УДК 316:379.8 ББК 60.564.0 Г 61
Г.В. Головина,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности
Краснодарского государственного университета культуры и искусств, г. Краснодар, 8903-453-8-333, [email protected]
Функции досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества
(Рецензирована)
Аннотация. Рассмотриваются функции досуговой деятельности в наиболее значимых ее характеристиках, в аспекте соответствия различным потребностям членов общества, для чего изложен генезис термина «досуговая деятельность», охарактеризованы его основные научные трактовки и признаки.
Ключевые слова: досуговая деятельность, культурно-досуговая деятельность,
социально-культурная деятельность, функции досуговой деятельности.
G.V. Golovina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Socially-Cultural Activity,
Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, ph.: 8-903-453-8-333,
Functions of leisure activity as its most significant characteristics in the aspect of conformity to various requirements of society members
Abstract. The paper examines the functions of leisure activity as its most significant characteristics in the aspect of conformity to various requirements of society members. The author discusses the genesis of term “leisure activity” and characterizes its basic scientific interpretations and indicators.
Keywords: leisure activity, cultural-leisure activity, social-cultural activity, functions of leisure activity.
Досуговая деятельность носит многосторонний характер, он соответствует различным потребностям членов общества, поэтому функции досуговой деятельности определяются социальным и культурным назначением, структурой общества.
Неоднозначность терминологии, недостаточная обоснованность классификации функций досуговой деятельности, и, наконец, самое главное - существование в научной литературе множества определений досуговой деятельности, отсутствие строгих критериев, позволяющих определить ее содержательную наполненность, дает право утверждать, что на сегодняшний день данная проблема недостаточно исследована в отечественной науке и пока не создана ее единая теория.
Предложенные научные разработки по рассматриваемому вопросу отличаются большим разнообразием. Нередко сам термин «досуговая деятельность» выступает в литературе как «культурно-досуговая деятельность». Под этим подразумевается, что понимание «досуга» может быть шире и включать в себя дополнительные виды деятельности.
Для достижения цели данной статьи автору необходимо остановиться на наиболее правомерном, с его точки зрения, понятии «досуговая деятельность», для чего требуется
описать генезис термина и охарактеризовать его основные научные трактовки.
Большинство современных российских научных школ считает досуговую деятельность частью социально-культурной деятельности. Разделяя данную позицию, обратимся для начала к понятию и термину «социально-культурная деятельность».
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» утверждают, что «социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения» [1].
По мнению М.А. Ариарского, социально-культурная деятельность - «это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» [2]. Он пишет: «Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры, как на профессиональной, так и на любительской основе;
второе - практически объединило всех людей, которые в большей или в меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры;
третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры;
четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентированное на распространение ценностей культуры;
пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационнопосреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой,
развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры».
В учебном пособии «Современные технологии социально-культурной деятельности» под редакцией Е.И. Григорьевой социально-культурная деятельность определяется как «интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени» [3].
Существует общепринятое понимание социально-культурной деятельности, которое мы используем в рамках настоящего диссертационного исследования: социально-культурная деятельность - это деятельность социальных субъектов по созданию, сохранению, распространению, освоению (использованию) культурных ценностей.
Социально-культурная деятельность как область общественной практики - это огромное пространство, «в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом» [4]. В то же время социальнокультурная деятельность есть область педагогики, призванная формировать социальный заказ общества, действуя в сфере досуга.
Вышесказанное подтверждает вывод о том, что досуговая деятельность является одной из составляющих социально-культурной деятельности.
Следует рассмотреть, как эволюционировали в России понятие и термин «досуговая
деятельность».
Зародившееся в Х1Х веке «внешкольное образование, деликатное и интеллигентное по своей начальной сути, в первые же годы Советской власти превратилось, по воле большевиков, в тенденциозную и крикливую политико-просветительную работу» [5], т.к. главной целью и основным ее содержанием было признано распространение идеологических идей марксизма и большевизма.
В 1940 году в связи с новой политикой коммунизма стала задача культурного просвещения, и появилось новое название - «культурно-просветительная работа». Однако содержание оставалось прежним. Такая идеологизация досуга наблюдается вплоть до конца 80-х годов ХХ века.
Политические и экономические изменения конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века изменили и сущность описываемой деятельности. Уход идеологии из сферы досуга, переориентация в основном на отдых и развлечения, вытеснение функций развития и самореализации человека на задний план, появление новых задач извлечения прибыли, а отсюда - коммерциализация досуговой сферы привели к появлению новой терминологии. В настоящее время советская теория культурно-просветительной работы утратила свой предмет и стала историческим реликтом. Термин «культурно-просветительная работа» как скомпрометированный советским тоталитаризмом был заменен термином «культурнодосуговая деятельность».
Многообразие терминов объясняется тем, что на обозначенных выше этапах развития на первый план выдвигались разные функции, что и находило отражение в наименовании данного вида деятельности.
Специфика досуговой деятельности заключается в доминировании личных интересов, склонностей личности, в автономности от жестких социальных требований, регулирующих другие сферы жизнедеятельности человека. В современных условиях досуговая деятельность самоцельна и самоценна, она не является подготовкой к другой деятельности, а в идеале служит развитию способностей, реализации интересов, духовному развитию личности.
H.Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуговая деятельность является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовнокультурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [6].
Человек становится личностью, овладевая культурой, обретая социальные качества, в процессе преодоления себя и благодаря самому себе.
Суммируя выделенные учеными признаки досуговой деятельности, можно назвать следующие:
I. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности.
2. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность.
3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.
4. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуговых ценностей).
5. Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека.
6. Поиск удовольствий, разнообразия.
7. Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я».
8. Массовость.
9. Доступность
10. Стандартизация досуга.
11. Бескорыстие [7].
Как уже было сказано выше, в разные исторические периоды выдвигались те или иные функции досуговой деятельности. В настоящее время мы можем говорить о полифункциональности досуговой деятельности.
Стрельцов Ю.А. выделяет три основные социокультурные функции досуговой деятельности. Первая из них - рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил, и релаксацию, направленных главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция досуга - развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку. Сущность третьей функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие - развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении [8].
Л.А. Акимова, делая заключение о том, что «функции досуга и рекреации сливаются» [9], рассматривает их в совокупности, при этом выделяя функции рекреационно-досугововй деятельности:
- конпенсаторская функция (возможность развивать отсутствующие желаемые способности, задатки, и удовлетворение самых разнообразных потребностей);
- соучастие в процессе естественного отбора (человек осознанно или неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусствено созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости);
- игровое начало рекреационно-досугововй деятельности (увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности);
- социализирующая функция (охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание);
- ценностно-гедонистическая функция (обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личной цели);
- функция развития (дополняющая экзистенциальную и социализирующую);
- функция общения (процесс в социальном изменении - времени, пространстве и среде) [10].
В учебнике «Культурно-досуговая деятельность» под научной редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова утверждается, что все социальные «функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к принижению роли учреждений культуры, к сужению сферы его влияния на развитие личности» [11]. Здесь же отмечается, что большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности следующим образом:
а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;
в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;
е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере
Перечисленные функции досуговой деятельности тесно связаны между собой.
Социальные функции досуговой деятельности подразделяют на три уровня:
федеральный, региональный и местный.
«На федеральном это:
- законодательное обеспечение условий для творческой деятельности в учреждениях культуры;
- защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;
- создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;
- противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры.
На региональном уровне:
- создание условий административной децентрализации в сфере культуры;
- обеспечение развития региональных культур и сохранение культур прошлого;
- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.
На местном уровне:
- развитие общественной эстетически организованной среды;
- активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;
- создание условий для совершенствования деятельности учреждений культуры;
- развертывание системы домашнего досуга.» [13].
А.Д. Жарков отмечает, что социальные функции имеют свою внутреннюю структуру, которые подразделяются на целевые, организационно-методические функции; на функции-средства; функции, согласованные с потребностями людей в культурно-досугововй деятельности и обеспечивающие непосредственное педагогическое управление деятельностью учреждений культуры функции условия. [14].
С.Г. Огнева, рассматривая культурно-досуговую деятельность как одно из пространств развития личности, соотносит ее функции с педагогическими задачами, выделяя при этом адаптивно-нормативную, образовательно-созидательную, преобразовательно-созидательную, эколого-охранительную, информационно-просветительную, интегративно-коммуникативную, рекреативно игровую функции [15].
Т.Г. Киселева выделяет постоянные функции (коммуникативную, информационнопросветительную, культуротворческую, рекреативно-оздоровительную) и временные функции (экономическую, нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга, финансово-экономического обеспечения учреждений досуга, обеспечения досуговых форм самодеятельного населения, организации групповой, семейной и личностной службы досуга в социуме).
При этом Т.Г. Киселева отмечает, что каждая функция «проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развития творческих способностей личности, создания максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей» [16].
По нашему убеждению, функции досуговой деятельности являются наиболее значимыми ее характеристиками в аспекте соответствия различным потребностям членов общества.
Примечания:
1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. С. 12.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ЭГО, 2001. С. 251.
3. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие.
Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. С. 6.
4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Указ. соч. С. 58.
5. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. Омск: Омич, 2000. С.
190.
6. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения: учеб. пособие. Казань: Медицина, 1995. С. 21.
7. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб. пособие. М., 2003. С. 38.
8. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во МГУКИ, 2003. С. 6.
9. Акимова Л.А. Указ. соч. С. 36.
10. Там же. С. 26-27.
11. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова, проф. В.М. Чижикова. М.: Изд-во МГУКИ, 1998. С. 85.
12. Там же. С. 80.
13. Там же. С. 82-83.
14. Там же. С. 84.
15. Огнева С.Г. Досуг в условиях лагеря как одна из сфер социально-культурной деятельности // Детский отдых и оздоровление в Краснодарском крае: информационноаналитический сборник по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае. Краснодар: Департамент семейной политики Краснодарского края, 2010. С. 5.
16. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Указ. соч. С. 104.
References:
1. Kiselyova T.G., Krasilnikov Yu.D. The foundations of sociocultural activity: a manual. М.: MGUK Publishing house, 1995. P. 12.
2. Ariarsky M.A. Applied culturology. 2 ed., corrected and enlarged. SPb.: EGO, 2001. P.
251.
3. Modern technologies of sociocultural activity: a manual. Tambov: Publishing houseof the TGU of G.R. Derzhavin, 2002. P. 6.
4. Kiselyova T.G., Krasilnikov Yu.D. Mentioned work. P. 58.
5. Novatorov V.E. Marketing in sociocultural sphere. Omsk: Omich, 2000. P. 190.
6. Maksyutin N.F. Cultural and leisure activity: the abstract of lectures, basic activities and definitions: a manual. Kazan: Medicine, 1995. P. 21.
7. Akimova L.A. The sociology of leisure-time: a manual. М., 2003. P. 38.
8. Streltsov Yu.A. Culturology of leisure-time: a manual. 2 ed. М.: MGUKI Publishing house, 2003. P. 6.
9. Akimova L.A. Mentioned work. P. 36.
10. Ibidem. P. 26-27.
11. Cultural and leasure activity: a textbook / ed. by the Academician of Russian Academy of Natural Sciences A.D. Zharkov, prof. V.M. Chizhikov. М.: MGUKI Publishing house, 1998. P. 85.
12. Ibidem. P. 80.
13. Ibidem. P. 82-83.
14. Ibidem. P. 84.
15. Ogneva S.G. Leisure in the camp conditions as one of the spheres of sociocultural activity // Children’s rest and health improvement in the Krasnodar Territory: the information-analytical collection on the organization of rest, health improvement and activity of children in the Krasnodar Territory. Krasnodar: Department of family policy of the Krasnodar Territory, 2010. P. 5.
16. Kiselyova T.G., Krasilnikov Yu.D. Mentioned work. P. 104.