УДК 378.664.04
DOI 10.21685/2072-3016-2018-2-20
С. П. Бурланков, И. Е. Ильина, В. М. Володин, В. В. Лапочкина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАД РОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА1
Аннотация.
Актуальность и цели. В современных условиях трансформации науки и технологий как ключевой фактор развития России необходимо обеспечить экономику страны кадрами, способными противостоять «большим вызовам», однако на данном этапе ощущается дефицит специалистов высшей квалификации во многих ключевых отраслях, в том числе и в сфере обслуживания, способных как предложить новый продукт сферы продовольственного обеспечения с учетом перспектив его применения, так и разработать технологическую цепочку производства данного продукта, выстроить стратегию развития предложенного продукта как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, определить основные требования и составить план его продвижения на рынок. Целью данной статьи является выработка предложений по совершенствованию системы подготовки кадров высшей квалификации и разработка модели многопрофильной системы подготовки кадров, в том числе для сферы ресторанного бизнеса, с учетом ориентации на ключевые трудовые функции профессиональных стандартов, предложенных авторами, которые будут востребованы в ближайшей перспективе.
Материалы и методы. Материалами данного исследования являются требования к компетенциям, которые предъявляют компании при подборе сотрудников для реализации инновационных проектов, включая управление интеллектуальной собственностью, а также учебные планы и рабочие программы направлений подготовки в сфере ресторанного бизнеса. Объектом исследования являются компетенции, которыми должны обладать инновационно ориентированные кадры, востребованные предприятиями ресторанного бизнеса. В процессе исследования применялись методы анализа и сопоставления данных при оценке отечественных и зарубежных подходов к подготовке кадров высшей квалификации, а также метод индукции и дедукции, метод обобщения, логико-структурного исследования, системного анализа, приемы статистического, сравнительного анализа. В методологическом плане при форсировании модели многопрофильной системы подготовки кадров для сферы ресторанного бизнеса в рамках единой «кафедры» применялись системный и процессный (организационного проектирования) подходы.
Результаты. В статье сформирован системный подход к подготовке специалистов в области создания (проектирования) продукта и продвижения его на рынок в соответствии с потребностями предприятий, включая технико-технологическую и экономико-управленческую сферы, по направлению «Иннова-тика» (общего профиля). На основе анализа потребностей рынка труда в сфере ресторанного бизнеса в области инноватики разработан перечень профессиональных стандартов и их ключевые трудовые функции, которые должны учи-
1 Исследование выполнено в рамках государственного заказа Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 1.9544/2017/БЧ).
© 2018 Бурланков С. П., Ильина И. Е., Володин В. М., Лапочкина В. В. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/ licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
тываться при разработке образовательного стандарта по направлению «Инно-ватика» общего профиля.
Выводы. Существующая в России система высшего образования должна отвечать потребностям общества в квалифицированных инновационно ориентированных специалистах, способных творчески решать профессиональные задачи. Формированию и развитию инновационной системы в первую очередь способствуют квалифицированные кадры в области инновационной деятельности, в том числе подготовка бакалавров по направлению «Инноватика» общего профиля. Перечень профессиональных компетенций выпускника программы бакалавриата должен соответствовать содержанию обобщенных трудовых функций соответствующих профессиональных стандартов.
Ключевые слова: система высшего образования, инновационноориенти-рованные кадры, профессиональные стандарты, трудовые функции, технологическое предпринимательство, управление интеллектуальной собственностью, инновационная деятельность.
S. P. Burlankov, I. E. Il'ina, V. M. Volodin, V. V. Lapochkina
IMPROVEMENT OF THE PERSONNEL TRAINING SYSTEM IN THE CONDITIONS OF THE TECHNOLOGICAL TRANSITION
Abstract.
Background. In the current conditions of the transformation of science and technology into a key factor of Russia's development, it is necessary to provide the country's economy with personnel that are able to withstand "big challenges". However, at this stage there is a shortage of highly qualified specialists in many key industries, including in the service sector. There are no staff able to offer a new product in the sphere of food provision, taking into account the prospects of its application, and to develop a technological chain of production of this product, to build a strategy for the development of the proposed product, both in the short and long term, to determine the main requirements and plan its promotion To the market. The purpose of this article is to develop proposals for improving the system of training highly qualified personnel and developing a model of a multidisciplinary training system, including for the restaurant business, taking into account the focus on key labor functions of professional standards proposed by the authors, which will be in demand in the short term.
Materials and methods. The materials of this study are the requirements for the competencies that companies make when selecting employees for the implementation of innovative projects, including the management of intellectual property. As well as the curricula and working programs of training areas in the restaurant business. The subject of the study are the competencies that innovation-oriented personnel demanded by the restaurant business enterprises should possess. In the process of research, the methods of data analysis and comparison were used in assessing domestic and foreign approaches to the training of highly qualified personnel, as well as the method of induction and deduction, the method of generalization, logical and structural research, system analysis, and methods of statistical and comparative analysis. In the methodological plan for speeding up the model of a multidiscip-linary training system for the restaurant business within the framework of a single "department", systemic and process (organizational design) approaches were applied.
Results. The article forms an approach to training specialists in the field of creating (designing) a product and promoting it to the market in accordance with the
needs of enterprises, including technical, technological and managerial-economic spheres, in the direction of "Innovatika" (general profile). This profile provides the basis for the development of projects for the creation (design) of new products, management of intellectual property.
Conclusions. To achieve this goal, training is needed that combines all three areas (technology, technology and management) and has specialists in these fields within the framework of a unified system of organization and management (department), so that training is carried out with unified methodological and methodological approaches, and a synergetic effect is observed from this training. This approach corresponds to the approach of training specialists in the field of creating (designing) a product and promoting it to the market depending on the needs of enterprises, as well as to increase their competitive technological stability, respectively, in this model, the "restaurant" responds to a greater degree of training in the direction of "Innovation" (General Profile).
Key words: system of higher education, innovation-oriented personnel, professional standards, labor functions, technological entrepreneurship, management of intellectual property, innovation activity.
В настоящее время Россия является донором для всего мира в поставке талантливой молодежи, так как по Индексу человеческого развития в 2016 г. Россия занимает 49-е место в мире, а по Индексу конкурентоспособности (привлечения) талантов - 56-е место1. Одним из направлений повышения привлекательности российского рынка для талантливой молодежи является создание условий для развития студенческого технологического предпринимательства как индикатора востребованности экономикой, основанной на знаниях, полученных в ходе образования компетенций2. Для развития студенческого технологического предпринимательства студенты должны обладать набором компетенций, включающим навыки по разработке, созданию и внедрению (модернизации) нового продукта; управлению в области интеллектуальной собственности и инновационных проектов. При этом в условиях технологического перехода существующая в России система высшего образования должна отвечать потребностям общества в квалифицированных ин-новационноориентированных специалистах, способных творчески решать профессиональные задачи.
Качество жизни населения во многом зависит от уровня продовольственной безопасности, Россия в рейтинге «Глобальный индекс продовольственной безопасности» в 2016 г. занимает 40-е место в мире3. При этом в условиях роста мобильности и урбанизации растет потребность в услугах в области питания, в частности ресторанного бизнеса. Объем ресторанного рынка России в 2016 г. составляет 1,2 трлн руб. с выручкой 300 млн руб., при этом, по данным экспертов, ежегодный рост данного рынка составляет 20 % в год4.
1 Индекс человеческого развития. - URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_hu man_development_report.pdf (дата обращения: 16.09.2017) ; Глобальный индекс конкурентоспособности талантов. - URL: http://www.gtci2017.com/documents/GTCI_2017_web_r3.pdf (дата обращения: 16.09.2017).
2 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года : Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 // СПС «Гарант».
3 Глобальный индекс продовольственной безопасности. - URL: http://foodsecurityindex. eiu.com/ (дата обращения: 13.09.2017).
4 РБК. - URL: http://www.rbc.ru/magazine/2017/03/58a2e88f9a7947f277d0d7a6
В рамках Национальной технологической инициативы как инструмента реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года предполагается развитие нового рынка Food net - «рынка производства и реализации питательных веществ и конечных видов пищевых продуктов (персонализированных и общих, на основе традиционного сырья и его заменителей, а также сопутствующих IT-решений (например, обеспечивающие сервисы по логистике и побору индивидуального питания)»1. Для реализации данного проекта потребуется трансформация подходов к обучению, компетенциям, зафиксированным в действующих стандартах.
В России ощущается дефицит специалистов высшей квалификации, способных разработать как новый продукт с учетом перспектив его применения, так и технологическую цепочку при его производстве; выстроить стратегию его развития как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде; определить основные требования и составить план продвижения его на рынок на основе прогноза потребностей потребителей. Проблема состоит в системе образования, которая сегодня осуществляет подготовку либо механиков и технологов, в определенной степени привязанных к конкретной сфере производства или оказания услуг, либо абстрактных менеджеров и экономистов, не затрагивая подготовку на стыке этих областей. Помимо бенчмаркинга компетенций различных направлений подготовки при переходе к цифровой экономике также необходимо имплементировать навыки работы с цифровыми сервисами и системами.
Следует отметить, что данная проблема особенно актуальна сегодня, когда ведущие западные страны применили санкции в высокотехнологичных областях. В частности, данные санкции выявили зависимость нашей страны от зарубежных технологий (Россия импортирует порядка 90 % аппаратного и 60 % программного обеспечения2).
Целью данной статьи является выработка предложений по совершенствованию системы подготовки кадров высшей квалификации и разработка модели многопрофильной системы подготовки кадров, в том числе для сферы ресторанного бизнеса, с учетом ориентации на ключевые трудовые функции профессиональных стандартов, предложенных авторами, которые будут востребованы в ближайшей перспективе.
В условиях нового технологического перехода, когда цифровизация охватывает все сферы жизнедеятельности, а большие данные становятся для экономики «новой нефтью», такая компетенция, как владение цифровыми технологиями, должна стать как третий обязательный язык. Проникновение и использование новых технологий диктуют необходимость формирования такой компетенции, как управление интеллектуальной собственностью и инновациями. Именно эти компетенции плюс творческое мышление в будущем будут наиболее востребованы, в том числе в сфере ресторанного бизнеса.
Обзор литературы
В настоящее время существуют различные подходы к организации образовательного процесса. Так, Hyung Nam Kim исследует феномен блогов и теоретическую модель блога, используемую в образовательных контекстах [1].
1 НТИ. - URL: http://www.nti2035.ru/markets/foodnet
2 Росстат : официальный сайт. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.09.2017).
Многие преподаватели пытаются внедрить блог в образовательных контекстах для улучшения коммуникационной среды среди студентов и преподавателей, а также формирования новых компетенций взаимодействия. Однако неясно, почему традиционные компьютерно-опосредованные коммуникации (CMC) должны быть заменены блогами. Автор предлагает модель использования блогов в образовательном контексте, принимая во внимание теорию социально-технических систем.
В последнее десятилетие под влиянием информационных и коммуникационных технологий, частности в World Wide Web, произошли далеко идущие изменения в организации жизнедеятельности, обучения, работы и др. В частности, G. Fischer и S. Konomi рассматривают влияние беспроводных и мобильных технологий на развитие образовательных технологий в будущем [2]. Индивидуальные человеческие способности ограниченны. СМИ помогли преодолеть границы в мышлении, работе, обучении и сотрудничестве, поддерживая распределенный интеллект. Беспроводные и мобильные технологии открывают новые возможности для создания новых социально-технических систем окружающей среды, но не без потенциальных ошибок. Авторы исследуют эти возможности и ловушки с точки зрения обучения: как мобильные технологии могут влиять и изменять концептуальные рамки между планированием и действиями, контекстностью, человеческим вниманием, находя взаимосвязь между инструментами, используемыми в жизни, и инструментами, используемыми для обучения. Влияние беспроводных и мобильных технологий иллюстрируется авторскими исследовательскими проектами, которые сосредотачиваются на перемещении «вычислений с рабочего стола» на «движение малого, большого и везде». Использование этих технологий позволяет развивать у студентов компетенции по адаптации в информационном пространстве.
Проблемы образования на примере Азиатско-Тихоокеанского региона рассматривают J. C. Shin, G. Harman [3]. Авторы утверждают, что вузам необходимо ставить четкие цели интернационализации и что в отношении институционального рейтинга и вопросов об университетах мирового класса необходимо рассмотреть вопрос о необходимости социальных взносов. Полученные взносы могут быть использованы на проведение дополнительных обучающих мероприятий для студентов с целью формирования навыков, необходимых для выполнения узких задач на предприятиях, осуществляющих взнос.
Chanphirun Sam и Peter van der Sijde в своей работе изучают особенности трансформации образования в условиях акцентирования университетов на предпринимательской составляющей [4]. В течение нескольких последних десятилетий произошли коренные изменения миссии по обучению и исследованиям, сместив ориентиры на предпринимательскую составляющую и содействие социально-экономическому развитию страны.
Рост общества, основанного на знаниях, и конкурентного рынка труда как на региональном, так и на глобальном уровнях делают высшее образование важным критерием. «Высшее образование уже не роскошь; оно необходимо для выживания. Высшее образование имеет важное значение для национального социально-экономического развития» [5]. Высшее образование способствует накоплению квалифицированной рабочей силы и реагирует на
изменение рыночных потребностей в экономике, основанной на знаниях [6]. A. Welch подчеркивает важность высшего образования для того, чтобы страны могли догнать технологически передовые общества в экономике, основанной на знаниях. Высшее образование повсеместно признается в качестве ключевого элемента новой экономики знаний в XXI в. [7, 8]. Поэтому правительства и международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк и Азиатскай банк развития, рассматривают высшее образование как жизненно важный инструмент для производства высококвалифицированных специалистов.
С точки зрения П. Г. Преображенского, Т. О. Толстых и Е. В. Шкарупе-та, компетенциями, являющимися конкурентными преимуществами на рынке, выступают инновативность, компетентность, креативность, когнитив-ность. Поэтому переход от physical к digital экономике требует принципиально новых подходов не только в отраслях и производствах, но и в сферах формирования кадрового потенциала для цифровой экономики: образования, подготовки кадров, формирования и управления инновационным человеческим капиталом [9].
Одним из элементов при подготовке высококвалифицированных специалистов, по мнению В. В. Мяло, О. В. Мяло и Е. В. Демчук, является дуальное обучение. Дуальное обучение - это вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на производстве. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов и сами непосредственно принимают активное участие и в составлении учебных программ. При этой системе обучающиеся проходят практику на предприятии без отрыва от учебного процесса [10]. Данный подход активно используется в экономически развитых странах.
В своей статье Г. А. Воронова описала разработку профессиональных стандартов в сфере наноиндустриии, которые согласованы с основными образовательными программами подготовки бакалавров и магистров «Материаловедение и технологии материалов», дополнительными программами повышения квалификации инженерных кадров [11]. С нашей точки зрения, именно эта согласованность процесса образования на основе дуального обучения с потребностями конкретного рынка будет способствовать развитию высокотехнологичных секторов экономики и, соответственно, решать глобальные задачи, в том числе задачу импортозамещения.
Материалами данного исследования являются требования к компетенциям, которые предъявляют компании при подборе сотрудников для реализации инновационных проектов, включая управление интеллектуальной собственностью, а также учебные планы и рабочие программы направлений подготовки в сфере ресторанного бизнеса.
Объектом исследования являются компетенции, которыми должны обладать инновационноориентированные кадры, востребованные предприятиями, в том числе, ресторанного бизнеса.
Одним из направлений решения проблемы комплексной подготовки специалистов, в том числе, для сферы ресторанного бизнеса является изменение самого подхода подготовки в системе высшего образования, связанного с учетом необходимости удовлетворения потребностей производственных
структур. Для этого необходимо выявить, какие организационные системы в процессе производства являются основополагающими при создании нового продукта или новой услуги и, соответственно, влияют на технологическую конкурентоустойчивость предприятия. С этой целью необходимо применить инструментарий системного анализа, позволяющего на основе рассмотрения и анализа классификации систем определить центры творческой концентрации с учетом отраслевой специфики (социотехнические, технико-экономические и социально-экономические системы).
Таким образом, в процессе исследования применялись следующие методы исследования и анализа: сопоставление, метод индукции и дедукции, метод обобщения, логико-структурного исследования, системного анализа, а также специальные приемы статистического, сравнительного анализа. В методологическом плане в основе исследования нами применялся системный и процессный (организационного проектирования) подходы.
В настоящее время в России возникла необходимость в формировании инновационной системы, обеспечивающей интенсивное развитие сектора исследований и разработок, его взаимодействие с отечественным и зарубежным предпринимательским сектором; сближении с глобальной инновационной системой и технологической модернизации экономики страны. Формированию и развитию инновационной системы в первую очередь способствуют квалифицированные кадры в области инновационной деятельности.
В последнее время в России на рынке труда появился повышенный спрос на вакансии в сфере инновационной деятельности и управления интеллектуальной собственностью. Исследование востребованных на рынке труда России специальностей в области инновационной деятельности и управления интеллектуальной собственностью позволило выявить наиболее востребованные основные обязанности и требования, предъявляемые к компетенциям соискателей (табл. 1).
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что такие специалисты, как руководитель инновационных проектов, юрисконсульт в области интеллектуальной собственности, патентный поверенный, специалист по интеллектуальной собственности, востребованы во всех отраслях экономики с учетом отраслевой специфики. Так, например, руководитель инновационных проектов в области ресторанного бизнеса должен обладать творческими компетенциями, хорошо знать производственную цепочку, включая потребности в технологическом оборудовании, особенности технологического процесса ресторанного дела и управления им.
Производственная система ресторанного бизнеса в качестве важнейших составляющих (подсистем) включает социотехнические, технико-экономические и социально-экономические системы, которые, в свою очередь, состоят из подсистем. Так, например, социотехническая подсистема включает систему технической подготовки производства и т.д.
Используя сквозную логику модели производственной системы, следует выстраивать модель системы подготовки в вузах. Для того чтобы система образования была адекватна потребностям рынка, необходима подготовка, совмещающая знания о функционировании существующих систем организации (синергетичекий эффект). Предлагаемая модель многопрофильной технико-экономической системы подготовки кадров для сферы ресторанного бизнеса представлена на рис. 1.
00 м
Таблица 1
те
тз
-ч
о
о
те
П>
о. §
<5" о
-ч П>
о'
3
Наиболее востребованные на рынке труда РФ специальности в области инновационной деятельности и управления интеллектуальной собственностью
Специальность
1
Руководитель
инновационных
проектов
Обязанности
- Обеспечение роста капитализации компании за счет увеличения стоимости нематериальных активов.
- Разработка стратегии по интеллектуальной собственности, направленной на инновационное развитие компании.
- Создание системы управления интеллектуальной собственностью, включая процессы планирования, создания, управления, стимулирования и т.д.
- Руководство деятельностью компании по обороту объектов интеллектуальной собственности на всех рынках присутствия компании.
- Организация и обеспечение эффективного функционирования процессов планирования и реализации инновационных проектов, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
- Формирование портфеля инновационных проектов согласно инновационной политике и стратегическим целям компании.
- Управление инвестиционными (инновационными) проектами и НИОКР: согласование технических условий реализации проекта, технических заданий, формирование стоимости и сроков проекта.
- Разработка бизнес-моделей и финансовых планов инновационных проектов; формирование ТЭО и бизнес-планов инвестиционных (инновационных;) проектов в сфере высоких технологий.
- Подготовка презентаций инновационных проектов.
- Разработка нормативных и рабочих документов (инструкций, регламентов); выявление проблемных участков процессов по управлению инновационной деятельностью, внесение предложений и рекомендаций по их устранению.
- Проведение/контроль закупочных процедур (инвестиционные (инновационные) проекты) и контроль заключения договоров с подрядными организациями.
- Курирование договоров (организация/контроль приемки выполненных работ
и отчетности, подписания первичных отчетных документов, оплаты выполненных работ).
- Проведение финансового бенчмаркинга компаний дивизиона с крупнейшими зарубежными инжиниринговыми компаниями.
- Мониторинг положения компании на мировом патентном рынке.
- Проведение аудита РИД.
- Проведение патентных исследований
Требования
- Высшее образование (экономическое/юридическое/техническое).
- Опыт работы по профилю деятельности компании свыше пяти лет.
- Успешный подтвержденный опыт руководства данным направлением в крупной компании.
- Знание отраслевых регламентов по направлению деятельности (ЕОСЗ, договорная, закупочная деятельность, формирование бюджета и отчетности).
- Знание современных методов организации проектных команд при реализации инновационных проектов, выполнении научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ.
- Умение планировать, организовывать и контролировать ход выполнения инновационных проектов, научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в соответствии с международными стандартами управления проектами.
- Знание отраслевых документов, регламентирующих инновационную деятельность.
- Свободный английский язык
5
<»
те
о
3 §
<»
о;
0
Е
§
■с те о\
1 О" й (и
0 <»
те о, те
1 с Сс
О <»
§ N
о *
с Сс 43 те
со С
0
1
On
о о
m о
fo'
о П> 1/1
гп о
о о
Продолжение табл. 1
Юрисконсульт (ИС)
- Экспертиза прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, защита прав работодателя на служебные изобретения.
- Разработка предложений и участие в выработке стратегии и механизма защиты правообладателей и пользователей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
- Проведение юридического аудита документации, переписки по вопросам интеллектуальной собственности.
- Ведение договорной работы в рамках защиты ИС: составление договоров
о распоряжении исключительным правом и регистрация договоров в Роспатенте.
- Проведение поисков по базам данных зарегистрированных объектов И С по запросам бизнес-подразделений компании, подготовка рекомендаций по регистрации и использованию новых объектов ИС, правовая поддержка маркетинговых проектов в части соблюдения законодательства о защите ИС.
- Работа по устранению нарушений прав на объекты ИС компании.
- Работа по включению товарных знаков компании в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
- Поддержание и защита существующих регистрации на объекты интеллектуальной собственности: разработка стратегии защиты, контроль и своевременное продление сроков действия регистрации объектов ИС в России и за рубежом.
- Регистрация новых объектов ИС в России и за рубежом.
- Ведение реестра объектов интеллектуальной собственности компании.
- Судебная и претензионная работа: досудебное урегулирование споров, претензионная работа, представительство в суде.
- Взаимодействие с Роспатентом по вопросам ИС компании, взаимодействие с патентными поверенными за рубежом.
- Консультирование сотрудников по правовым вопросам в сфере ИС
- Высшее юридическое образование.
- Знание гражданского, корпоративного права.
- Знание российского и международного патентных законодательств, методических и нормативных документов по созданию, правовой защите и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
- Знание процедуры получения правовой охраны РИД и товарных знаков в РФ и целевых зарубежных странах,
принципов формирования 1Р-поргфолио, методических подходов к организации процессов выявления РИД по результатам НИОКР, средств и методов правового регулирования процессов создания и использования РИД, а также распоряжения правами на РИД, средств и методов обеспечения правовой охраны секретов производства (ноу-хау).
- Опыт проведения патентных исследований, патентного поиска по российским и международным патентным базам (база ФИПС, Patentscope, Esp@cenet, USPTO, LexixNexis).
- Статус патентного поверенного.
- Владение английским языком не ниже Intermediate.
- Навыки составления юридических документов.
- Свободное владение ПК, в том числе справочно-правовыми системами.
- Опыт работы в области интеллектуальной собственности, интеллектуального права не менее трех лет
ю Nj
-21 Nj
о l-i 00
о о\
п>
0
3 <»
п>
1 I О"
I Q
с
О) *
0
1
о
00 LO
с Q
00
Окончание табл. 1
п>
тз
-ч
о
о П> П>
Q.
3' $
§
<5"
Q -ч П>
о'
3
Патентный поверенный
Специалист
по интеллектуальной
собственности
- Предоставление юридической консультации по охране и защите объектов интеллектуальной собственности.
- Поддержание контура защиты интеллектуальной собственности компании в РФ и за рубежом.
- Претензионная работа и споры.
- Подготовка и подача заявок на регистрацию товарных знаков и промышленных образцов, ведение корреспонденции с Роспатентом.
- Проведение патентного поиска и анализ изобретений на новизну в целях определения патентоспособности и патентной охраны.
- Проведение исследования объектов интеллектуальной собственности на патентную чистоту.
- Осуществление правовой охраны изобретений, полезных моделей, товарных знаков.
- Работа с электронными базами данных Федеральной службы
по интеллектуальной собственности и другими поисковыми программами.
- Международное патентование, подготовка заявок РСТ, подача и делопроизводство
- Проведение патентных исследований, написание отчетов о патентных исследованиях.
- Проведение патентных поисков по российским и иностранным базам.
- Проведение оценки РИД на предмет коммерческого потенциала, необходимости и оптимальной формы правовой охраны.
- Подготовка, оформление, подача и сопровождение заявочных материалов на патентование.
- Организация и ведение делопроизводства по российским и международным заявкам и выданным патентам/свидетельствам с Роспатентом и международными патентными ведомствами.
- Разработка и контроль эффективности применения нормативных актов в части создания, охраны и использования РИД.
- Осуществление подбора патентно-информационных материалов по запросам подразделений компании с использованием баз данных российских и зарубежных патентных ведомств.
- Ведение переписки с клиентами, ФИПС и зарубежными поверенными.
- Участие в разработке предложений по приобретению прав на РИД третьих лиц.
- Оценка патентных и иных рисков в области интеллектуальной собственности, разработка предложения по минимизации рисков нарушения прав на РИД третьих лиц.
- Ведение работы по отслеживанию сроков действия и поддержанию в силе патентов компании.
- Поддержание в актуальном состоянии базы результатов интеллектуальной деятельности
- Высшее образование (юридическое).
- Знание российского законодательства и правоприменительной практики в области оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в России и за рубежом.
- Ориентирование в судебной практике и практике ФАС по делам об ИС.
- Опыт работы в проведении патентных поисков на патентную частоту.
- Знание и опыт применения административных регламентов Роспатента.
- Опыт работы в ФИПС.
- Квалификация патентного поверенного
- Высшее образование, опыт работы от трех лет.
- Знание нормативной базы по вопросам подачи международных заявок.
- Знание российского законодательства по изобретениям и полезным моделям.
- Статус патентного поверенного.
- Опыт ведения документооборота.
- Опыт проведения патентных исследований, патентного поиска по российским и международным патентным базам (база ФИПС, Patentscope, Esp@cenet, USPTO, Lexix Nexis).
- Опыт проведения оценки РИД на предмет коммерческого потенциала.
- Английский язык - не ниже Intermediate.
- Уверенный пользователь ПК
5
<»
п> о
3 §
<»
о;
0
S §
■с п> о\
1 О" й (U
Q <»
П> О, П> I С Сс
О <»
§ N
о *
с Сс 43 п> со С
0
1
Профессорско-преподавательский состав в области подготовки различных систем ресторанного бизнеса / Teaching staff in the preparation of various restaurant business systems
Ж
Ж
ж
Социотехническая система / Socio-technical system
Технико-экономическая система / Technical and economic system
Социально-экономическая система / Socio-economic system
Направления подготовки кафедры ресторанного бизнеса / Areas of training chair of restaurant business
Направление «Технологические машины и оборудование», профиль «Машины
и аппараты для предприятий ресторанного бизнеса и пищевых производств» / Direction "Technological machines and equipment", profile "Machines and devices for the enterprises of restaurant business and food production "
Направление «Технология продуктов питания», профиль «Технология и организация ресторанного дела» /Direction "Food technology", profile "Technology and organization of restaurant business "
Í
«
Направление «Инноватика», профиль «Общий профиль» /
The direction of "Innovation ", profile "General Profile "
Направление подготовки «Менеджмент», профиль «Менеджмент на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса» / Direction of preparation "Management", profile "Management
in the enterprises of restaurant and hotel business "
Рис. 1. Модель многопрофильной системы подготовки кадров для сферы ресторанного бизнеса в рамках единой «кафедры»
Данная модель включает подготовку по направлению «Инноватика» (общего профиля) для сферы ресторанного бизнеса. В данном профиле подготовки бакалавров заложены основы подготовки в области создания (проектирования) продукта и продвижения его на рынок в соответствии с потребностями предприятий, а также с целью повышения их конкурентной технологической устойчивости. При этом направление «Инноватика» отвечает вызовам, стоящим перед формирующимся новым рынком НТИ Food net, и направлено на обеспечение повышения качества жизни населения.
Специалисты, осуществляющие подготовку по данному профилю, помимо теоретических знаний также должны обладать умением проектирования и навыками управления интеллектуальной собственностью, что позволит им стать проводниками на основе института менторства для студентов в технологическую сферу и «создателями» новых инновационных проектов в рамках реализации такого инструмента, как студенческое технологическое предпринимательство.
В ходе исследования дисциплин по основным технико-экономическим профилям, по которым осуществляется подготовка на кафедре ресторанного бизнеса (направление «Технологические машины и оборудование», профиль «Машины и аппараты для предприятий ресторанного бизнеса и пищевых производств»; направление «Технология продуктов питания», профиль «Технология и организация ресторанного дела»; направление подготовки «Менеджмент», профиль «Менеджмент на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса»), разработан перечень дисциплин направления «Инноватика»
общего профиля для сферы ресторанного бизнеса, включающего как дисциплины интегрируемых направлений, так и дополнительные - по управлению интеллектуальной собственностью и инновационным проектом на всех стадиях жизненного цикла. При осуществлении подготовки по направлению «Инноватика» (общего профиля) на базе перечисленных выше профилей подготовки перечень профессиональных компетенций выпускника программы бакалавриата должен соответствовать содержанию обобщенных трудовых функций соответствующих профессиональных стандартов.
Направление «Инноватика» должно присутствовать не только в сфере ресторанного бизнеса, но и в других образовательных отраслевых направлениях.
В связи с принятием Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации возникла необходимость в формировании инновационной системы, обеспечивающей интенсивное развитие сектора исследований и разработок, его взаимодействие с отечественным и зарубежным предпринимательским сектором; сближении с глобальной инновационной системой и технологической модернизации экономики страны. Формированию и развитию инновационной системы в первую очередь способствуют квалифицированные кадры в области инновационной деятельности, в том числе подготовка бакалавров по направлению «Инноватика» общего профиля. При подготовке кадров по данному направлению необходимо ориентироваться на трудовые функции, которые отвечают современным вызовам рынка труда в области инноватики. По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в ближайшем будущем будут востребованы специалисты в области инновационной деятельности с акцентом на творческую составляющую и обязательным обладанием компетенциями в области интеллектуальной собственности. Системный подход к решению данного вопроса предполагает, в том числе, актуализацию существующих профессиональных стандартов и разработку новых (специалист по управлению интеллектуальной собственностью и трансфером технологий, специалист по оценке интеллектуальной собственности), которые должны быть учтены при подготовке специалистов в высшей школе.
Альтернативным способом может являться разработка профессиональных стандартов, соответствующих каждому жизненному циклу (ЖЦ) инновационной продукции, ключевые трудовые функции которых также должны быть учтены при подготовке специалистов в высшей школе:
1. Первый этап ЖЦ инновационной продукции (предварительное исследование и создание идеи инновационного продукта):
- Инновационный менеджер / специалист по оценке продуктов инновационной деятельности. Ключевые трудовые функции:
- маркетинговое исследование рынка с целью выявления потребности населения в новых продуктах, услугах, материалах, высоких технологиях;
- предварительный расчет объема потребностей в инновационном продукте;
- поиск (или создание) и анализ инновационных идей, соответствующих потребностям населения.
2. Второй этап ЖЦ инновационной продукции (разработка и производство инновационного продукта):
- Инновационный инженер / специалист по управлению инновационными проектами (продуктами) / специалист по управлению отраслевыми инновациями. Ключевые трудовые функции [12]:
- проведение всестороннего экспертного анализа ИП с привлечением специалистов предприятия, ответственных за внедрение инноваций;
- определение необходимости в дополнительных прикладных научных исследованиях и, при ее наличии, оформление соответствующего задания на НИР;
- проведение предварительной проверки изобретательских решений на патентную чистоту, разработка стратегии патентной защиты нового изделия и осуществление патентования;
- анализ требований к новому изделию со стороны отраслевых, национальных и международных стандартов, других нормативных документов, а также требований потенциальных заказчиков или потребителей.
3. Третий этап ЖЦ инновационной продукции (коммерциализация):
- Инновационный брокер / специалист по коммерциализации продуктов инновационной деятельности и трансферу технологий. Ключевые трудовые функции:
- оценка или тестирование инновационного продукта перед выходом на рынок;
- анализ потенциальных направлений трансфера ИП и ее реализация;
- документальное сопровождение продукции при осуществлении сделки или внедрения в хозяйственный оборот;
- разработка ценовой политики реализации инновационного продукта.
Ориентация на указанные выше трудовые функции позволит готовить
специалистов, способных творчески решать поставленные производственные задачи и обеспечивать тем самым развитие новых высокотехнологичных рынков.
Библиографический список
1. Hyung Nam Kim. The phenomenon of blogs and theoretical model of blog use in educational contexts / Hyung Nam Kim // Computers & Education. - 2008. - Vol. 51. -P. 1342-1352. - DOI 10.1016/j.compedu.2007.12.005.
2. Fischer, G. Innovative socio-technical environments in support of distributed intelligence and lifelong learning / G. Fischer, S. Konomi. - DOI 10.1111/j.1365-2729.2007. 00238.x.
3. Shin, J. C. New challenges for higher education: global and Asia-Pacific perspectives / J. C. Shin, G. Harman // Asia Pacific Education Review. - 2009. - Vol. 10, iss. 1. -P. 1-13. - DOI 10.1007/s12564-009-9011-6.
4. Chanphirun Sam. Understanding the concept of the entrepreneurial university from the perspective of higher education models / Chanphirun Sam, Peter van der Sijde. -DOI 10.1007/s10734-014-9750-0.
5. Task Force on Higher Education and Society // Higher education in developing countries: Peril and promise. - Washington : The International Bank for Reconstruction and Development/THE WORLD BANK, 2000.
6. Enders, J. Higher education and labor market / J. Enders // Higher Education -Society Enschede. - The Netherlands : University of Twente, 2010.
7. Welch, A. Higher education in Southeast Asia: Blurring borders, changing balance / A. Welch. - New York : Routledge, 2011.
8. Molly N. N. Lee. Higher Education in Southeast Asia: Blurring Borders, Changing Balance / Molly N. N. Lee // Comparative education review. - 2011. - Vol. 57, iss. 1. -P. 173-175.
9. Преображенский, Б. Г. Формирование современных исследовательских компетенций в условиях российской цифровизации / Б. Г. Преображенский, Т. О. Толстых, Е. В. Шкарупета // Регион: системы, экономика, управление. -2017. - № 3 (38). - С. 65-74.
10. Мяло, В. В. Совершенствование элементов дуального образования в системе подготовки инженерных кадров на факультете технического сервиса в АПК / В. В. Мяло, О. В. Мяло, Е. В. Демчук // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - № S3. - С. 11.
11. Воронова, Г. А. Разработка профессиональных стандартов и согласование содержания профессиональных стандартов и образовательных программ / Г. А. Воронова // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 595-597.
12. Левков, К. Л. Инновационный процесс и инновационный инженер / К. Л. Лев-ков, О. Л. Фиговский // Инженерный вестник Дона : электронный научный журнал. - 2012. - № 2.
References
1. Computers & Education. 2008, vol. 51, pp. 1342-1352. DOI 10.1016/j.compedu.2007. 12.005.
2. Fischer G., Konomi S. Innovative socio-technical environments in support of distributed intelligence and lifelong learning. DOI 10.1111/j.1365-2729.2007.00238.x.
3. Shin J. C., Harman G. Asia Pacific Education Review. 2009, vol. 10, iss. 1, pp. 1-13. DOI 10.1007/s12564-009-9011-6.
4. Chanphirun Sam., Peter van der Sijde Understanding the concept of the entrepreneurial university from the perspective of higher education models. DOI 10.1007/s10734-014-9750-0.
5. Higher education in developing countries: Peril and promise. Washington: The International Bank for Reconstruction and Development/THE WORLD BANK, 2000.
6. Enders J. Higher Education - Society Enschede. The Netherlands: University of Twente, 2010.
7. Welch A. Higher education in Southeast Asia: Blurring borders, changing balance. New York: Routledge, 2011.
8. Molly N. N. Lee. Comparative education review. 2011, vol. 57, iss. 1, pp. 173-175.
9. Preobrazhenskiy B. G., Tolstykh T. O., Shkarupeta E. V. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie [Region: systems, economics, management]. 2017, no. 3 (38), pp. 65-74.
10. Myalo V. V., Myalo O. V., Demchuk E. V. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU [Electronic scientific and methodical journal of Omsk State Agrarian University]. 2017, no. S3, p. 11.
11. Voronova G. A. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2015, no. 10, pp. 595-597.
12. Levkov K. L., Figovskiy O. L. Inzhenernyy vestnik Dona: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Engineering bulletin of the Don: electronic scientific journal]. 2012, no. 2.
Бурланков Степан Петрович доктор экономических наук, профессор, кафедра ресторанного бизнеса, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36)
E-mail: [email protected]
Burlankov Stepan Petrovich Doctor of economic sciences, professor, department of restaurant business, Plehanov Russian University of Economics (36 Stremyanniy lane, Moscow, Russia)
Ильина Ирина Евгеньевна доктор экономических наук, доцент, заведующий отделом анализа и прогноза развития научно-технологического комплекса, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Россия, г. Москва, ул. Земляной вал, 50а, стр. 6)
E-mail: [email protected]
Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Лапочкина Виктория Владимировна
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, отдел анализа и прогноза развития научно-технологического комплекса, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Россия, г. Москва, ул. Земляной вал, 50а, стр. 6)
E-mail: [email protected]
Il'ina Irina Evgen'evna Doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of analysis and forecast of the development of scientific and technological complex, Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology (building 6, 50a Zemlyanoi val street, Moscow, Russia)
Volodin Viktor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, department of management, dean of the faculty of economics and management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Lapochkina Viktoriya Vladimirovna Candidate of economic sciences, senior researcher, department of analysis and forecast of the development of scientific and technological complex, Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology (building 6, 50a Zemlyanoi val street, Moscow, Russia)
УДК 378.664.04 Бурланков, С. П.
Совершенствование системы подготовки кадров в условиях технологического перехода / С. П. Бурланков, И. Е. Ильина, В. М. Володин, В. В. Лапочкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 2 (46). - С. 175-189. - Б01 10.21685/20723016-2018-2-20.