Научная статья на тему 'Функции интеллектуальной собственности и проблемы ее коммерциализации в процессе инновационного развития экономики России'

Функции интеллектуальной собственности и проблемы ее коммерциализации в процессе инновационного развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1561
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / РЫНОК УСЛУГ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / АУДИТ / INTELLECTUAL PROPERTY / NON-MATERIAL ASSETS / RESOURCE-EXTRACTING SECTOR OF ECONOMY / COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY / SERVICES MARKET / FUNCTIONS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саматова Л. Н.

В статье исследуются теоретические и методологические аспекты интеллектуальной собственности, проблемы функционирования интеллектуальной собственности в процессе инновационного развития отечественной экономики на современном этапе и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF INTELLECTUAL PROPERTY AND PROBLEMS OF ITS COMMERCIALIZATION IN THE PROCESS OF THE RUSSIAN ECONOMY INNOVATION DEVELOPMENT

The article investigates the theoretical and methodological aspects of intellectual property, the problems of intellectual property functioning in the process of the Russian economy innovation development nowadays, as well as possible ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Функции интеллектуальной собственности и проблемы ее коммерциализации в процессе инновационного развития экономики России»

УДК 338.2

Л.Н. САМАТОВА, преподаватель 1 категории

Казанская банковская школа

ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье исследуются теоретические и методологические аспекты интеллектуальной собственности, проблемы функционирования интеллектуальной собственности в процессе инновационного развития отечественной экономики на современном этапе и возможные пути их решения.

В последние два десятилетия внимание менеджеров стало переключаться от управления материальными ресурсами предприятия к управлению его нематериальными ресурсами в виде знаний и результатов интеллектуальной деятельности, которые в научно-технической области означают идеальные решения технических задач, компьютерные программы, а также средства индивидуализации производителей и их продукции (товарные знаки и брэнды), позволяющие отличить продукцию одного производителя от другого.

Причиной указанного смещения фокуса внимания менеджмента явился факт регистрации разницы между балансовой и рыночной стоимостью предприятия, которая получила объяснение в термине так называемого интеллектуального капитала. Этот новый вид капитала является частью следующего выражения:

С \

Рыночная стоимость = = балансовая стоимость + интеллектуальный

капитал (собственность) ч_' _:_)

В российской теории для отражения любых нематериальных ресурсов в большинстве случаев употребляется термин «интеллектуальная собственность», а в ведении бухгалтерского учета и отчетности на предприятии используется

понятие «нематериальные активы». Понятие «интеллектуальная собственность» (далее - ИС) сформировалось в конце XVIII в. во Франции, понятие же «нематериальные активы» широко используется в хозяйственной деятельности ведущих фирм мира с конца XIX в. Рассмотрим сущность и области применения использования этих понятий.

Термин «интеллектуальная собственность» прочно вошел в юридическую лексику России и зарубежных государств для обозначения обеспеченных правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и некоторых приравненных к ним объектов (товарный знак и знак обслуживания, фирменное наименование и наименование мест происхождения). Данный термин сформировался, прежде всего, при обсуждении и решении проблем юридической регламентации в рамках права собственности по созданию, использования и охране результатов интеллектуальной деятельности. Активное использование этого понятия в сфере правового регулирования экономики, по-видимому, стало основанием для распространения понятия его на всю совокупность нематериальных ресурсов предприятия. Например, А.Н. Козырев считает, что «права интеллектуальной собственности, принадлежащие организации, составляют ее нематериальные активы» [1, с. 23]. Однако это

утверждение требует уточнения, так как не все нематериальные, неосязаемые ресурсы предприятия являются объектами ее собственности (например квалификация персонала).

Понятие же «нематериальные активы», используемое в бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 [2, с. 47] включает в себя три группы ресурсов:

1. Объекты интеллектуальной собственности.

2. Деловую репутацию фирмы.

3. Организационные расходы.

Из трех групп только первые две являются результатами интеллектуальной деятельности.

О возрастающем значении интеллектуальных ресурсов в различных сферах экономики развитых стран свидетельствуют примеры, показывающие соотношение материальных и нематериальных активов в балансовой стоимости известных высокоэффективных компаний: IBM (материальные активы - 17%, нематериальные - 83%, British Ре^о1епт (материальные - 29%, нематериальные - 71 %), Coca-Cola (материальные - 4%, нематериальные - 96%). Стоимость отдельных интеллектуальных ресурсов в ряде случаев в значительной степени определяет и стоимость всей компаний. Так, автомобилестроительная фирма «Додж» была продана за 146 млн долларов, половина этой суммы - 74 млн - пришлась на стоимость товарного знака [3, с. 14]. Указанные примеры наглядно свидетельствуют о возрастающей роли в современной экономике нематериальных активов, в том числе - интеллектуальной собственности как одного из главных факторов систематического роста стоимости и эффективности деятельности предприятий.

B настоящее время в Российской Федерации ресурсодобывающий сектор отечественной экономики является преобладающим. Он представлен отраслями с незначительной долей добавленной стоимости в общей стоимости продукции и невысокой интеллектуальной составляющей. Тогда как основным источником финансовых ресурсов для экономики и экспортных возможностей страны должны стать наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, харак-

теризующиеся высоким уровнем интеллектуального капитала.

Учитывая это, многие отечественные экономисты (Б. Леонтьев, А. Козырев, Г. Азгальдов и др.) видят для отечественных предприятий выход из кризиса в коренном реформировании системы управления предприятием и переход на инновационный путь развития, в котором ставка делается на огромный интеллектуальный потенциал страны, эффективное использование которого должно привести к восстановлению российской экономики и ускорению ее интеграции в мировое хозяйство [4, с. 5].

При практическом осуществлении инновационной и инвестиционной деятельности на предприятиях возникает множество правовых проблем, требующих системного анализа для наиболее эффективного и оперативного их разрешения.

Наиболее сложными и актуальными на практике являются проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности. Поэтому системный анализ организационно-правовых и экономических проблем коммерциализации интеллектуальной собственности при осуществлении инновационной деятельности предприятия представляет определенный практический интерес, поскольку от эффективного регулирования отношений собственности зависит результативность инновационной деятельности предприятия и экономики страны в целом.

Актуальность решения данных проблем определяется тем, что научная разработанность этой комплексной проблематики весьма незначительна, так как переход к рыночной экономике не только внес существенные новации в содержание хозяйственных и социальных отношений, но и возродил в нашей стране ряд производственных и гражданско-правовых отношений, которых до этого в социалистической практике хозяйствования фактически не было.

Так, существовавшее при социалистических производственных отношениях изобретательское право в настоящее время полностью заменено гармонизированным с международными нормами патентным правом, произошла кардинальная замена практически всего законодательства в области создания, правовой охраны

и использования результатов интеллектуальной деятельности (объектов промышленной собственности, авторского права и конфиденциальной информации), интенсивно формируется институт частной собственности, в том числе и на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Указанные изменения нашли отражение в части четвертой Гражданского кодекса РФ, регулирующей правоотношения в сфере интеллектуальной собственности с 1 января 2008 г.

Спецификой нематериальных активов является их многофакторная комплексная зависимость друг от друга, их совокупное влияние на коммерческие результаты в бизнесе, а также междисциплинарный характер их изучения, понимания и использования. Этот учет специфики нужен для развития общей методологии ИС в качестве нового феномена в экономических и общественных отношениях.

Специалисты Института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (СОИС) предлагают обоснованную методологию работы с нематериальными активами в различных отраслях экономики на базе следующих семи функций ИС: технической, технологической, правовой, экономической, психологической, социологической и общеорганизационной [5, с. 4].

В связи с этим ИС как объект комплексного управления может рассматриваться на предприятии как:

1. Средство насыщения товара особыми потребительскими свойствами (техническая).

2. Средство обеспечения технологического превосходства над конкурентами (технологическая).

3. Средство обеспечения высокой и стабильной правовой защищенности бизнеса, включая средство индивидуализации юридического лица (правовая).

4. Средство экономического управления капиталом в целях устойчивого извлечения сверхприбыли и наращивания его стоимости (экономическая).

5. Средство идентификации бизнеса в сознании потребителя на основе брэнд-стратегии (социологическая).

6. Средство формирования корпоративной культуры индивидуального и массового творчества в конкретной бизнес-среде (психологическая).

7. Средство интеграции шести вышеназванных функций (общеорганизационная).

Рассмотрим функции ИС, обеспечивающие бизнесу явные конкурентные преимущества, в указанной последовательности.

С развитием цивилизации ключевыми понятиями постепенно становятся интеллектуальный капитал, нематериальный актив, стоимость, налоговая льгота. Экономический инструмент имеет государственную, региональную и местную специфику ввиду того, что нормы регулирования льгот, оценки и учета стоимости этих активов на разных уровнях неодинаковы. Кроме того, каждый государственный аппарат управления формирует свой рынок, который в итоге отражает его содержание. Проблема поиска и использования лиц, способных преобразовывать рынок в нужном направлении, -одна из главных задач государственных органов.

Важнейшей процедурой превращения идей в стоимость бизнеса является капитализация ИС. Выступая в роли средств получения стабильной сверхприбыли, которые позволяют интенсивно наращивать стоимость бизнеса за счет капитализации идей в стоимость, ИС на всех этапах ее формирования, охраны, защиты досудебной и судебной, во всех НИОКР и на всех стадиях освоения нового или обновленного производства должна формироваться и использоваться на принципе повсеместной экономии затрат.

Функция как средство идентификации бизнеса в сознании потребителя реализуется за счет формирования и последовательного воплощения эффективной брэнд-стратегии. Сегодня в отечественной литературе об этом немало пишут маркетологи, как правило, плохо понимающие, что на рынке необходимо осуществлять продвижение товарного знака, а не брэнда как конкретного объекта ИС со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть продвигать его следует в тех потребительских нишах, в классах которых он зарегистрирован в патентном ведомстве.

ИС как средство формирования корпоративной культуры бизнеса. По мере роста кон-

куренции качества на рынке товаров и услуг нормы законодательства по ИС выступают как основа всей творческой деятельности и современного бизнеса. Они постепенно превращаются во внутрикорпоративные нормы поведения бизнесменов, ученых, инженеров, деятелей искусства. Средство индивидуализации юридического лица - товарный знак (а у известных фирм и корпораций - брэнд), с точки зрения менеджмента, превращается в символ, который ассоциируется с идеологией управления интеллектуальными активами всего предприятия или управляющего административного органа как самообновляющейся системы. Это самообновление в первую очередь касается изделий и технологий.

Чтобы организовать непрерывное обновление изделий и производственных технологий, на предприятии необходимо подключить к этому сложнейшему процессу как можно больше творчески активных лиц. На японских предприятиях уже давно для этих целей организованы кружки качества, которые объединяют до 7080% всех работающих. Чтобы стабильно получать хорошие результаты, нужны каждодневная агитация и эффективное стимулирование, которые являются неотъемлемыми элементами этой творческой и правовой идеологии.

Таким образом, можно констатировать, что не только в мире, но и на российских предприятиях уже сегодня формируется и внутрикорпоративная, и национальная - в разных странах, - и мировая культура понимания ИС как сложного современного феномена, выступающего в качестве основы принятия норм регулирования цивилизованных отношений в бизнесе. Эти новые для нас знания начинают выступать в качестве всеобщей основы поведения современного интеллектуала.

Анализ российского рынка услуг по ИС показывает, что понимание и применение этой новой области знаний весьма быстро прогрессируют. Здесь в первую очередь задействованы социально-психологические факторы, вырабатывающие личностное отношение к ИС. При этом лидерами становятся те, кто это понимает быстрее и лучше других, кто берет на вооружение новые принципы поведения и эффективнее их использует.

Следует отметить, что многие российские малые научно-технические предприятия быстро адаптируются к достоинствам и недостаткам норм патентного и других законов по ИС, к требованиям положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н (в ред. от 27.11.06 № 155н), к положениям международных конвенций. Более того, они активно пропагандируют их определения. Новая этика интеллектуального бизнеса базируется на полном понимании и признании норм международного частного права, норм международных конвенций по ИС, национальных, нормативных и законодательных актов по ИС и корпоративных норм обеспечения правоприменительной практики. Эта новая этика делает интеллектуалов лидерами общества и в науке, и в бизнесе, и в политике.

ИС как средство интеграции шести названных функций. Актуализация ИС, о которой говорилось ранее, по сути, является той самой интеграционной и общеорганизационной функцией, которая объединяет все рассмотренные функции в единую систему. Она обеспечивает взаимопроникновение функций. Это не простой процесс, когда каждый руководитель, ответственный за выполнение отдельной функции, должен учитывать требования и технологии выполнения других функций. Безусловно, что этой интеграцией должны заниматься высшие руководители, не только обладающие знанием всех функций, но и творчески мыслящие как организаторы. Интеграция в данном случае выступает как наиболее сложная и ответственная функция обеспечения общего баланса всех интересов в бизнесе, баланса доходов, затрат, прибыли и стоимости бизнеса, чтобы он был наиболее привлекательным для инвесторов и высококвалифицированных специалистов.

Рекомендации пользователям функций ИС. В качестве рекомендаций по эффективному использованию семи функций управления ИС в бизнесе СОИС предлагает следующее.

1. На крупных и средних предприятиях, работающих в сфере высокотехнологичного бизнеса, организовать сроком на 1 -2 года Совет по ком-

мерческому использованию ИС с функциями творческого коллектива по организации управления ИС. Следует начать формировать в рамках общего управления специализированную подсистему управления ИС, которая бы регулировала процессы творчества, юридической защиты прав на объекты ИС, стратегического планирования и непрерывного обновления изделий и технологий производства. После того, как подсистема будет сформирована и заработает на основе сформировавшегося нового структурного подразделения, Совет можно будет распустить.

2. Исходя из явно многофункционального характера управления ИС на предприятиях, к процессу организации такой специализированной подсистемы нужно привлекать прежде всего специалистов: юристов, маркетологов, технологов, научных работников, аудиторов, финансистов, патентоведов, конструкторов, менеджеров. Здесь как нигде должен цениться универсализм как способность комплексного решения задач бизнеса.

3. Как показывает многолетняя отечественная практика, чтобы подобного рода сложное дело осуществилось, необходимо, чтобы его возглавил директор предприятия, являющийся идеологическим и организационным лидером.

Сложность анализа имущественных гражданско-правовых отношений хозяйственного оборота интеллектуальной собственности в деятельности предприятий и организаций обусловливается также тем обстоятельством, что проблемы введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и ее использования в качестве имущества участников гражданского оборота проявляются в виде сложного комплекса развивающихся во времени правовых, экономических, финансовых, технических и социальных отношений, возникающих в разное время между различными субъектами рыночных отношений, имеющих порой противоположные интересы.

Поэтому необходимо выделение отдельных, имеющих собственные интересы, субъектов инновационной деятельности и анализ взаимоотношений между ними для поиска путей их эффективного регулирования в процессе коммерциализации интеллектуальной собственности.

Общая схема взаимодействия основных субъектов рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема взаимоотношений субъектов и объектов рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной (промышленной) собственности*

* § - законодательные и нормативные акты; ИС - интеллектуальная собственность; $ - финансовые средства; Пр - потребляемая потребителями продукция (услуги); Пр ИС - продукция на основе интеллектуальной собственности; Пр К - продукция конкурентов; Пр Пир - «пиратская» продукция.

В соответствии с предлагаемой схемой основными субъектами рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности являются:

1) органы государственного управления и контроля;

2) предприятие, непосредственно осуществляющее создание и использование новых технологий в инновационной деятельности;

3) авторы (создатели) новых технологий в виде результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского права, объектов промышленной собственности, объектов коммерческой тайны - «ноу-хау»);

4) инвесторы, участвующие путем финансирования в производственном цикле создания, использования интеллектуальной собственности и в организации промышленного выпуска новой продукции;

5) производители-«конкуренты», выпускающие конкурентную продукцию (услуги) на основе собственных разработок или других аналогичных объектов интеллектуальной собственности;

6) производители-«пираты», осуществляющие несанкционированное использование объектов интеллектуальной деятельности предприятия и выпускающие поддельную продукцию.

Местом, где возможно практическое столкновение (коллизия) интересов отдельных субъектов инновационной деятельности и осуществление контроля за объектами рыночных отношений, является потребительский рынок продукции (услуг), где наиболее ярко и обостренно проявляются проблемы, возникающие во взаимоотношениях субъектов рынка при коммерциализации интеллектуальной собственности, различие и сходство их интересов.

По характеру проявления можно выделить три основных аспекта взаимоотношений:

- технический, связанный непосредственно с материальными и нематериальными объектами промышленного производства продукции (услуг) на основе интеллектуальной собственности;

- финансово-экономический, связанный с потреблением продукции инновационной дея-

тельности и соответствующим перераспределением финансовых средств;

- социально-правовой, связанный с моральными и юридическими нормами (законами) и традициями, которые необходимо учитывать (исполнять) в предпринимательской деятельности.

По виду участвующих субъектов все отношения можно разделить на следующие основные группы взаимоотношений юридических лиц при коммерциализации интеллектуальной собственности:

- предприятие - органы государственного управления и контроля;

- предприятие - авторы (создатели) объектов интеллектуальной собственности;

- предприятие - инвесторы;

- предприятие - производители-«конку-ренты»;

- предприятие - производители-«пираты»;

- предприятие - потребители.

При этом каждая из данных групп отношений на практике требует отдельного рассмотрения и выработки специальных мер (подходов) по урегулированию проблем взаимоотношений в соответствии с конкретной рыночной ситуацией, стратегией и тактикой поведения предприятия на рынке.

Наиболее сложными и наименее разработанными на практике являются:

- финансовые отношения в условиях рынка и проблемы, связанные с регулированием отношений в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности;

- вопросы, связанные с инвентаризацией, документальным оформлением, оценкой и бухгалтерским учетом интеллектуальной собственности в качестве имущества предприятия.

Проблемы, связанные с коммерческим использованием интеллектуальной собственности, можно разделить на следующие основные группы:

- проблемы регулирования отношений при создании объектов интеллектуальной собственности на предприятии;

- проблемы приобретения и оплаты имущественных прав на использование объектов

интеллектуальной собственности, созданных вне предприятия;

- проблемы обеспечения охраны (сохранности) и правовой защиты интеллектуальной собственности;

- проблемы коммерческого использования интеллектуальной (промышленной) собственности в качестве имущества (нематериальных активов) предприятия;

- финансово-экономические проблемы использования интеллектуальной собственности и организации ее бухгалтерского учета, включая:

- инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности;

- подтверждение прав собственности;

- оценку интеллектуальной собственности;

- бухгалтерский учет и аудит интеллектуальной собственности;

- налогообложение интеллектуальной собственности и операций с нею.

В любой из перечисленных выше групп отношений можно (необходимо) разработать адекватные конкретной рыночной ситуации меры регулирования отношений, обеспечения надежной защиты и эффективного (оптимального) использования интеллектуальной собственности.

1. Правовые меры - «меры принуждения», то есть защита прав и интересов авторов и их правопреемников (защита «патентной монополии») силой законов государства посредством соответствующего наказания производителей-«пиратов» за несанкционированное использование объектов промышленной собственности.

2. Экономические меры - «меры экономического расчета», основанные на сознательном и добровольном выборе приемлемых правил индивидуального поведения на основе экономической целесообразности, использовании официальных налоговых льгот и преимуществ санкционированного использования новых технологий.

3. Морально-этические меры, основанные на пропаганде правил «честного бизнеса» и общественного неприятия несанкционированного использования чужой интеллектуальной собственности.

4. Договорные меры, основанные на тщательной разработке выгодных для предприятия

договоров и соглашений и на добровольном принятии на себя договорных обязательств по сотрудничеству и совместной деятельности с партнерами по инновационному бизнесу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Меры по оформлению интеллектуальной собственности в качестве имущества (объектов собственности) предприятия путем инвентаризации, документального оформления, оценки и бухгалтерского учета результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, при практическом осуществлении коммерциализации интеллектуальной собственности в инновационной деятельности необходимо выделять группы отношений между отдельными субъектами рыночных взаимоотношений, формулировать возникающие при этих отношениях в конкретных рыночных условиях организационно-правовые проблемы и искать адекватные и наиболее эффективные (оптимальные) для каждой группы отношений пути (варианты) решения этих проблем.

Как показывает практика Компаний патентных поверенных, для превращения «интеллектуальной собственности» в «имущество» хозяйствующего субъекта (юридического или физического лица) необходимы:

- соответствующая стоимостная (денежная) оценка интеллектуальной собственности;

- юридическое документальное оформление прав собственности хозяйствующего субъекта;

- соответствующий бухгалтерский учет (постановка на бухгалтерский баланс или учет в смете) в качестве имущества (имущественных прав) хозяйствующего субъекта.

При использовании интеллектуальной собственности в имуществе (нематериальных активах) предприятия, а также при использовании интеллектуальной собственности по коммерческой концессии, лицензии или доверительному управлению целесообразно проводить аудит (правовую экспертизу) или оформление юридически значимых документов по следующему алгоритму: «объект - охранные документы - права - стоимость - учет», то есть:

- в первую очередь, целесообразно проверить наличие (оформить в случае установления факта их отсутствия) документов, позволяющих

однозначно идентифицировать (индивидуально обособить) объект интеллектуальной собственности (произведение, результат творческой интеллектуальной деятельности) в виде зафиксированной на материальных носителях информации о форме, содержании и/или конфиденциальности сведений об окружающем нас мире, средствах производства и предметов потребления;

- во вторую очередь, необходимо проверить наличие и действительность официальных охранных документов по зарегистрированным или запатентованным объектам промышленной собственности;

- в третью очередь, проверить наличие и действительность правоустанавливающих или правопередающих документов, подтверждающих факт возникновения непосредственно на предприятии или факт получения прав по договору от первоначального правообладателя;

- в четвертую очередь, целесообразно проверить наличие и правильность оформления стоимостных (оценочных) документов;

- в пятую очередь, правильность оформления первичных и сводных учетных бухгалтерских документов.

При этом характерной особенностью аудита (правовой экспертизы) правомерности документального оформления использовании интеллектуальной собственности по коммерческой концессии, лицензии или доверительному управлению является дополнительный к перечисленным выше этап проверки фактов регистрации правопередающих договоров в установленном порядке (регистрации договоров коммерческой концессии, лицензионных договоров или договоров доверительного управления).

При использовании интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал целесообразно проводить аудит (правовую экспертизу) или соответствующее оформление юридически значимых документов по алгоритму «объект - учредительные документы - охранные документы - права - стоимость - учет», то есть характерной особенностью документального оформления внесения интеллектуальной собственности в уставный капитал (по сравнению с приведенным выше алгоритмом) является необ-

ходимость соответствующего оформления учредительных документов, где должны быть отражены размер величины уставного капитала, возможность формирования вклада за счет внесения имущества и имущественных прав и порядок формирования уставного капитала, в том числе и путем оплаты акций (долей) имуществом и имущественными правами интеллектуальной собственности.

Характерной особенностью аудита (экспертизы) правомерности документального оформления объектов коммерческой тайны (ноу-хау) является дополнительная, по отношению к перечисленным выше этапам, стадия проверки наличия и правильности документального оформления «режима конфиденциальности», на котором целесообразно проверить или оформить внутренние документы предприятия, подтверждающие принятие соответствующих мер сохранения конфиденциальности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие практические рекомендации [6, с. 157]:

1. Интеллектуальная собственность является объектом имущества, которым можно не только владеть и распоряжаться, но и (при правильном документальном оформлении и оценке) использовать в уставном капитале, в хозяйственной деятельности предприятия в качестве нематериальных активов и в качестве объектов коммерческой тайны («ноу-хау»).

2. Проведение аудита (правовой экспертизы) интеллектуальной собственности по предлагаемым алгоритмам позволяет значительно сократить трудозатраты, так как в случае выявления отсутствия объекта интеллектуальной собственности или его несоответствия отраженному в документах объекту, проведение дальнейшей проверки теряет смысл.

3. При коммерциализации интеллектуальной собственности принципиальным является наличие и правильность оформления документов, подтверждающих права предприятия на объекты интеллектуальной собственности, так как в учетных документах предприятия отражаются только ценности, принадлежащие предприятию на правах собственности или на правах использования.

Список литературы

1. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - М.: Экспертное бюро-М., 1997. - 289 с.

2. Бухгалтерский учет: основные документы - ПБУ13/ 2000 и 14/2000. Профессиональные комментарии. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.

3. Лукьянов Е. Неучтенные миллиарды // Эксперт. -2001. - № 10 (70).

4. Туфетулова Л.Ф., Якупова Н.М. Управление интеллектуальным потенциалом предприятия. - Казань: Издательство КГФЭИ, 2002. - 117 с.

5. Леонтьев Б. // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2008. - № 4, 5.

6. Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в уставном капитале // Хозяйство и право. - 1997. - № 3. -С. 150-157.

В редакцию материал поступил 04.05.09.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, нематериальные активы, ресурсодобывающий сектор экономики, функции интеллектуальной собственности, рынок услуг, коммерциализация интеллектуальной собственности, аудит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.