Научная статья на тему 'Разработка модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников российских технологических платформ'

Разработка модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников российских технологических платформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / TECHNOLOGY PLATFORM / INNOVATION AND RESEARCH FUNDING / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злывко Ольга Владимировна, Лисин Евгений Михайлович, Рогалев Николай Дмитриевич, Стриелковски Вадим

В статье рассмотрены особенности формирования и развития российских технологических платформ в сравнении с зарубежными аналогами, проведен структурный анализ существующих механизмов и инструментов финансирования научной и инновационной деятельности, на основе которого разработана функциональная модель организационно-инвестиционного взаимодействия участников отечественных технологических платформ, определены недостатки ее функционирования и предложена усовершенствованная модель, учитывающая особенности организации совместной деятельности представителей государственных структур и частных компаний при реализации инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Злывко Ольга Владимировна, Лисин Евгений Михайлович, Рогалев Николай Дмитриевич, Стриелковски Вадим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model Development of Organization and Investment Cooperation of Participants of the Russian Technology Platforms

This article describes the features of formation and development of the Russian technology platforms and compares them with their foreign counterparts. It conducts structural analysis of the mechanisms and instruments of innovation and research funding and develops a functional model of the organizational and investment cooperation between the participants of national technology platforms. It also identifies the gaps of its functioning and proposes the improved model that takes into account specifics of the organization of joint activities of government representatives and private companies in the implementation of innovative projects.

Текст научной работы на тему «Разработка модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников российских технологических платформ»

УДК 338.24, 330.322 ББК 65.05

Злывко Ольга Владимировна

аспирант

Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический

Институт» г.Москва Лисин Евгений Михайлович кандидат экономических наук

Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический

Институт» г..Москва Рогалев Николай Дмитриевич доктор технических наук, профессор

Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический

Институт» г.Москва Стриелковски Вадим доктор наук Институт экономических исследований Факультет общественных наук Карлов Университет г.Прага Zlyvko Olga Vladimirovna Post-graduate

National Research University «Moscow Power Engineering Institute»

Moscow Lisin Evgeny Mikhailovich Candidate of Economics

National Research University «Moscow Power Engineering Institute»

Moscow Rogalev Nikolay Dmitrievich Doctor of Engineering,

Professor

National Research University «Moscow Power Engineering Institute»

Moscow Strielkowski Wadim Unstitute of Economic Research Department of Social Studies Charles University Prague

Разработка модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников российских технологических платформ Model Development of Organization and Investment Cooperation of Participants of the Russian Technology Platforms

В статье рассмотрены особенности формирования и развития российских технологических платформ в сравнении с зарубежными аналогами, проведен структурный анализ существующих механизмов и инструментов финансирования научной и инновационной деятельности, на основе которого разработана функциональная модель организационно-инвестиционного взаимодействия участников отечественных технологических платформ, определены недостатки ее функционирования и предложена усовершенствованная модель, учитывающая особенности организации совместной деятельности представителей государственных структур и частных компаний при реализации инновационных проектов.

This article describes the features of formation and development of the Russian technology platforms and compares them with their foreign counterparts. It conducts structural analysis of the mechanisms and instruments of innovation and research funding and develops a functional model of the organizational and investment cooperation between the participants of national technology platforms. It also identifies the gaps of its functioning and proposes the improved model that takes into account specifics of the organization of joint activities of government representatives and private companies in the implementation of innovative projects.

Ключевые слова: технологическая платформа, финансирование инновационной деятельности, государственно-частное партнерство.

Key words: technology platform, innovation and research funding, public-private partnership.

Введение

Переход российской экономики на инновационный путь развития в значительной степени определяется эффективностью функционирования национальной инновационной системы, зависящей от степени кооперации и координации ключевых субъектов инновационной сферы: вузов, научных организаций, бизнеса и государства. В ведущих странах укрепление подобных взаимосвязей осуществляется с использованием государственно-частного партнерства (ГЧП), представляющего собой взаимовыгодное взаимодействие государства и частного бизнеса в целях реализации общественно значимых проектов при разделении между собой рисков, ресурсов и выгод.

Выбор государственного курса, ориентированного на научно-техническое развитие, подкрепляется рядом инициатив, предполагающих создание технологических платформ (ТП) в качестве одного из ключевых, основывающихся на концепции ГЧП, инструментов инновационной политики.

Технологическая платформа представляет собой концепцию инновационного развития приоритетных отраслей народного хозяйства на основе создания перспективных коммерческих технологий путем активизации усилий промышленного бизнеса, науки и государства с использованием методологии долгосрочного научно-технического прогнозирования Форсайт.

Сравнительный анализ организации государственно-частного партнерства в рамках технологических платформ

Концепция технологических платформ впервые была сформулирована Еврокомиссией (ЕК) в 2003 г. в Плане инвестиций в качестве одного из средств реализации инновационной политики. ТП рассматривались как политический инструмент для объединения участников инновационной деятельности с целью реализации программ научно-технической направленности в рамках стратегии развития Евросоюза. Существенным шагом развития концепции стало использование ее основных положений при разработке Седьмой рамочной программы (7РП), являющейся в ЕС основным финансовым инструментом поддержки научно-технической деятельности на период до 2013 г.

Разработка и адаптация механизма ТП в России началась в 2010 г., и на начало 2013 г. функционирует 30 ТП в ключевых отраслях народного хозяйства. Также как и в ЕС, разработка платформ в России призвана усилить связь субъектов инновационной системы в рамках создания перспективных коммерческих технологий. Сравнительная характеристика формирования технологических платформ в России и ЕС представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика формирования технологических платформ в

России и ЕС.

Характеристика__________________ЕС_______________________________Россия

Принцип формирования, инициаторы «Снизу вверх» по инициативе крупных промышленных предприятий частного сектора «Сверху вниз» по инициативе государства при активном участии научных организаций и компаний с гос-участием

Решаемые вопросы Дублирование НИОКР и перераспределение финансовых средств Низкая инновационная активность бизнеса, его оторванность от науки

Источники финансирования Рамочная программа, отраслевые, структурные фонды, совместные инициативы регионального развития Федеральная целевая программа, институты развития, грантовое финансирование, внебюджетные фонды

Роль государства Продвижение концепции платформ в ЕС, ограниченное влияние Еврокомиссии Инициирование создания платформ, участие представителей государства в управлении ТП

Однако спустя два года с момента инициирования формирования технологических платформ в России все еще остаются вопросы, связанные с их функционированием в части финансирования деятельности.

Анализ существующих механизмов инвестирования российских и европейских технологических платформ

В Евросоюзе существует множество разнообразных финансовых инструментов реализации научно-технической и инновационной политики. Поддержка может быть осуществлена напрямую через рамочные программы, учрежденные Европейской комиссией, и опосредованно - при участии национальных и региональных органов власти, Европейского Инвестиционного банка и других финансовых структур через отраслевые, структурные фонды, специальные совместные инициативы регионального развития и пр. [1]. Источники финансирования инновационной деятельности ЕС представлены в табл. 2.

Таблица 2

Источники финансовой поддержки инновационной деятельности ЕС на

период 2007-2013 гг.

Источник Бюджет (млрд. евро)

7 РП 52,25

Сотрудничество 32

Идеи 7,5

Люди 4,75

Ресурсы 4

7 РП Евратом 4

Конкурентоспособность и инновации 3,63

Предпринимательство и инновации 2,17

ИКТ 0,73

Рациональная энергетика 0,73

Структурные фонды 86

Европейский фонд регионального развития

Европейский социальный фонд

Фонд Сплочения

Независимо от источника, финансирование инновационной деятельности в Евросоюзе рассчитано на период действия исследовательской рамочной программы, на сегодняшний день - 7РП (2007-2013 гг.). Основным принципом работы 7РП является софинансирование научно-технических проектов путем предоставления грантов на конкурсной основе и с учетом экспертной оценки. Размер подобного гранта не является фиксированным и определяется ЕК в ходе рассмотрения проектного предложения.

Важным шагом в содействии реализации проектов ТП является разработанная Еврокомиссией совместно с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) программа финансирования деятельности европейских ТП (Guide to Financing Projects from European Technology Platforms)[2], в которой рассматриваются возможные механизмы финансирования за счет грантов 7РП и займов ЕИБ последовательно каждой из стадий инновационного проекта в зависимости от стоимости проекта, сроков его реализации, уровня риска и пр.

При этом для получения соответствующего финансирования проекты европейских платформ должны быть детально проработаны, на основании чего составлен комплексный финансовый план. Такой подход позволяет окончательно определиться со схемой финансирования каждого из этапов и проекта в целом до начала его реализации.

В России же отсутствуют подходы к формированию программ финансирования инновационных проектов ТП на протяжении всего жизненного цикла, что приводит к отсутствию финансовых гарантий и высоким рискам реализуемости проектов. На сегодняшний день основным источником финансирования

крупномасштабных научно-технических проектов является государство [3,4] (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика основных источников финансирования научнотехнической и инновационной деятельности в России.

Источник Ресурсы, млрд. руб., 2012 г. Объем поддержки, млн. руб., 2012 г.

Внешэкономбанк бюджет банка - 383 не менее 1000

МСП-банк бюджет банка - 50 до 60-150

РВК бюджет всех фондов - 30 до 300-1000

Фонд посевных инвестиций РВК уставный капитал - 2 до 25

РОСНАНО 22,2 не менее 250

Фонд «Сколково» 27,1 1,5-300

ФЦП «Исследования и разработки» 32,02 до 50-100 в год

РФФИ, РГНФ 9,35 до 0,5 в год

Фонд Содействия 4 до 6-15 в год

РФТР 1,3 до 300

Несмотря на предпринимаемые государством меры создания разнообразных инструментов и механизмов финансирования инновационной деятельности, связи между элементами инновационной системы специфичны и неэффективны по многим направлениям, движение инновационных проектов между различными финансовыми институтами полностью не налажено, а политика финансирования недостаточно прозрачна. Российским ТП в современных условиях приходится рассчитывать, прежде всего, на целенаправленную государственную поддержку.

Совершенствование организационно-инвестиционного механизма российских технологических платформ

На сегодняшний день целенаправленное финансирование проектов ТП предполагается из двух источников:

- займы на возвратной основе сроком до 5 лет внебюджетного фонда РФТР, осуществляющего финансирование поздних стадий НИОКР;

- безвозмездные бюджетные ассигнования через ФЦП «Исследования и разработки» на проведение разных стадий НИОКР на период до 3-х лет.

94

Анализ данной модели на основе европейской практики реализации проектов ТП позволяет в результате проведенного нами исследования выявить следующие недостатки функционирования российских платформ:

- не согласованы действия участников ТП в вопросе организации процесса получения, доведения и внедрения наукоемких технологических решений: успешное завершение НИОКР не является обязательным условием перехода к этапу промышленного освоения технологии;

- не определены роль и степень участия государства, а также механизм взаимодействия государственных структур и частных компаний на этапе проекта, предполагающего осуществление внедренческих работ;

- на ранних стадиях НИОКР фактически отсутствует частный капитал в качестве финансового источника;

- отсутствует единый бюджет реализации проектов ТП;

- возникает сложность оценки эффективности деятельности каждого из участников ТП по результатам реализации инновационного проекта.

Учитывая выявленные недостатки, существующая модель взаимодействия участников ТП была усовершенствована. При этом одна из ключевых ролей отводится Координатору - организации, осуществляющей управление всем инновационным проектом и обеспечивающей организационное взаимодействие участников платформы на каждом из этапов. Участниками технологической платформы выступают:

- научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, инжиниринговые компании, в компетенции которых находятся вопросы проведения НИРОКР, а также инженерное сопровождение проекта;

- финансово-экономические институты осуществляют инвестиционную поддержку проекта через механизм ФЦП, на основе займов РФТР, а также посредством Инновационного фонда на основе венчурного механизма инвестирования.

- промышленные предприятия, формирующие спрос на результаты инновационной деятельности в рамках проектов ТП, а также непосредственно осуществляющие финансирование работ.

При этом роль и состав участников ТП в зависимости от стадии реализации инновационного проекта изменяется как в контексте проведения научных и технологических работ, так и в вопросе финансирования.

Крайне важным при реализации инновационного проекта является обеспечение устойчивости технологической платформы как системы, т.е. ее способности сохранять свое текущее состояние при наличии различающихся между собой интересов и целей каждого из участников. При этом первоочередной задачей обоснования действенности усовершенствованной модели взаимодействия участников ТП является выявление критериев эффективности их деятельности, аргументирующих их экономическую заинтересованность в совместной деятельности.

Заключение

Несмотря на то, что создание технологических платформ в России было инициировано еще в 2010 г., остаются нерешенными вопросы, связанные с финансированием деятельности ТП.

В результате проведенного исследования существующих источников и механизмов финансирования проектов российских технологических платформ разработана модель организационно-инвестиционного взаимодействия участников ТП, выявлены недостатки ее функционирования и предложена усовершенствованная модель, учитывающая специфику организации инновационной деятельности в России.

Библиографический список

1. New Practical Guide to EU Funding Opportunities for Research and Innovation. Competitive European Regions through Research and Innovation. October, 2011, p. 133.

2. Guide to Financing Projects from European Technology Platforms. Financing Instruments of the European Commission and the European Investment Bank. 2010.

3. Богатова Е.Р. Институты развития - что это такое? «В курсе правового дела», 2011 г., №17 - [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http ://www.vkursedela.ru/print/5129/

4. Финансовые институты развития экономик АТЭС - потенциальные партнеры инвестиционного сотрудничества в регионе. Информационноаналитические материалы. Внешэкономбанк, Москва 2012, с. 172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Bogatova, E.R. Development Institutions - What Are These? "In the Course of the Legal Case". - 2011. - № 17. - [Electronic Resource]. - Access Mode: http ://www.vkursedela.ru/print/5129/

2. Finance Institutions of APEC Economies Development - Potential Partners of Investment Cooperation in the Region. Information and Analytical Materials. -Vnesheconombank. - Moscow. - 2012. - P. 172.

3. Guide to Financing Projects from European Technology Platforms. Financing Instruments of the European Commission and the European Investment Bank. - 2010.

4. New Practical Guide to EU Funding Opportunities for Research and Innovation. Competitive European Regions through Research and Innovation. - October, 2011. - P. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.