Кашина Е.Г.
Формирование социоигрового стиля деятельности у студентов средствами иностранного языка
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-3-67-70 УДК 378
Дата поступления статьи: 10/У11/2018 Дата принятия статьи: 15/У111/2018
Е.Г. Кашина
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОИГРОВОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© Кашина Елена Георгиевна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры английской филологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]. E-Library ID: 340526
АННОТАЦИЯ
Инновационные процессы в образовании вызывают потребность формирования поведенческой модели личности, включающейся после окончания вуза в экономическую, социальную и политическую жизнь общества. Современная образовательная парадигма задает методические риски в силу изменения целей, содержания, средств обучения иностранному языку, которые должны адаптировать выпускника к специфике профессиональной деятельности.
Актуализируется проблема формирования творческой личности, способной решать нестандартные задачи, в силу чего ситуативный метод становится доминирующим в методике преподавания иностранного языка. В статье приводятся доказательства эффективности применения средств театральной педагогики для развития профессионально значимых свойств студентов с учетом специфики их будущей профессии. Выборку исследования представляют будущие учителя, архитекторы, переводчики). По результатам формирующего эксперимента выявлены условия становления творческой личности, готовой к социоигровому стилю деятельности в условиях интеграции в международное профессиональное сообщество. Показана значимость деятельности преподавателя иностранного языка, реализующего театральные технологии с опорой на принципы психодраматического подхода.
В ходе экспериментальной работы смоделированы системы формирования творческой личности учителя английского языка с опорой на контекстный подход и развитие творческого воображения будущих архитекторов. Ведущим видом деятельности при изучении иностранного языка будущими архитекторами становится проектировочная деятельность, представляющая собой совокупность информационных, исследовательских, творческих, практико-ориентированных проектов на английском языке. Процессуальный элемент системы может иметь широкое применение в педагогической практике. Результатами формирующего эксперимента подтверждена гипотеза о возможности влияния средствами иностранного языка на подготовку будущего архитектора как творческой личности.
Ключевые слова: творческая личность, творческое воображение, личностно-ориентированный и контекстный подходы, социоигровой стиль деятельности, психодраматический подход.
Цитирование. Кашина Е.Г. Формирование социоигрового стиля деятельности у студентов средствами иностранного языка // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 3. С. 67-70. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-67-70.
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-3-67-70 Submitted: 10/VII/2018
UDC 378 Accepted: 15/VIII/2018
E.G. Kashina
FORMATION OF THE SOCIO-GAME STYLE OF ACTIVITY AMONG STUDENTS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE
© Kashina Elena Georgievna — Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor of the Department of English Philology, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: [email protected]. E-Library ID: 340526
ABSTRACT
Innovative processes in education cause the need for the formation of a behavioral personality model that is included after the end of the university in the economic, social and political life of society. The modern educational paradigm sets methodical risks due to changes in goals, content, means of teaching a foreign language, which should adapt the graduate to the specifics of professional activity.
The problem of formation of a creative personality capable of solving non-standard problems is actualized, whereby the situational method becomes dominant in the methodology of teaching a foreign language. The article provides evidence of effectiveness of the use of the means of theatrical pedagogy for the development of professionally significant properties of students, taking into account the specificity of their future profession. The selection of the study is presented by future teachers, architects, translators). Based on the results of the formative experiment, the conditions for the formation of creative personality ready for the socio-game style of activity in the context of integration into the international professional community are revealed. The significance of the activity of a teacher of a foreign language realizing theatrical technologies with the support of the principles of psychodramatic approach, is shown.
In the course of experimental work, systems for the formation of creative personality of the English language teacher are simulated, based on the contextual approach and the formation of the creative imagination of future architects. The leading activity in the study of a foreign language by future architects is the design activity, which is a set of information, research, creative, practice-oriented projects in English. The procedural element of the system can be widely used in pedagogical practice. The result of the forming experiment confirmed the hypothesis of the possibility of influencing foreign language resources for preparing the future architect as a creative personality.
Key words: creative personality, creative imagination, person-oriented and contextual approaches, socio-game style of activity, psychodramatic approach.
Citation. Kashina E.G. Formirovanie sotsioigrovogo stilia deiatel'nosti u studentov sredstvami inostrannogo iazyka [Formation of the socio-game style of activity among students by means of a foreign language]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 3, pp. 67—70. DOI: https://doi.org/ 10.18287/2542-0445-2018-24-3-67-70.
Введение
В современной образовательной парадигме утверждается идея о культурной функции современного образования, стратегией которого становится обучение в контексте диалога культуры с целью формирования творческой личности. Меняется стиль педагогической деятельности, ориентированный на подготовку социально активной и конкурентоспособной личности. Исследователями доказывается, что в условиях неординарных профессиональных ситуаций, вызванных значительными преобразованиями в обществе, необходим творческий подход для успешного решения профессиональных задач [Образование в современном мире 2016]. Таким образом, к преподавателю вуза предъявляются требования применения педагогических технологий, способствующих профессиональному развитию студентов.
Актуальность проблемы формирования творческой личности
Специфика творчества обусловлена особенностями определенного вида профессиональных задач. И если будущий учитель иностранного языка является творческой личностью, то он в полной мере владеет театральными техниками, применение которых способствует созданию коммуникативных ситуаций для свободного речевого общения. И этому способствуют умения импровизации и перевоплощения. Приходит новое миропонимание, которое отражается в методике преподавания иностранного языка [Кашина 2016]. Искусственные ситуации обучения, создаваемые на занятиях, при отсутствии естественной языковой среды противостоят рациональному подходу к обучению языкам. Вовлечение в активные речевые действия сопровождается стимулированием мотивации к включению в диалог с преподавателем и членами груп-
Кашина Е.Г.
Формирование социоигрового стиля деятельности у студентов средствами иностранного языка
пы [Руднева, Храмцова 2016]. Талантливый преподаватель владеет методическим мастерством, в котором значительное место занимает актерская техника. Эту мысль мы пытаемся донести на курсах повышения квалификации преподавателей иностранного языка [Кашина 2016].
Особенности проведения исследования
В доказательство значимости обновления методики обучения иностранному языку средствами театральной педагогики проведено исследование на выборке студентов — будущих архитекторов. Актуальность исследования обусловлена запросом на архитекторов широкого профиля, сочетающих в себе черты художника и инженера.
Для создания индивидуального творческого продукта архитектор должен обладать творческим воображением, которое может формироваться в ходе творческой деятельности. Интеллектуальный и творческий потенциал личности предполагает создание условий, погружающих будущего архитектора в контекст профессиональной деятельности. Совокупность функций иностранного языка позволяет решить эту задачу. Наше исследование направлялось на разрешение противоречия между сложившейся практикой профессиональной подготовки в вузе архитекторов и недостатком средств освоения студентами специфики и особенностей профессиональной деятельности, которые представляются проектированием — ведущим видом деятельности. Способности к проектированию позволят будущему архитектору продуктивно решать нестандартные задачи в процессе создания архитектурных проектов [Проскурякова, Руднева 2013].
В ходе творческой разработки концепции профессиональной подготовки будущих архитекторов средствами иностранного языка опора делалась на контекстный подход в соответствии с применением профессиональной лексики. На основе принципа идентификации структур (Т.И. Руднева) каждый этап проектирования обеспечивается функцией творческого воображения. Так, общее планирование обеспечивается функцией представления дей-сгвительносги в образах; разработка структуры проекта — функцией познавательной; работа в группе — функцией регуляции эмоциональных состояний; представление результатов — функцией планирования и программирования действий.
Была разработана дидактическая система, в которой профессиональный элемент был представлен совокупностью упражнений, формирующих способности к выполнению разных видов проектов на английском языке: информационных, исследовательских, творческих, практико-ориентиро-ванных. Так, творческое генерирование идей по созданию проекта достигалось анализом кейсов, дающих описание архитектурных объектов, которые должны быть дополнены новыми элементами. Упражнения на описание разных архитектурных стилей позволяли развивать профессионально значимые способности.
В целом освоение этапов творческого воображения достигалось комплексом упражнений на: агглютинацию, аналогию, гиперболизацию, акцентирование, типизацию, схематизацию. Совокуп-
ность этих упражнений развивала творческое воображение будущего архитектора, под которым мы понимаем свойство личности, обеспечивающее индивидуальное оригинальное создание проекта, не имеющего аналогов. Таким образом, иностранный язык, тезаурус которого адаптировал студентов к специфике профессиональной деятельности, и упражнения, создающие условия для формирования специальных способностей, стимулировали развитие функций творческого воображения.
Результаты исследования
Результаты формирующего эксперимента свидетельствовали о значительном росте способностей регуляции эмоциональных состояний, планирования и прогнозирования, генерирования профессиональных идей и их воплощения в ходе выполнения кейсов. В итоге доказано, что профессиональный элемент разработанной системы средствами английского языка может иметь широкое применение в педагогической практике. И этому есть обоснование.
Во-первых, в целом высшее образование ориентируется на его результат: подготовка социально активной, конкурентоспособной личности, что предполагает творчество любого специалиста, выражающееся качественно новой, оригинальной деятельностью. Архитектор должен владеть тонкостями профессиональной деятельности, как и любой специалист, так как жизнь запрашивает эффективные способы решения профессиональных задач.
Во-вторых, профессиональное образование делает целевую установку на выпускника, готового к профессиональному саморазвитию, обладающего целостным видением научной картины мира.
В-третьих, качественная подготовка специалиста со знанием иностранного языка, готового к профессиональной межкультурной коммуникации в инокультурных условиях, обусловлена интеграцией российского образования в международное профессиональное сообщество.
Меняется деятельность преподавателя иностранного языка: при разработке содержания и отборе средств опора производится на личностно-ориен-тированный и контекстный подходы. Принцип ситуативности позволяет создать сюжетную канву профессиональной деятельности, чему способствуют активные методы. Так, игровой метод (способ ролевого подхода к профессиональной подготовке) дает возможность проигрывать варианты решения профессиональных задач средствами иностранного языка. Они способствуют отбору способов общения для коллективной деятельности.
На разных выборках (будущие учителя, архитекторы, переводчики) апробированы способы выработки у студентов социоигрового стиля деятельности на основе моделирования коммуникативных ситуаций [Корнеева 2016]. Было доказано, что театральные технологии в виде организационно-методического инструментария профессиональной подготовки студентов активизируют психофизические ресурсы личности в специально моделируемых игровых ситуациях. Культура действия и культура эмоций, их единство задают творческий стиль
самореализации в профессии. В ходе лонгитюдно-го исследования проблемы становления творческой личности средствами иностранного языка (выборка составляет 2150 человек) была выявлена совокупность педагогических условий: 1) создание на занятиях ситуаций общения на английском языке для выработки культуры действия и культуры эмоций; 2) реализация театральных технологий; 3) развитие социоигрового стиля деятельности с помощью деловых и ролевых игр, в основе которых лежит психодрама. Стиль деятельности современного специалиста в силу ее многофункциональности представляется ролевым репертуаром и техникой его проигрывания. Творческий стиль деятельности выражается импровизацией, которая поддерживается функциями творческого воображения. Театральный контекст профессиональной подготовки студентов средствами иностранного языка предполагает новую методику его преподавания. На материале анализа опыта лучших учителей английского языка г. Самары выделено главное свойство — театральность как вид словесного искусства, как средство стимулирования функций творческого выражения [Кашина 2017].
В ходе эксперимента было доказано, что театральные технологии изменяют характер направленности студентов, что выражается интересом к специфике профессии и ее особенностям; формируют готовность в социогрупповому стилю деятельности, что выражается положительной динамикой показателей в структуре творческой личности (цен-ностно-мотивационный, рефлексивный, технологический, поведенческий компоненты). Корреляционный анализ подтвердил взаимосвязь между ними при стержневом поведенческом компоненте.
Вывод
Новый концептуальный подход к решению проблемы формирования творческой личности выпускника вуза средствами иностранного языка выражается психодраматическим подходом, суть которого заключается в привлечении театральных технологий, способствующих развитию активных действий самореализации в конкурентной профессиональной среде.
Библиографический список
Кашина Е.Г. Профессиональная подготовка учителей иностранного языка средствами театральной педагогики // Стратегии современного высшего образования: монография. Сызрань: Ваш Взгляд, 2017. С. 72-86.
Кашина Е.Г. Инновационные формы повышения квалификации учителей иностранного языка / / Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 1. С. 113-116. URL: http:// journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4192.
Корнеева H.A. Социокультурный подход к профессиональной подготовке студентов — будущих переводчиков // Профессиональное образование: инновационные стратегии: сб. науч. тр. Сызрань: Ваш Взгляд, 2016. С. 118-126.
Образование в современном мире: инновационные стратегии: сб. науч. тр. Международной научно-практич. конф. (Самара, 25 февраля 2016 г.). Самара: Издательство «Самарский университет», 2016. 388 с.
Проскурякова H.A., Руднева Т.И. Функции творческого воображения студентов - будущих архитекторов // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Том 15. № 2 (4). С. 916—918. URL: http:// www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/20 13/ 2013_2_917_919.pdf.
Руднева Т.И., Храмцова А.Б. Влияние средств иностранного языка на динамику профессиональных мотивов студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 216—220. URL: http://biosamara.ru/const/ snv/ numbers/snv 17.pdf.
References
Kashina E.G. Professional'naia podgotovka uchitelei inostrannogo iazyka sredstvami teatral'noi pedagogiki [Professional training of teachers of a foreign language by means of theatrical pedagogy]. In: Strategii sovremennogo vysshego obrazovaniia: monografiia [Strategies of modern higher education: monograph]. Syzran: Vash Vzgliad, 2017, pp. 72—86 [in Russian].
Kashina E.G. Innovatsionnye formy povysheniia kvalifikatsii uchitelei inostrannogo iazyka [Innovative techniques in further training of foreign language teachers]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2016, no. 1, pp. 113—116. Available at: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4192 [in Russian].
Korneeva N.A. Sotsiokul'turnyi podkhod k professional'noi podgotovke studentov — budushchikh perevodchikov [Sociocultural approach to the professional training of students-future translators]. In: Professional'noe obrazovanie: innovatsionnye strategii: sb. nauchnykh trudov [Professional education: innovative strategies: collection of research papers]. Syzran: Vash Vzgliad, 2016, pp. 118— 126 [in Russian].
Obrazovanie v sovremennom mire: innovatsionnye strategii: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Samara, 25 fevralia 2016 g.) [Education in the modern world: innovative strategies: collection of research papers of the International research and practical conference (Samara, February 25, 2016)]. Samara: Izdatel'stvo «Samarskii universitet», 2016, 388 p. [in Russian].
Proskuryakova N.A., Rudneva T.I. Funktsii tvorcheskogo voobrazheniia studentov — budushchikh arkhitektorov [Functions of artistic imagination of students-future architects]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2013, Vol. 15, no. 2(4), pp. 916918. Available at: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/ izvestia/2013/2013_2_917_919.pdf [in Russian].
Rudneva T.I., Khramtsova A.B. Vliianie sredstv inostrannogo iazyka na dinamiku professional'nykh motivov studentov [Influence of the means of a foreign language on the dynamics of professional motives of students]. Samarskii nauchnyi vestnik [Samara Journal of Science], 2016, no. 4 (17), pp. 216-220. Available at: http:// biosamara.ru/const/snv/numbers/snv17.pdf [in Russian].