Научная статья на тему 'Формирование молодежного парламентаризма: теория и практика'

Формирование молодежного парламентаризма: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
927
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / YOUTH PARLIAMENTARISM / DEVELOPMENT / FORMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тумуров Жаргал Тумурович

Рассмотрено понятие «молодежный парламентаризм», даны его теоретические характеристики, проведен сравнительный анализ молодежной парламентской структуры Забайкалья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Youth Parliamentarism: Theory and Practice

The author considers the concept and theoretical characteristics of the youth of parliamentarism, the practical experience of creation and functioning of youth parliamentarism, a comparative analysis of youth parliamentary structures of Zabaikalie

Текст научной работы на тему «Формирование молодежного парламентаризма: теория и практика»

УДК 328.188

Тумуров Жаргал Тумурович Zhargal Tumurov

ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

THE FORMATION OF YOUTH PARLIAMENTARISM: THEORY AND PRACTICE

Рассмотрено понятие «молодежный парламентаризм», даны его теоретические характеристики, проведен сравнительный анализ молодежной парламентской структуры Забайкалья

Ключевые слова: молодежный парламентаризм, развитие, формирование

The author considers the concept and theoretical characteristics of the youth of parliamentarism, the practical experience of creation and functioning of youth parliamentarism, a comparative analysis of youth parliamentary structures of Zabaikalie

Key words: youth parliamentarism, development, formation

Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. Реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, к участию в решении различных проблем, существующих в современном государстве.

Целью данной статьи является обоснование теории и практики молодежного парламентаризма. Механизм участия молодежи в управлении государством и регионом несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в инте-

ресах решения молодежных проблем огромна. Одновременно с этим существует проблема отсутствия на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации комплексных программ, обеспечивающих организованное и последовательное привлечение наиболее подготовленных молодых людей на государственную и муниципальную службу, их эффективное участие в жизни страны и ее регионов.

Для разрешения указанных проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Значительным шагом в этом направлении является создание общественных консультативно- совещательных структур молодежи, к которым относятся различные формы молодежного парламентаризма, активно развивающегося в нашей стране [1].

Парламентаризм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента.

Классической теорией парламентаризма принято считать английскую теорию,

которая оказалась в своих основных чертах воспринятой и в других странах, в частности, в США и Франции. «Парламент при английском государственном устройстве имеет право создавать и уничтожать всевозможные законы: нет ни лица, ни учреждения, за которым бы английский закон признавал право преступать или не исполнять законодательные акты парламента» [2]. Таким образом, провозглашается принцип законности.

Исторически одной из первых теорий, в которой поднимался вопрос о месте и роли законодательных органов, является теория разделения властей, в соответствии с которой свобода граждан может быть обеспечена только в таком государстве, где законодательная, исполнительная и судебная власти действуют каждая в строго определенной области и взаимно ограничивают друг друга. Объединение двух и более властей, особенно законодательной и исполнительной, в одних руках неминуемо приводит к созданию в стране произвола. Основоположниками теории разделения властей являются два мыслителя, ставшие в определенной степени провозвестниками «революционных» перемен в своих странах: англичанин Джон Локк и француз Шарль Монтескье. В интерпретации Ш. Монтескье концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по настоящее время [3].

Молодежный парламент — социальная программа органов законодательной, исполнительной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений [4]. В системе социального управления молодежный парламент выполняет, прежде всего, ориентирующую роль, определяя видение проблем, а также поиск путей их решения. Молодежный парламентаризм можно определить и как совокупность намерений и способов действий по их осуществлению, формируемых обществом через свои институты по отношению к той или иной сфере жизнедеятельности.

Молодежный парламентаризм характеризуется:

— субъектом — личностью либо органом, формирующим и проводящим ее в жизнь;

— объектом — сферой политизации жизни общества;

— целью — образом желаемого будущего состояния этой сферы;

— средствами — типами (способами) действий, позволяющих достичь цели.

Цель развития молодежного парламентаризма — привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего, молодежных парламентах [5].

Молодежный парламентаризм в России появился во многом благодаря тому, что возникла необходимость заполнить нишу в воспитании молодежи, которую раньше занимали молодежные структуры. Кроме того, 74 % населения выступают за заимствование советских форм работы с молодежью, 82 % считают, что нужна государственная программа по работе с молодежью [6]. Молодежный парламент — это одна из форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства, а также школа обучения политическому процессу.

Молодежный парламентаризм — система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства.

Политика в области молодежного парламентаризма осуществляется определенной иерархией субъектов. Прежде всего, такими субъектами являются молодежные общественные организации и движения. В программах лидеров общественных

объединений могут содержаться намерения, затрагивающие сферу политики. Но в отличие от экономических и социальных программ политический аспект выделяется особо, так как политики предпочитают вмешиваться в молодежную парламентскую сферу, ибо она меньше всего поддается регламентации [7].

Основными перспективными направлениями молодежного парламентаризма должно являться:

1) самостоятельное выявление проблем и пробелов в реализации молодежной политики;

2) получив достаточную правовую базу, участвуя в деятельности парламента, молодежь способна сама генерировать и предлагать изменения и дополнения в действующие законы;

3) необходимое взаимодействие органов государственной и муниципальной власти в проведении эффективной молодежной политики.

Данные направления могут быть реализованы только при наличии особых субъектов, в чьем ведении находятся основные ресурсы, необходимые для реализации. Одним из важных субъектов политики выступает государство. Оно формирует и осуществляет молодежную политику через законодательную и исполнительную ветви власти, прежде всего, через парламент, его комитеты и комиссии и законотворческую деятельность.

Исполнительная власть проводит политику парламентаризма через специализированные органы: министерства культуры, печати и информации, образования, науки и технической политики, госкомитет, центральные органы управления.

Если говорить о взаимовлиянии парламентаризма и социально-политической сферы, то следует иметь в виду, что политические режимы, социальные процессы, происходящие в обществе, оказывают влияние на качество и содержание жизни молодежи в обществе.

Молодежный парламентаризм способен к саморазвитию в любых условиях, что подтверждает и наше историческое прошлое.

Достаточно назвать такие имена, как А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, Б. Пастернак, А. Платонов, которые в какой-то мере были идеологами активной жизни молодого поколения, своих современников.

Молодежный парламентаризм как система должен создавать гарантии свободы творчества, содействовать раскрытию потенциала молодых граждан, обеспечивать равенство их прав и возможностей в создании, использовании и распространении культурных ценностей, поощрять систему образования, нацеленную на формирование культурного образа жизни, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Одной из важных задач культурной политики является содействие профессиональной творческой деятельности, в том числе, получению специального образования, социальному обеспечению и защите прав и законных интересов профессиональных работников. Необходимо создавать условия для широкого международного сотрудничества, которое может включать обмен творческими работниками и коллективами, специалистами и студентами, обмен опытом организационной деятельности, а также культурными ценностями. Все это должно являться основным идеологическим направлением.

Существенным катализатором был и политический ( идеологический) заказ, требовавший разработки определенных идеальных образцов политических систем, в основе которых лежала бы модель эффективной линии молодежного парламентаризма в России.

Именно политический заказ явился основой для разработки особой рекомендации Министерством образования и науки Российской Федерации для органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций.

При рассмотрении данной рекомендации использованы следующие понятия:

1) молодежный парламентаризм — система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и

функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи — молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства;

2) молодежное парламентское движение — деятельность, направленная на формирование и развитие общественных консультативно-совещательных структур молодежи на различных уровнях государственного управления.

Очевидно, что инициатива по созданию легитимных представительных органов молодежи находит поддержку и у власти, и молодежи. Процесс развития молодежного парламентаризма в России становится необратим.

Практическая реализация рекомендаций началась с 2004 г., однако в некоторых субъектах Российской Федерации фактически реализовывалась общественная форма молодежного парламентаризма. Одна из таких форм — на территории Агинского Бурятского автономного округа в виде слетов. Это дало повод инициировать создание молодежного парламента при Агинской Бурятской окружной Думе, которая была создана в 2002 г. За годы своего существования Молодежный парламент Агинского округа провел немалую работу, начиная с реализации закона о молодежной политике Агинского округа, заканчивая реализацией некоторых программ, связанных именно с молодежью.

Агинский Бурятский автономный округ являлся одним из небольших по территории субъектов Российской Федерации. Именно компактность, разделение территории на три района и малочисленность позволили молодежному парламенту выступать высшей организацией от лица молодежи. Она активно взаимодействовала с органами государственной власти. Созданный при Агинской окружной Думе молодежный парламент получил большую правовую, финансовую и организационную помощь.

Несколько своеобразна система молодежной парламентской структуры. Поста-

новление Читинской областной Думы «О Положении об общественной молодежной палате при Читинской областной Думе» принято 21 июня 2006 г. Еще до создания Молодежной палаты при законодательном органе области с 2004 г. действовал так называемый молодежный парламент Читинской области.

По положению молодежная палата должна была содействовать деятельности Читинской областной Думы в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Задачами являлись приобщение молодежи к законотворческой деятельности и формирование правовой и политической культуры молодежи Читинской области [8].

Это единственный региональный молодежный парламент, где представлены все районы области. Территориальное присутствие преследовало глобальную и долгосрочную реализацию планов по созданию молодежных парламентских структур в муниципальных районах.

После образования Забайкальского края молодежные парламенты двух объединившихся субъектов стали разрабатывать нормативно-правовую базу по созданию новой молодежной парламентской структуры при Законодательном Собрании Забайкальского края. Проведено несколько рабочих встреч, где достаточно продуктивно велись переговоры по формированию, структуре и численности будущего молодежного парламента.

Во время работы молодежная палата Читинской области разработала концепцию и программу развития молодежного парламентаризма, одним из пунктов которой является создание парламентских структур по решению органов законодательной власти муниципалитетов, что упрощает процесс принятия и реализации решений молодежного парламента. Кроме того, в данном случае ни одна общественная организация не сможет претендовать на монопольное использование созданного органа в своих интересах.

Стартовые возможности осуществления конкретных крупных планов очень вы-

соки потому, что опыт работы молодежных парламентских структур нужно оценить высоко, кадровая составляющая активных представителей молодежных парламентов оформлена. Остается ждать решения органов государственной власти Забайкальского края. Действует нормативно-правовая база по созданию и деятельности молодежной парламентской структуры Забайкальского края. Численность данного парламента сокращается с 64 до 50 человек, механизм формирования частично изменена, цели и задачи расширяются.

Кроме того, следует отметить необходимость омоложения кадров в связи с формированием и реформаторской деятельностью Правительства края. Одним из пунктов должна быть подготовка молодых специалистов по административной работе, создание молодежного правительства при Главе субъекта Российской Федерации, что способствовало бы активизации молодежи, которая находится в сельской местности.

Исходя из изложенного, дадим следующее определение понятия: «Молодежный парламентаризм — это модель социального управления молодежью для реализации и достижения целей молодежной политики».

На современном этапе развития молодежного парламентаризма можно выделить основные функции молодежных парламентских структур:

1) представление интересов молодежи в органах власти.

Это способствует достижению конкретных социальных и экономических результатов, вовлечению молодых граждан в общественно-политические процессы, повышению общей правовой культуры и гражданской активности молодежи;

2) участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики.

Подготовка и выдвижение своих нор-мотворческих инициатив дают возможность молодежи влиять на определение основных направлений государственной молодежной политики, расходной части бюджета в части, касающейся реализации молодежной политики, и иные вопросы;

3) подготовка молодых кадров;

Молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры — сфера выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Применение различных форм и методов работы в рамках системы молодежного парламентаризма позволяет одновременно получать некоторые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время из числа членов молодежных парламентов формируется группа единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти (местного самоуправления) , направленные на развитие региона ( муниципального образования). Практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом подготовки грамотных специалистов для соответствующего субъекта Российской Федерации;

4) проведение социально значимых мероприятий.

Молодежные парламентские структуры принимают активное участие в реализации государственных (местных) программ и отдельных социально значимых акциях, проводимых на уровне региона (муниципального образования) . К работе по осуществлению данных мероприятий привлекаются не только сами молодые парламентарии, но и те общественные объединения, которые они представляют (молодежные общественные организации, студенческие профсоюзы, активы сельской молодежи и т.д.).

Члены молодежного парламента в разных формах могут привлекаться к акциям, проводимым соответствующим органом по молодежной политике, который и определяет формы такого взаимодействия;

5) просветительская деятельность.

С одной стороны, это организация обучения молодых людей — членов молодежных парламентских структур. С другой — просветительская деятельность в широкой

молодежной среде, направленная на повышение правовой культуры молодых избирателей и доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодых людей. В реализации этого направления деятельности основными партнерами могут и должны быть избирательные комиссии всех уровней.

Таким образом, молодежный парламентаризм — это реальный инструмент привлечения молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации эффективной молодежной политики.

Литература

1. Пономарева И. Быть молодым — быть активным / Новое время. 2009. № 28. С. 7.

2. Загладин Н. США — общественно-политическое развитие на рубеже нового века // Мировая экономика и международное развитие. 2001. № 5. С. 3-14.

3. Кутафин О.Е. Основы государства и права. М., 1998.

4. Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // Журнал о выборах. 2008. № 4. С. 10- 15.

5. Тумуров Ж.Т. Развитие молодежного парламентаризма в Забайкалье: Сб. ст. избирательной комиссии Читинской области, 2009.

6. Коряковская А. Молодежный парламентаризм — общественное явление современности // Социологические исследования, 2010.

7. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52.

8. Постановление Читинской областной Думы 21 июня 2006 г. за № 183 «О Положении об общественной молодежной палате при Читинской областной Думе».

Коротко об авторе_

Тумуров Ж. Т., ассистент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) zhargal@list.ru

Научные интересы: политика, международная политика, молодежный парламентаризм

_Briefly about the author

Zh. Tumurov, assistant, State, Municipal Administration and Policy department, Zabaikalsky state University

Scientific interests: politics, international politics, youth parliamentarism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.