Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/59PDMN217.pdf Статья опубликована 29.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Качалов А.В. Функциональная характеристика педагогической импровизации в формировании творческой самостоятельности будущих учителей // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/59PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37.378
Качалов Александр Владимирович
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», Россия, Екатеринбург1
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Функциональная характеристика педагогической импровизации в формировании творческой самостоятельности будущих учителей
Аннотация. Новые тенденции в развитии современного общества требуют новых подходов к подготовке учителя, который в свете современных профессиональных моделей должен обладать качествами творческой личности, быть квалифицированным специалистом, способным эффективно взаимодействовать с учащимися, стремиться и быть готовым дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим поставлена задача -поиск средств, приемов и методов формирования личности учителя, способной решать профессионально-педагогические задачи на высоком уровне, творчески проецировать их на развитие личности учащихся и возможности педагогической импровизации в этом аспекте вполне объяснимы. Деятельность учителя может быть творческой в том случае, если она построена на элементах импровизации. Выдвигаемые ходом обучения и воспитания задачи требует умения быстро анализировать и оценивать постоянно меняющиеся ситуации, мобилизовать себя на воплощение мгновенных решений. Педагогическая импровизация становится необходимой характеристикой творческого процесса, компонентом творческой деятельности, что невозможно без приемов использования педагогической импровизации.
Педагогическая импровизация имеет непосредственное отношение к подготовке будущего учителя, эффективности процесса формирования творческой самостоятельности у студентов вуза - будущих учителей в силу того, что создаваемая учебно-познавательная ситуация в результате использования импровизации формирует у будущего учителя творческий подход к ее решению, к будущей профессии учителя, направляют самостоятельный творческий поиск.
В статье описываются функции и организация процесса формирования творческой самостоятельности на основе педагогической импровизации. Педагогическая импровизация обеспечивается созданием педагогических ситуаций, способствующих проявлению личностного интереса студентов, привлечением эмоций, чувств и ощущений, когда осуществляется стимулирование творческой активности, самостоятельности и где студент является главным действующим лицом в учебном процессе. Функциональный потенциал
1 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66
педагогической импровизации проецируется в статье на процесс формирования творческой самостоятельности будущих учителей, которая не может осуществляться полноценно без умения целесообразно импровизировать.
Ключевые слова: импровизация; педагогическая импровизация; функции педагогической импровизации; приемы педагогической импровизации; творческая самостоятельность
Формирование творческой личности будущего учителя является важной задачей современной высшей школы. Сформировать творческую личность можно только в соответствующей творческой среде, окружающей будущего учителя, выборе средств, способствующих формированию не только профессиональных, но и личностных качеств. Особую роль играют при этом потенциально-активные педагогические средства, одними из которых является педагогическая импровизация, которая имеет непосредственное отношение к эффективности процесса подготовки будущего учителя. Импровизации, формирует у будущего учителя творческий подход к своей будущей профессиональной деятельности, способствует реализации личностного, творческого потенциала преподавателя и студентов.
Чаще всего импровизация рассматривается в рамках творчества и вне творчества невозможна, так как она является одновременно и видом, и компонентом творчества [8, С. 1112]. Педагогическая импровизация определяется как показатель качества и результат взаимодействия стереотипного и импровизационного в педагогической деятельности, обладает характеристиками сиюминутности событий и новизны [7, С. 8]; это средство решения множества педагогических задач на всех этапах урока и уровнях педагогической деятельности, которая проявляется в умении видеть задачи своей деятельности, сочетать способы решения задач в данный момент, что грани искусства педагога [3, С. 78]; педагогическая импровизация сопровождается творческой доминантой и включает развитые способности одновременной концентрации и распределения внимания, развитые воображение и интуицию, творческое самочувствие (вдохновение) [4]; интегративное качество личности педагога, требующее сиюминутное разрешение незапланированных ситуаций и которое обязательно сопровождается рефлексией собственных импровизационных действий [1, С. 28-33].
Понимание педагогической импровизации складывается из ее качественных составляющих: педагогическое озарение; публичное воплощение; осмысление, что позволяет нам рассматривать ее как компонент творческой деятельности педагога, являющегося доминантой педагогической деятельности, как способ оптимального воплощения педагогического замысла в новой неожиданной ситуации.
Акцент на творческой доминанте педагогической импровизации определяет возможность наряду с формированием педагогической импровизации у будущих учителей проецировать ее составляющие на формирование творческой самостоятельности студентов -будущих учителей. Творческая деятельность, равно как и творческая самостоятельность не может осуществляться без воплощения педагогического замысла, востребования своего творческого потенциала, воображения и вдохновения, без умения импровизировать [10, С. 1316].
Функции импровизации в педагогической деятельности связаны с применением ее как действенного инструмента, эффективного способа решения различных классов учебно-воспитательных задач. «Не все педагогические задачи решаются с помощью импровизации, но для решения некоторых она предпочтительна, а для отдельных - незаменима» [9].
Беря во внимание, что творческая доминанта есть составное ядро педагогической импровизации, исходя из понимания ее как вида и компонента творчества, нам предстоит
выделить ее основные функциональные характеристики в формировании творческой самостоятельности студентов вуза - будущих учителей. Рассмотрим основные из них.
Функция интегративно-творческая - импровизация являет собой первотворчество, в котором присутствуют все этапы творческого процесса, и в котором педагог сиюминутно востребует и демонстрирует «нешаблонные способы воздействия или новые сочетания уже известных способов» [10, С. 14].
Функция организационно-восполняющая - проецируя подготовку будущего учителя на овладение и необходимость использования педагогической импровизации в профессионально-педагогической деятельности, важно акцентировать внимание на многозначности вариативности педагогических ситуаций, в которых импровизация позволяет актуализировать знания, вовлекать субъектов процесса в сотворчество. В этом аспекте педагогический функционал педагогической импровизации проявляется в организационно-оперативном движении студентов к творческому самовыражению.
Функция активизации творческой самостоятельной деятельности - педагогическая импровизация раскрывается через творческую доминанту, в которой важными признаками являются: настоятельная потребность в творческой деятельности, готовность к творческой работе [6, С. 64]; возникновение творческих идей, непосредственно относящихся к теме, восходящий характер творчества к интеллектуальному обогащению.
Функция рефлексивного позиционирования - для качественной педагогической импровизации важна педагогическая рефлексия, проявляющаяся в анализе собственных импровизационных способностей, предпочтения того или иного вида импровизации, его уместности, определения эффективности импровизации [1, С. 33]. Значение имеет утверждение, что педагогическая рефлексия является основой творческого подхода [2], а также необходимое дополнение поисков, импровизаций, способ выявления и формулирования индивидуальных достижений или необходимости корректировки деятельности. Рефлексия, таким образом, является основанием, источником педагогического творчества, без которого невозможна педагогическая импровизация, рефлексия должна пронизывать весь импровизационно-творческий процесс. От того, насколько будущий учитель может осознавать и управлять процессами рефлексии в формате педагогической импровизации дает ему возможность видеть себя на пути построения будущей профессионально-педагогической деятельности, прогнозировать границы своих состояний и действий.
Функция интегративно-эвристическая в ходе обучения импровизации будущий учитель вовлекается в деятельность, на основе которой происходит интеграция опыта, знаний, смутных ощущений, воображения, логики, памяти; эвристическая составляющая дает возможность проявиться фазе творчества, творческой интуиции [5, С. 66], самостоятельной творческого самовыражения.
Функция педагогического содействия готовности к импровизационно-творческой самостоятельности - реализуется за счет озарения, единства интуитивного и логического, основанного неожиданного интуитивного обнаружения идеи, выбора пути ее воплощения. Педагогическое содействие как процесс в аспекте данной функции направлено на развитое воображения и интуиции; востребование творческого вдохновения и состояния творческого самочувствия; формирование умение общаться; формирование умения творческого перевоплощения, публичной реализации; развитие способности «переходить от экспромта к запланированному».
Перечисленные функции педагогической импровизации содержательно способствует: развитию креативности будущих учителей; оптимизации педагогического взаимодействия; формированию компетенций в нахождении адекватного выхода из затруднительных ситуаций;
Мир Науки
формированию умений творческой, эмоционально-насыщенной передаче учащимся знаний в нестандартной форме, стимулированию у студентов интереса и стремления к творческой самостоятельности и использованию педагогической импровизации.
Рассматривая педагогическую импровизацию как одно из средств формирования творческой самостоятельности будущего учителя, мы учитываем, что для этого необходимо включать студентов в активную импровизационно-творческую деятельность с привлечением приемов педагогической импровизации. В качестве таковых приемов мы условно выделяем следующие:
• Приемы театрализации педагогических ситуаций - целью данных приемов является на основе творческой импровизации самостоятельно создать театрализованный акт, например, урока. Оценивается режиссура урока, способы создания творческой атмосферы.
• Приемы педагогического перевоплощения - студентам необходимо занять позицию ученика, позицию родителей при донесении смысла «заразить» их новизной, творческой интерпретацией. Оценивается мобилизация творческих сил студента, мгновенность реагирования при создании ситуации на основе творческой импровизации.
• Прием импровизационно-педагогического этюда - в основе импровизация, связанная с творческим воплощением произведений, содержание которых требует сделать зарисовку, в которой отражена основная мысль, обосновать ее и раскрыть педагогический замысел. созданного этюда. Кроме этого, это сочинение педагогических этюдов, которое развивает воображение, творчество. Этюдно-импровизационные задания могут быть самые разнообразные: например, сочинение «Моя профессия» необходимо с тремя словами составить импровизационно-педагогический этюд и представить целостный структурный образ учителя. Мобилизация импровизации осуществляется на заданных словах и влечет за собой творческую идею.
• Прием импровизационно-творческого пролонгирования педагогического сюжета - в основе данного приема задача, поставленная перед студентом - продлить сюжет изображения по принципу «что дальше?
• Прием импровизационного проецирования живописи в педагогический сюжет. Например, педагогический сюжет картины Решетникова «Опять двойка» студент должен сценически изобразить с помощью средств, реализация которых дает возможность отразить основную педагогическую мысль картины.
Прием игровой импровизации - задача, стоящая перед студентами - с помощью ограниченного реквизита создать минут мини-спектакль по предложенным произведениям. Оценивается текст, соответствующие художественные образы и вывод, характеризующий педагогическую идею инсценирования произведения.
Во всех указанных приемах - сиюминутно воспроизводимый законченный продукт творчества, который должен быть логически завершенный, представлять собой творческий фрагмент педагогической деятельности. Главной задачей указанных приемов педагогической импровизации является воспитание педагогической сообразительности, сценического воплощения, предоставление условий для самовыражения, проявления собственной творческой индивидуальности, творческой самостоятельности.
Применение приемов педагогической импровизации в процессе формирования творческой самостоятельности будущих учителей позволяет обогатить эмоциональные
Мир Науки
ресурсы, творческие возможности; развить творческие педагогические качества (внешняя выразительность, сценичность, динамизм личности, умение держать паузу, эмоциональная заразительность, способность к перевоплощению, быстрая реакция, сообразительность, педагогическая рефлексия); развивать творческую активность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранова, А.С. Подготовка будущих учителей к педагогической импровизации / С.А. Баранова [Текст] // Становление и развитие творческих способностей. Сборник материалов научно-практической конференции / под ред. П.П. Коваленко, В.И. Секун, В.Ф. Чарушина. Мн., 1994.
2. Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности. -Екатеринбург: 1995. - 74 с.
3. Берикханова, Л.Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе / Л.Ю. Берикханова [Текст] // Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей / под ред. В.И. Загвязинского. - Тюмень, 1998.
4. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - М., «Современное слово», 2005. - 720 с.
5. Бочарова, Т.И. Импровизация в речи учителя [Текст] // Дидакт - 1998. - №4. С. 64
- 67.
6. Истомина С.М. Педагогическая импровизация как условие включения детей 6-7 лет в процесс музыкального творчества: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2005. - 197 с.
7. Сляднев, А.А. Профессиональная подготовка студентов к импровизационно-педагогической деятельности: [Текст] / Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Сляднев; Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 1999.
8. Харькин, В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В.Н. Харькин.
- М., 1992. - 157 с.
9. Харькин В.Н. Педагогические импровизации в профессиональной деятельности учителя: [Текст]: Дис. ... д-ра пед. наук, М., 1982 - 240 с.
10. Щербакова Т.Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014.
Мир Науки
Kachalov Alexander Vladimirovich
Ural state university of railway engineering, Russia, Ekaterinburg
E-mail: [email protected]
Functional characteristics of pedagogical improvisation in the formation of creative independence of future teachers
Abstract. New trends in the development of modern society require new approaches to training teachers, which in the light of modern professional models must possess the qualities of a creative personality, to be a qualified professional able to communicate effectively with students, to aspire and be prepared for further self-development and self-improvement. In this regard, the task - search tools, techniques, and methods of forming the personality of the teacher, is able to solve professionally-pedagogical tasks at a high level, creatively to project them on personality development of students and the pedagogical possibilities of improvisation in this aspect is understandable. Activity of the teacher can be creative in that case, if it is built on the elements of improvisation. Proposed course of training and education requires ability to analyze and evaluate the constantly changing situation, to commit themselves to the embodiment of the instant solutions. Pedagogical improvisation becomes a necessary characteristic of the creative process, a component of creative activity, which is impossible without the techniques of pedagogical improvisation.
Pedagogical improvisation is directly related to the preparation of future teachers, the effectiveness of the process of formation of creative independence of students - future teachers due to the fact that the educational situation as a result of using improvisation forms the future teacher's creative approach to its solution to the future of the teaching profession, self-directed creative research.
The article describes the functions and organization of the process of formation of creative independence on the basis of pedagogical improvisation. Pedagogical improvisation is achieved by the creation of pedagogical situations that encourage the expression of personal interest of students, involvement of emotions, feelings and sensations when the stimulation of creative activity, independence and where the student is the main actor in the learning process. The functional potential of pedagogical improvisation is projected in the article the process of formation of creative independence of future teachers, which may not be complete without the skills it is advisable to improvise.
Keywords: improvisation; teaching improvisation; functions; pedagogical improvisation; pedagogical techniques of improvisation; creative independence