ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ
Спицин А.П., Спицина Т.А.
Кировская государственная медицинская академия, кафедра патофизиологии, г. Киров
Изучено влияние умственной нагрузки (экзаменационной оценки) на психологические и кардиогемодинамические показатели студентов. Подвижность нервных процессов определяли по простой зрительно-моторной реакции. Для оценки внимания использована автоматизированная корректурная таблица, состоящая из колец Ландольта. Измерялись основные показатели гемодинамики (пульс, артериальное давление), рассчитывались систолический и минутный объемы крови обшее сосудистое периферическое сопротивление, временные и спектральные показатели сердечного ритма. Выявлена зависимость между функциональными возможностями ЦНС, высшими психическими функциями, напряжением механизмов, ответственных за регуляцию сердечно-сосудистой системы и успеваемостью студентов. Установлено, что для низкорезультативных студентов характерна более низкая скорость переработки зрительной информации, наибольшая величина зрительно-моторной реакции, активация ваготонической направленности функционирования сердечно-сосудистой системы.
Проблема здоровья студентов в последнее время привлекает все большее внимание исследователей (Агаджанян
Н.А., Руженкова И.В., Старшинов Ю.П. и др,1997; Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р.,2001; Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др., 2001; Геворкян Э.С., Даян А.В., Адамян Ц.И. и др., 2003)
Целью исследования была комплексная оценка уровня адаптации студентов к учебной деятельности в зависимости от периода обучения и успеваемости.
Объектом наших исследований были практически здоровые студенты Кировской государственной медицинской академии (360 человек). Особенности регуляции кровообращения оценивали методом математического анализа ритма сердца (Баевский Р. М., 1979). По полученному динамическому ряду RR интервалов рассчитывали следующие статистические характеристики ВСР: средний RR-интервал, среднее квадратическое отклонение (СКО), вариационный размах (ВР), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), индекс напряжения регуляторных систем (ИН), среднее квадратическое различие между длительностью соседних синусовых RR-интервалов (RMSSD), триангулярный индекс вариабельности (ТИ).Для выявления и оценки периодических составляющих сердечного ритма проводили спектральный анализ с использованием непараметрического метода быстрого преобразования Фурье. Выделяли 3 частотных диапазона: высокочастотные волны ОТ (от 0,15 до 0,40 Гц), низкочастотные волны LF (от 0,04 до 0,15 Гц) и очень низкочастотные волны VLF (от 0,003 до 0,04 Г ц). Вычисляли отношение мощности в диапазоне низких частот к мощности в диапазоне высоких частот (LF/HF). Для общей характеристики активности регуляторных систем рассчитывали индекс централизации (ИЦ), индекс активации подкорковых нервных центров (ИАП) и показатель активности регуляторных систем (ПАРС) (Баевский Р. М., 1995).Регистрировали систолическое (АДС) и диастолическое (АДД) артериальное давление. Исследование ударного объема непрямым способом производили по формуле Старра. Определяли адаптационный потенциал системы кровообращения (АП) в баллах. В качестве интегрального показателя функционального состояния вегетативной нервной системы у обследуемых рассчитывали вегетативный индекс Кердо (ВИК). Подвижность нервных процессов определяли по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) с расчетом количественных критериев (функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР), уровень функциональный возможностей (УФВ) по Т. Д. Лоскутовой в нашей модификации. Для оценки внимания использована разработанная нами автоматизированная корректурная таблица, состоящая из колец Ландольта. Вычисляли средние величины (М), среднеквадратическое отклонение (ст), среднюю ошибку среднего арифметического (т), доверительный интервал. Результаты в таблицах приведены в виде (М±т). Применялись следующие методы: X-критерий Колмогорова-Смирнова, и-критерий Манна-Уитни, ^критерий Стьюдента.
Самая высокая скорость простой зрительно-моторной реакции накануне экзамена выявлена у студентов, которые в последующем сдали его на «отлично» - 244,50±5,64 мс. У высокорезультативных студентов были зарегистрированы также и высокие значения ФУС - 4,24±0,06 с-2, УР - 1,37±0,08 с-1, УФВ - 2,85±0,09с-2 Отмечена тенденция к положительной взаимосвязи результативности выполнения корректурной пробы и экзаменационной оценки. У высокорезультативных испытуемых СПЗИ при выполнении теста на устойчивость и концентрацию внимания была наибольшей - 1,19±0,05 бит/с. Такая же картина и по силе нервных процессов, определяемой по теппинг-тесту. Среднее время нажатия у сдавших на «5» оказалось наименьшим и составило 156,55±1,88 мс. Достоверное различие между низко- и высокорезультативными испытуемыми обнаружено при выполнении теста РДО. Выявлены достоверные связи результативности деятельности с различными показателями гемодинамики. У сдавших на «отлично» зарегистрированы более высокие значения пульсового давления, ударного объема.
Отмечена также тенденция к взаимосвязи результативности деятельности с ВИК. У низкорезультативных испытуемых значение ВИК были достоверно выше, что указывает на более выраженное напряжение симпатического отдела ВНС и свидетельствует о высоком психо-эмоциональном напряжении.
Полученные нами данные свидетельствуют о наличии взаимосвязи между показателями успешности и типом регуляции сердечного ритма. Достоверные различия между низко- и высокорезультативными испытуемыми
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
обнаружены по таким показателям ВСР как среднее значение RR-интервалов, вариационный размах, амплитуда моды, RMSSD, триангулярный индекс вариабельности.
Перед экзаменом наименьшая величина ИН оказалась у студентов, которые в последствии сдали экзамен на «2». Эти данные указывают на усиление парасимпатических влияний и утомление организма.
При спектральном анализе сердечного ритма у высокорезультативных студентов наблюдалось преобладание низкочастотных волн (LF), что указывает на тенденцию к повышению тонуса симпатической нервной системы. Соотношение LF/HF также было больше у студентов сдавших экзамен на «5».
Перед экзаменом индекс централизации (ИЦ) более значимо увеличивался у студентов, сдавших экзамен на «2», что указывает на усиление вмешательства центральных механизмов в деятельность автономных и об изменении взаимоотношений регуляторных. Наименьшее значение ПАРС на практических занятиях выявлен у студентов, которые сдали экзамен на «5», а наибольшее - на «2». Непосредственно перед экзаменом количество лиц с удовлетворительной адаптацией снижается во всех группах, кроме сдавшей на “5”. Эти данные указывают на то, что у низкорезультативных студентов экзамены сопровождаются выраженным перенапряжением регуляции сердечного ритма. Полученные нами данные свидетельствуют о наличии связи между показателями успешности и типом регуляции сердечного ритма.
Таким образом, сравнительные физиологические исследования обследуемых на различных этапах адаптации к учебной деятельности (текущие занятия, экзамены) свидетельствуют о зависимости между функциональными возможностями ЦНС, высшими психическими функциями, напряжением механизмов, ответственных за регуляцию сердечно-сосудистой системы и успеваемостью студентов. При этом для низкорезультативных студентов характерна более низкая скорость переработки зрительной информации, наибольшая величина зрительно-моторной реакции, активация ваготонической направленности функционирования сердечнососудистой системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А., Руженкова И.В., Старшинов Ю.П. и др. Особенности адаптации сердечнососудистой системы юношеского организма // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 1. С. 93
2. Геворкян Э.С., Даян А.В., Адамян Ц.И. и др. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и ритм сердца студентов //Журн. высш. нерв, деятельности. 2003. Т. 53. № 1.С. 46.
3. Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17—18летнего возраста//Физиология человека. 2001. Т. 27. № 5. С. 60.
4. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 2..С. 104.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13. №1.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003
26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002
27.Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва