КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
А.Д. Сойникова
Кафедра обучения русскому языку студентов и специалистов нефилологического профиля Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина ул. Академика Волгина, 6, Москва, Россия, 117485
Статья посвящена рассмотрению одной из форм контроля при обучении РКИ на предвузов-ском этапе — лингводидактическому тестированию. Представлено учебное пособие по комплексному тестовому контролю, реализующее принцип коммуникативно-направленного обучения и предназначенное для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов.
Ключевые слова: коммуникативная технология, тестовый контроль, самостоятельная работа, предвузовский этап.
Организация учебно-методического процесса на предвузовском этапе обучения в условиях единого европейского образовательного пространства ставит перед преподавателями русского как иностранного языка (РКИ) новые задачи по отбору и формированию действующих учебных технологий.
Одним из базовых понятий современной методики обучения иностранным языкам и РКИ в частности является коммуникативная (или коммуникативно-речевая) компетенция, которая понимается как способность человека осуществлять интенции в речевом общении.
Практическая реализация принципа коммуникативности на занятиях по языку составляет основу коммуникативной технологии, которой присущ ряд параметров. В Словаре методических терминов упоминаются, в частности, мотивированность, целенаправленность, речемыслительная активность, заинтересованность учащегося, индивидуальность восприятия, ситуативность, образовательная ценность учебного материала, проблемность, контактность, интерактивность, функциональность, новизна, эвристичность [1].
Как считает Е.И. Пассов, «только соблюдение всех... параметров на оптимальном уровне каждого из них дает право назвать образовательный процесс коммуникативным» [2].
Необходимым компонентом коммуникативной технологии обучения РКИ студентов-нефилологов этапа предвузовской подготовки является контроль, который позволяет оценить, насколько учащиеся продвинулись в выполнении программы, как овладели рабочим языком для получения специальности.
Контроль — понятие многофункциональное, в нем тесно переплетаются методический, педагогический, воспитательный, психологический и многие другие аспекты. Он предполагает обратную связь в управлении учебной деятельностью. Несомненно, что преподаватель РКИ должен владеть определенным комплексом средств управления: прямой, открытый контроль, коррекция, наблюдение, анализ, учет, оценка и отметка.
Рамки статьи ограничивают подробное рассмотрение вопросов, связанных с характеристикой функций, видов, форм контроля. Отметим, что на предвузов-ском этапе обучения русскому языку как в повседневной, социально-культурной, так и в учебно-профессиональной сферах общения считаем важнейшей управляющую функцию, которая включает контролирующую (регистрации, сличения, диагностирования), корректировочную, оценочно-стимулирующую (мотиваци-онную).
Формы контроля зависят от объектов, которые обусловлены целями обучения. Одной из самых распространенных за последнее десятилетие форм контроля является тестирование. Оно вовсе не заменяет, а дополняет традиционную систему проверки знаний, умений и навыков.
Тестирование способствует реализации личностного подхода к обучению, что позволяет, в свою очередь, активизировать каждого обучаемого. При применении тестовых упражнений учащийся является активным субъектом деятельности. Он не может оставаться безучастным к деятельности и ее цели. Психологи отмечают, что человек испытывает внутреннее напряжение, которое и является побудителем действия. При активизации учебной деятельности с помощью тестовых заданий у студентов появляется заинтересованность в быстром и качественном их выполнении, возникает дополнительная мотивация.
Следует подчеркнуть, что задания в тестовой форме как вид контроля, бесспорно, более технологичны по сравнению с традиционными формами проверки и имеют ряд логических, технологических и семантических преимуществ.
Логическое преимущество тестового задания состоит в том, что оно имеет форму истинного и ложного высказывания, а существенный недостаток традиционных вопросов — в том, что в них ничего не утверждается и ничего не отрицается, поэтому они не могут считаться ни истинными, ни ложными.
Технологические преимущества тестовых заданий заключаются в полном соответствии требованиям автоматизации обучения и контроля.
Семантическое преимущество выражается в том, что в тестовых утверждениях словесный состав минимален и не содержит ни одного лишнего слова. Соответственно, формулировка заданий в тестовой форме положительно сказывается на восприятии и понимании смысла заданий.
Тестовый контроль обеспечивает прежде всего объективность результатов измерения знаний, навыков и умений учащихся, большую степень надежности, относительную объективность оценивания, экономию аудиторного времени, включение достаточно большого по содержанию учебного материала, экономичность самой проверки контрольных тестов с помощью специальных трафаретов или ключей.
В свете вышеизложенного весьма актуальным является учебно-методическое пособие «Тестовый комплексный контроль для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов (практический курс русского языка, элементарный уровень. Ч. 1. Изд. 2-е)», подготовленное на кафедре обучения русскому языку студентов и специалистов нефилологического профиля Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина (Пособие) [3].
Следует сказать, что речь идет о лингводидактическом тестировании и за основу берется определение В.А. Коккоты: «Под лингводидактическим тестом понимается подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедший предварительное опробование с целью определения его показателей качества и позволяющего выявить у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и/или речевой (коммуникативной) компетенции, и результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям» [4].
Пособие адресовано преподавателям РКИ и иностранным студентам, приступившим к изучению русского языка повседневного общения и желающим овладеть русским языком в объеме элементарного уровня и получить соответствующий сертификат.
Содержание данной работы тематически, логически соотносится с учебником русского языка «Прогресс» элементарного уровня, рассчитанного на 120 аудиторных часов [5].
Вместе с тем Пособие можно использовать автономно от учебника «Прогресс», так как оно опирается на уровневое описание русского языка на коммуникативно-ориентированной основе и построено с учетом регламентирующих документов предвузовского этапа обучения — Образовательной программы по РКИ (М.: Изд-во РУДН, 2001) и Государственной образовательной системы стандартов по РКИ (М.; Спб., 1998).
Настоящее Пособие состоит из 15 тестов (начиная с 7-го тесты имеют комплексный характер). В свою очередь, каждый комплексный тест функционально подразделяется на пять специализированных субтестов по аспектам языка (лексика, грамматика) и речи (аудирование, говорение, чтение, письмо), цель которых — проверка сформированности языковых навыков и коммуникативных умений в повседневной и социально-культурной сферах общения.
Материалы пособия носят обучающе-контролирующий характер, могут быть использованы в процессе проведения под руководством преподавателя разных видов контроля: сопровождающего, пооперационного, текущего, поэтапного, а также для самостоятельной работы учащихся, выработки навыков самоконтроля и самооценки.
Формирование у иностранных студентов умения самостоятельной работы в учебном курсе, начиная с предвузовского этапа обучения, заслуживает пристального внимания. В трудах отечественных психологов самостоятельность определяется как комплексное свойство психики, проявляющееся в способности действовать сознательно, инициативно, рационально, творчески, автономно.
Преподаватель не только на аудиторном занятии целенаправленно, непосредственно осуществляет прямой контроль, но и во внеаудиторной работе ведет опосредованное управление через программы, домашние работы, учебные материалы, закладывающие основы для выработки самоконтроля, самокоррекции, самооценки, формирует дополнительные стимулы к учению. Значительную роль в этом процессе играют схемы, таблицы, модели, образцы выполнения заданий, а также ключи.
Работа с ключами является весьма эффективной, так как сопоставление полученного результата речевого действия с содержанием ключа позволяет учащимся оперативно определить зону ошибки и побуждает к ее устранению. По некоторым экспериментальным данным, до 90% ошибок может быть снято за счет навыков самоконтроля и самокоррекции.
Как указывалось выше, в Пособии каждый субтест снабжен ключами и параметрами оценивания в зависимости от объектов контроля (оценочная шкала и рейтерские таблицы). При создании системы оценивания коллектив авторов ориентировался на типовые тесты, требования стандарта и другие нормативные документы, устанавливающие уровень обученности на момент контроля.
Необходимо добавить, что данная работа служит также средством адаптации иностранных студентов предвузовского этапа к условиям обучения в российских вузах, в которых широко применяется тестовый способ контроля знаний как по русскому языку, так и по спецдисциплинам.
Пособие прошло апробацию, охватившую 156 студентов, было успешно внедрено в учебный процесс и в настоящее время используется для иностранных учащихся не только на предвузовском этапе, но и в системе обучения языку общего владения на элементарном уровне всех студентов нефилологического профиля, прибывших на краткосрочные формы обучения.
Таким образом, тестовые материалы, являясь экономной, целенаправленной и объективной формой контроля, безусловно, способствуют формированию коммуникативной компетенции иностранных учащихся предвузовского этапа обучения, навыкам самооценки и самоконтроля. Их применение на практике дает возможность преподавателю осуществлять систематический индивидуализированный контроль за усвоением базового языкового материала, что повышает эффективность обучения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) — СПб.: Златоуст, 1999. [Azimov E.G., Shukin A.N. Slovar metodicheskih ter-minov (teoriya i praktika prepodavaniya yazikov). — Spb.: Zlatoust,1999.]
[2] Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование как развитие индивидуальности в диалоге культур // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. — М., 1999. [Passov E.I. Kommunikativnoe inoyazichnoe obrazovanie kak razvitie individualnosti v dialogekultue // Materiali IX Kongressa MAPRYAL. Dokladi i so-obsheniya rossiyskih uchenih. — M., 1999.]
[3] Сойникова А.Д., Гаврилова Т.П., Игнатьева М.В., Шабалина Л.Н. Тестовый комплексный контроль для аудиторной и самостоятельной работы (практический курс русского языка как иностранного, элементарный уровень. Ч. 1. Изд. 2-е). — М.: Икар, 2012. [Soynikova A.D., Gavrilova T.P., Ignateva M.V., Shabalina L.N. Testoviy kompleksniy control dlya auditornoy i somostoyatelnoy raboti (practicheskiy kurs russkogo yazika kak inostrannogo, elemetarniy uroveh. Ch. 1. Izd. 2-е). — M.: Ikar, 2012.]
[4] Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. — М., 1989. [Kokkota V.A. Lingvodidak-ticheskoe testirovanie. — M., 1989.]
[5] Соболева Н.И., Волков С.У., Иванова А.С. Прогресс. Элементарный уровень: Учебник. — М.: Изд-во РУДН, 2009. [Soboleva N.I., Volkov S.U., Ivanova A.S. Progress. Elementarniy uroven: Uchebnik. — M.: Izd-vo RUDN, 2009.]
CONTROL AS A COMPONENT
OF COMMUNICATIVE TECHNOLOGY OF TRAINING RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL PROFILE
A.D. Soynikova
Department of teaching Russian as a foreign language for students and specialists of non-philological profile State Russian Language Institute named after A.S. Pushkin Volgina str., 6, Moscow, Russia, 117485
The article is devoted to one of control forms when training Russian as a foreign language on pre-high school stage — linguadidactive testing. The Manual on the complex test control is presented. It realizes a communicative principle and is intended for the work in the classroom and self-training of students non-philologists.
Key words: communicative technology, test control, self-training, pre-high school stage.