Научная статья на тему 'Социально-экономическая сущность эффективности системы аттестации научно-педагогических кадров'

Социально-экономическая сущность эффективности системы аттестации научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ИННОВАЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIAL AND ECONOMIC POLICY / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF / INNOVATION / QUALIFICATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тищенко Т. А.

Представлена детальная характеристика понятий социально-экономической сущности и эффективности применительно к процессу аттестации научных и педагогических кадров. Рассмотрена роль государственного управления в сфере формирования, воспроизводства, контроля финансирования и прогнозирования научного и педагогического состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тищенко Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic essence of the teaching staff attestation effectiveness

The detailed characterization of the social and economic concepts essence and effectiveness in relation to the process of certification of scientific and pedagogical staff. Considered the role of government in the area of formation, reproduction, control financing and scientific forecasting and teaching staff.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая сущность эффективности системы аттестации научно-педагогических кадров»

COЦИAЛbHO-ЭKOHOMИЧЕCKAfl СУЩМСТЬ ЭФФЕКТИБМСТИ СИСТЕМЫ ATTЕCTAЦИИ HAУЧHO-ПЕДAГOГИЧЕCRИX KAДPOБ

ТИЩЕНКО Т.А.,

соискатель,

кафедра экономики социальной сферы, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

e-mail: [email protected]

Представлена детальная характеристика понятий социально-экономической сущности и эффективности применительно к процессу аттестации научных и педагогических кадров. Рассмотрена роль государственного управления в сфере формирования, воспроизводства, контроля финансирования и прогнозирования научного и педагогического состава.

Ключевые слова: социально-экономическая политика; научно-педагогические кадры; инновации; квалификация; эффективность.

SOCIO ECONOMIC ESSENCE OF THE TEACHING STAFF ATTESTATION EFFECTIVENESS

TISHCHENKO T.A.,

competitor, Department Social economy, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, e-mail: [email protected]

The detailed characterization of the social and economic concepts essence and effectiveness in relation to the process of certification of scientific and pedagogical staff. Considered the role of government in the area of formation, reproduction, control financing and scientific forecasting and teaching staff.

Keywords: social and economic policy; scientific and pedagogical staff; innovation; qualification; efficiency.

JEL classification: J44, L84.

Важным направлением государственной социально-экономической политики в сфере науки является интеграция высшего образования, науки и наукоемкого производства с целью приоритетного развития научных исследований и инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанных на знаниях.

В настоящее время во многих секторах экономики России - государственном, производственном, предпринимательском, научном, секторе высшего профессионального образования, секторе некоммерческих организаций - сказывается нехватка высококвалифицированных кадров1.

Структура и состав научно-педагогических кадров за последнее время подвергся значительным изменениям, что привело к соответствующему структурному изменению занятости кадров в науке2.

Социально-экономическая сущность задач реализации государством своих обязательств перед гражданами страны заключается в обеспечение его конкурентоспособности на мировой экономической арене.

Достигается это посредством обеспечения достаточным количеством и специализацией аттестованных научнопедагогических кадров; формированием условий для труда ученого; созданием условий для привлечения и закре-

1 Справка по вопросу «Об изменениях в нормативном правовом регулировании сферы аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации» к заседанию коллегии Минобрнауки России 6 декабря 2011 г. (http://www.mon.gov.ru/).

2 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1)).

© Т.А. Тищенко, 2013

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

пления молодежи в сфере науки; обеспечением взаимосвязи уровня аттестации научных кадров высшей квалификации по номенклатуре и объема с потребностями реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, важнейших инновационных проектов государственного значения3.

Стоит отметить, что при изучении вопроса повышения эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров на первый план выходят главные экономические вопросы о нужном количестве научно-педагогических кадров, о способах воспроизводства, и о том, каким способом распределять кадры высшей научной квалификации в современных экономических условиях.

Первоочередными проблемами становятся проблемы воспроизводства кадрового потенциала путем повышения эффективности системы аттестации кадров высшей научной квалификации.

По мнению Н.И. Аристера и С.Д. Резника, эффективность всей системы аттестации во многом зависит от деятельности диссертационных советов, от того насколько качественно осуществляются процессы управления, планирование организация и контроль как со стороны ВАК, так и внутри самих диссертационных советов. Ключевую роль в дальнейшем повышении эффективности деятельности диссертационных советов должны играть они сами и прежде всего их руководители - председатель, заместители, ученый секретарь.

Конкретные результаты деятельности совета - высший критерий оценки его эффективности. Они заключаются в качестве диссертаций, которые успешно прошли через экспертный совет Высшей аттестационной комиссии и были утверждены Президиумом ВАК. Для организации эффективной работы диссертационного совета необходимо правильно определить содержание его деятельности, обязанности каждого члена совета, начиная с председателя и обслуживающего персонала (Аристер, Резник, 2011).

Ряд ученых, В. Петров, В. Столбов, М. Гитман, в качестве определения эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров предлагают свои критерии оценки: состояние профессорско-преподавательского состава; его роль в управлении качеством; наличие признанных научных школ и наличие инновационного потенциала; наличие передовых образовательных технологий (Петров, Столбов, Гитман, 2008).

Ряд авторов, С.И. Пахомов, В.А. Гуртов, в качестве показателей эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров выделяют отсутствие эффективного государственного управления в сфере аттестации научных кадров высшей квалификации; многозвенность и сложность системы планирования расходов бюджетных средств, выделяемых на аттестацию научных кадров; отсутствие сопряжения объемов и структуры аттестации с потребностями научной, инновационной и образовательной сфер (Пахомов, Гуртов, Аристер, Мацкевич, 2010).

Стоит отметить, что в их работах не уточняется понятие «эффективность» в социально-экономическом аспекте применительно к государственной системе аттестации научно-педагогических кадров.

Социально-экономическая сущность деятельности государства в этом аспекте представляет собой инвестиции в человеческий капитал.

Понятие «эффективность» применительно к государственной системе аттестации научно-педагогических кадров мы расширим с учетом специфики рассматриваемой системы.

Формирование решений по совершенствованию государственной системы аттестации научно-педагогических кадров в общем случае может быть представлено оценкой эффективности в процедуре формирования решений по совершенствованию системы государственной аттестации научно-педагогических кадров. Также показательно то, что оценивание эффективности - средство для достижения цели - выбора целесообразных решений по повышению эффективности рассматриваемой системы.

В настоящее время отсутствует общепринятое понятие «эффективность», и соответствующие ему показатели и критерии эффективности применительно к функционированию рассматриваемой системы обусловливает необходимость его уточнения и расширения.

Не получили достаточного развития методы определения потребностей государства в научно-педагогических кадрах высшей научной квалификации, не развит аппарат оценки эффективности системы государственной аттестации научно-педагогических кадров.

Отсутствие этих элементов научно-методического аппарата не позволяет формировать обоснованные решения по совершенствованию системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров и, в конечном счете, ведет к снижению эффективности государственных инвестиций в человеческий капитал.

Формирование понятия «эффективность» связано с установлением его соотношения с родственными понятиями, в частности, с широко применяемыми в научной практике категориями: «качество», «эффект», «коэффициент полезного действия» и др.

Далее, «эффект» и «эффективность» характеризуют целенаправленные материальные системы только в отношении их функционирования, то есть являются характеристиками действия. Причем, они характеризуют только управляемые процессы в рассматриваемых системах. Более того, характеризуют указанные процессы не в целом, а только в отношении соответствия их результатов поставленным целям.

Существенно различие категорий «качество», «эффект» и «эффективность», поскольку качество характеризует системы во всех отношениях, в том числе и в отношении эффекта и эффективности их функционирования.

Измерение эффективности - не цель, а средство определения (выбора из множества возможных) варианта организации действия (функционирования) системы (Анисимов, Анисимов, Босов, 2006).

3 Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ... 135

В научной литературе под термином «эффективность» принято понимать комплекс мер, обеспечивающих реализацию действий, направленных на систематическое улучшение заданных показателей.

Таким образом, эффективность государственной системы аттестации научно-педагогических кадров выражается в комплексе показателей улучшенных качественных и количественных параметров, соответствующих требованиям и стандартам, предъявляемым к данной системе, структурно включающей три элемента: государство, диссертационные советы и кадры высшей научной квалификации, которые призваны отвечать социально-экономическим потребностям общества.

Эффективность государственной системы аттестации научно-педагогических кадров призвана обеспечивать потребности инновационных процессов, способствовать развитию «экономики знаний».

Эффективность всей системы характеризуется целенаправленным действием в системе; основным фактором, порождающим эффективность целенаправленного процесса, является управление; ресурсы, расходуемые системой для придания целенаправленности процессам, являются теми дефицитными ресурсами, которые и обеспечивают получение эффекта, то есть полезного результата функционирования; эффективность каждого отдельного элемента может быть правильно оценена только на основе анализа его вклада в достижение цели всей системы.

Повышение эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров, как и любой целенаправленный процесс, характеризуется диалектической взаимообусловленностью: целей, которые должны быть достигнуты; средств, используемых для достижения поставленных целей; способов применения имеющихся средств; получаемых при этом результатов (эффекта).

Показатели эффективности характеризуют степень реализации возможностей имеющихся ресурсов для достижения целей функционирования рассматриваемой системы и, в частности, системы государственной аттестации научно-педагогических кадров.

Формирование государственной политики по реализации этих инвестиций предполагает: оценку потребностей государства в научно-педагогических кадрах высшей научной квалификации; прогнозирование ожидаемых результатов при реализации варианта решения; оценку эффективности рассматриваемого варианта аттестации научнопедагогических кадров; принятие решения о реализации или отклонении варианта решений.

Реализация процедуры предполагает наличие соответствующего научного методического аппарата, позволяющего прогнозировать потребности в кадрах высшей научной квалификации и оценивать эффективность государственной поддержки их аттестации.

На основании вышеизложенного экономико-математическая модель эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров примет следующий вид, который в общем случае может быть представлен отображением:

01:RxPxSxTx Ц, (1.1)

где:

R - множество ресурсов (например, средств для развития государственной системы аттестации научнопедагогических кадров);

Р - множество потребителей ресурсов;

S - множество возможных ситуаций (состояний системы государственной аттестации научно-педагогических кадров);

Ц - множество целей, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы государственной аттестации научно-педагогических кадров;

Т - множество моментов времени (этапов);

V - множество допустимых вариантов решений по государственной поддержке рассматриваемой системы.

Отображение (1.1) представляет собой алгоритм, который каждому набору условий (г е ^ р е Р, в е S, ц е Ц, t е Т) ставит в соответствие некоторое решение vе V из множества допустимых. Реализация этого решения приводит к некоему результату, прогнозирование которого при выработке решения может быть в обобщенном виде представлено отображением:

02:RxPxSxTxV^S. (1.2)

Отображение (1.2) представляет собой модель, связывающую вариант vеV решения с ожидаемыми результатами s(t>to)еS использования ресурсов геR для государственной поддержки элементов рассматриваемой системы аттестации. При этом качество выбранного варианта vеV определяется конечным результатом, заключающемся в получении определенного положительного эффекта.

Оценка качества в общем виде представляет собой следующее отображение:

03: R х Р х S х Т ^ Е, (1.3)

где Е - упорядоченное по степени предпочтения множество оценок достижения поставленных целей цеЦ.

В совокупности отображения 1.2 и 1.3 представляют собой модель для оценивания эффективности.

При моделировании процесса совершенствования системы государственной аттестации научно-педагогических кадров оценка достижения целей, то есть процедура формирования отображения (1.3), формально сводится к проверке выполнения некоторых целевых соотношений следующего вида:

H (г, p, s, ^ = 0, 1

G (г, p, s, ^ > 0, ^ (1.4)

Q (г, p, s, ^ -^extr\

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

где H (.) - вектор требований типа равенств;

G (.) - вектор требований типа неравенств;

Q (.) - вектор экстремальных требований.

Если условия (1.4) выполнимы в принципе, то добиться их реального выполнения можно только путем изменения результатов инвестиционного процесса s(t> tj е Sза счет соответствующего подбора элементов решения v eV.

Ключевое значение оценивание эффективности приобретает в оптимизационных моделях, поскольку в них решение формируется на основе сравнения возможных вариантов по ожидаемой эффективности.

Таким образом, повышение эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров предполагается обеспечить на основе: научно-методических рекомендаций, оптимизации сети диссертационных советов, обеспечения эффективного взаимодействия ведущих вузов и научных организаций, повышения ответственности организаций за качество принятых решений об аттестации научно-педагогических кадров.

ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Босов Д.Б. (2006). Введение в теорию эффективности инвестиционных процессов. М.: Изд. Российской таможенной академии.

Аристер Н.И., Резник С.Д. (2011). Управление диссертационным советом: Практическое пособие / Под общей ред. проф. Ф.И. Шамхалова. 4-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М.

Пахомов С.И., Гуртов В.А., Аристер Н.И., Мацкевич И.М. (2010). О состоянии систем подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Доступно на: http://www.juristlib.ru/book_7792.html.

Петров В., Столбов В., Гитман М. (2008). Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. № 8. С. 13-19.

REFERENCES

Anisimov V.G., Anisimov E.G., Bosov D.B. (2006). Introduction to the theory of efficiency of investment processes. M.: Russian Customs Academy. (In Russian).

Arister N.I., Reznik S.D. (2011). Management of the Dissertation Council: Out How. Ed. Prof. F.I. Shamhalov. 4th ed., Moscow: INFRA-M. (In Russian).

Pakhomov S.I., Gurtov V.A., Arister N.I., Mackiewicz I.M. (2010). The state system of training and certification of scientific and scientific-pedagogical personnel. Available at: http://www.juristlib.ru/book_7792.html. (In Russian).

Petrov V., Stolbov V., Gitman M. (2008). Criteria for assessing the quality of training of highly qualified. Higher Education in Russia. No. 8. P. 13-19. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.