УДК: 070
ББК: 76.0
Шкондин М.В., Свитич Л.Г., Смирнова О.В.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА И МЕДИАРЕСУРСЫ
ГОРОДСКИХ ГАЗЕТ
(по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов)
Shkondin M.V., Svitich L.G., Smirnova O.V.
INFORMATION SOCIETY AND MEDIA CAPACITY OF URBAN NEWSPAPERS (according to the results of content-analytical research of the newspapers of average and
small towns)
Ключевые слова: информационный потенциал общества, медиасистема, медиаресурс, целостность медиасистемы, городская газета, источники информации, характер публикаций, тематическая и жанровая структура.
Keywords: town newspaper, information genres, analytical genres, publicistic genres, communicative genre forms
Аннотация: в статье представлен результат контент-аналитического исследования газет средних и малых городов России, который характеризует, как используются информационные ресурсы в редакционной практике. Сопоставляются данные опроса редакторов и журналистов, проведенного в 2014 году с результатами контент-анализа 2015 года. Анализируются источники информации, локальность публикаций, тематическая и жанровая структура. Хотя в городской периодике по количеству публикаций лидирует новостная журналистика, редакции значительное внимание уделяют аналитическим и публицистическим жанрам. Важной стороной их деятельности стало активное использование коммуникативных жанровых форм. Это в значительной мере усиливает возможности общественного диалога в городской газете, в том числе в сферах экономики и политики.
Abstract: analyses the sources of information, thematic publications, locality and genre structure. Although the city by number of periodicals publications leading news journalism, editorial, considerable attention is paid to analytical and feature genre. An important aspect of their activities was an active use of communicative genre forms. This greatly enhances public dialogue in the city newspaper, including in the areas of Economics and politics.
Российская инфосфера, ведущими компонентами которой являются журналистика, реклама и РЯ, располагает в условиях становления информационного общества большим инновационным потенциалом, который, тем не менее, в должной мере не используется. В этой связи всему комплексу наук, «работающих» с информацией, предстоит основательно разобраться в характере целостности инфосферы, ее важнейших ин-тегративных качеств1.
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова. - М.: МедиаМир, 2013. -280 с.; Демина И.Н. Методологические подходы к миссии и целям медиа-системы / И.Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 1. - С. 172-181; Дзяло-
Исходя из системного подхода, из характера цивилизационных процессов перехода к информационному обществу, целостность инфосферы следует, на наш взгляд, теснее связывать с информационным потенциалом общества, который в современных условиях не менее важен, чем экономические, технические и иные возможности. Это не только знаниевые ресур-
шинский И.М. Журналист и журналистика российской провинции (опыт исследования) / И.М. Дзяло-шинский. - М., 1999; Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд / В.Л. Иваницкий. - М.: Ф-т журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2010. -360 с.; Касютин В.Л. Особенности регуляции деятельности местной прессы 2008-2010 / В.Л. Касютин // Журналистика и медиарынок. - 2010. - № 9. -С. 3-8.
сы, аксиологические, поведенческие ориентиры, но и технологические, экономические, организационные, кадровые ресурсы в медиасфере1.
Одна из главных проблем состоит в том, чтобы непрерывно развивался, обогащался, обновлялся такой информационный потенциал общества, который вобрал бы в себя важнейшие результаты, создаваемые в духовной сфере, а также во всех сферах социальной деятельности. Необходимо непрерывное взаимодействие этих сфер, чтобы обеспечить единство теории и практики, науки и политики, науки и производства в процессах освоения и преобразования мира. Без инфосферы, ее медиасферы эту проблему невозможно решить.
Каковы критерии, условия и факторы оптимизации этих процессов? Оптимизации инфосферы, медиасферы как целостного образования?
На наш взгляд, такими критериями прежде всего являются:
- Функциональная целостность ме-диасистемы, инфосферы когда в полной мере оптимизирована ее функциональная модель;
- Структурная целостность - отлаженный механизм, обеспечивающий успешную реализацию функций медиасистемы, другнх информационных систем;
- Коммуникативная целостность -оптимальное информационное взаимодействие тех, кто создает и осваивает информационный потенциал общества, обеспечивает публичность в многочисленных социальных пространствах между различными социаль-ныит общностями;
- Познавательно-отражательная целостность, реализуемая в информационной картине мира, которая образуется в созна-
1 Смирнова О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий/ О В. Смирнова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. -№6. - С. 25-37; Тулупов В.В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития // Источник: http://journ.igni.urfu.ru/index.php/component/content/art ide/415 Шкондин М.В. Информационный потенциал общества и концепты целостности медиасистемы / М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2015. - Том 4, № 4. - С. 335-348.
нии массовой аудитории на базе освоения информационного потенциала2.
Прежде всего должны «сомкнуться» в единое целое духовное и информационное производство. Пока медиасистема и другие информационные системы неудовлетворительно решает задачу адекватности создаваемого ею информационного потенциала общества потенциалу духовного производства (наука, искусство), духовно-практической деятельности (управление, образование воспитание), а также деятельности практической (социальный опыт, социальный капитал, общественное мнение и общественное настроение в сферах производства , обращения и потребления)3.
Опрос журналистов 66 редакций средних и малых городов России показывает, что редакторы и журналисты осознают важность функций, направленных на осуществление общественного диалога. В их ряду первые места занимают: привлечение внимания общества к актуальным, важным для жителей проблемам и содействие развитию у горожан чувства малой родины, причаст-
2 Вырковский А. Региональная пресса: новые признаки депрессии / А. Вырковский // Ежегодник Экономика и менеджмент СМИ. МГУ имени М.В.Ломоносова. - 2012. — С. 133-144; Колесник С.Г. Газеты в регионах России. 2012 год. Источник: http://www.old.frip.ru/; Макеенко М., Вырковский А. Конвергенция в российской ежедневной прессе: экономические особенности и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2012. - № 5. -С. 36-49; Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 384 с.
3 Воронова О.А. Портрет современной районной прессы / О.А. Воронова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2003. - №3. - С. 3-23; Свитич Л.Г. Журнализм в контексте современных научных парадигм / Л.Г. Свитич // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 9. - 21; Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкон-дин М.В. Газеты средних и малых городов России / Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. - 237 с. Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2014. - № 5 - С. 3-25; №6 -С. 52-73; Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2014. - № 5(97). - С. 149-156.
ности к жизни города, патриотизма, что является крайне важным для жителей небольших городов.
Менее важными и хуже реализуемыми являются задачи, связанные с социальной помощью людям в житейских делах и выражением общественного мнения, организация обсуждения острых проблем, которые особенно волнуют горожан. Еще меньше по важности рейтинг таких задач, как содействие развитию городского самоуправления, гражданского общества, а также помощь в установлении взаимопонимания между различными слоями и группами горожан. Это связано, очевидно, не в последнюю очередь с тем, что контакты жителей небольших населенных пунктов более тесные, чем в мегаполисах.
Таблица 1 - Источники информации (в % к числу публикаций) СГ- газеты средних городов, МГ- газеты малых городов_
Источники информации (набравшие более 5% упоминаний) СГ МГ Среднее
Собственное наблюдение ситуации журналистом 16,1 32,0 23,8
Специалисты, эксперты, среднее звено 11,8 20,8 16,1
Представители власти 13,7 17,8 15,7
Рядовые работники, простые люди 11,1 12,5 11,8
Непосредственное общение журналиста с людьми, с жителями 5,3 12,8 8,9
Юридические, правовые документы 4,6 5,1 4,9
Статистические, данные 4,3 3,9 4,1
Архивы 1,1 6,5 3,7
Редакционная почта 5,8 1,0 3,5
Интернет, в т.ч. 3,2 3,9 3,5
СМИ (печать, ТВ, РВ) 2,6 2,9 2,7
Книги 1,0 1,9 1,4
Финансовые документы 0,8 1,8 1,3
Личные документы 0,6 1,3 0,9
Информационные агентства 0,7 0,3 0,5
Социальные сети, твиттер, блоги 0,1 0,1 0,1
Проанализируем более подробно, каким образом удается реализовать на практике функциональную модель, которую журналисты «нарисовали» в опросе.
Источники и характер информации
Анализ данных нашего исследования о функциональной модели городских газет во всех федеральных округах приводит к выводу, что эта модель далека от оптимальности, что современные коммуникативные стратегии и технологии редакций далеко не в полной мере опираются на общественный диалог и нередко грешат манипулятивно-стью.
Об этом говорит анализ источников информации, которые используются в публикациях (таблица 1).
Как видим, могла бы быть более проявленной связь с населением: всего в 11,8% источниками информации являются рядовые простые люди. Непосредственное общение журналистов с людьми всего 8,8%, а в газетах средних городов еще меньше (5,3%). Желательно повысить процент специалистов и экспертов в качестве источников информации для публикаций и уменьшить, возможно,
процент представителей власти, особенно в малых городах (около 18%). Использование разного рода документов (юридических, финансовых, статистических архивных, литературных, личных материалов СМИ занимают значительную долю среди источников информации: в целом по числу упоминаний 19%, причем активнее пользуются ими авторы газет малых городов (22,4%). Но слабо для
получения новой информации используется Исследование показывает, что в публи-
редакционная почта (3,5%), Интернет (3,5%), кациях анализируемых газет обнаружилась социальные сети, твиттер, блоги (0,1%). недостаточная диалогичность (таблица 2.).
Таблица 2 - Характер информации (в % к числу публикаций)
Характер публикации (монологичность-диалогичность) СГ МГ Среднее
1. Одно мнение 95,1 84,6 90,0
2. Разные, противоположные мнения 4,4 15,3 9,7
3. Ситуация неясна 0,6 0,1 0,3
Исследование показывает, что газеты обычно представляют одну точку зрения, то есть это монологичные суждения автора. Лишь в каждом десятом тексте присутствуют разные мнения. Таких публикаций в газетах малых городов в три раза больше, чем средних (15,3% и 4,4%). Эти данные подтверждают результаты опроса редакторов и журналистов, среди которых только 35% опрошенных считает, что редакция отражает разные точки зрения, 56% полагает, что это удается только отчасти, и 6% признали, что разные позиции не отражаются. Судя по ответам, газетам средних городов эту задачу удается решать лучше. Их сотрудники убеждены, что они представляют большую возможность горожанам влиять на содержание своего издания, потому что они чаще устаивают дискуссии и обсуждения острых проблем на страницах газет (86% в газетах средних и 71% - в малых городах). В целом данные исследования показывают, что, в
газетах этого типа явно есть потенциираз-вивать и развертывать дискуссионные площадки на страницах газет и обсуждать самые злободневные проблемы, а формируемое ими медиапространство более разнообразно и демократично. Полученная информация свидетельствует о том, что они имеют резервы повысить роль СМИ как канала непосредственной демократии1.
Анализ состава авторов публикаций подтверждает эти выводы. Среди авторов только 7% простых людей, жителей, 6,4% специалистов, экспертов, только 2,6% представителей общественных организаций. Неплохо представлены власти - 9,9%. Но естественно доминируют журналисты - 46,8%.
Локальность объектов публикаций показывает, насколько широко взаимодействуют городские газеты с различными социальными общностями, находящимися вне городского анклава публикаций (таблица 3).
Таблица 3 - Локальность объекта публикации (в % к числу публикаций)
Локальность объекта публикации СГ МГ Среднее
Россия в целом, государство 7,5 8,0 7,7
Федеральный округ 0,7 3,6 2,1
Субъект федерации 13,7 13,0 13,3
Данный город 55,5 56,7 56,1
Пригороды, окрестности, близлежащие населенные пункты 9,5 9,6 9,5
Село, деревня 8,2 12,7 10,4
Зарубежные страны 1,7 1,2 1,5
1 Свитич Л. Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме (по итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. -№ 5. http://eizvestia.isea.m/reader/artide.aspx?id=19439
В 13% материалов объектом является субъект Федерации, в 2,5% Федеральный округ и в 7,7% Россия в целом. Для локальных газет информация о зарубежных странах не актуальна и ее всего 1,5%.
В исследовании был предпринят контент-анализа официальных публикаций, которые часто публикуются на отдельных страницах и нередко на платной основе. Они составляют довольно высокий процент в общем контенте газеты (9,7% всех публикаицй, включаяредакционные материалы, рекламу и иллюстрации). Это говорит об активном использовании городскими властными структурами городских газет как средства гласности политической жизни, средства обеспечения их публичности. Публикации других субъектов политики представлены в значительно меньшем количестве. Тем не менее документы из российских властных структур занимают 5,3% официальных публикаций субъекта федерации - 7,8%.
Конечно, городское издание по своему типу призвано отражать в первую очередь текущую городскую жизнь, и такое соотношение между количеством официальных публикаций городских и других вышестоящих властей, вполне оправдано, хотя есть, на наш взгляд, резон предоставить большую возможность для официальных публикаций пригородных и сельских органов власти. Федеральный округ свое участие в официальных публикациях городской газеты ограничивает 1,9%, и это говорит о не очень активной информационной включенности этих официальных структур в процессы организации и управления в средних и малых городах.
Функциональная целостность ме-диасистемы, инфосферы может быть обеспечена только тогда, когда будут достигнуты следующие результаты:
- постоянная обновляемость информационного потенциала общества, адекватная новым духовным продуктам, которые появляются в различных видах социальной деятельности при сохранении устойчивых позитивных тенденций:
- широкая представительность, гармоническое сочетание в информационном потенциале знаниевых ресурсов с ресурсами аксиологическими и проективно-поведен-ческими;
налаженность широкого общения, общественного диалога между субъектами социальной деятельности;
- оптимизация деятельность организационной подсистемы, всей цепочки организаторов массового информационного процесса от законодателей до редакционного менеджмента.
Тематическая структура публикаций
Реализация функций медиасистемы невозможна без ее оптимальной структуры. Академик Афанасьев писал, что структура служит функциям системы. Наряду с функциональной, существует структурная целостность медиасистемы.
В последнее время появляется множество структурных образований в инфосфере в целом, в медиасистеме, рекламе и РЯ в частности. Это и социальные сети, и конвергентные редакции, и новые форматы различных СМИ. Совершенствование медийной структуры способствует приумножению информационного потенциала общества, обогащению информационного потенциала личности, различных социальных общностей.
Однако типологическая структура ме-диасистемы еще плохо приспособлена для того, чтобы приумножить информационный потенциал и удовлетворить на его основе информационные потребности массовой аудитории.
Структура, как утверждают философы, призвана обеспечить взаимодействие всех частей целого, в том числе информационной, редакционной, аудиторной, экономической, технологической и организационной подсистем медиасистемы. Однако на практике мы часто наблюдаем чрезмерную политизацию и коммерциализацию медиасистемы. Наблюдается процесс умножения развлекательных изданий и программ на базе малохудожественной попкультуры, хотя в последнее время он несколько замедлился.
Медиаструктура призвана актуализировать потенциал, содержащийся в частях целого. Но многие знаниевые, аксиологические и особенно проективно-поведенческие ресурсы находятся «за бортом» информационного потенциала общества. Не доходят эти ресурсы в полном объеме и до сознания массовой аудитории. В связи с этим надо сказать, что типо-
логическая структура медиасистемы в значительной степени свидетельствует о ее недостаточной организованности.
Чтобы выжить, многие СМИ ориентируются на платежеспособные слои аудитории, которые могут вызвать интерес у рекламодателей. Создаваемые в этих условиях форматы тех или иных СМИ часто актуализируют свои развлекательные, рекламные пиаровские функции, но деактуализируют функции, умножающие духовный потенциал личности, различных социальных общностей.
Естественно, что тематическая структура газет - самая важная составляющая информационной модели издания. Сравним детально данные опроса и контент-анализа изданий по рангам1 (таблица 4). Даны ответы редакторов и журналистов на вопросы: «В какой мере важны для освещения в вашей газете перечисленные ниже сферы, темы?» (в % к числу опрошенных) и данные контент-анализа (в % к числу публикаций).
Таблица 4 - Сравнение данных опроса и контент-анализа изданий по рангам
Данные опроса Данные контент-анализа
Темы, сферы Ранжировано по второй колонке Тема очень важная % Ранг % Ранг
Состояние ЖКХ, деятельность жилищно-коммунальных служб 86 1 6,5 9
Строительство, ремонт дорог, других коммуникаций 81 2 1,8 22
Строительство, ремонт муниципального жилья 79 3 2,0 21
Работа городских органов власти 76 4-5 12,4 2
Сфера здравоохранения (обеспеченность медучреждениями, кадры, оплата труда, оборудование, качество медицинских услуг и т.п.) 76 4-5 4,4 12
Транспортное обеспечение, работа городского транспорта 74 6 2,9 17
Сфера образования (обеспеченность и состояние учебных заведений, кадры, качество образования, развитие профтехобразования и т.п.) 71 7-8 8,8 6
Социальное обеспечение (пенсионная сфера, инвалиды, многодетные семьи и т.п.) 71 7-8 6,6 8
Работа органов правопорядка, борьба с преступностью 67 9 10,6 4
Развитие производственной сферы, промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса 66 10 4,3 13
Экономика города в целом 63 11 2,5 19
Сфера культуры (обеспеченность учреждениями культуры, кадры, материально-технические, финансовые условия и т.п.) 61 12 9,0 5
Экология, благоустройство, озеленение городов 60 13 2,9 18
Сфера занятости, развитие рынка труда, создание рабочих мест 56 14 1,3 23
Местное (муниципального) самоуправление 54 15 5,7 11
Семейная тематика, воспитание детей 50 16 6,2 10
1 При сопоставлении нужно иметь в виду, что в кодификаторе контент-анализа позиций было больше, чем в опросе редакторов и журналистов.
Продолжение таблицы 4
Морально-этическая тематика 49 17-18 3,3 14
Молодежная тематика 49 17-18 3,1 15
Спорт, физкультура, досуг, туризм, отдых 48 19 16,2 1
Сельское хозяйство, приусадебное хозяйство 46 20 3,1 16
Происшествия, криминал 44 21 10,8 3
Работа учреждений торговли (обеспеченность товарами, ценовая политика, культура торговли и т.п.) 39 22 2,4 20
История, этнография, народные промыслы туристический потенциал города 38 23 7,5 7
Данные контент-анализа показывают, что содержательно-тематическая структура газет средних и малых городов достаточно разнообразна, широка, в ней представлены все наиболее значимые тематические направления, и она в целом адекватна интересам горожан, соответствует набору важных для жителей тем и проблем, связанных с их повседневной жизнью и основными базовыми потребностями. Издания (особенно средних городов) стараются сохранить культурно-просветительское направление, немало внимания уделяют культуре, истории, традициям городов, семье, воспитанию, в том числе патриотическому.
Однако тематическая модель, которую представили в опросе редакторы и журналисты, не реализуется ими на практике в полной мере. Медиакартина, которую представляют для аудитории данные газеты, по многим позициям не полна, не вполне соотносится с моделью, которую считают важной сотрудники редакций. Сотрудники редакций в ряде случаев неадекватно оценивают реальное содержание своих газет.
Представляя тематическую модель как социально-направленную на решение непосредственных нужд граждан, редакторы и журналисты вынуждены работать по модели, приближенной к коммерческой, в связи с недостатком средств и установками властей, поскольку редакции достаточно сильно зависят от них и их экономической поддержки, как выяснилось в опросе.
На первых местах публикации о работе местных органов власти (12,4%), проис-
шествия, криминал(10,7%) и борьба с ними органов правопорядка 10,6%). Сфере культуры и образования уделяется около 9% площади.
Но социальным проблемам (социальное обеспечение (6,6%), ЖКХ (6,5%), дороги, транспорт, сфера занятости, производственные проблемы, экономика), которые особенно волнуют горожан, и о которых сотрудники газет говорили как об очень важных для газет, они уделяется гораздо меньше внимания, чем происшествиям и криминалу, а также сфере досуга.
Если сопоставить представления редакторов и журналистов газет этого типа о желаемой тематической модели с их суждениями о том, как она действительно реализуется и наконец, с данными контент-аналитического исследования, то есть с реальной картиной, отчетливо видны дисбалансы модели и реальной структуры контента.
Жанровая структура
Данные контент-анализа и качественный анализ газет показали, что есть большие резервы у журналистов местных газет в использовании жанрового и креативного потенциала журналистики.
Следует сразу отметить, что градация жанровых групп по степени востребованности, степени их использования в редакционной практике городских газет близка к той, которая была до этого зафиксирована при опросе редакторов и журналистов этих изданий (таблица 5).
Шкондин М.В., Свитич Л.Г.,Смирнова О.В. Таблица 5 - Жанры публикаций (в % к числу публикаций)
Жанры Контент-анализ Опрос: «Какие жанры чаше встречаются в газете?» Ранжировано по 2 столбцу Контент -анализ % Опрос % Ранг
Информационные (заметка, хроника, репортаж, сводка и т.п.) 64,9 89 1
Аналитические (статья, корреспонденция, комментарий и т.п.) 10,6 46 3
Коммуникативные (письма в редакцию, ответы на письма, форумы, обсуждения, дискуссии и т.п.) 8,2 55 2
Публицистические (очерк, зарисовка, интервью, эссе, фельетон и т.п.) 5,3 46 4
Справочно-консультационные (юридические консультации, советы по здоровью, взаимоотношениям, моде, по ведению дома, хозяйства, дачи и т.п.) 4,5 42 5
Развлекательные, досуговые, художественные (стихи, проза, кроссворды, гороскопы, анекдоты, шутки, комиксы и т.п.) 3,9 26 6
Хотя в целом жанровая палитра локальных газет довольно широка, но редко публикуются глубокие аналитические статьи и качественная публицистика. При этом сам уровень подготовки и профессионализм публикаций часто оставляют желать лучшего. Более широкий набор жанров продемонстрировали газеты малых городов, в которых меньше, чем в газетах средних городов, чисто хроникальных жанров (3,8% и 16,3%), но зато больше зарисовок и очерков о людях.
Местная газета по-прежнему играет ключевую роль в формировании городского медиапространства. Для того чтобы она выполняла эту роль эффективно, необходимо не только оптимизировать ее тематику, направленную на удовлетворение разнообразных информационных потребностей городской социальной общности, нужны также разнообразные жанровые формы. В сознании городской аудитории необходимо создавать медиакартину городской жизни, имеющую такие признаки как динамичность (информационные жанры 64,9% публикаций), обстоятельность в анализе происходящего (аналитические жанры 10,6%), способность к формированию ценностных ориентаций на основе ярких образов типического (публицистика - 5,3%). Важно, что-
бы каждый жанр обладал проективными свойствами, способствуя освоению и преобразованию локальной и глобальной действительности.
Исходя из жанровых особенностей анализируемых городских газет, мы можем констатировать, что ими сделаны важные шаги на пути оптимизации их жанровой структуры, особенно в использовании информационных жанров (64,9%) и различных коммуникативных жанровых форм (письма в редакцию, ответы на письма, форумы, обсуждения, дискуссии - 8,2%). Справочно-консультационная работа редакций (4,5%) становится всё больше востребованной. Вместе с тем следует отметить недостаточную пока представленность отдельных жанровых образований познавательной, мировоззренческой и образной направленности. Чего не скажешь о рекламе. Так, контент-анализ городских газет показывает, что в контенте, включая иллюстрации, 46,6% рекламных публикаций. В средних городах их в два раз больше, чем в малых.
Обобщая полученную в исследовании информацию, можно констатировать, что редакции малых и средних городов достаточно активно используют возможности для привлечения населения к обсуждению проблем города как в традиционных, так и в
онлайн- формах. Однако газеты пока в основном монологичны, недостаточно отражают интересы и точки зрения различных групп населения.
Инфосфера, информационный потенциал общества становятся необходимым предметом более обстоятельных научных исследований. В этих условиях перед наукой стоит задача выявить социальный механизм освоения информационного потенциала общества как системы удовлетворения информационных потребностей личности, социальных общностей, социума в целом.
Целостность всей медиасферы как конечный ее продукт, интегративный результат - это постоянно воссоздаваемый информационный потенциал общества на основе непрерывной изменчивости в условиях
жизни общества. Целостность проявляется также в постоянном освоении этого потенциала личностью, разными социальными общностями в рамках различных медиапро-странств и реализации новых ресурсов в совместной социальной практике в системе общественного разделения труда. Это достигается благодаря формированию в сознании различных социальных субъектов теоретической, художественной, мировоззренческой и других картин мира и совместной реализации их многочисленных функций.
И в значительной мере этому способствуют СМИ, в том числе издающиеся в средних и малых городах России, потенциал которых весьма велик, если создать им надлежащие материальные и кадровые условия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова. - М.: МедиаМир, 2013. - 280 с.
2. Воронова, О.А. Портрет современной районной прессы /О.А. Воронова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2003. - №3. - С. 3-23.
3. Вырковский, А. Региональная пресса: новые признаки депрессии / А. Вырковский // Ежегодник «Экономика и менеджмент СМИ». МГУ имени М.В.Ломоносова. - 2012. - С. 133144.
4. Демина, И.Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И.Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 1. - С. 172-181.
5. Дзялошинский, И.М. Журналист и журналистика российской провинции (опыт исследования) / И.М. Дзялошинский. - М., 1999.
6. Иваницкий, В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд - М.: Ф-т журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2010. -360 с.
7. Касютин, В.Л. Особенности регуляции деятельности местной прессы 2008-2010 / В.Л. Касютин // Журналистика и медиарынок. - 2010. - № 9. - С. 3-8.
8. Колесник, С.Г. Газеты в регионах России. 2012 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.old.frip.ru/
9. Макеенко, М., Вырковский А. Конвергенция в российской ежедневной прессе: экономические особенности и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2012. - № 5. - С. 36-49.
10. Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 384 с.
11. Свитич, Л.Г. Журнализм в контексте современных научных парадигм / Л.Г. Свитич // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 9. - 21.
12. Свитич, Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Жанры публикаций в городской газете (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов) // Вестник Волжскеого университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - №4 (19). - С. 44-50.
13. Свитич, Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России / Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов. -М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. - 237 с.
14. Свитич, Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2014. - № 5.
- С. 3-25; №6 - С. 52-73.
15. Свитич, Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). -2014. - № 5(97). - С. 149-156.
16. Свитич, Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме. (По итогам социологического исследования в газетах малых и средних городов Российской Федерации) // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). -2014. -№5. Режим доступа: http://eizvestia.isea.m/reader/artide.aspx?id=19439
17. Смирнова, О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий / О.В. Смирнова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - №6. - С. 25-37.
18. Тулупов, В.В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journ.igni.urfu.ru/index.php/component/content/article/415
19. Шкондин, М.В. Информационный потенциал общества и концепты целостности медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2015. - Том 4, № 4. - С. 335-348.