КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ: «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ И КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ» 129 НОЯБРЯ 2024 ГОДА)
Материалы круглого стола
Круглый стол «Цифровая трансформация современного общества в философском и культурном измерении» в рамках реализации Государственного задания Министерства просвещения РФ № 073-00033-24-05 от 23.08.2024 г. «Цифровая этика в научно-образовательных инновациях российского общества».
От главного редактора:
Уважаемые коллеги! Цель круглого стола «Цифровая трансформация современного общества в философском и культурном измерении» -проанализировать современные тренды информационного общества в контексте развития ИИ, компьютерных технологий. В ваших выступлениях и статьях мы считаем возможным найти ответы на те проблемы в области фундаментальных и прикладных исследований, которые в настоящее время являются объектом всеобщего интереса. Мы надеемся, что наш круглый стол внесет свой скромный вклад в создание гуманитарной парадигмы в научных разработках цифровой сферы ИИ.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Е. Д. Мелешко
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ В
____V ________.
КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА1
В статье рассмотрены метафизический и онтологический срезы цифровой этики в связи с расширением виртуального и информационного топоса, компьютерных технологий и искусственного интеллекта (ИИ), что характерно для современного этапа развития информационного общества. Определено, что цифровая этика, являясь частью информационной этики, отражает изменения в морали, моральной универсалии, как элемента культурной универсалии. Показано, что онтологическая и метафизическая матрицы универсалий в связи с их укорененностью в бытии культуры, определяются ценностным содержанием с ареалом понятий, принципов, норм, характерных для культурного сознания,
1 Статья выполнена в рамках реализации Государственного задания Министерства просвещения РФ № 073-00033-24-05 от 23.08.2024 г. «Цифровая этика в научно-образовательных инновациях российского общества».
- 5 -
исторической реальности. Моральные универсалии, как и культурные универсалии, рассматриваются с позиций диалектики реальности (идеальное) и действительности (фактуальное), что дает возможность определить специфику изменений моральной универсалии в кластере цифровой этики, особенности ее ценностной нормативности в условиях бестелесного, бесконтактного общения субъекта с неживым объектом -ИИ. В статье выделяется значение цифровой этики в образовании.
Ключевые слова: мораль, культура, образование, информационное общество, искусственный интеллект, цифровая этика, культурная универсалия, моральная универсалия, нормативно-ценностный регулятор, действительность, реальность, субъект, объект, телесность, бестелесность.
E. D. Meleshko
Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
FUNDAMENTAL FOUNDATIONS OF DIGITAL ETHICS IN THE CULTURAL DYNAMICS
OF THE INFORMATION SOCIETY
The article examines the metaphysical and ontological sections of digital ethics in connection with the expansion of the virtual and information topos, the development of computer technologies and artificial intelligence (AI), which characterizes the modern stage of development of the information society. The article identifies that digital ethics, as part of information ethics, reflects changes in morality or moral universality as an element of cultural universality. The paper shows that the ontological and metaphysical matrices of universals in relation to their embeddedness in the being of culture are determined by the value content with the scope of concepts, principles, norms typical of cultural consciousness and historical reality. The author considers moral and cultural universals from the point of view of dialectics of reality (ideal) and reality (factual), which makes it possible to determine the peculiarities of changes in the moral universal in the cluster of digital ethics, the peculiarities of its value normativity in the conditions of incorporeal, contactless communication of the subject with an inanimate object, i.e. AI. The article emphasizes the importance of digital ethics in education.
Keywords: morality, culture, education, information society, artificial intelligence, AI, digital ethics, cultural universal, moral universal, normative-value regulator, actuality, reality, subject, object, corporeality, incorporeality.
DOI 10.22405/2304-4772-2024-3-2-5-12
Актуальность исследования связана с новыми тенденциями развития ИИ и технологий, обусловлена потребностью внедрения гуманитарной ценностной (рамочной) парадигмы в образовательный ареал, как способа разрешения рисков, дилемм и ситуационных конфликтов в практике научно-образовательных кластеров. Цифровая этика как часть цифрового пространства является недостаточно изученной. В то же самое время рост технологий, расширение применения искусственного интеллекта остро нуждается в ценностном и регулятивном обеспечении цифрового пространства.
Новизна заключена в целостном систематическом этико-философском анализе цифровой этики, в связи с чем были определены ее онтологические и ценностные основания в культурной динамике общества, в условиях изменения культурной нормы и перехода ее в знаниево-информационную в связи с развитием компьютерных технологий и искусственного интеллекта (ИИ). В статье показаны некоторые позиции ценностных изменений моральных норм в кластере цифровой этики (например, универсальности морали), которое связано
с противостоянием субъекта и ИИ, телесного и бестелесного, контактного и бесконтактного, символического и фактуального общения.
Культурная и моральная универсалии, их место в современной культуре. Цифровая этика и ИИ являются частью современной культуры, выражают определенное содержание культурной универсалии как элемента культурного текста.
Согласно антропологическим исследованиям, культурная универсалия объединяет в себе общие «типовые аспекты жизни, которые проявляются поступках, во всех известных обществах», например, наиболее часто проявляясь гендерных брачных отношениях и спортивных состязаниях [1], контролирующих всплески агрессии. Культурные универсалии - это, прежде всего, понятия, выраженные в правилах и обычаях, черты которых «свойственны всем без исключения культурам (смех - плач, огонь - вода, верх - низ и т.д.), наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни, присущие всем народам независимо от их этнических, социальных, экономических и др. особенностей - это нормы, ценности, идеи, стереотипы мышления и поведения, верования и т.д. [1]. Особенность культурных универсалий в том, что они «обусловлены биологической и психологической природой самого человека, который выступает в качестве общего знаменателя различных культур» [2, с. 49-57]. Метафизическое обоснование культурных универсалий выражает «вечные онтологические и экзистентные константы человеческого сущего бытия, фундаментальными категориями картины мира, суммарной аксиоматикой внутреннего опыта» [Ком. 1], их разнообразие определяет неповторимость различных культур [2, с. 49-57]. Культурные универсалии раскрывают связь идеального и сущего (действительного), их наличие в различных культурах дает возможность рассматривать феномен культуры как целостный процесс, свойство которого «перешагивать границы исторических эпох, национальных культур,... погружать нас в одну культуру - культуру человечества. Поэтому же культура всегда, с одной стороны, - определенное количество унаследованных текстов, а с другой - унаследованных символов» [3, с. 4]. Таким образом, культурные универсалии, которые выступают как ареал понятий, правил и обычаев, норм и ценностей являются элементами культурной реальности, которая проецируется на действительность в действиях и поступках.
Моральная универсалия является средством регуляции в социуме, опирающаяся на ценностные идеалы и нормативы, в основе которых гуманизм, справедливость и равенство. Культурная универсалия как норма культуры в условиях цифровизации изменяет свое прежнее содержание в пользу знаниево-информационной нормы культуры, означающей синтез знания и информации.
Онтологическая и гносеологическая матрица универсалий является соответствующей основой различных типов универсалий, таких как культурные, социологические, моральные, правовые универсалии, обозначающих различные виды (срезы) человеческого бытия и культуры. Универсалии в метафизическом понимании имеют определенный онтологический и гносеологический статус,
что формирует ареал понятий, ценностей, принципов, норм, характерных для различных типов универсалий, которые определенным образом проецируются на действительность. В этом плане необходимо разграничить понятия реальности и действительности. Универсалии в метафизическом срезе онтологически укоренены в реальности, содержат в себе ареал понятий, ценностей, принципов, норм, характерных для различных типов универсалий, которые определенным образом проецируются на действительность в виде конкретных действий, поступков [4, с. 256-290]. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что действительность существует фактуально, то есть как неоспоримый факт и является противоположностью всему тому, что не соответствует действительному факту, то есть идеальным образам: идеи, знание и т.д. Таким образом, действительность и реальность, ареал которой представляет собой включает в себя идеальное, являются противоположностями. Универсалии как понятия «укреплены» в ареале реальности. Действительность - это мир фактуальных явлений, реальность -«единство бытия и истины» (С. Л. Франк). Таким образом, действительность раскрывает сущее как факт, реальность - как выражение сущности этих явлений. Универсалии являются выражением реальности, выражением сущности сущего, как основания действительности. Таким образом, универсалии представляют собой в метафизическом смысле онтологический и гносеологический статус общего, существующего в реальном ареале идей, понятий и др. Реальность данного онтологического статуса идей, норм, принципов, правил связана с формами идеального и выражает сущностные характеристики и черты этой реальности. Действительность раскрывает сущее как факт, явленность действительной фактуальности.
Цифровая реальность, ориентированная на виртуальную среду, по своему содержанию имеет отличительные черты. Типология виртуальной реальности Virtual reality - VR (виртуальная реальность), Augmented Reality -AR (дополненная реальность), и Mixed reality, MR (смешанная реальность). в целом показывает ее абсолютное воздействие на субъекта, что создает его «оторванность» от фактуальной действительности («программируемая реальность», «виртуальная реальность с полным погружением (immersive vr) и др. [6]. В условиях виртуальной среды разрушается единство реальности и действительности, субъект теряет ощущение телесности, фактуальной действительности в бесконтактном общении с искусственным интеллектом, реальность расширяет символические формы и образы, изменяя прежнее содержание. Моральная универсалия, как принцип, укоренена в реальности ценностных идеалов, нормативов и представляет собой единство реального и действительного, общего и фактуально-множественного. Моральные универсалии в традиционной культуре определяются, во-первых, моральной реальностью (идеалы, нормы) и моральной действительностью (действия, поступок), являются одними из элементов культуры, которая объединяет реальность и действительность универсалий в целом и моральной универсалии в частности. Во-вторых, универсальность морали основывается на разумности; человеческого разум является всеобщим объединяющим началом (И. Кант).
Универсальность определяет качественные характеристики моральных универсалий в реальности, в коллективной памяти культуры, как «метафизическая матрица, онтологическая опора моральной действительности» [5]. Именно в этом заключается универсальное значение морали, моральных ценностей и норм в традиционной культуре. В целом, культурные универсалии, а также их разнообразные типы, в том числе моральные и правовые универсалии представляют собой со-бытие культуры (М. И. Бахтин), межкоммуникативность которого является исторически связующим звеном культуры как культурного текста (Ю. М. Лотман).
Мораль и культурная универсалия: особенности проявлений в современной цифровой культуре. Необходимо отметить характерные черты культурной универсалии морали в связи с развитием цифровых технологий и ИИ. Как это было показано выше, моральная универсалия, являясь в традиционной культуре связующим звеном реальности и действительности, идей и опыта, изменяет приоритет ценностных норм, оказываясь в ситуативных условиях что является одной из причин разрушения единства реальности и действительности, ведь субъект в общении с объектом ИИ, компьютерной машиной теряет ощущение фактуальной действительности, а реальность расширяет символические формы и образы, изменяя прежнее существующее равновесие между реальностью, с его направленностью на идеальное моральное сознание (ценности, нормы) и действительностью (действие, поступок). Отсутствие равновесия условиях виртуальной среды определяет автономию субъект-объектных отношений, действующих в сфере бесконтактного, бестелесного общения между разумным и искусственным интеллектом. Это означает, что в цифровой этике возникает изменение ценностного и нормативно-регулятивного алгоритма, идеологическое основание которого -новое содержание знаниево-информационной культурной нормы, которая вписывается в культурный текст, сохранив при этом некоторые традиционные классические характеристики. : //www.researchgate. пе-ЛаЬ^ gital-Ethics-
Lab-Luciano-Floridi) [Ком. 2].
Цифровая этика как элемент современного образования. Цифровая этика, как часть информационной этики, относится к кластеру профессиональной этики, что определяет ее статус в том числе в современных образовательных практиках, а также в новых педагогических профессиях, таких как игропедагог (создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем), разработчик образовательных траекторий, тренер по майнд-фитнесу (разработчик программ индивидуальных когнитивных навыков), тьютор, модератор (специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы) и т. д., координатор образовательной онлайн платформы сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам/дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, моделирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы. Таким образом, цифровая этика как нормативно-ценностный регулятор оказывается
востребованной не только в современных педагогических практиках, но и в образовательной среде будущих педагогических профессий. В настоящее время цифровая этика как часть этико-философской науки имеет устойчивый категориальный аппарат, ценностные параметры, которого определяются коммуникативно-регулятивными особенностями цифрового контента, имеющего бесконтактный и ситуативный тип общения, что характеризуется наличием дилемм и конфликтов.
Выводы: Результат исследования сконцентрирован на специфике цифровой этики, в связи с чем были проанализированы фундаментальные онтологические основания моральной универсалии как элемента морали, ее ценностные и нормативно-регулятивные характеристики в условиях контактов с искусственным интеллектом. В связи с этим показано, что цифровая этика представляет собой самостоятельный феномен, со специфическим ценностно-нормативным содержанием и регулятивными характеристиками:
а) цифровая этика рассмотрена в контексте культурно-философского анализа моральной универсалии как элемента культурной универсалии в связи с чем были определены ее онтологические основания, ценностные и нормативные концепты;
б) метафизический срез исследования цифровой этики показал, что моральные универсалии онтологически укоренены в реальности, содержат в себе ареал понятий, ценностей, принципов, норм, которые проецируются на действительность в виде определенных действий, поступков. Выделены реальность (идеальное) и действительность (фактуальное) как онтологические параметры моральных универсалий в традиционной культуре;
в) сравнительный анализ дал возможность выявить специфику изменений моральной универсалии в кластере цифровой этики, особенности ее ценностной нормативности в условиях бестелесного, бесконтактного общения субъекта с объектом - ИИ;
г) в статье делается вывод: в условиях виртуальной среды разрушается единство реальности и действительности, субъект в общении с объектом ИИ, компьютерной машиной теряет ощущение фактуальной действительности, а реальность расширяет символические формы и образы, изменяя прежнее содержание, являясь в традиционной культуре связующим звеном реальности и действительности, идей и опыта, изменяет свое содержание, оказываясь в условиях виртуального цифрового контента. Мораль существует только в условиях реальности, что связано с автономией субъект-объектных отношений, действующих в сфере бесконтактного, бестелесного общения между разумным и искусственным интеллектом. Это означает, что в цифровой этике возникает идеологическое изменение как ценностного и нормативно-регулятивного алгоритма;
д) определено место цифровой этики как профессиональной, имеющей практическое значение в образовательных практиках.
Комментарии
1. Это подтверждается, например, общностью языков. «Исследователи пришли к выводу, что существует некая универсальная грамматика, присущая всем языкам. Так, несмотря на большое разнообразие языков, человеческие языки имеют много важных, общих свойств. Во всех языках присутствуют «гласные» и «согласные». Каждый язык имеет способ обсудить метафизическое случившееся в прошлом событие, сформулировать отрицание, задать вопрос, попросить, дать команду, выразить эмоции и т.д. Во всех языках встречаются схожие категории (существительные, глаголы, наречия и прилагательные), имеются притяжательное местоимение и родительный падеж. Носители всех языков могут обсуждать не только события, людей, качества, вещи и действия, но также и такие экзистенциальные состояния, как ревность, страх, ненависть, любовь, восторг, восхищение и пр. Эти и другие универсалии говорят о том, что языки не настолько различны, как может показаться. Антология исследований культуры // Интерпретация культуры / сост. С. Я. Левит. СПб. : Универ. кн., 1997. Т. 1. С. 49-57. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/levit-sya-sost-antologiya-issledovaniy-kultury-t-1-interpretacii kultury_3d637dcfd83.html (дата обращения 23.10.2024).
2. В аксиологическом плане ставится задача осмысления качественно новой системы ценностей и экзистенциальных смыслов, обозначения требований высокой этики постсингулярного этапа развития цивилизации // Научный совет Стратегического общественного движения «Россия 2045» ГЛОБАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ 2045 Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция // Под ред. проф. Д. И. Дубровского. М.: ООО «Издательство МБА», 2013.
Литература
1. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече : АСТ, 2003. 509 с.
2. Мёрдок Дж. П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры / отв. ред. и сост. Л. А. Мостова. СПб.: Университет. кн., 1997. С. 49-57.
3. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994. 558 с.
4. Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 183-559.
5. Гаджикурбанов А. Г. Круглый стол : «Мораль: многообразие понятий и смыслов» // Институт философии РАН : офиц. сайт. М., 2007-2024. URL: http://iphras.ru/page19098853.htm (дата обращения 23.10.2024).
6. Иванов К. Смешанная реальность, AR, VR - типы виртуальных удовольствий // iGuids.ru : [медиа о гаджетах, технологиях и играх]. М., 20092024. URL: https://www.iguides.ru/main/gadgets/smeshannaya realnost ar vr tipy virtualnykh udovolstviy/ . Дата публикации: 12.02.2016.
7. Глобальное будущее 2045: конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Научный совет Стратегического общественного движения «Россия 2045» ; под ред. проф. Д. И. Дубровского. М.: Изд-во МБА, 2013. 271 с.
References
1. Kononenko B. I. Bol'shoy tolkovyy slovar' po kul'turologii [The Large Explanatory Dictionary of Cultural Studies]. Moscow, Veche Publ, AST Publ, 2003. 509 p. [In Russian]
2. Murdock G. P. Fundamental'nyye kharakteristiki kul'tury [Culture and Society]. Antologiya issledovaniy kul'tury. T. 1: Interpretatsiya kul'tury [Anthology of Cultural Studies. Vol. 1: Interpretation of Culture], ed. by L. A. Mostova. Saint-Petersburg, Universitetkaya kniga Publ, 1997. Pp. 49-57. [In Russian]
3. Lotman J. M. Besedy o russkoy kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo XIX veka) [Conversations about Russian culture. Everyday life and traditions of the Russian nobility (18th - early 19th centuries)]. Saint-Petersburg, Iskusstvo-SPb Publ, 1994. 558 p. [In Russian]
4. Frank S. L. Nepostizhimoye: Ontologicheskoye vvedeniye v filosofiyu religii [The unknowable: an ontological introduction to the philosophy of religion]. Sochineniya [Works]. Moscow, Pravda Publ, 1990. Pp. 183-559. [In Russian]
5. Gadzhikurbanov A. G. Kruglyy stol : «Moral': mnogoobraziye ponyatiy i smyslov» [Round table : 'Morality: a variety of concepts and meanings']. Institut filosofii RAN: website. Moscow, 2007-2024. URL: http://iphras.ru/page19098853.htm (accessed: 23.10.2024). [In Russian]
6. Ivanov K. Smeshannaya real'nost', AR, VR - tipy virtual'nykh udovol'stviy [Mixed reality, AR, VR - types of virtual pleasures]. iGuids.ru. Publication date: 12.02.2016. Moscow, 2009-2024. URL: https://www.iguides.ru/main/gadgets/smeshannaya realnost ar vr tipy virtualnykh udovolstviy/ (accessed: 23.10.2024). [In Russian]
7. Global'noye budushcheye 2045: konvergentnyye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyutsiya [Global Future 2045: Convergent Technologies (NBICS) and Transhumanist Evolution]. Nauchnyy sovet Strategicheskogo obshchestvennogo dvizheniya «Rossiya 2045» [Scientific Council of the Strategic Public Movement "Russia 2045"], ed. by D. I. Dubrovskiy. Moscow, Izd-vo MBA Publ, 2013. 271 p. [In Russian]
Статья поступила в редакцию 30.10.2024 Статья допущена к публикации 25.11.2024
The article was received by the editorial staff30.10.2024 The article is approved for publication 25.11.2024