Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ / TECHNOLOGICAL PLATFORM / FUNCTIONAL VARIABILITY / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеев Владимир Алексеевич, Дегтярёв Юрий Иванович

Предметом содержания работы является инновационное развитие, темой - роль и специфика «платформенного» управления в инфраструктуре инновационного развития, а целью - отображение многофункциональной вариативности участия технологических платформ в инновационно-инфраструктурной практике управления ЕС, РФ и ЕврАзЭС. Методология проведения работы заключается в применении элементов системного анализа (принимаемых и ожидаемых государственных решений) в инновационной сфере научно-технологического развития, касающихся: сравнительных характеристик подходов к созданию платформ в ЕС и РФ, сравнительных характеристик платформ и кластеров, порядка формирования перечня платформ, предложений по регулированию и требования к форме содержания и иллюстративных примеров функционально-консолидируемой вариативности платформ в инновационной инфраструктуре отечественных платформ, направленности и реализации платформ ЕврАзЭС. Исследование опирается на общенаучный метод (постановка проблемы, информационно-аналитические обобщения, классификация и аналогии, анализ и синтез, индуктивно-дедуктивный подход). Результаты работы заключаются в том, что на основе организационно-управленческого генезиса технологических платформ ЕС изложена миссия платформ в инновационной инфраструктуре РФ и ЕврАзЭС. Область применения результатов - формирование, реализация и ожидаемые перспективы отечественных технологических платформ. Выводы. Для функциональной вариативности отечественных технологических платформ, являющихся коммуникационными инструментами инновационного развития, характерно участие в реализации Национальных приоритетов этого развития, Стратегий развития РФ, Национальных проектов, Национальной технологической инициативы, Государственных и Федеральных целевых программ, Программы мер поддержки перспективных отраслей, в намечаемом создании первой технологической долины, в кластерах и технологическом инжиниринге, в формировании евразийских платформ. На основании рассмотрения миссии платформ в инновационной инфраструктуре, вклада организационно-управленческого генезиса платформ ЕС и функциональной вариативности реализации отечественных платформ можно считать, что в РФ определена роль государства как регулятора платформ (а не участника или медиатора управления). Практика формирования и реализации платформ РФ не без инфраструктурных проблем управления: ещё недостаточна заинтересованность крупного бизнеса в деятельности платформ и, как следствие, - внебюджетное недофинансирование проектов и программ; «размытость» ответственности за разработку технологий (в условиях формирования «сверху» при инициативе «снизу»); неочевидность координации взаимодействия участников платформ и межбюджетных региональных взаимоотношений; зависимость и усиление внешних рисков РФ от участия/импорта зарубежных капитала и технологий; неопределённость процедур контроля; отсутствие критериев/показателей ожидаемой эффективности. Не все платформы РФ и ЕврАзЭС гарантированно результативны, но успех любой из них сформирует новый рынок инновационной продукции с ожидаемой перспективой долгосрочного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеев Владимир Алексеевич, Дегтярёв Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL VARIABILITY OF TECHNOLOGICAL PLATFORMS IN INNOVATION INFRASTRUCTURE

The subject of the work is innovative development, the theme is the role and specificity of «platform» management in the infrastructure of innovative development, and the purpose is to display the multi-functional variability of the participation of technological platforms in the innovation and infrastructure management practice of the EU, Russia and EurAsEC. The methodology of the work consists in the application of elements of system analysis (accepted and expected state decisions) in the innovative sphere of scientific and technological development, concerning: comparative characteristics of approaches to the creation of platforms in the EU and the Russian Federation, comparative characteristics of platforms and clusters, the order of formation of the list of platforms, proposals for regulation and requirements for the form of content and illustrative examples of functional and consolidated variability of platforms in the innovation infrastructure of domestic platforms, orientation and implementation of EurAsEC platforms. The research is based on the general scientific method (problem statement, information-analytical generalizations, classification and analogies, analysis and synthesis, inductive-deductive approach). The results of the work are that on the basis of the organizational and managerial Genesis of the EU technological platforms, the mission of the platforms in the innovation infrastructure of the Russian Federation and EurAsEC is outlined. The field of application of the results is the formation, implementation and expected prospects of domestic technological platforms. Summary. The functional variability of domestic technological platforms, which are communication tools of innovative development, is characterized by participation in the implementation of National priorities of this development, development Strategies of the Russian Federation, National projects, National technological initiatives, State and Federal target programs, Programs of measures to support promising industries, in the planned creation of the first technological valley, in clusters and technological engineering, in the formation of Eurasian platforms. Based on consideration of the mission platforms in the innovation infra-structure, contribution of organizational management Genesis platforms of the EU and the functional variability of the implementation of domestic platforms, it can be considered that the Russian Federation defined the role of the state as regulator of the platforms (not the participant or the mediator controls). The practice of formation and implementation of platforms of the Russian Federation is not without infrastructural management problems: there is still insufficient interest of big business in the activities of platforms and, as a consequence, extra - budgetary underfunding of projects and programs; «vagueness» of responsibility for the development of technologies (in the conditions of formation of " top «with the initiative of» bottom»); non-obvious coordination of interaction between platform participants and inter-budgetary regional relations; dependence and strengthening of external risks of the Russian Federation on participation/import of foreign capital and technologies; uncertainty of control procedures; lack of criteria/indicators of expected efficiency. Not all platforms of the Russian Federation and EurAsEC are guaranteed to be effective, but the success of any of them will form a new market of innovative products with the expected prospect of long-term development.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ»

УДК 69

DOI 10.21661/r-508621

Елисеев В.А., Дегтярёв Ю.И.

Функциональная вариативность технологических платформ в инновационной инфраструктуре

Аннотация

Предметом содержания работы является инновационное развитие, темой - роль и специфика «платформенного» управления в инфраструктуре инновационного развития, а целью - отображение многофункциональной вариативности участия технологических платформ в инновационно-инфраструктурной практике управления ЕС, РФ и ЕврАзЭС. Методология проведения работы заключается в применении элементов системного анализа (принимаемых и ожидаемых государственных решений) в инновационной сфере научно-технологического развития, касающихся: сравнительных характеристик подходов к созданию платформ в ЕС и РФ, сравнительных характеристик платформ и кластеров, порядка формирования перечня платформ, предложений по регулированию и требования к форме содержания и иллюстративных примеров функционально-консолидируемой вариативности платформ в инновационной инфраструктуре отечественных платформ, направленности и реализации платформ ЕврАзЭС. Исследование опирается на общенаучный метод (постановка проблемы, информационно-аналитические обобщения, классификация и аналогии, анализ и синтез, индуктивно-дедуктивный подход). Результаты работы заключаются в том, что на основе организационно-управленческого генезиса технологических платформ ЕС изложена миссия платформ в инновационной инфраструктуре РФ и ЕврАзЭС. Область применения результатов - формирование, реализация и ожидаемые перспективы отечественных технологических платформ. Выводы. Для функциональной вариативности отечественных технологических платформ, являющихся коммуникационными инструментами инновационного развития, характерно участие в реализации Национальных приоритетов этого развития, Стратегий развития РФ, Национальных проектов, Национальной технологической инициативы, Государственных и Федеральных целевых программ, Программы мер поддержки перспективных отраслей, в намечаемом создании первой технологической долины, в кластерах и технологическом инжиниринге, в формировании евразийских платформ. На основании рассмотрения миссии платформ в инновационной инфраструктуре, вклада организационно-управленческого генезиса платформ ЕС и функциональной вариативности реализации отечественных платформ можно считать, что в РФ определена роль государства как регулятора платформ (а не участника или медиатора управления). Практика формирования и реализации платформ РФ не без инфраструктурных проблем управления: ещё недостаточна заинтересованность крупного бизнеса в деятельности платформ и, как следствие, - внебюджетное недофинансирование проектов и программ; «размытость» ответственности за разработку технологий (в условиях формирования «сверху» при инициативе «снизу»); неочевидность координации взаимодействия участников платформ и межбюджетных региональных взаимоотношений; зависимость и усиление внешних рисков РФ от участия/импорта зарубежных капитала и технологий; неопределённость процедур контроля; отсутствие критериев/показателей ожидаемой эффективности. Не все платформы РФ и ЕврАзЭС гарантированно результативны, но успех любой из них сформирует новый рынок инновационной продукции с ожидаемой перспективой долгосрочного развития.

I Ключевые слова: инновационная инфраструктура, технологическая платформа, функциональная вариативность.

Eliseev V.A., Degtiariov I.I.

Functional Variability of Technological Platforms in Innovation Infrastructure

Abstract

The subject of the work is innovative development, the theme is the role and specificity of «platform» management in the infrastructure of innovative development, and the purpose is to display the multi-functional variability of the participation of technological platforms in the innovation and infrastructure management practice of the EU, Russia and EurAsEC. The methodology of the work consists in the application of elements of system analysis (accepted and expected state decisions) in the innovative sphere of scientific and technological development, concerning: comparative characteristics of approaches to the creation of platforms in the EU and the Russian

Federation, comparative characteristics of platforms and clusters, the order of formation of the list of platforms, proposals for regulation and requirements for the form of content and illustrative examples of functional and consolidated variability of platforms in the innovation infrastructure of domestic platforms, orientation and implementation of EurAsEC platforms. The research is based on the general scientific method (problem statement, information-analytical generalizations, classification and analogies, analysis and synthesis, inductive-deductive approach). The results of the work are that on the basis of the organizational and managerial Genesis of the EU technological platforms, the mission of the platforms in the innovation infrastructure of the Russian Federation and EurAsEC is outlined. The field of application of the results is the formation, implementation and expected prospects of domestic technological platforms. Summary. The functional variability of domestic technological platforms, which are communication tools of innovative development, is characterized by participation in the implementation of National priorities of this development, development Strategies of the Russian Federation, National projects, National technological initiatives, State and Federal target programs, Programs of measures to support promising industries, in the planned creation of the first technological valley, in clusters and technological engineering, in the formation of Eurasian platforms. Based on consideration of the mission platforms in the innovation infra-structure, contribution of organizational management Genesis platforms of the EU and the functional variability of the implementation of domestic platforms, it can be considered that the Russian Federation defined the role of the state as regulator of the platforms (not the participant or the mediator controls). The practice of formation and implementation of platforms of the Russian Federation is not without infrastructural management problems: there is still insufficient interest of big business in the activities of platforms and, as a consequence, extra - budgetary underfunding of projects and programs; «vagueness» of responsibility for the development of technologies (in the conditions of formation of " top «with the initiative of» bottom»); non-obvious coordination of interaction between platform participants and inter-budgetary regional relations; dependence and strengthening of external risks of the Russian Federation on participation/import of foreign capital and technologies; uncertainty of control procedures; lack of criteria/indicators of expected efficiency. Not all platforms of the Russian Federation and EurAsEC are guaranteed to be effective, but the success of any of them will form a new market of innovative products with the expected prospect of long-term development.

I Keywords: technological platform, functional variability, innovative infrastructure.

Введение

ля повышения эффективности и конкурентоспособности экономики в РФ, кроме организационно-производственных интегрированных структур (субъектов инновационного процесса), развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, включающая, во-первых, институты инфраструктурного обслуживания инновационного процесса и, во-вторых, институты коммерциализации инновационных продуктов и услуг. При этом значительная роль отводится действенному инструменту - технологическим платформам (ТП), которые:

- объединяют усилия государства (не столько участника, сколько регулятора с мультиотраслевым подходом), науки и бизнеса по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития отечественной экономики; формируют единую стратегию инновационно-технологического развития с учётом многосторонних интересов.

- призваны к повышению инновационной активности;

- являются единым организационно-экономическим механизмом реконфигурируемых рынков с корпоративными стратегиями и неструктурированными данными;

- приводят к смешению отраслей и рынков, консолидации по технологическому (а не по отраслевому или территориальному) принципу; изменяют бизнес-модели;

- ориентируются на масштабное применение информационно-коммуникационных технологий (в том числе с использованием неструктурированных данных).

Технологическая адаптация, технологический рывок и промежуточная траектория развития (известные сценарии научно-технологического развития РФ) - варианты реакции на угрозу утраты наших конкурентоспособности, экспортного

потенциала и импортозамещения. Эта угроза связана с недостаточным спросом отечественного бизнеса на результаты НИ-ОКТР, с низким уровнем глобально-технологической интеграции в интернациональные корпорации, с дефицитом современного научного и промышленного оборудования, с отставанием производства от фундаментальной и прикладной науки. При этом предполагаются этапы развития ТП (со свойственными управленческими задачами): концентрация ресурсов, экономическая трансформация и формирование инновационной системы, инновационно-технологический прорыв.

Создание и функционирование современных отечественных ТП осуществляются в соответствии с Порядком формирования их перечня [16], Перечнем ТП [14] и Рекомендациями по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с гос. участием, гос. корпораций и федеральных гос. унитарных предприятий [21]. ТП можно отнести к инновационной инфраструктуре, под которой понимается «комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и её экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка» [7]. Проявляя вариативность (разнообразие вариантов реализации и применения в управлении инновационным развитием), организационно-управленческая миссия ТП многофункциональна. Эта функциональная вариативность отечественных ТП находится в русле мировой тенденции, характерна для европейского и евразийского пространств: предложенное ЕС управление развитием и освоением технологий (в рамках ТП) нашло универсальное продвижение в РФ и ЕврАзЭС (ЕАЭС), отражает формы пространственного развития,

Engineering sciences

Таблица 1

Определения понятия ТП в ЕС, РФ и ЕврАзЭС

ЕС (Еврокомиссия, 2004 г.) [9] РФ (Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, 2010 г.) [16] ЕврАзЭС (Евразийский межправительственный совет, 2016 г.) [22]

Объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научно-технического развития и формирования бщих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий. Коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), а привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. Объекты инновационной инфраструктуры, позволяющие обеспечить эффективную коммуникацию и создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций).

\

приверженность модели формирования многополярного мира, процессам глобализации и постглобализации.

После введения ТП РФ в систему отечественного управления их формирование и деятельность приобретают особую актуальность в условиях инновационного развития компаний с гос. участием. Хотя ТП не являются единственным и универсальным инструментом обеспечения частно-государственного партнёрства в инновационной сфере, их функционирование оправдано и актуализировано [20]:

- множественностью потенциальных участников ТП и косвенных бенефициаров от её реализации; необходимостью обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнёрства бизнеса, науки, государства;

- слабой структурированностью интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимостью согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям;

- многодисциплинарностью необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясностью существующих научно-технологических компетенций, наличия ведомственных барьеров между научными организациями.

Имея в виду, что проблемы промышленной политики и экономического анализа требуют самостоятельного (отдельного) рассмотрения, представляется целесообразным остановиться только на функциональной роли и специфике «платформенного» управления в инфраструктуре инновационного развития. Таким образом, цель статьи - отображение многофункциональной вариативности участия ТП в инновационно-инфраструктурной практике управления ЕС, РФ и ЕврАзЭС.

Организационно-управленческий генезис ТП ЕС. Миссия ТП в инновационной инфраструктуре. ТП проявляют вариативность в управлении инновационным развитием, так как призваны объединить усилия в формировании единой стратегии развития направлений инновационного развития с учётом многосторонних интересов. Генезис, доказанные эффективность базирующихся на партнёр-

ских отношениях ТП и их многофункциональная миссия принадлежат ЕС: изначально ТП нашли применение в организации и управлении инновационным развитием именно ЕС, а уже затем стали моделью для РФ и ЕврАзЭС (формулирование понятий ТП см. в табл. 1).

ТП (European Technology Platforms) - принятый в странах ЕС инструмент согласования национальных научно-исследовательских программ для выработки общей стратегии развития научно-технических направлений, которая затем закладывается в основу конкретных программ и проектов Рамочной программы НИР ЕС. В число основных стейкхолдеров ТП ЕС входят представители науки, промышленности, гос. органов управления, а также финансовые структуры (включая частные банки, Европейский инвестиционный фонд, Европейский банк реконструкции и развития), венчурные фонды, представители гражданского общества (от неправительственных организаций, ассоциаций потребителей и других пользователей технологий). Европейская комиссия по-прежнему считает, что актуальность существования ТП как инструмента согласования интересов сохраняется, так как Европа продолжает отставать от стран-лидеров инновационного развития. Деятельность ТП тесно связана с формированием и развитием инновационных кластеров в странах ЕС [23].

Концепция ТП ЕС обеспечивает выбор стратегических научных направлений, анализ рыночного потенциала технологий, учёт точек зрения всех заинтересованных сторон (государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей), активное вовлечение всех стран ЕС, мобилизацию общественных и частных источников финансирования. ТП ЕС были созданы на паевой основе за счёт объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов ЕС и крупнейших европейских промышленных производителей для активизации научных исследований, необходимых современному производству.

В табл. 2 представлено сравнение подходов ЕС и РФ к формированию ТП (без указания распределения по направлениям/отраслям и точного текущего количества, - в ЕС и РФ их почти по 40, - так как оно регулярно изменяется не только в сторону увеличения, но и для корректировки действующих с уточнениями и дополнениями органов гос. управления).

i

Технические науки_

Таблица 2

Сравнительная характеристика подходов к созданию ТП в ЕС и РФ (с использованием [2])

Параметры сравнения ТП Практика ЕС Практика РФ

Назначение формирования и развития ТП Пропаганда и продвижение формируемых ТП, их целей и задач в обществе и структурах ЕС; разработка Стратегического плана исследований (Strategic Research Agenda) - основного документа, обосновывающего направления, причины, цели и сроки проведения исследования в рамках ТП; разработка Плана внедрения (Implementation Plan/Deployment Strategy) ТП. Разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации; разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников ТП; формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры; создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.

Коммуникационные особенности Определение унифицированного подхода в сочетании основных экономических, технологических и социальных вызовов, которые являются жизненно важными для будущего конкурентоспособности и экономического роста. Координация усилий власти, бизнеса и науки для модернизации экономики.

Направленно сть решений Обеспечение синергии между гос. деятелями, пользователями технологий, регулирующими органами, покупателями, промышленными предприятиями, центрами научных исследований; создание площадки для реализации взаимосвязей фундаментальных исследований и трансфера технологий. Создание перспективных коммерческих технологий, новых продуктов/услуг; привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон; совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.

Роль в развитии экономики Объединяют основные заинтересованные стороны и обеспечивают диалог общества и бизнеса; способствуют направлению инвестиций в научно-техническое развитие; мобилизуют и направляют существующие возможности в области исследований и разработок, способствуя более эффективному подходу к инновациям; стимулируют координацию европейской и национальных исследовательских программ; вносят вклад во всеобщий рост экономики. Усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития; выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов экономики; определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий; стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учётом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики; расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнёрств в инновационной сфере.

Финансирование Гос., частное, общественное и смешанное

Особенности организации Открытость для присоединения и информационная прозрачность; повышение осведомлённости; финансовый инжиниринг; индивидуальность организационной структуры; интернациональность. Вовлечённость бизнеса и потребителей, ориентированность на расширение кооперации; направленность на проведение исследований и обучение; активность по привлечению негос. средств из различных источников; прозрачные правила участия в ТП, открытость для входа новых участников; ясность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации ТП.

Участники Регулирующие структуры; промышленность; гос. структуры; исследовательские институты и академическое сообщество; финансовые структуры; гражданское общество Бизнес (лидирующие предпринимательские структуры; финансово-кредитные учреждения); наука (НИИ, ОКБ, вузы); государство (Минэкономразвития России, Минобрнауки России); гражданское общество (Общественная палата, экспертные общества)

Роль власти Продвижение концепции ТП ЕС; ограниченная финансовая поддержка; отсутствие рычагов ограничения деятельности каких-либо ТП Прямое участие представителей государства в органах управления реализацией ТП; проведение обсуждения и экспертизы отдельных готовящихся решений в рамках ТП; рассмотрение и учёт при принятии решений предложений со стороны участников ТП по совершенствованию отраслевого регулирования; мониторинг на гос. уровне прогресса в достижении целей и задач ТП

Процесс формирования «Снизу-вверх» («bottom-up» process) «Сверху-вниз» на федеральном уровне

Связи в модели построения Горизонтальные, вертикально ориентированные, секторальные

Для ТП характерны этапы развития (с соответствующими управленческими задачами): концентрация ресурсов, экономическая трансформация и формирование инновационной экосистемы, инновационно-технологический прорыв, «зрелость». Опыт ЕС показывает, что ТП, не отвечающие современным потребностям промышленности, науки и потребителей, прекращают своё существование и действуют только в форме «инициатив».

При сходстве условий развития ТП ЕС и РФ имеются различия. Например, ТП РФ хотя были созданы по образу ТП ЕС, но взаимодействие участников ТП РФ происходит на национальном уровне, тогда как ТП ЕС взаимодействуют на уровне наднациональном. В сравнении с кластерами для ТП не характерна поддержка «сверху» территориальной концентрации «связанных» хозяйствующих субъектов (в организациях/отраслях может снижаться устойчивость региональной экономики, возможности её диверсификации), хотя также свойственны инвестиции в инфраструктуру экономики и человеческий капитал, а главное - ликвидация барьеров для инноваций; но в отличие от ТП ЕС (тяготеющих к кластерам) сопоставление сравнительных характеристик ТП РФ и кластеров, нацеленных на интенсификацию инновационной активности, показывает преимущества ТП как объекта инновационной инфраструктуры и инструмента модернизации развития, способствующего интеграции государства, науки и бизнеса для объединения и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны (см. табл. 3).

Реализуемые в ЕС и РФ подходы к созданию ТП в основном всё-таки коррелируют, но поскольку в РФ инициирование ТП осуществлялось по принципу «сверху-вниз» (см. табл. 2), то это (в отличие от ТП ЕС) привело к ограничению территориального распределения ТП, дислокации организаций-координаторов в основном в столице и возможности непреднамеренного преобразования ТП в кластеры.

Функциональная вариативность реализации ТП РФ. Фундаментальной базой процесса создания и развития ТП является Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г [20]. Порядок формирования перечня ТП предусматривает общие положения, механизм фор-

мирования перечня ТП, порядок формирования и внесения изменений в перечень (о направлениях и конкретизации формирования ТП см. табл. 4).

К информационно-коммуникационным функциям ТП относятся: технологический форсайт и долгосрочное научно-технологическое прогнозирование; поддержка отраслевого и регионального развития; совершенствование инновационной инфраструктуры экономики; экспертиза; мониторинг реализации проектов; образовательная (совершенствование стандартов и т.д.); активизация международного сотрудничества; подготовки предложений по совершенствованию законодательства и нормативного правового регулирования (гражданско-правовое, налоговое и бюджетное законодательства, таможенное и тарифное регулирование, стандартизация и сертификация, обеспечение качества продукции работ/услуг). Взаимодействие сторон проявляется в решении (органами власти, научными организациями, промышленными предприятиями, вузами и др.) относящихся к ТП задач развития отраслей и секторов экономики, осуществление участниками ТП координации действий и кооперации на доконкурентной стадии исследований и разработок. Преимущества компаний от участия в ТП заключаются в распределении среди участников рисков и затрат на реализацию проектов, в устранении дублирования ключевых исследований и разработок, в участии в выработке стейкхолдерами консолидированных предложений по совершенствованию гос. регулирования, в возможности диверсификации источников финансирования проектов (исходя из структуры их бенефициаров), в заинтересованности государства (реализация НИОКР в рамках финансируемых из госбюджета целевых программ, формирование госзаказа на продукцию, финансирование проектов из средств институтов развития и др.) [25].

Поскольку результаты деятельности ТП учитываются при планировании и реализации мер гос. поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития и совершенствование научно-технической и инновационной деятельности, то (с соблюдением установленных общих требований к форме содержания ТП) разрабатываются предложения, направленные на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере (см. табл. 5).

Таблица 3

Сравнение характеристик ТП и кластеров [2]

Характеристики сравнения ТП (в редакции РФ - см. табл. 1) Кластеры

Ожидаемый результат Обеспечивает эффект инновационности наиболее перспективных направлений развития экономики Обеспечивает экономию за счёт эффекта масштаба

Способ получения результата Объединение усилий государства, бизнеса и науки в рамках единого сектора экономики Объединение представителей как одной, так и разных отраслей

Расположение Участники не обязательно должны иметь единое географическое расположение Построение кластеров чётко связано с определённой территорией

Технологическая составляющая Участники могут иметь различающиеся технологии производства, вариантность технологических решений, но единое технологическое направление; отсутствие готовых решений и лучших практик Совокупность производств, связанных одной и той же технологией; распространение существующих технологий среди совокупности предприятий

Латеральность Равноправное участие, координируемое инициатором Сосредоточены вокруг одного центра - лидирующего крупного предприятия

Степень гос. регулирования Перечень утверждается на уровне гос. власти; частичное гос. финансирование Государством жёстко не регламентируются; имеются объекты инфраструктуры, финансируемые из средств господдержки малого бизнеса

Источник финансирования Гос., общественные и частные источники финансирования Гос., частное финансирование (в т.ч. с международным участием)

Таблица 4 Порядок формирования перечня ТП [16]

Направления формирования Конкретизация направлений формирования

Общие положения Под ТП понимается коммуникационный инструмент... (см. табл. 1 в части РФ)

Задачи формирования и реализации ТП Усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития; выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики; определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий; стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учётом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики; расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнёрств в инновационной сфере; совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.

Общие принципы формирования и реализации ТП Направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных гос. интересов; значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления ТП; ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития; вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив; ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнёров; активность в привлечении негос. средств из различных источников; прозрачные правила участия в ТП. (см. «Особенности организации» в табл. 2).

Операции в ходе реализации деятельности ТП (то есть организационно-технические мероприятия по реализации деятельности ТП) Разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации; формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры; разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников ТП; создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.

Разработка предложений, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере Уточнения тематики НИОКР, поддерживаемых государством, совершенствования механизмов стимулирования инновационной деятельности; совершенствования технического регулирования; определения перспективных требований к качественным характеристикам продукции/услуг, закупаемых для гос. нужд; уточнения программ инновационного развития крупных компаний с гос. участием; уточнения направлений и принципов поддержки гос. институтами развития научно-технической и инновационной деятельности; совершенствования образовательных стандартов; определения направлений международного научно-технологического сотрудничества.

Основные задачи Рабочей группы (по развитию частно-гос. партнёрства в инновационной сфере) в части общего руководства и координации работы по формированию перечня ТП Рассмотрение заявок инициаторов создания ТП; подготовка предложений об утверждении перечня и внесении изменений в него; подготовка для Правительственной комиссии информации и аналитических материалов о деятельности ТП; подготовка предложений по мерам гос. поддержки и содействию эффективной реализации ТП; содействие распространению лучшей практики формирования и реализации ТП.

Содержание проекта реализации ТП Название ТП; краткое описание предполагаемых задач и основных результатов создания ТП; группу технологий, которую предполагается развивать в рамках ТП; перечень секторов экономики, на которые предполагается воздействие технологий, развиваемых в рамках ТП; информацию о координаторе ТП, а также перечень основных предприятий и организаций, привлечённых к участию в создании ТП; описание перспектив использования новых технологий в экономике; информацию о готовности к созданию ТП, включая описание реализуемых мер по координации деятельности организаций, участвующих в создаваемой ТП, а также информацию об используемых механизмах гос. поддержки в создании ТП; краткое описание ключевых направлений совершенствования гос. регулирования в целях обеспечения развития технологий, поддерживаемых в рамках ТП; описание основных мероприятий по созданию и обеспечению деятельности ТП на ближайшие 5-7 лет и план действий на ближайший год.

Таблица 5

Предложения по регулированию и требования к форме содержания ТП РФ

Предложения и требования

Содержание

Разработка предложений, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере

Уточнение тематики НИОКР, поддерживаемых государством, совершенствование механизмов стимулирования инновационной деятельности; совершенствование технического регулирования; определение перспективных требований к качественным характеристикам продукции / услуг, закупаемой для гос. нужд; уточнение программ инновационного развития крупных компаний с гос. участием; уточнение направлений и принципов поддержки гос. институтами развития научно-технической и инновационной деятельности; совершенствование образовательных стандартов; определение направлений международного научно-технологического сотрудничества.

Общие требования к форме содержания ТП

ТП должно содержать: название ТП; краткое описание предполагаемых задач и основных результатов её создания; группу технологий, которую предполагается развивать в рамках ТП; перечень секторов экономики..., развиваемых в рамках ТП; информацию о координаторе ТП, а также перечень основных предприятий и организаций, привлечённых к участию в создании ТП; описание перспектив использования новых технологий в экономике; информацию о готовности к созданию ТП, включая описание реализуемых мер по координации деятельности организаций, участвующих в создаваемой ТП, а также информацию об используемых механизмах гос. поддержки в создании ТП; краткое описание ключевых направлений совершенствования гос. регулирования в целях обеспечения развития технологий, поддерживаемых в рамках ТП; описание основных мероприятий по созданию и обеспечению деятельности ТП на ближайшие 5-7 лет и план действий на ближайший год.

Таблица 6

Иллюстративные примеры функционально-консолидируемой вариативности ТП в инновационной инфраструктуре РФ

№№ п/п Компетенция Подзаконный нормативный правовой акт

1 Стратегия научно-технологического развития РФ (до 2035 г.) Указ Президента РФ [26]

2 Национальные проекты (национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 г.) Указ Президента РФ [29], Национальные проекты РФ до 2024 г [10], Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты [11]

3 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ [20]

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ [8]

5 Долгосрочная гос. экономическая политика Указ Президента РФ [28]

6 Национальные приоритеты Послание Президента РФ Федеральному Собранию [18]

7 Национальная технологическая инициатива Послание Президента РФ Федеральному Собранию [17]

8 Госпрограммы РФ, в том числе по направлениям «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности» Нормативная правовая база [3, 12]

9 Федеральные целевые программы России, включая перечень, предусмотренный к финансированию из федерального бюджета Законодательство и ведомственные документы Минэкономразвития России [15, 30]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Программы инновационного развития акционерных обществ с гос. участием, гос. корпораций и федеральных гос. унитарных предприятий Решение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям [21]

11 Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, Перечень критических технологий РФ Указ Президента РФ [27]

12 Масштабный технологический прорыв (создание первой технологической долины на базе МГУ имени М.В. Ломоносова) Постановление Правительства РФ [19]

13 Кластерные инициатива и политика, технологический инжиниринг (на рынке технологий) Понятия «кластер» и «технологический инжиниринг» в РФ законодательно не закреплены

Таблица 7

Направленность и реализация ТП ЕврАзЭС [4]

Направленность

___ Реализация ТП

реализации ТП

Цель Повышение эффективности взаимодействия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки,

функционирования государства, общественных организаций) на основе объединения потенциалов государств-членов для стимулирования взаимовыгодного инновационного развития национальных промышленных комплексов, создания центров компетенции в государствах-членах, формирования экономики будущего, постоянного технологического обновления, повышения глобальной конкурентоспособности промышленности.

Определение потребности реального сектора экономики государств-членов в новых технологиях; поиск и содействие развитию приоритетных научно-технических проектов; налаживание сотрудничества государств-членов и поддержка совместных инициатив и совместных проектов; выявление барьеров, препятствующих научно-техническому развитию государств-членов, и выработка рекомендаций по их устранению; содействие совершенствованию документов по вопросам сотрудничества государств-членов в научно-технической и инновационной сферах; популяризация достижений научно-технического развития государств-членов, а также достижений в рамках евразийских ТП; мониторинг результатов научно-технического и инновационного сотрудничества государств-членов

Задачи

функционирования

Направления деятельности участников

(в соответствии со своими

Для популяризации достижений научно-технического развития государств-членов, а также их достижений, проводятся анализ передовых достижений и анализ мировых практик сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, формируются (при необходимости) единые реестры передовых технологий и продукции; формируются единые информационно-коммуникационные системы и порталы, обеспечивающие доступ к информационным базам и коммуникацию всех заинтересованных организаций государств-членов в развитии и освоении передовых технологий и продукции; осуществляются распространение и популяризация знаний

задачами ТП и в рамках

компетенции)

о передовых национальных и мировых достижениях, в том числе путём публикаций в средствах массовой информации, участия в сторонних мероприятиях и организации собственных, осуществления консультативной поддержки в освоении передовых технологий и подготовке современных кадров.

Для определения потребности реального сектора экономики государств-членов в новых технологиях проводятся оценка уровня развития технологий и продукции организаций реального сектора экономики, сопоставления с зарубежными аналогами, формируются единые реестры потребностей в новых технологиях и видах продукции по заявкам и предложениям организаций реального сектора, разрабатываются прогнозы развития рынков и технологий в отраслях и секторах экономики (в которых осуществляют свою деятельность ТП), в том числе спроса на основные виды инновационной продукции, разрабатываются предложения (по освоению передовых технологий и производства продукции организациями реального сектора экономики), содержащие проработку различных технологических альтернатив, оказывается содействие организации научных, проектных, производственных и иных объединений, направленных на продвижение передовых технологий на территориях государств-членов. Для поиска и содействия развитию приоритетных научно-технических проектов в порядке, установленном законодательством государств-членов, вносятся предложения в отраслевые программы развития промышленности государств-членов. Для налаживания сотрудничества государств-членов и поддержки совместных инициатив и совместных проектов - участие в реализации приоритетных направлений в научно-технических и инновационных сферах сотрудничества государств-членов путём формирования портфеля проектных предложений (включающих совместные инициативы и проекты), содействие участникам в реализации совместных проектов по созданию совместных лабораторий, научно-исследовательских центров и станций, совместному созданию и внедрению инновационной продукции и технологий, локализации современных технологий, обмену современными технологиями между государствами-членами, формированию условий для инновационного развития отрасли и реализации совместных проектов, представляющих взаимный интерес, осуществление поиска лучших партнёров для реализации совместных проектов, проведение консультационной работы при формировании кооперационных партнёрств в инновационной сфере и реализации совместных проектов, организация (при необходимости) проведения экспертизы совместных проектов в соответствии с законодательством государств-членов, проведение работы по привлечению средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования для реализации совместных проектов, осуществление иных работ по сопровождению совместных проектов на всех этапах их реализации.

Для выявления барьеров, препятствующих научно-техническому развитию государств-членов, и выработки рекомендаций по их устранению выработка предложений по развитию научно-технической и инновационной сфер; осуществление консультационной экспертной работы.

Для мониторинга результатов научно-технического и инновационного сотрудничества государств-членов проводится мониторинг внедрения инновационных технологий и продуктов в организациях реального сектора экономики государств-членов, проводится мониторинг результатов совместной научно-технической деятельности и инновационного сотрудничества государств-членов, публикуются обзоры и доклады о передовых национальных и мировых достижениях научно-технического развития и об инновационном развитии реального сектора экономики государств-членов.

Порядок формирования евразийских ТП Евразийские ТП формируются на основании решений Совета Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия); при принятии решения о создании евразийской ТП участник (участники) от государства-члена согласовывается уполномоченным органом государства-члена; Комиссия принимает решение о формировании евразийских ТП на основании следующего комплекта документов: заявление о формировании евразийских ТП, представляемое участниками в Комиссию; проект учредительного документа, подготовленный участниками, в случае если евразийская ТП создаётся с образованием юридического лица; проект договора между участниками, в случае если евразийская ТП создаётся без образования юридического лица; проект перечня участников евразийских ТП; обоснование целесообразности формирования евразийских ТП с указанием целей и задач, основных направлений деятельности, их соответствия приоритетам промышленного сотрудничества Союза; проект перечня совместных проектов. Евразийская ТП может быть создана с образованием или без образования юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством государств-членов. Уполномоченный орган государства-члена может определить ответственного за подготовку проектов документов по формированию евразийских ТП в соответствии с законодательством своего государства. Евразийские ТП в соответствии с профилем своей деятельности могут включать в себя в качестве участников организации крупного (отраслевые промышленные предприятия, гос. компании и др.), малого и среднего бизнеса, научные организации (научно-исследовательские институты, университеты и др.), гос. институты развития, общественные (отраслевые ассоциации и объединения) и иные организации, в том числе из государств, не являющихся членами Союза, а также физических лиц. Евразийские ТП объединяют участников не менее чем из 3 государств-членов. В случае если евразийские ТП созданы с образованием юридического лица, решения участниками евразийских ТП принимаются в соответствии с учредительными документами евразийских ТП. В случае если евразийские ТП созданы без образования юридического лица, решения участниками евразийских ТП принимаются в соответствии с договором между ними. В случае если евразийские ТП созданы с образованием юридического лица, присоединение участников к евразийским ТП осуществляется в соответствии с учредительными документами евразийских ТП. В случае если евразийские ТП созданы без образования юридического лица, присоединение участников к евразийским ТП осуществляется в соответствии с договором между их участниками. Организационное и информационное обеспечение деятельности евразийских ТП осуществляется их органами и структурными подразделениями, а также для этих целей могут определяться участники от каждого государства-члена по согласованию с уполномоченным органом соответствующего государства-члена. Для обеспечения руководства евразийскими ТП формируется руководящий орган, в который в том числе входят представители всех государств-членов, организации которых являются участниками евразийских ТП. Для обеспечения функционирования евразийских ТП по мере необходимости формируются органы евразийских ТП: экспертные, координационные, научно-технические советы, рабочие группы, конкурсные и иные комиссии. Расходы, связанные с деятельностью указанных органов, осуществляются за счёт средств заинтересованных организаций и участников евразийской ТП

Порядок финансирования евразийских ТП Для реализации совместных НИОКР, мероприятий, совместных проектов евразийские ТП обеспечивают привлечение финансирования: из собственных средств участников евразийских ТП; средств инвесторов, фондов, общественных и иных заинтересованных организаций; средств уполномоченных специализированных национальных организаций в соответствии с их внутренней финансовой политикой на полное или частичное финансирование национальных частей совместных мероприятий, совместных проектов; бюджетов государств-членов на полное или частичное финансирование национальных частей совместных НИОКР, мероприятий, совместных проектов в рамках соответствующих гос. программ, инструментов гос. поддержки в соответствии с законодательством этих государств; средств международных финансовых организаций в соответствии с их внутренней финансовой политикой на полное или частичное финансирование совместных проектов; средств бюджета Союза на полное или частичное финансирование НИР, проводимых для нужд Комиссии, в целях реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза и мероприятий по созданию информационных систем формированию БД в рамках интегрированной информационной системы Союза.

В перечень мероприятий, реализуемых в составе совместных проектов, могут включаться мероприятия по разработке стратегий, программ и иных документов развития, реализуемые Комиссией и гос. органами в рамках возложенных на них полномочий, мероприятия по созданию информационных систем и формированию БД в рамках интегрированной информационной системы Союза и НИР, проводимые для нужд Комиссии, в целях реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза. Участники евразийских ТП отвечают по своим обязательствам в соответствии с законодательством соответствующего государства-члена.

Порядок координации деятельности евразийских ТП

Общую координацию взаимодействия государств-членов по вопросам формирования и функционирования евразийских ТП осуществляет Комиссия. Комиссия совместно с уполномоченными органами государств-членов осуществляет: организацию круглых столов, совещаний и видеоконференций в целях развития и продвижения деятельности евразийских ТП в среде профильных организаций государств-членов; аккумулирование лучшей практики формирования и обеспечения функционирования евразийских ТП; рассмотрение комплектов документов по формированию евразийских ТП, предусмотренных настоящим Положением; подготовку ежегодно по результатам мониторинга и на основании соответствующих документов евразийских ТП о результатах проделанной работы доклада о результатах деятельности евразийских ТП для принятия государствами-членами решений, направленных на повышение эффективности функционирования и стимулирование деятельности евразийских ТП; разработку предложений о повышении эффективности функционирования евразийских ТП их внесение на рассмотрение Евразийского межправительственного совета. Уполномоченные органы государств-членов осуществляют: рассмотрение комплектов документов по формированию евразийских ТП; координацию работы организаций государства-члена по присоединению и участию в евразийских ТП; согласование участников евразийских ТП на этапе принятия решения о создании евразийских ТП, а также участников от государства-члена, осуществляющих организационное и информационное обеспечение деятельности евразийских ТП; участие в мониторинге деятельности евразийских ТП, включая реализацию совместных проектов; участие в разработке предложений о повышении эффективности функционирования евразийских ТП. Для проведения мониторинга органами евразийских ТП ежегодно, до 1 июня, осуществляется подготовка следующих документов: перечень участников на конец отчётного года; план действий на следующий год; отчёт о реализации совместных проектов; актуализированный перечень совместных проектов на следующий год. Для координации работы по формированию и стимулированию развития евразийских ТП Комиссия совместно с уполномоченными органами государств-членов организует постоянно действующую площадку, в рамках которой организуются встречи потенциальных участников евразийских ТП, проводится обсуждение участниками евразийских ТП актуальных направлений развития и вопросов устранения барьеров для развития, прорабатываются предложения по стимулированию евразийских ТП.

Перечень направлений по формированию евразийских ТП

Медицинские и медицинские биотехнологии, фармация; информационно-коммуникационные технологии; фотоника; авиакосмические технологии; ядерные и радиационные технологии; энергетика; технологии транспорта; технологии металлургии и новые материалы; добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка; химия и нефтехимия; электроника и технологии машиностроения; экологическое развитие; промышленные технологии; сельское хозяйство, пищевая промышленность, биотехнологии.

Помимо основного предназначения (см. табл. 1 и 2 в части РФ, а также табл. 4) ТП - вспомогательный инструмент реализации Национальных приоритетов инновационного развития и развития научно-производственных связей, а из-за многофункциональности управленческой миссии ТП могут участвовать и реа-лизовываться в соответствующих Стратегиях развития РФ, Национальных проектах, Национальной технологической инициативе, Гос. и Федеральных целевых программах, Программе мер поддержки перспективных отраслей, в создании технологических долин, в кластерах и технологическом инжиниринге (см. табл. 6).

Кроме того, характерным примером функциональной вариативности реализации отечественных ТП явилось формирование на их базе Евразийских ТП [1, 5].

Хотя ТП РФ (как и ЕврАзЭС) не гарантированно результативны (по аналогии с венчурными проектами - не все из них оправдают надежды инициаторов), но успех любой ТП сформирует новый рынок инновационной продукции с перспективой его долгосрочного развития.

В практике формирования и реализации ТП РФ имеются такие инфраструктурные проблемы управления инновационным развитием как недостаточная заинтересованность крупного бизнеса в деятельности ТП (как

следствие, - внебюджетное недофинансирование проектов и программ), «размытость» ответственности за разработку технологий (в условиях формирования «сверху» при инициативе «снизу»), неочевидность координации взаимодействия участников ТП и межбюджетных региональных взаимоотношений, зависимость и усиление внешних рисков РФ от участия/импорта зарубежных капитала и технологий, неопределённость процедур контроля, отсутствие критериев/показателей ожидаемой эффективности (а не формальной деятельности).

ТП в ЕврАзЭС. Положением о формировании и функционировании ТП ЕврАзЭС определяются цель и задачи их функционирования как объекта инновационной инфраструктуры государств-членов, порядок формирования, функционирования, финансирования и применения в управлении инновационным развитием, обеспечивая кооперацию в научно-технической и инновационной сферах, в работе по аккумулированию национальных и мировых достижений научно-технического развития, мобилизации научного потенциала для совместного решения прикладных задач по разработке инновационной продукции и технологий, их внедрению в производство (табл. 7).

ТП ЕврАзЭС проектировались как механизм для встраивания промышленности стран-участниц в мировые тенденции, имея ввиду, что 4-я промышленная революция определяет свойства новых продукта, технологий и организации производства. После разработки и утверждения обеспечивающего правовое поле «Положения о формировании и функционировании евразийских ТП» в рамках Перечня направлений по формированию (см. табл. 7) Совет экономической комиссии ЕврАзЭС утвердил приоритетные ТП, основная цель которых: создание инновационной промышленности путём формирования инструментов коммерциализации результатов научных работ и исследований (и необходимой инфраструктуры), проведение работы по аккумулированию национальных и мировых достижений, мобилизация научного потенциала для развития промышленности. Деятельность участников направлена, во-первых, на проведение научно-прикладных исследований, генерацию и реализацию инновационных и кооперационных проектов, организацию разработок, создание инновационных

технологий и новой продукции (с их внедрением в производство), а во-вторых, - на формирование ТП по незадей-ствованным технологическим направлениям. Каждая из сформированных ТП объединила представителей бизнеса и науки стран-членов ЕврАзЭС; кроме того, в рамках евразийских ТП имеются инновационные предложения, а также запущен процесс утверждения «дорожной карты» и подготовки межгосударственной программы по совместному проекту ТП «Космические и геоинформационные технологии» [4, 6, 13].

Заключение. Для функциональной вариативности ТП РФ, являющихся коммуникационными инструментами инновационного развития, характерно участие в реализации Национальных приоритетов этого развития, Стратегий развития РФ, Национальных проектов, Национальной технологической инициативы, Гос. и Федеральных целевых программ, Программы мер поддержки перспективных отраслей, в намечаемом создании первой технологической долины, в кластерах и технологическом инжиниринге, в формировании евразийских ТП.

На основании рассмотрения миссии ТП в инновационной инфраструктуре, вклада организационно-управленческого генезиса ТП ЕС и функциональной вариативности реализации отечественных ТП можно считать, что в РФ определена роль государства как регулятора ТП (а не участника или медиатора управления).

Практика формирования и реализации ТП РФ не без инфраструктурных проблем управления: ещё недостаточна заинтересованность крупного бизнеса в деятельности ТП и, как следствие, - внебюджетное недофинансирование проектов и программ; «размытость» ответственности за разработку технологий (в условиях формирования «сверху» при инициативе «снизу»); неочевидность координации взаимодействия участников ТП и межбюджетных региональных взаимоотношений; зависимость и усиление внешних рисков РФ от участия/импорта зарубежных капитала и технологий; неопределённость процедур контроля; отсутствие критериев/показателей ожидаемой эффективности.

Не все ТП РФ и ЕврАзЭС гарантированно результативны, но успех любой ТП сформирует новый рынок инновационной продукции с ожидаемой перспективой долгосрочного развития.

Литература

1. Аналитическая справка. Российские технологические платформы (РТП), переход от РТП к Евразийским технологическим платформам / Евразийская экономическая комиссия. Департамент промышленной политики. - М., 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.oig/ru/act/prom_i_agroprom/dep_ pшm/SiteAssets/Российские%20платформы.pdf (дата обращения: 17.10.2019).

2. Владимирова О.Н. Технологические платформы как коммуникационный инструмент реализации финансового потенциала развития российской экономики / О.Н. Владимирова, О.Ю. Дягель. - Корпоративные финансы. - 2012. - №2 (22) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.I•u/artide/v/tehnologicheskie-platformy-kak-kommunikatsionnyy-instrument-realizatsii-finansovogo-potentsiala-razvitiya-rassiyskoy-ekonomiki (дата обращения: 17.10.2019).

3. Госпрограммы РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://programs.gov.ru/portal/ (дата обращения: 17.10.2019).

4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70670880/ (дата обращения: 17.10.2019).

5. Евразийские технологические платформы: описание, направления, способы финансирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/8263 (дата обращения: 17.10.2019).

6. Евразийские технологические платформы: первые итоги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum. ru/news/2287426.html (дата обращения: 17.10.2019).

7. Кокурин Д.И., Назин К.Н. Формирование и реализация инфраструктурного потенциала экономики России / Д.Н. Кокурин, К.Н. Назин. - М.: Транслит, 2011. - 336 с. - С. 84. - ISBN 978-5-94976-658-3.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=120806 (дата обращения: 17.10.2019).

9. Механик А.Г. Кто поедет на платформе / Наука и технологии / А.Г. Механик, Т.К. Оганесян // Эксперт. - 2011. -№35 (768) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2011/35/kto-poedet-na-platforme/ (дата обращения: 17.10.2019).

10. Национальные проекты РФ до 2024 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fincan.ru/articles/92_ nacionalynyje-projekty-rossijskoj-federacii-do-2024-goda/ (дата обращения: 17.10.2019).

11. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты (на основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. и по состоянию на 7 февраля 2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (дата обращения: 17.10.2019).

12. Нормативная правовая база Госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://programs.gov.ru/ Portal/programs/documents (дата обращения: 17.10.2019).

13. О формировании приоритетных Евразийских технологических платформ (с изменениями на 18 января 2019 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456047406 (дата обращения: 17.10.2019).

14. Перечень технологических платформ (утв. решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г., протокол №2, от 5 июля 2011 г., протокол №3, решением президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 21 февраля 2012 г., протокол №2) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/formation/doc20120403_11 (дата обращения: 17.10.2019).

15. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full (дата обращения: 17.10.2019).

16. Порядок формирования перечня технологических платформ (утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 г., протокол №4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/formation/doc03082010_05 (дата обращения: 17.10.2019).

17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/ (дата обращения: 17.10.2019).

18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646/ (дата обращения: 17.10.2019).

19. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2019 г. №332 «О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nangs.org/docs/ pravitelstvo-rf-postanovlenie-ot-28-03-2019-g-332-o-sozdanii-innovatsionnogo-nauchno-tekhnologicheskogo-tsentra-mgu-vorobjovy-gory-pdf (дата обращения: 17.10.2019).

20. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant. ru/70106124/ (дата обращения: 17.10.2019).

21. Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол №4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/innovative/doc03082010_02 (дата обращения: 17.10.2019).

22. Решение Евразийского межправительственного совета от 13 апреля 2016 г. №2 «Об утверждении Положения о формировании и функционировании Евразийских технологических платформ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196819/b311b34a7aec02d78434abe6690c91c41d1 e1d18/ (дата обращения: 17.10.2019).

23. Словарь Лопатникова (общеэкономический и экономико-математический объяснительный словарь) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lopatnikov.pro/slovar/t/texnologicheskie-platformy/ (дата обращения: 17.10.2019).

24. Совет ЕЭК утвердил одиннадцать приоритетных евразийских технологических платформ в сфере промышленности и сельского хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/19-10-2016-4.aspx (дата обращения: 17.10.2019).

25. Технологические платформы / Центр стандартизации в инновационной сфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovcenter.ru/documents/category/213/ (дата обращения: 17.10.2019).

26. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 года №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48053.html/ (дата обращения: 17.10.2019).

27. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/55171684/ (дата обращения: 17.10.2019).

28. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=120806 (дата обращения: 17.10.2019).

29. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 17.10.2019).

30. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/ (дата обращения: 17.10.2019).

References

1. (2012). Analiticheskaia spravka. Rossiiskie tekhnologicheskie platformy (RTP), perekhod ot RTP k Evraziiskim tekhnologicheskim platformam. M. Retrieved from http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/ dep_prom/SiteAssets/Rossiiskie%20platformy.pdf

2. Vladimirova, O. N., & Diagel', O. Iu. Tekhnologicheskie platformy kak kommunikatsionnyi instrument realizatsii finansovogo potentsiala razvitiia rossiiskoi ekonomiki. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/v/ tehnologicheskie-platformy-kak-kommunikatsionnyy-instrument-realizatsii-finansovogo-potentsiala-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki

3. Gosprogrammy RF. Retrieved from https://programs.gov.ru/portal/

4. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soiuze ot 29 maia 2014 g. (s izmeneniiami i dopolneniiami). Retrieved from https://base.garant.ru/70670880/

5. Evraziiskie tekhnologicheskie platformy: opisanie, napravleniia, sposoby finansirovaniia. Retrieved from http:// eurasian-studies.org/archives/8263

6. Evraziiskie tekhnologicheskie platformy: pervye itogi. Retrieved from https://regnum.ru/news/2287426.html

7. Kokurin, D. I., Nazin, K. N., & Kokurin, D. N. (2011). Formirovanie i realizatsiia infrastrukturnogo potentsiala ekonomiki Rossii., 84, 336. M.: Translit.

8. Kontseptsiia dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noiabria 2008 g. 1662-r. Retrieved from http://www.kstu.ru/servlet/ contentblob?id=120806

9. Mekhanik, A. G. (2011). Kto poedet na platforme. Ekspert, 35 (768). Retrieved from http://expert.ru/expert/2011/35/ kto-poedet-na-platforme/

10. Natsional'nye proekty RF do 2024 g. Retrieved from http://fincan.ru/articles/92_nacionalynyje-projekty-rossijskoj-federacii-do-2024-goda/

11. Natsional'nye proekty: tselevye pokazateli i osnovnye rezul'taty (na osnove pasportov natsional'nykh proektov, utverzhdennykh prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiiu i natsional'nym proektam 24 dekabria 2018 g. i po sost. Retrieved from http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ980 0wAt2dzCIAietQih.pdf

12. Normativnaia pravovaia baza Gosprogramm RF. Retrieved from https://programs.gov.ru/Portal/programs/documents

13. formirovanii prioritetnykh Evraziiskikh tekhnologicheskikh platform (s izmeneniiami na 18 ianvaria 2019 goda). Retrieved from http://docs.cntd.ru/document/456047406

14. Perechen' tekhnologicheskikh platform (utv. resheniiami Pravitel'stvennoi komissii po vysokim tekhnologiiam i innovatsiiam ot 1 aprelia 2011 g., protokol 2, ot 5 iiulia 2011 g., protokol 3, resheniem prezidiuma Pravitel'stvennoi komissii po vysokim tekhnologiiam i inno. Retrieved from http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ formation/doc20120403_11

15. Perechen' federal'nykh tselevykh programm, predusmotrennykh k finansirovaniiu iz federal'nogo biudzheta na 2019 god. Retrieved from http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full

16. Poriadok formirovaniia perechnia tekhnologicheskikh platform (utv. resheniem Pravitel'stvennoi komissii po vysokim tekhnologiiam i innovatsiiam ot 03.08.2010 g., protokol 4). Retrieved from http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/formation/doc03082010_05

17. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniiu RF ot 4 dekabria 2014 g. Retrieved from http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_171774/

18. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniiu RF ot 12 dekabria 2013 g. Retrieved from http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 155646/

19. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 marta 2019 g. 332 "O sozdanii innovatsionnogo nauchno-tekhnologicheskogo tsentra MGU "Vorob'iovy gory". Retrieved from https://nangs.org/docs/pravitelstvo-rf-postanovlenie-ot-28-03-2019-g-332-o-sozdanii-innovatsionnogo-nauchno-tekhnologicheskogo-tsentra-mgu-vorobjovy-gory-pdf

20. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 8 dekabria 2011 g. 2227-r "Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g.". Retrieved from https://base.garant.ru/70106124/

21. Rekomendatsii po razrabotke programm innovatsionnogo razvitiia aktsionernykh obshchestv s gosudarstvennym uchastiem, gosudarstvennykh korporatsii i federal'nykh gosudarstvennykh unitarnykh predpriiatii (utv. resheniem Pravitel'stvennoi komissii po vysokim tekhnologiiam i i. Retrieved from http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/innovative/doc03082010_02

22. Reshenie Evraziiskogo mezhpravitel'stvennogo soveta ot 13 aprelia 2016 g. 2 "Ob utverzhdenii Polozheniia o formirovanii i funktsionirovanii Evraziiskikh tekhnologicheskikh platform". Retrieved from http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196819/b311b34a7aec02d78434abe6690c91c41d1e1d18/

23. Slovar' Lopatnikova (obshcheekonomicheskii i ekonomiko-matematicheskii obiasnitel'nyi slovar'). Retrieved from http://lopatnikov.pro/slovar/t/texnologicheskie-platformy/

24. Sovet EEK utverdil odinnadtsat' prioritetnykh evraziiskikh tekhnologicheskikh platform v sfere promyshlennosti i sel'skogo khoziaistva. Retrieved from http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/19-10-2016-4.aspx

25. Tekhnologicheskie platformy. Retrieved from http://innovcenter.ru/documents/category/213/

26. Ukaz Prezidenta RF ot 1 dekabria 2016 goda 642 "O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii". Retrieved from http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48053.html/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Ukaz Prezidenta RF ot 7 iiulia 2011 g. 899 "Ob utverzhdenii prioritetnykh napravlenii razvitiia nauki, tekhnologii i tekhniki v Rossiiskoi Federatsii i perechnia kriticheskikh tekhnologii Rossiiskoi Federatsii" (s izmeneniiami i dopolneniiami). Retrieved from https://base.garant.ru/55171684/

28. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2012 g. 596 "O dolgosrochnoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi politike". Retrieved from http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=120806

29. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2018 g. 204 "O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda". Retrieved from https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

30. Federal'nye tselevye programmy Rossii. Retrieved from http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.