Научная статья на тему 'Функциональное значение формы в дизайнерском творчестве'

Функциональное значение формы в дизайнерском творчестве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1535
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА / ДИЗАЙН / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / THE FORM / DESIGN / FUNCTIONALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Османкина Галина Юрьевна

Дизайн вещей напрямую связан с формой. Ее внутреннее содержание основывается на психологическом и функциональном аспекте сущности формы и является отражением вкуса, внутренней эстетики и миропознания окружающего микро-и макрокосмоса. Статья направлена на анализ данных взаимодействий с рассмотрением исследований, которые ведут ученые разных стран в вопросе визуального воздействия формы на человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional value of the form in design creativity

The design of things directly is connected with the form. Its internal content is based on psychological and functional aspects of the essence of the form and its reflection to taste, internal esthetics and world-outlook of micro-and a macro cosmos. The article is directed on the analysis of the given interactions within consideration of research which are conducted by scientists of the different countries on visual influence of the form on a person.

Текст научной работы на тему «Функциональное значение формы в дизайнерском творчестве»

УДК 658.512.23: 008 f. Ю. ОСМАНКИНА

Омский государственный технический университет

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Дизайн вещей напрямую связан с формой. Ее внутреннее содержание основывается на психологическом и функциональном аспекте сущности формы и является отражением вкуса, внутренней эстетики и миропознания окружающего микро- и макрокосмоса. Статья направлена на анализ данных взаимодействий с рассмотрением исследований, которые ведут ученые разных стран в вопросе визуального воздействия формы на человека.

Ключевые слова: форма, дизайн, функциональность.

Дизайн из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, призванного осуществлять связь между производством и потреблением, перерастает в культурную универсалию, ныне интегрированную во все сферы жизнедеятельности, обеспечивающую ценностный ресурс культуротворческого поведения человека, выражения и предметной реализации общественного идеала обеспечения условий свободной самореализации целостного человека. В современном мире дизайн все чаще рассматривают не только как функциональное искусство, но и как искусство визуального воздействия. Созданию вещей и жизни возле них придается очень большое значение. Философское осмысление необходимости и сущности дизайна вытекает из своеобразия создаваемых им предметных форм, предназначенных не только удовлетворять потребности человека, но и украшать и воспитывать своей красотой формы и внутреннее содержание.

Рождение вещи вытекает из ее предназначения. С этим связаны ее форма, сущность, возможность и граница ее бытия. Бытие предмета, в свою очередь, рождает ее культурное пространство. Оно всегда разное и зависит от множества факторов и явлений, начиная с индивидуального воспроизведения до коллективного и от практического применения до духовного восприятия. То есть, как пишет Т. Ю. Быстрова: «Создавая что-либо новое, человек осуществляет себя в этом мире» [1. с. 98].

Понятие форма является непосредственной частью нашей повседневной жизни. Отовсюду слышится: форма носа, глаз, форма письма, форма повествования, расположения, форма одежды и т.д. Но все же что есть форма?

Как отмечает Т. Ю. Быстрова: «При видимой простоте обыденных значений «форма» — это одно из самых сложных и трудноопределимых философских понятий, особенно когда речь заходит о материально-вещественных образованиях» [1. с. 128].

Существует множество определений: форма — как «граница», форма — как «процесс», форма — как культурный объект.

Однако форму предмета и ее отдельные элементы можно рассматривать и как гармоничное взаимодействие человека и мира, который его окружает. Определенное положение вещей друг относительно друга поддерживает порядок мира, частью которого эти вещи являются. Более того, структуры

предметов и больших начал мира подобны, по малому можно догадаться о большом, дать ему осуществиться. Как утверждают религии мира, человек подобен Богу. Из этого следует, что форма есть отражение вкуса, внутренней эстетики и миропозна-ния окружающего микро- и макрокосмоса. Духовное переживание от формы приводит к гармонизации человека и окружения.

В дизайне и тому, что ему предшествовало, все возникало как рациональное — но лишь для общества или его отдельных представителей. Дизайн, вслед за греческой античностью, настаивает на возможности достижения тождества пользы и красоты, утилитарного и эстетического, тогда как в искусстве или инженерно-техническом проектировании этого баланса нет.

Создание формы требует от дизайнера сразу многих способностей и представляет собой синтез эмоционального и рационального, образного и понятийного начал, который далеко не всегда требуется в других видах проектирования.

Между формой и содержанием не существует четкой границы. Эти два понятия связаны, как инь и янь. Внешняя форма диктуется человеком, задается внешними обстоятельствами, а внутренняя — идет изнутри, из сокровенной сути предмета.

Внешняя форма — это нечто материальное, это то, что можно увидеть или потрогать. Внутренняя форма — это ее духовное наполнение.

Содержание — такое же практическое понятие, как и философское. Кувшин может быть наполнен водой, а может содержать емкость для воды. И оба этих случая характеризируют содержание формы.

Анализируя форму в дизайне, следует понимать, что объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования. Очень часто дизайнер вдохновляется окружающей природой, внимательно наблюдая объекты природы или явления. В результате получаются уникальные произведения очень близкие душеной гармонии человека.

Предмет дизайнерской деятельности может выступать как предмет эстетического воздействия на бытие человека. Даже в самом незначительном и обыденном предмете, если в нем вложена дизайнерская мысль, можно увидеть эстетически прекрасное произведение, которое естественным образом, не

*

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (101) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

навязчего будет влиять на эстетический вкус человека. Процесс создания предмета обуславливается утилитарно-практическим потребностям, преобразовывая бытие пространства и служа эволюционным моментом для дальнейшего развития мысли и продукта. Как отмечает Т. Ю. Быстрова: «Он (т.е. предмет. — Прим. автора) предстоит человеку, являясь чем-то качественно отличным и одновременно возникая только благодаря присутствию и усилиям последнего» [1. с. 45].

Любая вещь является аккумулятором миропонимания, ценностных установок своего создателя, передавая энергетику людям для употребления качественного продукта мировосприятия бытия. Мир вещи отражает внутренний мир создателя и от того насколько богат его внутренний мир, настолько эффективна будет созданная вещь или форма. Т. Ю. Быстрова утверждает по этому поводу следующее: «...Все законы создания и функционирования вещей будут в первую очередь связаны с изменениями в человеке, в его представлениях о себе» [1. с. 53]. Не смотря на то, что дизайнер не всегда свободен в творческом процессе, все же он воплощает в вещи в первую очередь свое представление и видение. Форма вещи выбирается творцом в соответствии с теми представлениями и интеллектуальнонравственными принципами, которыми он обладает и которые его волнуют на момент создания. Взгляды и пристрастия дизайнера могут меняться, так же как меняются и устои, и идеалы общества, государства.

Понятие «дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Как утверждает Е. Л. Абаимова: «Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический «прорыв» образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи, он интерпретировал продукты духовной и материальной деятельности, зафиксированные в культуре и ее знаковых системах, в результате чего образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в многоканальный мир диалога со всем миром. В свою очередь и дизайн испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного, экологического контекста и не может существовать вне дискурса непонимания и встречного перцептуального вызова, генерируемого коммуникацией» [2, с. 11]. Поэтому, находясь в тесном контакте с окружением, дизайн стремится не только выразить насущные потребности человека, но и на современном этапе направить общество в новое русло. Ведь, как подчеркивает Т. Ю. Быстрова, вещь способна: « .“подтягивать" человека в эмоциональном и интеллектуальном отношении, совершенствовать его» [1. с. 88]. Действительно, вещь, обладающая красивой и совершенной формой, всегда определяет духовно-психологическое состояние человека. При этом большую роль играет визуальное восприятие образа, отражающего гармоничное представление о сути вещи. Главное, чтобы совпадало внешнее и внутреннее содержание объекта. Так как несовпадение этих представлений ведет к дисгармонии и дискомфорту. Еще в древние времена говорилось о важности достижения гармонии и единства человека и мира, в котором он существует. Одухотворяясь предметами своего производства, человек растет, совер-

шенствуется, а значит, движется сам и движет общество в целом.

Людей всегда привлекала красота вещей, поэтому еще в первобытный период человек стремился как-то украсить свой быт, создавая уникальные по красоте и пластике узоры на предметах быта, в частности, на вазах. И сегодня вазы, появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15—12 тыс. лет тому назад, поражают органичностью узора и формы. Пластика линий узора наполнена философской магией. Это не случайные линии, а наполненные мифическим смыслом орнаменты, как зашифрованные послания будущему. Форма и линии первобытного искусства привлекали и привлекают художников, дизайнеров всегда, потому как вещи, созданные на заре человечества, имеют не только красивые формы и линии, но они еще и обладают космич-ностью. Так как первобытный человек — это человек природы, то и вещи, им произведенные, обладают одушевленной силой макрокосмоса, являясь носителем ее идеи и определенной философией мироздания.

Профессия дизайнера очень молода. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании — изготовлении сотен и тысяч похожих друг на друга как две капли воды изделий. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.

Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе — новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью — все находит отражение в дизайне, который, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию новых тенденций.

Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, которые облачены в оригинальные формы и самые современные технические достижения, отвечающие веяниям моды и высоким

потребительским свойствам выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.

Благодаря поискам дизайнеров новых форм можно сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.

Дизайн, стремясь завоевать потребителя, использует различные приемы и формы. Линия, одна из выразительных средств и приемов в композиции, может многое, особенно в дизайнерском творчестве. Линии, которые используются для создании форм, закладывают определенное психологически-фило-софское значение, очень важное для восприятия потребителем.

С современном дизайнерском творчестве акцент делается на форму потому, что учитывая функциональность вещи, используются не только физические характеристики форм, но и учитываются ее эмоционально-психологическое свойство. Усилить свойство и эффект формы можно различными способами. Так можно применить цвет, что часто и используют дизайнеры, особенно в таком сравнительно новом направлении как промышленный, индустриальный дизайн. Все чаще на форму «накладывают» цвет, для того чтобы трубы, приборы или части зданий имели привлекательный, эстетический вид.

В графическом дизайне в оформлении открыток, буклетов, а в рекламе — вывесок, баннеров наряду с оригинальностью форм и линий применяют какие-либо фактурные вещи. Данные дополнения являются «аксессуарами» формы, делая ее более привлекательной.

Об эмоционально-психологическом влиянии формы на человека ведутся постоянные исследования, но в большей мере пишут о форме из различных линий.

Эстетическую выразительность линий, плоскостей, цвета, пространств и объемов, составляющих форму, как основу эмоционального воздействия на человека, исследуют психологи и эстетики XIX века, такие как Г. Фехнер, В. Гельмгольц, В. Вундт. В 1940 г. для изучения характеристики личности Э. Мир и М. Лопец разработали методику миокинетической психодиагностики, основанной на тестировании при помощи графических изображений на плоскости. Система тестов предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве, изучая тем самым графические движения, делались выводы о нейродинамических и характерологических особенностях человека. Диагностика особенностей личности связывалась с характером психомоторики, с доминированием правше-ства или левшества.

Психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает, кроме своего механического эффекта, особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою

очередь, может служить индикатором доминирующей группы действий испытуемого в данном пространстве.

Миокинетическая методика Мира и Лопеца — состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги рисуют карандашом. Данные линии обводят несколько раз, затем выполняют ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала эти упражнения делают в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

В результате оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую). Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением. Выясняют, какая половина тела более развита и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками. В зависимости от рода отклонений делается вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение выражено вверх, то у человека высокая степень возбуждения и т.д.

Данная экспериментально-психологическая методика исследования личности, относится к проективным методикам изучения экспрессии.

Другая методика, основанная на геометрических формах и зигзагообразной линии, была разработана в США Сьюзен Деллингер.

Эта методика позволяет достаточно быстро определить тип личности человека. Дает подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека. С ее помощью можно сгармонировать модель поведения для каждого типа личности в типичных ситуациях.

Точность диагностики с помощью психометрического метода достигает 85 %.

Данные исследования — это лишь одна часть важнейших понятий, с которыми издавна связывалось ценностное осознание формы. Свойства и характер формы должны выступать как передача визуального образа красоты и удобства, выражающая систему ценностных ориентаций в общественном мировоззрении.

В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. В результате происходит накопление взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Аккумулятором мировоззрения, мироустройства и миропонимания в современном обществе является форма объекта, предмета, образа. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. Сочетания различных чувств дают вариации типов человеческих мироощущений и как итог — создание своеобразных форм, которые окружают и удовлетворяют потребности людей.

Библиографический список

1. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 288 с.

2. Абаимова, Е. Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен : дис. ... к. филос. н. / Е. Л. Абаимова. — Ростов-на-Дону, 2009. — 147 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (101) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.