Научная статья на тему 'Концепция физкультурного образования в аспекте новой образовательной парадигмы'

Концепция физкультурного образования в аспекте новой образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Дмитрий Валерьевич, Айткулов Саит Ахметканович

В статье рассмотрена возможность создания концепции физкультурного образования, которая объединяет теоретические знания о здоровье и возможности его практического здоровьесбережения, обеспечивая формирование физической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conception of physical education in the aspect of the new educational paradigm

In the article the possibility of the creation of the concept of physical education, which unites the theoretical knowledge about health and possibilities of its practical health protection, ensuring the formation of physical culture of the person.

Текст научной работы на тему «Концепция физкультурного образования в аспекте новой образовательной парадигмы»

УДК 796 ББК Ч511.14

Викторов Дмитрий Валерьевич

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра физического воспитания и здоровья Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Айткулов Саит Ахметканович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра физического воспитания Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Viktorov Dmitry Valerievich Candidate of pedagogical sciences,

Associate professor Department of Physical Education and Health South Ural State University Chelyabinsk Aitkulov Sait Ahmetkanovich Candidate of pedagogical sciences,

Associate professor Department of Physical Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]

Концепция физкультурного образования в аспекте новой образовательной

парадигмы

The conception of physical education in the aspect of the new educational paradigm

В статье рассмотрена возможность создания концепции физкультурного образования, которая объединяет теоретические знания о здоровье и возможности его практического здоровьесбережения, обеспечивая формирование физической культуры личности.

In the article the possibility of the creation of the concept of physical education, which unites the theoretical knowledge about health and possibilities of its practical health protection, ensuring the formation of physical culture of the person.

Ключевые слова: высшее образование, студенты, физкультурное образование.

Key words: higher education, students, physical education.

В настоящее время качество образовательных услуг и интеллектуальных

продуктов образовательных учреждений не может оцениваться внутри нацио-

нальных и региональных образовательных систем. С целью достижения успеха, образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но и обеспечить международную сопоставимость образовательных программ и результатов обучения, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки академической мобильности [1]. С 2000г. поэтапно Законом Российской Федерации «Об образовании» вводится Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, устанавливающий подход к образовательному процессу, в первую очередь, с позиции его ожидаемых результатов, выраженных в форме компетенций [4]. Приобретённые в ходе образования, они выступают как сущностные признаки компетентности, которая как качество здоровой личности одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия здоровьесберегающей деятельности.

Однако не всякая здоровьесберегающая деятельность, с точки зрения содержания и технологии, обеспечивает достижение положительных результатов. Наилучший результат можно достичь только в том случае, если для этого созданы оптимальные условия. Иначе говоря, человек в период своего становления должен быть помещён в определённые условия, обеспечивающие всестороннее развитие его личности с учётом индивидуальных особенностей и в соответствии с социальной программой. В совокупности всю систему этих условий и средств, включая её процессуальную и результативную стороны, называют системой образования.

Применительно к здоровой личности нами используется понятие «физкультурное образование». Мы исходим из того, что в практике трудовой деятельности требуется не только целостность профессиональной подготовки специалистов, но и высокий уровень здоровья, как необходимого условия выполнения личностью многообразных социальных функций. Именно поэтому в высшем профессиональном заведении здоровьесбережение необходимо рас-

сматривать как основу качества подготовки специалиста, позволяющую формировать у будущих специалистов знания, приводящие к изменению сознания о здоровом образе жизни и внедрять результаты обучения в практику повседневной деятельности.

В нашем понимании здоровьесбережение - это сущностная динамическая характеристика процесса жизнедеятельности человека, характеризующаяся наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности и устанавливающей в образовательном социуме приоритеты здоровой личности. Здоровье начинает восприниматься и пониматься в гораздо более широком контексте, в том числе, что особенно важно для нас здесь - в контексте педагогического (образовательного) знания. Здоровье отражает структурно-содержательный аспект понятия «образование» и, несомненно, показывает нам, чем отличается образование от других социальных явлений - это соответствие проектируемых целей и реально достигнутых результатов без заметного отклонения в здоровье личности в ходе её профессионального развития. Здесь образование следует рассматривать как ключ к устранению или исправлению многообразных проблем в здоровье студентов.

По сути дела: смысл здоровьесбережение приобретает только в рамках физкультурного образования, организованного в среде любого учебного заведения.

Анализ результатов исследований состояния здоровья показывает, что основными причинами ухудшения здорового образа жизни у опрошенных является гиподинамия (58 %), которая в сочетании с неправильным питанием (39 %) приводит к избытку массы тела (у 73 % юношей и 64 % девушек). Изучение отношения ответственности студенческой молодежи за состояние своего здоровья показало, что эти вопросы делегируются либо родителям (48 %), либо государству (32 %), либо медицине (20 %). Почти 70 % респондентов хотели бы изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым, но не знают, как это сделать и с чего начать.

В сложившихся обстоятельствах крайне важно правильно выбрать стратегию и пути развития здоровьесберегающих технологий как одного из основных практико-деятельностных компонентов формирования современного высококвалифицированного специалиста [2].

На наш взгляд, такая технология обеспечена физическим воспитанием, раскрывающим закономерности сохранения и укрепления здоровья и целенаправленное развитие физического и психического потенциала человека.

С точки зрения физкультурного образования «физическая культура» -это, прежде всего, педагогический процесс, который содержит в себе две основные его составляющие: обучение и воспитание, целостность которого характеризуют явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное его функционирование. Следовательно, представляется, что при правильно поставленном обучении физической культуре учащиеся овладевают всеми тремя сторонами изучаемого материала, то есть усваивают теорию, вырабатывают умения и навыки применения их на практике, а также способы творческой деятельности и вместе с тем глубоко осмысливают мировоззренческие и нравственноэстетические идеи здоровья.

Здоровьесберегающая трактовка физической культуры не противоречит сложившимся в теории физической культуры представлениям о ней как о системе ценностей, рационально организованной преобразовательной деятельности, персонифицированных ее результатах, воплощенных в самом человеке [3]. Вместе с тем она уточняет сложившиеся представления. В процессе физкультурной деятельности индивид интериоризирует часть этих ценностей, в результате чего формируется физическая культура личности.

Физическая культура личности является частью физической культуры, интериоризированной, а также созданной индивидом в процессе активной физкультурной деятельности. Ее характеризуют, в первую очередь, мотивация физкультурно-оздоровительных занятий, необходимые для них знания, двига-

тельные и методические умения, навыки и функциональные возможности. Физически культурный человек - человек, постоянно совершенствующий себя физически, включенный в активную физкультурно-оздоровительную деятельность.

Формы физической культуры, выступающие как составные элементы воспитательной системы (двигательная деятельность, физкультурная деятельность, занятия физкультурой), могут быть охвачены понятием «физическое воспитание», но применимы они только к непосредственным участникам. Физическую культуру применяют для решения широкого круга социально значимых задач - для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, формирования нравственной и эстетической культуры, культуры общения, отдыха, развлечения и т.д.

Такое понимание физической культуры позволяет осуществить переход от категории физических упражнений как основного средства физического воспитания к понятию физкультурная деятельность, выступающее основным технологическим звеном в формировании физической культуры личности обучаемого. То есть под пристальное внимание нашего исследования попадает непосредственно сам образовательный процесс, определяющий уровень развития физкультурного образования человека.

Таким образом, в физкультурном образовании учитывается более широкая социальная значимость двигательной активности, а формы двигательной деятельности могут быть использованы за пределами не только физического воспитания - целенаправленного воздействия на физическое состояние человека, - но и воспитательного процесса вообще. Следовательно, понятие «физическое воспитание» является более узким понятием, чем «физическая культура». Понятие «физкультурное образование» по своему содержанию значительно шире общепринятой учебной дисциплины «физическая культура», оно совмещает в себе процессы обучения и воспитания, является одним из важных разделов педагогической науки.

Понимаемое таким образом физкультурное образование включает в себя систему социально-педагогических средств физической культуры (физические упражнения, физическое воспитание, спортивная деятельность), функцией которой является обучение и воспитание, ориентированное на овладение личностью здоровьесберегающими знаниями, способов их овладения и результатов по осмыслению, сохранению и развитию компонентов здоровья человека.

Включение человека в физкультурное образование предполагает его позитивную оценку физического воспитания, форм физической культуры. При этом, ориентируясь на определенные знания, идеалы, культурные образцы, он учитывает те аспекты, стороны, компоненты, функции занятий, которые для него выступает как ценности. Значит физкультурное образование - это педагогическая деятельность, призванная содействовать человеку при его активном участии в формировании и развитии здоровьесбережения.

Чтобы четко фиксировать, не смешивать педагогические элементы структуры и основные направления физкультурного образования целесообразно использовать определенные термины для их обозначения:

• педагогическая деятельность, ориентированная на формирование и повышение уровня знаний, характеризующих здоровьесбережение, обозначается термином «образование»;

• педагогическая деятельность, ориентированная на формирование и повышение уровня интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.п., характеризующих здоровьесбережение, - термином «воспитание»;

• педагогическая деятельность, ориентированная на обучение умениям и навыкам, которые предполагает здоровьесбережение, обозначается термином «обучение».

При этом, естественно, все указанные термины - «образование», «воспитание» и «обучение» - употребляются в узком значении. Для обозначения педагогической деятельности, включающей в себя все эти компоненты, целесо-

образно сохранить термин «физкультурное образование», понимая его в широком значении.

На сегодняшний день существует много технологий, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья студентов. Педагогика в своём традиционном виде исчезает и заменяется современными технологиями образования. Каждая технология складывается из логически фиксированной последовательности строго установленных определённых действий субъектов педагогического процесса, обеспечивающих технологичность педагогического процесса и гарантированное достижение ожидаемого результата - положительной динамики состояния их здоровья:

1. Лечебно-восстанавливающая технология, когда оздоровление учащихся осуществляется посредством использования лечебных мероприятий: фи-зио-, фито-, психотерапевтических, лечебной физкультуры и др.

2. Медико-гигиеническая технология, если развитие получает стратегия сохранения и восстановления здоровья через рациональную организацию учебного процесса.

3. Физкультурно-оздоровительная технология, которая характеризуется использованием средств физической культуры в целях оздоровления и развития.

4. Эколого-сохраняющие, обеспечивающие сохранение здоровья учащихся через формирование экологически целесообразных отношений учащихся с окружающей средой.

5. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, обеспечивающие информирование о здоровье и способах его сохранения в условиях опасностей (глобальных, локальных, природных, техногенных и т.д.).

6. Учебно-воспитательная технология, которой присуще следующие признаки: организация оздоровительной деятельности за счёт роста актуализации личностного роста учащихся, развития его рефлексивных способностей, ценностного смысла жизнедеятельности, умений принимать ответственные ре-

шения. Особое внимание уделяется личному опыту, при этом акцент ставится на согласование формируемых мотивов деятельности с актуальными потребностями возраста.

7. Конфессиональная технология, в которой во главу угла ставится приоритет духовной жизни учащихся.

Очень важно отметить, поскольку программы, по которым работают педагоги, а, следовательно, и характер действия вышеобозначенных технологий различен, их следует относить к технологиям локального характера. Только используемые в комплексе они в итоге сформируют у студентов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.

В соответствии с этим, физкультурное образование должно пониматься гораздо шире, чем способ организации всех сторон оздоровления и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни.

В русле данной образовательной парадигмы, в ЮУрГУ был создан Институт спорта, туризма и сервиса (ИСТиС), где в силу широкого диапазона индивидуальных различий учащихся и многообразия воспитательнообразовательных задач, наибольшим педагогическим потенциалом обладает открытая среда физического воспитания, состоящая из множества микросред разной модальности: дисциплины «физическая культура», элективных курсов, спортивных секций, физкультурно-массовых мероприятий и др., каждая из которых решает специфические задачи в контексте целостного развития личности. Сама жизнь требует широкого использования физического воспитания во всём комплексе мероприятий, связанных с повышением действенности формирования здорового образа жизни молодых людей.

Создание ИСТиС предполагали результаты многочисленных исследований, показывающих, что большинство учащихся характеризуется недостаточной активностью на занятиях физическим воспитанием это обусловлено низким уровнем интереса и незначительным местом в системе ценностных ориентаций, несмотря на то, что 90 % опрошенных указали на необходимость занятий физи-

ческой культурой в рамках программы обучения в учебном заведении. Кроме того, отсутствуют устойчивые положительные социальные установки на двигательную активность и имеет место слабая мотивация физкультурнооздоровительной деятельности.

В ИСТиС конкретизирована функция физического воспитания в системе образования, в том числе в области получения студентами систематизированных знаний в области основных положений двигательной активности человека, а также восстановления и сохранения физического здоровья, как главного компонента производительности труда и продуктивности жизни. При этом обеспечивается построение разнообразной по направленности и содержанию авторской, интегративной, факультативной и др. двигательной деятельности по настольному теннису, атлетической гимнастике, единоборствам, шейпингу, аэробике, бадминтону, баскетболу, волейболу, футболу, плаванию с целью формирования личностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это обусловлено тем, что формирование потребности в физическом самосовершенствовании также является долговременным позитивным результатом всей деятельности по физическому воспитанию студенческой молодежи.

В результате опроса были оглашены сведения о том, что физическое воспитание в данной форме приветствуется 81 % опрошенных и должно осуществляться не только в учебном заведении, но и продолжаться после его окончания в период непосредственной трудовой деятельности в рамках необходимой производственной физической культуры, в виде профессионально-прикладной физической подготовки, предусматривающей и формы активного отдыха.

У студентов, специализирующихся в одном виде спорта, более высоко развиты все составляющие спортивного мастерства (мощность и ёмкость энег-роисточников, силовые способности, скорость движений и локомоций, техническое мастерство, специальная выносливость) в отличие от студентов - занимающихся по общей программе, где организм нивелирует специфический характер нагрузок и превращает тренировку в примитивную «общую физическую

подготовку» с весьма низкой эффективностью и большими несбалансированными затратами энергии.

В основе такой концепции лежит идея совмещения содержательного, процессуально-действенного и организационно-управленческого компонентов при подаче и восприятии учебного материала в сфере физического воспитания. Идея предоставления альтернативы выбора позволяет обозначить следующие сценарии развития ситуации с учетом обстоятельств малого социума и с указанием тех образовательных и социальных рисков, которые могут возникнуть в каждом из прогнозируемых сценариев. Платные дополнительные услуги, дублирующие обязательный курс обучения, нацелены на «доводку» уровня обученности по отдельным видам физкультурно-оздоровительной деятельности и «добивание огрехов» формального сектора физической культуры в интересах тех, кому нужен определенный балл успеваемости для перехода на очередную ступень образования.

В результате этого характерной чертой образования в ЮУрГУ стал ком-петентностный подход, что предполагает формирование следующих компетенций:

Ценностно-смысловых: наличие ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, проявление гражданской позиции; владение способами самоопределения в ситуациях выбора; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; умение оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.

Учебно-познавательных: постановка цели и организация её достижения; организация своей учебной деятельности (планирование, анализ, рефлексия, самооценка); умение решать учебно-познавательные проблемы; умение осуществлять мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям,

критериям), устанавливать причинно-следственные связи; умение самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Здоровьесберегающих: опыт ориентации в природной среде; знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях: владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни; владение способами оказания первой медицинской помощи, использования средств индивидуальной и коллективной защиты.

В целом, концепция физкультурного образования в рамках образовательного учреждения позволяет решать следующие задачи, проводимые в логике формирования физической культуры личности:

• изучение локального опыта реализации различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном пространстве региона;

• создание и обоснование авторских программ и воспитательных систем физкультурно-оздоровительной ориентации;

• адаптация и совершенствование ранее апробированных подходов физической культуры к реальным условиям образовательного учреждения;

• теоретическое обоснование новых подходов в области физической культуры исходя из потребности расширения автономии образовательных институтов;

• интеграция знаний, полученых в различных областях оздоровительной деятельности;

• разработка и апробирование диагностического инструментария, позволяющего не только выявлять и оценивать качество реализации предлагаемых услуг в области физической культуры и их результатов, но и обосновывать необходимость в их дальнейшем развитии;

• выявление и изучение факторов, предопределяющих логику и качество образовательного пространства в области физической культуры.

Таким образом, заложена идея физкультурного образования студентов, суть которой состоит в том, чтобы научить учащихся заботиться о своём здоровье, используя методы самообразования, в течение всей жизни.

Библиографический список

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя. - М.: Наука, 2008. - 134 с.

2. Лубышева, Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту [Текст] // Теория и практика физической культуры / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. - 2003. - №12. - С.13-16.

3. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / А.П. Матвеев. - М.: СПРИНТ, 1997. - 120 с.

4. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. - № 5. - С. 55-61.

Bibliography

1. Zimnya, I.A. Key competences - a new paradigm of the education / I.A. Zimnya. - M: Science, 2008. - 134 p.

2. Lubysheva, L.I. The Concept of modernization of the process of training specialists in physical culture and sport // Theory and practice of physical culture / L.I. Lubysheva, V.A. Magin. - 2003. - №12. - P.13-16.

3. Matveev, A.P. Essays on the theory and methodology of education of the students in the circle of physical culture / A.P. Matveev. - M: SPRINT, 1997. -120 p.

4. Hutorskoy, A.V. Key competences. Technology design / A.V. Hutorskoyt // Public education, 2003. - № 5. - P. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.