Научная статья на тему 'Функции руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по совершенствованию оценивания образовательной системы'

Функции руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по совершенствованию оценивания образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ (КОРРЕКЦИОННЫМ) ОБРАЗОВАНИЕМ / ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ / MANAGEMENT OF SPECIAL (CORRECTIONAL) FORMATION / ESTIMATION OF QUALITY OF FORMATION / FUNCTION OF THE HEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войниленко Наталия Васильевна

В статье обсуждается содержание деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по организации оценивания качества образовательной системы. Представлена модель совместной деятельности участников образовательного процесса по оцениванию образовательных объектов, как компонента системы менеджмента качества в образовательном учреждении. Сформулированы функции оценивания образовательной системы в деятельности руководителя образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войниленко Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF THE HEAD OF SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTION ON PERFECTION OF ESTIMATION OF EDUCATIONAL SYSTEM

In article the maintenance of activity of the head of special (correctional) educational institution on the organization of estimation of quality of educational system is discussed. The model of joint activity of participants of educational process on estimation of educational objects, as component of system of quality management in Educational institution is presented. Functions of estimation of educational system in activity of the head of educational institution are formulated.

Текст научной работы на тему «Функции руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по совершенствованию оценивания образовательной системы»

УДК 371.9

ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Войниленко Н.В.

В статье обсуждается содержание деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по организации оценивания качества образовательной системы. Представлена модель совместной деятельности участников образовательного процесса по оцениванию образовательных объектов, как компонента системы менеджмента качества в образовательном учреждении. Сформулированы функции оценивания образовательной системы в деятельности руководителя образовательного учреждения.

Ключевые слова: управление специальным (коррекционным) образованием, оценивание качества образования, функции руководителя.

FUNCTIONS OF THE HEAD OF SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTION ON PERFECTION OF ESTIMATION OF EDUCATIONAL SYSTEM

Voynelenko N.V.

In article the maintenance of activity of the head of special (correctional) educational institution on the organization of estimation of quality of educational system is discussed. The model of joint activity of participants of educational process on estimation of educational objects, as component of system of quality management in

educational institution is presented. Functions of estimation of educational system in activity of the head of educational institution are formulated.

Keywords: management of special (correctional) formation, estimation of quality of formation, function of the head.

В процессе модернизации системы образования России перед руководителями образовательных учреждений, педагогами, родителями обучающихся (воспитанников) отчетливо обозначилась проблема оценивания качества образования, в том числе и в связи с активно внедряемыми, ориентированными на потребителя механизмами управления качеством. В связи с этим в МС(К)ОУ школе-интернате № 11 г. Челябинска с 2004 г. проведено исследование, цель которого состояла в разработке и апробации оценочно-функциональной модели управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением. В данной статье представлены некоторые результаты проведенной опытнопоисковой работы.

Историография проблемы убедили нас в том, что «управление образовательной системой» можно понимать как воздействие на объекты, в качестве которых выступают: содержание обучения и воспитания, субъекты организации социально-педагогического воздействия, материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение, система управления. Исследовательский подход - «управление качеством» - акцентирует внимание на технологиях управления образовательными процессами через регламентацию целей и четкую фиксацию требований к результату и процедур оценивания [2; 3; 4 и др.]. Содержание научных представлений о «качестве образования» постепенно углубляется и уточняется в связи с научно-техническим прогрессом, социальными изменениями в обществе и обновлением системы образования. Исследователи фиксируют, что качество - характеристика состояния объекта, отражающая его структуру. Проблема выбора индикативных показателей, инструментария оценивания качества специальной (коррекционной) образовательной системы, до

сих пор остается нерешенной и определяется отношением участников образования к основной образовательной функции, содержание которой формируется государством, обществом и личностью. «Управление качеством коррекционного образования» - согласование действий субъектом образовательной системы по отношению к основной функции образования. Механизмом управления качеством является оценивание, под которым в менеджменте качества понимают установление соответствия процессов, результатов и условий деятельности субъектов образования ее (деятельности) основной образовательной функции.

На основе ряда работ [1; 2; 3; 4 и др.] нами уточнены принципы построения оценивания в менеджменте качества: комплексный характер оценочных процедур, когда совмещаются различные способы сбора персонифицированных и неперсонифицированных данных; объектами оценивания являются результативная, процессуальная и системная составляющие качества образовательной системы; система оценивания качества встроена в образовательный процесс на основе диагностограммы; к оцениванию подключаются обучающиеся и их родители, оснащенные соответствующими оценочными технологиями, предполагающими возможность самостоятельного выбора из серии альтернатив; обеспечение многопозиционного анализа образовательной системы через комбинирование внешних и внутренних процедур оценивания и др. Внутренняя оценка осуществляется институциональным образовательным сообществом при наличии особого рефлексивного пространства, в котором участники образования, «функционализированные» по отобранным позициям, фиксируют происходящее в реально разворачиваемой образовательной деятельности.

Организационным условием формирования оценивания образовательной системы в деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения является создание модели комплексного оценивания образовательной системы. Модель предполагает установление субъектами образования соответствия свойств образовательной системы основной образовательной функции, содержание которой определяется государством, обществом

и личностью. Предметом оценивания выступают образовательные результаты, процессы и условия. Инструментарий оценивания основывается на оценочных технологиях, предполагающих возможность самостоятельного выстраивания участниками образования путей решения выявляемых проблем через серию альтернатив. Руководитель как участник совместной деятельности иерархически организованного типа по управлению качеством образования обеспечивает согласование действий субъектов образовательной системы по отношению к основной функции образования.

Методическими условиями формирования оценивания образовательной системы в деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения являются: актуализация субъектного ресурса участников образования, позволяющая вовлечь педагогов, узких специалистов, родителей обучающихся в решение проблем оценивания качества образования [1], и повышение методической готовности занятых специалистов участвовать в процедурах оценивания качества образования; формирование методических материалов, обеспечивающих управление качеством специального (коррекционного) образования на основе его оценивания.

Научные представители об управлении как совместной деятельности иерархически организованного типа позволили содержанием деятельности руководителя С(К)ОУ рассматривать следующий состав функций:

- диагностическая функция - организации диагностики обеспеченности оценочных процедур; выявление запросов на методические материалы для оценочных процессов и готовности разрабатывать необходимые материалы; выявление форм взаимодействия участников совместной деятельности, их способности к целеообразованию и соорганизации смыслов; анализ эффективности использования научно - методических материалов и др.;

- корректирующая функция - определение состава временных творческих групп по разработке модели оценивания качества образования; обеспече-

ние разработчикам доступа к основным источникам проектирования системы оценивания качества специального (коррекционного) образования и др.;

- обучающая функция - создание условий для повышения проектировочной и квалиметрической компетентности педагогов; уточнение с участниками проектных работ теоретико-методических основ проектирования методического обеспечения оценивания; обучение участников деятельности навыкам конструктивного взаимодействия и др.;

- квалитативная функция - оценка эффективности принимаемых решений и результатов деятельности временной экспертной группы по организационному проектированию; результативности проводимых изменений;

- мотивирующая функция - привлечение участников деятельности к проектированию технических заданий с учетом наилучших стандартов; первоочередное оснащение рабочих мест субъектов управления качеством на основе оценки предоставляемых образовательных услуг; постановка целей проектирования; поиск форм и способов привлечения учащихся и их родителей к разработке критериев оценивания; отбор мер, побуждающих участников образования к использованию принятых мер решений; учет результативности деятельности и стимулирующей части оплаты труда и т.п.;

- развивающая функция - перевод взаимодействия участников образования от совместно-распределенной к совместно-последовательной и совместной формам взаимодействия; работа посредством управленческого консультирования со смыслами каждого участника совместной деятельности, сближение общих и единичных смыслов и т.п.;

- информационная функция - поставка сведений об источниках информации, о специальных средствах оценивания деятельности по апробации возможных вариантов решений поставленной задачи, о проектировочных механизмах достижения цели; о реагируемости естественных образовательных систем на те или иные воздействия в связи с научно-методическим совершенствованием оценивания в учреждении и т.п.;

- прогностическая функция - разработка программы поэтапного изменения организационной структуры школы в соответствии с представлениями о качестве специальных (коррекционных) образовательных услуг и с наличной ситуацией; выбор инструментов реструктуризации управления; разработка плана реструктуризации управления; управление максимальной адаптацией проекта к внутренней и внешней среде образовательного учреждения и т.п.

Эффективность разработанной нами модели деятельности руководителя по совершенствованию оценивания качества образовательной системы С(К)ОУ была выявлена в ходе опытно-поисковой работы.

Для получения достоверной информации был определен первоначальный уровень реализации оценивания образовательной системы школы; проведен формирующий эксперимент, в ходе которого руководителем специального (коррекционного) образовательного учреждения реализован состав преднамеренных изменений в процессы оценивания образовательной системы; проведены промежуточные и контрольный замеры состояния управляемой и управляющей систем для оценки достигнутых сдвигов в качестве образовательной системы; обработаны полученные результаты с помощью методов математической статистики, проведен их анализ.

Оценка исходного состояния результативной, процессной, системной составляющих качества осуществлялась группой экспертов из числа специалистов школы, родителей обучающихся, выпускников. Для этих целей сформированы критерии, подобран инструментарий. Методы исследования эффективности управления оцениванием качества: инструментарий итогового контроля; статистический учет посещаемости и сохранности контингента обучающихся; наград различного уровня; реестр участников конкурсных мероприятий; статистический учет официальных отзывов о деятельности учащихся; правонарушений за отчетный период; результатов участия школьников в конкурсах на знание правовых основ; в межвозрастных проектах; авторских публикаций школьников; результатов учебной деятельности; экспертная оценка поведения

школьников; методы социально-психологического измерения; регистрация количества «запущенных» в режим функционирования механизмов, обеспечивающих создание описанных условий; регистрация количества «запущенных» в режим функционирования механизмов, обеспечивающих создание описанных условий; экспертные карты для проведения оценивания учебно-методической обеспеченности; для проведения аудита соответствия и др. Итог оценки каждого параметра (подкритерия и его составляющих) - выставление балл (по 10 -балльной шкале) и определение уровня развития - от 1 (критического) до 5 (оптимального), отражающих последовательную программу роста образовательной системы С(К)ОУ.

Результаты итоговой диагностики (табл. 1), их статистической обработки с помощью Т-критерия Вилкоксона свидетельствуют об интенсивности позитивных сдвигов по всем параметрам в ходе опытно-поисковой работы.

Таблица 1

Результаты оценивания качества образовательной системы в ходе опытно-поисковой работы (в баллах)

Критерии и подкритерии 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

К1 Результативная составляющая образовательной системы 1,3 2,4 3,45 4 5,8 7,2 7,9

1.1 Функциональная грамотность обучающихся 1 2 3 4 6 8 9

1.2 Ключевые компетенции (надпредметные компетенции) обучающихся 1,3 2 3,3 4 5 5,8 6,5

1.2.1 Социальные компетенции обучающихся 1 2 3 3 5 6 8

1.2.2 Коммуникативные компетенции обучающихся 2 4 5 7 8 8 8

1.2.3 Информационные компетенции обучающихся 1 1 2 2 2 3 4

1.2.4 Интеллектуальные компетенции обучающихся 1 1 3 4 5 6 6

1.3 Обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровьесбере-жения 1 2 3 4 5 7 8

1.4 Доступность образовательных услуг 2 3 4 5 6 7 8

К2 Процессуальная составляющая образовательной системы 1 1,5 2,3 3,6 5,1 6 6,9

2.1 Компетентность педагогов 1 1,7 2 3 4,7 5,6 6,92

2.1.1 Кадровая политика и управления развитием персонала 1 2 2 3 4 6 7

2.1.2 Механизмы определения квалификационных требований к персоналу 1 1 2 3 5 6 8

2.1.3 Повышение квалификации педагогических кадров 1 2 2 3 4 5 6

2.2 Учебно-методическая обеспеченность образовательного процесса 1 1 3 5 6 7 7

К3 Системная составляющая 1,1 1,7 2,7 4,7 6,3 7,9 8,7

3.1 Качество управления образовательной системой 1 2,6 3,6 5 6,6 7,3 8,8

3.1.1 Управляемость системы 1 2 4 5 7 8 9

3.1.2 Качество управленческого персонала 1 2 3 5 6 7 9

3.1.3 Г ибкость системы управления 1 3 4 5 7 8 8

3.2 Качество распределения и использования ресурсов 1,4 1,7 2 3,4 5,4 7,4 8,4

3.2.1 Финансовые ресурсы 1 1 2 3 5 7 8

3.2.2 Материальные ресурсы 2 2 2 4 6 8 9

3.2.3 Информационные ресурсы 1 2 2 3 5 7 8

3.3 Затраты на образование и его обеспечение 1 1 3 5 6 8 7

3.4 Закупки и взаимодействие с поставщиками продуктов питания 1 1 1 5 7 9 10

3.5 Отсроченные (косвенные) эффекты деятельности ОУ 1 2,3 3,7 5,4 6,7 7,7 9,4

3.5.1 Механизмы сбора и анализа информации об отсроченных результатах 1 3 4 5 7 8 9

3.5.2 Уровень удовлетворенности выпускников, родителей 1 2 5 6 7 8 9

3.5.3 Уровень восприятия ОУ обществом 1 2 2 5 6 7 10

Итак, теоретическое изучение проблемы исследования позволило установить, что управление качеством специального (коррекционного) образования -согласование действий субъектов образовательной системы по отношению к основной функции образования, содержание которой определяется государством, обществом и личностью. Методические условия совершенствования оценивания качества образования включают: актуализацию субъектного ресурса участников образования и повышение методической готовности занятых специалистов участвовать в оценивании качества образования; формирование методических материалов, обеспечивающих управление качеством образования на основе его оценивания. С позиции системного, субъектного подходов, теории педагогических измерений содержанием ролевой позиции руководителя является исполнение им диагностической, прогностической, корректирующей, оценочной, развивающей, обучающей, мотивирующей, информационной функции по управлению обеспечением, проектированием и реализацией оценивания.

Список литературы

1. Белоусова,С.А. Психология субъектно-образующего менеджмента: методологические и теоретические основания исследования: монография. Челябинск: Образование, 2008. 282 с.

2. Звонников В.И. Педагогические измерения в управлении качеством обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2007. 46 с.

3. Ковалева Г.С. Оценка качества образования // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 150-154.

4. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования. Челябинск: ЧГПУ, 2007. 340 с.

References

1. Belousova S.A. Psihologija subektno-obrazujuwego menedzhmenta: metodologicheskie i teoreticheskie osnovanija issledovanija: monografija [Psycholo-

gy of subject-forming management: the methodological and theoretical bases of research: the monography ]. Cheljabinsk: Obrazovanie, 2008, 282 p.

2. Zvonnikov V.I. Pedagogicheskie izmerenija v upravlenii kachestvom obuchenija: Avtoref. dis. d-ra ped. Nauk [Pedagogical measurements in training quality management: the Author's abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical sciences]. M., 2007, 46 p.

3. Kovaleva G.S. Shkol'nye tehnologii, no. 5 (2006): 150-154.

4. Molchanov S.G. Teorija i praktika attestacii pedagogicheskih i rukovodjawih rabotnikov sfery obrazovanija [The theory and practice of certification pedagogical and executives of an education sphere]. Cheljabinsk: ChGPU, 2007. 340 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Войниленко Наталия Васильевна, директор

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школы-интерната № 11 г. Челябинска ул. Героев Танкограда, 21, г. Челябинск, 454074, Россия internat011 @rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Voynelenko Natalya Vaselyevna, headmaster

Municipal state-financed special educational institution of special boarding school

(the 5th type) № 11, Chelyabinsk

21, Geroev Tankograda, Chelyabinsk, 454074, Russia

internat011 @rambler. ru

Рецензент:

Белоусова С.А., доктор психологических наук, кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.