2015
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 16
Вып. 1
ХРОНИКА
Л. А. Даринская, Н. Л. Москвичёва
V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ (22-25 ОКТЯБРЯ 2014 Г., КИРЕНИЯ, КИПР): ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена обзору V Международной конференции по образованию и психологии образования, прошедшей в октябре 2014 г. Наиболее важными направлениями работы конференции были инновационные подходы к обучению и психологические аспекты проблем личностного развития субъектов образования в разных странах. В статье излагаются детали организации конференции, предложен анализ основных тем докладов и исследовательских подходов. Освещено содержание основных пленарных докладов и мастер-классов, отражено участие в конференции представителей факультета психологии СПбГУ Ил. 5.
Ключевые слова: конференция, психология образования, инновации в образовании.
Darinskaya L. A., Moskvicheva N. L.
V INTERNATIONAL CONFERENCE ON EDUCATION & EDUCATIONAL PSYCHOLOGY — ICEEPSY 2014, 22-25 OCTOBER 2014, KYRENIA, CYPRUS: PROBLEMS, SOLUTIONS AND PROSPECTS
The article reviews the V International Conference on Education and Educational Psychology, held in October 2014 in Kyrenia, Cyprus. It is shown that the most important directions of the conference were innovative approaches to training and psychological aspects of personality and professional development of learners and educators in different countries. The conference organization details, main themes of presentations and researchers' approaches are reviewed. The content of main plenary presentations and master classes, and the participation in the conference of members of Faculty of Psychology, St. Petersburg State University are described. Figs 5.
Keywords: conference, educational psychology, innovation in education.
V Международная конференция по образованию и психологии образования (VInternational Conference on Education & Educational Psychology — ICEEPSY2014) состоялась 22-25 октября 2014 г. в Кирении (Кипр). Организатором ее, как и в прошлые
Даринская Лариса Александровна — доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Москвичёва Наталья Львовна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Darinskaya L. A. — Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Moskvicheva N. L. — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
98
годы, выступила международная научная организация «Исследования в когнитивных науках, консультирование и проведение конференций» (Cognitive, Counselling, Research & Conference Services — C-crcs), которая, расширившись за последнее время, с 2014 г. стала называться «Академия будущего» (Future Academy). Конференции по образованию и психологии образования (ICEEPSY) поддерживаются Учебным центром Британского психологического общества. Как отмечают организаторы конференций, на сегодняшний день в них приняли участие более 2750 участников из 90 стран мира.
Научный комитет «Академии будущего» представлен внушительным количеством ведущих специалистов в различных сферах психологической науки и образовательной практики. Среди них такие ученые, как Инкери Руокенен (Inkeri Ruokenen, Хельсинский университет, Финляндия), Ян Вермунт (Jan Vermunt, Кембриджский университет, Великобритания), Чен Робин (Cheng Robin, Университет Тэйлора, Малайзия), Дэвид Кеннеди (David Kennedy, Университет Лингнан, Гонконг), Деспой-на Филью (Despoina Filiou, Городской университет Манчестера, Великобритания), Франко Фортунати (Franco Fortunati, Болонский университет, Италия), Грегори Пул (Gregory Poole, Университет Цукуба, Япония), Ховен Дебра (Hoven Debra, Университет Атабаски, Канада), Тайяр Сен (Tayyar Sen, Университет Торос, Турция), Мария Тереза Диас Мохедо (Maria Teresa Diaz Mohedo, Университет Гранады, Испания) и многие другие.
Почетным президентом конференции стал д-р Хью Гленн (Dr. Hugh Glenn, Калифорния, США). В состав оргкомитета вошли: председатель д-р Зафер Бекирогул-лари (Dr. Zafer Bekirogullari, ведущий специалист в области психологического консультирования, член Британского психологического общества, Великобритания), сопредседатели Кирсти Лонка (Kirsti Lonka, профессор в области педагогической психологии, Хельсинский университет, Финляндия), Сона Ваврова (Sona Vavrova, зам. декана, Университет Томаша Бати, Чешская Республика), Павло Канеллакис (Pavlo Kanellakis, член Британского психологического общества, член Ассоциации психотерапевтов, специалист в области клинической психологии, консультирования и психологии здоровья, Великобритания).
Рис. 1. Приветственная речь председателя Программного комитета ICEEPSY 2014 д-ра Зафера Бекирогуллари на открытии конференции
99
Конференция преследовала цели:
— предоставить специалистам в области образования (прежде всего, психологам и педагогам) возможность поделиться результатами своих исследований с коллегами из других стран;
— обсудить возможности диссеминации научно-исследовательского и педагогического опыта посредством презентаций, мастер-классов, дискуссий;
— опубликовать тезисы, материалы конференции и статьи участников в научных журналах.
В работе ICEEPSY 2014 приняли участие около 200 человек. 115 участников выступили с устными, 43 участника — с постерными и 44 участника — с виртуальными докладами. Всего в материалах конференции опубликовано 225 тезисов участников конференции более чем из 30 стран.
Каждый день конференции открывался пленарными докладами ведущих специалистов и исследователей, в выступлениях которых были намечены основные направления работы форума. Одно из таких направлений — инновации в современном образовании — было отражено в пленарном докладе проф. Кирсти Лонка «Как заинтересовать учащегося? Новые разработки в педагогической психологии» (How to Engage the Learner ? New developments in educational psychology).
Рис. 2. Пленарный доклад доктора педагогической психологии, профессора Кирсти Лонка (Финляндия) «Как заинтересовать учащегося?»
Профессор К. Лонка отметила, что педагогическая психология, основанная на философии прагматизма, до сих пор делает попытки вмешаться в учебный процесс традиционными способами, несмотря на то что у молодежи как раз из-за этих традиционных подходов увеличивается «зона отчуждения» от образования. Современные студенты являются представителями нового поколения — поколения «цифры» («digital natives»), которое не мыслит себя без интернета и мобильных устройств. Докладчик привела данные исследований, в которых было выявлено продуктивное влияние методов активного и интерактивного обучения на повышение учебной мотивации студентов. Это прежде всего методы case-study, методы проблемного и проектного обучения, игровые и коммуникативные технологии. Немаловажную роль
100
играет и положительный эмоциональный фон. При этом, по мнению докладчика, следует учитывать, что представители нового поколения «цифры» испытывают те же базовые потребности в независимости, успешности и принадлежности к той или иной социальной группе, что и их предшественники.
Далее проф. К. Лонка представила свою теоретическую модель «вовлекающей» образовательной среды (Engaging Learning Environments), базирующейся на сочетании психической, социальной, физической и виртуальной сред обучения. Представленная концепция подкреплялась результатами эксперимента с применением как качественных, так и количественных методов исследования, что позволило вывить факторы, способствующие «вовлечению» учащихся в обучение1.
Пленарный доклад «Саморегуляция детей и несовершеннолетних в специализированных учреждениях» (Self-Regulation in Children and Minors in Institutional Care), с которым выступила д-р Сона Ваврова, наметил вторую линию конференции — рассмотрение психологических аспектов проблем личностного развития субъектов образования, включая детей, подростков и взрослых учеников, а также самих учителей.
Рассмотрев саморегуляцию как способность к сознательному волевому контролю, одной из возможных целей которого может быть достижение желаемых изменений в поведении, д-р С. Ваврова подчеркнула роль социальной среды в развитии этой способности. Она выдвинула предположение о том, что исторически сложившаяся практика содержания детей и несовершеннолетних подростков в учреждениях, призванных обществом исправить их рискованное поведение, в действительности скорее способствует сохранению и воспроизводству такого поведения. Данное предположение было подтверждено результатами исследования факторов и специфических условий развития саморегуляции детей в закрытых учреждениях и проиллюстрировано видеофрагментами. В связи с этим возрастает роль научных исследований, в которых ставится вопрос о необходимости поддержки проблемных семей с целью создания условий для реабилитации детей и подростков в их естественном социальном окружении, что оказывается более эффективным по сравнению с пребыванием их в специализированных учреждениях.
Пленарный доклад второго дня работы конференции «Профессиональные установки онлайн-преподавателей: почему они важны» (Teaching Dispositions of Online Instructors: Why They Matter), сделанный д-ром Анитой Уэлч (Anita Welch, Колледж развивающегося образования, Абу-Даби, ОАЭ), продолжил психолого-педагогическую тематику и вызвал большой интерес у участников конференции. В докладе подчеркивалось: несмотря на традиционное мнение о том, что успешность онлайн-обучения обусловливается качеством подключения к Интернету, высокотехнологичным оборудованием и наполнением контента, по-настоящему эффективное обучение также определяется сформированными профессиональными диспозициями онлайн-преподавателей — установками по отношению к профессии, ценностями и убеждениями. Диспозиции онлайн-преподавателя проявляются как в его вербальном, так и в невербальном поведении при общении со студентами и коллегами, что
1 Видеозапись пленарного заседания конференции см. на сайте «Академии будущего»: http:// futureacademy.org. uk/ContentConference.aspx?code=16&conference_code=l&description=iceepsy (дата обращения: 31.12.2014).
101
и формирует отношение студентов к обучению, оказывая непосредственное влияние на его качество.
Докладчик представила модель профессиональных диспозиций, связывающую когнитивные, ценностные и поведенческие характеристики преподавателя, и уделила особое внимание таким ценностям, как забота о других, справедливость и честность. В выступлении было отмечено, что одна из важнейших задач повышения профессионального мастерства преподавателей (в том числе и онлайн-преподавателей, число которых стремительно растет) — это осознание ими своих профессиональных установок.
Рис. 3. Обсуждение участниками конференции доклада д-ра Аниты Уэлч (ОАЭ) о профессиональных диспозициях онлайн-преподавателей
Работа конференции продолжалась на секционных заседаниях, тематика которых отражала следующие проблемы:
— психологические: психологическое консультирование; психология развития подростка; новые подходы в педагогической психологии и психологии высшего образования и др.;
— педагогические: анализ и оценка в образовании; обеспечение качества образования; теория и методика обучения; подготовка учителей; информационные и коммуникационные технологии; дистанционное обучение и др.
Наиболее популярными среди участников оказались секции «Педагогическое проектирование, художественное образование и дистанционное обучение» (Design Learning & Arts Education & Distance Learning), руководитель секции — Тапио Той-ванен (Tapio Toivanen, Финляндия); «Эффективные практики обучения и сопровождения, психологическое консультирование» (Effective Teaching Practices & Guidance and Counselling Psychology), руководитель секции — Рашида Куреши (Rashida Qureshi, Пакистан); «Психология развития подростка» (Adolescent Growth and Development), руководитель секции — Анита Уэлч (ОАЭ); «Психология образования» (Educational Psychology), руководители секции — Кори Уильямс (Cori Williams, Австралия) и М. Фатих Адак (M. Fatih Adak, Турция).
Факультет психологии СПбГУ был представлен четырьмя участниками, сделавшими устные доклады. С. Н. Костромина с докладом «Актуализация личностного
102
потенциала студентов-медиков на этапе освоения профессии» (Actualization of personal potential of medical students at stage of mastering the profession) выступила на секции «Специальное, спортивное и педагогическое образование» (Special Education & Sport and Exercise Education & Teacher Education); Л. А. Даринская с докладом «Тренинг как средство повышения эффективности педагогической коммуникации» (Training Program as a Means of Improving Effectiveness of Pedagogical Communication) и Н. Л. Москвичева с докладом «Роль взаимодействия студента и научного руководителя в выполнении исследовательских проектов: ожидания и оценки» (Role of Students and Supervisors ' Interaction in Research Projects: Expectations and Evaluations) — на секции «Психология образования» (Educational Psychology); Д. С. Гнедых с докладом «Тип визуализации и качество усвоения учебной информации студентами» (Type of visualization and quality of digestion of educational information by students) — на секции «Базовое образование — базовые навыки» (Basic Education — Basic Skills).
Представленный в докладах и презентациях материал вызвал интерес у зарубежных коллег, ряд затронутых вопросов и проблем активно обсуждался в ходе работы конференции. Это, например, проблемы низкой учебной мотивации студентов, развития профессиональной рефлексии у преподавателей, взаимодействия преподавателей и студентов в учебной и исследовательской деятельности, диссеми-нации педагогического опыта.
На конференции были представлены и мастер-классы. Так, в ходе мастер-класса, проведенного Павло Канеллакисом, участники познакомились с программой психологической поддержки MoodMaster, разработанной для того, чтобы помочь людям, работающим в том или ином образовательном учреждении, полностью раскрыть свой потенциал, т. е. реализоваться на рабочем месте. Концепция программы, базирующаяся на положениях когнитивной поведенческой терапии, состоит в том, чтобы научить лидеров групп (в данном случае — в образовательном учреждении) обеспечивать членам группы актуальный, интересный и полезный материал для обсуждения и рефлексии. Участие в таком обсуждении показывает людям, что о них реально заботятся, их поддерживают, что автоматически поднимает их моральный дух, повышает эффективность выполнения работы, укрепляет в желании максимально реализовать свой потенциал.
Рис. 4. Представление д-ром Павло Канеллакис (Великобритания) мастер-класса «MoodMaster» о программе психологической работы в группах
103
Другие мастер-классы были посвящены темам: «Педагогическое взаимодействие и язык тела» (Pedagogical Interaction and Teacher's Body Awareness), автор и ведущая — Мийя Каасинен (Miia Kaasinen, Финляндия); «Шкала диспозиций в виртуальном обучении (VTDS): многомерный инструмент оценки профессиональных диспозиций учителя в виртуальном классе» (Virtual Teaching Dispositions Scale (VTDS): Multi-Dimensional Instrument to Assess Professional Teaching Dispositions in Virtual Classrooms), ведущие — Анита Уэлч (ОАЭ), Лари Наполеон, Брент Хилл, Элизабет Роумелл (Larry Napoleon, Brent Hill, Elizabeth Roumell, США).
Постерные и виртуальные доклады развивали основные направления работы конференции. Так, в значительной части докладов были представлены результаты исследований психологических аспектов личностного и профессионального развития студентов в разных странах. Рассматривались такие темы, как представления выпускников университетов о будущих трудовых взаимоотношениях (Македония), формирование и изменение Я-концепции студентов, их специфические страхи, отношение к здоровьесберегающему поведению (Чешская Республика), изучение проявления агрессивных тенденций, коммуникативных способностей и социометрического статуса, особенностей самоорганизации студентов (Россия), подходы к диагностике их интеллектуального потенциала (Казахстан) и др.
В большинстве постерных и виртуальных докладов отражались проблемы развивающего обучения и применения образовательных технологий. Рассматривались модели развития учебной мотивации школьников при использовании метода нарративного чтения, модели развития интереса к информационно-коммуникативным технологиям у пожилых людей, модели обучения в формате 3D для младших школьников (Чешская Республика), применение метода мозгового штурма в обучении (Канада), оценка онлайн-обучения с интерактивными возможностями (Малайзия), применение метода погружения при чтении научных статей (Тайланд) и др.
Рис. 5. Выступление фольклорной группы на торжественной церемонии закрытия конференции 104
Обсуждались также способы решения ряда социокультурных проблем. Этим вопросам были посвящены доклады о критическом мышлении как средстве урегулирования межкультурных конфликтов (Чешская Республика), формировании пищевых привычек и физической активности у подростков (Португалия), роли социального климата в медицинском профессиональном обучении (Италия).
Особый интерес представляли постерные доклады, в которых рассматривались проблемы семейного воспитания: особенности формирования доверия к матери у мальчиков и девочек подросткового возраста (Малайзия), семейные и личностные детерминанты членовредительства у подростков (Чешская Республика), особенности переживаний родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями (Чешская Республика, Португалия), личностные детерминанты копинг-поведения у современных детей (Россия) и особенности смысложизненных ориентаций потенциальных родителей (Россия).
Таким образом, главным итогом конференции является общение со специалистами и учеными из разных стран мира, которое позволяет выявить актуальные тенденции развития современного образования (проектирование и применение инновационных подходов к обучению, исследование проблем личностного развития субъектов образования); подтвердить актуальность своих исследований и научных идей (развитие профессиональной рефлексии у преподавателей, повышение эффективности взаимодействия преподавателей и студентов в учебной и исследовательской деятельности на основе формирования адекватных взаимных ожиданий и оценок, актуализация личностного потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки, применение средств визуализации учебной информации с целью повышения мотивации студентов); познакомиться с результатами разработок, применяемыми методиками и формами работы, научными группами и сообществами.
Статья поступила в редакцию 27 ноября 2014 г.
105