УДК 681.518:339.13
Т. П. Орехова, И. Ю. Квятковская
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ АСУП ЭНЕРГОСЕТЕВОЙ КОМПАНИИ
T. P. Orekhova, I. Yu. Kvyatkovskaya
FUNCTIONAL SUBSYSTEM OF FIXED ASSETS CONTROL OF CIM OF THE ENERGY-NETWORK COMPANY
Предлагается информационная система с использованием программного продукта по управлению производственным предприятием «1С: Предприятие 8». Определены процессы планирования, корректировки и выполнения инвестиционных проектов. Предложен наглядный анализ реализации выполняющихся процессов. Система протестирована, продукт введен в эксплуатацию, имеется возможность модульного развития продукта.
Ключевые слова: инвестиции, автоматизация, бизнес-процесс.
The information system using the software "1C: Enterprise 8" in order to manage a production company is offered in the paper. Processes of planning, correcting and implementation of investment projects are defined. A visual analysis of the implementation of the running processes is given. The system is tested; the product is put into operation. There is a possibility of modular product development.
Key words: investment, automation, business process.
Введение
Современное предприятие - элемент регионального топливно-энергетического комплекса -представляет собой сложную структуру, объединенную многочисленными связями как производственного, так и экономического характера. Внедрение автоматизированной системы управления производством (АСУП) во многом облегчает организацию основных технологических процессов и сопровождение их группой обеспечивающих бизнес-процессов. Для обеспечения непрерывности производства и передачи электроэнергии энергосетевая компания должна проводить постоянный мониторинг состояния основных средств, принимая своевременные решения об их обновлении, решая проблему рационального использования производственных мощностей значительной стоимости. Долгосрочная стратегия развития энергосетевой компании включает инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в развитие, и поддержку внеоборотных активов. Управление основными средствами включено в стратегическое планирование, основанное на процессах принятия инвестиционных решений, позволяющих обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов, направляемых на достижение главной цели - получение прибыли.
Целью данной работы являлось исследование возможности повышения качества управления инвестициями в основные средства энергосетевой компании путем автоматизации процесса формирования и корректировки инвестиционных программ и контроля их исполнения.
Объект автоматизации - энергосетевая компания филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК) Волги» - «Мордовэнерго».
С целью формирования инвестиционной политики электросетевой компании разрабатывается долгосрочная инвестиционная стратегия, долгосрочная и среднесрочная инвестиционные программы, закрепляющие основные перспективные направления развития предприятия, на основе которых разрабатываются ежегодные инвестиционные программы. Практика показывает, что в процессе управления основными средствами предприятие, наряду со своей основной производственной деятельностью, пытается одновременно реализовать несколько инвестиционных проектов (ИП) [1]. В этом случае затрудняется прогнозирование эффективности отдельных проектов и отделение наиболее перспективных проектов из-за наличия взаимосвязей между проектами. Но даже если организация на этапе планирования и выбора наилучшего варианта решает эти задачи, самые большие сложности возникают на этапе реализации ИП, и связаны они с невозможностью выделить затраты предприятия, которые относятся к конкретному ИП. Речь
идет не только о косвенных затратах, соотнесение которых с конкретным ИП не всегда очевидно, но и о прямых затратах ИП (например, связанных с закупкой оборудования). Аналогичная ситуация складывается и с оценкой получаемых выгод от реализации данного проекта, которые могут быть связаны как с дополнительными доходами компании, так и с экономией затрат на уже существующих производственных процессах.
Инвестиционная программа филиала ОАО «МРСК Волги» - «Мордовэнерго» построена на основе детального мониторинга состояния рынка электросетевых услуг, определения дефицита по центрам питания, с учетом реализуемых мер, направленных на увеличение пропускной способности сети в целях выполнения заявок по подключению потребителей. Процесс управления основными средствами реализует принцип увеличения надежности электроснабжения потребителей путем своевременного внедрения мер по поддержанию бесперебойной работы сети.
К числу основных задач филиала ОАО «МРСК Волги» - «Мордовэнерго» относятся:
— поддержание в эксплуатации оборудования, необходимого для достаточного, надежного, бесперебойного энергоснабжения потребителей;
— проведение мероприятий по снижению производственных издержек, в том числе за счет повышения эффективности работы оборудования;
— модернизация основных фондов;
— обеспечение безопасности работы оборудования;
— ввод новых мощностей в случае необходимости покрытия дефицита нагрузок или необходимости создания резерва мощности.
В ежегодную инвестиционную программу включаются объекты инвестиций, включая отдельные ИП, обосновывающие материалы по которым подготовлены, рассмотрены и согласованы в соответствии с требованиями положения. Инвестиционная программа является составной частью бизнес-плана организации.
Инвестиционными проектами, подлежащими рассмотрению и реализации в составе инвестиционных программ организации, являются:
— экономически эффективные проекты, удовлетворяющие параметрам экономической эффективности;
— проекты, направленные на развитие и поддержание бизнеса;
— проекты, направленные на повышение надежности и качества энергоснабжения, безопасности работы оборудования и персонала;
— социально-ориентированные проекты.
Принятие решений в области инвестиционной политики связано в основном:
1) с определением долгосрочных и среднесрочных направлений развития предприятий, формированием и реализацией ежегодных инвестиционных программ;
2) оперативным перераспределением ресурсов между финансируемыми объектами в случае возникновения необходимости, высвобождением в достаточном объеме собственных средств предприятия для финансирования инвестиционной программы;
3) использованием внешних источников покрытия дефицита денежных средств для финансирования ИП.
При планировании инвестиционной деятельности ежегодно организация формирует:
— план инвестиционной программы на следующий год;
— план закупок согласно инвестиционной программе оборудования и материальнотехнических ресурсов (кроме оборудования средств связи, технических средств обучения персонала и программных продуктов, оборудования, не входящего в сметы строек);
— план закупок согласно инвестиционной программе оборудования средств связи, защит, технических средств обучения персонала и программных продуктов;
— план закупок согласно инвестиционной программе оборудования, не входящего в сметы строек;
— план проведения проектно-изыскательских работ (ПИР) согласно инвестиционной программе;
— план обследования состояния оборудования и сооружений.
Представляемая на рассмотрение инвестиционная программа и обосновывающие ее материалы включают в себя:
— список ИП, входящих в состав инвестиционной программы;
— информацию об источниках финансирования инвестиционной программы;
— расчет тарифных последствий осуществления планируемых инвестиций (в том числе оценка увеличения амортизационных отчислений и налога на имущество после ввода объекта, расчет предполагаемых тарифов до и после введения объекта в эксплуатацию);
— пояснительную записку с аналитической информацией, содержащей запланированные и фактические показатели реализации инвестиционной программы за предыдущий и текущий годы;
— ИП по объектам нового строительства и расширения.
Корректировка инвестиционной программы в процессе выполнения производится не чаще, чем раз в квартал, подлежит рассмотрению и утверждению советом директоров. Отчет об исполнении инвестиционной программы формируется в составе отчета по бизнес-плану организации дважды: ежегодно, до первого декабря, выдается информация по планам вводов объектов; ежегодно, до первого мая, выдается отчет о выполнении инвестиционной программы в составе бизнес-плана организации.
В ежеквартальном отчёте о выполнении инвестиционной программы указываются:
— фактически исполненные мероприятия в соответствии с графиками, утверждёнными советом директоров, отклонения их от запланированных и причины этих отклонений;
— отчет о расходовании денежных средств по каждому проекту и на инвестиционную программу в целом и причины перерасхода;
— итоговый отчет о реализации ИП после его ввода в эксплуатацию.
Контроль реализации ИП осуществляется за исполнением следующих основных критериев ИП:
— соответствие оформленной документации по ИП действующему законодательству;
— соответствие фактических сроков выполнения работ по проекту плановым срокам согласно графику работ;
— достижение степени сокращения капитальных затрат и непревышение сметной стоимости работ;
— качество выполнения работ;
— соответствие параметров коммерческой эффективности и финансовой реализуемости исходным данным, заложенным в бизнес-плане ИП;
— соответствие оформленной документации по ИП действующему законодательству;
— соответствие фактических сроков выполнения работ по проекту плановым срокам согласно графику работ;
— достижение степени сокращения капитальных затрат и непревышение сметной стоимости работ;
— качество выполнения работ;
— соответствие параметров коммерческой эффективности и финансовой реализуемости исходным данным, заложенным в бизнес-плане ИП.
Для анализа вышеуказанных критериев организация проводит необходимые расчеты и приводит подробные данные о ходе реализации проекта в виде пояснительных записок. Совет директоров организации в результате рассмотрения вопроса о завершении ИП принимает решение о степени достижении цели проекта. Менеджмент организации сталкивается сначала с невозможностью осуществить обоснованный выбор необходимых ИП, а затем - с невозможностью точной оценки их результатов. В результате решения, которые менеджмент принимает по ИП, плохо обоснованы, а зачастую не обоснованы вообще. В перспективе данная ситуация неизбежно приводит к ухудшению финансово-экономических показателей.
Основные причины возникновения данной проблемы состоят в отсутствии необходимой информации для принятия обоснованных решений по ИП, как в части планирования капитальных вложений, так и в части контроля их исполнения, и в отсутствии персонала, обладающего соответствующими знаниями в области инвестиций и способного применить их на практике в процессе разработки ИП.
Решение проблемы дефицита качественной информации, необходимой для планирования и контроля хода исполнения ИП, вместе с подготовкой квалифицированного персонала позволит менеджменту принимать обоснованные инвестиционные решения, отвечающие стратегии развития организации [2].
Решением описанных проблем является разработка и внедрение функциональной подсистемы АСУП, предназначенной для управления инвестициями в основные средства, представленной в виде автоматизированной информационной системы (АИС).
Автоматизированная информационная система предназначена для автоматизации процесса управления инвестициями в основные средства энергосетевой компании в составе АСУП на базе типовой конфигурации «1С: Предприятие 8.2. Управление производственным предприятием» (рис. 1).
Рис. 1. Детализация АСУП
Автоматизированная информационная система позволяет решить следующие задачи:
- оценка и выбор наиболее перспективных ИП на основе разработанных критериев оценки;
- повышение эффективности использования финансовых ресурсов и их концентрации на более значимых проектах;
- обеспечение эффективной организации функций инвестиционного процесса: инициация, оценка, согласование, утверждение, реализация, контроль реализации ИП;
- повышение квалификации специалистов и руководства, участвующих в инвестиционном процессе.
Система осуществляет следующие функции:
1) планирование инвестиционной деятельности;
- формирование плана инвестиционной программы;
- формирование плана закупок оборудования и товарно-материальных ценностей;
- формирование плана ПИР;
- формирование плана обследования состояния оборудования.
2) корректировку инвестиционной программы;
- формирование скорректированной инвестиционной программы.
- отчет об исполнении инвестиционной программы;
- формирование отчетов об исполнении инвестиционной программы.
При разработке подсистемы были рассмотрены такие вопросы, как определение состава данных, используемых для решения задач подсистемы управления инвестициями в основные средства; представление информации в виде формальной системы; унификация входной и вы-
ходной информации; способы представления информации на всех этапах ее движения и обработки; определение видов и объемов хранимой информации; регламентация информационных связей между задачами; взаимный обмен данными с существующими подсистемами АСУП; данные в подсистеме должны быть достоверными и актуальными.
Автоматизированная система управления производством предоставляет следующие возможности: загрузка данных из подсистемы «Бухгалтерия»; настройка реквизитов подразделений ОАО «Мордовэнерго»; редактирование справочной информации; удобный ввод, редактирование и просмотр информации; оперативное получение выходных данных; наличие дружественного интерфейса, имеющего систему подсказок и сообщений, средства быстрого поиска, максимально ограниченный ввод данных; наличие доступной и наглядной системы помощи; наличие системы проверки корректности вводимых данных с помощью ограничения доступности кнопок, списков и т. д.; соблюдение непротиворечивости и целостности информации при вводе и удалении; защита от действий пользователя, нарушающих связи и целостность информации.
В качестве программного обеспечения был выбран программный продукт «1С: Предприятие 8.2», реализующий современный дизайн интерфейса, повышающий комфортность работы пользователей при работе с системой в течение длительного времени. Технологическая платформа 1 С обеспечивает различные варианты работы прикладного решения: от персонального однопользовательского до работы в масштабах больших рабочих групп и предприятий. Ключевым моментом масштабируемости является то, что повышение производительности достигается средствами платформы и прикладные решения не требуют доработки при увеличении количества одновременно работающих пользователей. Система «1С: Предприятие 8.2» является открытой системой, предоставляющей возможность интеграции практически с любыми внешними программами и оборудованием на основе общепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных.
В системе «1С: Предприятие 8.2» имеется целый набор средств, с помощью которых можно: создавать, обрабатывать и обмениваться данными различных форматов; осуществлять доступ ко всем объектам системы «1С: Предприятие 8.2», реализующим ее функциональные возможности; поддерживать различные протоколы обмена; поддерживать стандарты взаимодействия с другими подсистемами; создавать собственные Интернет-решения. Механизмы обмена данными позволяют создавать территориально распределенные информационные системы как на основе информационных баз системы «1С: Предприятие 8.2», так и с участием других информационных систем, не основанных на этой платформе [3].
В основу построения АСУП на базе 1С положены следующие принципы:
— трехуровневая архитектура «клиент-сервер», позволяющая хранить все данные централизованно на специализированном сервере баз данных MS SQL Server 2000. Доступ к базе данных осуществляется встроенными средствами системы «1С: Предприятие 8.2» через специальный сервер приложений;
— единое информационное пространство, единая база и словарь данных, реализованные на основе конфигурации системы «1С: Предприятие 8.2» «Управление производственным предприятием», позволяющие поддерживать контроль ссылочной целостности системы;
— единое средство разработки, позволяющее использовать средства администрирования, конфигурирования и встроенного языка программирования системы «1С: Предприятие 8.2».
В течение 2011 г. проводилась опытная эксплуатация программного продукта в филиале «МРСК Волги» - «Мордовэнерго» - продукт прошел тестирование и введен в опытную эксплуатацию в этой энергосетевой компании. Разработанная система интегрирована с другими бизнес-процессами компании, такими как управление материальными ресурсами (формирование заявки на закупку номенклатуры, формирование плана закупок оборудования и товарноматериальных ценностей (ТМЦ), формирование плана ПИР по объекту инвестиций, формирование плана обследования состояния оборудования и сооружений), управление финансами (формирование бюджетного плана, формирование бюджетных операций по статьям движения потока наличности (ДПН), а также управление персоналом и бухгалтерский и налоговый учет (учет основных средств (ОС) - инвестиций, лизинг по объектам инвестиций, формирование графика реализации инвестиционных проектов по плану) (рис. 2).
Производство Э/Э, Т/Э, ХОВ
Передача Т/Э
Сбыт Т/Э, Э/Э
Обеспечение безопасности Л
• Производственный контроль и охрана труда
• Гражданская оборона и ч/с ^Экономическая безопасность и режим у
/ Информационное обеспечение^ \
АСУП АИИСКУЭ СТМиС АСУТП
Юридическое обеспечение
Ведение и контроль договоров Ведение судебных процессов
Делопроизводство ^
• Ведение приказов и распоряжений
• Работа с входящей/исходящей корреспонденцией
• Командировки
V___________________________________У
АХО
Административно-хозяйственное
обеспечение
Стратегическое и корпоративное управление
Работа с вышестоящей организацией Работа со средствами массовой информации,
/ Планирование ресурсов ^
• Планирование перспективного развития
• Планирование фонда оплаты труда
► и фонда потребления
• Планирование себестоимости и финансового результата
'• Бюджетное планирование
Управление персоналом
Ведение штатного расписания Кадровый и воинский учет Подбор, обучение и аттестация Мотивация персонала Учет труда и зарплаты
' Управление "
материальными ресурсами
Управление запасами (складской учет) Управление закупками Управление продажами Капитальное строительство
Управление финансами
Финансовый учет Расчеты с контрагентами Бюджетный контроль
/ Бухгалтерский и налоговый учет^
• Учет ОС
• Учет нематериальных активов
• Учет ТО
• Учет ДС
• Расчеты с бюджетом
• Ведение журнала ХО
► • Учет ХИ и СО
• Калькуляция себестоимости
• Учет доверенностей
• Бухучет ТМЦ
• Налоговый учет согласно гл. 25 Налогового кодекса РФ
• Учет налога на прибыль согласно ПБУ 18/02
Рис. 2. Дерево бизнес-процессов: э/э - электроэнергия; т/э - теплоэнергия;
ХОВ - химически очищенная вода; АИИСКУЭ - автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии; СТМиС - система телемеханики и связи;
АСУП - автоматизированная система управления предприятием; ТО - торговое оборудование;
ДС - денежные средства; ХО - хозяйственные операции; ХИ - хозяйственный инвентарь;
СО - спецодежда
Предполагается дальнейшее развитие и совершенствование разработанной информационной системы путём добавления новых модулей расчета экономической эффективности; расчета плановой амортизации по объектам инвестиций; детального анализа эффективности планов инвестиционных программ. Для сопоставления альтернативных ИП и выбора оптимального проекта использованы показатели экономической эффективности капитальных вложений, что повысит результативность экономической системы, измеряемую отношением полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам и уменьшением затрат по объемам инвестиций.
Заключение
Предложенная функциональная подсистема управления основными средствами совершенствует возможность правильности составления ИП для различных сроков их исполнения. Результатом ее использования является сформированный ИП и получение прибыли энергосетевой компании. Полученные результаты могут быть тиражированы и внедрены в другие энергосетевые компании.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. - М.: Дело, 2007. - 1008 с.
2. Аксель Зелль. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. - М.: Ось-89, 2007. - 240 с.
3. Технологическая платформа 1 С: Предприятия 8.2 / http://v8.1c.ru/overview/Platform.htm.
Статья поступила в редакцию 13.12.2011
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Орехова Татьяна Петровна - Астраханский государственный технический университет; магистрант кафедры «Прикладная экономика в информатике»; [email protected].
Orekhova Tatiana Petrovna - Astrakhan State Technical University; Undergraduate Student of the Department "Applied Informatics in Economics"; [email protected].
Квятковская Ирина Юрьевна - Астраханский государственный технический университет; д-р техн. наук, профессор; профессор кафедры «Прикладная экономика в информатике»; [email protected].
Kvyatkovskaya Irina Yuryevna - Astrakhan State Technical University; Doctor of Technical Science, Professor; Professor of the Department "Applied Informatics in Economics"; [email protected].