УДК 8Г276.3-053.2
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКИХ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОРФОВ
КОРНЕВЫХ МОРФЕМ
А.К. Ваганова
а;тской речи посвящена обширная ручная литература, однако и з настоящее время исследовате-зуют детскую речь как явление во многом загадочное, имещеющее глубокую и еще не до конца ясную связь с сущностью человеческого языка: "<...> загадка языка в том, что в человеке заложена способность к овладению языком, и лучше всего эта способность проявляется в раннем детстве" [1]. Детские окказионализмы, т.е. слова, создаваемые в речи, являются неотъемлемой частью формирования и развития детской речи: "<...> лингвистические формы, которые ребенок использует в своих высказываниях, это не искажение языка взрослых, не ошибки, как иногда считают, это его собственный язык, результат его познания, его опыт, его классификация, структурирование действительности" [2].
В данной статье рассматриваются детские окказионализмы со специфическим использованием морфов корневых морфем. Номинативные и словообразовательные свойства подобных детских слов были исследованы в лингвистических работах [3], в результате чего установлено, что эти слова отличаются от своих узуальных синонимов тем, что их мотивированная основа не совпадает с мотивированной основой соответствующего им узуального синонима, несмотря на то, что и окказионализм и его узуальный синоним мотивированы общим узуальным словом, следовательно, имеют общую мотивирующую основу. В данной статье впервые рассматривается функциональная обусловленность возникновения детских окказионализмов со специфическим использованием морфов корневых морфем. Исследование основано на систематических наблюдениях за речью детей в семье и
Ваганова Айниса Кадир кызы - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48, e-mail: [email protected], т. (8643) 603417.
в общении с другими детьми. Наряду с самостоятельно собранным материалом используются уже существующие в научной литературе образцы детской речи [4-6], которые в рамках исследуемой темы рассматриваются с функциональной точки зрения. Все подобные детские окказионализмы объединены общим признаком: в них используется тот же морф корневой морфемы, что и у мотивирующего слова. Конкретные причины формально-словообразовательного и семантического совпадения корней окказионализма и мотивирующего его слова могут быть разными, в связи с чем можно выделить следующие группы детских окказионализмов, в корне которых отсутствует:
1) чередование звуков, характерное для их узуального синонима;
2) чередование звука с нулем звука, характерное для их узуального синонима;
3) усечение основы мотивирующего слова, характерное для их узуального синонима;
4) а также окказионализмы, которые в отличие от их узуального синонима, не имеют чередования звуков в корне и обладают особенностями в употреблении суффиксов.
Рассмотрим разные группы окказионализмов, отличающихся от своих узуальных синонимов различием в выборе корневого морфа.
К первой группе детских окказионализмов относятся, например, имя существительное паукина и имя прилагательное петухиный.
Окказиональное существительное па-укина и его узуальный синоним паутина, называющие "Сеть из тонких нитей, получающихся от выделения пауком клейкого сока" [7, с. 438] и мотивированные узуальным существительным паук, образованы с помощью суффикса -ин(а). Существительные с суффиксом -ин(а) имеют значение "предмет (неоду-
Aynisa Vaganova - Ph.D. in Philology, Assistant Professor of Russian Language, Culture, and Correction of Speech Department at the Taganrog State Pedagogical Institute named by А.Р. Chekhov, 48, Initsiativnaya Street, Taganrog, 347936, e-mail: [email protected], tel. +7(8643)603417.
шевленный), характеризующийся отношением к предмету, названному мотивирующим словом" [8, с. 192]. Например: перо-перина. Перед суффиксом -ин(а) в узуальном слове паутина происходит нерегулярная мена к//т'. В результате действия метаязыковой функции детской речи в окказиональном слове паукина перед суффиксом -ин(а) отсутствует чередование к//т', поэтому мотивированная основа не отличается по звуковому облику от мотивирующей основы.
Окказиональное прилагательное пету-хиный и его узуальный синоним петушиный мотивированы узуальным существительным петух, образованы с помощью суффикса -ин(ый) и имеют значение "свойственный тому, что названо мотивирующим словом" [8, с. 272], причем мотивирующим словом обычно является название животного: звериный, лошадиный, воробь- иный. В узуальных словах заднеязычные согласные перед данным суффиксом чередуются с шипящими: петух-петушиный, бык- бычиный. В отличие от узуального синонима в окказиональном слове петухиный перед суффиксом -ин(ый) отсутствует чередование заднеязычного согласного с шипящим.
Ко второй группе окказионализмов относится, например, слово "безветерный". Прилагательное безветерный и его узуальный синоним безветренный, называющие "тихую погоду", "погоду без ветра" и мотивированные узуальным существительным ветер, образованы префиксально-суффиксальным способом. Словообразовательным формантом узуального слова безветренный являются приставка без- и суффикс -енн-. Отсубстантивные прилагательные с таким формантом имеют значение "характеризующийся отсутствием того, что названо мотивирующим словом" [8, с. 313]. В корне узуального прилагательного происходит чередование гласного [э] с нулем звука. Значение окказионального прилагательного безветерный, словообразовательный формант которого состоит из приставки без- и суффикса -н-, аналогично значению его узуального синонима. Однако в корне окказионального прилагательного безветерный не происходит чередования гласного с нулем звука.
Третью группу окказионализмов составляют слова типа глубочина, высочина, в корне которых отсутствует усечение основы мотивирующего слова.
Окказиональное существительное глубо-чина и его узуальный синоним глубина называют "Расстояние от поверхности до дна или до какой-н. точки по направлению вниз" [7, с. 119]. Оба слова мотивированы узуальным
прилагательным глубокий, образованы с помощью суффикса -ин(а) и имеют отвлеченное значение признака, свойства. В узуальном существительном глубина перед словообразовательным суффиксом -ин(а) усекается суффикс основы мотивирующего прилагательного -ок (глубокий). В отличие от узуального слова в окказиональном слове глубочина перед суффиксом -ин(а) сохраняется суффикс основы мотивирующего прилагательного -ок- и происходит чередование согласных к//ч.
Окказиональное существительное высочина и его узуальный синоним вышина называют то же, что высота, т.е. "Пространство и расстояние от какой-н. точки или земли вверх" [7, с. 108]. Слова высочина и вышина мотивированы узуальным прилагательным высокий, образованы с помощью суффикса -ин(а) и имеют отвлеченное значение признака, свойства. В узуальном существительном вышина перед словообразовательным суффиксом -ин(а) усекается суффикс основы мотивирующего прилагательного -ок-(высокий) и происходит чередование с//ш. В отличие от узуального слова в окказиональном существительном высочина перед суффиксом -ин(а) сохраняется суффикс основы мотивирующего прилагательного -ок- и происходит чередование согласных к//ч.
Существуют окказионализмы, которые объединяют в себе признаки слов второй и третьей группы, например, слово читание. Окказиональное существительное читание и его узуальный синоним чтение называют процесс "воспроизведения вслух написанного". Эти слова мотивированы узуальным глаголом читать. В состав словообразовательного форманта узуального существительного чтение входит суффикс -ени[]]-, который образует отглагольные существительные со значением отвлеченного процессуального признака. При образовании слова чтение усекается конечное -а основы и в корне слова происходит чередование гласного -и с нулем звука. В состав словообразовательного форманта окказионального существительного читание входит суффикс -ни[/]-, который так же, как и -ени[/], образует отглагольное существительное со значением отвлеченного процессуального признака. Однако образование окказионального слова не сопровождается усечением конечного звука основы и чередованием корневого гласного -и- с нулем звука.
Среди окказионализмов четвертой группы, которые не имеют чередования звуков в корне и обладают своеобразием в употре-
блении суффиксов, различаются имена прилагательные, например, медведин, работный; глаголы, например, заплохеть.
Окказиональное прилагательное медведин и его узуальный синоним медвежий называют "то, что принадлежит медведю". Оба слова мотивированы узуальным существительным медведь, но имеют разные словообразовательные суффиксы и содержат разные морфы одной и той же корневой морфемы. Узуальное прилагательное с суффиксом -ий медвежий имеет значение "свойственный, присущий (реже - принадлежащий) тому, кто назван (что названо) мотивирующим словом" [8, с. 271]. К данному словообразовательному типу принадлежат отсубстантивные прилагательные бараний, рыбий, волчий, птичий и др.. Перед суффиксом -ий в корне узуальных слов происходит чередование согласных д'//ж. В состав словообразовательного форманта окказионального слова входит суффикс -ин, который образует прилагательное со значением "принадлежащий тому, кто назван мотивирующим словом". В отличие от узуального синонима в окказиональном слове медведин отсутствует чередование согласных в корне д'//ж.
Окказиональное прилагательное работный (слово употребляется в контексте: "Вот это работная рубашка") и его узуальный синоним рабочий называют признак "Служащий, предназначенный для работы, используемый в какой-н. работе" [7, с. 567]. Оба слова мотивированы узуальным существительным работа. В словообразовательный формант узуального прилагательного рабочий входит нулевой суффикс, который образует отсуб-стантивные прилагательные, характеризующиеся "общим относительным значением" [8, с. 304]. При этом в основе мотивированного слова происходит чередование согласных т//ч. В словообразовательный формант окказионального прилагательного работный входит суффикс -н-, который образует слово, обозначающее признак, относящийся к предмету, явлению, названному мотивирующим словом. В отличие от узуального синонима в окказиональном слове работный отсутствует чередование согласных в корне т//ч.
Детский окказионализм заплохеть и его диалектный синоним заплошать, мотивированные прилагательным плохой, называют состояние "стать слабым, болезненным". Приставка за- и суффикс -а- образуют слово заплошать, которое, по утверждению
А.Н. Гвоздева [4], является диалектным, имеет словообразовательное значение "приобрести признак, названный мотивирующим прилагательным". В основе детского окказионализма заплохеть отсутствует чередование согласных х//ш, поэтому детское слово в отличие от диалектного слова заплошать, сохраняет идентичность корневого морфа с мотивирующей основой узуального прилагательного плохой. Для образования окказионализма в детской речи использован тот же морф корневой морфемы, что и в основе мотивирующего слова.
К четвертой группе относятся также и окказионализмы, которые не имеют чередования звуков в корне и, в отличие от своих узуальных синонимов с нулевыми суффиксами, обладают материально выраженными суффиксами. Таковыми являются, например, существительные спение, ловение.
Окказионализм спение и его узуальный синоним сон мотивированы узуальным глаголом спать. В словообразовательный формант узуального слова сон входит нулевой суффикс, который образует отглагольное существительное со значением отвлеченного действия, состояния. При образовании узуального существительного сон происходит мена конечных согласных корня п//н и в корне появляется беглый гласный -о-. В состав словообразовательного форманта окказионализма спение входит суффикс -ени [/]-, который образует отглагольное существительное со значением отвлеченного процессуального признака-состояния. Создание окказионализма спение не сопровождается меной конечных согласных корня п//н и появлением беглого гласного -о- в корне, что способствует совпадению облика корней мотивированного и мотивирующего слова (спение от спать).
Окказиональное существительное ловение (это слово употребляется ребенком в следующем контексте: А еще как пауки играют, кроме ловения друг друга?) и его узуальный синоним ловля, мотивированные узуальным глаголом ловить, называют "процесс, при котором стараются схватить нечто движущееся". В словообразовательный формант узуального слова ловля входит нулевой суффикс, который образует отглагольное существительное со значением отвлеченного действия. При этом происходит чередование согласных в'//вл' в корне мотивированного узуального слова ловля. В словообразовательный формант окказионального слова ловение входит суффикс -ени[/]-, который образует отглагольное существительное со значением отвлеченного процессуального признака. При образовании окказионализма
ловение не происходит чередования согласных в'//вл' в корне слова, чем обусловлена идентичность корней мотивирующего и мотивированного слова в речи детей.
Исследование детских окказиональных наименований со специфическим использованием морфов корневой морфемы показывает, что они зависят от метаязыковой функции детской речи и отличаются от своих узуальных синонимов более последовательным отражением семантических и формальных связей между мотивированным и мотивирующим словами. При этом ребенок сознательно анализирует данные связи и выбирает конкретные языковые средства - корневые морфы, суффиксы. В соответствующих детским окказионализмам узуальных словах может нарушаться звуковая идентичность корней мотивированного и мотивирующего слов, так как в системе языка звуковая структура слова может подвергаться историческим изменениям: к//т' (паук-//паут'-), х//ш (петух-//петуш-; плох-//плош-), в'//вл' (лов'-//ловл'-), п//н (спать//сон). Игнорируя хорошо известное ему узуальное слово, ребенок создает окказиональное, чтобы избежать различий в оформлении корневых морфем и сделать семантическую мотивацию окказионального наименования прозрачной: Там котенок с пером петухиным... петушиным во рту. Сделанная ребенком поправка петухиным-пе-тушиным свидетельствует о том, что он знает узуальное слово петушиное, которое кажется ему недостаточно мотивированным. Если прилагательное образовано от слова петух, то, по мнению ребенка, его корень должен звучать как петух идентично корню мотивирующего слова. Это делает внутреннюю форму окказионального слова более прозрачной, чем у его соответствующего узуального синонима.
При создании окказиональных слов в детской речи устраняется свойственное системе языка чередование звука с нулем звука, так как все звуки и морфемы в речи детей материально выражены: безветерный-безветренный. Чтобы сохранить материальную выраженность морфем и тех или иных звуков в них, дети часто избегают характерного для узуального словообразования усечения основы мотивирующего слова: высокий-вы-
сочина вместо узуального вышина, глубокий-глубочина вместо узуального глубина. Материальная выраженность конкретных морфем способствует идентичности корневых морфем в составе мотивированного и мотивирующего слов, а, значит - и наглядности внутренней формы окказионализма.
Следует отметить, что в некоторых узуальных словах в речи взрослых также проявляется тенденция к восстановлению одинаковой фонемной структуры корня. Например, в языке имеется не только прилагательное таганрож-ский с чередованием заднеязычного согласного с шипящим г//ж (Таганрог-таганрожский), но и более новое - таганрогский, где устранено чередование согласных. Некоторые ученые утверждают ослабление строгости в реализации чередований [9]. В детской речи стремление избежать чередования звуков, не допустить усечения основ и употребления нулевых звуков, сохранить единообразие корневых морфем мотивированного и мотивирующего слов проявляется шире, свободнее, чем в речи взрослых, носит системный характер, в чем выражается метаязыковая функция детских окказионализмов. Осмысление семантической и формально-словообразовательной связи между мотивированным и мотивирующим словами, осуществление метаязыковой функции облегчает ребенку процесс окказиональной номинации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плунгян В.А. Почему языки такие разные. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. 272 с. С. 4.
2. Левицкий Ю.А. Общее языкознание. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 266 с. С. 228.
3. Ваганова А.К. Номинация в детской речи. Дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 1997. 134 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 472 с. С. 290.
5. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во СГУ, Куйбышевский филиал, 1990. 104 с.
6. Чуковский К.И. От двух до пяти. К.: Вэсэлка, 1998. 366 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. 816 с.
8. Русская грамматика: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.
9. Шанский Н.М. В мире слов. М.: Просвещение, 1985. 256 с. С. 66.
Исследование выполнено при финансовой поддержке федерального государственного бюджетного учреждения «Российский гуманитарный научный фонд» в рамках финансирования проекта проведения научных исследований «Речевые функции детских окказионализмов», проект по гранту № 12-04-00181/13 от 18.03.2013 г.
30 ноября 2012 г.