DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-49 УДК 378.1; 159.9
КОНЦЕПЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Шутенко Е.Н.
В статье излагается феноменологический аспект внедрения современных информационных технологий в вузе, раскрывающий модальности самореализации студентов (познавательная, коммуникативная, креативная, прагматическая, инфлюативная и др.), излагается персонологическая концепция информатизации в рамках двух контуров-компонентов: субъектном и кондиционном. Первый компонент охватывает атрибутивные признаки самореализации студентов, над которыми надстраиваются соответствующие условия применения информационных технологий, образующие второй, кондиционный компонент. Такой подход дает возможность адекватно связать технологическое и личностное начала в современной высшей школе.
Ключевые слова: информационные технологии; высшая школа; самореализация; персонализация образования; атрибуты и модальности самореализации; условия информатизации образования.
THE CONCEPT OF STUDENTS SELF-REALIZATION IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF HIGHER SCHOOL EDUCATION
Shutenko E.N.
In article author states the phenomenological aspect of use of modern information technologies in higher education, which opens modalities of students' self-realization (cognitive, communicative, creative, pragmatical, influential, dedicative etc.), describes the personal-focused concept of informatization within two contours-components: subjective and conditional. The first component covers attributive signs of students self-realization over it the relevant requirements of application of information technologies are built on, these requirements form the second conditional component. Such approach gives the chance of more adequate interrelation technological and personal factors of the modern higher school.
Keywords: information technologies; the higher school; self-realization; personalization
of education; attributes and modalities of self-realization; requirements for informatization of
education.
Введение
Развитие современных информационно-коммуникационных технологий открывает новые горизонты и возможности в высшем образовании. Педагогически грамотное и психологически корректное применение этих технологий может обеспечить реальный прорыв к персонификации образовательного процесса, способствовать самореализации студентов и преодолению издержек массово-репродуктивной системы подготовки [4].
Между тем, очевидно, что современные информационные технологии не могут напрямую переноситься и встраиваться в образовательный процесс. Более того, не все из них и не всегда могут использоваться в подготовке. В гуманитарном аспекте информатизация образования представляет серьезный вызов современной высшей школе, служит своего рода тестом на ее психолого-педагогическую состоятельность. Особенно существенные трансформации образования связаны с применением интерактивно-информационных технологий последних поколений, высокомощных компьютеров, а также с развитием технологий быстрого Интернета.
Личностное измерение информационных технологий в вузовской подготовке
Для построения полноценной образовательно-информационной среды в современном вузе необходимо соблюдать и реализовывать императив личностного измерения образования. Данное измерение, в отличие от других приоритетов вузовской подготовки (профессиональной, технологической, научной и пр.), представляет систему ценностно-целевых координат, отвечающую личностному развитию студентов в образовательном процессе и направленную на построение пространства для полноценного развития базовых структур личности студента, формирование целостных и устойчивых образцов поведения и мышления, отвечающих культуре и социуму, реализацию способностей и устремлений, культивирование позиции субъекта учебной и профессиональной деятельности [7].
Для широкого применения современных информационных технологий в образовании они должны пройти через некий «гуманитарный фильтр», под которым подразумевается совокупность важных социально-психологических и педагогических условий [6]. В первую очередь эти условия диктуются задачей самореализации студентов, поскольку информационные тех-
нологии внедряются не столько ради информатизации образования, сколько ради обеспечения лучшей и более качественной подготовки будущего специалиста [10].
Образовательные возможности современных информационных технологий, как и любого обучающего средства, в полной мере раскрываются и реализуются в том случае, если они служат органичным инструментом развития образовательных коммуникаций в логике личностного измерения практики вузовской подготовки [9]. Сами по себе эти технологии не являются панацеей от всех бед в сфере образования, а их внедрение в высшую школу сопровождается своими трудностями. Как отмечают специалисты, с их применением возможны разного рода риски. Большая часть этих рисков связана с механическим перенесением новейших информационных технологий в образовательную практику без соответствующей адаптации этих технологий, с одной стороны, а также философско-методической корректировки самого образовательного процесса, с другой стороны [6]. Речь идет о том, что если информатизация образования будет осуществляться в логике прежней доминирующей парадигмы объяснительно-иллюстративного обучения, то все издержки последней будут доведены до абсурда, а образование превратиться в простую загрузку сознания без развития личностных структур и творческой мыслительной деятельности. Кроме того, существует опасность девальвации деятельности преподавателя, объяснительно-иллюстративные возможности которого не могут сравниться с возможностями различных современных информационных технологий [8].
От индивидуализации обучения к персонализации образования
В современных исследованиях, когда обсуждаются вопросы информатизации и компьютеризации образования, то речь идет уже не о простой добавке нового средства к уже сложившейся модели обучения, а о переходе к новой модели обучения. Очевидно, что полномерной информатизации должна предшествовать (или по крайней мере сопутствовать) значительная перестройка образовательной системы.
Ученые предупреждают, что если применить всю мощь новейших информационных технологий, например, в деле всемерной индивидуализации обучения в русле прежней модели в ущерб развитию коллективных форм и диалогических методов взаимодействия, то это разрушит саму ткань обучающего процесса, который по сути своей представляет процесс общения. Кроме дидактических проблем свертывание социальных контактов чревато формированием индивидуализма [5]. Поэтому вывод, который следует сделать в этой связи, состоит в том, что простое механическое встраивание информационных технологий в привычный учебный процесс не может привести к революции в образовании. Необходимо изменять концепцию об-
разовательного процесса, в который эти технологии вписывались бы органичное средство обучения. Преимущества и возможности, создаваемые с помощью данных технологий, должны быть направлены на формирование целостного мышления и мировоззрения студентов.
Как свидетельствует опыт и данные исследований, информатизация образования бросает вызов укоренившимся педагогическим теориям и практикам [1]. И прежде всего, речь идет об утрате преподавательским сообществом безусловной монополии на информацию и знания, утрате контроля над ресурсами и потоками обучающей информации. Отсюда возникает насущная необходимость изменения образовательной парадигмы. Вместо прежней однонаправленной субъект-объектной модели подготовки необходима другая модель открытой взаимно-направленной субъект-субъектной подготовки, в которой и студент и преподаватель выступали бы как активные, творческие соучастники процесса профессионального образования [6]. Кроме того, информатизация высшего образования не может быть сведена только к узко техническому формату и полагает переход к новой задаче: от индивидуализации образования к персонализации подготовки и личностно-партнерской модели взаимодействия в обучении. Полномерное внедрение информационных технологий требует иной философии обучения, логики отбора и обращения с информацией, иного построения информационного пространства для усвоения содержания обучения, а также иную цель внедрения этих технологий в образовательный процесс вуза.
Самореализация студентов как ценность и гуманитарный критерий эффективной вузовской подготовки
В числе главных задач применения различных инноваций и технологий в процесс вузовского обучения (в том числе и информационных) должны выступать задачи обеспечения условий для полноценной самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. Данная цель вытекает из самой конструкции и предназначения высшей школы как института социализации и развития личности, формирования грамотных профессионалов и дееспособных членов общества.
Выбор самореализации как целевой основы информатизации не случаен. По мнению В.А. Латышева и других ученых, применение новых информационных технологий в образовании может быть эффективным, когда они содействуют:
« - раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых;
- формированию у обучаемых познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию;
- обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством;
- постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и социализации» [2].
Категория самореализации входит в научный обиход и используется учеными различных отраслей гуманитарного знания со второй половины ХХ века. В научном плане можно выделить три уровня ее разработки - философский, социологический и психологический. Согласно Д.А. Леонтьеву, «...на первом и последнем уровнях объектами изучения выступают соответственно человек как род и человек как вид (индивид), на втором уровне объектом является социум как конкретная общественная структура, представляющая совокупность условий самореализации» [3, с. 111].
В отечественной науке самореализация рассматривается в контексте социально-деятель-ностной и культурно-исторической парадигм, которые прочно связывают ее с процессами социализации и жизнедеятельности человека как социального субъекта (Г.М. Андреева, Г.С. Ба-тищев, Л.П. Буева, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.). Опираясь на эти идеи, мы представляем самореализацию как «... культуро-детерминируемый процесс, который корреспондирует процессу социализации, т.е. возникает и разворачивается в ответ на формирующее влияние социума и культуры. В содержательном плане самореализация заключается в раскрытии и реализации сущностных сил личности, отражающих конкретно-исторические формы общественных отношений. Представляя синтез знаний, умений, способностей, талантов и пр., движимых интересами, ожиданиями и смыслами, эти сущностные силы складываются в процессе присвоения индивидом опыта культуры и производительных сил общества посредством механизмов распредмечивания и опредмечивания этого опыта в социальной практике» [11, с. 81].
Сфера образования как пространство экспликации и передачи опыта культуры образует уникальную среду генезиса сущностных сил личности, генерируя разноплановый опыт самореализации обучаемых
Феноменологический план самореализации студентов как сфера действия информационных технологий
Понимание образовательного пространства как среды самореализации студентов требует раскрытия всей палитры форм и разновидностей проявлений этого процесса в условиях совре-
менной высшей школы. Такое раскрытие неизбежно заставляет переосмыслить и по-новому взглянуть на высшую школу, в которую студенты приходят не только и не столько, чтобы что-то усвоить и получить, а для того, чтобы развить себя. В этой связи, высшее образование для студентов представляется как поле постоянного эксперимента и работы над самими собой, над собственным образом, она выступает как пространство самоизменений.
Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс призвано усилить и приумножить возможности студентов для обретения опыта самоизменений, для облегчения перехода внешнего содержания во внутреннее с последующей экспликацией в деятельности. В этой связи, пространством применения данных технологий становится не только сфера дидактических программ и методик, но также и область проявлений различных форм самореализации студентов.
В цикле исследований в рамках проекта по изучению образа студенческой молодежи современной России (проект РГНФ 2006-2009 годы) на основе проведения социологических опросов нами были установлены наиболее отчетливые разновидности проявлений самореализации студентов в процессе вузовской подготовки [10]. В результате обобщения данных был сформулирован ряд типичных проявлений, которые были обозначены нами как модальные признаки самореализации студентов. Эти признаки служат своего рода феноменологическими образцами опыта саморазвития и самопроявления студентов в вузе, которые в той или иной степени близки и знакомы им из прежней жизни, соответствуют их внутренним способностям, отвечают складу личности, способностям, ожиданиям и характеру отношений с самими собой и окружающими.
Модальности самореализации студентов являются отражением интенциального плана их самовыражения. Перечень выделенных модальностей самореализации представлен на рисунке 1.
Каждая из приведенных на рисунке модальностей представляет определенную линию устремлений, намерений, желаний, мотиваций и выборов в отношении предпочтительных форм и способов проявлений себя в социуме, в деятельности, в окружающем мире. В содержательном плане модальность самореализации отражает актуальную склонность и предрасположенность к определенному роду занятия и поведению (не являясь формой этого занятия или деятельности), и по смыслу близка к такой психологической категории как направленность, представляя один из ее аспектов, наиболее значимый и выраженный. В литературном жанре понятие модальности самореализации может ассоциироваться с таким емким словом как «позыв» к чему-либо.
^ Модальности самореализации студентов ^
-^ познавательная (реализовать себя в познании) ^
-^ коммуникативная (реализоваться в общении) ^
-^ креативная (реализовать себя в творчестве) ^
-^ феймическая (добиваться известности, славы) ^
-^ прагматическая (приносить пользу, выгоду) ^
-^ праксическая (реализовать себя в труде) ^
-^ инфлюативная (оказывать влияние,воздействовать)^
пугническая (реализоваться себя в борьбе)
-^ дедикативная (реализовать себя в служении) ^
Рис. 1. Модальные признаки самореализации студентов
На рисунке 1 приведены выделенные нами наиболее существенные разновидности модальностей самореализации студентов, которые были установлены входе проведенных исследований [11]. Нужно отметить, что кроме показанных выше существуют также и другие модальности, такие как героическая или романтическая, а также виктимная и др., однако, эти разновидности не получили серьезной репрезентации в нашем исследовании, поскольку не связывались в ответах студентов с образовательной сферой и относились большей частью к личной жизни, отношенческо- бытовой сфере и пр. [11].
В деле применения информационных технологий в образовательном процессе важно учитывать и понимать ведущие модальности самореализации студентов, поскольку они открывают те невидимые внутренние направления развития и формы приложения данных технологий с точки зрения активизации и фасилитации личностных путей и способов освоения содержания подготовки и опыта культуры в вузовском обучении.
Концептуальная модель информатизации вузовской подготовки
Обобщение опыта теоретического анализа и практического применения информационных
технологий в вузе позволило нам выделить ряд важных составляющих этого процесса в виде модели (рис. 2). Данная модель охватывает два ключевых гуманитарных аспекта внедрения информационных технологий в вузовском обучении - субъектный и кондиционный. Первый аспект составляет центральную часть модели, отражая атрибутивные признаки самореализации студентов, представляет исходный, внутренний контур условий информатизации. Второй аспект надстраивается над первым, выступает как внешний контур модели и представляет совокупность условий внедрения информационных технологий, направленных на самореализацию студентов.
Рассмотрим кратко каждый из контуров, составляющих данную модель.
Контур требований к применению информационных
^ ** "" технологий в вузе "" ^
✓ ^
✓ 4 / 4
\
// Контур атрибутивных признаков самореализации
социальная интеграция в образовательном процессе
f проявление личностных качеств самостоятельность обучения достижение значимого результата
осмысленность творческое разносторонность
действии самовыражение учения
целеустрем- устойчивый личностные
ленность в интерес к усилия в
обучении обучению обучении
\ \ деятельный характер учения внутренняя ответственность сотрудничество в обучении
личностная включенность в процесс обучения
реализация способностей в обучении
ГГ~ГГ~ГТ~ГТ~Г~ГГ~ГГ
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс
Рис. 2. Концептуальная модель персоноцентрической ориентации информационных технологий в высшей школе
Во внутреннем контуре модели конкретизируется и операционализируется феномен самореализации студентов посредством приведения его атрибутивных признаков, которые были собраны и обобщены в ходе социологических опросов студентов (Шутенко, 2014б). Среди наиболее существенных были выделены следующие:
■ проявление личностных качеств в обучении, возможность выразить себя, раскрыть свои сильные стороны;
■ самостоятельность обучения, саморуководство и опора на внутренний потенциал в обучении;
■ достижение субъективно значимого результата в учебе, желание и возможность быть успешным;
■ деятельный характер учения, проявление активности в образовательном процессе;
■ осмысленность учебных действий, реализация смысловых отношений в обучении;
■ творческий элемент в обучении, возможность экспериментирования, открытия новых знаний, способов познания и деятельности;
■ разносторонний характер учения, гибкость и диверсификация образовательных форм и методов вузовской подготовки;
■ внутренняя ответственность, осознанный подход к занятиям, возможность самопроектирования вузовской подготовки;
■ целеустремленность в обучении, наличие цели в жизни и достижение ее посредством обучения в вузе;
■ устойчивый интерес к обучению, личная заинтересованность в подготовке, стремление больше познать;
■ личностные усилия в обучении, готовность преодолевать трудности и препятствия в подготовке;
■ сотрудничество в обучении, диалогический характер общения, стремление к согласию и доверию, культура общения.
Внешний контур модели непосредственно учитывает представленные выше признаки самореализации студентов, отражая соответствующие условия применения информационных технологий в вузе в логике самореализации личности студента. Нами были выделены следующие три условия:
1) личностная включенность в процесс обучения (интерес к обучению, желание учиться в выбранном вузе, удовлетворенность обучением, ценность учебы, погруженность в учебный процесс, стремление быть похожими на преподавателей и представителей будущей профессии, желание продуктивно проявить себя в учебе и др.);
2) реализация способностей в обучении (развитие потенциала студентов, возможность лучшего самопознания в учебе, полезность обучения, учеба как средство воплощения
мечты, раскрытие способностей и талантов, учеба в вузе как путь к успеху и профессиональному росту, разностороннее самопроявление и полноценное самовыражение в учебе, стимулирование усилий в учебе и др.); 3) социальная интегрированность в образовательное пространство вуза (внимание к личности студента, помощь вуза в решении личных проблем, организация досуга студентов, чувство общности, взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде, значимость и крепость дружеских связей, атмосфера доверия и уважения и т.п.) [10].
Выводы
Таким образом, представленная персоноцентрическая концепция интегрирует важные составляющие самореализации студентов в сопряжении с требованиями внедрения современных информационных технологий, что позволяет моделировать информационно-образовательное пространство вуза как пространство профессионального и культурного самостроительства личности. На базе учета выделенных модальных и атрибутивных признаков самореализации студентов, а также условий самореализации открывается возможность создания личностно-развивающей информационно- образовательной среды, которая настраивает студентов на саморазвитие в обучении, способствует успешному освоению ими выбранной специальности.
Публикация статьи осуществляется при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15-06008802 на 2015-2016 годы).
Список литературы
1. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. М.: ООО «Дом педагогики», 2006. 231 с.
2. Латышев В.А. Технологии обучения: формирование и развитие: Учебное пособие / В.А. Латышев. М.: Изд-во МАИ, 1995. 44 с.
3. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 110-123.
4. Меламуд В.Э. Информатизация образования как условие его модернизации / В.Э. Меламуд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 464 с.
5. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов. Орел: ОрелГТУ, 2000. 145 с.
6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И.В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2007. 234 с.
7. Ситаров В.А. Содержание образования в контексте личностного измерения вузовской подготовки / В.А. Ситаров, А.И. Шутенко // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 234-241.
8. Федоров А.В. Медиаобразование в современной России: основные модели / А.В. Федоров, И.В. Челышева // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 34-39.
9. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе / А.И. Шутенко // Высшее образование в России. 2011. №.7. С. 80-86.
10. Шутенко Е.Н. Самореализации студенческой молодежи в процессе вузовского обучения / Е.Н. Шутенко// Психология обучения. 2012. №12. С. 79-87.
11. Шутенко Е.Н. Социальная феноменология и субъективные индикаторы самореализации студенческой молодежи / Е.Н. Шутенко // Перспективы науки и образования. 2014. №4 (10). С. 80-84. pnojournal.files.wordpress.com/2014/04/pdf_140414.pdf
References
1. Krasil'nikova V.A. (2006) Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information and communication technologies in education]. Moscow: «House of pedagogics». 231 p. (in Russ.).
2. Latyshev V.A. (1995) Tehnologii obuchenija: formirovanie i razvitie: Uchebnoe posobie [Technologies of education: formation and development: Education guidance.]. Moscow: MAI. 44 p. (in Russ.).
3. Leont'ev D.A. (1997) Samorealizacija i sushhnostnye sily cheloveka. Psihologija s cheloveches-kim licom: gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii [Self-realization and intrinsic forces of the personality: in Psychology with a human face: humanistic prospect in Post-Soviet psychology]. Edit. by D.A. Leont'ev V.G. Shhur. Moscow: Sense. P. 110-123. (in Russ.).
4. Melamud V.E. (2004) Informatizatsiya obrazovaniya kak uslovie ego modernizatsii [Education informatization as condition of its modernization]. Moscow: The Moscow psychological-social institute. 464 p. (in Russ.).
5. Obraztsov P.I. (2000) Psikhologo-pedagogicheskie aspekty razrabotki i primeneniya v vuze in-formatsionnykh tekhnologiy obucheniya [Psychology-pedagogical aspects of development and application in higher school the training information technologies]. Orel: OrelSTU. 145 p. (in Russ.).
6. Robert I.V. (2007) Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogiches-kie i tekhnologicheskie aspekty) [Theory and technique of informatization of education (psychology-pedagogical and technological aspects)]. Moscow: IIE RAE. 234 p. (in Russ., abstact. in Eng.).
7. Sitarov V.A., Shutenko A.I. (2012) Soderzhanie obrazovaniya v kontekste lichnostnogo izme-reniya vuzovskoy podgotovki [The content of education in the context of personal dimension of higher school education]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability]. No. 4, p. 234-241. (in Russ., abstact. in Eng.).
8. Fedorov A.V., Chelysheva I.V. (2004) Mediaobrazovanie v sovremennoy Rossii: osnovnye mo-deli [Media education in modern Russia: the main models]. Vysshee obrazovanie v Rossii [The Higher Education in Russia]. No. 8, p. 34-39. (in Russ., abstact. in Eng.).
9. Shutenko A.I. (2011) Razvitie obrazovatel'nykh kommunikatsiy v sovremennom vuze [Development of educational communications in modern higher education institution]. Vysshee obra-zovanie v Rossii [The Higher Education in Russia]. No. 7, p. 80-86. (in Russ., abstact. in Eng.).
10. Shutenko E.N. (2014) Sub'ektivno-znachimye kriterii samorealizatsii studentov v protsesse vuzovskoy podgotovki [Subjective-significant criteria of students' self-realization in the course of higher school training]. Vestnik BGTU im. V.G. Shukhova [The Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov]. No. 3, p. 198-202. (in Russ., abstact. in Eng.).
11. Shutenko E.N. (2014) Social'naja fenomenologija i sub'ektivnye indikatory samorealizacii stu-dencheskoj molodezhi [Social phenomenology and subjective indicators of self-realization of student's youth]. Perspektivy nauki i obrazovanija [Prospects of science and education]. No. 4 (10), p. 80-84. pnojournal.files.wordpress.com/2014/04/pdf_140414.pdf (in Russ., abstact. in Eng.).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шутенко Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии
Белгородский государственный национальный исследовательский университет», НИУ «БелГУ
ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1351-1189
DATA ABOUT THE AUTHOR
Shutenko Elena Nikolaevna, Cand. of Ps. Sc., Associate Professor of human resource management chair
National research university «Belgorod State University » 85, Pobeda street, Belgorod, 308015, Russia e-mail: [email protected]