АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕ МЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Е. Д. Мелешко
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
А. В. Слобожанин
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ
Цель статьи - анализ этико-правовых проблем цифровизации, в связи с чем представлены основные научные центры исследований соотношения этики и права в России. Новизна статьи заключена в определении перспектив нормативного морально-правового регулирования в системе цифровой реальности. Представлен обзор юридических документов, содержащих нормативную составляющую регуляции правоотношений в цифровом формате. Вывод проведенного исследования заключается в аналитическом обзоре результатов нормативно-правового регулирования в цифровом пространстве, проводимых в ведущих центрах РФ.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая этика, цифровое право, цифровые технологии, морально-правовая регуляция, информационные ограничение, цифровое право.
E. D. Meleshko
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
A. V. Slobozhanin
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
MORAL AND LEGAL PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF RUSSIAN SOCIETY: ANALYTICAL REVIEW OF RESEARCH CENTERS
The purpose of the article is to analyze the ethical and legal problems of digitalization. In this regard, the authors present the main academic centers of research on the correlation between ethics and law in Russia. The novelty of the article lies in determining the prospects for normative moral and legal regulation in the digital reality system. The article presents an overview of legal documents containing the normative component of the regulation of legal relations in digital format. The conclusion of the study is an analytical review of the results of statutory regulation in the digital space conducted in the leading research centers of the Russian Federation
Kewords: digitalization, digital ethics, digital law, digital technologies, moral and legal regulation, information constraint.
йО! 10.22405/2304-4772-2023-1 -4-52-58
Введение.
Актуальность исследования обусловлена анализом соотношения цифровой этики и цифрового права, что связано со стремительным процессом внедрения 1Т-технологий в сферу культуры и экономики современного российского общества. Новые реалии технического прогресса обозначили необходимость пересмотра формата морального и правового регулирования коммуникативного общения в цифровом пространстве. Это исключило бы морально-правовые конфликты и дилеммы и определило бы параметры морально-правовой нормативности.
Цель - проанализировать состояние научных разработок по проблеме соотношения морали и права в процессах цифровизации российского общества.
Задачи: а) выделить основные проблемы, которые исследуются в настоящее время в научных центрах РФ, в области прикладной этики; б) обозначить последствия цифровизации; в) определить взаимообусловленность морали и права в условиях современного российского общества.
В России проблемы цифровой этики и права разрабатываются в первом десятилетии XXI века: в это время образуются центры и институты по исследованию цифровых рисков в области этики и права. В высших учебных заведениях РФ действуют следующие центры исследований проблем цифровой этики и права России:
1. ВШЭ (Институт права цифровой среды).
2. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.
3. ТГПУ им. Л. Н. Толстого (научно-исследовательская лаборатория цифровой этики).
На основании анализа правовых документов, рассмотрены параметры соотношения морали и права в цифровом пространстве, в связи с чем выделено правовое значение наказания, защита прав верующих, клевета и оскорбления в Интернете, права ветеранов на защиту собственного доброго имени, право на защиту от экстремистской деятельности в цифровой сфере и др.
Параметры исследований этики и права в институте права цифровой среды в ВШЭ на базе факультета права. Основное содержание работы Центра - междисциплинарные исследования, их юридическая экспертиза в цифровой трансформации. Поэтому практически все направления деятельности института сосредоточены на стыке цифровой этики и права: осуществления дистанционной идентификации; определения правового статуса людей с встроенными киберфизическими системами и др. Из крупных мероприятий института - проведение Всероссийской научной онлайн-конференции «Этико-правовые проблемы цифровой трансформации: от конфликта к гармонии».
Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС сосредоточен на исследовании проблем искусственного интеллекта. В докладе «Цифра»: этические проблемы цифровых технологий»» и «Этика»
[5] выделены наиболее важные направления развития информационных технологий: цифровые данные, искусственный интеллект, интернет вещей. Обращается внимание на общие и социальные этические последствия цифровизации. Подчеркивается, что магистральное развитие ИТ провоцирует негативные последствия, выражающиеся в: нарушении сохранения персональных данных и приватности; слежки; риска цифровой диктатуры. В социальном плане: доступность технологий для граждан, вопросы трудоустройства и безработицы. Выделяются этические проблемы в тех сферах жизни, которые в значительной степени подлежат цифровой трансформации: образование, полицейская деятельность, медицина, социальная сфера, разработка ИТ-продуктов, городская инфраструктура.
Проблемы цифровизации изучаются в научно-исследовательской лаборатории ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Основные направления работы лаборатории исследования в сфере интеграционной парадигмы цифровой этики и искусственного интеллекта в теоретическом (рамочном, ценностном) и прикладном (практическом) компонентах в процессе взаимодействия научно-образовательной и производственной деятельности (НОЦ и ПО). Анализ теоретических проблем цифровой этики и искусственного интеллекта, в их экстраполяции на практику научного и промышленного производства. Разработка инновационного проекта цифровой этики и искусственного интеллекта в научно-исследовательской лаборатории ТГПУ им. Л. Н. Толстого направлена на создание в цифровом пространстве модели этической регуляции, что связано с необходимостью определения и анализа формата правовой регуляции, их соотношения и взаимодополняемости.
Данная деятельность лаборатории направлена на решение следующих
задач:
- выделение и систематизирования этических рисков новых педагогических профессий в цифровом пространстве высшего образования;
- апробация аксиологического мониторинга научно образовательного пространства;
- определение механизмов трансформации нравственных ценностей в цифровом образовательном пространстве;
- формирование банка дилемм и конфликтов, регулируемых правовыми и моральными способами;
- осуществление комплекса тренингов выхода из конфликтных ситуаций и моральных дилемм для преподавателей и студентов педагогического вуза;
- переработка и уточнение кодекса цифровой этики в образовательном пространстве, с учетом полученных результатов: этических рисков новых педагогических процессов, профессиональных ценностей и моральных дилемм профессии;
- анализ практического применения этического кодекса в рамках подготовки специалистов в научно-образовательном пространстве университета.
Особую роль в этом играет подготовка магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Цифровая этика в
образовании» (руководитель магистратуры - д.ф.н., профессор Мелешко Е.Д.). В рамках этой деятельности магистрантами осуществляются научные исследования в области соотношения морали и права в цифровом образовании (Слобожанин А.В., научный руководитель - д.ф.н., профессор Мелешко Е.Д.), аксиологических рисков цифрового образования, проблемам цифровизации образования в рамках отдельных культур (российской, китайской, японской).
Потребность в исследовании правовой и этической регуляции в цифровом контенте связано с тем, что цифровизация экономики предъявляет новые требования к правовому и этическому регулированию в цифровой реальности. ИИ как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач, результаты которых сопоставляются с результатами интеллектуальной деятельности человека, а также те отношения, которые существуют в on-line пространстве являются объектом для рисков в области действий технологии ИИ. В этом плане риски связаны, например, с потерей конфиденциальности, обмана и дезинформации, риск распространения экстремизма, надзор правительства, монополия на сервис от больших корпораций (google, facebook) и т.д. В этом информационном виртуальном потоке рисков пользователь становится беспомощным и безоружным, ведь цифровизация и ИИ, определяют некую новую систему ценностей и, соответственно, способы морального и правового регулирования, что не коррелируется с традиционной системой ценностей. Это происходит, отчасти, потому, что в современной действительности цифровая реальность меняет характер межкоммуникативных отношений. Цифровая реальность рождает новые формы бесконтактного общения с неживым виртуальным объектом (симулякром). В силу этого нравственные и правовые отношения, характерные для традиционной культуры, в данной области лишаются ограничений, ценностные запреты принимают характер видимости неограниченной свободы, что мотивирует к безнаказанным действиям, к представлениям о неограниченной свободе изъявления и т.д. В цифровой реальности возможно «творческое исчезновение человека» (Эпштейн) [1], «цифровое слабоумие», «прогрессирующего духовного и телесного распада, снижения социального статуса, коммуникативного отчуждения, стресса и депрессии», что «снижает качество жизни и ведет к ее сокращению» (А. Шпитцер) [2]. Таким образом, с одной стороны, развитие ИИ с точки зрения многих ученых, создает прецедент исчезновения человека в его физическом теле и духовно-творческом созидании, наступления века машинизации и власти роботов. С другой - использование IT технологий в качестве инструмента - способ развития творческого потенциала человека.
Мораль и право в традиционной культуре, основанной на межчеловеческом, а не виртуальном общении, рождающим иллюзорные ценности так называемой «новой этики», представляют собой такие компоненты культурного взаимодействия, которое существует в русле единого ценностного основания (гуманизм, разумность, равенство и справедливость).
Именно эти коннотативные истоки морали и права определяют содержание принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека, в силу чего соотношение морали и права проецируют культурные смыслы в систему общественных отношений. Таким образом, мораль и право взаимодействуют на основе разумности и целесообразности, а высшей целью этого взаимодействия является благо общества, сконцентрированное в законе (правовом и моральном), что гарантирует порядок и защиту от произвола в обществе.
В связи с этим необходимо отметить значение этики ИИ, в решениях 41-й сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая прошла в Париже в ноябре 2021 года, в рамках которой были предложены основные принципы, нормативная база, где было принято совместное решение об этике ИИ. В данной редакции этика занимает ведущее положение, очерчивая рамочные универсальные ценности нравственной регуляции в работе с ИИ. Выделяются следующие ценности: уважение, защита человеческого достоинства, прав человека и основных свобод; поощрение разнообразия и инклюзивности, отсутствие дискриминации. В соответствии с этим представлены универсальные этические принципы: непричинение вреда, безопасность, справедливость, устойчивость, неприкосновенность частной жизни и защита данных, этическая и правовая ответственность, подконтрольность ИИ человеку и др. В силу этого выделены основные направления государственной политики: оценка этического воздействия рисков ИИ, выработка мер по мониторингу рисков, управлению защиты, а также мониторинга воздействия, правоприменения и возмещения вреда, причиненного ИИ; меры безопасности и защиты данных и др.; выделены приоритетные вопросы по этике ИИ на международных, межправительственных площадках. Таким образом, цифровая этика признается основным ценностным и нормативным содержанием отношений человека и общества с ИИ, с интернетом. Ценностные качества, обозначенные в международных документах, представляют собой основу этической регуляции в условиях цифрового контента.
Литература
1. Эпштейн М. Н. Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию // Философские науки. 2009. № 2. С. 91.
2. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг / пер. А. Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 360 с.
3. Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий : аналитический доклад // Сумма технологии : [сайт]. М., 2020. URL: https://ethics.cdto.center/2020 (дата обращения: 05.12.2023).
4. Назарова Ю. В. Этика искусственного интеллекта в современной России: актуальные проблемы и тенденции развития // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. Вып. 2 (34). С. 14-23. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2020/№2%20(34)/13/index.html .
5. Мелешко Е. Д., Назарова Ю. В. Этические проекты в сфере педагогического образования: опыт этического центра Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого // Этическая мысль. 2023. Т. 23, № 2. С. 155-177.
6. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации : офиц. сайт / Высшая школа государственного управления РАНХиГС. М., 2023-2024. URL: https://cdto.ranepa.ru/ (дата обращения: 05.12.2023).
7. Назаров В. Н. Цифровой двойник как субъект информационной этики // Этическая мысль. 2020. Т. 20, № 1. С. 142-154.
8. Мелешко Е. Д. Трансгуманизм и цифровая этика // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2021. Вып. 2 (38). С. 5-16. URL: https ://tsput. ru/fb//hum/2021/%E2%84%962%20(38)/4/index. html .
9. Назарова Ю. В. Проблема бессмертия в контексте цифровой этики // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11 (91). С. 17-21.
References
1. Epshteyn M. N. Tvorcheskoye ischeznoveniye cheloveka. Vvedeniye v gumanologiyu[The creative disappearance of the human being. Introduction to humanology], Russian Journal of Philosophical Sciences, 2009, No. 2, Pp. 91. [In Russian]
2. Spitzer M. Antimozg. Tsifrovyye tekhnologii i mozg [Anti-brain. Digital Technology and the Brain], trans. by A. G. Grishin, Moscow, AST Publ., 2014, 360 p. [In Russian]
3. Etika i «tsifra»: eticheskiye problemy tsifrovykh tekhnologiy : analiticheskiy doklad [Ethics and the digital: ethical challenges of digital technologies : an analytical report ], Summa tekhnologii [Compendium of Technology], Moscow, 2020, URL: https://ethics.cdto.center/2020 (accessed: 05.11.2023) [In Russian]
4. Nazarova Yu. V. Etika iskusstvennogo intellekta v sovremennoy Rossii: aktual'nyye problemy i tendentsii razvitiya [Ethics of artificial intelligence in modern Russia: current challenges and development trends], Gumanitarnye Vedomosty of TSPU, 2020, No. 2 (34), Pp. 14-23. URL:https://tsput.ru/fb//hum/2020/№2%20(34)/13/index.html . [In Russian]
5. Meleshko E. D., Nazarova Yu. V. Eticheskiye proyekty v sfere pedagogicheskogo obrazovaniya: opyt eticheskogo tsentra Tulskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. L. N. Tolstogo [Ethical Projects in Teacher Education: Experience of the Ethics Centre of Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University], Ethical Thought, 2023, Vol. 23, No. 2, Pp. 155177. [In Russian]
6. Tsentr podgotovki rukovoditeley i komand tsifrovoy transformatsii [Training Centre for Digital Transformation Leaders and Teams], Vysshaya shkola gosudarstvennogo upravleniya RANKhiGS [The Presidential Academy school of
governance], Moscow, 2023-2024, URL: https: //cdto .ranepa.ru/ (accessed: 05.11.2023) [In Russian]
7. Nazarov V. N. Tsifrovoy dvoynik kak subyekt informatsionnoy etiki [Digital twin as subject of information ethics], Ethical Thought, 2020, Vol. 20, No. 1, Pp. 142-154. [In Russian]
8. Meleshko E. D. Transgumanizm i tsifrovaya etika [Transhumanism and digital ethics], Gumanitarnye Vedomosty of TSPU, 2021,No. 2 (38), Pp. 5-16. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2021/%E2%84%962%20(38)/4/index.html .[In Russian]
9. Nazarova Yu. V. Problema bessmertiya v kontekste tsifrovoy etiki [The issue of immortality in the context of digital ethics], Society: Philosophy, History, Culture, 2021, No. 11 (91), Pp. 17-21. [In Russian]
Статья поступила в редакцию 12.11.2023 Статья допущена к публикации 15.12.2023
The article was received by the editorial staff12.11.2023 The article is approved for publication 15.12.2023