УДК 332.1:658.01 ББК 65.9(2) Б-58
Бжассо Анзаур Асланбиевич, преподаватель, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», e-mail: [email protected].
ФУНКЦИИ КОГНИТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
(рецензирована)
В статье исследован механизм кризис менеджмента в региональной экономике современной России на основе использования когнитивных инструментов, востребованный в условиях развития пространственной конкуренции. Определены функции данных инструментов, в соответствии с условиями на мезоуровне экономики. Раскрыты основные функции когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономикой.
Ключевые слова: когнитивные инструменты, развитие, мезоуровень, функции, кризис, концепция.
Bzhasso Anzaur Aslanbievich, lecturer of FSBEIHPE "Kuban State Technological University", email: [email protected].
FUNCTIONS OF COGNITIVE TOOLS OF CRISIS MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMY (reviewed)
The article investigates the mechanism of crisis management in the regional economy of modern Russia through the use of cognitive tools that are in demand in the conditions of development of spatial competition.
The functions of these instruments, in accordance with the conditions on the meso-level of the economy have been defined.
The main functions of cognitive tools of crisis management of the regional economy have been revealed.
Keywords: cognitive tools, development, meso-level, functions, crisis, concept.
Необходимость углубленного исследования функциональных возможностей когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономикой в условиях современной России обусловлена совокупностью объективных обстоятельств. Определим их.
Во-первых, исчерпание возможностей прежней модели роста, связанное с ним замедление региональных экономик, результаты которого были усилены введением внешних санкций в адрес России, обусловливают формирование кризисных условий хозяйствования на мезоуровне организации хозяйственных отношений, что, в свою очередь, инициирует потребность в создании соответствующих инструментов антикризисного управления. Развертывание кризисной ситуации в условиях ускорения постиндустриальных преобразований и переплетения процессов глобальной интеграции и локализации экономических отношений обусловливает, как особые требования к инструментам антикризисного управления региональной экономикой, так и новые возможности их формирования, что необходимо принимать во внимание [1].
Во-вторых, становление экономики знаний формирует повышенный спрос на когнитивные инструменты управления, функциональные возможности которых только начинают раскрываться. Принципиальной особенностью указанных инструментов выступает наличие у них возможностей продуцирования элементов нового знания, что дополнительно востребовано в кризисных условиях, где управление постоянно сталкивается с качественно новыми феноменами, требующими осмысления, быстрой и адекватной реакции. В частности, опыт антикризисного управления на мезоуровне, полученный в условиях глобальной рецессии 2008-2009 гг., свидетельствует о том, что в данном процессе остро необходимы когнитивные инструменты оценки критических состояний, изменения курса развития региональной экономики, углубленного контроля и прогнозирования [2].
В-третьих, при предложении когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономикой необходимо учитывать опыт, накопленный на иных направлениях современной экономической науки - в стратегическом управлении, контроллинге, прогнозировании и др. Созданные здесь инструменты обладают широкими познавательными и оперативными возможностями, что
позволяет успешно реализовать их при условии адаптации к специфическим условиям формирования и развития кризисных ситуаций на мезоуровне экономики современной России.
Для определения ключевых задач данного процесса используем познавательные возможности следующей логической цепочки категорий: «основные потребности развития антикризисного управления на мезоуровне - институциональные условия, необходимые для удовлетворения этих потребностей - инструменты, востребованные для их удовлетворения - ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой» (табл. 1).
Обобщение результатов анализа, представленных в табл. 1, позволяет определить ключевые задачи антикризисного управления региональной экономикой современной России: осуществление регулярного мониторинга региональной экономики с целью своевременной оценки кризисных факторов; системная организация антикризисного управления на мезоуровне, обеспечение достаточной ресурсной базы и адекватного инструментального комплекса данного процесса; своевременное изменение способа движения региональной экономики в соответствии с характером, глубиной и длительностью кризиса; институциональное упорядочивание антикризисного управления через систему норм, контрактов, статусов, форм поведения субъектов данного процесса; создание механизма контроля результатов антикризисного управления [3].
Для современного этапа развития антикризисного управления региональной экономикой характерно ускорение постиндустриальных преобразований, в ходе которого в хозяйственном пространстве возникают зоны новой (когнитивной) экономики, где создание стоимости переплетено с извлечением нового знания. Указанное обстоятельство обусловливает потребность в применении специальных когнитивных инструментов, соединяющих в себе возможности приращения стоимости функционирующего капитала и потенциал приращения знания о региональной экономике, что справедливо и в отношении антикризисного управления на мезоуровне [4].
Потребность в применении специальных когнитивных инструментов в антикризисном управлении региональной экономикой возвышается в условиях усиления кризисных факторов, стагнации и перехода в фазу рецессии, поскольку в данном случае формируется специфический синергетиче-ский эффект, который выражается в накоплении сложных задач антикризисного управления, требующих применения специальных - когнитивных инструментов, обладающих соответствующим познавательным потенциалом.
Обычные инструменты антикризисного управления оказываются эффективными до резкого усиления кризисных проявлений, при этом в инструментальном обеспечении данного процесса необходимо разграничивать три фазы:
- первая фаза - успешное применение обычных инструментов;
- вторая фаза - снижение эффективности процесса, точка насыщения;
- третья фаза - стандартный инструментальный комплекс становится неоправданным без подкрепления его когнитивными инструментами, что приводит к разработке и использованию все новых и новых когнитивных инструментов. В третьей фазе процесса антикризисного управления в региональной экономике начинаются бифуркации, когда массово требуются и создаются когнитивные инструменты, а ресурсы и инструментальный комплекс управления качественно преобразуются. При этом переплетение инноваций и кризисных проявлений в региональной экономике, начиная с некоторой точки, умножает бифуркации и возвышает потребность в когнитивных инструментах [5].
Таблица 1 - Определение ключевых задач антикризисного управления региональной экономикой
Основные потребности развития антикризисного управления региональной экономикой Институциональные условия, необходимые для удовлетворения данных потребностей Инструменты, востребованные для удовлетворения данных потребностей Ключевые задачи развития антикризисного управления региональной экономикой
Своевременное обнаружение признаков возникновения кризисной ситуации в региональной экономике Региональные нормы отслеживания признаков кризисной ситуации, контракты с соответствующими организациями Инструменты отслеживания ситуации, совокупность индикаторов, пороговые значения данных индикаторов Осуществление регулярного мониторинга региональной экономики с целью своевременной оценки кризисных факторов
Обеспечение системного воздействия Региональный закон «Об антикризисном Инструменты систематизации множест- Системная организация антикризисного
на кризисные ситуации в региональной экономике, отказ от «разовых» мер антикризисного характера управлении», соответствующий системный компонент региональной экономической политики ва мер антикризисного регулирования, инструменты консолидации ресурсов данного процесса управления на мезоуровне, достаточность ресурсной базы и адекватность инструментального комплекса
Эффективное воздействие антикризисного управления на эволюцию региональной экономики Региональный закон «О стратегическом планировании региональной экономики», контрактная среда региона Региональные проекты, программы развития, стратегические контракты с крупными инвесторами Своевременное изменение способа движения региональной экономики в соответствии с характером, глубиной и длительностью кризиса
Территориальное регулирование и рационализация самого процесса антикризисного управления Региональный закон «Об антикризисном управлении», региональный закон «Об экономической политике» Институциональные инструменты, обладающим эффектом изменения институциональных условий данного процесса Институциональное упорядочивание антикризисного управления через систему норм, контрактов, статусов, форм поведения
Обеспечение соразмерности между ресурсами и результатами антикризисного управления Региональный закон «О территориальном контроле» Контроллинг, аудит результатов антикризисного управления Создание механизма контроля результатов антикризисного управления
Последовательное формирование множества бифуркаций может перевести региональную экономическую систему из равновесного состояния в хаотическое состояние. Широкое применение когнитивных инструментов в процессе антикризисного управления региональной экономикой обусловлено наличием у них дополнительных функциональных возможностей, в раскрытии которых необходимо исходить из ключевых задач антикризисного управления на мезоуровне. Одна из таких задач — осуществление мониторинга региональной экономики с целью своевременной оценки кризисных факторов содержит в себе такой сложный компонент, как определение и оценка кризисных состояний, что предполагает реализацию когнитивными инструментами функции диагностики кризисных состояний. Реализация данной функции когнитивных инструментов может быть представлена двояким образом:
А. Представление региональной экономической системы в виде системы балансовых уравнений, каждое из которых описывает какой-то ее структурный (отраслевой) компонент. Продукция каждого компонента частично формирует его конечный продукт, а частично используется как ресурсы для функционирования других компонентов, обеспечивая внутреннее потребление.
Анализ указанной системы балансовых уравнений позволяет оценить относительную продуктивность всех структурных компонентов региональной экономики. Снижение продуктивности в каких-то компонентах свидетельствует о возникновении в них предпосылок формирования кризисной ситуации. Накопление указанных предпосылок сверх определенного порога меры приводит к кризису всей системы региональной экономики [6]. Пороговые значения могут быть установлены на основе обобщения результатов длительного отслеживания компонентов региональной экономики.
Применение рассматриваемой модели обеспечивает извлечение нового знания о состоянии структурных компонентов региональной экономики и их вкладе в формирование кризисной ситуации, однако функция диагностики кризисных состояний реализуется здесь отчасти и со значительными издержками времени.
Б. Представление региональной экономической системы на основе системы сбалансированных показателей (ССП) и производственной функции, которое обладает следующими возможностями:
- с одной стороны, принципы формирования ССП предполагают составление компактной группы (комплекса) взаимосвязанных индикаторов, что обеспечивает потребности экспресс-диагностики кризисных состояний в развитии региональной экономики;
- с другой стороны, концептуальное представление региональной экономики в виде территориальной производственной функции, аргументами которой выступают факторы ее хозяйственного процесса, способные внести существенный вклад в возникновение кризисной ситуации на мезоуровне, позволяет составить группы индикаторов с учетом сбалансированного представительства доминирующих факторов территориального хозяйственного процесса.
Данное представление функции диагностики кризисных состояний позволяет оперативно определить зоны риска в развитии региональной экономики, используя несколько индикаторов, соответствующих шести факторам производственной функции (природно-ресурсный, технологический, человеческий, организационный, информационный, институциональный факторы), а также учитывая пороговые значения указанных индикаторов, определенные опытным путем. Применение указанного представления обеспечивает извлечение нового знания о состоянии основных факторов территориального воспроизводства и их вкладе в формирование кризисной ситуации.
Одна из ключевых задач исследуемого процесса - своевременное изменение способа движения региональной экономики в соответствии с характером, глубиной и длительностью кризиса -предполагает реализацию когнитивными инструментами функции кризис-коррекции траектории развития региональной экономики. Изменения стратегического плана могут иметь успех при обеспечении следующих условий: устойчивое согласование интересов всех основных субъектов эволюционного процесса в данной пространственной системе; концентрация интеллектуального капитала территории для решения поставленной стратегической задачи; проведение системного анализа территориального воспроизводства и конкретных возможностей изменения траектории регионального развития [7].
Для обеспечения первого из указанных условий успешной кризис- коррекции траектории развития региональной экономики востребована организационная форма широкого партнерства, позволяющая решить задачу устойчивого согласования экономических интересов основных субъектов региональной экономики: территориальных органов власти; участников локальных рынков; общественных организаций территориального сообщества.
Еще одна ключевая задача антикризисного управления региональной экономикой - создание механизма контроля результатов антикризисного управления - предполагает реализацию когнитивными инструментами данного процесса функции контроля результатов антикризисного управления, что может быть обеспечено на основе реализации системного подхода и учета новых когнитивных возможностей, обеспеченных в развитии системного анализа, аудита, контроллинга и других направлений экономической науки. Определим основные структурные компоненты механизма контроля результатов антикризисного управления региональной экономикой:
- контроль средств мониторинга кризисных факторов развития региональной экономики;
- контроль достаточности региональных резервов;
- контроль адекватности институциональных параметров антикризисного управления;
- контроль качества управленческих решений (данный компонент обладает наибольшим значением в условиях современной стагнации);
- контроль соразмерности ресурсов и результатов антикризисного управления.
Литература:
1. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. №3. С. 26-39.
2. Ермоленко А.А., Чернявская С.А. Метод формирования продовольственной подсистемы региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия. Экономика. 2011. №3.
3. Ермоленко А.А., Суанова З.С. Феномен потерянного пространства в зеркале политической экономии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2013. №1. С. 231-236.
4. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? М.: Эксмо, 2009. 336 с.
5. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 320 с.
6. Нуреев Р.М. Периферия мирового хозяйства // Terra economicus. 2014. №1. С. 123-149.
7. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002. 320 с.