ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
УДК 378.1:33
DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.441-458
http://edumag.mrsu.ru
Функции российского университета в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики
Г. А. Резник', М. А. Курдова
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза, Россия, * [email protected]
Введение: развитие рыночных отношений, формирование инновационно-ориентированной модели российской экономики предопределяют появление новых функций в деятельности вузов, направленных на развитие и обеспечение их устойчивости. Цель статьи - определить новые функции вуза и степень влияния глобализации, научно-технических, рыночных преобразований в экономике России на функционирование высших учебных заведений, в частности, на изменение их организационно-функциональной структуры и устойчивость функционирования.
Материалы и методы: использованы методы логического анализа и синтеза, обобщения, социологических и статистических исследований: анкетный опрос, метод экспертных оценок, документальный анализ и др.
Результаты исследования: предложена авторская классификация функций высших учебных заведений, формирующихся в условиях перехода к инновационно-ориентированной модели развития экономики, которая наряду с традиционными включает подготовку инновационно-ориентированного специалиста, способного генерировать инновационные идеи, осуществлять трансфер знаний, владеть навыками предпринимательства, обеспечивать конкурентоспособность и трудоустройство выпускников. Представлен анализ результатов реализации новых функций на примере университетов Пензенского региона Российской Федерации.
Обсуждение и заключения: модернизация системы высшего образования, сопровождающаяся обновлением его содержания и функций, предполагает формирование новой национальной модели университета, отражающей особенности современного этапа социально-экономического развития страны. Учет влияния изменений в системе высшего образования, обусловивших развитие новых и трансформацию базовых функций вуза, будет способствовать совершенствованию его системы управления на основе новой организационно-функциональной структуры, а также направлению на повышение его конкурентоспособности.
Ключевые слова: университет, функция высшей школы, классификация функций, инновационно-ориентированная экономика, инновационно-ориентированный специалист, предпринимательство в вузе, трансфер знаний
Для цитирования: Резник Г. А., Курдова М. А. Функции российского университета в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 441-458. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.441-458
© Резник Г. А., Курдова М. А., 2017
Functions of Russian University During Formation of Innovation-Based Economy
G. A. Reznik*, M. A. Kurdova
Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia,
Introduction: the formation of innovation-based model of the Russian economy promotes the appearance of new functions of higher education institutions' activities aimed at sustainable development. The article analyzes various classifications of the above functions in the changed conditions of modern Russia. Materials and Methods: the authors draw on the publications by famous scientists, methods of logical analysis and synthesis, generalisation, sociological and statistical studies: a survey, expert evaluation method, documentation analysis, etc.
Results: the authors' classification of higher education institutions' functions formed during transition to innovation-oriented model of economic development for training innovation-oriented experts is presented. The aim of new approaches is to generate innovative ideas, to transfer knowledge, to foster the skills of entrepre-neurship, to ensure the competitiveness and the employability of graduates. The analysis of implementation of new functions on the example of the universities of the Penza region of the Russian Federation is made. Discussion and Conclusions: the modernisation of higher education, accompanied by update of its content and functions, involves the formation of a new national University model that reflects the specifics of modern stage of the country's socio-economic development. Therefore changes in higher education affecting the processes of functioning of higher educational institutions are revealed. The influence of rapidly changing factors in the external and internal environment led to the formation of new and transformation of basic functions of Russian universities, the effective implementation of which will contribute to improving the quality of professional training of specialists and formation of innovative potential of new economy.
Keywords: university, higher school functions, classification of functions, innovation-driven economy, innovation-oriented specialist, entrepreneurship in higher education, knowledge transfer
For citation: Reznik G.A., Kurdova M.A. Functions of Russian university during formation of innovation-based economy. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 21(3):441-458. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.441-458
Введение
В течение последних двух десятилетий в центре внимания мировой академической общественности остается дискуссия о модели функционирования университета. Традиционная функция (развитие человеческого капитала, повышение профессиональной компетентности граждан) дополняется в настоящее время реальной производственной функцией - созданием знаний как полноценного продукта, обладающего конкурентоспособностью и производственной и социальной значимостью.
Группа восьми ведущих мировых государств поставила перед университетами стратегическую задачу, определив в качестве приоритета формирование глобального инновационного общества на основе развития и интеграции трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), приводя его в соответствие с потребностями глобальной экономи-
ки, основанной на знаниях [1]. Понятие «треугольник знаний» заложено в основу концепции современного рыночно-ори-ентированного университета и отражает взаимодействие между образованием, наукой и инновациями, являющимися ключевыми факторами в развитии экономики.
Данная концепция отражена и в документах Болонского процесса, что определило процессы развития рыночных отношений в системе высшего образования России, обусловило появление принципиально новых проблем и вызовов времени: изменение статуса ряда университетов, реализацию Россией положений Болонской декларации, рост конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг, переход на систему образовательных стандартов третьего поколения и ряд других.
Модернизация системы высшего образования, сопровождающаяся обновлением его содержания и функций, пред-
полагает формирование новой национальной модели университета, которая отражает особенности современного этапа социально-экономического развития страны.
Цель статьи - выявление новых функций вуза и определение степени влияния глобализации, научно-технических, рыночных преобразований в экономике России на функционирование высших учебных заведений, в частности, на изменение их организационно-функциональной структуры и устойчивость развития.
Обзор литературы
Проблемы развития высшего образования в современном обществе, в том числе природа знаний, управление интеллектуальным капиталом, экономические аспекты производства и использования знания как хозяйственного ресурса, исследованы и широко представлены в трудах зарубежных ученых (Р. Акоффа1, П. Друкера2, Б. А. Лунд-валла3, Т. Стюарта [2], Б. Бозмана, Дж. Киркланда [3], М. Джейкоба [4], Б. Р. Кларка [5], В. Крулла [6], Ч. Эд-квиста [7] и др.). Сформировалось отдельное направление исследования под общим названием «идея университета», которое связано с изучением сущности классического университета, его целей, содержания и функций (В. Гумбольдт [8], Ю. Хабермас [9], Д. Ньюмен, К. Ясперс, Хосе Ортега-и-Гассет, Ж. Деррида [10] и др.).
В результате сформировались существенные различия в содержании идеи университета. Так, Дж. Г. Ньюмен отмечал, что «университет - место, где обучают универсальному знанию...
У того, кто весь день занят передачей уже известного, едва ли останутся время или силы для получения нового знания... Задача университета состоит в том, чтобы интеллектуальная культура стала сферой его деятельности, его задача - формирование интеллекта»4. Х. Ортега-и-Гассет считал, что первичная функция университета - овладение фундаментальными дисциплинами. Идеальный университет, где главный факультет - факультет культуры, призван знакомить студентов с культурными традициями прошлого на основе анализа конкретных исторических условий, сформировавших эти традиции. Обыкновенный человек должен стать хорошим профессионалом и совсем не обязательно для него быть ученым. Поэтому научные исследования не входят в число основных функций университета5.
К. Ясперс вслед за Гумбольдтом подчеркнул исследовательскую функцию университета. Университет - это школа, но школа особого рода. Исследования являются первейшей задачей университета. Вторая его задача - обучение, так как знание истины нужно передавать. В свою очередь, исследование и обучение обеспечивают развитие интеллектуальной культуры. Следовательно, задача университета тройственна: исследование, передача знания (образование) и культура6.
Анализ указанных работ по теме исследования показал, что:
- большинство исследователей «идеи университета», его роли и места в культуре, содержания университетского образования используют описательный, исторический подходы, эмпирически рас-
1Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования : пер. с англ. Томск, 2009. 196 с.
2DruckerP. Knowledge révolution and e-commerce [Электронный ресурс]. URL: www.theatlantic.com/ issues/99oct/9910drucker.htm.
3 Лундвалл Б. А. Высшее образование, инновации и экономическое развитие // Глобеликс-Рос-сия-2007: Развитие национальных и региональных инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни - партнерство государства, науки, образования и бизнеса (теория, проблемы, опыт и перспективы) : материалы 5-й Междунар. конф. Саратов, 2007. Т. 3. С. 40-59.
4 Идея университета / Дж. Г. Ньюмен ; пер. с англ. С. Б. Бенедиктова ; под общ. ред. М. А. Гуса-ковского. Минск : БГУ, 2006. 208 с.
5 Ортега-и-ГассетХ. Миссия университета : пер. с исп. М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 144 с.
6Ясперс К. Идея университета : пер. с нем. Минск : БГУ, 2006. 159 с.
крывают новые социокультурные условия существования университета и задаются вопросом о возможности адаптации к ним университетского образования;
- не выявлена зависимость развития университета от изменений, происходящих в системе высшего образования в ту или иную эпоху их существования;
- университет на протяжении своего становления и развития выполнял обучающую, исследовательскую, просветительскую, воспитательную, профессиональную, инновационную функции. Каждая из обозначенных функций отражает какой-либо аспект той роли, которую играет университет в социуме, выражается в специфической деятельности и требует определенных условий для ее реализации.
Исследованию проблем повышения роли университетов в экономике, основанной на знаниях, посвящены работы А. О. Грудзинского [11], Р. Г. Стронгина [12]. Активно развивают и углубляют парадигму «предпринимательского университета» и модель «тройной спирали» Г. Этцковиц, Л. Люсдорфф, Б. Мартин и их сторонники [13]. Среди современных отечественных ученых следует выделить Б. С. Гершунского7, М. Н. Руткевича8, А. Я. Савельева9, В. Г. Харчеву, В. И. Чуп-рова, Ф. Э. Шереги [14], Д. А. Новикова10 и других исследователей. Ими охвачен широкий круг проблем: реформирования и развития системы образования в новых общественных условиях, социальные аспекты обучения и дальнейшего трудоустройства молодых специалистов, состояние вузовской науки, формирование на базе вузов университетских научно-инновационных комплексов, ценностные ориентации преподавателей и студентов и др.
В научной литературе представлены различные концептуальные подходы
к классификации функций высшей школы, среди которых следует отметить как зарубежных, так и отечественных ученых: А. Н. Асаула и Б. М. Капарова, Д. А. Калугина, Л. С. Гринкруга и др. Причем у представителей различных научных направлений они существенно различаются. Так, в классификацию А. Н. Асаула и Б. М. Капарова помимо традиционных включены экономическая (заключается в подготовке специалистов для конкретных областей национальной и региональной экономики), научно-квалификационная (посредством которой осуществляется профессиональный рост профессорско-преподавательского состава, подготовка аспирантов (докторантов)), а также интеллектуальная (отражающая повышение интеллектуального уровня общества) функции (рис. 1)11.
Данная классификация объективно отражает базовые функциональные направления деятельности вуза. Очевидно, что большинство этих функций в той или иной мере реализуются абсолютным большинством высших учебных заведений в рамках национальных систем высшего образования. Однако в каждой высшей школе и в разных типах вузов осуществление этих функций имеет свои особенности и различную приоритетность. Кроме того, представленная классификация не отражает направления деятельности вуза в условиях реформирования системы высшего образования.
Представитель социологического направления Д. А. Калугина в качестве основных функций профессионального образования выделяет следующие: удовлетворение потребности личности и общества в профессиональных образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников, способных
7 Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века : учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и дополн. М. : Пед. общество России, 2002. 512 с.
8 Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи // Избранное (1965-2002) : сб. ст. М. : Гардарики, 2002. 542 с.
9 Савельев А. Я., Семушина Л. Г., Кагерманьян В. С. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе. М., 2005. 72 с.
10 Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. М : Народное образование, 2009. 452 с.
11Асаул А. Н., Капаров Б. М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. СПб. : Гуманистика, 2007. 280 с. URL: http://www.aup.ru/books/m13/3_3.htm.
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 3. 2017
обеспечить все потребности экономиче- ности общества, социализацию и про-ской и социальной сфер жизнедеятель- фессиональное определение личности12.
Р и с. 1. Классификация функций высшей школы(концешуальный подход
А. Н. Асаула и Б. М. Кашарова) F i g. 1. Classification of the higher education functions (conceptual approach by A. N. Asaul and B. M. Kaparov)
По нашему мнению, в трактовке Д. А. Калугиной функции высшего образования представлены более узко, чем этого требует анализ проблемы и не отражают всю специфику деятельности вузов. Функция высшего образования -трансляция знания и опыта в обществе -является основной, однако на современном этапе развития социокультурной системы она должна рассматриваться гораздо шире.
И. Н. Емельянова классифицирует функции университетского образования в соответствии с этапами его становления и развития (от наиболее раннего к наиболее позднему в хронологическом масштабе): просветительская, воспитательная, научно-исследовательская, об-
щеобразовательная, профессиональная [15]. Следует заметить, что указанные функции высшего образования сохраняются в вузе на любом этапе их исторического развития, однако целесообразно выделить и исследовать приоритетную функцию на каждом из этапов в соответствии с его задачами.
В классификацию функций, предложенную Л. С. Гринкругом, наряду с базовыми (образовательной или учебно-воспитательной, научно-исследовательской) включены также культу-росозидающая, которая ориентирует на воспроизводство научно-образовательных, научно-производственных и культурных отношений в обществе, и функция поддержания и развития про-
12 Гуманитарная экспертиза современного состояния системы высшего образования в России : моногр. / Э. М. Сороко [и др.]. Курск, 2014. 144 с.
фессорско-преподавательского состава вуза, приводящая к новому состоянию вуза как системы13. Согласно данной классификации, сфера деятельности вуза включает в себя только обучение, воспитание, науку, культуру и просвещение и не учитывает современные реалии деятельности вузов в условиях перехода страны на инновационный путь развития.
Рассмотренные выше классификации функций вузов имеют узкую направленность, акцент делается в основном на базовых функциях: учебной (или образовательной), научно-исследовательской, воспитательной и социальной. Они не учитывают всей специфики деятельности высшей школы в условиях новой технологической волны, глобализации социально-экономических процессов, развития цифровой экономики.
Необходимость перехода экономики России на инновационный путь развития обусловливает потребность в реформировании национальной системы высшего образования, изменения функций вузов, развитие совершенно новых функций, соответствующих задачам современного этапа развития российского образовательного пространства, необходимость исследования которых очевидна.
Материалы и методы
Методологической базой исследования послужил комплексный подход, основанный на принципе единства теории и практики и включающий современные методы социально-экономического анализа, в том числе эволюционный, системный, структурно-функциональный, сравнительный, социологических исследований. Метод сравнения позволил проанализировать теоретические и практические аспекты развития функций вузов как в России, так и за рубежом, а также опыт исследования данной проблемы. Системный подход использовался при всестороннем анализе изменений, происходящих в системе высшего образования и обусловивших
формирование новых и трансформацию базовых функций вузов.
Объектом исследования послужили высшие учебные заведения Пензенского региона (Пензенский государственный университет, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пензенский государственный технологический университет, Пензенский государственный аграрный университет и др.), а также ряд других вузов России.
В социологическом мониторинге деятельности и функций вуза приняли участие преподаватели, студенты и работодатели. Выборочная совокупность при 5-процентной ошибке выборки среди студентов составила 365 чел., профессорско-преподавательского состава -185 чел., работодателей - 400 чел.
В ходе исследования использовались материалы публикаций известных ученых, нормативно-правовые акты, методы логического анализа и синтеза, аналогий, обобщения, методы социологических и статистических исследований: анкетный опрос, экспертные оценки, документальный анализ и др.
Результаты исследования
В условиях рыночной экономики основополагающие задачи вузов по подготовке квалифицированных кадров по существу остались прежними, однако процесс модернизации высшего образования существенно изменил его содержание и функции, адаптируя их к реалиям сегодняшнего дня.
Знания и информация, переход к шестому технологическому укладу (новая технологическая волна) добавились в разряд категорий современного общества, что подтолкнуло университеты, являющиеся центрами образования, науки, культуры и просвещения, к расширению их базовых функций:
1) образовательная функция трансформировалась в функцию непрерывного образования, предполагающую
13 Гринкруг Л. С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития : моногр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/monographs/177.
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 3. 2017
систематическую подготовку и переподготовку специалистов, т. е. образование в течение всей жизни;
2) развитие научно-исследовательской функции, предусматривающей выработку нового и переосмысление существующего знания;
3) воспитательная функция - становление у студенческой молодежи мировоззрения, нравственных качеств личности, норм поведения, воспитания патриотизма и общечеловеческих ценностей в соответствии со стандартом третьего поколения - получила дальнейшее развитие и преобразована в функцию становления общекультурных компетенций;
4) социальная функция, которая состоит в ориентированности университета на потребности общества, региона и отдельных граждан.
Проиллюстрируем содержание указанных базовых функций и их трансформацию с учетом особенностей современного периода.
1. Изменения, происходящие в экономике под влиянием научно-технического прогресса, требуют от работников систематического обновления и пополнения своих знаний, а также усовершенствования практических навыков на протяжении всей жизни. Переход от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни» осуществляется в процессе выполнения вузом функции непрерывного образования на основе создания на его базе системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, начиная от довузовской подготовки до послевузовского образования и реализации программ профессиональной переподготовки.
Мировая практика, в том числе российская, свидетельствует о том, что для конкурентоспособности и высокой мобильности на рынке труда уже недостаточно только базового образования для выпускников вузов. Система непрерывного образования предусматривает подготовку многопрофильного, мобильного, конкурентоспособного специалиста, способного к быстрой адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Переход на многоуров-
невую непрерывную систему подготовки специалистов обеспечивает на каждом этапе профессионального образования достижение уровня профессиональной компетентности, востребованного экономикой. Тем самым реализуется функция непрерывного образования.
Потребность «образования в течение всей жизни» порождает необходимость устойчивых, долгосрочных, взаимовыгодных партнерских отношений вуза с субъектами рынка образовательных услуг: абитуриентами и их родителями, выпускниками средних профессиональных образовательных государственных учреждений, гражданами, желающими повысить свою квалификацию или пройти переквалификацию и др.
Результаты опроса студентов о мотивах получения дополнительного образования представлены в таблице 1.
Т а б л и ц а 1. Приоритеты получения дополнительного образования для студентов вузов Пензенского региона Т а b l e 1. Priorities of obtaining further education for students of the Penza region
Причины получения дополнительного образования / Reasons for obtaining further education
Процент ответов / Percentage
Для саморазвития / To extend personal development
Чтобы стать профессионалами своего дела / To further professional skills
Чтобы открыть свой бизнес / To set up his/her own business
Для построения успешной карьеры / To make a successful career
Чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу / To get a lucrative job
16 27 46
Основная часть опрошенных (95 %) желает получить дополнительное образование за счет средств заинтересованной организации, и только 5 % готовы сами оплатить свое обучение. Для студентов, не желающих получать дополнительное образование, главными причинами являются отсутствие времени или денег (так ответили 37 % опрошенных).
3
8
Таким образом, развитие непрерывного образования ограничивается низким уровнем платежеспособности населения, что ориентирует вузы на необходимость активизации целевой подготовки специалистов на контрактной основе в рамках сотрудничества с предприятиями.
Результаты опроса студентов пензенских вузов показали, что 81 % из них планируют получить дополнительное образование в России, 19 % - в США и Германии.
2. Реализация научно-исследовательской функции способствует подготовке квалифицированных специалистов. Обучающийся, участвуя в научной работе кафедры, факультета, вуза, попадает в особую среду, которая обеспечивает выход на новый уровень общения, поведения, ответственности, интеллектуальной культуры. Преподаватель выступает перед студентом в новой роли -ученого, исследователя, наставника и даже коллеги. В процессе выполнения исследовательских проектов и заданий студент овладевает особыми умениями: работой с научной литературой, отбором и анализом необходимой информации, формулировкой проблемы исследования, выбором методов и алгоритмов ее решения (а при необходимости - самостоятельной их разработкой), аргументированным и логичным изложением мысли в письменной и устной форме, представлением развернутых доказательств, объективной оценкой своих достижений, соотношением затраченных усилий с полученными результатами деятельности, отстаиванием личной точки зрения.
В процессе научно-исследовательской деятельности происходит формирование профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, которые непосредственно связаны с повышением его конкурентоспособности на рынке труда: системное мышление и научный взгляд на окружающий мир; способность к осознанному анализу и планированию своей деятельности; умение самостоя-
14 Университетская газета ПГУ 2017. № 1.
тельно действовать в условиях неопределенности; устойчивое стремление к самосовершенствованию - самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию; стремление к творческой самореализации. Все это свидетельствует, что научно-исследовательская деятельность способствует формированию интеллектуальной культуры студентов. В ее основу положены идеи о том, что важно не только передать студенту знания, но и обучить его приемам системного мышления, привить навыки анализа и синтеза разнообразной информации, развить у него творческие способности, сформировать умения применять усвоенные им знания в различных ситуациях, включая самостоятельную постановку задач и поиск новых способов их решения.
Данные ежегодно проводимого мониторинга выполнения государственной программы Пензенской области «Молодежь Пензенской области на 2014-2020 годы» свидетельствуют об активном участии студентов Пензенских вузов в реализации молодежных проектов, представленных на форумах <аВолга», «Таврида», «Территория смыслов на Клязьме» и др. Участие в этих форумах на грантовой основе - это не только возможность реализации творческих экспериментов и обмена опытом, но и материальная поддержка в осуществлении самых смелых идей. В то же время опросы студентов Пензенского государственного университета показали, что лишь 56,9 % респондентов участвуют или планируют участвовать в научных конкурсах, из них 52,9 % хотят стать авторами научного открытия или изобретения. Заставляет задуматься и тот факт, что 43,1 % студентов ответили «наука - это не мое»14.
3. Расширилось смысловое содержание и представление о воспитательной функции вузов, заключающейся в формировании у студенческой молодежи ряда компонентов общекультурной компетентности, которая является
основной для будущего специалиста -широкого мировоззрения, общечеловеческих ценностей, высоких нравственных качеств личности, норм поведения, чувства патриотизма. Ее формирование в становлении специалиста нового типа приобретает особую значимость. Изначально в составе базовых компетентно-стей она выступает фундаментом для профессиональной компетентности и для формирования таких качеств, как профессионализм, мастерство и др.
Происходящие в современном мире и, в том числе в российском обществе, глобальные социальные, политические и экономические изменения, а также усиление роли международных отношений, возникновение интереса к национальным корням, пробуждение национального самосознания народов актуализируют потребность в высококультурном специалисте. В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый формат студента - «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
В то же время следует отметить, что социально-экономические преобразования, осуществляемые в России, отодвинули на второй план воспитательную функцию вузов: получившие развитие различные формы студенческого самоуправления в какой-то мере развивают воспитательную функцию, однако следует признать, что в большинстве исследуемых вузов она носит формальный характер.
4. Воспитательная функция университета тесно связана с социальной функцией, которая рассматривается в рамках широкой трактовки - в ориентированности на потребности общества в целом и отдельных граждан в частности, проживающих в рамках одного тер-
риториального образования. Социальная функция университета, встроенного в жизнь определенного местного сообщества - это его активная социальная позиция в отношении своей территории и решающая стоящие перед ним задачи: подготовка специалистов для отраслей экономики, проведение конкретных научных исследований для решения актуальных территориальных проблем на основе взаимодействия с различными заинтересованными участниками и др.
Одновременно с решением основной задачи - подготовкой квалифицированных специалистов, востребованных обществом, - вузам следует формировать социально-воспитательную внутреннюю среду, в частности, создавать условия для укрепления здоровья студентов и обучения социально уязвимых групп населения.
Социальная составляющая социально-воспитательной среды вуза - это условия проживания студентов в общежитии, предоставление им санаторно-профилак-тического лечения и психологического консультирования, создание необходимых условий для обучения студентов с ограниченными возможностями, оказание материальной помощи, организация досуга. Воспитательная составляющая -это совокупность мероприятий, направленных на воспитание личности высокой культуры, отличающейся мобильностью, динамизмом и конструктивностью, а также обладающей развитым чувством ответственности.
Социально-воспитательная среда вуза во всем своем многообразии выступает как основа воспитания и социализации современного студенчества. Ее формирование и развитие с учетом множества инноваций, появившихся в сфере отечественного высшего образования, -первоочередная задача каждого вуза.
Кроме того, согласно обновленной государственной программе «Доступная среда» на 2011-2020 гг., подготовленной Министерством труда и социальной защиты, наличие в вузе условий для качественного образования инвалидов и людей с ограниченными возможностя-
ми здоровья с 2016 г. стало обязательным параметром при оценке эффективности высших учебных заведений. Это означает, что создание среды, доступной для инвалидов, становится безусловным требованием к вузам и способствует их конкурентоспособности. Вуз, не реализующий эту программу, теряет репутацию, проигрывает в борьбе за абитуриентов.
В условиях взятого Россией курса на формирование инновационной экономики перечень проанализированных в рамках нашего исследования базовых функций университета существенно расширен и дополнен принципиально новыми тенденциями, которые в современных условиях приобретают особую значимость.
Систематизируя новые ключевые направления в деятельности российских вузов современного периода, следует отметить, что они сформировались под воздействием ряда факторов внешней среды, которые нацеливают на подготовку специалистов новой формации -инновационной экономики, основанной на высокотехнологичном производстве. При этом государство выступает катализатором инновационных процессов, поддержки исследований и инновационной деятельности15. Отметим основные нормативные акты регулирования данных процессов:
- появление статусов федерального и национального исследовательского университетов;
- развитие предпринимательства в вузах16;
- государственная поддержка развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства17;
- государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры
в вузах18;
- выделение грантов Правительства Российской Федерации для поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах19.
Эти нормативно-правовые акты оказали влияние на изменения в деятельности вузов, предопределили появление новой функции - генерирования инновационных идей и подготовки инновационно-ориентированного специалиста.
Современный университет представляет собой научное сообщество, которое способно и должно генерировать новые знания, использовать их в процессе подготовки специалистов, превращать их в готовый коммерческий продукт и активно развивать инновационную деятельность.
Инновационно-ориентированный специалист независимо от получаемой специальности должен видеть роль инновации в развитии общества и науки, обладать способностью приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, в соответствии с конкретными задачами. В современных условиях каждый выпускник должен владеть навыками инновационной и предпринимательской деятельности, уметь разрабатывать бизнес-план, формировать стратегию развития, определять перспективы и эффективность принимаемых решений.
Задача подготовки инновационно-ориентированного специалиста существенно изменила содержание учебного процесса и технологии обучения студен-
15 Резник Г. А., Курдова М. А. Влияние факторов внешней среды на устойчивость вуза // Проблемы социально-экономической устойчивости региона : сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 65-72.
16 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности : ФЗ № 217 от 02.08.2009 г
17 Постановление Правительства от 9 апреля 2010 г № 218.
18 Постановление Правительства от 9 апреля 2010 г. № 219.
19 Постановление Правительства от 9 апреля 2010 г. № 220.
тов в российских вузах. Основной акцент в учебном процессе при формировании инновационного мышления в высшей школе сделан на компетентностный подход.
Результаты исследования, проведенного в ряде вузов Пензенского региона в 2016 г., свидетельствуют о том, что большая часть профессорско-преподавательского состава (27 %) пока используют традиционные формы организации учебных занятий (лекции, практические занятия), а среди инновационных методов обучения преобладает проведение учебных групповых дискуссий (15 %). При этом лишь 14 % преподавателей в своей профессиональной деятельности применяют комплекс инновационных форм и технологий обучения, в частности использование многообразных прогнозно-поисковых средств, методов моделирования, логико-математической и ситуационной формализации, делая тем самым процесс обучения и подготовки к занятиям более творческим, интересным и увлекательным, что обеспечивает заинтересованность студентов в учебном процессе и повышает качество обучения.
29 % опрошенных студентов предпочитают такую инновационную форму, применяемую в процессе обучения, как проведение тематических тренингов с получением соответствующих сертификатов по их окончании. Подобное желание связано со стремлением студентов повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, тем самым увеличив шансы на успешное трудоустройство.
В то же время лишь для 4 % опрошенных преподавателей данная форма обучения является наименее применяемой, что может быть обусловлено значительным увеличением времени на подготовку к занятиям.
Среди других инноваций, непосредственно связанных с образовательным процессом, студенты хотели бы видеть такие, как создание системы целенаправленной подготовки специалиста к работе на конкретном предприятии (36 %), развитие дистанционного образования (21), обусловленное становлением цифровой
экономики, а также создание на базе вуза предприятий, где студенты могли бы получать опыт реальной практической деятельности наряду с проведением научных исследований и разработок (12 %).
Таким образом, по мнению опрошенных студентов как непосредственных потребителей образовательных услуг вуза, от качества обучения которых зависят его престиж и конкурентоспособность, инновационная деятельность вуза должна затрагивать прежде всего формы и технологии обучения (55 %) и методы организации учебного процесса (22 %).
Важную роль в подготовке конкурентоспособных, инновационно-ориентированных специалистов и развитии у них предпринимательских инициатив играет наличие в университетах и регионе сформированной инновационной среды и таких инфраструктурных составляющих, как технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, бизнес-ангелы, центры содействия инновациям, центры кластерного развития, центры коммерциализации технологий, центры трансфера инноваций.
В настоящее время в Пензенском регионе функционируют шесть крупных государственных высших учебных заведений, в каждом из которых сформирована своя инновационная инфраструктура, определяющая развитие внутривузов-ского предпринимательства. Так, в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства создано 6 инновационных компаний (ООО «ДКМ», «АкадемМастер-Н», ООО «Инновационные технологии», ООО «Клей-Мастер», ООО «Компания «Экоресурс», ООО «КонсИТ»), основными направлениями деятельности которых являются производство уникальных архитектурно-отделочных строительных материалов; организация серийного производства органоминеральных добавок и наполнителей для строительных и отделочных материалов на основе доступного минерального сырья; организация серийного производства мелкоштучных изделий из противообледенительного бетона; производство клея, лаков, красок
и других защитных покрытий на основе полиуретановой композиции; создание и реализация инновационных продуктов в виде резиновой черепицы из отработавших резиновых шин на территории Пензенской области.
Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Курс, выбранный правительством на продолжение сотрудничества вузов с различными организациями и предприятиями региона с целью реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, обусловил развитие трансфера знаний.
Функция «трансфер знаний» состоит в содействии формированию инновационного совершенствования отечественной экономики, т. е. в активном участии вузов в становлении и развитии национальной инновационной системы. Так, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства активно взаимодействует с предприятиями-партнерами: ООО «Новотех», ООО «Композит», ООО «Интеллект-сервис», ПУ «Уни-верСтрой» и ЗАО «Экостройпроект». В рамках этого сотрудничества разрабатываются эффективные конструкции новых зданий, обеспечивающие снижение стоимости, а также применяются эффективные энергосберегающие технологии устройства ограждающих конструкций и систем отопления.
Пензенский государственный университет активно участвует в совместных инновационных проектах с предприятиями, организациями региона по созданию высокотехнологичных производств:
- в кооперации с ОАО «Рубин» осуществлялся проект «Разработка и подготовка производства телекоммуникационного оборудования, программного сетевого, прикладного и специального обеспечения для создания цифровых
сетей связи с персонализированным доступом»;
- в кооперации с ФГУП ПО «Электроприбор» - проект «Разработка устройства для исследования и анализа жидких сред и тканей биологических объектов джоульметрическим способом».
Необходимость трансфера знаний в экономику требует развития интеграции инновационной и предпринимательской деятельности. Актуальность развития предпринимательства на базе вузов сегодня является неоспоримой. Понимание того, что драйверами инновационного развития, являются студенты и выпускники вузов, приводит к тому, что в сфере образования активно проводятся различные конкурсы и выделяются гранты на разработку проектов, происходит постепенное совершенствование законодательства, направленного на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса20.
Принятый в России Федеральный закон № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. дает право вузам и НИИ создавать хозяйственные общества, в рамках которых студенты могли бы получать практический опыт реальной предпринимательской деятельности. Согласно статистическим данным, в России на начало 2017 г. на базе вузов и научных организаций зарегистрировано 2 614 хозяйственных обществ21. Однако по сравнению с 2011-2012 гг. в регистрации малых инновационных предприятий наметилась тенденция к снижению.
В Пензенской области на начало 2017 г. на базе вузов действуют 39 хозяйственных обществ (МИПов), в том числе:
20 Механизмы активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузах [Электронный ресурс] / Г. А. Резник [и др.]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43252.
21 Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы [Электронный ресурс]. URL: https://mip.extech.ru.
в Пензенском государственном университете - 16, в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства - 10, в Пензенском государственном аграрном университете - 9, в Пензенском государственном технологическом университете - 6. Безусловным лидером в области развития инновационного предпринимательства является Пензенский государственный университет, так как данный вуз является наиболее крупным учебным заведением в регионе с развитой сетью направлений подготовки специалистов.
Перспективы внутривузовского предпринимательства во многом определяются желанием и возможностями студентов и преподавателей заниматься собственным бизнесом. Как показал проведенный опрос, большинство студентов намерены вести собственный бизнес, однако лишь около 20 % респондентов вынашивают идею его создания. За 8 лет, прошедших после принятия Федерального закона закона № 217 в функционировании различных малых инновационных предприятий выявлен ряд проблем, не позволяющих заниматься собственным бизнесом и препятствующих созданию малых инновационных предприятий:
- отсутствие четкого понимания целей создания таких предприятий при вузах;
- бюрократические барьеры;
- большая загруженность профессорско-преподавательского состава;
- отсутствие стартового капитала;
- неумение разработать бизнес-план;
- низкий уровень информированности о программах поддержки предпринимателей.
Развитию инновационного предпринимательства наряду с указанными причинами препятствуют и специфические факторы, связанные с определением и защитой интеллектуальной собственности, сложностью отбора перспективных идей, отсутствием опыта работы на открытом рынке, слабым обоснованием
реализуемых проектов, коммерциализацией технологий, а также непрофессиональным управлением инновационными проектами22.
Участие студентов в создании и работе совместных малых предприятий, как на базе учебных и научных учреждений, так и других предприятий, наряду с получением теоретических знаний обеспечивает формирование компетенций, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности: умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, умение находить нестандартные способы решения проблем, стратегически мыслить.
Реализация вузами программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования в соответствии с совместным Приказом Минобразования России и Минтруда России № 2285/187 (от 24.07.2000 г.) повысила роль функции вузов по трудоустройству выпускников, которая вполне успешно реализовывалась в СССР.
Принятые в последующие годы законодательные акты Минобразования России от 16.07.2001 г. № 39-56-56ин/39-20 «О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников высшего профессионального образования» и Приказ Минобразования России от 10.06.2002 г. № 2172 «Об установке в высших учебных заведениях Российской Федерации, подведомственных Минобразованию России, информационной системы по трудоустройству и занятости выпускников вузов» способствовали росту значимости данной функции. В современных условиях она является одной из важнейших при оценке эффективности работы вузов на основе рейтинга Министерства образования и науки Российской Федерации. Данная функция возложена на Центры содействия трудоустройству выпускников, организованные при университетах, глав-
22 Мкртычян Г. А. Психологические барьеры включения научно-педагогических работников в инновационную деятельность // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования : сб. науч. тр. Вып. 3. В 2 ч. Часть 2. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 400-408.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 21, № 3. 2017
ной целью которых является обеспечение выпускников работой по специальности.
Так, созданные при вузах г. Пензы Центры практики и содействия трудоустройству выпускников в рамках сотрудничества с Центром занятости населения с целью выявления вакантных мест исследуют состояние рынка труда Пензенской области, заключают договоры о сотрудничестве и подготовке специалистов, о трудоустройстве выпускников.
На ежегодно проводимых встречах с работодателями, круглых столах, вы-
ставках дипломных проектов и ярмарках вакансий студенты получают возможность установить прямой контакт с работодателями, а в перспективе открывается реальная возможность трудоустройства.
Результаты проводимого мониторинга эффективности деятельности вузов в Пензенском регионе показали, что средний процент трудоустройства выпускников в 2015 и 2016 г. сохранялся на уровне 75 % (при пороговом значении -80 %), что соответствует значениям общероссийского тренда.
Р и с. 2. Классификация функций высших учебных заведений в условиях становления инновационно-ориентированной экономики F i g. 2. Classification of higher educational institutions' functions during evolvement of innovation-based economy
Выпускники Пензенских вузов работают в большинстве регионов России. Как показало проведенное исследование,
выпускники Пензенского государственного университета трудоустроены в 67 регионах РФ, Пензенского государствен-
ного технологического университета -в 43, Пензенского государственного университета архитектуры и строительства -в 40, Пензенского государственного аграрного университета - в 33 субъектах Российской Федерации. Наибольший интерес для молодых специалистов, как и прежде, представляет г. Москва, куда уезжают от 16 до 19 % выпускников вузов Пензенской области.
На основе проведенного исследования разработана авторская классификация функций высших учебных заведений в условиях становления инновационно-ориентированной экономики, отражающей как трансформацию базовых функций университета, так и формирование новых (рис. 2). Их реализация будет способствовать соответствию качества профессиональной подготовки специалистов международному уровню, а также повышению роли вуза в социально-экономическом развитии региона, его конкурентоустойчивости в долгосрочной перспективе.
Обсуждение и заключения
Процессы мировой глобализации, очевидная тенденция интеграции национальных систем образования в международное образовательное пространство выдвинули в число приоритетных дискуссию о модели и функциях университета, которая остается в центре внимания мировой академической общественности в течение последних двух десятилетий. Это свидетельствует о необходимости формирования концепции современного университета, отражающей взаимодействие между образованием, наукой и инновациями, являющимися ключевыми факторами в развитии общества.
В международном образовательном пространстве все большее распространение получает модель «тройной спирали» (Тпр1еНеИх), созданная в Англии и Голландии в начале XXI в. профессором Университета Ньюкасла Г. Ицко-вицем и профессором Амстердамского университета Л. Лейдесдорфом. Модель «тройной спирали» проходит дальше
линейного взаимодействия между тремя ключевыми институтами экономики знаний (власть, бизнес и университет), базируясь на трех началах:
1) усиления в инновационной экономике роли вузов во взаимосвязи с бизнесом и правительством;
2) трансформации стремления к сотрудничеству науки, бизнеса и государства в инновационный механизм, реализуемый не по инициативе государства;
3) частичном принятии на себя каждым из трех институтов дополнительных функций, характерных для других институтов.
Вузы в модели «тройной спирали» выступают в качестве точки отсчета инновационного процесса, трансфера знаний, генератора новых знаний и технологий, а также определяют инновационный потенциал государства и конкурентоспособность национальной экономики.
Университетам отводится ключевая роль «генераторов» новых знаний и передачи их непосредственно в сектор производства, определяя при этом деятельность по трансферу знаний к его ключевым функциям. Следовательно, система подготовки кадров должна быть направлена на подготовку инновационно-ориентированного специалиста.
Результаты исследований функций вузов, проводимых в течение последнего десятилетия, позволили выявить трансформацию традиционных и появление новых функций высшей школы, имеющих первостепенное значение в условиях становления инновационно-ориентированной экономики: подготовки инновационно-ориентированного специалиста и генерирования инновационных идей, функцию трансфера знаний в производственную сферу, функцию интеграции инновационной и предпринимательской деятельности, функцию трудоустройства выпускников.
Таким образом, деятельность вузов в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики сопровождается обновлением его содержания и функций, предполагает развитие новой
национальной модели университета, главной задачей которого в современных условиях является переход к качественно новому состоянию - устойчивому к изменениям во внешней среде, конкурентоспособному, новаторскому, соответствующему мировому уровню.
Полученные результаты исследования направлены на совершенствование организационно-функциональной структуры вуза и на повышение эффективности управления. Они могут быть использованы в практической управленческой деятельности руководителями вузов, а также в качестве концептуальной осно-
вы при формировании стратегии развития. Представленные в статье результаты анализа развития функций университета не являются завершенным этапом исследований в данном направлении. По мере осуществления социально-экономических преобразований в обществе и модернизации системы образования закономерным будет появление новых и развитие сформировавшихся функций. Кроме того, рассмотрение данной проблемы с точки зрения различных наук обогатит полученные результаты и придаст импульс дальнейшим исследованиям в данном направлении.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Группа восьми» об образовании // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 30-35.
2. Stewart T. A. Intellectual Capital. The new wealth of organizations. 1997. 391 p.
3. Rahm D., Kirkland J., Bozeman B. University-industry R&D collaboration in the United States, The United Kingdom, and Japan. By D. Rahm, J. Kirkland, and B. Bozeman. Kluwer Academic Publishers, 2000. 358 p. DOI: 10.1007/978-94-015-9574-2
4. Jacob M., Lundqvist M. University based innovation systems: The chalmers txperience. Goteborg, Sweden : Chalmers University of Technology, 2001. 258 p.
5. ClarkB. R. Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. London : Iau press, Published for the Iau press pergamon, 1998. URL: http://eric.ed.gov/?id=ED421938 (дата обращения: 20.02.2017).
6. Krull W. A fresh start for European science. The scientific community must take up the challenges set by EU objectives // Nature. 2002. Vol. 419. Pp. 108. DOI: 10.1038/419249a
7. Edquist Ch. System of innovations: prospectives and challenges // The Oxford handbook of innovation. Oxford University Press, 2013. С. 1-14. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199286805.003.0007
8. Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2 (22). С. 5-8.
9. Хабермас Ю. Идея университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 1994. № 4. С. 25.
10. Деррида Ж. Университет глазами его питомцев // Отечественные записки. 2003. № 6 (14). URL: http://www.strana-oz.ru/2003/6/universitet-glazami-ego-pitomcev (дата обращения: 20.02.2017).
11. Грудзинский А. О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1 (30). С. 9-20. URL: www.unn. ru/pages/e-library/publisher_db/files/50/5.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
12. Стронгин Р. Г., Максимов Г. А. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 3-14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7opyt-integratsii-obrazovaniya-i-nauki (дата обращения: 20.02.2017).
13. Гельманова З. С., Бутрин А. Г., Гарт Н. А. Предпринимательский университет, в контексте взаимодействия «тройной спирали» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7 (часть 3). С. 444-449. URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=9845 (дата обращения: 20.02.2017).
14. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г. Социальные проблемы вузовской науки // Социс. 1996. № 6. С. 76-81. URL: www.socioprognoz.ru/hta_sh/Publications/008Sheregi.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
15. Емельянова И. Н. Приоритетные функции университетского образования на различных этапах становления высшей школы // Образование и наука. 2005. № 5 (35). С. 120-130. URL: http://cyberleninka.
ru/article/n/prioritetnye-funktsii-universitetskogo-obrazovaniya-na-razlichnyh-etapah-stanovleniya-vysshey-shkoly (дата обращения: 20.02.2017).
Поступила 27.02.2017; принята к публикации 24.04.2017; опубликована онлайн 29.09.2017.
Об авторах:
Резник Галина Александровна, заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (440028, Россия, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28), доктор экономических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-4575-1812, [email protected]
Курдова Малика Агамурадовна, старший преподаватель кафедры маркетинга и экономической теории ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (440028, Россия, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7987-4672, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Резник Галина Александровна - научное руководство; разработка концептуальных подходов к исследованию; исследование базовых и новых функций высших учебных заведений в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики.
Курдова Малика Агамурадовна - обобщение и анализ аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; сбор и обработка статистических данных.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. [G8 about education]. Vyssheye obrazovaniyesegodnya = Higher Education Today. 2006; 1:30-35. (In Russ.)
2. Stewart T.A. Intellectual capital: The new wealth of organizations. New York: Doubleday; 1997.
3. Rahm D., Kirkland J., Bozeman B. University-industry R&D collaboration in the United States, The United Kingdom, and Japan. Dordrech: Kluwer Academic Publishers; 2000. DOI: 10.1007/978-94-015-9574-2
4. Jacob M., Lundqvist M. University based innovation systems: The Chalmers experience. Goteborg: Chalmers University of Technology; 2001.
5. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: Organisational pathways of transformation. London: Iau Press; 1998. Available at: http://eric.ed.gov/?id=ED421938 (accessed 20.02.2017).
6. Krull W. A fresh start for European science. The scientific community must take up the challenges set by EU objectives. Nature. 2002; 419. DOI: 10.1038/419249a
7. Edquist Ch. System of innovations: prospectives and challenges. In: The Oxford handbook of innovation. Oxford: Oxford University Press; 2013. p. 1-14. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199286805.003.0007
8. Humboldt W. [On the internal and external organisation of higher scientific institutions in Berlin]. Neprikosnovennyy zapas = Emergency Ration. 2002; 2(22):5-8.
9. Habermas J. [The idea of a university]. Vestnik vysshey shkoly = Higher Education Bulletin. 1994; 4:25. (In Russ.)
10. Derrida J. [The University through the eyes of his pupils]. Otechestvennyye zapiski = Domestic Notes. 2003; 6(14). Available at: http://www.strana-oz.ru//2003/6/universitet-glazami- ego-pitomcev (accessed 20.02.2017). (In Russ.)
11. Grudzinskiy A.O. [Strategic management of the university: From a plan to an innovative mission]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz = University management: practice and analysis. 2004; 1(30): 9-20. Available at: www.unn.ru/pages/e-library/publisher_db/files/50/5.pdf (accessed 20.02.2017). (In Russ.)
12. Strongin R.G., Maksimov G.A. [The experience of integrating education and science]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. 2005; 1:3-14. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/opyt-integratsii-obrazovaniya-i-nauki (accessed 20.02.2017). (In Russ.)
13. Gelmanova Z.S., Butrin A.G., Gart N.A. Entrepreneurial university in the context of the interaction of the "triple helix". Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy = International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016; 7-3:444-449. Available at: http://www. applied-research. ru/ru/article/view?id=9845 (accessed 20.02.2017). (In Russ.)
14. Sheregi F.E., Kharcheva V.G. [Social problems of university science]. Sotsis. 1996; 6. Available at: www.socioprognoz.ru/hta_sh/Publications/008Sheregi.pdf (accessed 20.02.2017). (In Russ.)
15. Emelyanova I.N. [Priority functions of university education at various stages of the formation of higher education]. Obrazovaniye i nauka = Education and Science. 2005; 5(35):120-130. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-funktsii-universitetskogo-obrazovaniya-na-razlichnyh-etapah-stanovleniya-vysshey-shkoly (accessed 20.02.2017). (In Russ.)
Submitted 27.02.2017; revised 24.04.2017; published online 29.09.2017.
About the authors:
Galina A. Reznik, Head of Chair of Marketing and Economic Theory, Penza State University of Architecture and Construction (28 Titov St., Penza 440028, Russia), Dr.Sci. (Economy), professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4575-1812, [email protected],
Malika A. Kurdova, Seniour Lecturer of Chair of Marketing and Economic Theory, Penza State University of Architecture and Construction (28 Titov St., Penza 440028, Russia), ORCID: http://orcid. org/0000-0001-7987-4672, [email protected]
Contribution of the authors:
Galina A. Reznik - scientific management; development of conceptual approaches to research; research of basic and new functions of higher educational institutions in forming the innovation-oriented economy.
Malika A. Kurdova - generalization and analysis of the relevant literature; collecting and processing the statistical data.
All authors have read and approved the final manuscript.