Функциональные особенности вставных конструкций в лирике Андрея Белого
М. Н. Кулаковский
В статье рассматриваются основные особенности использования вставных конструкций в лирике Андрея Белого, определяются их наиболее характерные функции и роль в общей структуре художественного текста.
Ключевые слова: вставные конструкции, синтаксис, Андрей Белый, лирика, эмоционально-оценочная информация, сравнение, художественный текст, персонаж.
Functional Features of In-Constructions in Andrey Belyj's Lyric Poetry
M. N. Kulakovsky
In the article the basic features of use of in-constructions in Andrey Belyj's lyric poetry are considered, their most typical functions and the role in the general structure of the art text are defined.
Key words: in-constructions, syntax, Andrey Belyj, lyrics, the emotional-estimated information, comparison, the art text, the character.
Вставные конструкции играют важную роль в структуре прозаических текстов. Активно они используются и в прозе А. Белого. Для лирики же в целом вставочность менее характерна, поскольку она нарушает ритмико-интонационную целостность поэтического текста. Именно поэтому экспрессивность вставок в поэзии проявляется более отчетливо. Цель нашего исследования - проследить, какие функциональные особенности употребления вставных конструкций сохраняются в лирике А. Белого.
Как и в прозе, характерным является использование вставок, детализирующих портрет персонажа.
«...Мы - умерли, Мы -Поверья:
Нас кроют столетий рвы».
Пошел...
(Закачались
Перья
Вкруг его стальной головы.)
(Перед старой картиной)
Подобная деталь в поэзии А. Белого часто связана с описанием воротника персонажа.
Идет (приподнял ворот) К дежурству - изнемочь. Вдали уездный город Кидает светом в ночь.
(Телеграфист)
Кто там, всклокоченный шинелью, Скрыв озабоченный свой взор, Прошел пророческой метелью (Седою головой - в бобер).
(Первое свидание)
Актуализация определенной детали может переплетаться с общим метафорическим контекстом, с одной стороны - конкретизируя зрительный образ, а с другой - распространяя метафору и на другие детали.
Мои мистические дали Смычком взрывались заливным, Смычком плаксивым и родным -Смычком профессора Гржимали: Он под Васильем Ильичом
(Расставив ноги калачом), -Который, -
- чаля из эонов На шар земной - объятый тьмой, Рукою твердой на тромбонах Плывет назад - в Москву, домой...
(Первое свидание)
Менее характерным является использование вставок, указывающих на физическое или психическое состояние персонажа. При этом они обычно мотивируют определенные действия героя.
На умирающей заре Упала (тяжко ей и дурно) В сырой росе, как серебре, Над беломраморною урной.
(Судьба)
Сон персонажа или лирического героя также может быть объектом детализации во вставной конструкции, которая не только конкретизирует создаваемый образ, но и переводит его в метафорический план восприятия.
Я засыпал... (Стремительные мысли Какими-то спиралями неслись; Приоткрывалась в сознающем смысле Сознанию неявленная высь).
(Дух)
Вставная конструкция может отсылать читателя к определенной ситуации, связанной с описываемым персонажем. При этом наблюдается переключение временного плана, которое может сопровождаться эмоциональным авторским комментарием или оценкой.
О. М., жена его, - мой друг, Художница -- (в глухую осень
Я с ней... Позвольте - да: лет восемь По вечерам делил досуг).
(Первое свидание)
Оценка, характеризующая определенное действие, может быть усилена с помощью актуализации его результативности.
Сердит, убит и возмущен Тем, что природа не воскресла,
Что сеют те же господа Атомистические бредни, Что декаденты - да, да, да! -Свершают черные обедни (Они пустое решето: Козлят не с Музой - с сатирессой, И увенчает их за то Патриотическая пресса)...
(Первое свидание)
Достаточно типичным для лирического текста является присутствие во вставных конструкциях эмоционально-оценочной информации. Чаще всего вставки передают авторские восклицания по поводу информации, представленной в основном контексте.
Душа, Ты - свет.
Другие - (нет и нет!) -
В стихиях лет:
Поминовенья света...
Другие - нет... Потерянный поэт,
Найди Ее, потерянную где-то.
(Ты - тень теней)
При этом характерным способом усиления эмоциональности является повтор лексемы во вставке.
Так это ты (ужель, ужель!), Моя серебряная дева (Меня лизнувшая метель В волнах воздушного напева).
(Я это знал)
В качестве характеризующего элемента может употребляться и традиционная фразеологическая конструкция.
Не терпится кокетке (Семь бед - один ответ). Пришпилила к жилетке Ему ромашкин цвет.
(Поповна)
Эмоциональная информация, представленная во вставке, может характеризоваться синкретич-ностью, соединяя в себе оценку автора и персонажа.
Детишки бьются в школе Без книжек (где их взять!): С семьей прожить легко ли Рублей на двадцать пять...
(Телеграфист)
Характерной функцией вставных конструкций является организация сравнения.
Угрюмая, она
Сошла в угрюмой нощи:
Она, беспомощно
Склонясь на мшистый пень,-
Внемля волненью волн
(Как ропщут, взропщут рощи),-
В приливе тьмы молчит:
Следит, как меркнет день.
(Прости)
В лирическом тексте гораздо большую значимость приобретает созвучие сопоставляемых лексем.
И ночь встает: тенит, И тенью лижет ближе, Потоком (током лет) Замоет свет... Прости! Замоет током лет В пути тебя... Прости же -Прости!
(Прости)
В качестве актуализирующего средства могут использоваться синтаксический параллелизм и анафора.
И Благородное собранье, -
Как мир - родной (как мир весной),
Как старой драмы замиранье...
(Первое свидание)
Традиционно сравнение организует переход от информативного плана к метафорическому. В лирическом же тексте гораздо чаще может наблюдаться взаимодействие различных метафорических планов, представленных в основной части высказывания и во вставке.
Так это ты (ужель, ужель!), Моя серебряная дева (Меня лизнувшая метель В волнах воздушного напева)...
(Я это знал)
Интересно отметить, что в лирике А. Белого встречаются вставные конструкции, включающие несколько сравнений, выстраивающие их в цепочку развернутых метафорических образов.
Вы, сестры -- (Ты, Любовь - как роза, Ты, Вера,- трепетный восторг, Надежда -лепетные слезы, София - горний Сведенборг!)...
(Первое свидание)
Вставки могут актуализировать или переключать пространственно-временной план текста. При этом создаваемые образы времени приобретают самостоятельную художественную ценность.
Невзрачно
Сложимся под пологом окна,
Над Майей месячной, над брошенною
брызнью,-
Всего на миг один -
- (А ночь длинна -Длинна!) -Всего на миг один: Сияющею жизнью.
(Бессонница)
Кроме того, временное перемещение может быть подчеркнуто метафорическим.
Ты мне давно, давно знаком -(Знаком, быть может, до рожденья) -
180
М. Н. Кулаковский
Янтарно-розовым лицом, Власы колеблющим перстом...
(Вячеславу Иванову)
В других случаях может одновременно наблюдаться и изменение плана восприятия.
И - длиннополым сюртуком (Добычей, вероятно, моли) -Знаком до ужаса, до боли!
(Вячеславу Иванову)
Характерная для прозы функция уточнения в лирическом тексте представлена менее последовательно.
Что над Россией - тайный враг (Чума, монголы, эфиопы), Что земли портящий овраг Грызет юго-восток Европы...
(Первое свидание)
При этом уточнение часто носит метафорический характер.
Душа. Метет душа, -Взметает душный полог, Воздушный (полог дней Над тайной тайн дневных).
(Прости)
Вставная конструкция может выполнять функцию замещения незначимого в рамках текста зрительного образа.
Да, - и опора в детской вере, И Провидения рука -На этой вычищенной двери Литая, медная доска: Михал Сергеич Соловьев (С таких-то до таких часов).
(Первое свидание)
В некоторых случаях автор может обратить внимание на речевое оформление высказывания.
Трех лет, ну право же-с, ей-богу-с,-Трех лет (скажу без лишних слов), Трех лет ему открылся Логос, Шести - Григорий Богослов...
(Первое свидание)
Следует отметить, что в лирическом тексте автор большее внимание уделяет фонетической организации вставки. В частности, значительно чаще используется повтор внутри вставной конструкции.
Не упадет на ваши бельма (Где жизни нет - где жизни нет!) -Не упадет огонь Сент-Эльма И не обдаст Дамасский свет.
(Первое свидание)
Кроме того, может быть использован и сквозной повтор.
Плыву туда - за дымку дней,-зову, За дымкой дней,- нет, не Тебя: былое,-Которое я рву (в который раз), Которое,- в который Раз восходит...
(Ты - тень теней)
Таким образом, проведенный анализ позволил выявить основные функциональные типы вставных конструкций в лирике А. Белого (детализация портрета персонажа, организация сравнения, передача эмоционально-оценочной информации) и показал, что употребление вставок определяется как индивидуально-авторскими стилевыми особенностями, так и общими тенденциями организации лирического текста.