УДК 658.512.23: 008 f. Ю. ОСМАНКИНА
Омский государственный технический университет
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Дизайн вещей напрямую связан с формой. Ее внутреннее содержание основывается на психологическом и функциональном аспекте сущности формы и является отражением вкуса, внутренней эстетики и миропознания окружающего микро- и макрокосмоса. Статья направлена на анализ данных взаимодействий с рассмотрением исследований, которые ведут ученые разных стран в вопросе визуального воздействия формы на человека.
Ключевые слова: форма, дизайн, функциональность.
Дизайн из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, призванного осуществлять связь между производством и потреблением, перерастает в культурную универсалию, ныне интегрированную во все сферы жизнедеятельности, обеспечивающую ценностный ресурс культуротворческого поведения человека, выражения и предметной реализации общественного идеала обеспечения условий свободной самореализации целостного человека. В современном мире дизайн все чаще рассматривают не только как функциональное искусство, но и как искусство визуального воздействия. Созданию вещей и жизни возле них придается очень большое значение. Философское осмысление необходимости и сущности дизайна вытекает из своеобразия создаваемых им предметных форм, предназначенных не только удовлетворять потребности человека, но и украшать и воспитывать своей красотой формы и внутреннее содержание.
Рождение вещи вытекает из ее предназначения. С этим связаны ее форма, сущность, возможность и граница ее бытия. Бытие предмета, в свою очередь, рождает ее культурное пространство. Оно всегда разное и зависит от множества факторов и явлений, начиная с индивидуального воспроизведения до коллективного и от практического применения до духовного восприятия. То есть, как пишет Т. Ю. Быстрова: «Создавая что-либо новое, человек осуществляет себя в этом мире» [1. с. 98].
Понятие форма является непосредственной частью нашей повседневной жизни. Отовсюду слышится: форма носа, глаз, форма письма, форма повествования, расположения, форма одежды и т.д. Но все же что есть форма?
Как отмечает Т. Ю. Быстрова: «При видимой простоте обыденных значений «форма» — это одно из самых сложных и трудноопределимых философских понятий, особенно когда речь заходит о материально-вещественных образованиях» [1. с. 128].
Существует множество определений: форма — как «граница», форма — как «процесс», форма — как культурный объект.
Однако форму предмета и ее отдельные элементы можно рассматривать и как гармоничное взаимодействие человека и мира, который его окружает. Определенное положение вещей друг относительно друга поддерживает порядок мира, частью которого эти вещи являются. Более того, структуры
предметов и больших начал мира подобны, по малому можно догадаться о большом, дать ему осуществиться. Как утверждают религии мира, человек подобен Богу. Из этого следует, что форма есть отражение вкуса, внутренней эстетики и миропозна-ния окружающего микро- и макрокосмоса. Духовное переживание от формы приводит к гармонизации человека и окружения.
В дизайне и тому, что ему предшествовало, все возникало как рациональное — но лишь для общества или его отдельных представителей. Дизайн, вслед за греческой античностью, настаивает на возможности достижения тождества пользы и красоты, утилитарного и эстетического, тогда как в искусстве или инженерно-техническом проектировании этого баланса нет.
Создание формы требует от дизайнера сразу многих способностей и представляет собой синтез эмоционального и рационального, образного и понятийного начал, который далеко не всегда требуется в других видах проектирования.
Между формой и содержанием не существует четкой границы. Эти два понятия связаны, как инь и янь. Внешняя форма диктуется человеком, задается внешними обстоятельствами, а внутренняя — идет изнутри, из сокровенной сути предмета.
Внешняя форма — это нечто материальное, это то, что можно увидеть или потрогать. Внутренняя форма — это ее духовное наполнение.
Содержание — такое же практическое понятие, как и философское. Кувшин может быть наполнен водой, а может содержать емкость для воды. И оба этих случая характеризируют содержание формы.
Анализируя форму в дизайне, следует понимать, что объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования. Очень часто дизайнер вдохновляется окружающей природой, внимательно наблюдая объекты природы или явления. В результате получаются уникальные произведения очень близкие душеной гармонии человека.
Предмет дизайнерской деятельности может выступать как предмет эстетического воздействия на бытие человека. Даже в самом незначительном и обыденном предмете, если в нем вложена дизайнерская мысль, можно увидеть эстетически прекрасное произведение, которое естественным образом, не
*
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (101) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
навязчего будет влиять на эстетический вкус человека. Процесс создания предмета обуславливается утилитарно-практическим потребностям, преобразовывая бытие пространства и служа эволюционным моментом для дальнейшего развития мысли и продукта. Как отмечает Т. Ю. Быстрова: «Он (т.е. предмет. — Прим. автора) предстоит человеку, являясь чем-то качественно отличным и одновременно возникая только благодаря присутствию и усилиям последнего» [1. с. 45].
Любая вещь является аккумулятором миропонимания, ценностных установок своего создателя, передавая энергетику людям для употребления качественного продукта мировосприятия бытия. Мир вещи отражает внутренний мир создателя и от того насколько богат его внутренний мир, настолько эффективна будет созданная вещь или форма. Т. Ю. Быстрова утверждает по этому поводу следующее: «...Все законы создания и функционирования вещей будут в первую очередь связаны с изменениями в человеке, в его представлениях о себе» [1. с. 53]. Не смотря на то, что дизайнер не всегда свободен в творческом процессе, все же он воплощает в вещи в первую очередь свое представление и видение. Форма вещи выбирается творцом в соответствии с теми представлениями и интеллектуальнонравственными принципами, которыми он обладает и которые его волнуют на момент создания. Взгляды и пристрастия дизайнера могут меняться, так же как меняются и устои, и идеалы общества, государства.
Понятие «дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Как утверждает Е. Л. Абаимова: «Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический «прорыв» образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи, он интерпретировал продукты духовной и материальной деятельности, зафиксированные в культуре и ее знаковых системах, в результате чего образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в многоканальный мир диалога со всем миром. В свою очередь и дизайн испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного, экологического контекста и не может существовать вне дискурса непонимания и встречного перцептуального вызова, генерируемого коммуникацией» [2, с. 11]. Поэтому, находясь в тесном контакте с окружением, дизайн стремится не только выразить насущные потребности человека, но и на современном этапе направить общество в новое русло. Ведь, как подчеркивает Т. Ю. Быстрова, вещь способна: « .“подтягивать" человека в эмоциональном и интеллектуальном отношении, совершенствовать его» [1. с. 88]. Действительно, вещь, обладающая красивой и совершенной формой, всегда определяет духовно-психологическое состояние человека. При этом большую роль играет визуальное восприятие образа, отражающего гармоничное представление о сути вещи. Главное, чтобы совпадало внешнее и внутреннее содержание объекта. Так как несовпадение этих представлений ведет к дисгармонии и дискомфорту. Еще в древние времена говорилось о важности достижения гармонии и единства человека и мира, в котором он существует. Одухотворяясь предметами своего производства, человек растет, совер-
шенствуется, а значит, движется сам и движет общество в целом.
Людей всегда привлекала красота вещей, поэтому еще в первобытный период человек стремился как-то украсить свой быт, создавая уникальные по красоте и пластике узоры на предметах быта, в частности, на вазах. И сегодня вазы, появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15—12 тыс. лет тому назад, поражают органичностью узора и формы. Пластика линий узора наполнена философской магией. Это не случайные линии, а наполненные мифическим смыслом орнаменты, как зашифрованные послания будущему. Форма и линии первобытного искусства привлекали и привлекают художников, дизайнеров всегда, потому как вещи, созданные на заре человечества, имеют не только красивые формы и линии, но они еще и обладают космич-ностью. Так как первобытный человек — это человек природы, то и вещи, им произведенные, обладают одушевленной силой макрокосмоса, являясь носителем ее идеи и определенной философией мироздания.
Профессия дизайнера очень молода. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании — изготовлении сотен и тысяч похожих друг на друга как две капли воды изделий. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.
Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе — новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью — все находит отражение в дизайне, который, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию новых тенденций.
Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, которые облачены в оригинальные формы и самые современные технические достижения, отвечающие веяниям моды и высоким
потребительским свойствам выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.
Благодаря поискам дизайнеров новых форм можно сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.
Дизайн, стремясь завоевать потребителя, использует различные приемы и формы. Линия, одна из выразительных средств и приемов в композиции, может многое, особенно в дизайнерском творчестве. Линии, которые используются для создании форм, закладывают определенное психологически-фило-софское значение, очень важное для восприятия потребителем.
С современном дизайнерском творчестве акцент делается на форму потому, что учитывая функциональность вещи, используются не только физические характеристики форм, но и учитываются ее эмоционально-психологическое свойство. Усилить свойство и эффект формы можно различными способами. Так можно применить цвет, что часто и используют дизайнеры, особенно в таком сравнительно новом направлении как промышленный, индустриальный дизайн. Все чаще на форму «накладывают» цвет, для того чтобы трубы, приборы или части зданий имели привлекательный, эстетический вид.
В графическом дизайне в оформлении открыток, буклетов, а в рекламе — вывесок, баннеров наряду с оригинальностью форм и линий применяют какие-либо фактурные вещи. Данные дополнения являются «аксессуарами» формы, делая ее более привлекательной.
Об эмоционально-психологическом влиянии формы на человека ведутся постоянные исследования, но в большей мере пишут о форме из различных линий.
Эстетическую выразительность линий, плоскостей, цвета, пространств и объемов, составляющих форму, как основу эмоционального воздействия на человека, исследуют психологи и эстетики XIX века, такие как Г. Фехнер, В. Гельмгольц, В. Вундт. В 1940 г. для изучения характеристики личности Э. Мир и М. Лопец разработали методику миокинетической психодиагностики, основанной на тестировании при помощи графических изображений на плоскости. Система тестов предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве, изучая тем самым графические движения, делались выводы о нейродинамических и характерологических особенностях человека. Диагностика особенностей личности связывалась с характером психомоторики, с доминированием правше-ства или левшества.
Психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает, кроме своего механического эффекта, особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою
очередь, может служить индикатором доминирующей группы действий испытуемого в данном пространстве.
Миокинетическая методика Мира и Лопеца — состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги рисуют карандашом. Данные линии обводят несколько раз, затем выполняют ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала эти упражнения делают в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.
В результате оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую). Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением. Выясняют, какая половина тела более развита и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками. В зависимости от рода отклонений делается вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение выражено вверх, то у человека высокая степень возбуждения и т.д.
Данная экспериментально-психологическая методика исследования личности, относится к проективным методикам изучения экспрессии.
Другая методика, основанная на геометрических формах и зигзагообразной линии, была разработана в США Сьюзен Деллингер.
Эта методика позволяет достаточно быстро определить тип личности человека. Дает подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека. С ее помощью можно сгармонировать модель поведения для каждого типа личности в типичных ситуациях.
Точность диагностики с помощью психометрического метода достигает 85 %.
Данные исследования — это лишь одна часть важнейших понятий, с которыми издавна связывалось ценностное осознание формы. Свойства и характер формы должны выступать как передача визуального образа красоты и удобства, выражающая систему ценностных ориентаций в общественном мировоззрении.
В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. В результате происходит накопление взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.
Аккумулятором мировоззрения, мироустройства и миропонимания в современном обществе является форма объекта, предмета, образа. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. Сочетания различных чувств дают вариации типов человеческих мироощущений и как итог — создание своеобразных форм, которые окружают и удовлетворяют потребности людей.
Библиографический список
1. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 288 с.
2. Абаимова, Е. Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен : дис. ... к. филос. н. / Е. Л. Абаимова. — Ростов-на-Дону, 2009. — 147 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (101) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ