2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 16 Вып. 1
УДК 159.9.07 Д. Н. Волков
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ: ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ «АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2015»
Статья посвящена подведению итогов работы традиционной международной научной конференции «Ананьевские чтения». В 2015 г. участники конференции выстраивали свои доклады и дискуссии в соответствии с заявленной темой конференции — фундаментальные проблемы психологии. Основное содержание статьи составляет описание мероприятий конференции: автор акцентирует внимание читателей на теме конференции, приводит описание пленарных докладов, представленных крупными учеными-психологами по самым актуальным вопросам и современным исследовательским направлениям. Особое внимание уделено анализу работы каждой отдельной секции и круглого стола, участники которых обменивались информацией об актуальных научных гипотезах, результатах исследований и прикладных аспектах работы специалистов в отдельных областях психологии.
Ключевые слова: психология, фундаментальные проблемы, теоретические и прикладные аспекты, современные психологические исследования, конференция «Ананьевские чтения».
D. N. Volkov
FUNDAMENTAL ISSUES IN PSYCHOLOGY:
"ANAN'EVSKIE CHTENIA 2015" CONFERENCE CONCLUSIONS
This paper sums up the themes and results of the "Anan'evskie chtenia 2015" international conference. The main theme of the conference was "Fundamental issues in psychology". The paper finds that reports and discussions were related generally to the main theme of the conference. The paper also describes how the conference was organized and what kinds of events were happened. Finally this paper explores the conference events in order to present a range of specific modern psychological research on fundamental issues of psychology.
Keywords: psychology, fundamental issues, theoretical and applied psychology, modern psychological research, conference "Anan'evskie chtenia".
Волков Денис Николаевич — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]
Volkov Denis Nikolaevich — PhD, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Uni-versitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
Традиционная международная научная конференция «Ананьевские чтения» состоялась 20-22 октября 2015 г. в Санкт-Петербургском государственном университете. В этом году конференция была посвящена методологическим и теоретическим проблемам современной психологии.
В рамках конференции было проведено пленарное заседание, организована работа 20 секций и четырех круглых столов, проведена дискуссия по проблематике пленарных докладов, прочитана вечерняя лекция. Доклады участников конференции позволили обсудить перспективы развития психологической науки, а также методологические трудности, с которыми в настоящее время сталкивается психология.
Участники и гости конференции продемонстрировали пристальный интерес к фундаментальным проблемам, что было заметно по их активной работе. В конференции приняло участие более 400 человек из России (Санкт Петербург, Москва, Ярославль, Ростов-на-Дону, Сколково, Тверь, Арзамас, Сыктывкар, Киров, Кострома, Казань, Пермь, Омск, Тюмень, Екатеринбург и др.) и стран ближнего и дальнего зарубежья (Нью-Хейвен, США; Белград, Сербия; Мадрид, Испания; Вильнюс, Литва; Геттинген, Германия; Иерусалим, Израиль; Алма-Ата, Казахстан). В работе пленарного заседания приняло участие более 250 человек. Всего в ходе конференции доклады, выступления, сообщения и презентации сделало более 260 человек.
Участники конференции представляли не только известные образовательные и академические организации, но и отдельные профильные организации прикладной психологии, что подтверждает заинтересованность в поиске ответов на фундаментальные вопросы не только психологов-исследователей, но и психологов-практиков.
Тожественное открытие конференции проходило в актовом зале главного здания СПбГУ С приветственным словом выступили: пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин, директор Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветкова и декан факультета психологии СПбГУ А. В. Шаболтас. На пленарном заседании было заслушано пять докладов, позволивших очертить круг ведущих теоретических и методологических направлений развития современной психологии.
Доклад руководителя лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН, чл.-корр. РАН Д. В. Ушакова «Теоретическая психология и принцип универсального эволюционизма» осветил современные взгляды на развитие человека в целом, а также идеи адаптации человеческого организма к среде и одновременно личности человека к существующему социокультурному контексту. Заведующий кафедрой общей психологии СПбГУ профессор В. М. Ал-лахвердов посвятил свой доклад «Психика и сознание в логике познания» анализу различных подходов к изучению важнейших понятий психологии: психики и сознания, что позволило обсудить очень «неудобную», но, безусловно, фундаментальную проблему предмета психологии. Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития ИП РАН профессор В. В. Знаков представил доклад «Психология понимания многомерного мира человека», в ходе которого систематизировал подходы к современной и динамично развивающейся проблеме понимания внутреннего мира личности. Профессор кафедры общей психологии СПбГУ Н. В. Гришина в своем докладе «Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности» обратила внимание на принципы и перспективы применения ситуационного подхода в психологии, популярность которого в по-
следнее время возрастает, а объяснительные модели совершенствуются. В докладе профессора Йельского университета (США) Е. Л. Григоренко «Ключевые слова научной деятельности психолога в США: peer-reviewed, evidence-based, translational» были представлены базовые ориентиры, позволяющие понять современные тенденции в исследованиях наших зарубежных коллег.
В рамках конференции состоялась открытая вечерняя лекция заведующего кафедрой общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, чл.-корр. РАО Б. С. Братуся «Выготский, Лурия, Леонтьев: начало». Лекцию, которая вызвала серьезный интерес участников конференции, посетило более 120 человек.
В конференции приняла участие группа наших коллег-психологов (главный редактор журнала «Социальная психология общества», профессор Н. Н. Толстых; руководитель Центра игры и игрушки МГППУ профессор Е. О. Смирнова; профессор МГППУ Т. П. Гаврилова; научный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» Т. А. Нежнова; научный редактор журнала «Вопросы психологии» В. Г. Щур; вице-президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии России Р. И. Спектор), представивших мероприятие «Фундаментальные проблемы психологической жизни в концертном исполнении: Юбилейное выступление звезд московской психологии». Авторы ознакомили слушателей со своим вйдением острых теоретических, методологических и отдельных прикладных проблем психологии в глубоко переработанной и творчески представленной форме. Несмотря на позднее время проведения встречи, принять участие в ней собралось более 150 человек.
Подробное и развернутое обсуждение фундаментальных и теоретических проблем проходило на заседаниях секций и круглых столов, которые позволили специалистам-психологам в удобной форме, целенаправленно, с учетом особенностей конкретных исследовательских и прикладных направлений психологии обменяться информацией по научно-исследовательским и прикладным вопросам.
В работе секции «Когнитивная психология» (руководители: В. М. Аллахвер-дов, Н. В. Морошкина, В. А. Гершкович) приняло участие 48 человек, в основном — научные сотрудники научно-исследовательских лабораторий, преподаватели, аспиранты и студенты вузов. Всего было заслушано 19 устных докладов, при этом 8 докладов представили молодые ученые.
Три из представленных на секции докладов были теоретическими, остальные освещали результаты эмпирических или экспериментальных исследований. Наиболее популярные темы: исследование интуиции и неосознаваемых когнитивных процессов (прайминг-эффектов, имплицитного научения, эффекта неосознаваемого негативного выбора), изучение механизмов зрительного восприятия, внимания и когнитивного контроля, исследование свойств ментальных репрезентаций. Также были представлены доклады, посвященные проблеме дефицита когнитивных функций при различных психопатологиях (шизофрения, депрессивные состояния, расстройства аутического спектра), возможностей его диагностики и компенсации. Наибольшие споры и сомнения вызвали доклады исследовательской группы из Тюменского государственного университета, представленные И. В. Васильевой и М. А. Заевой. В данных работах излагались результаты экспериментального исследования интуиции как прекогниции, то есть предугадывания еще не произошедших событий, связанных с доминантными потребностями.
В целом, стоит отметить, что среди представленных на секции исследований по когнитивной психологии преобладали экспериментальные исследования (более половины) по сравнению с исследованиями описательными и/или корреляционными, что соответствует общемировым трендам в психологических исследованиях.
В работе секции «Теоретические и методологические проблемы клинической психологии» (руководители: О. Ю. Щелкова, Л. И. Вассерман, И. И. Мамайчук) приняло участие 45 человек. Было заслушано десять докладов.
Содержание докладов секции отражало основные направления развития современной клинической психологии. Доклады были посвящены целому ряду актуальных проблем: система отношений «врач-больной», психологические особенности пациентов с различными соматическими заболеваниями, психология здоровья, психология детей и подростков с нарушенным развитием. Особый интерес и научную дискуссию вызвали следующие доклады: «Психоонкология: методологические принципы и направления развития» (В. А. Чулкова) и «Психосемантическое поле пациентов онкологической клиники» (М. А. Русина). Кроме того, несомненной новизной отличался доклад профессора СПбГУ Е. Е. Ляксо «Эмоциональные проявления у детей с расстройствами аутистического спектра». Доклад психолога Н. В. Нольд «Особенности структуры интеллектуального развития детей с общим недоразвитием речи», основанный на описании исследования около 500 школьников и включающий тщательный анализ полученных эмпирических данных, вызвал живой интерес у аудитории и активную дискуссию. Доклад «Методология исследования влияния коронарного шунтирования на когнитивный статус больных» (Д. А. Еремина) спровоцировал участников на активное обсуждение затронутых проблем.
На секции «Фундаментальные исследования по проблемам современного образования» (руководитель: Н. В. Бордовская) было заслушано 24 доклада. Всего в работе секции приняло участие 33 человека.
Проблематика исследований, представленных на секции, отражала широкий спектр концептуальных ориентиров воспитания и образования. Например, были освещены вопросы антропологических ориентиров концептуализации воспитания, инклюзивного образования, методологии образования взрослых, формирования учебных умений и навыков у школьников, развития когнитивных учебных стратегий у студентов и многие другие.
В докладах секции, а также в развернувшейся дискуссии было определено, что в рамках проблем современного образования теоретически актуальными следует считать развитие междисциплинарных подходов к исследованиям, в основной своей массе психолого-педагогическим с включением философских, антропологических, богословских, социологических, нейропсихологических и других теорий. Подобный междисциплинарный подход в теоретических исследованиях обеспечивает целостное вйдение целей и содержательных смыслов не только в сфере воспитания (например, духовно-нравственного воспитания и самоорганизации учащихся), но и обучения людей разного возраста и возможностей, связанного с выделением приоритетов обучения взрослых и уточнением целесообразности смены образовательной парадигмы в обучении людей со специальными возможностями. Значимой с точки зрения практической деятельности психолога следует считать проблему экспертной оценки и введения в практическое использование профессиональных психолого-педагогических методик, технологий и обучающих программ.
В ходе работы секции участниками была констатирована необходимость в создании общедоступного отечественного информационного «банка» психолого-педагогического инструментария. При этом эффективность и содержательная ценность инструментов психолого-педагогического воздействия должна быть подтверждена профессиональной экспертизой.
В целом представленные на секции доклады позволяют определить новые перспективные разработки в рассмотренной области науки и практики. Участники отметили перспективность изучения таких вопросов, как влияние на функциональную динамику мозговой активности конкретных стратегий обучения и психолого-педагогических технологий, оценка эффективности использования технологических средств по оптимизации адаптации студентов к обучению, поиск специфики в подготовке преподавателей для проектного или проблемного обучения взрослых.
Работа секции «Теоретические проблемы психофизиологии» (руководитель: В. Д. Балин) заинтересовала более 50 человек. Было заслушано шесть докладов.
Работа секции была открыта докладом В. Д. Балина, посвященным теоретическим проблемам психофизиологии: рассматривались отличительные черты, характерные для Ленинградской (Санкт-Петербургской) научной психофизиологической школы. Доклады М. А. Прилипко, М. А. Локотковой, И. А. Горбунова, К. А. Че-пиковой и М. Р. Зайнутдинова были посвящены проблеме моделирования разных психических явлений. Моделирование в настоящее время рассматривается как новый современный этап в традиционных системных исследованиях. Для создания моделей требуется использование накопленного эмпирического и теоретического материала, что способствует интеграции и обобщению психологического знания. Данное обстоятельство начинает проявляться в новых психологических и психофизиологических исследованиях. Так, ученые-исследователи Санкт-Петербургской школы работают в русле указанного нового направления на протяжении последних нескольких лет, что позволило расширить наши знания в указанной области и привнести новые взгляды на традиционные вопросы. Доклад М. В. Петрова был посвящен исследованию с применением метода вызванных потенциалов, регистрируемых у больных шизофренией. При этом полученные материалы были использованы для построения новой модели процесса переработки поступающей извне информации в норме и при шизофрении.
В ходе дискуссии по итогам выступлений было определено, что обучение применению процедур моделирования в рамках психологии в целом и в психофизиологических исследованиях в частности актуально, однако требует достаточно хорошей математической подготовки специалистов. В связи с этим участниками секции было сформулировано предложение по оптимизации различного рода образовательных программ.
В рамках секции «Теоретические проблемы социальной психологии» (руководитель: А. Л. Свенцицкий) было сделано девять докладов. Всего в работе секции приняло участие 34 человека.
В ходе работы секции было выделено несколько центральных проблем. Одна из них — проблема, связанная со снижением уровня доверия между людьми. В докладе по указанной проблеме были представлены результаты исследования, направленного на выявление наиболее эффективной организационной стратегии в ситуации кризиса с целью сохранения доверия к отрасли производства, бренду,
руководству и персоналу компании. Следующая проблема — проблема техники и технологии эмоциональной регуляции социального поведения, а также вопросы просоциального поведения личности, личностной идентичности и жизненного пути. Было отмечено, что изменение геополитической ситуации в связи с украинскими событиями вызвало изменения в социальных представлениях россиян об украинцах, американцах, европейцах и о себе самих. Произошло изменение идентификационных критериев, переписывание «социальных портретов» и смена «присвоенного» личностью места в системе идентификаций. В докладе о социально-психологической интерпретации личности как процессе актуализации в сознании людей связей внешне проявляемых признаков человека с психологическими качествами его личности выделена гносеологическая структура данной интерпретации, которая состоит из трех уровней: индивидуально-психологического, социально-психологического и социального. Был проанализирован опыт применения нарративного подхода в исследовании жизненных ситуаций и смыс-ложизненных ориентаций личности. Описаны его возможности в изучении значимых ситуаций и этапов формирования индивидуальности. Исследование обнаружило причинно-следственные связи между значимыми для человека событиями, смысложизненными ориентациями и способностью к интеграции своего жизненного опыта.
Участниками секции были рассмотрены и вопросы влияния культуры различных этносов России на гендерное поведение, а также проблемы семьи и брака. В первую очередь следует отметить тенденции к демократизации семейных отношений, либерализации семейных ролей, возрастанию психотерапевтической функции семьи. В одном из докладов были рассмотрены результаты исследования социально-психологических установок молодых людей по отношению к их будущей семье и браку. Важными факторами формирования и проявления семейных установок являются ценностные ориентации, атрибуция ответственности, а также образ родительской семьи.
В работе секции «Фундаментальные проблемы развития индивидуальности» (руководитель: Л. А. Головей) приняло участие 48 человек. Было заслушано 19 докладов.
Секция была посвящена проблемам развития индивидуальности человека. При этом участники секции постановили, что изучение развития человека возможно только с позиции дифференциальной психологии, с позиции индивидуальных траекторий развития, индивидуальных особенностей. В представленных на секции докладах были отражены проблемы развития индивидуальности в разные возрастные периоды, начиная от раннего возраста и заканчивая периодом старения. Было отмечено, что проблематика исследований, проводимых в России по данному научному направлению, достаточно разнообразна. Среди прочего рассматриваются вопросы изучения интеллектуального развития в дошкольный период, соотношения обучения и умственного развития, особенностей временной перспективы подростков, психологической автономии личности студентов на разных этапах обучения в вузе, взаимосвязи музыкальных предпочтений с особенностями личности студентов, проблемы формирования сексуальной идентичности, осмысленности жизни и психологического благополучия взрослых, ресурсов позитивного развития в период взрослости и старения, отношения к пожилому возрасту.
Наиболее актуальным с точки зрения науки и практики представляется ряд проблем. В частности, проблема психологического благополучия личности, но не в клиническом аспекте, а в аспекте нормативного развития. В частности, в докладах секции была предпринята попытка очертить круг параметров, которые составляют психологическое благополучие личности. Исследования показывают, что высокий уровень осмысленности соотносится с более выраженными характеристиками психологического благополучия. Показателем психологического благополучия может выступать, наряду с удовлетворенностью жизнью, доверие к себе и окружающему миру. Так, показано, что у подростков, проживающих в семьях и в детском доме, показатели удовлетворенности не отличаются, но показатели доверия выше у подростков, проживающих в семье. Еще одной, не менее актуальной проблемой выступает проблема ресурсов позитивного развития в период старения. В ряде исследований показано, что одним из факторов развития в этот возрастной период выступают путешествия. Пожилые люди, которые много путешествуют, испытывают большую удовлетворенность жизнью.
Представленные на секции исследования обладают научной новизной, поскольку освещают недостаточно изученные, но имеющие большую научную и практическую значимость вопросы. Прежде всего стоит отметить исследование психологической автономии личности студентов на разных этапах обучения в вузе, факторов, формирующих отношение к пожилому возрасту, исследование личностной и адаптационной зрелости в спектре факторов индивидуального развития.
В рамках секции «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: проблемы и перспективы» (руководители: Н. Е. Водопьянова, Е. А. Родионова) было сделано семь докладов. Всего в работе секции приняло участие 13 человек.
На секции были представлены доклады с проблематикой в области психологического обеспечения профессиональной деятельности. В докладах четко прослеживалась связь научных исследований, а также теоретических положений фундаментальной психологии с актуальными задачами, стоящими перед специалистами-практиками: проблемы профессионального здоровья специалистов, компетенций руководителя и специалистов, показатели успешности и психологические факторы, обеспечивающие успешность в профессиональной деятельности специалистов разного уровня. Особый интерес вызывал доклад профессора А. Н. Фоминовой, посвященный анализу факторов оптимизации психологического состояния профессионала.
Специфической особенностью работы секции стало отражение междисциплинарных связей в исследованиях: педагогических технологий, нанотехнологий, медицины, экономики и менеджмента. Была отмечена потребность в активной интеграции результатов исследования в практику: все выступающие и докладчики соотносили рассматриваемые феномены с возможностью использования результатов исследования в практической деятельности, предлагали пути повышения эффективности деятельности профессионалов-специалистов на основе учета психологических факторов, представляя участника бизнес-процесса как активного субъекта деятельности.
По каждому докладу велись научные дискуссии, демонстрирующие интерес аудитории к обозначенным проблемам. В целом, работа секции была насыщенной
и полезной для всех присутствующих. Среди наиболее актуальных вопросов, обозначенных докладчиками и выступающими в процессе обсуждения, были: выделение психологических факторов профессиональной успешности и эффективности, научный анализ этих понятий; необходимость со стороны специалистов-психологов более активного включения в разработку критериев эффективности при опоре на личностные характеристики и активную роль субъекта профессионального процесса. Была подчеркнута значимость исследований и разработки профессионально важных качеств, моделей профессиональных компетенций современного специалиста в условиях динамичной экономической и политической ситуации, в которых находятся современные организации и специалисты.
На секции «Современные направления организационной психологии» (руководитель: С. А. Маничев) было заслушано девять докладов. В работе секции приняло участие 62 человека.
Работа секции позволила отметить высокую актуальность для современной России исследований, проводимых в рамках организационной психологии и направленных на повышение эффективности функционирования организаций, сохранение физического и психического здоровья работников, повышение психологического благополучия, удовлетворенности трудом. Также отмечена актуальность исследований управления персоналом посредством адекватного мотивирования, формирования организационной культуры, изучения факторов успешной управленческой деятельности, ответственности и свободы работников. При этом следует продолжать исследования удовлетворенности трудом и факторов, ее обусловливающих, таких как ценности работников, гарантированность занятости, рациональная организация рабочей среды.
Участники секции определили, что новым трендом в российской организационной психологии является выделение практических направлений по формированию психологического благополучия персонала. К ним относятся программы «Антистресс на рабочем месте» и «Практика благополучия», которые могут реали-зовываться в компаниях любого профиля. При этом программы ориентированы на достижение высоких показателей деятельности при сохранении физического и психического здоровья работников. Заслуживает внимания направление исследований поведенческих технологий при трудоустройстве выпускников высших учебных заведений, выбор коммуникационных каналов которых не совпадает с выбором работодателей. Отрадно, что продолжаются исследования профессиональной карьеры работников в рамках биографического подхода, который ориентирован на отбор персонала с учетом ключевых факторов биографии, способствующих успешной деятельности работника.
На секции «История отечественной психологии ХХ века: война и мир (В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне)» (руководитель: Н. А. Логинова) было заслушано десять докладов. Всего в работе секции приняло участие 35 человек. Следует отметить, что в рамках конференции «Ананьевские чтения» секция по истории психологии была организована впервые.
Часть докладов была посвящена участию психологов в Великой Отечественной войне. В докладах было показано, что в нашей стране психологическая наука к началу войны оформилась на базе марксизма. В ней был накоплен теоретический и эмпирический материал, подготовлены кадры, которые были способны решать
практические задачи военного времени. В докладах участников особое внимание привлекло описание решения следующих задач: восстановление психофизиологических функций, пораженных вследствие боевых контузий и ранений (доклад Е. В. Левченко); маскировка градостроительных объектов; воспитание характера воина; укрепление боевого духа в войсках; участие психологов в подготовке военных летчиков и разведчиков; создание военной техники. А. Н. Ждан в своем докладе показала, как надежная теоретическая база советской психологии способствовала успешному внедрению психологии в практику. В свою очередь практическая работа обогащала теорию, особенно нейропсихологию. С. А. Богданчиков обратился к биографиям и воспоминаниям участников войны и нашел немало фактов, касающихся военной психологии. Н. А. Логинова представила результаты историко-психологического анализа деятельности ленинградских психологов в блокадном городе и в эвакуации. Выступавшие по военной тематике отметили, что в разгар войны была учреждена Академия педагогических наук, открыты отделения психологии в МГУ и ЛГУ (СПбГУ). Психологическая наука выжила, утвердилась, но понесла большие человеческие потери, особенно это характерно для научных и образовательных учреждений Ленинграда.
Кроме докладов на военную тематику были представлены и другие. Так, Н. Ю. Масоликова посвятила свой доклад ряду вопросов в такой мало разработанной области, как русское психологическое зарубежье. В продолжение темы прозвучал доклад Э. В. Тихоновой о пражском периоде жизни философа и исследователя творческой деятельности И. И. Лапшина, бывшего профессора Петербургского университета. Интерес вызвал и доклад А. А. Меденкова, который рассказал о многолетней деятельности психологов Г. М. Зараковского, Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина в авиакосмической отрасли страны. С. В. Морозова и И. А. Горбунов поделились новыми знаниями об использовании математических методов в российской психологии. И. А. Мироненко представила факты и соображения о состоянии проблемы целостного человека в зарубежной психологии. Взгляд на современную российскую психологию из-за рубежа был отражен в письменном докладе А. Ясницкого.
По итогам обсуждений было решено создать сайт по истории российской психологии, поставить вопрос о создании лаборатории истории психологии в СПбГУ, продолжить работу секции истории психологии в рамках конференции «Ананьев-ские чтения», активно публиковаться в зарубежных психологических журналах, привлекать научную молодежь к психолого-историческим исследованиям, создавать современные учебные пособия о психологии в России. Участники отметили хорошую организацию, благожелательную атмосферу и уважительный, заинтересованный тон дискуссии на секции и всей конференции.
В работе секции «Теоретические проблемы и практические задачи психологии спорта» (руководитель: А. Е. Ловягина) приняло участие 56 человек. Было заслушано 15 докладов. Также в рамках работы секции был организован мастер-класс приглашенного специалиста.
Доклады секции были посвящены проблемам психологического сопровождения в детско-юношеском спорте и в спорте высших достижений. Молодыми учеными-исследователями были изложены результаты эмпирических исследований по вопросам совершенствования внимания в процессе решения двигательных задач, мотивации занятий спортом, психической саморегуляции спортивной деятельно-
сти. В докладах Г. Д. Горбунова, В. К. Сафонова, Е. Е. Хвацкой затрагивались проблемы организации психологического сопровождения в тренировочном процессе и на соревнованиях, анализировались отечественные и зарубежные подходы в данной области. Н. Л. Ильиной был сделан доклад по материалам Европейского конгресса спортивных психологов, освещавший основные направления работы европейских психологов в спорте. Также участники секции смогли принять участие в работе мастер-класса О. В. Тиуновой «Совместный анализ полученного опыта побед и поражений», в значительной степени привлекшего внимание аудитории.
По итогам работы секции можно сказать, что наиболее актуальными представляются вопросы организации взаимодействия психолога с тренером, а также индивидуализации психологической помощи спортсменам. Рассмотрены материалы современных исследований психологических защит и копинг-стратегий спортсменов, отношения тренера к психологическому сопровождению и поведения родителей юных спортсменов, роли анализа побед и поражений на спортивных соревнованиях. Активно обсуждались модели работы спортивного психолога и организация психологической службы в сфере физической культуры и спорта.
В рамках работы секции «Рискованное поведение как предмет изучения в психологии» (руководитель: А. В. Шаболтас) было сделано шесть докладов. В работе секции приняло участие более 50 человек. При этом четыре из шести докладов, представленных на секции, затрагивали проблематику рискованного поведения по отношению к ВИЧ. Так, например, одно выступление было посвящено личностным факторам восприятия жизни у лиц с химическими зависимостями; в другом же докладе было описано исследование представлений о чрезвычайной ситуации у курсантов Университета МЧС, как участвовавших, так и не участвовавших в ликвидации последствий ЧС.
Если судить по количеству выступлений на секции, то наиболее актуальной проблематикой исследований, проводимых в России, как в научном, так и практическом плане, является проблематика ВИЧ-ассоциированного рискованного поведения. Современные исследования в области профилактики ВИЧ/СПИД проводятся не только на выборке основных ВИЧ-уязвимых групп населения, таких как: лица, употребляющие наркотики инъекционным путем; мужчины, имеющие секс с мужчинами; работники коммерческого секса, но и в общей популяции. В частности, доклад А. В. Шаболтас был посвящен исследованию метода экспресс-тестирования на ВИЧ как способа профилактики в общей популяции женщин. Также в связи с тем, что в России, и в Петербурге в частности, уже проживает достаточно большое количество ВИЧ-позитивных людей, представляется актуальным изучение рискованного сексуального поведения данной группы населения, так как именно рискованное сексуальное поведение на сегодняшний момент является основной причиной новых случаев инфицирования ВИЧ. Доклады А. Ф. Махаматовой и О. В. Кольцовой достаточно подробно раскрыли данную проблематику. Доклад Г. Е. Ураевой о перспективах развития дистантных программ вторичной профилактики ВИЧ продолжал тематику активной профилактической работы с ВИЧ-позитивными людьми с использованием интернет-технологий. Данная тематика обладает несомненной новизной и практической значимостью в современных условиях, характеризующихся как ростом числа ВИЧ-позитивных в общей популяции, так и широкой доступностью для населения Интернета.
В целом работа секции позволила выделить основные актуальные и обладающие новизной и практической значимостью научно-практические исследования в области рискованного поведения в отношении ВИЧ-инфекции.
На секции «Теоретико-методологические проблемы психотерапии и психологического консультирования» (руководители: В. А. Абабков, Г. Л. Исурина) было заслушано 11 докладов. В работе секции приняло участие 42 человека.
Проблематика докладов, сделанных на секции, отражает основные тенденции и проблемы развития современной психотерапии и психологического консультирования: теоретическая обоснованность, разработка новых методических подходов, выявление нозологической специфики, изучение эффективности вмешательств.
Ряд докладов был посвящен теоретико-методологическим проблемам клини-ко-психологических вмешательств, а также формированию новых подходов в отечественной психотерапии, в частности, разработке новой психотерапевтической модели — аналитико-катарктической психотерапии эмоциональных расстройств. Наличие подобных докладов можно расценить как явный признак понимания психологами значимости и важности разработки теоретических основ клинико-пси-хологических вмешательств, без чего невозможно их дальнейшее развитие и оптимизация.
Наибольшее количество докладов было посвящено представлению новых или недостаточно распространенных методов психотерапии и психологического консультирования, в частности различных краткосрочных вмешательств (являющихся распространенными за рубежом, но явно недостаточно используемых в нашей стране), направленных на профилактику или мотивирование к различным видам последующего лечения. В докладах был представлен анализ этих методов с точки зрения их теоретической обоснованности, целей и задач, специфики работы с конкретными контингентами и, что особенно ценно, были представлены результаты эмпирических исследований эффективности этих вмешательств.
Отдельные выступления были посвящены специфике психотерапии, психологического консультирования, психологической помощи и долгосрочного и краткосрочного психологического сопровождения различных нозологических групп и здоровых лиц с определенными психологическими проблемами. Осознание необходимости адаптации клинико-психологических вмешательств к специфике различных контингентов, безусловно, может рассматриваться как позитивная тенденция.
В работе секции «Современные проблемы исследований и практики в консультативной психологии» (руководитель: В. О. Аникина) приняло участие 44 человека. Было заслушано семь докладов.
Консультативная психология — это направление практической психологии. Соответственно, подавляющее число докладов на секции было посвящено таким аспектам практической деятельности психолога, как особенности работы психолога с детьми, трудности осознания своих сильных сторон и ограничений, чувствительность психолога и др. Стоит отметить актуальность исследований, посвященных использованию современных средств связи: скайп и интернет-чат в консультировании. В частности, важным является понимание возможностей и ограничений такого формата консультирования. Другим ключевым направлением является работа со смежными специалистами в помощи детям и их семьям — с воспитателями
детских садов (в том числе интегративных), с врачами поликлиник, где консультант не только работает непосредственно с клиентом (семьей), но и обучает других специалистов навыкам наблюдения за детьми и их родителями, диагностики зон, требующих психологической работы. Отдельно хочется отметить психологическую работу с родителями как важный элемент помощи ребенку.
В ходе дискуссии участники отметили достоинства и недостатки новых перспективных форм работы психолога-консультанта: работу в формате интернет-консультирования. Общение через Интернет — это очень распространенный способ современного общения, и клиенты ожидают, что консультант сможет использовать этот формат.
В работе секции «Психология жизненного пути: экзистенциальный и феноменологический подход» (руководители: Н. В. Гришина, Ю. Е. Зайцева) объединились 67 участников. Было заслушано семь докладов, вызвавших живой интерес и спровоцировавших плодотворную дискуссию.
В рамках работы секции были представлены доклады, отражающие методо-лого-теоретическое состояние исследований по проблематике секции: проанализированы субъектно-аналитический и нарративный подходы. В докладах были представлены результаты крупных эмпирических исследовательских проектов (исследования социально-когнитивных механизмов становления и развития личности, таких как ранние дезадаптивные схемы (Дж. Янг), стиль конструирования идентичности (М. Берзонский), временная перспектива (Ф. Зимбардо) и их связи с особенностями репрезентации жизненного пути, анализа взаимосвязи социально-культурного и индивидуального пласта в пространстве жизненного пути человека). Также внимание было уделено историческому и актуальному социально-культурному контексту становления научного сообщества, работающего в экзистенциальной и феноменологической проблематике.
В начале работы секции с докладом выступил главный научный сотрудник ИП РАН В. В. Знаков. В его докладе «Субъективно-аналитическая психология понимания мира человека» было продолжено обсуждение проблем понимания и постижения человеком окружающего мира, начатое в пленарном докладе. Большой интерес у аудитории вызвал доклад Ю. Е. Зайцевой на тему «Стиль идентичности в автобиографическом Я-нарративе», в котором были обозначены основные подходы и современное понимание идентичности, а также представлен нарративный подход к изучению идентичности, в частности в автобиографическом нарративе. Тема идентичности была продолжена в докладе А. Н. Исаевой «Временная перспектива у лиц с различными стилями идентичности». Следующий доклад был связан с темой жизненного пути, также заявленной в названии секции: О. В. Курышева выступила с сообщением «Нормативные характеристики структурирования жизненного пути в период взрослости». Кроме того, в двух докладах (М. В. Галимзянова, Е. Д. Смышляева; И. А. Курусь) был представлен феноменологический подход к изучению страхов и кризисных переживаний. В заключение работы секции Н. В. Гришина выступила с сообщением «Экзистенциальная психология в пространстве современной психологии», который был посвящен становлению экзистенциального подхода в психологической науке, трудностям и перспективам его развития.
В рамках каждого выступления на секции было обсуждено современное состояние психологии как науки, работающей с новыми психологическими про-
блемами современного человека, живущего в чрезвычайно изменчивом, пластичном, даже «текучем» мире; человека, субъектность которого становится ответом на многочисленные вызовы, требующие принятия решений, выработки гибких и индивидуализированных стратегий переработки информации о себе, сообществах и социуме в целом. Такой «изменяющийся человек в изменяющемся мире» переживает и осмысляет себя как субъекта своей жизни, строя свой жизненный мир и изучая его. Психологи же вынуждены искать новые адекватные способы исследования этого мира и со-бытия при столкновении с кризисами его преобразований. При подведении итогов работы был отмечен огромный интерес, проявленный к тематике работы секции. В докладах, прочитанных в ходе работы секции, были затронуты все заявленные в названии темы — психология жизненного пути, экзистенциальный и феноменологический подходы.
На секции «Интеллектуальный потенциал человека: психологические и социокультурные аспекты» (руководители: О.В.Щербакова, М.В.Осорина, М. А. Холодная) было заслушано шесть докладов. В работе секции приняло участие 50 человек.
Доклады, представленные на секции, были посвящены различным аспектам формирования и проявления интеллектуального потенциала человека в социокультурном контексте. Все доклады были основаны на оригинальных исследованиях, темы которых отличались самобытностью и научной смелостью. Так, они были посвящены изучению функций повседневного фантазирования взрослых, проблемам формирования научных математических концептов у студентов вузов и роли образного языка в этом процессе, использованию оригинальных методик интеллектуальной диагностики, особенностям структуры интеллекта у младших школьников-билингвов и монолингвов, функциональному состоянию мозга в процессе понимания метафор разных типов.
В ходе работы секции был затронут широкий круг проблем, связанных с различными аспектами функционирования человеческого интеллекта. После выступления докладчиков была организована общая дискуссия, на которой участники обсудили наиболее актуальные вопросы. Живой интерес вызвало обсуждение социально-исторических детерминант становления интеллектуального ресурса в российском культурном пространстве (в частности, проблемы снижения качества образования, влияние подготовки к ЕГЭ на интеллектуальную самостоятельность учащихся и т. п.) и возможных путей преодоления существующих трудностей.
В работе секции «Современные проблемы детской клинической психологии»
(руководитель: Н. Л. Плешкова) приняло участие 25 человек, заслушавших шесть докладов.
В ходе работы секции были представлены доклады, демонстрирующие как результаты научных исследований в области детской клинической психологии, так и результаты применения теоретических подходов на практике. Наряду с преподавателями и научными сотрудниками СПбГУ в дискуссии принимали участие студенты старших курсов, аспиранты факультета психологии, что сделало обсуждение докладов оживленным и содержательным.
Доклады студентов специализации «Клиническая психология детей и родителей» А. Летуновской и Ю. Коршиной содержали информацию о речевом развитии
детей раннего возраста, а также о специфике развития исполнительных функций у детей, проживающих в условиях депривации (в домах ребенка). Были представлены результаты пилотных исследований, полученных в ходе реализации гранта Правительства Российской Федерации «Влияние ранней депривации на биологические показатели развития ребенка». Полученные данные свидетельствуют о том, что развитие исполнительных функций у детей из домов ребенка имеют свою специфику по сравнению с детьми этого возраста из обычных семей. Подобные исследования проводятся в Российской Федерации впервые и позволяют наиболее подробно описать специфику развития детей в сиротских учреждениях. М. Ю. Васильева в своем докладе познакомила участников секции с новейшими исследованиями в области восприятия языка детьми младенческого возраста. В докладе Н. Л. Плешковой был представлен обзор современных исследований, в которых изучался синдром нарушения внимания и гиперактивности как у детей, так и у взрослых в связи с их социальными отношениями. Данная тема в ее практическом аспекте разрабатывается Н. Л. Плешковой в рамках сотрудничества с Университетом Хельсинки.
В ходе работы секции развернулась оживленная дискуссия между участниками: учеными-исследователями, профессиональными психологами-практиками, студентами и преподавателями.
На секции «Психологическое сопровождение в судебной практике» (руководитель: С. В. Горбатов) было заслушано девять докладов. Всего в работе секции приняло участие 42 человека.
Тематика выступлений освещала методологические и теоретические проблемы психологического сопровождения в судебной практике в целом (доклад В. В. Де-либалт, Н. В. Богданович), а также в таких областях, как судебно-психологическая экспертиза, психологическое сопровождение осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, психологическое сопровождение несовершеннолетних в процессе проведения судебно-следственных действий. Как показал анализ исследований в данной области, понятие «психологическое сопровождение» хорошо разработано в психологии образования, в клинической психологии, но в области юридической психологии оно имеет свою специфику, что требует должного осмысления.
Анализ выступлений участников позволяет говорить о новизне представленных исследований, а также об актуальности обобщения практического опыта, накопленного психологическими службами уголовно-исполнительных инспекций и службами межведомственного взаимодействия, для разработки концепции психологического сопровождения в судебной практике и методических рекомендаций, необходимых для совершенствования подготовки психологов в этой востребованной области практики.
На секции «Психология и культура» (руководители: О. И. Даниленко, О. С. Ми-халюк) было заслушано восемь докладов. В работе секции приняло участие 30 человек. Выступления на секции содержали результаты теоретических и эмпирических исследований отдельных аспектов фундаментальной научной проблемы влияния культуры на формирование психики человека.
В представленных докладах был освещен широкий спектр проблем. Так, практики трансформации сознания в буддийской культуре рассмотрел С. Л. Бурмистров. Эта тематика приобретает особую значимость в связи с актуализацией
проблематики философии сознания в современной англоязычной философии и ростом интереса к нейробиологическому аспекту проблемы сознания. В своем выступлении М. В. Иванов представил собственную концепцию основных культурно-психологических ориентаций личности. Результаты эмпирического исследования с использованием разных методов показали присутствие этих ориентаций у современного молодого человека, а также их связь с предпочитаемыми способами поведения, выбором художественных произведений, реакцией на обратную связь при решении когнитивных задач. В продолжение этого доклада О. И. Даниленко описала результаты исследования, в котором для определения степени представленности каждой из ориентаций у современных студентов использовалась оригинальная методика «Любимые пословицы». Были обнаружены превалирование сентименталистской ориентации и наименьшая выраженность классицистической ориентации в исследованной выборке. Выявлено наличие взаимосвязей каждой из ориентаций с определенными ценностями личности. Выступление Ю. Л. Проект было посвящено тому, как жизненные ориентации подростков, живших в разные периоды истории советской России, отражались в их посланиях. Использовался контент-анализ текстов с помощью компьютерной системы ВААЛ. Выявлены различия ключевых составляющих жизненных ориентаций подростков в периоды нарастания неопределенности и общественного напряжения и относительной стабильности советской истории. О. С. Михалюк представила данные совместного российско-японского кросс-культурного исследования взаимосвязи агрессии и депрессии. Работа по переводу и валидизации японского опросника позволила получить инструмент, который можно применять и на российской выборке. Полученные при этом результаты подтвердили гипотезу о том, что подавленная (не-проявленная) агрессия может приводить к депрессии. Результаты эмпирических исследований были отражены в выступлениях аспиранток из Китая. Сюй Идань показала, что ряд важнейших традиционных ценностей не является приоритетным для современных китайских студентов, однако большинство традиционных ценностей сохраняет свою значимость. Ли Цзыхань изучала отношение китайских студентов к этикету. Было выявлено, что наиболее высоко студенты ценят правила этикета за то, что их соблюдение позволяет обеспечить «сохранение лица» участников общения. Мотивационные и общественные основы гетеризма как формы досугового поведения в историческом и межкультурном аспекте были раскрыты в выступлении А. А. Сукало.
В работе секции «Психология искусства» (руководитель: В. А. Дмитриева) приняло участие 55 человек. Было заслушано 11 докладов.
В рамках секции были представлены эмпирические исследования и теоретические разработки в области психологии искусства по нескольким направлениям: изучение формы и идеи художественного произведения, отражение жизненного пути автора, восприятие произведения искусства, практические аспекты применения искусства в психологической практике. Одним из важных акцентов в докладах стало соединение теоретических и практических вопросов. При этом практические аспекты докладов затрагивали такие виды искусства, как изобразительное искусство, кино, музыка, танец. Ряд докладов секции был посвящен восприятию кинофильмов различной целевой аудиторией и методикам применения кинофильма для проведения психологического консультирования, восприятию изобразитель-
ного искусства и процесса творчества, включая психологические особенности восприятия абстрактной живописи, а также восприятию музыки.
Проблема определения «искусства» и «антиискусства» вызвала живой отклик аудитории и позволила обозначить такой важный раздел психологии искусства, как изучение критерия художественного творчества и художественного восприятия, что тесно связано с огромным потенциалом искусства в развитии творческих способностей индивида и формировании целостной аутентичной личности. В ходе дискуссии участники обсуждали проблемы художественного восприятия и художественного творчества, которые приобретают в XXI в. особое звучание в связи с тем, что искусство все больше становится неотъемлемой частью повседневного опыта человека. Множество исследований в области психологии искусства подтверждают значимость этого раздела психологической науки и, одновременно, сложность анализа и интерпретации полученных данных.
В работе секции «Семейные отношения: формирование, коррекция, методы исследования» (руководитель: В. Н. Куницына) приняло участие 50 человек. Было заслушано восемь докладов.
Спектр докладов, заявленных в рамках секции, отражает широту проблемного поля психологии семейных отношений. Характер этого поля отличается следующими особенностями: углубление сравнительно разработанных областей (например, факторы риска в развитии ребенка в зависимости от жесткого обращения с ним; различного рода девиации, связанные с неблагополучием семейных отношений; особенности межпоколенных и родственных отношений в семье); установление междисциплинарных связей с другими областями знания (в частности, с педагогикой в контексте проблемы семейного воспитания; с возрастной психологией через анализ межвозрастных отношений; с психологией среды в рамках рассмотрения пространственных факторов супружеской совместимости и семейного благополучия); разработка новых вопросов (например, психология межвозрастных отношений в семье, психология интимного общения, психология дома, психология гостеприимства, психология заботы).
Было отмечено, что в теоретическом отношении по-прежнему актуальным остается вопрос о критических этапах воздействия семьи на формирование устойчивых свойств личности, о социально-психологических факторах совместимости супругов. В то же время, при всей значимости изучения негативного влияния семьи в развитии личности, встает вопрос о смещении акцента и на разработку исследовательской программы позитивного вклада семьи в формирование личности. Эта программа включает аспект трансляции нравственных ценностей в семье, проблему психологии любви и заботы, психологию доверия, психологию внутрисемейного общения, то есть всего того, что можно обозначить социальным потенциалом семьи. В прикладном аспекте встает ряд задач по методам диагностики семейных отношений для выявления проблем в супружеской, детско-родительской, сиблинговой подсистемах, по разработке программ коррекционного вмешательства и минимизации противоречий между близкими людьми. Все эти аспекты в той или иной степени затрагивались в выступлениях докладчиков. Больше половины докладов содержали оригинальный авторский взгляд на рассматриваемую проблему. В связи с этим можно отметить концепцию межвозрастных отношений в семье, концепцию семейного уклада, методологию изучения внутрисемейных отношений, концепцию интимного общения.
Ряд исследований выполнен в рамках поддержанных грантами научных проектов, что отражает востребованность представляемых результатов и их новизну.
В ходе работы конференции было проведено комплексное мероприятие, включающее в себя лекцию В. И. Слободчикова «Психология становления и развития человека в образовании» и круглый стол «Актуальные проблемы педагогической психологии и психологии образования» (руководители: Н. В. Бордовская, А. Д. На-следов). В мероприятии приняло участие более 100 человек, при этом активное участие в круглом столе приняло 15 человек.
В лекции В. И. Слободчикова затрагивалась проблема психологии человека в целом, а также рассматривались вопросы психологии образования и развития человека. Слушателям была адресована идея о том, что одним из ключевых способов решения данных вопросов является обращение к психологической антропологии, в том числе на основе работ Б. Г. Ананьева. Базовыми понятиями при этом являются: субъективная реальность с представлениями знания о предмете (внешнее знание) и знание по предмету (внутреннее знание); духовность, нравственность, этический слой сознания как особая категория и телесность. Рассматривались вопросы субъект-субъектных отношений в образовании как основы собственно развития человека. Важность для практики заключается в выделении возрастно-со-образной деятельности, содержания образования, с учетом индивидуальных норм развития. Отдельно рассматривается само понятие «образование»: как отдельная сфера жизнедеятельности, самостоятельная область жизни; как универсальный способ трансляции культурного образа, как дар одного поколения другому; как всеобщая и культурная форма становления человека, то есть образование способных к саморазвитию. Обозначена проблема современного образования как сферы услуг, по заказу бизнеса, в частности, и появления менеджмента в образовании как адекватная задача, а также заимствование существующих по сути понятий. Современная модернизация образования понимается как обновление, но не как развитие, следовательно, основная проблема в зацикливании на освоении «новых понятий». Видится проблема практики прежде всего. Забыт смысл самого определения образования как гуманистического и гуманитарного понятия, то есть «очеловечивания», «видения человека в человеке».
По завершении лекции была организована работа круглого стола, где обсуждались актуальные на сегодняшний день проблемы: инклюзивное, интегрированное, включенное обучение детей в системе дополнительного образования с актуальностью и необходимостью включения управленческого ресурса и привлечения партнеров — образовательных организаций; психология чтения, понятия «образование» и «просвещение» и проблема экранной культуры; государство и школы. По итогам работы круглого стола выделено проблемное поле: подготовка педагогов и семья.
Также в рамках конференции была организована работа круглого стола «Психология религии: междисциплинарный подход» (руководитель: В. Ф. Федоров). В работе круглого стола принял участие 51 человек. Следует отметить, что в дискуссии участвовали представители как светских научных и образовательных учреждений, так и учреждений духовного просвещения. Выступило 15 человек.
В работе круглого стола был представлен широкий конфессиональный спектр: атеисты и агностики, православные, католики, мусульмане и представители новых
религиозных движений, являющиеся академическими специалистами-психологами. Состав участников был международным, поскольку две участницы представляли науку и практическую психологическую и антиэкстремистскую деятельность в Казахстане.
Основными направлениями дискуссии были три темы: необходимость и актуальность развития научно-образовательного направления «Психология религии»; состояние мировой психологической науки по указанному направлению; необходимость создания российской ассоциации исследователей направления «Психология религии». Такая необходимость вытекает из опыта участия российских психологов в работе Международной ассоциации психологии религии, которой в 2014 г. исполнилось 100 лет. Трое из выступавших на круглом столе уже несколько лет включены в деятельность этой ассоциации.
Потребность в обсуждении в рамках конференции необходимости развития направления была обусловлена имеющимся опытом сотрудников кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций в области преподавания дисциплин «Психология этнорелигиозных конфликтов» и «Психология религиозного экстремизма». Кроме того, примером заинтересованности общества и ее актуальности стало обращение заказчиков курса «Новые технологии управления» для топ-менеджеров включить в программу блок «Духовно-религиозные факторы развития личности и эффективности деятельности».
По мнению участников, заседание круглого стола было успешным и плодотворным. Были установлены необходимые контакты по научно-образовательному сотрудничеству; единодушно поддержана инициатива по организации Российской ассоциации исследователей психологии религии. Выдвинуто предложение о сохранении и поддержании научных контактов с психологическими службами духовных высших учебных заведений (Православной академией, Римско-католической семинарией, Лютеранской семинарией, Русской христианской гуманитарной академией), а также расширении этого сотрудничества.
В работе круглого стола под названием «Фундаментальные проблемы политической психологии» (руководитель: О. С. Дейнека) активное участие приняло шесть выступающих. Гостями круглого стола были 22 человека.
Прозвучавшие на круглом столе доклады и их активное обсуждение показали, что исследования, которые ведутся на кафедре политической психологии, актуальны, находятся в тренде и откликаются на социальный запрос общества. При этом докладчики предложили модели, разработанные на основе своих теоретических и эмпирических исследований, что придало фундаментальности представленным результатам научной работы. В докладах Т. В. Анисимовой и И. А. Самуйловой были предложены обобщения исследований, посвященных новым информационным технологиям политической коммуникации, а также разработанная на их основе модель. В докладе О. С. Дейнека были проанализированы и эмпирически обоснованы предпосылки экстремизма в молодежной среде в странах Евразийского союза. Основания для разработки модели устойчивости власти обсуждались после доклада молодого ученого В. С. Чуйковой, использовавшей в качестве основной выборки участников фан-клубов. Доклад К. К. Бакулевой содержал подробный анализ материалов, посвященных такой новой проблеме, как репрезентация политических категорий в сознании избирателей. Кульминацией мероприятия стало выступление профессо-
ра философского факультета Белградского университета Горданы Йовавич. Ею был предложен доклад, посвященный историческим предпосылкам, психологическим компонентам и психологической культуре холодной войны. Он вызвал интерес зрелых специалистов и молодежи, множество вопросов и комментариев. В обсуждении доклада активно участвовала также Эрнестина Ченф Боксенбаум из Испании.
В рамках конференции была организована работа круглого стола «Позитивная психология профессионального здоровья» (руководители: Г. С. Никифоров, Р. А. Березовская), в котором приняло участие 20 человек. Активную дискуссию поддерживало 10 человек.
Развернутые выступления участников круглого стола в полной мере отражали проблематику указанного научного направления и послужили основанием для проведения дискуссии. Были затронуты вопросы понятийной базы, определение понятий «профессиональное здоровье» и «позитивная психология»; рассмотрения их взаимосвязи. Было подчеркнуто, что в современной российской психологии нет, к сожалению, устоявшегося представления и, соответственно, недостаточно психологических исследований о позитивности (позитивных критериях) профессионального здоровья. Данное обстоятельство, в свою очередь, может явиться серьезным препятствием на пути интеграции российской и зарубежной психологических школ в вопросах позитивной психологии профессионального здоровья (выступление Р. А. Березовской). С другой стороны, в выступлении Н. М. Воищевой был сделан исторический экскурс и убедительно продемонстрировано, что истоки позитивного подхода уже имели место в работах выдающихся российских ученых (И. И. Мечников, А. И. Яроцкий, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский), о чем нельзя забывать, ориентируясь исключительно на работы М. Селигмана и М. Чиксентмихайи.
Было определено, что наиболее актуальными и перспективными должны стать научные и прикладные исследования, направленные на выявление позитивных критериев профессионального здоровья, а также на разработку программ психологического сопровождения специалистов разных профессиональных групп, учитывающих прежде всего позитивность и ресурсный подход (сообщения Н. Е. Водопьяновой, Н. Е. Старченковой).
В выступлениях всех участников круглого стола отмечалась настоятельная необходимость в конкретизации понятийного аппарата; в увеличении публикаций, делающих акцент на позитивных критериях профессионального здоровья; в разработке собственного психодиагностического инструментария, учитывающего специфику российской выборки.
В целом, подводя итоги работы конференции, можно сказать о реализации поставленных целей, очень активной и плодотворной работе участников и гостей конференции, формулировании значимых решений и выдвижении серьезных предложений по дальнейшему развитию психологической науки в России. Следующая традиционная международная конференция «Ананьевские чтения» будет проводиться в следующем году. Посвящена она будет юбилейной дате — 50-летию факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 11 января 2016 г.