УДК 378
ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ
© 2013 Н.А.Проскурякова, Т.И.Руднева
Самарский государственный университет
Статья поступила в редакцию 30.09.2013
В статье рассматриваются способности студентов-будущих архитекторов, обусловленные функциями творческого воображения.
Ключевые слова: воображение, творческое воображение, функции, проектная деятельность.
Современные тенденции развития образования «усилили потребность в формировании творческой индивидуальности личности, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности»1. Творчество архитектора, как процесс, было объектом внимания исследователей. Доказывалось, что воображение и творчество связаны между собой, а ведущей является обратная зависимость: воображение формируется в процессе творческой деятельности и влияет на деятельность архитектора через свои специфические функции. Анализ научной литературы показал, что выделение, обозначение и описание функций воображения напрямую зависит от теоретических позиций исследователей2. Так, Л.С.Выготский выделяет три основные функции воображения: познавательную, эмоциональную, воспитательную или формирующую3. В.М.Козубовский описывает следующие функции воображения: прагматическую, психотерапевтическую, психодиагностическую, познавательную4. Воображение, с точки зрения Р.С.Немова, выполняет ряд специфических функций5. Первая функция воображения
Проскурякова (Терехова) Наталья Александровна, аспирант. E-mail: nata85210@rambler. ru Руднева Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор. E-mail:[email protected]
1 Кашина Е.Г. Коммуникативно-театральный метод обучения иностранному языку: развитие множественных типов интеллекта у студентов. - Самара: 2012.
2 Руднева Т.И. Средства формирования коммуникативной компетентности студентов // Известия Самарского научного центра РАН - Т.14 (3). - 2012. -№2. - С. 634 - 638.
3 Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А.Н.Леонтьева; коммент. Л.С.Выготского, В.В.Иванова; Общ. ред. В.В.Иванова. - 3-е изд. - М.: 1986.
4 Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: 2008.
5 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.
учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 4-е изд. - М.: 2003.
связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения обеспечивает регулирование эмоциональных состояний; третья функция воображения обусловлена произвольной регуляцией познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятием, вниманием, памятью, речью, эмоциями. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события, получать возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция -формирование внутреннего плана действий требует способности выполнять их в уме, манипулируя образами, а пятая функция обеспечивает планирование и программирование деятельности, составление программ, их оценку. Шестая функция воображения направляется на управление многими психофизиологическими состояниями организма, настраивание его на конкретную деятельность.
Учитывая специфику деятельности архитектора и основываясь на представленных в научной литературе функциях воображения, выделим функции творческого воображения архи-тектора6.
Ведущей деятельностью архитектора является проектная деятельность, в процессе осуществления которой разрабатываются эскизы архитектурных сооружений, архитектурные и ландшафтные макеты. Эффективное решение архитектором задач проектной деятельности становится возможным благодаря такой функции творческого воображения, как представление действительности в образах, которая проявляется в усилении наглядно-образного мышления архитектора. Анализ квалификационных характеристик специалиста архитектуры и градостроительной деятельности позволил вы-
6 Проскурякова (Терехова) Н.А Иностранный язык как средство формирования творческого воображения студентов-будущих архитекторов // Вестник Самарского государственного университета. - 2010. - № 5 (79). - С.230 - 233.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(4), 2013
делить способности архитектора, реализация которых осуществляется благодаря данной функции творческого воображения: способности демонстрировать развитый художественный вкус; выбирать формы и методы изображения и моделирования архитектурной формы
и пространства; изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать проектные предложения средствами макетирования, ручной и компьютерной графики; синестетические способности.
Задачи профессиональной деятельности архитектора 1
Разработка эскизов архитектурных сооружений, архитектурных и ландшафтных макетов
1 1
Пересмотр приемов и способов творческой деятельности
1 [
Глубокое эмоциональное восприятие действительности
1 1
Разработка архитектурных проектов
1
Функции творческого воображения
Представление действительности в образах
Познавательная
Регуляция эмоциональных состояний
Планирование и программирование деятельности
Рис. 1. Взаимосвязь задач профессиональной деятельности и функций творческого
воображения архитектора
Проектная деятельность архитектора требует критического пересмотра сложившихся приемов и способов творческой деятельности при столкновении с каждой новой задачей, что становится возможным благодаря познавательной функции творческого воображения архитектора, которая проявляется в способности делать объектом познания нечто новое, не отраженное в прошлом опыте7.
Нами выделены способности, которые могут реализовываться в деятельности с помошью познавательной функции творческого воображения архитектора: мыслить творчески; воспринимать проектную информацию в различных ее формах; разрабатывать и реализовы-вать проектные предложения в ходе совместной деятельности средствами иностранного языка; грамотно представлять архитектурный замысел; выполнять проектные задания; обобщать, анализировать и критически оценивать новые архитектурные решения в отечественной и зарубежной проектной практике. Имеет-
7 Ильенков Э.В. О воображении // Народное обра-
зование. - 1968. - № 3. - С. 33 - 43.
ся в виду, что их формирование осуществляется средствами иностранного языка.
Глубокая эмоциональность также является профессионально важным качеством архитектора, поэтому значима функция регуляции эмоциональных состояний: которая проявляется в способности удовлетворять потребности, снимать напряженность. Итак, творческое воображение тесно связано с эмоциональной сферой8.
Анализ психограммы архитектора позволил определить способности, которые могут успешно реализоваться в деятельности благодаря функции регуляции эмоциональных состояний: способности к безоценочному восприятию окружающего; готовность принимать отличные от собственных взгляды, мнения, условия проектирования; инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе; находиться в позитивном настрое при высокой степени генерирования идей и их воплощении; способность продвигать свои идеи и защищать проекты в стрессовой ситуации.
8 Выготский Л. С. Психология искусства.....
Все эти способности необходимы для выполнения проектной деятельности архитектора и разработки архитектурного проекта. Вместе с тем важна такая функция творческого воображения, как планирование и программирование деятельности. Способность мысленно представлять всевозможные варианты развития событий является профессионально значимым качеством архитектора. Для разработки архитектурного проекта необходимы будущему архитектору способности, которые позволяют выполнять функцию планирования и программирования деятельности: создавать архитек-
турные проекты; собирать информацию, выявлять проблемы на всех этапах проектирования, продуктивно взаимодействовать со специалистами смежных профессий в проектном процессе; участвовать в согласовании и защите проектов, координируя их действия с учетом профессионального разделения труда и обеспечивая соответствие разрабатываемых архитектурных решений действующим нормативам, требованиям охраны окружающей среды, экологическим стандартам; осуществлять авторский надзор за строительством проектируемых объектов.
FUNCTIONS OF CREATIVE IMAGINATION OF STUDENTS - FUTURE ARCHITECTS
© 2013 N.A.Proskuryakova, T.I.Rudneva° Samara State University
This article deals with abilities of students - future architects, conditioned by functions of creative imagination.
Key words: imagination, creative imagination, functions, project work.
Natalya Aleksandrovna Proskuryakova (Terekhova), Postgraduate student. E-mail: nata85210@rambler. ru Tatyana Ivanovna Rudneva, Doctor of pedagogical sciences, Professor. E-mail:rudneva.07@mail. ru