ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 81.27 В. А. Горина
кандидат педагогических наук, профессор кафедры
2-го иностранного языка педагогических факультетов МГЛУ;
e-maiL : [email protected]
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (педагогический контроль и самоконтроль)
Статья посвящена проблемам реализации контроля в процессе обучения иностранному языку. Исходя из положения о двустороннем характере контроля, автор различает педагогический контроль, реализуемый преподавателем, и самоконтроль, осуществляемый учащимся. В статье анализируются характерные проявления каждого из этих типов контроля и подчеркивается их общая функция -сличение с эталоном для последующей коррекции / самокоррекции ошибочных речевых действий.
Ключевые слова: педагогический контроль и самоконтроль; объекты, формы, виды, функции контроля; произвольная и непроизвольная формы самоконтроля; сличение с эталоном; реализация механизма обратной связи; тестирование.
V. A. Gorina
Ph.D. (Pedagogy), Professor, Department of Second Foreign Language, MSLU; e-maiL: [email protected]
FUNCTIONAL ASPECT OF ASSESSMENT IN A FOREIGN LANGUAGE CLASSROOM
The articLe considers the probLem of assessment in a foreign Language course. Viewing assessment as a biLateraL phenomenon, the author distinguishes between cLassroom (pedagogicaL) assessment, carried out by the teacher, and student's seLf-assessment. The articLe anaLyzes the distinctive features of both types and highLights their common function, which is using a certain paragon for further correction and seLf-correction of mistakes made in the tasks performed.
Key words: pedagogicaL assessment and seLf-assessment; objects, forms, types and functions of controL; voLuntary and invoLuntary forms of seLf-assessment; comparison with the standard; impLementation of a feedback mechanism; testing.
При рассмотрении вопросов, связанных с контролем в образовательном процессе, следует исходить из того, что любая учебная деятельность должна подвергаться обязательному контролю. Контроль в любом своем проявлении рассматривается как способ установления уровня соответствия результатов той или иной деятельности поставленным целям.
В контексте обучения иностранному языку контроль предполагает установление того уровня сформированности речевых умений и межкультурной компетенции в целом, который достигнут учащимися за определенный период обучения [1].
Объектом контроля в процессе обучения иностранному языку, как правило, является степень сформированности различных видов компетенций, прежде всего, таких как:
а) коммуникативная компетенция (умения пользоваться приобретенными знаниями и языковыми навыками в различных ситуациях речевого общения; в рамках коммуникативной компетенции в зависимости от объекта проверки выделяют контроль сформированности умений в области аудирования, говорения, чтения, письма);
б) лингвистическая компетенция (знания и сформированные на их основе навыки в различных сферах иностранного языка, таких как фонетика, грамматика, лексика, орфография и т. д.);
в) межкультурная и социокультурная компетенции (знание культуры страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей в различных ситуациях общения).
В учебном процессе реализация контроля носит двусторонний характер, в зависимости от того, кто именно осуществляет контроль: с одной стороны, это педагогический контроль, осуществляемый преподавателем, с другой - это самоконтроль, реализуемый самим учащимся над собственной учебной деятельностью. Оба типа контроля в своей совокупности являются неотъемлемыми компонентами процесса обучения.
Рассмотрим основные характеристики каждого из этих типов контроля и особенности их функционирования в учебном процессе.
Среди параметров, характеризующих педагогический контроль, наиболее важными являются функции, виды, формы.
1. Функции педагогического контроля
Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определенные функции. В отечественной методической литературе выделяются следующие функции контроля:
- собственно контролирующая (проверочная);
- оценочная (степень соответствия результата поставленной цели);
- обучающая (любое контролирующее задание упражняет учащихся в выполнении определенных учебных действий, тем самым способствуя более прочному овладению этими действиями);
- управляющая;
- корректирующая;
- диагностическая;
- стимулирующая и мотивирующая.
В совокупности все эти функции обеспечивают управление учебной деятельностью учащихся. Процесс управления включает такую фазу, как получение по каналам обратной связи информации о качестве протекания процесса учения. Педагогический контроль есть восприятие плюс сопоставление воспринятого с эталоном. Контроль обеспечивает обратную связь между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. На основе анализа полученной информации преподаватель оценивает результаты усвоения учебного материала, его положительные и отрицательные моменты и принимает решение о своих дальнейших обучающих шагах. Контроль позволяет не только исправлять ошибочные действия учащегося, но и вносить изменения в структуру и содержание учебного процесса, корректировать образовательную программу, учебные планы. Всё это дает основание говорить о педагогическом контроле как важнейшем средстве управления процессом обучения.
2. Виды педагогического контроля
В условиях преподавания иностранного языка как учебного предмета используются различные виды педагогического контроля, реализуемые преподавателем как в аудитории, так и вне нее.
В повседневной педагогической практике чаще всего используются такие виды аудиторного контроля, как устный и письменный опрос.
а. Устный опрос проводится, как правило, в аудитории в форме диалога или монолога, собеседования, презентации самостоятельно подготовленных заданий и т. д. Важно иметь в виду, что во время устных опросов в аудитории происходит непосредственный контакт обучаемого и обучающего, сопровождающийся незамедлительной коррекцией ошибочных речевых построений. В данном случае речь идет о реализации принципа обратной связи между учащимся и преподавателем как неотъемлемой характеристике контроля в его обучающей и корректирующей функции.
б. Особая роль в качестве контролирующих мероприятий отводится письменным видам контроля. Помимо регулярной проверки письменных работ, выполняемых преподавателем во внеаудиторных условиях, письменный контроль может осуществляться непосредственно в аудитории. Целью такого вида контроля является, прежде всего, проверка уровня сформированности как языковых навыков, так и речевых умений в сфере письменной речи. К заданиям, направленным на такую проверку, относятся как межъязыковая трансформация (двуязычный перевод предложений или ситуаций на изученный лексико-грамматический материал), так и творческие задания - сочинения по предложенной тематике, различного рода эссе с аргументированным выражением собственного мнения и т. д.
Письменные виды контроля могут быть направлены на проверку умений, приобретенных в других видах речевой деятельности, например проверку понимания при чтении или аудировании. На это ориентированы такие письменные задания, как выполнение тестов, ответы на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста, его краткое или развернутое резюме, реферирование и комментирование прочитанного или прослушанного материала и т. д.
3. Формы педагогического контроля
В учебном процессе устные и письменные виды контроля могут осуществляться в различных формах. С этой точки зрения контроль может быть представлен в форме индивидуального, фронтального, группового, парного опроса. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки. Так, для проверки уровня владения иноязычной диалогической речью используется, как правило, парная форма контроля: преподаватель задает вопрос или подает реплику, а учащийся на
нее реагирует. Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого проверяется степень понимания речи собеседника, устанавливаются темп и точность реакции, фиксируется соблюдение норм общения, принятых в иноязычном социуме, контролируется языковая правильность речи. Диалог, организованный в виде тандема «преподаватель - студент» или «студент - студент», осуществляется под руководством преподавателя.
В качестве разновидности диалогической речи может рассматриваться и полилог как групповая форма речевой коммуникации, основанная на взаимосвязанных репликах нескольких участников, которая нередко имеет место, например, в условиях совместного обсуждения заданной темы членами всей учебной группы. Контролирующей инстанцией при этом остается преподаватель.
Для установления уровня владения монологической речью, как правило, применяется индивидуальная форма контроля: учащийся под контролем преподавателя самостоятельно формулирует свои мысли по заданной теме или же выполняет определенные задания на материале предложенного устного или письменного иноязычного текста.
4. Кроме того, виды контроля различают также и с точки зрения времени его проведения в учебном процессе:
• входной (или диагностический) контроль при начале изучения дисциплины дает возможность не только установить начальный уровень знаний и умений, но и сопоставить его с результатами обучения на завершающей стадии и выявить реальный прогресс каждого студента в усвоении программы или же отсутствие такого прогресса;
• рубежный контроль предполагает регулярное отслеживание уровня усвоения программы посредством использования контрольно-измерительных материалов по завершению цикла занятий, объединенных определенной тематикой;
• промежуточный контроль, или промежуточная аттестация, осуществляется по окончании изучения раздела или модуля курса (зачеты и экзамены, проводимые в конце семестра);
• итоговый, или заключительный, контроль организуется на завершающем этапе обучения - государственная аттестация (экзамен).
При этом каждый из указанных видов контроля проводится как в устной, так и письменной форме.
Как мы пытались это показать, педагогический контроль, реализуемый преподавателем, представляет собой важное звено процесса управления учебной деятельностью учащихся и является его неотъемлемой составной частью. Вместе с тем, не менее важную роль в организации обучения иностранному языку играет и такой вид проверки усвоения знаний, сформированности языковых навыков и речевых умений, как самоконтроль, который осуществляется самим обучаемым в течение всего процесса изучения дисциплины. Формирование способности учащегося к самоконтролю, самоуправлению и саморазвитию является необходимым условием и результатом учебно-воспитательного процесса [2; 4].
В самом обобщенном виде самоконтроль определяется как универсальная интеллектуальная способность, которая проявляется в регулировании индивидом собственной деятельности для обеспечения соответствия ее результатов поставленным целям [3]. Задача самоконтроля заключается как в предупреждении ошибок, так и в самостоятельном исправлении неточных действий, т. е. самокоррекции.
С психолингвистической точки зрения самоконтроль при усвоении языка (как родного, так и иностранного) представляет собой внутренний механизм речемыслительной деятельности, который регулирует овладение внешней речевой деятельностью.
Цель данного механизма состоит в соотнесении (т. е. в сличении) с эталоном и соответствующей коррекции при несовпадении с ним. При обучении иностранному языку этот механизм запускается и актуализируется как при овладении языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией), так и при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом). При этом эталоном может служить: языковое правило, языковая модель (фонетическая, интонационная, грамматическая, модель лексической сочетаемости и т. д.), речевая модель, коммуникативная модель, поведенческая модель и т. д.
С позиций психолингвистики механизм самоконтроля представляет собой сложную многоканальную систему. В процессе обучения иностранным языкам задействуется целый ряд каналов - зрительный, акустический, моторный, канал соотнесения с языковым
(грамматическим, орфографическим и т. д.) правилом, речепорож-дающий канал и др.
Самоконтроль в своем развитии имеет две формы реализации -произвольную и непроизвольную.
Произвольная форма самоконтроля связана с осознанной направленностью внимания и является определяющей тогда, когда происходит первоначальное овладение правилами выполнения действий, либо когда сообразность действий с учебным материалом нарушается.
Непроизвольная форма представляет собой подсознательную деятельность и характеризуется тем, что в момент актуализации механизма самоконтроля сознательный компонент деятельности уходит на фоновый уровень, готовый, однако, в случае нарушения корректности речи вступить в активную зону мыслительной деятельности учащегося. Известно, что в процессе обучения нередко имеют место колебания, сомнения, и тогда происходит переключение на уровень сознательного, т. е. произвольного самоконтроля.
При обучении иностранному языку формирование механизма самоконтроля начинается с опоры на произвольное внимание, ведущее к произвольному самоконтролю. Произвольный самоконтроль готовит учащихся к автоматизированным речевым действиям и формирует механизм непроизвольного контроля. Переход на уровень непроизвольного самоконтроля будет совершаться по мере свертывания внутренних умственных действий учащихся в учебной деятельности.
Непроизвольный самоконтроль актуализирует речевые действия учащихся, когда речевые умения, составляющие коммуникативную компетенцию, уже в определенной степени сформированы. Перед овладением каждым последующим речевым действием снова актуализируется произвольный самоконтроль. Соотношение произвольного и непроизвольного самоконтроля регулируется сложностью учебного материала, трудностями, которые он вызывает у обучаемых, степенью адекватности приемов обучения. Низкий уровень владения иностранным языком в значительной степени обусловлен недостаточной сфор-мированностью механизма самоконтроля.
Принято выделять три основных уровня сформированности механизма самоконтроля:
1) полная сформированность (учащиеся автоматизировано и корректно осуществляют учебные действия и осознают это);
2) частичная сформированность (учащиеся совершают некоторые ошибочные учебные действия, осознают это и самостоятельно осуществляют необходимую коррекцию);
3) отсутствие сформированности (учащиеся совершают ошибочные действия и не осознают этого).
Любая деятельность индивида, в том числе учебная, реализуется в условиях самоконтроля в результате соотнесения с эталоном. Учебная деятельность может протекать как при непосредственном участии преподавателя (например, работа в аудитории), так и вне такого участия (самостоятельная работа).
В рамках учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя (аудиторное занятие, экзамен), присутствуют оба вида контроля - педагогический контроль и самоконтроль. В этих условиях они представляют собой взаимосвязанные процессы, которые реализуются параллельно: учащийся контролирует свои речевые действия сам (самоконтроль) и одновременно контролируется преподавателем (педагогический контроль).
Что касается условий, в которых учащийся осуществляет учебную деятельность самостоятельно (внеаудиторная работа, самостоятельная подготовка), то в отсутствие педагога эта деятельность контролируется только самим учащимся при помощи механизма самоконтроля. Однако этот механизм, не являясь полностью сформированным, не может являться инструментом, обеспечивающим достаточную надежность контроля.
В связи с этим важно осознавать, что становление механизма самоконтроля требует целенаправленного руководства и управления со стороны преподавателя. Цель преподавателя состоит в создании условий для развития у учащихся способности пройти путь от осознанно совершаемых действий (произвольный самоконтроль) до действий автоматизированных, которые позволяют переключить внимание учащихся с чисто языковых операций на содержательную, смысловую сторону высказывания (непроизвольный самоконтроль).
Формирование механизма самоконтроля может актуализироваться как под непосредственным руководством преподавателя, так и в его отсутствие, т. е. в рамках самостоятельной работы учащегося.
Самостоятельной работе в современных условиях придается большое значение, она занимает существенную часть учебного (внеаудиторного) времени. Поэтому, с точки зрения становления и развития
механизма самоконтроля, важно организовать этот вид учебной деятельности таким образом, чтобы учащиеся имели возможность выполнять различные задания и надежно контролировать их правильность самостоятельно, без участия преподавателя.
Какие это могут быть задания? Речь идет, прежде всего, о таких категориях заданий, которые могут сопровождаться в той или иной форме эталоном, т. е. правильным ответом. Как правило, такие задания строятся по схеме: формулирование учебного задания - выполнение задания учащимся - презентация эталона - самокоррекция учащимся выполненного действия. Или: формулирование учебного задания -презентация эталона (модели) - ответ учащегося и соотнесение его с эталоном - самокоррекция. Упражнения с использованием эталона широко применяются в учебной практике при овладении иностранным языком и могут реализовываться как в устной, так и письменной форме. Например, при обучении иноязычной интонации выполнение задания проходит несколько этапов:
1) инструкция: «Прослушайте предложения, обратите внимание на вопросительную интонацию и воспроизведите ее»;
2) выполнение задания учащимся;
3) презентация правильного ответа диктором / преподавателем (эталон);
4) самокоррекция выполненного задания учащимся (во время паузы).
Таким образом, в условиях самостоятельной работы важнейшим условием использования самоконтроля является возможность соотнесения своих действий с эталоном, т. е. реализация принципа обратной связи. В качестве эталона в рамках учебной деятельности может выступать модель (образец) или так называемые ключи. Наличие ключей актуализирует механизм самоконтроля, направленный на сличение с эталоном в условиях самостоятельного выполнения заданий. Именно этот инструмент обеспечивает студенту возможность осуществления проверки собственной деятельности в условиях обратной связи.
С методической точки зрения задача состоит в том, чтобы организовать такие условия для самоконтроля учебной деятельности студентов, при которых они могли бы самостоятельно контролировать собственный уровень овладения изучаемым языковым, социокультурным и профессионально ориентированным учебным материалом без непосредственного участия преподавателя.
Для реализации этой задачи в отечественной и зарубежной методике широко используется тестовый контроль знаний и умений студентов. Тесты как средство самоконтроля могут применяться как в ходе самого учебного процесса или при подготовке к контролирующим мероприятиям, так и по завершении обучения или его отдельного модуля (зачеты и экзамены). В последнем случае тесты являются формой педагогического контроля, и ключи, содержащиеся в них, предназначены не для студентов, а для преподавателей, осуществляющих проверку. Тесты же, предназначенные для самостоятельного использования студентами в рамках самоконтроля, как правило, сопровождаются ключами. Таким образом, тестирование может являться инструментом как педагогического контроля, так и самоконтроля учащихся.
По своему содержанию, структуре и направленности тесты очень разнообразны. Наиболее активно применяются такие виды тестовых заданий, как перекрестный выбор («соотнесите элементы группы А с элементами группы В»); альтернативный выбор («верно - неверно»), множественный выбор («выберете один или несколько правильных ответов из числа предложенных»); упорядочение («расположите в правильном порядке конструкции, предложения, отрывки») и др.
У тестирования как контролирующего средства существует целый ряд положительных характеристик. Речь идет прежде всего о таких его качествах, как объективность и формализованность, которые позволяют достаточно быстро и объективно оценивать достижения студентов и при этом существенно экономить время преподавателя в процессе проверки. Стандартизированная форма заданий обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов.
Следует особо подчеркнуть тот факт, что в обучении иностранному языку тестовые виды контроля наиболее успешно используются при проверке уровня владения, прежде всего, знаниями, языковыми навыками, а также речевыми умениями рецептивного характера (например, проверка понимания при чтении или аудировании). Вместе с тем, тестирование как универсальный способ контроля нередко воспринимается педагогическим сообществом достаточно критически. Адекватность тестов, даже в отношении рецептивных видов речевой деятельности, нельзя считать полностью доказанной, что признают и сами их сторонники. Так, например, имеются определенные
сомнения относительно достоверности получаемых результатов о степени понимания текста в связи с тем, что неясно, когда именно происходит понимание текста - в процессе слушания / чтения или же в тот момент, когда учащийся работает с заданием теста и сравнивает предлагаемые ему решения вопроса, т. е. выбирает одно из уже готовых решений.
Применение тестов для контроля сформированности продуктивных речевых умений (говорение и письмо) вызывает обоснованную критику в связи с тем, что такой способ проверки не может обеспечить однозначности ответов испытуемых. Формы контроля любого вида деятельности должны соответствовать тому виду деятельности, который подвергается проверке, а оценка должна осуществляться по результатам адекватного выполнения самой этой деятельности. С этой точки зрения речевая деятельность сравнима с такими видами деятельности, как плавание, игра на фортепиано, вождение автомобиля, в которых оценка практических умений с помощью тестирования не может быть признана адекватной.
При оценивании уровня владения иноязычной коммуникативной деятельностью основным критерием должно быть успешное решение коммуникативной задачи, а это предполагает одновременное владение совокупностью целого ряда компетенций - коммуникативной, лингвистической, социокультурной и т. д. Между тем тесты проверяют лишь отдельные категории знаний, навыков и умений. Ключи к тестовым заданиям, нацеленным на проверку компетенций продуктивного характера, разработке, как правило, не поддаются.
Вместе с тем, для проверки уровня владения отдельными видами учебной деятельности (такими как степень усвоения грамматических правил и их практического использования в иноязычной практике, корректное употребление лексических единиц в определенных ситуациях общения, адекватное понимание содержания устного или письменного текста и т. д.) использование тестовых заданий представляется обоснованным и достаточно эффективным.
Следует добавить, что в современных условиях в рамках организации самостоятельной работы и самоконтроля важную роль играет тестирование с использованием электронных обучающих и контролирующих программ. Эти программы позволяют студенту с помощью компьютерных технологий самостоятельно изучать дисциплину или
ее раздел, самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать приобретенные знания и умения без непосредственного участия преподавателя.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1) контроль в учебном процессе является деятельностью, направленной на установление уровня соответствия результатов обучения поставленным целям;
2) с точки зрения того, кто именно является субъектом, реализующим контроль, различают педагогический контроль и самоконтроль;
3) педагогический контроль и самоконтроль являются необходимыми и неотъемлемыми компонентами процесса обучения;
4) педагогический контроль и самоконтроль имеют общую функцию, которая состоит в соотнесении результата деятельности с эталоном в целях диагностирования и коррекции выполняемых действий;
5) в условиях обучения иностранному языку эталоном могут являться языковые правила, модели (фонетическая, интонационная, грамматическая, модель лексической сочетаемости, речевая, коммуникативная, поведенческая модель и т. д.);
6) формирование механизма самоконтроля (от произвольного к непроизвольному) в ходе учебной деятельности может осуществляться как при непосредственном участии преподавателя, так и в условиях самостоятельной работы самого учащегося;
7) реализация самоконтроля в процессе самостоятельной работы обеспечивается наличием обратной связи, представленной в форме эталона (ключей);
8) в условиях самостоятельной работы студента подготовка, организация и управление процессом самоконтроля является, как правило, результатом деятельности преподавателя;
9) наиболее эффективным способом, обеспечивающим актуализацию самоконтроля в условиях самостоятельной работы учащегося, представляются различные виды тестовых заданий, в том числе с использованием электронных обучающих и контролирующих программ.
Таким образом, педагогический контроль и самоконтроль учащихся могут рассматриваться как два аспекта единого контролирующего процесса, реализуемого его участниками в рамках совместной учебной деятельности. В условиях обучения иностранному языку они не
противопоставляются, а взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, способствуя тем самым более эффективному формированию межкультурной коммуникативной компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Линг-водидактика и методика. - М. : Академия, 2004. - 334 с.
2. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.
3. Николаенко О. Н. Стратегия самоконтроля личности : дис. ... канд. пси-хол. наук. - СПб., 2006. - 200 с.
4. Яроцкая Л. В. Методологические основы исследования вопросов управления учебной деятельностью студентов // Актуальные вопросы повышения качества специального лингвистического образования. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - С. 126-137. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та, вып. 26 (659). Сер. Педагогические науки).