Научная статья на тему 'ФРГ и инновационный процесс'

ФРГ и инновационный процесс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / РОССИЯ / ИННОВАЦИИ / СИНЕРГИЯ НАУКИ И БИЗНЕСА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапоженкова Татьяна Олеговна

Статья представляет структуру инновационной системы Германии, рассматривая ключевые события и механизмы, которые помогли стимулировать промышленный рост страны путём успешного сотрудничества науки и бизнеса. Сравнивается также функционирование инновационной системы Германии с системой других стран ЕС. По мнению автора, потенциально некоторые аспекты опыта Германии могли бы оказаться полезными для России. Весьма полезным будет и взаимно проводимый «2012-2013 год сотрудничества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФРГ и инновационный процесс»

Татьяна САПОЖЕНКОВА

ФРГ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

"Объединиться - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех!"

Генри Форд

В международной экономике практически ни одна страна не может полагаться только на внутренние знания для того, чтобы обеспечить устойчивую технологическую модернизацию. Инновации и экономический рост объединены единым фактором знаний и человеческого капитала. Позитивный эффект для развития экономики приносит и обмен знаниями1. Поэтому столь актуальным является изучение опыта стран, достигших высоких результатов в инновационном и технологическом развитии, в частности, таких как Германия.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности за 2011-2012 год по оценке ВЭФ по фактору "способность к инновациям" ФРГ заняла третье место (после Японии и Швейцарии)2. По данным рейтинга инновационной активности стран Европейского Союза, в 2011 году Германия является одной из лидирующих стран ЕС в области инноваций3; согласно рейтингу Бостонской консалтинговой фирмы, в 2009 году антикризисная экономическая политика Германии была признана наиболее эффективной по таким критериям, как объёмы финансирования низкой конъ-

1 Shumpeter J. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung (transl. 1934, The Theory of Economic Development: An inquiry into profits, capital, credit, interest and the business cycle), 1911.

2 http://reports.weforum.org/global-competitiveness-2011-2012/

3 Innovation Union Scoreboard 2010/ Pro Inno Europe Paper #18/ European Commission Enterprise and Industry. P. 12.

© Сапоженкова Татьяна Олеговна - аспирантка Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики. E-mail: [email protected] Ключевые слова: Германия, Россия, инновации, синергия науки и бизнеса, промышленность.

юнктуры, воздействие на увеличение реального спроса, отсутствие протекционизма, поддержка инноваций (образования, НИОКР, новых отраслей)1.

Слагаемые инновационной системы

В наиболее общем смысле национальная инновационная система определяется как "элементы и взаимоотношения, участвующие в производстве, распространении и использовании новых, экономически прибыльных, знаний, и расположенные в пределах границ государства"2.

В Германии исследовательская система имеет долгую традицию. Её история насчитывает множество выдающихся личностей: Карл Цейс (1816-1888), Роберт Кох (1843-1910), Конрад Рентген (1845-1923), Макс Планк (1858-1947), Альберт Эйнштейн (1879-1955), Отто Хан (1879-1968), и это только некоторые из них. Многочисленные Нобелевские премии, присуждённые германским учёным, из недавних - по химии в 2007 году, по физике в 2007 году и по медицине в 2008 году, подтверждают высокое качество германских исследований. Результатом их применения являются соответствующие экономические показатели3.

Структура исследовательской и инновационной системы ФРГ очень дифферен-цированна и в то же время взаимосвязана. Необходимым условием её успеха является связанность и координация исследовательской и научной деятельности с промышленностью и бизнесом. Исследования проводятся как государственными, так и

4

частными организациями .

Уровень затрат на НИОКР в стране значительно вырос: с 2,19% в 1995 году до 2,82% ВВП в 2009 году (см. Таб. 1). При этом если в 1995 году доля бизнеса составляла 60% от всех расходов на НИОКР, то к 2009 году этот показатель увеличился до 68,2%5.

Таблица 1.

Расходы на НИОКР, в процентах от ВВП, млрд евро

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010*

ЕС-27 1,86 1,86 1,87 1,86 1,83 1,82 1,85 1,85 1,92 2,01 2,1

Германия 2,45 2,46 2,49 2,52 2,49 2,49 2,53 2,53 2,68 2,82 2,84

Источник: Eurostat6 2010 г. - по предварительным данным.

1 Фёдоров В.П. "Экономика и политика Германии. Современный этап" Москва 2009, С. 36.

2 Lundvall B.A. and Borras, S., 1997. The globalising learning economy : Inplications for innovation policy. Report based on contributions from seven projects under the TSER program, DG XII, Commission of the European Union

3 An overview of the German Research and Innovation System/ Federal Report on Research and Innovation 2010. Federal ministry of education and research. Р. 19.

4 Innovation Policy Progresss Report Germany 2009/ European Commission Enterprise Directorate-General, Р. 8.

5 Innovation Union Competitiveness Report. Country profile - Germany. Р. 1.

6http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=

t2020 20

Увеличение расходов на НИОКР произошло в основном за счёт средне-и высокотехнологичных секторов, таких как оптические инструменты и машиностроение. Таким образом, задача достижения страной уровня расходов на инновации в 3% к 2015 году является вполне реальной.

Федеральный канцлер Ангела Меркель утвердила предложения по бюджету на 2012 год, в рамках которого планируется увеличить затраты на НИОКР на 10% по сравнению с 2010 годом, или на 12,8 млрд евро. По словам министра образования Аннете Шаван, основной фокус будет направлен на укрепление позиций страны как глобального лидера высоких технологий, особенно в областях энергетики, питания, транспорта, безопасности и коммуникаций, в соответствии с высокотехнологичной стратегией Германии - 2020. 1

Ответственными за реализацию перспективной стратегии являются федеральное министерство по образованию и исследованиям и федеральное министерство экономики и технологий. Инновационная политика и регулирование её механизмов находятся в ведении министерства экономики, а именно: по поддержке рискового капитала, по стимулированию производства инновационной продукции посредством государственных закупок. Одной из важнейших задач является партнёрство бизнеса и государства в исследовательской деятельности и воплощении её результатов в инновационной продукции2. Иллюстрацией этого является схема (1) распределения расходов на НИОКР в ФРГ:

Схема 1.

Распределение расходов ФРГ на НИОКР

1 Stafford N. "German science receives a 10 percent funding boost" , 19 July 2011/ http://www.rsc.org/chemistryworld/News/2011/July/19071101.asp

2 Hightech- Strategie 2020 fuer Deutschland/ http://www.bmbf.de/de/14397.php

3 An overview of the German Research and Innovation System/ Federal Report on Research and Innovation 2010. Federal ministry of education and research. P. 19.

Государственное влияние на инновационные процессы ФРГ

Впервые концепция инновационной политики Германии была подготовлена в 2002 году федеральным министерством образования и научных исследований (BMBF) и федеральным министерством экономики и технологий (BMWi). Основными её приоритетами были объявлены: формирование инновационной культуры, создание рамочных условий, содействующих нововведениям, воплощение результатов исследований в инновации.1 Для реализации приоритетов важная роль отводилась инфраструктурной поддержке инновационных компаний и обеспечению связи между наукой и бизнесом, которые могли опираться на уже существовавшую инфраструктурную сеть. Ещё в 2001 году в стране в этой сфере насчитывалось более полутора тысяч посреднических организаций.2

На приводимом рисунке 1 показано место посреднических организаций, у которых широкое поле деятельности.

Рис. 1.

Источник: Innovation Union Competitiveness report 2011. Country profile - Germany. European Commission 3.

Систему и категорию исследовательских организаций в Германии можно представить по Рис. 2.

1 Германия. Вызовы XXI века/ Под ред. Шмелёва Н.П., глава 12 "Поддержка инновационного обновления экономики" (В.С. Циренщиков, С.В. Абрамова, А.М. Жестков). С. 565-618.

2 Там же.

3 Innovation Union Competitiveness report 2011. Country profile - Germany. European Commis-sion/ Research & Innovation.

Рис. 2.

Источник: Innovation Union Competitiveness report 2011. Country profile - Germany. European Commission.

Ключевым звеном системы являются университеты и профессиональные колледжи, важнейшая задача которых - проведение прикладных исследований. В настоящее время из 400 университетов 200 проводят такие исследования совместно с промышленными предприятиями. Общий бюджет, выделяемый на эти цели, в 2009 году составил 11,1 млрд евро.

Значительное количество исследований проводится в Германии некоммерческими организациями. В их числе:

Общество Фраунгофера (Fraunhofer-Gesellschaft) - крупнейшая организация прикладных исследований в Европе и ведущая в европейской практике передачи технологий. В рамках деятельности Общества проводятся исследования на контрактной основе совместно с промышленностью, сектором услуг и государственной администрацией. Одно из крупнейших его достижений - разработка программы MP3, являющейся сегодня наиболее распространённым методом кодирования и раскодирования цифровой аудиоинформации.

По всему миру в настоящее время действует порядка 80 его организаций, из них 60 - в Германии. Деятельность Общества финансируется из федерального (90%) и

земельного бюджета (10%)1, годовой бюджет в 2010 году составил порядка 1,65 млрд евро, из которых 85% приходится на контрактные исследования, 10% - на инфраструктурные государственные проекты и 5% - на разработки в области государственной безопасности . Проекты реализуются в различных областях, таких как биомедицина, информационные технологии, естественные науки, микроэлектроника, машиностроение, технологии по обеспечению безопасности. Основными преимуществами структуры деятельности Общества Фраунгофера являются:

- децентрализованное управление и самостоятельность входящих в его состав институтов;

- сбалансированная структура поддержки осуществляемых проектов из трёх источников - институциональное финансирование (35-40%), госпрограммы (2025%), контрактные исследования (35-40%). Они способствуют поддержанию высокой научной компетенции и создают стимулы для проведения контрактных исследований с промышленностью3.

Объединение научно-исследовательских центров имени Гельмгольца. Состоит из 17 центров, которые проводят передовые исследования в области естественных и технических наук, биологии и медицины. Более 30000 сотрудников работают в Объединении. Его годовой бюджет составляет около 3 млрд евро.4 Значительная часть исследований проводится с зарубежными партнёрами из Европы, Америки и Азии. В настоящее время всё больше внимания уделяется партнёрству с Россией и Китаем. Объединение добивается превосходных результатов как в области фундаментальных исследований, так и в развитии прикладных направлений благодаря инфраструктуре и управленческим ресурсам, необходимым для реализации крупных проектов. Так, по результатам 2010 года было зарегистрировано 410 новых патентов и более 3100 проектов сотрудничества в сфере экономики.5

Ассоциация Лейбница включает 87 исследовательских институтов6. Сотрудничая с университетами, она проводит исследования в шести ключевых областях: энергетика, защита окружающей среды, здравоохранение, ключевые технологии,

7

аэронавтика и транспорт .

Общество Макса Планка - независимая некоммерческая исследовательская организация, деятельность которой сфокусирована на фундаментальных исследованиях в области естественных и гуманитарных наук. Со времени её создания в 1948 году 17 учёных были удостоены Нобелевской премии. Бюджет, выделенный на реализацию проектов Общества в 2009 году, составил 1,3 млрд евро8.

Характерной особенностью всех этих организаций является сотрудничество с бизнесом, а промышленность в целом является вторым важнейшим звеном исследовательской системы Германии. Более 2/3 исследовательских фондов страны фи-

1 Германия. Вызовы XXI века/ Под ред. Шмелёва Н.П., глава 12 "Поддержка инновационного обновления экономики" (В.С. Циренщиков, С.В. Абрамова, А.М. Жестков). С. 565-618.

2 http://www.fraunhofer.de/en/about-fraunhofer

3 Германия. Вызовы XXI века/ Под ред. Шмелёва Н.П., глава 12 "Поддержка инновационного обновления экономики" (В.С. Циренщиков, С.В. Абрамова, А.М. Жестков). С. 565-618.

4 http://www.helmholtz.de/

5 http://www.helmholtz.de

6 http://www.research-in-germany.de/leibniz

7 http://www.leibniz-association.eu/?nid=ubu&nidap=&print=0

8 http://www.research-in-germany.de/main/research-landscape/rpo/43988/max-planck.html

нансируются предприятиями промышленного сектора. Это как самостоятельные исследования предприятий, так и совместные проекты с научными учреждениями. Например, только с Объединением Гельмгольца в 2008 году было реализовано порядка 2400 совместных проектов в таких областях, как нано- и биотехнологии. В 2009 году расходы промышленности на НИОКР составили свыше 46 млрд евро (или 68% от общих расходов на эти цели). Из них 38% - на машиностроение, 19% -на электротехническую промышленность, 14% - на химическую и около 11% - на инженерную механику1. Крупнейшими компаниями, инвестирующими в инновационное развитие Германии, по данным 2009 года, являются Даймлер (4,1 млрд евро), Сименс (3,9 млрд евро), Бош (3,7 млрд), БМВ (3,2 млрд), Баер (2,5 млрд), Фольксваген (2,3 млрд).

Формы укрепления связей науки и бизнеса

В течение последних лет Федеральное правительство инициировало ряд проектов с целью создания эффективных отношений между наукой и бизнесом, развития кластеров, разрабатывающих новые технологии. Они объединяют в исследовательской деятельности промышленность и академические институты и стимулируются государством с помощью специальных программ:

• Инициатива создания профессиональных связей в конкретных областях компетенции (Kompetenznetze Deutschland Initiative) 2.

• Конкурс на звание лидирующего кластера3.

• Инновационные альянсы.

Инициатива создания профессиональных связей.

Программа реализуется федеральным министерством экономики и технологий (BMWi) и объединяет ведущие кластеры. Все кластеры разделены на девять тематических групп, расположенных в восьми регионах Германии. Инициатива поддерживает стратегическое развитие кластеров и усиливает связь между наукой и бизнесом, объединяя более чем в 100 совместных проектах порядка 450 крупных предприятий, 6000 малых и средних предприятий и 1600 исследовательских институтов.

Исследовательская деятельность проводится в таких областях, как биотехнологии, здравоохранение и медицинские науки, транспорт, химические технологии, микро-нано-оптометрические технологии. При этом предприятия промышленного сектора вовлечены в проекты с самой ранней стадии, начиная с разработки иннова-

4

ции до ее воплощения в производстве .

Конкурс на звание лидирующего кластера.

Программа разработана федеральным министерством образования и исследований (BMBF) в 2007 году в рамках Высокотехнологичной стратегии Германии. Кластеры объединяют экспертизу предприятий и научных учреждений в совместном процессе разработки и внедрении инноваций.

1 DG Research and Innovation. Eurostat, OECD, Science Metrix/Scopus (Elsevier).

2 http://www.research-in-germany.de/research-landscape/rpo/networks-and-clusters/41828/10-1-kompetenznetze,print=true,slc=dachportal_2Fen.html

3 http ://www. hightech-strategie.de/en/468.php

4 http://www.kompetenznetze.de/service/bestellservice/

Согласно правилам соревнования, планируется три раунда. В каждом раунде федеральным правительством выделяется до 200 млн евро для развития пяти ведущих кластеров (по 40 млн евро на каждый из них). В числе ключевых критериев - участие промышленных предприятий, частные инвестиции, долгосрочная стратегия развития, благоприятная инфраструктура для старт-апов, международное сотрудничество.

По результатам конкурса лучшими кластерами признаны: кластер "Силиконовая Саксония ". Его ключевые компетенции - микро- и нанотехнологии. Основной целью исследований является разработка механизмов, позволяющих увеличивать мощность машин и при этом снижать энергопотребление1.

Авиационный кластер Гамбурга в регионе Метрополитена. Кластер связан с авиастроением, поддержанием и ремонтом воздушных летательных аппаратов, объединяя в этой деятельности экспертизу трёх крупных предприятий - "Эарбас" (Airbus), "Люфтганза текник" (Lufthansa Technik) и "Аэропорт Гамбурга" (Hamburg Airport), более чем 300 малых и средних предприятий, технологических и исследовательских институтов. Сейчас Авиационный кластер Гамбурга - один из наиболее значимых центров авиационной промышленности по производству гражданских самолетов2.

Долина солнечной энергии в Средней Германии. Этот кластер является одним из ведущих европейских центров по фотогальваническим исследованиям и разработкам. "Долина солнечной энергии" фокусирует свою деятельность на производстве фотогальванического электричества, которое в перспективе может составить достойную альтернативу применяемым сегодня электросетям3.

Инновационные альянсы

Они представляют собой новый инструмент для исследований и инновационной политики в рамках Высокотехнологичной стратегии. В Германии существуют девять инновационных альянсов, общий бюджет которых составляет около 3,1 млрд евро. 80% средств поступает от промышленных предприятий и только 20% - от государства. Для малых и средних предприятий вступление в инновационный альянс позволяет значительно сократить риски, связанные с исследовательской деятельностью. Приведём несколько примеров успешных инновационных альянсов.

Альянс "Молекулярное отображение биомедицинской техники" сформирован компаниями "Баер Фарма" (Bayer Schering Pharma AG), "Бёрингер Ингельхайм Фарма" (Boehringer Ingelheim Pharma GmbH & Co. KG), "Карл Цейс" (Carl Zeiss AG), "Карл Шторц" (Karl Storz) и "Сименс" (Siemens AG) . Основной его целью является создание новых диагностических агентов и разработка фармпрепаратов. Молекулярные технологии призваны обнаруживать биологические процессы на клеточном уровне. Это позволяет устанавливать заболевание на более раннем этапе и с большей точностью4.

Альянс по созданию литий-ионных элементов питания (LIB 2015). В его состав входят такие компании, как "БАСФ" (BASF), Bosch ("Бош"), "Фольксваген" (Volkswagen); деятельность альянса поддерживается в рамках программы Феде-

1 http://www.cool-silicon.org/

2 http://www.hamburg-aviation.com/

3 http://www.solarvalley.org/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 http://www.research-in-germany.de/main/research-landscape/rpo/networks-and-clusters/41832/10-3 -innovation-alliances. html

рального правительства. 15% средств на финансирование проекта поступает от Федерального правительства (60 млн евро) и 85% - от компаний - участников альянса (360 млн евро)1.

"еНОВА (eNOVA)" - альянс предприятий, созданный для поддержки немецкой автомобильной индустрии. Основная деятельность направлена на повышение эффективности систем впрыскивания топлива, внедрение полупроводниковых элементов и совершенствование работы электронных блоков управления. В альянс входят такие компании, как "Ауди" (Audi), "Даймлер" (Daimler), "БМВ" (BMW), "Порше" (Porsche), "Бош" (Bosch), "Континенталь" (Continental), "Сименс" (Siemens) и другие2.

Все три программы - инициатива создания профессиональных связей, конкурс на звание лидирующего кластера и инновационные альянсы - представляют собой ещё один шаг по пути единения науки и промышленности в инновационном процессе ФРГ.

Как применяются инструменты эффективной связи науки и бизнеса, рассмотрим на конкретном примере в инновационном развитии автомобильной промышленности.

Автомобилестроение и инновации

Автомобильная промышленность является крупнейшим экономическим сектором Германии: объём товарооборота здесь составил 315 млрд евро, или 20% общего товарооборота промышленности ФРГ в 2010 году3. Автопром выступает крупнейшим работодателем (количество сотрудников, деятельность которых связана с ав-топромом, составляет порядка 5 млн человек) и крупнейшим экспортёром страны (три четверти произведённых автомобилей предназначены для экспорта). В течение последних пяти лет в Германии выпущено порядка 12,7 млн автомобилей, или одна шестая часть мирового производства в период 2005-2010 годов4. В долгосрочной перспективе целью Германии является сохранение лидирующей позиции в технологиях автомобильной индустрии, что предполагается достигнуть стимулированием инновационного развития сектора5. Основным условием достижения цели признаётся не только участие государства, но и глубокая заинтересованность бизнеса в проведении исследований и имплементации новейших разработок в производстве. Поэтому взаимодействие бизнеса и науки здесь является обязательным фактором.

Ежегодно на НИОКР в автомобильной промышленности Германии расходуется порядка 21 млрд евро. Автопром - источник 36,5% расходов на НИОКР в промышленности ФРГ. По количеству патентов в отрасли (3650 патентов в год, или десять патентов в день) Германия - абсолютный мировой лидер6. Крупнейшими произво-

1 http://www.bmbf.de/de/11828.php

2 http://www.strategiekreis-elektromobilitaet.de/english/technology-fields

3 VDA Verband der Automobilindustrie (German Association of the Automotive Industry) 2011 Report.

4 Automotive Industry in Germany Issue 2010/2011/Gesellschaft fuer Aussenwirtschaft und Standortmarketing mbH.

5 Hightech- Strategie 2020 fuer Deutschland/ http://www.bmbf.de/de/14397.php

6 VDA Verband der Automobilindustrie (German Association of the Automotive Industry) 2011 Report.

дителями автомобилей являются предприятия: "Ауди" (Audi), "БМВ" (BMW), "Даймлер" (Daimler), "Форд" (Ford), "Опель" (Opel), "Порше" (Porsche), "Фольксваген" (Volkswagen), "Ман" (Man) и другие. 1

Федеральным правительством поставлена цель достичь 1 млн электромобилей на немецких дорогах к 2020 году. Это означает, что "электромобильность" станет частью ежедневной жизни в Германии менее чем через десять лет. Поставленная цель побуждает к значительным инвестициям на исследования и разработки и повышение квалификации сотрудников.

Для ускоренного развития автомобильного сектора правительство ФРГ с 2009 года реализует программу, направленную на его поддержку. Так, владелец автомобиля со сроком эксплуатации более девяти лет может получить субсидию в размере 2500 евро на покупку нового автомобиля. Первоначально бюджет программы составлял 1,5 млрд евро, но она стала настолько востребованной, что в сентябре 2009 года было принято решение о её продлении в увеличенном масштабе.

По словам федерального министра экономики и технологий Филиппа Рослера, в долгосрочной перспективе Германия планирует развивать лидерство в электромобильных технологиях. Предусматривается также освобождение владельцев таких автомобилей от налога на транспортное средство в течение десяти лет. Министерство транспорта предусматривает введение специального обозначения, которое будет размещаться на парковках, и владельцы электромобилей будут пользоваться там привилегиями2.

Германия лидирует по количеству исследовательских центров в автомобильной промышленности Европы. Компании, являющиеся производителями и поставщиками услуг в этом секторе, обладают преимуществом тесного взаимодействия с такими центрами, начиная с самой ранней стадии предподготовки к производству, возможностями совместных исследований с лидирующими исследовательскими организациями и университетами.

По данным 2010 года, в Германии располагается наибольшее количество производственных прощадок Европы3. Многочисленные инновационные кластеры объединяют науку, промышленность и образование в таких областях автомобильной промышленности, как микроэлектроника, производство, применение ЭВМ при разработке и эксплуатации автоматических производственных линий и многие другие. Примерами являются кластеры в Баден-Вюртенберге, Баварии и Саксонии.

Для успешного функционирования автокластеров государством выделяются субсидии на формирование команды высококвалифицированных сотрудников в автомобильных компаниях. Субсидии используются на программы, связанные с рекрутин-гом; программы повышения квалификации; на выплату зарплат. Их реализация позволяет значительно сократить издержки для организации новых предприятий.

1 Automotive Industry in Germany Issue 2010/2011/Gesellschaft fuer Aussenwirtschaft und Standortmarketing mbH.

2 Automotive Industry in Germany Issue 2010/2011/Gesellschaft fuer Aussenwirtschaft und Standortmarketing mbH.

3 VDA Verband der Automobilindustrie (German Association of the Automotive Industry) 2011 Report.

4 Automotive Industry in Germany Issue 2010/2011/Gesellschaft fuer Aussenwirtschaft und Standortmarketing mbH.

Инновационная деятельность Германии в контексте ЕС

Европейский Союз, поставивший задачу выйти на самые передовые позиции в экономике в ближайшие годы, предпринимает для этого разнообразные меры, хотя для проведения эффективной инновационной политики неравенство в экономическом развитии стран-членов во многом определяет и их место в этом процессе. Исследования, проведённые организацией Innovation Union Scoreboard в 2010 году, распределили все страны ЕС на четыре группы в зависимости от степени эффективности инновационной политики. Они включают:

• страны - инновационные лидеры, их эффективность в области инновационной политики намного выше средней по ЕС-27. Германия входит в эту группу, наряду с Данией, Финляндией и Швецией;

• страны - последователи в области инноваций. Эффективность инновационной политики выше среднего уровня по ЕС-27. В группу входят Франция, Австрия, Бельгия, Кипр, Эстония, Ирландия, Люксембург, Голландия, Словения и Велико-британиия;

• страны, эффективность инновационной политики которых оценена как "средняя": Чехия, Греция, Венгрия, Италия, Мальта, Польша, Португалия, Словакия и Испания;

• замыкают рейтинг страны, эффективность инновационной политики которых ниже среднего уровня по ЕС: Болгария, Латвия, Литва и Румыния.

Значение эффективности определяется на основе составного показателя, включающего 24 индикатора: минимальный - 0, максимальный - 1. "Высокая эффективность" означает, что она на 20% и более выше, чем средний показатель по ЕС-27, "выше средней" означает на 10% выше, чем средний показатель по ЕС-27. "Средняя" эффективность составляет 50%.

Германия, входящая в группу стран-лидеров инновационного процесса, высоко оценена по нескольким наиболее важным показателям: количеству патентов по отношению к ВПП; доле малых и средних предприятий, реализующих новые продукты или использующих новые процессы, направленные на повышение эффективности бизнес-активности (35-39%); доле занятых в высокотехнологичных отраслях экономики (13%); доле средне- и высокотехнологичной продукции в общем объёме экспорта (47%); доле инновационной продукции в общем товарообороте предприятий (13%)\

Успехи Германии отнюдь не случайны. Они опираются на обширную государственную поддержку инновационного сектора экономики, которая сейчас нацелена на ещё не до конца решённые проблемы, в частности в области финансирования инноваций. Это программы по поддержке рискового капитала (специальные фонды), относящиеся в первую очередь к малым и средним предприятиям, программы кредитования, гранты для совместных проектов между предприятиями и университетами и т. п.

Предполагается сделать рывок в высокотехнологичных и перспективных в отношении дальнейшего роста отраслях, таких как сектор информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий, медицинских технологий. Задачу помогут решать разработанные на федеральном уровне механизмы, в числе которых "Тема-

1Innovation Union Scoreboard 2010. European Commission Report, С. 66-71.

тические программы НИОКР", "Инициатива по поддержке высокого качества", "Пакт исследований и разработок".

Важнейшая роль отводится и приспособлению образовательной системы к изменяющимся условиям инновационного развития, а именно увеличению выпуска высококвалифицированных специалистов. Трудности здесь создаёт тот факт, что ответственность за их подготовку разделена между Федеральным и государственным уровнем. Госучреждения отвечают за высшее образование, а федеральное правительство - за профессионально-техническое. Поэтому предполагается реформа системы профтехобразования - создание новых современных курсов и модернизация программ, а также дополнительное финансирование для переподготовки сотрудников.

Самые последние шаги, касающиеся современных тенденций развития инновационной политики ФРГ, связаны с новыми мерами правительства ФРГ, в частности с программой кластеров, которая предусматривает финансирование региональных тематических кластеров, объединяющих исследовательскую деятельность государственных институтов и предприятий с целью развития высоких технологий в различных областях промышленности. Ещё одна специализированная программа ZIM (центральная инновационная программа по поддержке малых и средних предприятий) объединяет группу подпрограмм: ProInno, InnoNet, NEMO, InnoWatt. В 2009-2010 годах для поддержки предприятий с численностью рабочих до 1000 человек, реализующих программы, дополнительно было выделено 450 миллионов евро. Эффект не замедлил сказаться. По словам федерального министра экономики Филиппа Рослера, ZIM, кроме инновационного, обеспечила позитивный социальный эффект, создав в Германии 70000 дополнительных рабочих мест1.

Проблемы российской инновации и немецкий опыт

Создание современной промышленности, которая обеспечит базу для инновационного развития всей экономики, является приоритетной задачей и для России. Это признано многими работниками государственного аппарата, ведущими учёными и экспертами, представителями бизнес-сообщества. Тем не менее темпы и реальные результаты в инновационном и технологическом развитии России пока что не могут считаться удовлетворительными. Такой вывод определяется следующими факторами:

- доля России в общем объёме мирового экспорта наукоёмкой продукции составляет 0,3%, в то время как США - 36%, Японии - 30%, Германии - 9,5%;

- удельный вес наукоёмкой продукции в общем объёме российского экспорта не превышает 1,5-2%;

- свыше 80% расходов на НИОКР в России осуществляется государством, участие бизнеса в финансировании НИОКР весьма незначительно2.

По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, "одной из проблем инновационной политики России является то, что действия бизнеса и

1 Dr. Phillip Rösler: ZIM hat sich zum Flaggschiff unserer KMU-Innovationsförderung entwickelt http://foerdermittel-aktuell.com/2011/08/09/dr-phillip-rosler-zim-hat-sich-zum-flaggschiff-

unserer-kmu-innovationsforderung-entwickelt/

2 Российский инновационный индекс/Под ред. Л. М. Гохберга. - М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2011. - 84 с.

науки разрознены, не скоординированы и далеко не всегда соотнесены с теми потребностями, которые вытекают из реальной экономики".1 Эту точку зрения разделяют и представители научного сообщества. Так, в книге "Национальная экономика России" д.э.н. В. Кудров пишет: "Российская наука в значительной мере оторвана от экономики, от бизнеса. Она вынесена за рамки заводов и фабрик, в отдельные самостоятельные НИИ и КБ. Вузы также далеки от сферы реального производства".2 В подтверждение этого высказывания можно привести данные статистики. Россия, имея около 10% научных кадров мира, на рынке наукоёмких технологий занимает место в 4-м десятке.3 В последние годы только около 15% инновационных фирм в России участвовали в совместных проектах с научными организациями и около 8% — с вузами. Академические институты являлись основным источником информации для менее 1% инновационных фирм, вузы — для менее 1%, отраслевые институты — для приблизительно 3%.4

И всё это при том, что в нашей стране есть огромный научный потенциал, способный генерировать предложение инноваций, и бизнес, создающий спрос на них. Имеется желание государства и общества добиться устойчивого экономического роста на основе инновационной модели развития. 5 6 Имеется зарубежный опыт и отечественные ресурсы. В интересах инновационного развития России необходимо укрепление частно-государственного партнёрства и привлечение научного сообщества к совместным бизнес проектам. Эффективным механизмом привлечения бизнеса к исследовательской деятельности служит совместное финансирование проектов, реализуемых бизнесом. Кроме того, важным шагом является инициатива создания исследовательских вузов в России, позволяющая совместить обучение и исследования, обеспечить приток молодых кадров в инновационную деятельность и инициировать желание довести разработки опытных образцов до конечного коммерческого продукта.

Правда, в отличие от Германии, Россия пока не располагает отработанной методологией коммерциализации технологий.7 А в германском опыте, если обратиться к его использованию, многое неприемлемо для нашей страны, так как велики различия в истории и культуре, традициях и национальных особенностях. Однако действия Германии в создании тесной взаимосвязи между наукой и бизнесом, при их успешной адаптации, могут оказаться очень полезными для дальнейшего развития инновационной системы России.

1 Костенко Н. "Не тем помогают". Ведомости, четверг, 26 ноября 2009 года, С. А02.

2 Кудров В.М. Национальная экономика России: учебник. - М.: Издательство "Дело" АНХ, 2008. - с. 531.

3 Ливанов Д., Рогачёв М. "Путь развития". Ведомости, среда, 30 июня 2010 года, стр. 04.

4 Рудник П., Соколов А. "Технологические платформы - новый инструмент инновационного развития", материалы международного семинара Высшей школы экономики "Технологические платформы: европейский опыт и перспективы развития в России", 2010 г. http://www.hse.ru/news/avant/26489383.html

5 Президент РФ Дмитрий Медведев "Общие цели - общие действия". Ведомости, вторник, 13 апреля 2010. С. 4.

6 Ливанов Д., Рогачёв М., "Путь развития". Ведомости, среда, 30 июня 2010 года, С. 4.

7 Субботин А.К. "Современная стадия и перспективы создания общества знаний в Европе". РАН ИНИОН Актуальные проблемы Европы №2 "Европа: переход к обществу знаний?". Москва. 2007. С. 29.

Кроме этого, существуют перспективы прямого сотрудничества России и Германии в данном направлении. Так, в 2010 году по итогам двусторонних межгоскон-сультаций Россия и Германия подписали соглашение о взаимодействии между фондом "Сколково" и компанией Siemens, а также документы по модернизации сортировочных станций и созданию совместного предприятия по производству, поставке и обслуживанию современных российских электропоездов.

В рамках встречи Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева в июле 2011 года было принято решение о сотрудничестве Германии и России в области модернизации, чему несомненно будет способствовать проведение Года Германии в России с июня 2012 года по июнь 2013 года. В рамках этой инициативы подписано несколько соглашений между двумя странами, в том числе проекты по поддержке инновационного развития малых и средних предприятий, по сотрудничеству в области высоких технологий12. Их реализация является отличной возможностью для получения уникального опыта и развития перспективных проектов в России с применением экспертизы Германии в эффективном управлении данными процессами и получения позитивных результатов.

* * *

Функционирование инновационной системы Германии показывает, что роль государства, развивающего координационные механизмы стимулирования инноваций, является очень весомой. При этом возрастает его значимость и собственно в получении, распространении и использовании новых знаний. Ясны и важнейшие факторы успеха политики ФРГ в этой сфере: чётко сформулированные приоритеты, опирающиеся на долгосрочную стратегию развития, последовательность действий и тесное взаимодействие науки и промышленности в достижении поставленных целей. Это также нарастающие усилия государства для увеличения частных НИОКР, стимулирования инновационного поведения компаний, в особенности, средних и малых предприятий. Благодаря этому частная инициатива вносит всё больший вклад в развитие проектов, отбираемых предприятиями самостоятельно. Подчеркнём: политика, нацеленная на более тесное сотрудничество между государством, частным бизнесом и исследовательскими организациями, координирующая роль государства в инновационном процессе - вот те важнейшие факторы успеха в долгосрочном развитии инновационных процессов в экономике ФРГ.

1 " A good time for German-Russian cooperation ", 19.07.2011

http://www.bundesregierung.de/nn_6562/Content/EN/Artikel/__2011/07/2011-07-19-dt-rus-regierungskonsultationen_en.html

2 " Moscow and Berlin pledge to support innovation ", 19.07.2011 http://rt.com/politics/medvedev-merkel-gas-supplies/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.