Научная статья на тему 'Функционально-стоимостной анализ как расчетно-аналитический инструментарий оценки эффективности системы подготовки научно-педагогических кадров России'

Функционально-стоимостной анализ как расчетно-аналитический инструментарий оценки эффективности системы подготовки научно-педагогических кадров России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТОИМОСТНОЙ МЕТОД / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPHERE / THE FUNCTIONAL COST METHOD / THE SCIENTIFICAND TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красовская И. П.

В статье детально рассмотрен функционально-стоимостной метод, который представляет собой завершенный расчетно-аналитический инструментарий, наделенный бесспорными эвристическими преимуществами как финансово-инвестиционного, так и социально-экономического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value analysis as the analytical tools evaluate the effectiveness of the training scientific and pedagogical staff in Russia

The article examined in detail the functional cost method, which is a complete settlement and analytical tools, endowed with undeniable heuristic advantages of both financial investment and socio-economic problems.

Текст научной работы на тему «Функционально-стоимостной анализ как расчетно-аналитический инструментарий оценки эффективности системы подготовки научно-педагогических кадров России»

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ КАК РАСЧЕТНО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РОССИИ

КРАСОВСКАЯ И.П.,

доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербурский государственный политехнический университет, e-mail: [email protected]

В статье детально рассмотрен функционально-стоимостной метод, который представляет собой завершенный расчетно-аналитический инструментарий, наделенный бесспорными эвристическими преимуществами как финансово-инвестиционного, так и социально-экономического характера.

Ключевые слова: социально-экономическая эффективность; научно-образовательная сфера; функциональностоимостной метод; научно-педагогические кадры.

The article examined in detail the functional cost method, which is a complete settlement and analytical tools, endowed with undeniable heuristic advantages of both financial investment and socio-economic problems.

Keywords: socio-economic efficiency, scientific and educational sphere, the functional cost method, the scientificand teaching staff.

Коды классификатора JEL: I21, I23.

В современных социально-экономических условиях преодоления деструктивно-разрушительных последствий мирохозяйственного кризиса, формирования конструктивно-созидательных тенденций и перехода Российской Федерации на инновационный тренд, стратегия развития имманентно предполагает активизацию процессов разработки и воплощения в действительность политики подготовки научно-педагогических кадров, важнейшим элементом которой должны выступить высокоэффективные структурные и рыночно-институциональные преобразования.

Не будет преувеличением констатировать тот факт, что в течение последних лет в Российской Федерации интенсифицированы процессы научно-технической и инновационной деятельности. Фундаментальные концептуальнометодологические исследования и практико-прикладные разработки прогрессивных наукоемких технологий основаны на значительных капиталовложениях и предполагают перманентные финансово-инвестиционные потоки, дотации и преференции в научно-образовательную сферу. Достаточно, в связи со сказанным, упомянуть лишь о принятии Правительством РФ федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры на 2009-2013 гг.», финансирование которой превышается 80 млрд руб.

Несмотря на официальное признание научно-практической важности, актуальности и своевременности рыночноинновационного реформирования национальной системы подготовки научно-педагогических кадров, в настоящее время в России отсутствует единство мнений и согласованное представление по вопросам развития кадрового потенциала, как многокритериального, интегрированного и сложноструктурированного объекта управления и финансирования. Фактически отсутствует инструментарно-методический механизм оценки социально-экономической эффективности издержек, связанных с практической реализацией научно-образовательных программ, который был бы адекватен рыночно-инновационным реалиям российской действительности, с одной стороны, и в полной мере принимал во внимание общественно значимые императивы развития высшей школы - с другой.

Функционально-стоимостная методология (ФСА), возникнув на основе неоклассической школы и характеризуясь математической формой интерпретации социально-экономических процессов, в настоящее время представляет собой универсальный расчетно-аналитический инструментарий современного экономикса. Восприняв концептуальнометодологические принципы основных направлений неоклассической экономической науки (теорий экономической эффективности, общественного благосостояния, коллективного выбора и т.д.) и пытаясь достичь основной цели маржинальных исследований - максимально эффективного распределения ограниченных ресурсов в условиях свободного рынка, методология ФСА, тем самым, оказалась в наибольшей степени адаптирована для решения познавательноэвристических задач, в широком понимании, и в сфере подготовки научно-педагогических кадров, в частности.

© И.П. Красовская, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

Функционально-стоимостной анализ как самостоятельное инновационное научное направление оформился к концу 40-х - началу 50-х годов прошлого столетия. Всеобщим признанием методология ФСА обязана научным трудам Л. Майлза (США) и Ю.М. Соболева (СССР), практически одновременно предложившим качественно иные, гораздо более прогрессивные по сравнению с общеизвестными концептуальные подходы к поиску резервов экономической эффективности, благодаря которым метод приобрел черты автономной отрасли научного знания [4, с. 185].

Предметно-сущностное содержание функционально-стоимостных операций заключалось в постановке и решении задачи не только и не столько установления эффекта, выгод и расходов в процессе практической реализации какой-либо инновационной социально-экономической идеи, сколько упрощения процедуры поиска оптимального альтернативного варианта, минимизирующего расходы в случае воплощения этой идеи в действительность. Подобный концептуальный подход весьма результативен, когда идентифицировать потенциальные социально-экономические преимущества затруднительно, однако актуальность, своевременность и научно-практическая значимость проекта сомнению не подлежат. Это, в первую очередь, относится к социально-экономическим нововведениям в системе высшего образования России, приоритет которых в настоящее время бесспорен.

Несомненную важность последнего отметим особо: основанный на принципах ранней расчетно-аналитической диагностики предлагаемых к внедрению проектов, оптимальной детализации и последовательности анализа социальноэкономических решений, ФСА стал незаменимым познавательно-эвристическим инструментарием, индикатирующим социальную и финансово-инвестиционную эффективность долгосрочных программ в полиморфных сферах экономики, в целом, и научно-образовательной системе, в частности.

Каждый из последовательно реализуемых этапов функционально-стоимостного анализа предполагаемых направлений деятельности, отличаясь несомненными гносеологическими достоинствами, в конечном счете, гарантирует получение научно обоснованных характеристик перспектив и последствий реализации социально-экономических нововведений.

Основные этапы функционально-стоимостного анализа, в наиболее агрегированном виде, могут быть сведены к следующим:

1. Подготовительный этап функционально-стоимостных исследований, особенностью которого является создание временного высококвалифицированного экспертного коллектива из специалистов различных сфер научных интересов, способных изучить инженерно-технологические, финансово-инвестиционные и социально-экономические особенности проектов и вынести собственное суждение о целесообразности применения каждого из них.

Таким образом, представленные в предлагаемом функционально-стоимостном методе оценки социальноэкономической эффективности программы подготовки научно-педагогических кадров коэффициенты значимости и эффективности основаны на творческом инновационном мышлении компетентного авторского коллектива, конфронтации полярных научных суждений, деловом взаимовлиянии экспертов, преодолевающем конформизм частных мнений и аргументирующем научную объективность, достоверность и значимость принимаемого с их помощью решения.

2. Информационно-аналитический этап ФСА, в наиболее общих чертах, представляет творческий дискуссионный период, в течение которого производятся сбор, исследование, обобщение информации о предлагаемом к внедрению проекте, осуществляется его детализация на социально-экономические функции с последующей их классификацией, упорядочением, определением предполагаемой стоимости. Функционально-стоимостная модель, основанная на принципах конструктивной научной полемики и конференции идей, обеспечивающих переход от интуитивных убеждений к дискуссионным коллективным формам принятия решений, аргументирует достижение высокоэффективного, научно обоснованного результата.

3. Исследовательский этап функционально-стоимостного анализа социально-экономических программ предполагает экспериментальную проверку результативности инновационных курсов, в широком познавательном контексте, и в системе высшего образования, в частности [2, 3, 1]. Эффективность социально-экономических действий представляет собой системную многокритериальную категорию, основанную на финансово-инвестиционных и общественно признанных доминантах.

В контексте сказанного, содержательную сущность решения возможно определить тем, чтобы посредством специфических расчетно-аналитических индикаторов исследовать социально-экономические перспективы выбора альтернативного мероприятия и, таким образом, унифицировать процедуру установления пути максимально выгодного вложения капитала в научно-образовательном сегменте отечественной экономики.

Предназначение исследовательского этапа ФСА в научно-образовательной сфере заключается, таким образом, в том, чтобы посредством прямых и косвенных показателей возможно более полно оценить не только экономические, но и общественно значимые иные последствия реализуемых инноваций и, в конечном счете, привести эти оценки к денежному измерению.

4. Рекомендательным этапом, завершающим применение функционально-стоимостной процедуры в сфере научно-образовательной деятельности, предусмотрено оформление результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских изысканий и рекомендаций по практической реализации избранного научно-образовательного нововведения.

Основная особенность применения методики функционально-стоимостного анализа социально-экономических программ в системе подготовки научно-педагогических кадров заключается в том, что оценка эффективности осуществляется по двум направлениям:

- по показателям финансово-инвестиционной эффективности, отражающим окупаемость издержек научнообразовательного предназначения;

- по показателям программно-целевой или социально-экономической эффективности, характеризующим результативность распределения затрат исходя из конечных результатов программы подготовки научно-педагогических кадров.

Расчет показателей финансово-инвестиционной эффективности программы подготовки научнопедагогических кадров производится в следующей последовательности:

1. Мероприятия программы;

2. Вспомогательные цели программы;

3. Основные цели.

При этом на уровне мероприятий программы определяются показатели абсолютной и относительной эффективности, а на уровне вспомогательных и основных целей индикатируется только абсолютная эффективность.

В качестве показателя абсолютной эффективности предлагаемых научно-образовательных мероприятий используется величина чистого дохода, приведенная к начальному моменту времени. Мероприятие признается экономически эффективным, если приведенная величина чистого дохода больше нуля. Дисконтирование чистого дохода производится на основе сведений о динамике затрат и валового дохода по каждому мероприятию, а также временных параметров его жизненного цикла (сроков реализации и использования достигнутых результатов).

В случае, когда значения валового дохода и текущих затрат постоянны во времени, а срок реализации научнообразовательного мероприятия не равен нулю, расчет чистого дохода производится следующим образом:

где Ш, I, А - значения соответственно валового дохода, текущих затрат и амортизационных отчислений, руб.; К, Lt - величины капиталовложений на цели реализации мероприятия и налоговых льгот, связанных с данными капиталовложениями (в год ^, руб.; Тк Т{- соответственно сроки реализации научно-образовательного мероприятия и полезного использования его результатов, г.; Н - налоговая ставка на прибыль; Р - норматив дисконтирования.

Относительным показателем финансово-инвестиционной эффективности является внутренняя норма доходности (IRR), расчет которой рекомендуется использовать для оценки выгодности привлечения заемных средств в целях финансирования мероприятий программы подготовки научно-педагогических кадров, - кредит выгоден, если процент по ссуде не превышает IRR.

При постоянных потоках стоимости, одномоментных капиталовложениях, а также в случае, если срок реализации научно-образовательного мероприятия необходимо учитывать, для расчета IRR используется уравнение:

где юк и ю - значения внутренней нормы доходности научно-образовательного мероприятия, полученные соответственно на к-м и (к-1)-м шаге расчета; /(юк) и/(юк 1) - значения функции, определяемые на к-м и (к-1)-м шаге расчета.

Определение показателей приведенных затрат научно-образовательного процесса при постоянных потоках стоимости, одномоментных капиталовложениях и соблюдении условия «Т8 ф 0» производится следующим образом:

Для вспомогательных и основных целей программы подготовки научно-педагогических кадров при анализе финансовоинвестиционной эффективности рекомендуется определять показатели приведенных чистого дохода и затрат.

Расчеты приведенного чистого дохода и приведенных затрат для вспомогательных целей программы производятся по следующим формулам:

д , = [ф-т-Н) + А-Н%1 + со)Т1-\\ ^ К,-1,

Со(1 + Со) Т' (1 + Со) Тг г=1 (1 I СО) * '

где ю - опорные значения IRR, определяемые экспертным путем.

Для расчета внутренней нормы доходности используется метод последовательных итераций:

п

ЧД) =^]1ЧД1 ,7=7.. .111 [руб.];

;=1

п

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

где ЧД. и Zj - соответственно приведенные величины чистого дохода и затрат, относимые на,-ю вспомогательную цель, руб.; ЧД{ и X - приведенный чистый доход и затраты по 1-му мероприятию, поддерживающему,-ю вспомогательную цель, руб.; djl - коэффициент нагрузки связи 1-го мероприятия и ,-й вспомогательной цели программы подготовки научно-педагогических кадров.

Расчеты приведенных величин чистого дохода и затрат для основных целей программы подготовки научнопедагогических кадров производятся следующим образом:

т

ЧД1=^Ъ,ЧД)Л = 1-к [руб.];

;=1

т

г?= X Ъч'1'з ,/ = 1...к [руб.],

7=1

где ЧД’\ и - приведенные величины чистого дохода и затрат, относимые на г-ю основную цель, руб.; ЧД] и - приведен-

ные чистый доход и затраты по,-й подцели, поддерживающей г-ю основную цель, руб.; Ь.. - коэффициент нагрузки связи,-й вспомогательной и г-й основной целей программы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Расчет показателей социально-экономической эффективности программы подготовки научнопедагогических кадров производится в следующей последовательности:

1. Основные цели программы;

2. Вспомогательные цели;

3. Мероприятия программы.

В качестве показателей социально-экономической эффективности используются коэффициенты значимости и эффективности. Все характеристики интерпретируются для каждого программного уровня. Коэффициенты значимости вспомогательных целей и мероприятий программы подготовки научно-педагогических кадров определяются следующим образом:

где К. и Rl - коэффициенты значимости соответственно ,-й вспомогательной цели и 1-го научно-образовательного мероприятия; а., и сй - коэффициенты относительной важности связи между соответственно г-й основной и,-й вспомогательной целями либо,-й подцелью и 1-м мероприятием.

Коэффициенты социально-экономической эффективности характеризуют результативность распределения финансово-инвестиционных издержек по мероприятиям и целям программы подготовки научно-педагогических кадров на основе использования критерия «вклад в достижение основных целей программы - затраты» и определяются отношением коэффициентов значимости и приведенных затрат индивидуальных элементов программы подготовки научно-педагогических кадров к общей сумме её издержек.

Чем больше значение коэффициента эффективности, тем выше социально-экономическая результативность распределения затрат в данном структурном научно-образовательном элементе.

Коэффициенты эффективности различных элементов программы - основных целей, подцелей и научнообразовательных мероприятий - могут быть определены при помощи следующих формул:

где Г", Е, и Е - коэффициенты эффективности соответственно г-й основной,,-й вспомогательной целей и 1-го мероприятия научно-образовательной программы; R", К. и Rl - коэффициенты значимости соответственно г-й основной,,-й вспомогательной целей и 1-го мероприятия; X"., X. и - значения приведенных затрат соответственно по целям и мероприятию программы, руб.; X - общая сумма приведенных затрат по программе подготовки научнопедагогических кадров в целом, руб.

Таким образом, предлагаемая функционально-стоимостная методика является универсальным аутентичным расчетно-аналитическим инструментарием, содержащим как общепризнанные финансово-инвестиционные пока-

затели, так и репрезентативные социально-экономические индикаторы, позволяющие оценить долгосрочную перспективу научно-образовательных нововведений и предоставляющие достоверный, научно обоснованный прогноз предстоящих издержек и наиболее вероятных социально-экономических эффектов отечественной системы подготовки научно-педагогических кадров.

Вышеизложенный функционально-стоимостной метод представляет собой завершенный расчетноаналитический инструментарий, наделенный бесспорными эвристическими преимуществами как финансовоинвестиционного, так и социально-экономического характера.

В контексте сказанного необходим детальный анализ подобных преимуществ и исследование приоритетных расчетно-аналитических особенностей и гносеологических достоинств предлагаемого инструментарно-методического варианта, позволяющих ему выступить в качестве социально-экономического индикатора нововведений, предпринимаемых на современном этапе рыночного реформирования национальной системы подготовки научно-педагогических кадров Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Расчетно-аналитические преимущества функционально-стоимостного метода оценки социально-экономической эффективности программы подготовки научно-педагогических кадров Российской Федерации

Расчетно-аналитический атрибут Предметно-сущностное содержание, аналитические особенности и специфика проявления в научно-образовательной сфере

Социально-экономическая эффективность Индикация максимально результативного пути достижения научно-образовательной задачи с точки зрения финансово-инвестиционных и общественно-значимых интересов

Направленность на долгосрочные цели общественного развития Достижению социально-экономических приоритетов в процессе принятия программ подготовки научно-педагогических кадров призвано содействовать установление социально обоснованной нормы дисконта, введение разнообразных налогово-платежных льгот, санкций, преференций и иных социально-экономических стимулов, позволяющих повысить финансово-инвестиционную привлекательность научно-образовательной деятельности

Наличие фактора социальных предпочтений Социальная направленность расчетно-аналитического инструментария, его ориентированность на достижение общественного благосостояния, равенства, справедливости, доступности научно-образовательных благ, учета интересов социально незащищенных слоев населения и других общественно признанных императивов

Научная аутентичность расчетно-аналитических характеристик Аргументом в подтверждение объективности и научной достоверности результатов служат экспертные оценки, полученные респондированием репрезентативных групп высококвалифицированных специалистов и основанные на принципах конструктивной научной полемики, конференции идей, преодоления конформизма частных мнений и перехода к дискуссионным коллективным формам принятия научно-образовательных решений

Доступность широкому кругу пользователей, относительная простота применения в сфере подготовки научных и научнопедагогических кадров Расчетно-аналитический процесс представляет собой несложный математический алгоритм, состоящий из последовательных итерационно-вычислительных процедур. Доступный познавательно-эвристический механизм гарантирует получение интегрированной оценки перспектив и последствий реализации дизъюнктивных нововведений в отечественной системе подготовки научно-педагогических кадров

Социально-экономические преимущества ФСА в системе подготовки научно-педагогических кадров исследований бесспорны, поскольку функционально-стоимостная методология позволяет учесть динамику варьирования потоков стоимости всех периодов «жизненного» цикла учебно-образовательных и научно-исследовательских инноваций вследствие влияния стохастических рыночных факторов, и, тем самым, избежать негативного процесса субоптимизации капитала на решении локальных проблем российской высшей школы.

В условиях преодоления деструктивных тенденций мирохозяйственного кризиса и достижения устойчивой конструктивно-созидательной динамики функционально-стоимостной метод будет содействовать демаркации крайне ограниченных средств по степени социально-экономической значимости предпринимаемых научнообразовательных решений, определяющей, в конечном счете, эффективность инвестирования капитала в национальную систему подготовки научно-педагогических кадров России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова Е.Б. Состояние и перспективы развития научно-педагогического потенциала вуза. Препринт. СПб.: СПбГПУ, 2003. 32 с.

2. Красовская И.П. Методология эколого-экономического анализа эффективности технологических инноваций // Вестник Международной академии наук высшей школы. 2000. № 3.

3. Рихтер П., Джонс К. Математическое моделирование в социально-экономических процессах. М.: Новое время, 2009.

4. Ричардс Г. Функционально-стоимостной анализ в социальной экономике // ЭКО. 2008. № 2.

5. Тихонов А.С., ФедотовВ.Г. Европейские страны — экономика и социология. М.: Наука, 2010.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.