Научная статья на тему 'Фридрих Шиллер: врач и поэт (250 лет со дня рождения)'

Фридрих Шиллер: врач и поэт (250 лет со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
595
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нефрология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШИЛЛЕР / БИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / SCHILLER / BIOGRAPHY / THE HISTORY OF MEDICINE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фридрих Шиллер: врач и поэт (250 лет со дня рождения)»

© Д.Паскалев, Д.Петкова, Д.Бойчева, 2010 УДК 616+830]:Шиллер

Д. Паскалев1, Д. Пешкова1, Д. Бойчева1

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР: ВРАЧ И ПОЭТ (250 лет со дня рождения) D. Paskalev, D. Petkova, D. Boicheva

F. SCHILLER: THE DOCTOR AND THE POET (250 years from the date of a birth)

Медицинский университет «Проф. д-р П.Стоянов», г Варна, Болгария

Ключевые слова: Шиллер, биография, история медицины. Key words: Schiller, biography, the history of medicine.

«Дарующий счастье гений».

Т. Манн

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (рис.1) родился 10 ноября 1759 г. в г. Марбах-на-Неккаре, находившегося тогда на территории Вюртембер-гского герцогства. Кроме него, в семье Иоганна Каспара Шиллера и его жены Элизабет Доротеи (урожденной Кодвайс) были три дочери, к которыми Фридрих был очень привязан. Отец прини-маел участие в Семилетней войне (1756-1763), что помогло ему сделать карьеру от полкового фельдшера до звания капитана. Карьеру военного медика он прочил и сыну. 16 января 1773 г. молодой Шиллер поступил в только что основанную герцогом Вюртембергским Карлом Евгением (1728-1793) Академию (Карлова школа). Герцог переустроил «Дом солдатских сирот» в учебное заведение со строгим внутренним порядком: воспитанники не имели права на отпуск, свидания с родными, а «склонность к писанию поэзии оскорбляет институцию...». Ректором Академии являлся сам герцог и в ней готовили будущих юристов, офицеров, врачей, архитекторов и художников. Шиллер мечтал стать пастором, но отсутствие духовного факультета предопределило его будущее, пришлось заниматься юриспруденцией. В 1776 г. в Академии был открыт медицинский факультет, и Шиллер перешел на него. На этот выбор, вероятно, оказали влияние и другие факторы. В частности, обучение медицине допускало проявление либеральности и гуманности, при-

Паскалев Д.Н. E-mail: [email protected]

влекало внимание к личности человека и целому ряду философских вопросов, т.е. ко всему, что так интересовало будущего драматурга и поэта [13]. Поэтому неслучайно, что идеалом для молодого Шиллера стал энциклопедист Альбрехт фон Галлер (1708-1777) (рис. 2). Швейцарский ученый - ботаник, философ, полиглот, поэт и известный врач, автор книги «Основы физиологии человеческого тела», где излагались механизмы нервно-мускульной раздражимости [4, 5]. Под влиянием Галлера в 1779 г. Шиллер написал свою первую диссертацию: «Philosophia Phisiologiae» (Философия физиологии), которая включала пять разделов: «Духовное начало», «Питание живого существа», »Воспроизводство», «Связь между этими тремя началами», «Сон и естественная смерть» [6]. Работа, однако, была написана языком, трудным для понимания, в ней предлагались новые теории и выдвигались новые философские категории, такие как «промежуточная сила» (Mittelkraft), которая выступала в качестве связующего звена между материей и духом. Вероятно, в связи с этим экзаменационная комиссия отвергла диссертацию. Смысл отказа, скорее всего, заключался в том, что слишком молодому человеку не пристало умничать. Однако Шиллер не упал духом и написал новый труд, практической направленности - «De dicrimine febrium inflammatoriarum et putridarium» («Разница между воспалительной и гнилостной лихорадкой») [7]. Автор сделал обзор медицинских знаний о воспалении со время Гиппократа до XVII в., ссылаясь на такие авторитетные имена, как Сиденгам и Гал-лер. В работе были представлены типичные кли-

'' * г/л ...... П.,...! Sshlltrri trh.iltaie Rrztpt

Рис. 3. Рецепт, выписанный Шиллером.

нические симптомы болезни - повышенная температура, ускоренный пульс, боль и функциональные нарушения, которые достигают своего максимума к 4-му дню заболевания. Из сопутствующих признаков были отмечены общая и местная плетора («Allgemeine und lokale Blutueberfuelle»), сгущение крови ( «zu trockenes Blut») и обильный пот. Для облегчения этих проявлений болезни предлагались характерные для той эпохи терапевтические средства: кровопускание (включая использование пиявок) и «разрежение крови» нейтральными солями, такими как селитра (!) и вегетарианская пища, а также охлаждение тела для снятия высокой температуры. Автор отмечал, что благоприятный выход из лихорадки начинается кризисом, в ходе которого задача врача - не мешать естественному ходу развития заболевания.

О так называемой «гнилостной лихорадке» Шиллер писал, что у нее рекуррентный характер, она сопровождается рвотой, поносом, истощением, болями в грудной клетке, а пульс - малый и трудно прощупывается. Он отмечал, что наиболее часто заболевание возникало во время эпидемии и редко вызывалось факторами окружающей среды. Патогенез заболевания был объяснен накоплением гнилостных веществ в организме, которые было необходимо удалить с помощью

медикаментов, вызывающих рвоту, слабительных средств и клизм [7]. К сожалению, до нас дошел только один рецепт, выписанный самим Шиллером (рис. 3) - о калиево-аммониевом тартрате, популярном рвотном средстве в то время. Неизвестным осталось имя самого пациента, но, вероятно, он страдал «гнилостной лихорадкой».

Трактат о лихорадках был снова возвращен экспертами. Тем не менее, Шиллер начал работать над третьей диссертацией - «Versuch ueber den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner Geistigen» («Опыт исследования вопроса о связи между животной и духовной природой человека») [8], которую успешно защитил в ноябре 1780 г. 15 декабря 1780 г. Шиллер был назначен полковым врачом без портупеи в Штутгарте, с ежемесячной зарплатой в 15 гульденов, без права на частную практику, а также с запретом на выезд из гарнизона! [1-3].

Еще в Академии, раздраженный казарменным режимом [9], Шиллер начинал работу над своей первой пьесой «Разбойники». Для эпиграфа драмы автор выбрал мысль Гиппократа: «Чего не лечат лекарства, излечивает железо; чего не врачует железо, исцеляет огонь». Премьера состоялась в январе 1782 г. в Мангейме, чей театр являлся одним из самых значимых в Германии в

то время. Автор приходит тайно на представление и, скрытый в ложе директоров, был потрясен спонтанным восторгом публики.

Наказанный вюртембергским герцогом арестом за «самовольную отлучку с поста» (т.е. самовольный выезд из гарнизона), Шиллер принял судьбоносное решение отдаться литературной работе, покинул службу и уехал из Штутгарта в Мангейм [1, 2, 9]. Здесь он получил должность драматурга и организатора репертуара местного театра. Для сцены в Мангейме он написал «Заговор Фиеско в Генуе» (1783) и драму «Луиза Миллер» (1784), которая остается в истории мирового театра под названием «Коварство и любовь». Это первая немецкая пьеса с политическим зарядом, бичующая «интриги, пороки и влияние фавориток в одном типичном владетельском дворе восемнадцатого века» [9].

Работая над «Дон Карлосом, испанским инфантом», Шиллер написал «Историю отпадания Нидерландов от испанского правления» (1788). Первоначально написанный в прозе, после усиленной переработки «Дон Карлос» превратилась в драматическую поэму, написанную пятистопным ямбом в более чем 5000 стихов. Идея автора заключалась в том, чтобы, «представляя ужасы инквизиции отомстить за поруганное человечество и приковать к позорному столбу ее отвратительные злодеяния» [9]. Почти восемь десятилетий спустя гений Джузеппе Верди создал бессмертную музыку оперы «Дон Карлоса», которая подняла на ноги парижскую «Гранд Оперу» в мае 1867 г., чтобы навсегда остаться на мировой сцене [2].

В 1875 г., попавший в серьезные финансовые затруднения Шиллер спасен друзьями, в частности, адвокатом Кернером. Вдохновленный истинной человеческой дружбой он написал оду «К радости». Спустя приблизительно 40 лет, 7 мая 1824 г. в императорском театре в Вене прозвучала Девятая симфония Бетховена, включающая в финале хор, который исполнял бессмертную оду Шиллера. Это был один из самых больших публичных успехов Бетховена в тот тяжелый период его жизни, когда он почти лишился слуха [10]. И полтора века спустя финал Девятой симфонии Бетховена и ода «К радости» Шиллера, навсегда связанные воедино, стали гимном Объединенной Европы! [2].

В 1787 г. Шиллер прибыл в Веймар, где пост министра княжества занимал И.В.Гете. Он помог

своему молодому коллеге по перу поступить на работу в качестве профессора истории в Иене. Позднее их знакомство пререшло в удивительную человеческую и творческую дружбу. В благородном соревновании с Гете были созданы знаменитые баллады Шиллера - «Поручительство», «Журавли Ибика», «Перстень Поликрата» и др. Автор «Фауста» предложил ему сюжет для «Вильгельм Телля». И эту драму Шиллер написал всего за 9 месяцев в 1804 г. Работая только по картам, даже не посетив Швейцарию, Шиллер создал свой шедевр, превратившийся для поэта в крик лебедя, умирающего за свободу и справедливость между людьми [1, 2, 9].

Фридрих Шиллер умер 9 мая 1805 г. от генерализованной формы туберкулеза, которым он страдал с 1791 г. При аутопсии, сделанной врачом Хушке, были выявлены многочисленные поражения внутренних органов: двустороннее воспаление легких с эмпиемой справа; организованный надпеченочный абцесс справа, хроническая кишечная непроходимость из-за спаечной болезни в результате специфического перитонита, хронический миокардит, спленомегалия, хронический гнойный пансинуит [11]. Результаты этого исследования поставили под сомнение гипотезу о том, что смерть наступила в результате отравления Aconitum Napellus [11]. Шиллер был похоронен на старом кладбище при церкви Святого Якова в Веймаре.

В память поэту на высокой 28-метровой скале, возвышающейся над Фиервальдштетерском озером возле Брунена, высечена надпись: «Певцу Телля Ф. Шиллеру. Кантон Ури». Надпись была сделана в 1859 году по поводу 100-летия со дня рождения поэта. С тех пор скала носит его имя - Schillerstein, т.е. скала Шиллера.

Фридрих Шиллер

ОДА К РАДОСТИ /Перевод И. Миримского/

Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, Опьяненные тобою, Мы вошли в твой светлый храм. Ты1 сближаешь без усилья

Всех разрозненных враждой, Там, где ты1 раскинешь крылья, Люди - братья меж собой. Хор

Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной! Там, над звёздною страной, -Бог, в любви пресуществлённый! Кто сберёг в житейской вьюге Дружбу друга своего, Верен был своей подруге, -Влейся в наше торжество! Кто презрел в земной юдоли Теплоту душевных уз, Тот в слезах, по доброй воле, Пусть покинет наш союз! Хор

Всё, что в мире обитает, Вечной дружбе присягай! Путь её в надзвездный край, Где Неведомый витает. Мать-природа всё живое Соком радости поит, Всем даёт своей рукою Долю счастья без обид. Нам лозу и взор любимой, Друга верного в бою, Видеть Бога херувиму, Сладострастие червю. Хор

Ниц простерлись вы в смиренье? Мир! Ты видишь Божество? Выше звёзд ищи Его; В небесах Его селенья. Радость двигает колёса Вечных мировых часов. Свет рождает из хаоса, Плод рождает из цветов. С мировым круговоротом Состязаясь в быстроте, Видит солнца в звездочётам Недоступной высоте. Хори я

Как светила по орбите, Как герой на смертный бой, Братья, в путь идите свой, Смело, с радостью идите! С ней мудрец читает сферы, Пишет правды письмена, На крутых высотах веры Страстотерпца ждёт она.

Там парят её знамёна Средь сияющих светил, Здесь стоит она склонённой У разверзшихся могил. Хор

Выше огненных созвездий, Братья, есть блаженный мир, Претерпи, кто слаб и сир, -Там награда и возмездье! Не нужны богам рыданья! Будем равны им в одном: К общей чаше ликованья Всех скорбящих созовём. Прочь и распри и угрозы! Не считай врагу обид! Пусть его не душат слёзы И печаль не тяготит. Хор

В пламя, книга долговая!

Мир и радость - путь из тьмы.

Братья, как судили мы,

Судит Бог в надзвёздном крае.

Радость льётся по бокалам,

Золотая кровь лозы,

Дарит кротость каннибалам,

Робким силу в час грозы.

Братья, встаньте, - пусть, играя,

Брызжет пена выше звёзд!

Выше, чаша круговая!

Духу света этот тост!

Хор

Вознесём Ему хваленья С хором ангелов и звёзд. Духу света этот тост! Ввысь, в надзвездные селенья! Стойкость в муке нестерпимой, Помощь тем, кто угнетён, Сила клятвы нерушимой -Вот священный наш закон! Гордость пред лицом тирана (Пусть то жизни стоит нам), Смерть служителям обмана, Слава праведным делам! Хор

Братья, в тесный круг сомкнитесь И над чашею с вином Слово соблюдать во всём Звёздным Судиёй клянитесь!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Велмонт НН. Фридрих Шилер (передговор). В: Фридрих Шилер, Избрани произведения, Народна култура, София, 1955;5-53

2. Паскалев ДН.Между коварството и любовта. Вестник (Газета) «Черноморие», Варна; брой 132; 08.06.2000

3. Versuch einer Einfuerung. In : Schiller F. Medizinische Schriften, W.Friedr. Mayer, Miesbach/ Obb, 1959; 5-18

4. Симънс Д.100-те най-велики учени от древността до наши дни; Репортер; София 1998; 174-177.

5. Karger -Decker B. Die Geschichte der Medizin. Albatros; Duesseldorf; 2001; 138-139.

6. Schiller F., Philosophie der Physiologie In : Schiller F. Medizinische Schriften, W.Friedr. Mayer, Miesbach/ Obb, 1959; 37-62

7. Schiller F. De discrimine febrium inflammatoriarum et putridarum, In : Schiller F. Medizinische Schriften, W.Friedr. Mayer, Miesbach/ Obb, 1959; 63-134

8. Schiller F. Versuch ueber den Zusammenhand der tierischen Natur des Menschen mit seiner Geistigen. In : Schiller F. Medizinische Schriften, W.Friedr. Mayer, Miesbach/ Obb, 1959; 135-180

9. Ман Т. Опит върху Шилер, В:Ман Т; Литература и есеистика; Наука и изкуство; София; 1976; т.2; 614-689

10. Ерио Е. Животът на Бетховен ; Музика,София 1979; 268-281

11. Ланге-Айхбаум В, Курт В. Гении, лудост, слава: По-ети и писатели, том 5; Кибеа, София; 2008; 141-149

Поступила в редакцию 19.02.2010 г.

Принята в печать 02.06.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.