Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Марфусалова В.П. — Функциональное и этнокультурное значение традиционной одежды народов Севера (на примере зимней одежды эвенков) // Человек и культура. - 2020. - № 1. DOI: 10.25136/2409-8744.2020.1.31529 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=31529
Функциональное и этнокультурное значение традиционной одежды народов Севера (на примере зимней одежды эвенков)
Марфусалова Венера Петровна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры начального образования Педагогического института , Северо-Восточный
Федеральный университет
897013, Россия, г. Якутск, пр.Ленина, 2, оф321 И [email protected]
Статья из рубрики "Этнология и культурная антропология"
DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31529
Дата направления статьи в редакцию:
01-12-2019
Аннотация.
Предметом исследования является традиционная одежда эвенков - коренного этнического сообщества Севера. Эвенки имеют большую территориальную расселенность, связанную с традиционной жизнедеятельностью и кочевым образом жизни. При этом народ продолжает сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий его как один народ. В статье рассматриваются комплектация зимней одежды эвенков. Делается анализ функциональности его элементов, декоративности и эстетики. Она состоит из шести частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок. Предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий. Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности. Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды. Методом и методологией исследования является анализ литературных источников, изучение объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. Основными выводами исследования являются следующие:- Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях
жизнедеятельности в арктическом регионе;- Эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий;- Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности; - Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды;
Ключевые слова: традиционная культура, зимняя одежда, холод, декор, охота, шкура, мех, орнамент, ценность, жизнедеятельность
грант РФФИ
Актуальность. Эвенки - кочевой народ с самобытной культурой, связанной с традиционной жизнедеятельностью в суровых условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они имеют большую территориальную расселенность, связанную с традиционным разведением домашних оленей и сезонной охотой на парнокопытных и пушного зверя, рыболовством, сбором ягод и т.д. При большой дисперсности расселения, усиленной ассимиляции с другими народами, эвенки продолжают сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий их как этническое сообщество. К этому общекультурному компоненту относится традиционная одежда как неотъемлемая часть материальной культуры. Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в резко-континентальном и низкотемпературном арктическом регионе.
Объектом исследования является компоненты зимней одежды эвенков с точки зрения их целесообразности, функциональности и самобытной эстетики.
Задачи исследования:
- определить целесообразность технологии изготовления зимней одежды эвенков;
- особенности выбора материала;
- декоративное решение узоров и их целесообразность;
Методом и методологией исследования является анализ литературных источников, изучение объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. Методологией работы является системно-деятельностный подход английского ученого Э.Тэйлора, культурологический подход, разработанный в научных трудах американского ученого Л.А. Уайта, циклических моделей культурных изменений О.Шпенглера, Д.Данилевского, А.Тойнби, А.Кребера,Б.Сорокина и других. Также источником для исследовательской работы послужили научные труды А.Ф. Миддендорфа, М.А. Кастрена, Г.М.Василевич, А.Н.Мыреевой, Д.М.Берелтуевой, Т.М. Сафьянниковой, А.Г.Амелькина и другие. В трудах ученых рассматривается материал, из которого изготавливается таежная одежда, крой элементов одежды, декорирование. В данных исследованиях большое внимание уделяется особенностям кроя и декора в разных регионах расселения эвенков, обусловленные совершенсовованием технологии и разными видами заимствований в
период контактов с другими культурами.[2'4,7'8,9]
Зимняя эвенкийская национальная одежда является многомерной и состоит из шести
частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок: шапка(авун), верхняя меховая одежда(сун,мукукэ) нагрудник (хэлми), натазник (хэрки), обувь(олочи), рукавицы(коколлол). Все элементы одежды изготавливаются с учетом теплопроводности, удобства для движения,чтобы не сковывать движение при охоте и трудовой деятельности. Большое внимание уделяется цветовой гамме, так как во время выпаса оленей и охоты человек не должен выделяться.
Основной головной убор шапка(авун). Ее шили из трех частей: полосы, идущей от затылка ко лбу, - хоё (буквально - макушка) и двух боковых - олдон, которые закрывали уши и завязывались под подбородком . Шили капор обычно из оленьего меха на меховом подкладе, позднее стали делать из сукна. Также почти до середины XX века у некоторых групп эвенков сохранялись старинные головные уборы(мета - буквально -шкура с головы оленя). Его изготавливали из целой шкурки, снятой с головы оленя, которую в сыром виде растягивали по форме головы. Затем ее высушивали, окаймляли несколькими меховыми полосками, зашивали бисером и цветным сукном отверстия от
рогов, ушей и глаз.-^
Зимняя верхняя одежда (мукукэ, сун) из выделанного особым способом оленьего меха с
расходящимися полами носили в зимние холода в повседневной жизни и на охоте.!"8, Также были с уконные кафтаны, которые носили не только летом, но и осенью до сильных морозов. Парку шили мехом наружу. Она была короткой, если служила для производственных нужд. В них крой, декор и место его расположения строились по типу ритуальной одежды. Полы сходились встык и стягивались на груди тремя парами вязок . Спинку и полы в этой одежде кроили отдельно. Проймы прорезали по прямой линии, как это было в старинном кафтане из одной некроеной шкуры. Спинку, и полы от талии вниз иногда кроили по косой линии. Благодаря этому подол получался слегка расширенным. Рукава также расширяли за счет вставных клиньев. Меховая парка не имела каких-то особых украшений. Но верхнюю часть спинки часто делали с кокеткой из белого меха, называя ее аркалан (буквально - наспинник). В плечевые швы также вставляли полоски белого меха - мирэптун (буквально - наплечник). Рукава внизу имели манжеты - богьян - мехом внутрь, к которым пришивали ворот парки окаймляла узкая полоска мехом внутрь - монгоптукан (буквально - ошейник). У женщин по бокам пол и подолу обычно пришивали еще дополнительные полосы белого меха. Для зимней одежды использовали оленьи шкуры мехом наружу либо внутрь, в последнем случае - с окрашенным, как и ровдуга, верхом. Чаще применяли шкуры неблюя - молодого оленя летнего забоя, которые высоко ценились за то, что они легче, теплее и носятся дольше благодаря короткому волосу, который меньше выпадает. Реже для сильных морозов одежду шили из зимних оленьих шкур. А для удобства и свободы движений под мышкой вставляли ластовицу треугольной формы. К краям рукавов наглухо пришивали рукавицы, сшитые из оленьего камуса, с прорезью для вынимания рук. Подол кафтана некоторые группы эвенков выкраивали мысом, так что спинка получалась длиннее, чем перед. Этот мыс назывался ирги (буквально - хвост). Его использовали как подстилку, когда садились на снег или холодную землю, а чтобы он не мешал при ходьбе, его подвязывали к поясу. Рукавицы сшили из оленьих камусов, а нарядные - из шкуры лисы и других пушных зыерей мехом наружу. Специальный покрой эвенкийских рукавиц изготавливали с разрезом под большим пальцем и прикрывающим его клапаном - позволял при необходимости высунуть руку, не снимая самой рукавицы. Неотъемлемой частью эвенкийского костюма у некоторых групп эвенков был закрывающий грудь и живот нагрудник - длинная узкая полоса трапециевидной формы, слегка расширяющуюся книзу, длиной чуть выше колен.-^ Крепили нагрудник тесемками, которые пришивали на
его верхних углах и у пояса. Их завязывали сзади на шее и на талии. Нагрудник защищал от ветра и холода, и имел сакральное значение. На нем изображали священную птицу гагару, украшали бисером и подвесками. Летом, когда погода была теплой, его могли и не надевать. Мужской нагрудник - хэлли - оканчивался внизу острым мысом, а женский - нэлли - имел прямой срез.
Обувь у эвенков имела общее название олоччи, унты, но наряду с ним имелось много частных названий, каждое из которых относилось к какому-то виду - в зависимости от
материала, сезона использования и назначения. ^Раскрой обуви был единым для мужчин и женщин, но женские унты отличались большим количеством украшений. Летние и осенние унты шили из ровдуги, зимние - из камусов, «щеток» и «лбов». Из всего разнообразного набора унтов выделялась летняя ровдужная обувь - локоми, имеющая особый тип кроя. Подошву для нее вырезали значительно больше очертаний ступни и загибали кверху сборами на носке и пятке. К ней пришивали носок, покрывающий подъем, и короткое - до лодыжки - голенище. Верх голенища затягивали ремешком, протянутым через вздержку. Для всех остальных унтов подошву выкраивали по ступне и пришивали внутренним швом. Длина голенища была различной, но более характерна для эвенков низкая обувь - до щиколотки и до колена. Самые короткие зимние унты -хэмчурэ - делали чуть выше щиколотки. Самые высокие - на всю длину ноги -называются хэвэри. В основном их использовали в лесотундре для дальних поездок на нартах. Наиболее нарядной была камусная обувь до колена - чикупма. Ее украшали орнаментом из меха разных цветов. Всю зимнюю обувь по традиции до сих пор надевают на меховой или суконный чулок - доктон. Отдельные детали традиционной эвенкийской одежды - это обувь, рукавицы и перчатки - ввиду своей практичности у многих групп эвенков остаются в обиходе. В процессе шитья различных видов изделий из меховых шкур и кожи сложились несколько видов конструктивных швов. Однако почти все они в зависимости от места расположения и замысла мастерицы несли одновременно и композиционно-декоративную функцию. Кроме вышивки подшейным волосом, эвенками использовались следующие техники декора изделий из меха и кожи: меховая мозаика, вышивка бисером, вышивка цветными нитками, металлические вставки - бляшки, аппликация, продержки, бахрома, опушка, кисточки, плетение. При изготовлении одежды, мастерицы тщательно заделывали швы, чтобы злые духи не проникли и не лишили человека здоровья, удачи в охоте .Меховая мозаика обычно составляется из камуса - шкуры с ноги оленя летнего забоя. Шкурки должны быть одинаковыми по высоте ворса. Из кусочков меха мастерицы составляют узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах и ковриках. Общим способом для украшения всяких меховых вещей является комбинирование полос белого и темного меха. В меховой одежде кроме меха парнокопытных используются шкуры пушных зверей: белки, горностая, соболя. Практически вся утварь, одежда эвенков украшается бисером.
Для эвенков характерно мифическое восприятие жизни, они считают, что деревья, птицы, животные имеют душу. Лось, гагара, олень, их изображения считаются священными. Одежда с вышитой гагарой обладала чудодейственными свойствами тотемного животного. Орнамент имеет не только символическое, но и магическое, сакральное значение. Основой эвенкийского орнамента стала окружающая природа. Древние охотники, как никто другой, подмечали ее особенности и старались передать информацию через орнамент. Обычно названия орнаментальным мотивам в народе давались по внешнему сходству с предметом или частью предмета. Например, орнамент «орон иелин » - рога оленя, «муннукан секарин » - ушки зверьков, «гилбэкэ » - квадрат, «илан кирачи » - треугольник и т. д. К геометрическому орнаменту также относятся ромбы, кресты. Крестовой орнамент расшифровывается как звезда осикта . Он обычно
имеет форму выгнутых арочек либо окаймлен мелким треугольным мотивом. Эвенкийский декор нередко был представлен криволинейным орнаментом - делог иен , букв. бараний рог. Он мог быть выстроен как горизонтально, так и вертикально. Дополнением служили разного рода лепестки и трилистники, это говорит о том, что зачастую сочетали геометрический и растительный орнаменты. Для последнего характерны также розетки, составленные из лепестков или кругов. Помимо того, что орнамент выполнял декоративную и сакральную функции, он нес также информацию о социальном положении человека, указывал на принадлежность к тому или иному роду, на предназначение самой одежды - для какого обряда она приготовлена. Родовой орнамент наносят на спинку - треугольник, ромб, солнышко, квадрат и др.
Основными выводами исследования являются следующие:
- Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в арктическом регионе.
- Эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий;
- Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в с о в ре ме нной ж из не де я те льно с ти;
- Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды;
- В связи с усилением контактов в жизни современных народов Севера, развитием средств и технологиии активно меняется традиционных подход в изготовлении меховой одежды по сравнению с его историко-этнографическим обликом.
Библиография
1. Акимова В.С. Традиционная одежда народов Севера Якутии: проблемы сохранения и развития: автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.С. Акимова; ИПМНС СО РАН - М., 2001 - 19 с.
2. Афанасьева Е.Ф. Эвенкийская одежда: прошлое и настоящее./Е.Ф. Афанасьева, И. Медведева// Бурятский язык: вопросы языкознания и методика преподавания. -Улан - Удэ, 2004. - с. 110 - 113
3. Бенчик Х.А. По воле судьбы (Традиции, обычаи и одежда кочевых народов Оленекского улуса)/ Х.А. Бенчик - Якутск: Бичик, 2006 - 96 с.
4. Берелтуева Д.М. Художественная обработка меха и кожи у северных тунгусо -маньчжуров// Искусство и образование на пороге ХХ1 в.: Сборник научных статей по материалам международной научной конференции « Запад - Восток: образование и наука на пороге ХХ1 в.»-Хабаровск, 2001. - С. 11-14
5. Берелтуева Д.М. Традиционная эвенкийская одежда: реалии и перспективы// Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на дальнем Востоке.6 Годековские чтения. - т.5. - Хабаровск, ХКМ им. Н.И. Гродекова, 2009. - с.94-100
6. Берелтуева Д.М. Этнический костюм на перепутье: анализ работы народных мастериц Охотского побережья// Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы международной научной конференции 2010. - СПб:
СПбГУМиД,РЭМ, 2010.-с. 327 - 330
7. Василевич Г.М. Тунгусский нагрудник у народов Сибири/ Г.М. Василевич// Сб.МАЭ. - 1949. - Т.11 - с. 42 - 61.
8. Василевич Г.М. Тунгусский кафтан ( К истории его развития и распространения)/ Г.М. Василевич //Сб.МАЭ. - 1958.-Т.18 - с. 122-178.
9. Василевич Г.М.Типы обуви народов Сибири/Г.М. Василевич// Изв. СО АН СССР. -1963.-Вып. 3, № 9. - с. 71 - 73. 11. Василевич Г.М. Производственный костюм эвенков Нижней и Подкаменной Тунгусок как исторический источник/ Г.М. Василевич// Одежда народов Сибири. - Л.: 1970. - с. 116 - 122.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.
Рецензия на статью
Автор представил оригинальную статью в журнал «Человек и культура»; в ней он ставит вопрос об исследовании специфики традиционной зимней одежды на примере одежды эвенков. Обращает на себя внимание смысловая недостаточность названия: следовало бы определить, значение одежды для чего или для кого? При этом автор статьи исходит из того, что при большой дисперсности расселения, усиленной ассимиляции с другими народами, эвенки продолжают сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий их как этническое сообщество. К этому общекультурному компоненту относится традиционная одежда как неотъемлемая часть материальной культуры. Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в резкоконтинентальном и низкотемпературном арктическом регионе. Между тем характеризуя постановку проблемы, автор статьи полагает, что зимняя эвенкийская национальная одежда является многомерной и состоит из шести частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок: шапка, верхняя меховая одежда, нагрудник, натазник, обувь, рукавицы. Все элементы одежды изготавливаются с учетом теплопроводности, удобства для движения,чтобы не сковывать движение при охоте и трудовой деятельности. Большое внимание уделяется цветовой гамме, так как во время выпаса оленей и охоты человек не должен выделяться. Основной головной убор шапка(авун). Ее шили из трех частей: полосы, идущей от затылка ко лбу, - хоё (буквально - макушка) и двух боковых - олдон, которые закрывали уши и завязывались под подбородком . Шили капор обычно из оленьего меха на меховом подкладе, позднее стали делать из сукна. Также почти до середины XX века у некоторых групп эвенков сохранялись старинные головные уборы (мета - буквально - шкура с головы оленя). Эмпирический характер исследования придает обращение к материалам мифического восприятия жизни эвенков, которые считают, что деревья, птицы, животные имеют душу. Лось, гагара, олень, их изображения считаются священными. Одежда с вышитой гагарой обладала чудодейственными свойствами тотемного животного. Орнамент имеет не только символическое, но и магическое, сакральное значение. Основой эвенкийского орнамента стала окружающая природа. В статье отмечается, кроме того, что древние охотники, как никто другой, подмечали ее особенности и старались передать информацию через орнамент. Обычно названия орнаментальным мотивам в народе давались по внешнему сходству с предметом или частью предмета. В методологическом плане вполне закономерно работа осуществлена в рамках подхода, основанного на
анализе литературных источников, изучении объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. При этом методологией работы является системно-деятельностный подход английского ученого Э.Тэйлора, культурологический подход, разработанный в научных трудах американского ученого Л.А. Уайта, циклических моделей культурных изменений О.Шпенглера, Д.Данилевского и других. В трудах ученых рассматривается материал, из котрого изготавливается таежная одежда, крой элементов одежды, декорирование. В данных исследованиях большое внимание уделяется особенностям кроя и декора в разных регионах расселения эвенков, обусловленные совершенсовованием технологии и разными видами заимствований в период контактов с другими культурами. Актуализируя социокультурный аспект проблемы, автор статьи отмечает, в частности, что при изготовлении одежды, мастерицы тщательно заделывали швы, чтобы злые духи не проникли и не лишили человека здоровья, удачи в охоте. Меховая мозаика обычно составляется из камуса - шкуры с ноги оленя летнего забоя. Шкурки должны быть одинаковыми по высоте ворса. Из кусочков меха мастерицы составляют узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах и ковриках. Общим способом для украшения всяких меховых вещей является комбинирование полос белого и темного меха. Итак, автором были получены данные, позволившие утверждать, что в меховой одежде кроме меха парнокопытных используются шкуры пушных зверей: белки, горностая, соболя. Практически вся утварь, одежда эвенков украшается бисером. Таким образом, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи? 1. Проведенное исследование показало, что практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в арктическом регионе. При этом отмечается, что эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий. 2. Было установлено, что в связи с усилением контактов в жизни современных народов Севера, развитием средств и технологиии активно меняется традиционных подход в изготовлении меховой одежды по сравнению с его историко-этнографическим обликом. Как видим, автор в целом был близок к получению заметных научных результатов, позволивших обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы. Выводы, сформулированные в статье, согласуются с логикой научного поиска, отвечают цели и задачам исследования, не вызывают сомнений и не имеют очевидных противоречий. Список литературы позволил автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике и обозначить свой независимый и подкрепленный исследовательскими позициями авторский взгляд на обозначенную проблему. Имеются ссылки на 9 источников. Несмотря на преимущества работы, все же есть один очевидный недостаток: название статьи, которое нуждается в корректировке с учетом сказанного выше в настоящей рецензии; также необходимо упорядочить текст, разбив его на более четкие абзацы. После решения обозначенной проблемы повысится вероятность опубликования статьи в авторитетном научном издании.