициент корреляции по критерию Гамма; ** - коэффициент корреляции по критерию Спирмена.
Таблица 8
Взаимосвязь показателей функциональных резервов кардиореспираторной системы
студенток I и II курсов
Параметры г Р
Тип реакции ССС на физическую нагрузку и уровень физических возможностей 1,00 0,01
Восстановительный процесс ССС при физической нагрузке и уровень физических возможностей 1,00 0,01
Показатель стрессоустойчивости и тип реакции ССС на физическую нагрузку -0,93 0,06
Показатель стрессоустойчивости и восстановительный процесс ССС при физической нагрузке -0,64 0,07
Заключение. Выявленная тенденция к повышению адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы у девушек-студентов II курса по сравнению со студентками I курса свидетельствует о постепенной перестройке организма на более выгодные механизмы функционирования. Возмущающий фактор в большей степени активизирует сердечно-сосудистую систему, что приводит к более быстрому включению её в процесс адаптации, тогда как адаптационные возможности дыхательной системы в обеих исследуемых группах не претерпевают значительных изменений, оставаясь на низком уровне. В целом же можно утверждать, что во второй половине второго года обучения в вузе резервные возможности кардиореспираторной системы испытуемых обеспечивают переходный этап к устойчивой фазе адаптации.
Библиографический список
1. Баранов, В. М. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения / В. М. Баранов, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева // Экология человека. - 2004. - № 6. - С. 25-29.
2. Агаджанян, Н. А. Этнос, здоровье и проблемы адаптации / Н. А. Агаджанян, Г. М. Коновалова, Р. Ш. Ожева // Новые технологии. -2010. - № 3. - С. 93-97.
3. Семенкова, Т. Н. Факторы «риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения / Т. Н. Семенкова, Н. Э. Касаткина, Э. М. Казин // Вестник КемГМУ. - 2011. - № 2. - С. 98-106.
4. Литвинова, Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, С. Б. Лурье // Вестник КемГМУ. - 2011. - № 1. - С. 141-147.
5. Семенкова, Т. Н. Здоровье обучающихся как социальная и адаптивная ценность / Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина // Вестник КемГМУ. - 2011. - № 1. - С. 83-92.
6. Рослякова, Е. М. Адаптационные возможности системы кровообращения студентов медицинского вуза / Е. М. Рослякова, Н. С. Байжанова, А. Г. Бисерова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-8. -С. 1425-1427.
7. Кушкова, Н. Е. Показатели функционирования кардиореспираторной системы студентов медицинского вуза / Н. Е. Кушкова, А. П. Спицин // Экология человека. - 2007. - № 10. - С. 33-36
8. Самарин, А. В. Проблема адаптации и здоровье студентов высших учебных заведений / А. В. Самарин // Наука и мир. - 2013. - № 4. -С. 274-275.
9. Севрюкова, Г. А. Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения: дис. ... канд. биол. наук / Г. А. Севрюкова. - Астрахань, 2005. - 214 с.
10. Кондратьева, М. Н. Сравнительная характеристика физического состояния студентов младших курсов, обучающихся в медицинском ВУЗе: дис. ... канд. биол. наук / М. Н. Кондратьева. - Петрозаводск, 2011. - 155 с.
11. Физиология подростка / под ред. Д. А. Фарбер. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
© Ананьевская В. О., Чудинова О. В., 2016 УДК 616-002.2:618.177
РОЛЬ ИНФЕКЦИОННО-ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГЕНЕЗЕ ХРОНИЧЕСКОГО ЭНДОМЕТРИТА У ПАЦИЕНТОК С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ БЕСПЛОДИЯ
В. С. Гладкая, Е. С. Агеева, М. Б. Манонина
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Проведено изучение особенностей продукции провоспалительных цитокинов у 70 женщин с хроническим эндометритом и бесплодием. Представлены данные анкетирования, лапароскопии, гистероскопии с биопсией эндометрия, а также результаты исследования уровня цитокинов 1Ь-6, К,-8, TNF-a в сыворотке крови и обследования на наличие инфекций, передаваемых половым путём (трихомонада, хлами-дия, микоплазма, уреплазма) методом иммуноферментного анализа. В биоптатах эндометрия у 62,8 % пациенток с наличием хронического эндометрита методом полимеразной цепной реакции выявлены: хламидия (41,9 %), уреплазма (11,3 %), микоплазма (8,1 %), трихомони-аз (1,6 %). Анализ уровня цитокинов (К,-6, К,-8 и TNF-a) у пациенток с отрицательным результатом на хламидиоз не превысил свои пороговые значения. Уровень цитокина К,-8 у пациенток с хроническим трихомониазом значительно превышал значение у не имеющих этой инфекции пациенток (р = 0,0185). Выявленные изменения эндометрия у пациенток с бесплодием необходимо учитывать при проведении программы обследования и подготовке к экстракорпоральному оплодотворению.
Ключевые слова: хронический эндометрит, цитокины, инфекции, подготовка к экстракорпоральному оплодотворению.
В современном обществе одним из главных условий, от которого зависит демографическая судьба любой, в том числе, нашей, страны, является повышение уровня рождаемости. Высокая распространённость бесплодного брака существенно влияет на демографические показатели [1]. Согласно заключению экспертов ВОЗ при частоте бесплодия 15 % и выше его влияние на демографические показатели значительно превышает суммарное влияние невынашивания и перинатальных потерь [2]. В России доля бесплодных браков достигает 17,5 % и не имеет тенденции к снижению; в некоторых регионах Сибирского федерального округа, где проводились эпидемиологические исследования с целью уточнения истинной распространённости и структуры бесплодного брака, этот показатель колеблется от 16,2 до 24,9 % [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
В Республике Хакасия подобные исследования не проводились, однако, по данным Республиканского бюро медицинской статистики, распространённость женского бесплодия в регионе в 2002 году составляла 405,4 на 100 тыс. женского населения. В 2014 году этот показатель, по сведениям Службы охраны здоровья матери и ребёнка Минздрава Республики Хакасия, увеличился в 1,8 раза до 719,9 на 100 тыс. женского населения. Приведённые выше данные ВОЗ свидетельствуют, что распространённость бесплодия в Сибирском федеральном округе существенно превышает критический уровень (15 %), установленный названной международной организацией. Приведённые данные отражают низкое качество ресурсов воспроизводства и оказывают негативное влияние на формирование демографической ситуации в России в целом.