. ДИСКУССИЯ
» журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
С. А. Давыдова, старший преподаватель, кафедра теоретических основ физического воспитания, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия, [email protected]
ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ
В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Актуальность применения здоровье-сберегающих функций физической культуры обусловлена потребностью общества и государства. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования на сегодняшний день является сбережение, укрепление и формирование ценностей здорового образа жизни нации, чему будет способствовать выбор образовательных технологий.
Очевидно, что именно физическая культура имеет приоритетные возможности в формировании стратегии здоровьесбе-режения и мотивации к здоровому образу жизни обучающихся. В законе о физической культуре и спорте РФ она рассматривается как важнейшее направление социальной политики государства.
По мнению В. К. Бальсевича и Л. И. Лу-бышевой, в основе физической культуры лежит деятельность, направленная на социальное преобразование тела человека, его физического состояния. Она включает в себя социально сформированные средства, механизмы и результаты деятельности, связанные с ней нормы и правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, ценностные ориентации.
Ряд ученых сходятся во мнении, что основным перспективным направлением в решении проблемы сохранения и приумножения здоровья обучающихся является совместная здоровьесберегающая деятельность педагога по физической культуре и детей (Н. М. Амосов, Г. Л. Апанасенко,
Э. Г. Булич, М. Я. Виленский, А. Г. Щедрина и др.).
И. И. Брехман, П. В. Бундзен, В. И. Иль-инич, А. В. Чоговадзе, Б. Н. Чумаков и др. в своих исследованиях подчеркивают, что большинство учащихся занимаются не формированием своего здоровья, а в основном реабилитацией утраченного.
Содержание физической культуры как учебного предмета отвечает необходимости формирования стратегии здоровьесбереже-ния обучающихся.
Цель, задачи и содержание физической культуры реализуются через функции. Л. П. Матвеев определил «Функции физической культуры как объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества»1. Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности.
В различных источниках принято выделять общекультурные и специфические функции. Поскольку физическая культура является видом общей культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные функции. К ним можно отнести:
1) общеобразовательную — наиболее полно выражена использованием достижений физической культуры в общей системе образования с целью полноценного формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний, общефизического развития, укрепления здоровья вне
№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ™
зависимости от пола, возраста, физической подготовки, а также для создания основы здорового образа жизни, сдерживания процессов инволюции и т. п.;
2) преобразовательную — состоит в преодолении стереотипов наследственного детерминизма физического состояния, формировании здорового образа жизни на поведенческом уровне, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления здоровья, подготовки к профессиональной деятельности;
3) коммуникативную — обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; объединяет детей, подростков и взрослых в коллективы для занятий спортом и передачи ценностей здорового образа жизни.
Вместе с тем С. М. Оплавин и Ю.Т. Чи-хачев среди функций, обеспеченных средствами физической культуры, выделяют2:
— воспитательную — формирование ценностного отношения к собственному и чужому здоровью, воспитание личностных качеств: воли, лидерства, ответственности, целеустремленности, выдержки; отрицание курения, алкоголя и др. вредных привычек;
— нормативную — позволяет удовлетворять потребности человека в двигательной активности, оптимизировать свое физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечения физической дееспособности, необходимой в жизни;
— эстетическую — формирование культуры здоровья в эстетическом контексте.
Являясь частью общей культуры, физическая культура, тем не менее, проявляет свою самостоятельность через специфические функции, отражающие ее структуру, которые позволяют удовлетворять потребности человека в двигательной активности:
Большинство учащихся занимаются не формированием своего здоровья, а в основном реабилитацией утраченного.
1) прикладные — призваны использовать физическую культуру в системе подготовки к трудовой деятельности и защите
Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии);
2) спортивные — наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, физическая культура служит главным фактором достижения максимальных результатов в реализации физических способностей;
3) рекреативные и оздоровительно-реабилитационные — выражены при использовании физической культуры в сфере организации досуга и в системе специальных восстановительных мероприятий при утомлении, заболевании, травме.
Рассматривая функции физической культуры в педагогическом вузе, Н. В. Ба-гаутдинов обозначает следующие их разновидности:
— интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, для совместной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
— преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления здоровья, подготовки к профессиональной педагогической деятельности;
— проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортив-ной и оздоровительной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития будущего педагога, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
— проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спор-тивной и оздоровительной деятельности и
соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
— ценностно-ори-ентационную, в процессе ее реализации формируется культура здоровья, а также профессионально- и личностно-ценностные ориентации, использование которых обе-
с
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
спечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
— коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физ-культурно-спортивной и оздоровительной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от вредных привычек;
— социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств3.
Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни отдельной личности и общества в целом, сформулировать цели физической культуры, систему задач, содержание, средства и методы обучения и развития обучающихся в целях формирования у них устойчивой стратегии здоровьесбережения4.
Здоровьесбережение основывается на принципах современной теории здравове-дения, включает в себя мотивационные, социальные, информационные, правовые, ценностные аспекты и финансово-экономическое обеспечение.
Здравотворчество является системообразующим фактором, которое включает в себя личностно-деятельностное начало как знания и осознанность реализации здорового образа и стиля жизни, реализация стратегии здоровьесбережения как умения построить свою жизнедеятельность, пользуясь законами здоровья на основе индивидуальных потребностей, которые будут способствовать хорошему физическому состоянию социума и определят его бережное отношение к здоровью окружающих людей.
Учитывая мнения большинства исследователей в области здоровьесбережения и принимая положение о трех составляющих здоровья (физической, психической и социальной), имеет смысл исследовать и оценивать роль физической культуры в формировании стратегии здоровьесбережения обучающихся, с точки зрения ее влияния на
физическое здоровье, состояние психики, а также на процесс социализации.
Эта мысль стала главной идеей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной в январе 2010 г. Президентом России, в которой говорится о необходимости разработки принципиально новых методик обучения и организации учебного процесса, формирования у учащихся знаний о здоровье и способах его сохранения, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий5.
Следовательно, необходимость формирования здоровьесберегающей стратегии у обучающихся средствами физической культуры сегодня продиктована временем, государственными нормативными документами и главное — жизненной потребностью. Необходимо компетентное планирование и проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, применение здоровьесберегающих технологий во всех образовательных областях, внедрение комплекса занятий, которые заключаются не только в формировании и развитии знаний, умений и качеств личности, обеспечивающих возможность обучающимся в течение всего учебного процесса осуществлять эффективную учебную деятельность, основанную на приоритете здоровья, но и устойчивую мотивацию, и ценностное отношение к здоровью на всю жизнь.
1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. ин-тов физ. культ. — М.: ФиС., 1991. С. 568.
2. Оплавин С. М. Физическая культура в жизни человека / С. М. Оплавин, Ю. Т. Чихачев. — Л.: Знание, 1986, С. 72.
3. Багаутдинова Н. В. Развитие культуры здоровья студентов педвуза (на примере коррекционно-оздо-ровительных групп): Дис. ... канд. пед. наук. — Омск: ОмГПУ, 2004. С. 170.
4. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры: Курс лекций / Научный редактор О. Л. Жукова. — Екатеринбург, 2004. С. 192.
5. Кокаева И. Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере Республики Северная Осетия — Алания): Автор. дис. ... д-ра пед. наук. — Владикавказ, 2011. С. 49.