2. Положение о Кубке Губернатора Курганской области по робототехнике [Электронный ресурс] // Шадринский государственный педагогический университет : офиц. сайт. - Шадринск, 2007-2017. - Режим доступа: http://files.shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/docs/polojenie_kubok_gubernatora_po_robototehnike.pdf. -27.05.2017.
3. Положение об открытом областном турнире по робототехнике «Малые Олимпийские игры роботов» [Электронный ресурс] // Шадринский государственный педагогический университет : офиц. сайт. -Шадринск, 2007-2017. - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/news/2017/obschee_polojenie_turnir_malie_olimpiiskie_igri_robotov_2017.pdf . - 27.05.2017.
4. Положение об открытом областном турнире по робототехнике «Танковый биатлон» [Электронный ресурс] // Шадринский государственный педагогический университет : офиц. сайт. - Шадринск, 2007-2017. -Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/news/2017/obschee_polojenie_turnir_malie_olimpiiskie_igri_robotov_2017.pdf . - 27.05.17.
5. Положение о судействе участников открытого областного турнира по робототехнике «Танковый биатлон» [Электронный ресурс] // Шадринский государственный педагогический университет : офиц. сайт. -Шадринск, 2007-2017. - Режим доступа: http://files.shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/docs/polojenie_o_sudeistve.pdf. - 27.05.17.
УДК 378
Е.П. Турбина, г. Шадринск
Роль педагогической импровизации в процессе педагогического творчества будущего учителя
В статье рассмотрена педагогическая импровизация в контексте педагогического творчества будущего учителя, ее роль и различные подходы к определению понятия педагогическая импровизация.
Педагогическая импровизация, творчество, педагогическое творчество.
E.P. Turbinа, Shadrinsk
The role of pedagogical improvisation in the process of pedagogical creativity of the future teacher
Pedagogical improvisation in the context of pedagogical creation offuture teachers, its role and different approaches to the definition of the concept ofpedagogical improvisation is examined in the article.
Keywords: pedagogical improvisation, creation, pedagogical creation.
Педагогическая импровизация ярче всего проявляется в сфере творческой деятельности учителя. Способность легко и непринужденно импровизировать в сложных обстоятельствах, умение найти выход из любой нестандартной ситуации для профессионального учителя даже важнее чем для актера, у которого текст роли написан заранее и есть суфлер. Именно творческая доминанта, воображение, состояние творческого поиска и вдохновения присущи учителю-импровизатору. В педагогической
практике импровизация является незаменимым инструментом воспитания и обучения. Импровизация активизирует знания, творческие стремления, а сам учебный процесс делает привлекательным, ненавязчивым, жизненным. Являясь необходимым условием гармоничного развития свободной личности, импровизация обучает творчеству, помогает совершать открытия, главное из которых открытие и познание себя. Импровизируя, учитель познает тайны «смысла» познания и раскрывается тайна встречного движения к ребенку, который в потоке этой импровизации импровизирует сам (8;123).
Педагогическая импровизация раскрывается в педагогике через педагогическое творчество, которое как динамический процесс осуществляется не только во время подготовки к уроку, но и в ходе реализации задуманного, уточнения и конкретизации методов, содержания, целей обучения, заложенных в педагогическом проекте урока, в соответствии с требованиями учебно-воспитательных ситуаций реального процесса обучения. Педагогическая импровизация выполняет функцию своеобразного регулятора, контролирующего и направляющего протекание и осуществление учебного процесса в педагогически целесообразном направлении (3;67).
Педагогическая импровизация, как неотъемлемый компонент педагогического творчества это не только поиск и нахождение нового, она заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может быть раскрыта как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога (9;16).
В педагогическом труде много такого, что роднит его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский называл педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность близка к художественной не только своей созидательной сущностью, но и теми творческими процессами, в которые включен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью, как основным инструментом. Не случайно самая известная книга А. С. Макаренко носит название «Педагогическая поэма». А замечательный педагог и режиссер М. И. Кнебель пишет: «Почему я назвала свою книгу «Поэзия педагогики»? Потому что, несмотря на труд, муки, сомнения и разочарования, мне видится в педагогике нечто прекрасное, имеющее прямое отношение к самому высокому и сокровенному в человеке и в искусстве» (9;17).
Импровизационный характер педагогической деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который измеряется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости (1;57).
Импровизация предполагает создание продукта деятельности сразу и в законченном виде. Поэтому творческая деятельность учителя характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.
В. И. Загвязинский пишет, что: «неожиданные изменения ситуации требуют особой остроты реакции, своего рода экспромтности решений. Многое из того, что казалось
гладким на бумаге, на практике оказывается ухабистым, а некоторые пугающие при предварительных прикидках трудности преодолеваются сравнительно легко» (4;120).
Совершенствование методики воспитания, поиски новых путей и методов обучения, связанных с общими педагогическими идеями развивающего обучения, развитие творческого мышления, самостоятельности и инициативы детей находится в поле зрения педагогов и проявляется в разработке вопросов преподавания различных предметов. В их числе можно отметить и внимание к импровизации как деятельности, в значительной мере стимулирующей творческое развитие ребенка. Некоторые педагоги, например Д. Б. Кабалевский, считают, что импровизация ведет к упрощению и таит в себе опасность (2;104). Однако творческий подход к импровизации самого учителя и его стремления к совершенствованию может стать гарантией от упрощений.
Пример размышления о праве на импровизацию отражен в работах В. И. Загвязинского «...Педагог не просто имеет право на импровизацию, он не имеет права не импровизировать, он обязан постоянно работать над собой, чтобы находиться в состоянии импровизационной готовности, готовности творить и искать лучшие решения, именно ради того, чтобы полно и эффективно воплотить задуманное» (5;101). И даже если бы опасение, что увлечение импровизацией нанесет какой-либо урон учебно-воспитательному процессу, было не беспочвенно, то, тем не менее, отрицать факт наличия в педагогике такого явления, как педагогическая импровизация, невозможно, а необходимость его изучения давно назрела.
На значимость педагогической импровизации указывает один из немногих ее исследователей В.А. Кан-Калик. "Педагогическая импровизация, - считает он, - не частный случай в педагогическом творчестве, она является важнейшим составляющим творческого процесса педагога. Если педагогическое общение является средством передачи творческого процесса педагога учащимся (и наоборот) и средством, организующим взаимодействие этих творческих процессов, то педагогическая импровизация является средством уточнения творческого процесса педагога, корректирующим моментом во взаимодействии творческого процесса педагога с творческим процессом учащихся" (6;57).
В.А. Кан-Калик рассматривает педагогическую импровизацию в творчестве учителя как компонент его субъективно-эмоциональной сферы наряду с творческим самочувствием и искусством общения. Он подчеркивает, что названные компоненты -важнейшие в творческом процессе педагога, активно влияют на целостный процесс педагогического творчества и являются принципиальными профессионально-творческими образованиями (7;76).
М.М. Поташник подчеркивает, что педагогическая импровизация является показателем профессионально-творческого роста педагога, повышения его педагогического мастерства. В педагогической импровизации проявляется восприимчивость учителя к новому, его возможность гибко реагировать на изменение социальной и педагогической ситуации (10;16).
О боязливом отношении к слову "импровизация" писал В. Н. Терский, который, однако, считал ее чрезвычайно важным средством воспитания в практике А. С. Макаренко и своей педагогической деятельности. Проблемой педагогической импровизации занимались такие ученые как: В. И. Загвязинский, Ю. Л. Львова, М. М. Поташник, Л. Ю. Берикханова, Л. П. Качалова, Ф. Н. Гоноболин, П. И. Пидкасистый, О. С. Булатова, В. А. Кан-Калик. П. Джексон, В. А. Сластенин, Э. К. Гришин, В. Н. Харькин однако некоторые
авторы педагогических исследований преднамеренно избегают термина «педагогическая импровизация», и в этом тоже, наряду со сложностью самого явления, одна из причин того, что педагогическая импровизация по сей день остается недостаточно изученной в педагогике.
Подходя к вопросу об определении понятия педагогической импровизации, мы можем сказать, что это деятельность учителя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью педагогической импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность педагогической импровизации составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.
Определение педагогической импровизации дает в своем исследовании В. И. Загвязинский: "Способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции называют педагогической импровизацией" (5;26).
Очень часто говоря о педагогической импровизации имеют ввиду импровизацию педагога. Педагог может импровизировать, но его импровизации могут не иметь педагогической ценности. Например В. А. Кан-Калика указывает: "Педагогическая импровизация - это творчество педагога непосредственно во время общения с детьми, в момент осуществления в классе его педагогического замысла. Это творчество на основе интерпретации материала подготовленного урока в сегодняшних обстоятельствах деятельности, в свете настоящих творческих педагогических установок и ощущений учителя. Оно воплощает в себе способность учителя оперативно оценивать ситуации и поступки учащихся и свою собственную деятельность, принимать решения сразу (порой без предварительного логического рассуждения) на основе предшествовавшего опыта и педагогических специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично действовать в меняющихся обстоятельствах деятельности, чутко реагируя на их изменения, корректируя собственную деятельность" (7;54). В определении дана многогранная характеристика педагогической импровизации как педагогического явления. Однако понятие "педагогическая импровизация" по существу также заужено до понятия "импровизация учителя", так как в нем говорится только о педагогических знаниях, в то время как педагогическая импровизация может включать и другие знания, прежде всего общекультурные.
В.Н. Харькин определяет педагогическую импровизацию как акт, в процессе которого исполнение совпадает или следует сразу за созданием объективно или субъективно нового, представляющий собой один из элементов педагогической деятельности, опирающийся на интуицию, и в то же время - своеобразный механизм трансформации педагогических и общекультурных знаний, умений, техники в педагогические, творческого характера действия (11;67).
Л.Ю. Берикханова определяет педагогическую импровизацию как специфическую форму преобразующей деятельности учителя проявляющуюся в момент живого общения с обучаемыми, и заключающуюся в быстром и эффективном воплощении творческого педагогического замысла, в определенной корректировке урока в соответствии с конкретными условиями деятельности и творческими возможностями педагога (3,67).
Подводя итог рассмотренной проблеме определения педагогической импровизации, рассматриваем педагогическую импровизацию как специфическую форму преобразующей
деятельности учителя, осуществляющуюся сиюминутно, без предварительной подготовки, проявляющуюся во взаимодействии с учащимися, и заключающуюся в воплощении творческого замысла в соответствии с конкретными условиями деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров, Ю.П. О мастерстве воспитателя / Ю.П. Азаров. - М. : Просвещение, 1971. - 127 с.
2. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М. : Просвещение, 1979. - 320 с.
3. Берикханова, Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей новаторов / Л.Ю. Берикханова // Новые исследования в педагогических науках / сост. И.К. Журавлев, В.С. Шубинский. - М. : Педагогика, 1991. - Вып. 2 (58). - С. 67-72.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2001. - 208 с.
5. Загвязинский, В.И. Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей / В.И. Загвязинский. - Тюмень, 1988. - 125 с.
6. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с.
7. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. - М. : Просвещение, 1987. -190 с.
8. Качалова, Л.П. Педагогическая импровизация в контексте формирования интереса к учительскому труду будущих учителей / Л.П. Качалова // Актуальные проблемы личностно -ориентированного образования : сб. науч. тр. - Шадринск, 2004. - С.123-125.
9. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования : учеб. пособие / Е.М. Никиреев.
- М. : Изд-во Московского Психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2004. - 192 с.
10. Поташник, М.М. В поисках оптимального варианта / М.М. Поташник. - М. : Педагогика, 1988. - 192 с.
11. Харькин, В.Н. Импровизация...Импровизация?.. Импровизация! / В.Н. Харькин. - М. : Магистр, 1997.
- 288 с.