Научная статья на тему 'Формально-эстетическая модернизация проектирования через стайлинг-дизайн'

Формально-эстетическая модернизация проектирования через стайлинг-дизайн Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
313
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формально-эстетическая модернизация проектирования через стайлинг-дизайн»

УДК 658.512.2 Г.Ю. Османкина

Омский государственный технический университет, г. Омск

ФОРМАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СТАЙЛИНГ-ДИЗАЙН

В предметах дизайна отражается совокупность социальных и мировоззренческих отношений потребителя и продукта потребления. Проектируя вещь, дизайнер закладывает модель действия ее функциональности и удобопотребляемости - это в первую очередь, а затем уже и ее внешнюю привлекательность. Соотнесение вещи со смысловым универсумом как источником, хранилищем накопления знаний об объекте, превращает вещь в социокультурный объект, реализуемый в процессе социокультурных пространств повседневности. Рассмотрение дизайн-проектирования в социокультурном контексте обнаруживает, что унификация, стандартизация, агрегатирование и комбинаторика составляют язык, стиль мышления и способы деятельности в рамках модернистской проектности. Эти черты выступают не только техническим, но и культурологическим фактором, освобождая человека от беспорядочного многообразия вещей, трансформируя и редактируя всю совокупность отношений между человеком и предметным миром, культурными идеалами и ценностями, что делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной.

«Художник-конструктор, - утверждает Ю.Б. Борев, известный современный ученый, - создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире»[1. с. 30].

292

Вещи отражают мировосприятие личности, ее вкусы, интеллект, философию жизни.

У каждого индивида свои пристрастия и свои предпочтения. Кто-то склонен к простым формам, созданными прямыми линиями, кто-то предпочитает мягкие формы, построенные на волнообразных, криволинейных линиях. Но все они создают атмосферу комфорта для себя, в которой отдыхала бы душа.

Дизайн, являясь визуализатором предметного мира, связывает в единый узел духовную и материальную культуру, выполняя важную задачу гармонизации жизнедеятельности человека. Подчеркивая средствами и приемами композиции в объемно-пространственной структуре и тектонике объекта его утилитарно-техническую ценность. Создатели дизайн-проукции стремятся выявить красоту целесообразности технически обусловленной формы вещи. Разная степень весомости утилитарной и эстетической сторон сущности в различных группах, видах и типах изделий находит отражение в их композиционно-стилевом решении, выборе средств и приемов достижения образности и выразительности, преобладании технического или декоративного начала в художественном образе объекта. Но, несмотря на все различия решения конкретных задач художественного конструирования, все же, дизайн ориентирован на гармонию утилитарного и эстетического.

Существуют различные виды дизайна, которые отражают не только конструктивное начало объекта, но и являются красивой вещью потребления. В современном обществе все более актуальным становиться стайлинг-дизайн. Это направление, в какой-то мере, являясь проявлением чисто визуального «куртуазного» дизайна, дает полет творческой фантазии, как в использовании формы, цвета, так и линий. Такой вид дизайн-проектирования определен техническим прогрессом и потребительскими запросами. Видоизменяя модель, выпускаемую в продажу вместо прототипа, при незначительном изменении функционально-

эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений) создается новая вещь. Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от прототипов и аналогов, ускоряя моральное устаревание тех изделий, которые новая модель должна заменить, вытесняя с рынков сбыта. Стайлинг, способствующий увеличению сбыта изделий, созданных в первую очередь для успешной продажи, а не для эффективного потребления, всегда ориентирован на моду. Несмотря на преобладание в стайлинге эстетического начала, все его объекты рассчитаны на реальное использование по назначению, а не только на любование ими.

Стайлинг распространяется на очень большое количество групп и видов изделий бытового назначения, к которым относятся не только одежда, ее аксессуары, мебель, светильники, посуда, ткани, украшения, игрушки, часы, очки, средства письма, но и многие изделия, порожденные техническим прогрессом: бытовые машины и приборы хозяйственного назначения, аудиовизуальная аппаратура, телефоны (сетевые и мобильные), фотоаппараты, персональные компьютеры, спортивные изделия, легковые автомобили. Гораздо менее востребован стайлинг в проектировании изделий производственного, а также общественного назначения, что объясняется нецелесообразностью использования в производственной и во многом общественной сферах жизнедеятельности людей механизма ускорения морального устаревания изделий и оборудования (в эстетическом аспекте). Однако и в этой области может проявляться стайлинг. Например, возьмем электросчетчик, всем хорошо известна его форма, которая зависит от внутренней начинки и его технических характеристик. Однако дизайнеры не останавливаются на его стандартной прямоугольной форме, много разработок, которые

293

модернизируют его, где-то сглаживая углы, придавая более обтекаемую форму, где-то вытягивая по вертикали, где-то по горизонтали. Меняется облик предмета, но внутренняя конструктивно-идейная основа остается. Таких примеров можно привести множество.

Стайлинг стал своеобразным синтезом эстетических предпосылок и материальных преобразований как художественное отражение вкусов и культурных преобразований в общественном сознании.

Важнейшим фактором дизайна, который используется и в стайлинге, формирующим производственную среду, определяющим ее эстетический уровень, стала линия. Она используется с учетом опыта искусства и достижений в области физиологии, психологии, эстетики. Линия, цвет, форма формируют представление о предмете и поэтому всегда взаимообусловлены: линия может улучшать или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Линия и цвет - ведущие начала, организующие конструктивное пространство. Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков и от линейного решения пространства и предметов в этом пространстве. При этом учитываются связь линии и цвета с функцией предмета, технологическими особенностями процесса производства. Линия и цвет оказывают на человека большое психологическое и физиологическое воздействие. Их применение необходимо для создания комфортабельного и наиболее продуктивного условия места работы. Процесс деятельности, его эффективность напрямую связан с эстетическим визуальным восприятием. Способ применения тех или иных линий и цвета зависит не только от технических характеристик трудовой деятельности того или иного предприятия, но и от модных тенденций общества, государства. Идеалы меняются со временем, меняется и характер визуального пространства. Дизайнер, проектируя предметный мир для человека, ориентируется на целостные и социально конкретные образцы жизнедеятельности, моделируемые как с помощью конкретных задач, так и применяя художественное воображение.

Понятие «Дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Современный ис-

следователь культуры Абаимова Е.Л. говорит: «Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический «прорыв» образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи, он интерпретировал продукты духовной и материальной деятельности, зафиксированные в культуре и ее знаковых системах, в результате чего образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в многоканальный мир диалога со всем миром. В свою очередь, и дизайн испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного, экологического контекста и не может существовать вне дискурса непонимания и встречного перцептуального вызова, генерируемого коммуникацией» [2, с.11]. Поэтому находясь в тесном контакте с окружением дизайн стремиться не только выразить насущные потребности человека, но и направить общество в новое русло. Ведь, как подчеркивает Т.Ю. Быстрова, вещь способна: « ... «Подтягивать» человека в эмоциональном и интеллектуальном отношении, совершенствовать его» [3, с. 88].

Действительно вещь, обладающая красивой и совершенной формой, всегда определяет духовно-психологическое состояние человека. При этом большую роль играет визуальное восприятие образа, отражающего гармоничное представление о сути вещи. Главное, чтобы

294

совпадало внешнее и внутреннее содержание объекта. Так как не совпадение этих представлений ведет к дисгармонии и дискомфорту. Еще в древние времена говорилось о важности достижения гармонии и единства человека и мира, в котором он существует. Одухотворяясь предметами своего производства, человек растет, совершенствуется, а значит, движется сам и движет общество в целом.

Библиографический список

1. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М. : Высш. шк., 2002.

2. Абаимова, Е. Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен /

Е. Л. Абаимова. - Ростов-на-Дону. 2009. -147 с.

3. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.