УДК 376.37
ББК Ч45 7.026.84 ГСНТИ
С. А. Белоусова Н. В. Войниленко Челябинск, Россия
i. 29.29 Код ВАК 13.00.03; 19.00.00
S. A. Belousova N. V. Vоynilenko Chelyabinsk, Russia
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
IMPROVEMENT OF REHABILITATION PROCESS ON THE BASIS OF ICT: PRACTICAL EXPERIENCE
Аннотация. Более высокие в количественном выражении, а также новые качественные результаты системы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ обеспечиваются в современной образовательной организации за счет применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако для эффективного внедрения ИКТ требуется внести ряд изменений в действующую образовательную систему. Предметом обсуждения в данной статье является опыт моделирования на основе ИКТ образовательной системы школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, а именно опыт внесения изменений в общие цели и содержание образования, в процесс проектирования учебных планов и программ, в частные цели руководства деятельностью обучаемых, в модели группирования учеников, в методы контроля и отчетность, способы оценки кор-рекционно-развивающего процесса.
Внедрение обсуждаемой модели в конкретной образовательной организации привело к переносу ряда рутинных, но масштабных по затратам функций специалистов на ИКТ;
Abstract. Application of ICTs by a modern education institution may ensure better results of the system of rehabilitation work with students with disabilities both in terms of quantity and quality of learning outcomes. However, effective introduction of ICTs needs a considerable change in the current educational system. The given article describes the experience of modeling the educational system of a boarding school for children with severe speech disorders on the basis of ICTs including the experience of introducing alterations in the general goals and content of education, in the process of designing curricula and programs, in the specific aims of management of the pupils' activity, in the models of grouping pupils, and in the methods of control, report and procedures of assessment of the rehabilitation-educational process.
The introduction of the discussed model in a concrete educational institution resulted in the transfer of a number of trivial functions that needed hard work of specialists towards ICTs; it also improved the quality of rehabilitation-educational activity in the areas where conventional practice did not obviously
к повышению качества коррекцион-но-развивающей работы на тех участках, где обычная практика явно не гарантирует нужный результат в связи с недостаточностью данных, традиционно используемых специалистами.
Ключевые слова: моделирование образовательной системы; коррекци-онный процесс; информационно-коммуникационные технологии; эффективность коррекционного процесса; логопедия; дети с нарушениями речи; тяжелые нарушения речи; школы-интернаты.
Сведения об авторе: Белоусова Светлана Анатольевна, доктор психологических наук, доцент.
Место работы: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет».
Контактная информация: 454001, риных, 129.
E-mail: [email protected].
guarantee the necessary results due to insufficiency of the data traditionally used by specialists.
Keywords: education system modeling; rehabilitation process; ICTs; effectiveness of rehabilitation process; logopedics; children with speech disorders; severe speech disorders; boarding schools.
About the author: Belousova Svet-lana Anatol'evna, Doctor of Psychology, Associate Professor.
Place of employment: Chelyabinsk State University.
Россия, Челябинск, ул. Братьев Каши-
Сведения об авторе: Войниленко Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррек-ционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска».
About the author: Voynilenko Nataliya Vasil'evna, Candidate Of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: South-Urals State Humanitarian-Pedagogical University; Municipal Budgetary Educational Institution "Chelyabinsk Special (rehabilitation) General Education Boarding-School for Children with Disabilities (severe speech disorders) № 11".
Контактная информация: 454074, Россия, г. Челябинск, ул. Героев Танко-града, 21. E-mail: [email protected].
Новые (более высокие в количественном выражении, а также новые качественные) результаты системы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ обеспечиваются в современной образовательной организации за счет применения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) [1; 3]. Однако для эффективного внедрения ИКТ требуются изменения: в общих целях и содержании образования, в процессе проектирования учебных планов и программ, в частных целях руководства деятельностью обучаемых, в модели группирования учеников, в методах контроля и отчетности, способах оценки коррекционно-развивающего процесса. В данной статье обсуждается опыт моделирования на основе ИКТ образовательной системы школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Устойчивое увеличение в общем составе обучающихся доли детей с тяжелыми нарушениями речи и сложной структурой дефекта [7]; последовательная интенсификация труда специалистов коррекционно-развивающего блока, вызывающая их перегрузки [15], с одной стороны, а с другой — стремительное развитие ИКТ коррекционно-развивающей направленности [2; 5; 6; 9; 10; 12; 13; 14 и др.], а также повышение
© Белоусова С. А., Войниленко Н. В., 2017 24
информационно-коммуникационной компетентности педагогического персонала [15] и другие тенденции становятся важными предпосылками для уточнения целей управления образовательной системой учреждения. Мультипликация данных тенденций требует формирования точного представления о возможности развития образовательной системы за счет переноса ряда рутинных, но масштабных по затратам сил и времени функций специалистов на ИКТ; поиска и освоения новых технологических возможностей для повышения качества коррекционно-развивающей работы на тех участках, где обычная практика явно не гарантирует нужный результат в связи с недостаточностью данных, традиционно используемых специалистами.
В деятельности специалистов коррекционно-развивающего блока школы-интерната нами выделены периферийные функции, а также сложные функции, требующие алгоритмизации в связи с много-уровневостью феноменов психической реальности и вытекающей отсюда многоаспектностью кор-рекционно-развивающего воздействия; разработана и внедрена система оптимизации коррекци-онно-развивающей работы с использованием ИКТ. Содержание ИКТ-элементов в коррекционно-
развивающей работе представлено в таблице. Сформированная модель образовательной системы характеризуется рядом особенностей.
Проектирование учебных планов и программ коррекционно-развивающей работы строится на основе «карты ученика» — программного продукта «Индивидуальный коррекционно-образо-вательный маршрут» (ИКОМ), применение которого отражено в содержании карты процесса «Проектирование учебных планов и программ» системы менеджмента качества [3]. ИКОМ является универсальным инструментом. Он позволяет также фиксировать направления коррекци-онной работы с детьми, оптимизируя урочное и внеурочное время; организовывать взаимодействие специалиста, педагога, родителей обучающихся. ИКОМ имеет модульную структуру. Заполнение ИКОМа не занимает много времени, но вместе с тем позволяет собирать и использовать в коррекции всю необходимую информацию об обучающихся.
В разработанные ранее программы коррекционно-развива-ющей работы учителей-логопедов и педагогов-психологов внедрены отдельные информационно-технологические элементы, в том числе:
- программно-индикаторный комплекс «Волна» — для постановки навыка дыхания, освоения техники диафрагмального дыхания (при наличии у ребенка неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения; при логоневрозе; при снижении адаптационных возможностей, наличии психоэмоциональных проблем);
- логопедические тренажеры «Специальные образовательные средства. Первые шаги» — для коррекции просодической стороны речи, формирования связной речи;
- логопедический тренажер «Дельфа-142» — для развития речевого дыхания, коррекции силы голоса, коррекции и автоматизации произношения звуков, устранения назального оттенка голоса; для работы с любыми речевыми единицами от звука до предложения;
- информационно-профилактическая программа «Сталкер» — для формирования устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в употребление наркотиков, алкоголя и табака; формирования навыков уверенного поведения в сложных ситуациях; осознания личной ответственности за свое поведение и выбор жизненного пути; для развития коммуникативных навыков и др.
Таблица. Содержание коррекционно-развивающей работы на основе информационно-
коммуникационных технологий
о я
Блоки коррекционно-развивающей работы Проблемы («узкие места»), требующие новых технологических решений Информационно-коммуникационные технологические решения
Блок входной диагностики и проектирования коррекционно- развивающего процесса Провести многофакторную диагностику речевого развития вновь принятых обучающихся Программно-аппаратный комплекс БОС научно-производственной фирмы «Амаптея»
Выявить внутреннюю скрытую картину психической реальности, в том числе зоны риска и компенсаторные возможности психики обучающихся Программно-аппаратный комплекс «Абилитон» ООО «Биосвязь», позволяющий оценить физическое состояние ребенка, регуляторные механизмы психики Программа «Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут» (ИКОМ) Комплект «Амалтея-тесты» Информационно-профилактическая программа «Сталкер» Комплекс БОС «Комфорт»
Исполнительский блок Вывести на информационно-технологическую периферию {при условии жесткого контроля качества) тренировочные функции, требующие длительного формирования поведенческих навыков (навык диафрагмального дыхания; навык снятия избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения; приемы общей мышечной и психоэмоциональной релаксации; мышечное чувство; навык координированного последовательного произвольного управления мышечным напряжением; навык прогрессивной мышечной релаксации) Программно-аппаратные комплексы БОС научно-производственной фирмы «Амаптея» Программа «Нейрокор 3.1С» Программно-аппаратный психоэмоциональный комплекс БОС ООО «Биосвязь» Программно-аппаратный логопедический комплекс ООО «Биосвязь» Комплект психопрофилактических программ «Волна», «Сталкер», «Экватор», «Комфорт», программа коррекции речевых нарушений «Мир звуков», логопедические тренажеры «Специальные образовательные средства. Первые шаги», «Дельфа-142»
о я
о
Исполнительский блок Организовать работу с проблемами, не имеющими в прошлом технологически выверенных решений, — купирование состояния СД8Г, профилактика девиаций в поведении у обучающихся с психоэмоциональными расстройствами Программно-аппаратные комплексы БОС научно-производственной фирмы «Амаптея» Программно-аппаратные комплексы БОС ООО «Биосвязь»
Организовать тренировку наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений; обеспечить точно управляемую двигательную активность для развития направленных мануальных действий при контроле моторных и предмоторных зон мозга Авторский (совместно с ФГБОУ ВО «ЧелГУ») программно-аппаратный комплекс БОС «Вгат-фитнесс», оригинальное программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр
Повысить качество, алгоритмизировать тренинги по коррекции/развитию высших психических функций Авторский (совместно с ФГБОУ ВО «ЧелГУ») программно-аппаратный комплекс БОС «Вгат-фитнесс»
Обеспечить управление переносом отработанного у обучаемого навыка саморегуляции психического состояния из «кабинета психолога» в практику повседневного поведения Авторский (совместно с ФГБОУ ВО «ЧелГУ») программно-аппаратный комплекс БОС удаленного доступа «Вгат-фитнесс»
Оптимизировать нагрузки педагогов-психологов за счет организации сбора информации о психическом состоянии Программно-аппаратный комплекс удаленного доступа «Вгат-фитнесс»
Обеспечить передачу коррекционно-развивающих функций без концептуальных потерь вновь принятым специалистам Приобретенные и авторские программно-аппаратные комплексы с соответствующим методическим обеспечением
Блок мониторинга результатов Обеспечить: полное отражение нужных сведений в речевых картах обучающихся; возможность обработки и представления полученных данных в виде, удобном разным группам пользователей (графики таблицы, гистограммы, матрицы), формирование и поддержание баз данных; надежное хранение собранной информации; экономию усилий специалистов — участников совместной деятельности Программа «Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут» (ИКОМ) Комплект «Амаптея-тесты» Программно-аппаратный комплекс «Абилитон» ООО «Биосвязь»
В коррекционно-развивающий блок адаптированной образовательной программы включены коррекционно-развивающие программы на основе биологической обратной связи (далее — БОС) — БОС-тренинги различной целевой направленности:
- коррекция вегетативных нарушений, нормализация деятельности вегетативной нервной системы (ДАС-БОС-тренинг);
- коррекция психофизического статуса обучаемого (ЭМГ-БОС-тренинг);
- обучение навыку снятия психоэмоционального психофизиологического напряжения, навыкам общей мышечной и психоэмоциональной релаксации, развитие мышечного чувства (БОС-тренинги);
- обучение саморегуляции на основе управления биоритмами функциональной активности головного мозга — ЭЭГ-БОС (БОС по параметрам биоэлектрической активности головного мозга);
- развитие навыков координированного последовательного произвольного управления мышечным напряжением, улучшение координации рук и глаз, развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно, обучение контролю над движением, тренировка точности движения (БОС-тренинг);
- купирование СДВГ, профилактика девиаций поведения у
обучающихся с психоэмоциональными расстройствами (комплекс БОС-тренингов);
- развитие высших психических процессов, обучение большому интеллектуальному усилию, высокой концентрации внимания (тренинг «Bшn-фитнесс») и др.
По всем вышеуказанным направлениям подобраны и внедрены [4; 8; 11 и др.], а также самостоятельно разработаны протоколы занятий.
В настоящее время специалистами учреждения совместно с ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» создан тренажер по развитию внимания на основе мобильной системы ЭЭГ — холтера; ведется разработка программно-аппаратного комплекса на основе биологической обратной связи с инновационными принципами удаленного доступа, индикаторами отслеживания движений испытуемого; формируются соответствующие методические комплексы.
В ходе развития информационно-технологического обеспечения образовательных процессов усовершенствованы частные цели руководства деятельностью обучаемых: в учреждении обновлен режим образовательной деятельности коррекционно-раз-вивающей направленности — на основе анализа загрузки программно-аппаратных комплексов
сформированы модели группирования учеников по принципу обеспечения охвата новым составом услуг всех нуждающихся обучающихся.
Совершенствование системы коррекционно-развивающей работы на основе ИКТ затронуло уточнение методов контроля и отчетности специалистов, способов оценки коррекционно-развивающего процесса. Выявлены «слабые места» в традиционно собираемых данных о ходе и результатах образовательного процесса коррекционно-разви-вающей направленности, осуществлена разработка/подбор критериев и показателей, формирование новых линий мониторинга. Общий подход — установление на основе применения ИКТ объективных критериев оценки эффективности коррекционно-раз-вивающих мероприятий. Так, для примера, эффективность ЭЭГ-БОС-тренинга оценивается по следующим объективным критериям (в зависимости от типа ЭЭГ на диагностическом этапе): увеличение мощности альфа-активности и альфа-индекса, устойчивость альфа-индекса в ЭЭГ. Внедряемые ИКТ создают специалисту возможности автоматической интерпретации результатов по окончании сеанса, тренинга.
Итак, уточнение модели кор-рекционного процесса на основе ИКТ потребовало ревизии тради-
ционной практики, выявления узких мест в ней; включения в карту процесса «проектирование учебных планов и программ» «карты ученика», внедрения в разработанные ранее программы коррекционной работы специалистов отдельных информационно-технологических элементов, а также освоения новых коррекци-онно-развивающих программ с использованием новейших программно-аппаратных комплексов; обновления режима образовательной деятельности в учреждении, моделирования загрузки программно-аппаратных комплексов; разработки модели охвата обучающихся новым набором услуг и др. Опыт применения ИКТ в системе коррекционно-развивающей работы свидетельствует об улучшении результативности образовательной системы по следующим стратегически важным для учреждения линиям: улучшено качество коррекцион-но-развивающей работы на тех участках, где традиционная практика не позволяет получать нужный результат; внедрены новые услуги коррекционной направленности; расширены возможности для индивидуализации образования детей с ОВЗ; повышен кадровый потенциал учреждения за счет организации методической работы над ИКТ коррекци-онно-развивающей направленности.
Литература
1. Аксюхин, А. А. Информационные технологии в образовании и науке / А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мек-шенева // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11.
2. Алмазова, О. В. Педагогические технологии в коррекции частных функциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Алмазова // Специальное образование. — 2014. — № 1.
3. Белоусова, С. А. Система менеджмента качества как инструмент управления разработкой адаптированной основной общеобразовательной программы по реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Белоусова // Специальное образование. — 2015. — № 3.
4. Баряев, А. А. Программно-аппаратный комплекс для психофизиологических исследований ПАКПФ-02. Методика проведения исследований / А. А. Баряев, Я. В. Голуб. — СПб. : РГПУ, 2009.
5. Войниленко, Н. В. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (опыт школы-интерната) / Н. В. Войниленко // Сборник Все-рос. конф. / ЧИППКРО. — Челябинск, 2015.
6. Войниленко, Н. В. Управление материально-техническими ресурсами как механизм реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации / Н. В. Вой-ниленко // Актуальные проблемы дошкольного образования : материалы Между-нар. науч. -практ. конф. — Челябинск, 2014.
7. Гамаюнова, А. Н. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. Н. Гамаю-нова, А. Е. Пискайкина // Специальное образование. — 2013. — № 4.
8. Журба, Л. Т. Клинико-генетические, УЗИ и ЭЭГ исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста : метод. рекомендации / Л. Т. Журба, О. В. Тимо-нина, Т. Н. Строганова, И. Н. Посике-ра. — М. : Минздрав РФ, 2000.
9. Зволейко, Е. В. Характеристика условий получения образования обучающимися с ограниченным возможностями здоровья (на примере задержки психического развития) / Е. В. Зволейко // Специальное образование. — 2014. — № 3.
10. Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире / О. И. Кукушкина // Дефектология. — 2006. — № 2.
11. Лютин, Д. В. Описание готовых шаблонов ДАС-БОС, ЭМГ-БОС и ЭЭГ-БОС тренинга для практического применения в коррекции психоэмоциональных расстройств : учеб.-метод. пособие / Д. В. Лютин, О. А. Садчикова, Г. Г. Аверьянов, Е. Н. Федосеева. — СПб. : БИОСВЯЗЬ : Городской психотерапевтический центр, 2005.
12. Миккоева, Н. В. Учет особых образовательных потребностей дошкольников с общим недоразвитием речи с позиций современных требований к содержанию кор-рекционной работы / Н. В. Миккоева // Специальное образование. — 2012. — № 2.
13. Сапронова, О. В. Использование компьютерных тестовых комплексов для измерений диагностической компетенции студентов по дисциплине «Дизартрия» / О. В. Сапронова // Специальное образование. — 2013. — № 1.
14. Фатихова, Л. Ф. Использование кор-рекционных возможностей компьютерных технологий на уроках биологии в коррекционной школе / Л. Ф. Фатихова, Е. Ф. Сайфутдиярова // Специальное образование. — 2017. — № 2.
15. Шумилова, Е. А. Организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности / Е. А. Шумилова, Е. В. Андреева // Вестн. Челябинск. гос. пед. ун-та. — 2016. — № 3.
References
1. Aksyukhin, A. A. Informatsionnye tekh-nologii v obrazovanii i nauke / A. A. Aksyu-khin, A. A. Vitsen, Zh. V. Meksheneva // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. — 2009. — № 11.
2. Almazova, O. V. Pedagogicheskie tekh-nologii v korrektsii chastnykh funktsional'-nykh rasstroystv u detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / O. V. Alma-zova // Spetsial'noe obrazovanie. — 2014. — № 1.
3. Belousova, S. A. Sistema menedzhmenta kachestva kak instrument upravleniya razrabotkoy adaptirovannoy osnovnoy ob-shcheobrazovatel'noy programmy po reali-zatsii FGOS NOO obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya / S. A. Belousova // Spetsial'noe obra-zovanie. — 2015. — № 3.
4. Baryaev, A. A. Programmno-apparatnyy kompleks dlya psikhofiziologicheskikh issle-dovaniy PAKPF-02. Metodika provedeniya issledovaniy / A. A. Baryaev, Ya. V. Go-lub. — SPb. : RGPU, 2009.
5. Voynilenko, N. V. Sistema usloviy reali-zatsii adaptirovannoy osnovnoy obrazova-tel'noy programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya (opyt shkoly-internata) / N. V. Voynilenko // Sbornik Vseros. konf. / ChIPPKRO. — Chelyabinsk, 2015.
6. Voynilenko, N. V. Upravlenie material'-no-tekhnicheskimi resursami kak mekhanizm realizatsii FGOS v doshkol'noy obrazova-tel'noy organizatsii / N. V. Voynilenko // Aktual'nye problemy doshkol'nogo obrazo-vaniya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Chelyabinsk, 2014.
7. Gamayunova, A. N. Osnovnye naprav-leniya psikhologo-pedagogicheskogo sopro-vozhdeniya podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya / A. N. Gama-yunova, A. E. Piskaykina // Spetsial'noe obrazovanie. — 2013. — № 4.
8. Zhurba, L. T. Kliniko-geneticheskie, UZI i EEG issledovaniya sindroma gipervoz-budimosti tsentral'noy nervnoy sistemy u detey rannego vozrasta : metod. rekomen-datsii / L. T. Zhurba, O. V. Timonina, T. N. Stroganova, I. N. Posikera. — M. : Minzdrav RF, 2000.
9. Zvoleyko, E. V. Kharakteristika usloviy polucheniya obrazovaniya obuchayushchi-misya s ogranichennym vozmozhnostyami zdorov'ya (na primere zaderzhki psikhiche-skogo razvitiya) / E. V. Zvoleyko // Spetsial'-noe obrazovanie. — 2014. — № 3.
10. Kukushkina, O. I. Ispol'zovanie informa-tsionnykh tekhnologiy v oblasti razvitiya predstavleniy o mire / O. I. Kukushkina // Defektologiya. — 2006. — № 2.
11. Lyutin, D. V. Opisanie gotovykh sha-blonov DAS-BOS, EMG-BOS i EEG-BOS treninga dlya prakticheskogo primeneniya v korrektsii psikhoemotsional'nykh rasstroystv : ucheb.-metod. posobie / D. V. Lyutin, O. A. Sadchikova, G. G. Aver'yanov, E. N. Fe-doseeva. — SPb. : BIOSVYaZ'' : Gorodskoy psikhoterapevticheskiy tsentr, 2005.
12. Mikkoeva, N. V. Uchet osobykh obrazo-vatel'nykh potrebnostey doshkol'nikov s ob-shchim nedorazvitiem rechi s pozitsiy sovre-mennykh trebovaniy k soderzhaniyu korrektsionnoy raboty / N. V. Mikkoeva // Spetsial'noe obrazovanie. — 2012. — № 2.
13. Sapronova, O. V. Ispol'zovanie kom-p'yuternykh testovykh kompleksov dlya iz-mereniy diagnosticheskoy kompetentsii stu-dentov po distsipline «Dizartriya» / O. V. Sapronova // Spetsial'noe obrazovanie. — 2013. — № 1.
14. Fatikhova, L. F. Ispol'zovanie kor-rektsionnykh vozmozhnostey komp'yuter-nykh tekhnologiy na urokakh biologii v kor-rektsionnoy shkole / L. F. Fatikhova, E. F. Say-futdiyarova // Spetsial'noe obrazovanie. — 2017. — № 2.
15. Shumilova, E. A. Organizatsionnye i so-derzhatel'nye osobennosti professional'noy sotsializatsii lichnosti / E. A. Shumilova, E. V. Andreeva // Vestn. Chelyabinsk. gos. ped. un-ta. — 2016. — № 3.